«Не от Бога ли истолкования?» — отозвался Иосиф, и просил рассказать ему их сны. Виночерпий рассказал, что ему снилась виноградная лоза, на которой были три ветви. И когда развилась лоза и созрели на ней ягоды, то он выжал из нее сок в чашу фараонову и подал ему ту чашу. Уповая на Всемогущего Бога, Иосиф так объяснил виночерпию сновидение его: три ветви — это три дня, после которых ты будешь оправдан перед фараоном и снова будешь подавать чашу в руку его. «Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома», — попросил Иосиф виночерпия и рассказал ему свою историю и как незаслуженно был он заключен в темницу. Затем и хлебодар рассказал, что ему снились также три решетчатые корзины: в верхней из них были хлебы, испеченные для фараона, и птицы клевали их в корзине на голове его. Через три дня, объяснил Иосиф, фараон повелит отрубить тебе голову и повесить тебя, и птицы будут клевать твое тело. Оба эти объяснения в точности оправдались. Помилованный виночерпий скоро забыл об Иосифе. Но через два года и самому царю египетскому приснились такие сны, которые встревожили его и которых никто не мог объяснить ему. Тогда-то виночерпий вспомнил об Иосифе и сказал царю, что знает одного человека, который умеет объяснять сны. Немедленно был взят Иосиф из темницы и представлен фараону (так назывались цари египетские). «Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны. И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону». (Быт. 40, 8,14; 41 15—16) И рассказал фараон Иосифу сон свой, что, стоя на берегу реки, он видел семь тучных коров, пасущихся в тростнике, а вслед за тем увидел других, но уже очень тощих коров, которые пожрали первых; и что еще видел он во сне семь полных, хороших колосьев на одном стебле, «но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших».

http://pravoslavie.ru/2794.html

Но братья не могли ему отвечать ни слова: так испугали их слова его! Стыд и страх овладели ими, они стояли перед ним как окаменелые. Тогда Иосиф сказал им: «Подойдите ко мне!» Они подошли, но все еще не могли вымолвить ни слова. «Я Иосиф, – продолжал он, – я брат ваш, тот самый, которого вы продали в Египет! Но не скорбите о том, что вы продали меня; Бог привел меня сюда для спасения вашей жизни. Спешите скорее к отцу моему и возвестите ему о моей славе в Египте; расскажите ему все, что вы здесь видели; спешите, приведите сюда моего отца!» Потом бросился он на шею к Вениамину и заплакал; плакал и Вениамин в объятиях брата. После сего он облобызал и прочих братьев, и слезы их смешивались с его слезами. Тогда только осмелились они говорить с ним. Услышав об этой радости Иосифа, сам фараон возрадовался и приказал от себя пригласить в страну свою престарелого Иакова. «Но не ссорьтесь на пути», – говорил Иосиф при прощании братьям своим, давая тем заметить, что он всех простил за прошедшее; и они отправились с радостью и веселием в Ханаан. 20 . Переселение Иакова в Египет «Иосиф жив еще и господствует над всем Египтом!» – восклицали одиннадцать сыновей Иакова, бросаясь к нему в объятия по возвращении своем домой. Но сердце Израиля слишком свыклось со скорбью о потере любимого сына, а потому он не верил словам их. Однако когда они пересказали ему все слова Иосифа и показали присланные им колесницы, Иаков ожил духом и сказал: «О счастье! Неужели еще жив сын мой Иосиф! Ах, дайте мне взглянуть на него, пока я не умер!» И вот Иаков с детьми и внуками отправляется в Египет, берет с собою все свое имение и все богатства, приобретенные им в земле Ханаанской. Услышав о приближении отца, Иосиф сел в колесницу и отправился к нему навстречу. Увидев же его, бросился ему на шею и долго плакал в его объятиях. «Теперь умру спокойно, – говорил Израиль сыну своему, – ибо видел лицо твое и уверился, что ты жив». Иосиф представил своего отца фараону. «Сколько лет тебе?» – спросил его царь. «Сто тридцать лет странствия моего по земле, – отвечал Иаков. – Малы и скудны дни возраста моего и далеко не достигают долготы дней отцов моих».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

«Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго». Пресвятая Дева, понимая, конечно, что Иосиф хочет Ее отпустить, не могла ничего ему сказать и, наверное, только молилась о том, чтобы Господь как-то все устроил. И Ангел явился Иосифу во сне, потому что он, может быть, не способен был воспринять обычное явление Ангела, какое было Пресвятой Деве. Ей Ангел явился воочию, как и Захарии. И мы помним, что Захария онемел после этого явления. Иосифу же Ангел явился во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов», то есть «потомок Давида», или, правильнее сказать, «достойный потомок царя Давида», потому и названный сыном Давида. «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго». Что значит «принять»? Это не значит сделать Ее женой в подлинном смысле слова. Иосиф должен принять Пресвятую Деву как святыню и как человека, нуждающегося в покровительстве, в опекунстве, в том, чтобы столь необыкновенное дело было укрыто не только от людей, но и от диавола. Представьте себе, что Пресвятая Дева не была бы прикрыта браком. Как бы восприняли люди совершившееся с Нею непорочное зачатие? Кто мог бы вместить известие о нем, если сам праведный Иосиф не сразу смог поверить в то, что это от Бога? И потому Иосиф должен был принять Марию как жену, чтобы создать видимость привычного для всех образа жизни, чтобы заботиться о Ней и о Богомладенце Христе. Но никак нельзя понимать это в том смысле, что Иосифу следовало вступить в обычный брак. Так, некоторые протестанты кощунственно говорят о том, будто бы Пресвятая Дева Мария, после того как родила Богомладенца Христа, еще имела детей, потому что в Евангелии упоминается о братьях и сестрах Господа Иисуса Христа. Святая Церковь толкует эти упоминания просто: Иосиф был старцем, вдовцом, и от первого брака он имел сыновей и дочерей. Это были, как бы мы сейчас сказали, сводные братья и сестры Господа Иисуса Христа. Но все иудеи, не знавшие о Божественном происхождении Спасителя, считали их Его братьями и сестрами в собственном смысле слова. Нигде не говорится, что они были младше Его. Существует даже такое мнение, что апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы были племянниками Спасителя, то есть происходили от Его названой сестры. И потому она, считая, что, как родственница, имеет право просить за них, с дерзновением приступила к Господу с просьбой о том, чтобы ее сыновья воссели от Него справа и слева в Царствии Его (см. Мф.20:20-21 ). В таком случае ее поведение становится для нас понятным.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Они хотят устроить в свою пользу то, что некогда в подобных обстоятельствах библейских Иосиф устроил в пользу Фараона: «И хлеба нет во всей земле, ибо отяготел голод весьма; и истощалась земля Мицраим и земля Кенаан от голода. И собрал Иосиф все серебро, что нашлось в земле Мицраим, и в земле Кенаан за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро из земли Мицраим и из земли Кенаан. И пришел весь Мицраим к Иосифу, говоря: давай нам хлеба, и зачем умирать нам перед тобою, ибо вышло серебро. И сказал Иосиф: давайте скот ваш и дам вам за скот ваш, если вышло серебро. И приводили скот свой к Иосифу, и дал им Иосиф хлеба за лошадей и за мелкий скот и за крупный скот и за ослов; и снабдил их хлебом за весь скот их в тот год. И прошел тот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина, что и серебро кончилось и стада скота у господина: не осталось перед лицом господина ничего кроме тел наших и земли нашей, купи нас и земли наши за хлеб, и будем мы с землями нашими рабами Фараону, и дай семян, чтобы нам жить и не умереть и чтобы земля не запустела. И купил Иосиф всю землю Мицраим для Фараона, ибо продали египтяне каждый поле свое, ибо одолел их голод; и досталась земля Фараону. — И сказал Иосиф народу: вот я купил вас теперь и землю вашу для Фараона; вот вам семена и засевайте землю… И сказали они: ты оживил нас; да обретем милость в глазах господина и да будем рабами Фараону». Все произошло к обоюдной выгоде и безо всякого насилия. То же имеют в виду и наши Иосифы. Пусть голодающие крестьяне продают свой скот и свою землю и поступают в батраки. Они всегда будут сыты и обеспечены, и вместе с тем вся страна выгадает, ибо несомненно, что богатые и образованные землевладельцы, обеспеченные дешевою работою и силою, имеют все средства (которых не имеют крестьяне), чтобы изменить первобытное сельское хозяйство в рациональное. Таким образом этот план не только спасет голодающих крестьян и «оживит» их, но избавит и всю Россию от грозящего ей истощения и запустения.

http://predanie.ru/book/220020-filosofsk...

