Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [серб. Jocuф] (Раячич Илия; 20.07.1785, с. Лучани - 1.12. 1861, Сремски-Карловци), патриарх Сербский в 1848-1861 гг. Род. в семье свящ. Луки. Учился в немецких светских школах, затем в Загребе, Сремски-Карловци, в 1806-1808 гг. в Сегедине (ныне Сегед, Венгрия) бесплатно изучал философию в школе монашеского ордена пиаристов. Поступил в Венский ун-т, но в 1809 г. прервал учебу и вступил в студенческий батальон для защиты Вены от приближавшихся французских войск. 10 апр. 1810 г. принял монашеский постриг в монастыре Гомирье , 20 дек. 1811 г. возведен в сан архимандрита и назначен помощником Горно-Карловацкого еп. Моисея (Милковича) . В 1822 г. стал администратором Пакрацкой епархии. 24 июня 1829 г. в соборной церкви Сремски-Карловци хиротонисан во епископа Далматинского Карловацким митр. Стефаном (Стратимировичем) . 6 окт. 1829 г. открыл «клерикальную» школу в г. Шибеник. 30 сент. 1832 г. австрийский имп. Франц Иосиф I утвердил указ о деятельности школы, а в 1841 г. она была перемещена в Задар и преобразованав семинарию. Пытался ввести в епархии духовный суд. И. удалось сохранить в храмах епархии богослужебные книги русской печати, которые власти намеревались заменить книгами, напечатанными в Вене или в Пеште (ныне Будапешт). Активно выступал против навязывания унии православным сербам в Сев. Далмации и в результате в 1834 г. был переведен на Вршацкую кафедру. На новом месте основал гимназический фонд, в который пожертвовал 3,6 тыс. форинтов. После смерти в 1841 г. Карловацкого митр. Стефана (Станковича) И. стал вместе с еп. Темишварским Пантелеимоном (Живковичем) и еп. Будимским Платоном (Атанацковичем) одним из кандидатов на замещение вдовствующей кафедры. На народно-церковном Соборе, созванном 31 авг. 1842 г., ни одному кандидату не удалось получить все голоса (митрополит должен был быть избран единогласно), но за И. проголосовало большинство. Поэтому 27 сент. имп. Франц Иосиф I назначил его митрополитом Карловацким. И. остался недоволен вмешательством властей и позднее выступал против противоречащих канонам назначений епископов императором.

http://pravenc.ru/text/578457.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ [румын. Andrei] (Шагуна Анастасиу; 20.12.1808, Мишкольц, Венгрия - 28.06.1873, Сибиу, Румыния), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильвании, богослов и церковно-общественный деятель. Род. в купеческой семье румын, выходцев из Македонии (аромунов). Окончил гимназии в Мишкольце и Пеште. В 1826-1829 гг. изучал философию и право в ун-те в Пеште. После окончания правосл. ДС в Вершеце (венг.; сербо-хорват. Вршац, Сербия) по благословению митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича) поступил в серб. мон-рь Хопово, где 12 окт. 1833 г. пострижен в монашество с именем А. В февр. 1834 г. рукоположен митр. Стефаном во иеродиакона, с окт. того же года преподаватель ДС в Сремски-Карловци. В нояб. 1835 г. назначен секретарем консистории Карловацкой архиепископии и возведен в сан архидиакона. Рукоположен митр. Стефаном (Станковичем) во иеромонаха 21 июня 1837 г. В следующем году стал протосинкеллом и советником митрополита. Помощник настоятеля в серб. мон-рях Язакском (1838) и Бешеново (1840). В 1842 г. митр. Иосиф (Раячич) возвел А. в сан архимандрита и определил настоятелем в серб. мон-рях Хопово (1842), а затем Ковильском (1845). 15 июня 1846 г. А. назначен генеральным викарием Ардяльской (Трансильванской) епископии, находившейся в юрисдикции Карловацкой митрополии с резиденцией в Сибиу. В дек. 1847 г. на Соборе епархиальных протопопов в Турде избран наряду с 2 др. претендентами кандидатом во епископы. 24 янв.1848 г. власти в Вене утвердили кандидатуру А. 18 апр. 1848 г. в Сремски-Карловци хиротонисан во епископа. Владыка неоднократно обращался с требованием о воссоздании Трансильванской митрополии к австр. правительству, Сербскому Патриарху и серб. Церковно-Народному Собору в Сремски-Карловци от лица епархиальных Соборов, состоявших из клира и мирян и созванных в Сибиу в 1850, 1860 и 1864 гг. 12 дек. 1864 г. А. назначен митрополитом восстановленной Трансильванской митрополии с кафедрой в Сибиу. В сент.-окт. 1868 г. А. созвал в Сибиу Национально-церковный конгресс правосл. румын. митрополии, к-рый принял Органический статут Румынской Православной Церкви в Трансильвании.

http://pravenc.ru/text/115264.html

Церковь Всех Святых (Вршац) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Всех Святых в Вршаце — храм Банатской епархии Сербской Православной Церкви на кладбище в Вршаце, не является приходской. Содержание История [ править править код ] Строительство храма в честь Всех Святых на православном кладбище в Вршаце началось в 1836 году, в следующем году построенный храм освятил епископ Вршацкий Иосиф (Раячич) . Храм однонефный с колокольней, построен в стиле барочного классицизма. Особенность архитектуры этого храма состоит в том, что в восточной части, где расположен алтарь, он заканчивается плоской стеной, а не обычной, полукруглой. С приездом русской эмиграции епископ Гаврило (Змеянович), а затем епископ Иларион (Радонич) передали храм в пользование духовенству Русской Православной Церкви Заграницей. Основателями храма была купеческая семья Гаврилович из Вршаца. Причиной, по которой Гавриловичи решили построить этот храм, стало большое горе: 9 из 14 детей умерли сразу после рождения, и только четверо дожили до взрослого возраста. Интерьер храма расписан в середине XIX века. Неизвестный автор использовал своеобразную технику: композиции были написаны маслом на холсте, а затем холст приклеивался на стены. Иконостас выполнен в стиле барокко. В 1964 году большими усилиями Банатского епископа Виссариона (Костича) храм был впервые отреставрирован и впоследствии реставрировался еще несколько раз. Современное состояние [ править править код ] Храм Всех Святых является кладбищенской церковью. Прихода не имеет. Престольные праздники [ править править код ] Собор Всех Святых - первое воскресенье после Дня Святой Троицы Как добраться [ править править код ] Адрес: Vršac, Сербия Проезд: Храм находится на пересечении улиц Змaj Jobuha и Jeлeha Bapjaшku. Вршац – небольшой город в границе с Румынией, расположен в 80 километрах от Белграда. Из Белграда в Вршац можно добраться на автобусе или автомобиле. Ежедневно до Вршаца отправляются несколько автобусных рейсов (актуальное расписание и стоимость билетов нужно уточнять на автостанции). Также в Сербии можно арендовать авто. Паломнику [ править править код ] Другие достопримечательности Вршаца: старинный собор Святого Николая Чудотворца (Саборна Црква) и Двор Банатской епархии (Владичански двор Банатске храм Успения Пресвятой Богородицы 18 века , монастырь Месич в одноименном селе недалеко от Вршаца. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Всех_С...