Патриарх Иосиф Братья продают Иосифа      Когда дети Иакова подросли, они стали пасти скот. Иосиф был любимым сыном у Иакова. Поэтому братья относились к нему недружелюбно. Эта неприязнь перешла в ненависть после двух снов, которые увидел Иосиф. В первом сне он увидел, как братья вязали снопы. Сноп Иосифа стал прямо. Снопы братьев стали кругом и поклонились снопу Иосифа. Братья сказали: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? (Быт 37, 8). Во втором сне Иосиф увидел, как ему поклонились солнце, луна и одиннадцать звезд. Отец спросил: неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли? (Быт 37, 10). Вскоре братьям представилась возможность проявить свою ненависть к Иосифу. Они пасли скот. Отец послал Иосифа к ним. Когда они увидели брата, то замыслили убить его. Но Рувим проявил сострадание и сказал: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него (Быт 37, 22). Тогда они сняли с него одежду и, бросив в ров, сели есть хлеб. Увидев проходивший мимо караван измаилитян, направлявшийся с товарами в Египет, братья продали его за двадцать сребреников купцам. Измазав его одежды кровью козла, показали отцу и сказали, что сына его растерзал хищный зверь. Иаков разодрал свои одежды, оделся во вретище (власяницу) и многие дни оплакивал сына (см.: Быт 37, 34). Иосиф в Египте В Египте купцы перепродали Иосифа царедворцу фараона и начальнику телохранителей Потифару. Вначале жизнь Иосифа на чужбине сложилась благополучно. Господь был с Иосифом. Все, что он делал, имело успех. Потифар, видя это, поставил его над своим домом. Господь благословил дом египтянина ради Иосифа. Но вскоре Иосифа постигло испытание. Он был красив. Жена Потифара, безуспешно домогавшаяся греховной связи, оклеветала целомудренного юношу. Он был заключен в темницу. Но и там Господь помогал ему. Иосиф снискал благоволение в глазах начальника темницы. Спустя некоторое время в темницу были брошены два царедворца (главный виночерпий и главный хлебодар).

http://pravoslavie.ru/103644.html

Пентефрий тотчас же поверил этим ложным словам и сильно разгневался на Иосифа. Он приказал сковать Иосифа и отправить в тюрьму. Пентефрий забыл про то благоустроение в домашнем и сельском хозяйстве, которое Бог послал ради Иосифа. Не проверив слов жены своей, Пентефрий осудил невинного Иосифа. Бог же Авраама, Исаака и Иакова, испытывающий сердца людей, не покидал Иосифа и не оставлял его своею милостью: Иосиф снискал благоволение начальника тюрьмы и жил как на воле. Господь Бог не оставляет боящихся Его. И жил Иосиф у начальника тюрьмы так же, как и у Пентефрия. Видя Иосифа во всем себе верным, начальник сделал его смотрителем над всей тюрьмой. Как-то раз после этого два царедворца фараона египетского, главный хлебодар и главный виночерпий, провинились перед своим господином. Фараон разгневался и посадил их в ту же тюрьму, куда был посажен и Иосиф. Прошло несколько дней, как они жили в тюрьме. Иосиф во всем помогал им, потому что они были честными людьми. Вот однажды каждому из них в одну и ту же ночь приснился сон, предзнаменовавший близкое будущее. Иосиф по обычаю пришел к ним поутру и нашел их смущенными и печальными. Он спросил их: — Отчего сегодня у вас печальные лица? Они сказали ему: — В эту ночь каждый из нас видел сон, и мы потому печальны, что некому истолковать их. Тогда Иосиф сказал им: — Один Бог, как Всеведущий, может, если захочет, открыть значение сна людям, боящимся Его. Расскажите каждый свой сон. Бог откроет вам через меня их значение. Главный виночерпий рассказал ему такой сон: — Я видел пред собою виноградник, а в нем виноградную лозу. На лозе выросли три молодые ветви, которые дали зрелые ягоды. У меня в руках была чаша фараона. Я взял и подал ее в руки фараона. На это Иосиф ответил ему: — Вот что значит твой сон: три ветви — это три дня. Через три дня фараон вспомнит о тебе, смилуется над тобой и, освободив отсюда, снова назначит тебя на прежнюю должность. Тогда, как и прежде, ты подашь чашу фараону. Вспомни же обо мне, господин мой, когда тебе будет хорошо, и окажи мне благодеяние. Я прошу упомянуть про меня фараону и освободить меня отсюда. Ведь меня украли из земли Еврейской. В вашей же стороне я тоже не совершал никакого преступления, и если меня посадили в тюрьму, то только по злобе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