25 апр. того же года в семинарию назначили 3 священников-униатов из Галиции: Алексия Ступницкого - ректором и преподавателем нравственного и пастырского богословия, Иакова Честинского - преподавателем церковной истории и церковного права, Иакова Чировского - преподавателем библеистики и догматического богословия. Перспектива введения унии вызвала недовольство у правосл. населения. Духовенство направило жалобы митр. Карловацкому Стефану (Стратимировичу) , австр. и российским властям. 10 июня 1821 г. в Шибенике произошло нападение на карету, в к-рой должен был находиться еп. Венедикт, но жертвой стал А. Ступницкий. После его похорон униаты покинули Шибеник, а епископ бежал в Задар, в 1823 г. он уехал в Италию, откуда до апр. 1828 г. пытался управлять епархией через свящ. Спиридона Алексиевича. 24 июня 1829 г. на кафедру был хиротонисан архим. Иосиф (Раячич ; с 1842 Предстоятель Сербской Церкви). В 1833 г. в Шибенике была возобновлена семинария. Австр. власти предложили епископу изъять из церквей рус. богослужебные книги и заменить их напечатанными в Вене или Пеште (совр. Будапешт), но еп. Иосиф не ответил на это предложение, опасаясь, что новые книги не напечатают из-за высокой стоимости печати. Еп. Иосиф не дал никаких распоряжений священству по поводу требования властей вычеркнуть из церковных метрических книг имена людей, принявших унию. За невыполнение предписаний 5 июля 1833 г. он был переведен на Вршацкую кафедру. Из-за активного противостояния насаждению унии всего год занимал кафедру еп. Пантелеимон (Живкович) , к-рого в 1836 г. перевели в Будимскую епархию. В 1841 г. кафедра епархии и семинария были перенесены из Шибеника в Задар. С окт. 1843 г. Д. е. управлял еп. Иерофей (Мутибарич). Он основал школьный фонд для девочек, пытался организовать духовную консисторию, но власти не позволили и в 1853 г. отстранили его от управления. В том же году на кафедру впервые был избран далматинец по происхождению Стефан (Кнежевич) . За время долгого управления епархией (до 1890) он добился повышения уровня образования в Задарской семинарии, возобновил консисторию, ввел новое адм.

http://pravenc.ru/text/168664.html

До 1-й пол. XIX в. муз. записи К. р. отсутствовали. Напевы заучивались с голоса, а тексты читались из печатных книг, в основном присланных из Киева и Москвы. «Сербули» (серб. книги старой серб. печати, были раритетами уже в XVIII в. Выпускники карловацких богословских школ и др. хорошо подготовленные певцы разъезжались по различным уголкам Габсбургской монархии, Сербского княжества, а также в места проживания сербов в Османской империи. Первые нотные записи серб. пения были сделаны в 1854/55 г. в ц. св. апостолов Петра и Павла (Сремски-Карловци) с голоса прот. Афанасия Поповича молодым музыкантом из Будима (венг. Буда, впосл. вошел в Будапешт) К. Станковичем, одним из первых музыкально образованных сербов XIX в. Его труды поддерживал и направлял патриарх Иосиф (Раячич). Станкович, записывавший церковные напевы в Сремски-Карловци в течение неск. лет, позднее гармонизировал их для 4-голосного хора. При жизни Станковича лишь небольшая часть этих записей была издана в Вене в сб. «Православное церковное пение сербского народа» (1862-1864), большая же часть остается неопубликованной до наст. времени. Станкович не использовал определение «карловачко только нек-рые литургические песнопения имели пометку «овако се noje у Карловцима» (как поется в Карловци). Четверть века спустя последователь Станковича Т. Остойич в заглавие 1-го издания своего собрания записей внес термин «карловачко ( 1887). Позднее это определение использовали в названиях сборников мелографы (протопресв. Гавриил Болярич , Б. Цвейич , Й. Козобарич, прот. Ненад Барачки , Л. Лера) и переписчики, выпускники карловацких богословских школ. Употреблялся также термин «народное церковное пение». Подобным же образом называли церковное пение исследователи. Одним из первых писал о «карловацком сербском православном пении» Лазарь Богданович ( 1893). Его современник Остойич упоминал в работах о существовании карловацкого типа пения, но рассматривал только сербское церковное пение в целом, отмечая, что о нем следует написать «музыкально-филологическо-историческое научное исследование» ( 1896.

http://pravenc.ru/text/1681085.html

К переводу НЗ на реформированный сербский язык К. приступил по совету Копитара в 1819 г. и в 1821-1822 гг. опубликовал неск. евангельских глав в приложении к ж. «Сербские новости» (Новине Србске), позднее - отдельным изданием «Образцы Святого Писания на сербском языке» (Огледи Светога писма на српском jeзuky. Vindobonae, 1824). Перевод, выполненный по правилам предложенной им реформы, его предназначение для частного, а не богослужебного использования и допущенные искажения богословского смысла НЗ подверглись резкой критике со стороны как духовных, так и светских лиц. В февр. 1822 г. митр. Карловацкий Стефан (Стратимирович) жаловался по поводу искаженного и кощунственного, по его мнению, текста в дворцовую канцелярию. В 1820 г. или не позже 1823 г. К. предоставил текст перевода Российскому библейскому об-ву, однако в 1823 г. договор по неизвестным причинам был расторгнут, а рукопись возвращена. Однако текст оказался на рецензии у профессора физики Харьковского ун-та этнического серба Афанасия Стойковича, автора неск. книг на рус. языке по теории физики, к-рый признал перевод К. «низким», переработал и издал его под своим именем (Новый Завет Господа нашего Исуса Христа/Пер.: А. Стойкович. СПб., 1824). Версия Стойковича, основанная на сочетании слав. книжной лексики и приближенных к разговорной речи грамматики и синтаксиса, также не удовлетворила критиков, и в 1826 г. ее переиздания были запрещены. Впосл. К. значительно переработал свой перевод, сопоставил его с греч. оригиналом, с лат., рус., болг. и нем. переводами и затем опубликовал, так и не получив благословения серб. правосл. иерархов (Нови Зabjem Господа нашего Исуса Христа/Прев.: В. С. Беч, 1847). Несмотря на то что митр. Карловацкий Иосиф (Раячич , впосл. патриарх Сербский) подал на К. в суд и требовал сжечь все экземпляры этого издания, а в 1848 г. его продажа в Сербии была запрещена, перевод К. получил широкое распространение, неоднократно переиздавался и до сер. ХХ в. был главным серб. переводом НЗ (см.: Чарота И. А. Библия: Переводы на серб. язык//ПЭ. 2002. Т. 5. С. 161-162).