«По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (ст. 19–20). Опять Иосиф показывает преданность воле Божией. В Египте в то время жило множество евреев, причем жили они весьма благополучно и, наверное, даже лучше, чем их единоплеменники у себя на родине, но Иосиф предпочитает исполнить волю Божию, не вдаваясь в рассуждения о том, что с человеческой точки зрения кажется удобнее. «Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» (ст. 21). Но здесь, уже не имея особенного повеления от Бога, где ему поселиться, он действует согласно человеческому рассуждению и еще раз показывает нам пример необыкновенного благоразумия, пример того, как и в чем мы должны повиноваться Богу слепо, а в чем — проявить человеческое рассуждение, где следует подчиниться власти, а где — нет, чтобы избежать ее посягательств на нашу жизнь. «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти» (ст. 22). Про Архелая говорили, что он очень жестокий человек и этим походит на своего отца. «Но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (ст. 22–23). Иосиф понял, что ему нельзя идти в Иудею. Может быть, по-человечески ему казалось, что надо жить в Вифлееме, откуда сам Давид был позван на царство. Но Иосиф начинает сомневаться, и Господь вновь открывает ему Свою волю. Иосиф явился достойным заступником Пресвятой Девы и Богомладенца Христа и исполнил свое служение, свое предназначение. Потому весьма заслуженно в следующее воскресенье после Рождества Христова Церковью празднуется память трех величайших праведников, которые являются, как бы мы сказали, родственниками Спасителя по плоти: Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня. Иосиф охранял Пресвятую Деву и Богомладенца вплоть до времени своего исхода из этой жизни. Отрок Иисус постепенно становился зрелым мужем, достиг совершеннолетия и вышел на проповедь. Из Евангелия от Луки мы знаем, что, когда Спасителю было двенадцать лет, Иосиф был еще жив (см. Лк.2:42-43 ). Неизвестно точно, когда он отошел из этого мира, но, видимо, незадолго до того, как Господь Иисус Христос вышел на Свою проповедь.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

После снов, которые видел фараон, точно наступило семь урожайных лет. В это время Иосиф собрал во всем Египте так много хлеба, что его нельзя было ни счесть, ни измерить. Потом настали голодные годы: не было хлеба нигде. Тогда Иосиф начал продавать хлеб всем: и египтянам, и соседним народам, которые со всех сторон приходили в Египет за хлебом. Такой же голод был и в земле Ханаанской. Тогда Иаков сказал своим сыновьям: «Слыхал, что в Египте продают хлеб, ступайте туда и купите, чтобы не умереть нам с голоду». Десять братьев отправились в Египет, один только Вениамин остался дома. Прибыв в Египет, братья явились к Иосифу. Они не узнали его и поклонились ему до земли. Иосиф тотчас узнал братьев, но сделал вид, будто не знает их. «Откуда вы?» – спросил он братьев. Те отвечали: «Из земли Ханаанской, мы пришли в Египет купить хлеба». Иосиф грозно сказал им: «Вы шпионы, а не купцы, вы пришли осмотреть нашу землю!» Братья, испугавшись, отвечали: «Нет, мы честные люди. Нас всех было двенадцать братьев, одного уже нет в живых, а младший остался дома с отцом». Иосиф сказал им: «Я не выпущу вас из земли Египетской, пока не придет сюда ваш младший брат. Пошлите одного из вас за ним, а прочие оставайтесь пленниками у меня, пока не уверюсь, правду ли вы говорите». Сказав это, он приказал посадить их в темницу и держал там три дня. На третий день Иосиф приказал привести к себе братьев и сказал им: «И боюсь Бога и не хочу обижать вас. Если вы точно честные люди, то пусть один из вас останется в темнице, а прочие ступайте домой с хлебом, но только не смейте в другой раз приходить сюда без младшего брата». Тогда братья начали говорить между собой: «Это Бог карает нас за то, что мы погубили нашего брата». Они думали, что Иосиф не понимает их слов, а он, видя их раскаяние, отошел от них и заплакал. Потом, вернувшись, приказал связать Симеона и посадить в темницу, а прочих братьев с полными мешками хлеба отпустил домой. Приехав к отцу, братья рассказали ему обо всем, что было с ними в Египте. Иаков очень этим опечалился и сказал: «Иосифа моего нет, не стало и Симеона, а вы хотите отнять у меня еще и Вениамина! Нет, не пущу его в Египет!» Второе путешествие Иосифовых братьев в Египет