http://pravenc.ru/text/1470389.html

Примечание. Перед отъездом из Вены я слышал от сербского писателя Вука Караджича, что на место покойного митрополита избран преосвященный Иосиф Раячич, епископ вершацкий. Избрание его происходило в Карловцах в августе 1842 года; пятьдесят голосов произнесли его имя, а 25 требовали Пантелеймона Живковича. 2 . Преосвященный Евгений Гакман, епископ буковинский в Черновцах. 3 . Преосвященный Платон Афанацкович, епископ будимский в Буде. 4 . Преосвященный Стефан Попович, епископ пакрацкий в Пакраце. 5 . Преосвященный Герасим Рац, епископ магноварадийский в Араде. 6 . Преосвященный Иосиф Раячич, епископ вершацкий в Вершаце. 7 . Преосвященный Пантелеймон Живкович, епископ темешварский в Темешваре. 8 . Преосвященный Евгений Иоаннович, епископ карлштадский. 9 . Преосвященный Георгий Хранислав, епископ бачкий в Новом Саде. 10 . Преосвященный Василий Мога, епископ германштадский в Трансильвании. 11 . Генерал-викарий далматинской епархии архимандрит Стефан Крагуевич в Заре. А. Бронзовые медали доставлены следующим лицам: Экзем-пляры Преосвященному Евгению Гакману………….. Его епархии иеромонаху Сергию Томовичу…. Обе медали посланы с черновецким православным священником Георгием. Преосвященному Платону Афанацковичу…… Преосвященному Стефану Поповичу………… Медаль доставлена ему священником его епархии Симеоном Стояновичем из села Гачиште. Преосвященному Герасиму Рацу……………... Медаль доставлена священником его епархии Константином Балашом из села Диосег. Преосвященному Иосифу Раячичу…………… Преосвященному Пантелеймону Живковичу... Обоим преосвященным доставлены медали камеральным почетным чиновником из Темешвара, православным христианином Михаилом Чокерляном. Его светлости князю Михаилу Обреновичу для передачи сербскому митрополиту в Белграде…………………………………………. Г. Вуку Степановичу Караджичу……………... Мне, архимандриту Порфирию……………….. Итого … 10 Остается выслать из С.-Петербурга бронзовые медали преосвященным: митрополиту карловицкому, карлштадскому, бачкому, германштадскому и викарию далматинскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 1753 г. игум. Г. Феофил (Алексич) по поручению еп. Горно-Карловацкого Даниила (Якшича ; 1751-1771) находился в России для сбора милостыни. На собранные средства игум. Феофил к 1758 г. построил вост. часть братского корпуса Г. В 1758 г. он вновь приехал в Россию с просьбой о грамоте-разрешении представителям Г. регулярно приезжать для сбора милостыни. На обратном пути в июне 1762 г. игум. Феофил договорился с послушником Киево-Печерской лавры иконописцем Симеоном (Балтичем) об открытии иконописной школы в Г. Приехав в мон-рь, Симеон написал иконостас для храма, напрестольные и аналойные иконы и воспитал ряд учеников: Луку Никшича, Йована Грбича, Джордже Мишленовича и др. ( Радека М. Владика Данило (1715-1771) и време. Београд, 1966. С. 81). При преемнике игум. Феофила архим. Иоанникии (Милоевиче; с 1777) в дек. 1789 г. мон-рь сгорел, но при помощи местных жителей к 17 дек. 1790 г. весь мон-рь был восстановлен лучше прежнего. Известно, что 10 апр. 1810 г. в Г. принял монашество Иосиф (Раячич ; буд. настоятель мон-ря и патриарх Сербский), а в 1811 г.- Савва (Мркал), один из реформаторов серб. языка. В 1812 г. в мон-ре вновь был пожар, но незначительный. С 1893 по 1897 г. игуменом мон-ря был Григорий (Живкович ; впосл. митр. Зворникско-Тузланский). Во время первой мировой войны мон-рь был обращен в концлагерь, в нем было заключено 37 священников. В межвоенный период стараниями игум. Феофана (Косановича; с 1929) мон-рь был приведен в порядок, при нем были устроены ризница и в 1938 г. б-ка. Во время второй мировой войны церковь была сильно повреждена усташами, братский корпус сожжен, ризница разграблена. Игум. Феофан в июне 1941 г. был отправлен в концлагерь в Копривнице, потом в Ядовно под Госпичем, где 25 июля того же года принял мученическую кончину. Обновление мон-ря как женского началось в 1999 г. В 2004 г. игуменией была мон. Параскева. Согласно монастырскому преданию, в киоте жертвенника церкви хранится часть пепла сожженных мощей свт. Саввы Сербского, к-рая была принесена монахами из Крки. Также в Г. хранятся частицы мощей святых Феодора Тирона и Стефана Пиперского.

http://pravenc.ru/text/166117.html

6 июня 1820 года священник Николай Гатеша служил обедню уже в римско-католической церкви в Тржите. Узнав об этом, народ страшно возмутился и начал угрожать ему убийством; но так как это ни к чему не привело, то 9 июня народ привёл в исполнение свою угрозу. Уже спустя некоторое время после убийства Николая Гатеши, епископом горне-карловацким Моисеем Миоковичем было получено от военной власти («Генерал-команды») известие о том, что император Франц I повелел: «если священник Николай Гатеша примет унию, назначаю ему годичное жалование в 200 гульденов; также пусть управляет приходом в Тржите, если греко-католический епископ Станич найдет его к тому способным». Так кончилась попытка провести унию в Тржите; хотя попытки возобновлялись и после, но оставались без успеха. Особенное внимание обращал митрополит Стратимирович на сербские монастыри, которым придавал большое значение: «Сербские монастыри и монахи, говаривал он, это – столп сербской церкви». Этот замечательный иерарх карловицкой митрополии, принёсший много пользы сербской церкви и сербскому народу, умер 23 сентября 1836 г. В 1848 году мадьяры подняли восстание против Австрии с намерением основать своё вполне самостоятельное государство, управляемое своим же народным королём. Австрии, которую тогда спас русский император Николай I, с воодушевлением пришли на помощь и сербы, питавшие глубокую ненависть к мадьярам за их всегдашние притеснения, особенно усилившиеся за последнее время. Особенно сербы были недовольны тем, что в Венгрии мадьяры не хотели признавать другой народности и языка кроме мадьярского. 1 мая 1848 года собралась в Карловцах сербская народная скупщина, в которой принимали участие и сербы из Сербии, под председательством митрополита Иосифа Раячича. Скупщина выбрала из своей среды «народный одбор» (комитет), с целью руководить восстанием. На этой же скупщине сербы провозгласили себя политически свободным народом, живущим под державой австрийских императоров, и потребовали, чтобы провинции: Сремь, Бачка, Банат и Военная Граница, населённые сербами, вошли в состав особой правительственной территории под названием «Српска bojboдuha». При этом воеводой был избран Стефан Шупликац, а митрополит Иосиф Раячич провозглашён патриархом 140 . Император Франц Иосиф I, в это время вступивший на престол после отречения своего дяди импер. Фердинанда, зная заслуги сербов перед австрийским престолом и крайне нуждаясь в их помощи, признал и утвердил сербское воеводство и патриархию. Впоследствии, когда миновала опасность и когда мадьяры признали австрийского императора своим королём, тот же император Франц Иосиф I в 1860 году упразднил сербское воеводство и оставил только карловицкому митрополиту пустой титул патриарха. Вот чем отплатило австрийское правительство сербам за заслуги, оказанные ему ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