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

После снятия с креста тело Иисуса было просто положено в могилу, не будучи ни обмыто, ни помазано. Это явствует из слова Самого Господа, сказанного в Вифании, когда некая женщина возлила Ему на голову драгоценное миро: «Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению» ( Мк.14,8 ). Далее мы увидим, что только «по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» ( Мк.16,1 ). Иосиф же «купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба». Иосиф просто не имел времени соблюсти обычай надлежащего приготовления тела к погребению: омовения и помазания. Ведь Иисус умер в девятом часу, то есть около трех часов пополудни. А примерно в шесть часов вместе с заходом солнца должна была начаться суббота. Как сказано в Евангелии, «уже настал вечер ... перед субботою». А по закону о субботе запрещалось выполнять какую-либо работу. Иосиф спешил. Он должен был дойти до дворца Ирода, чтобы там попросить аудиенции у Пилата. После этого Пилат, чтобы к своему удивлению удостовериться в смерти Иисуса, должен был позвать за сотником отряда, проводившего казнь, – а этот отряд находился в своих казармах, в крепости Антония. Только после всего этого Пилат разрешил Иосифу снять тело Иисуса и предать его погребению. Иосиф же должен был еще пойти купить плащаницу, то есть погребальное полотно, и озаботиться о гробнице, высеченной в скале. Вблизи Голгофы тогда были такие гробницы. В этом может удостовериться сегодня посетитель Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Предположение, будто Иосиф при погребении воспользовался собственной фамильной гробницей, маловероятно. Против этого говорит и сам текст Евангелия и логика: Сказано просто, что он «положил Его во гробе» (буквально «в некоей гробнице»). И действительно, с какой стати уважаемый, почтенный (euvsch,mwn), то есть достаточно богатый собственник и член Высшего Совета стал бы приобретать фамильную гробницу возле места казней? Скорее всего, Иосиф Аримафейский похоронил Иисуса в одной из тех гробниц, которые уже существовали около Голгофы, и которые по прошествии одного года освобождались. Дело в том, что останки ежегодно изымались из гробниц и помещались в оссуарии, в погребальные урны для костей. Положив тело Иисуса в гробнице, Иосиф привалил ко входу в неё камень.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Собрались к нему сыновья и дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (жилище мертвых)» ( Быт. 37:12–35 ). Иосиф в Египте у Потифара и в темнице Купцы отвели Иосифа в Египет и продали царедворцу фараона 129 , начальнику телохранителей, Потифару (Пентефрию). Господь был с Иосифом, и он был успешен в делах своих. Потифар полюбил Иосифа, сделал его управителем всего имения своего, и Бог благословил дом Потифара ради Иосифа. Жена Потифара стала уговаривать Иосифа обманывать вместе с нею мужа. Когда Иосиф не согласился на это, она оклеветала его пред мужем, и он посадил Иосифа в темницу, где содержались царские узники. Начальник темницы полюбил Иосифа и поручил ему смотреть за узниками. После сего фараон прогневался на виночерпия своего и хлебодара 130 и посадил их в ту же темницу, где заключен был Иосиф. Однажды виночерпию и хлебодару виделись сны. Они рассказали их Иосифу. Виночерпий рассказал: «Мне снилось, будто предо мною виноградная лоза с тремя ветвями. Она распустилась, показался на ней цвет, выросли и созрели ягоды. У меня была в руках чаша фараонова. Я взял ягод, выжал их в чашу и подал чашу фараону». Иосиф сказал ему: «Через три дня фараон возвратит тебя на место твое. Вспомни меня, когда хорошо тебе будет, выведи меня из этой темницы». Потом хлебодар сказал Иосифу: «Мне также снилось, будто на голове у меня три корзины 131 ; в верхней корзине всякая пища фараонова, и птицы клевали ее». Иосиф сказал ему: «Чрез три дня фараон снимет с тебя голову и повесит тебя, и птицы будут клевать тело твое». На третий день фараон праздновал день своего рождения, вспомнил о виночерпии и хлебодаре, и виночерпия возвратил на прежнее место, а хлебодара повесил. Виночерпий вышел из темницы и забыл об Иосифе» ( Быт. 37:36, 39, 40 ). Иосиф объясняет сновидения фараону и делается правителем Египта. Семь лет плодородия и семь лет неурожая Через два года по освобождении из темницы виночерпия, фараон видел два сновидения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010