—157— пенсией и проживал в Венеции до своей смерти († 1862 г.). Вторым епископом был Иосиф Раячич (род. 1784 г. в Хорватии, † 1861 г. в Карловцах). Управлял далматинской епархией до 1834 г. когда перешел в вершецкую епархию. В 1842 г. назначен карловицким архиепископом и митрополитом, а в 1848 г. и патриархом. Третьим епископом был Пантелеимон Живкович (род. в Карловцах 1795 г., † 1851 г.). Определен в далматинского епископа в 1835 г. и менее чем чрез год перемещен в епископа будимского. С 1836 до 1843 г. далматинская епархия не имела своего епископа, а управлялась викариями карловицкого митрополита. В декабре 1843 г. епископом далматинским назначен Иерофей Мутибарич (род. в бачском округе 1799 г., † 1858 г. в Карловцах). Управлял епархией до 1853 г. – 16 марта 1853 г. вступил в управление далматинской епархией Стефан Кнежевич (род. 1806 г., † в Задре 28 января 1890 г.). Во время его тридцати семилетнего управления, упорядочены в далматинской епархии приходы и благочиния (протопресвитерства) и учрежден епархиальный духовный суд; назначено добавочное жалование приходскому духовенству из государственного казначейства; преобразована старая клирикальная школа в нынешний «православии богословски завод у Задру». При нем 6 ноября 1870 г. установлена еще одна новая – боко-которская и дубровничская епархия, к которой отошла южная часть Далмации и далматинской епархии. 1437 – Ныне далматинско-истрийской епархией управляет преемник Стефана Кнежевича преосвященный епископ Никодим Милаш (с 10 июля 1890 года), доктор богословия. 1438 Боко-которской, дубров- —158— ницкой и спичанской епархией (резиденция епископа в г. Которе) управляет преосвященный Герасим Петранович (с 9 мая 1874 г.), доктор богословия. 1439 – В той и другой епархии имеется епископская консистория или епархиальный духовный суд, состоящий из председателя и шести членов (из них три действительных и три почетных). В далматинско-истрийской епархии 3 монастыря: Керк, Крупа и Драговичский. Протопресвитерств 5, приходов 54, капелланий 3, храмов 82, священников монашеского чина 28, мipckoro 41, дьякон 1, душ 76.866. В боко-которской епархии 8 монастырей: Баня, Савин, Режевич, Прасквица, Подластва, Градиште, Дульево и Подмайне. Протопресвитерств 4, приходов 43, капелланий 6, храмов 208, священников монашеского чина 15 и мipckoro 40, дьякон 1, душ 28.722. – В задрской богословской школе в 1899–1900 учебном году состояло 8 преподавателей и 31 воспитанник, из них в IV классе 2 ученика, в III – 10, в II – 7 и в I – 12 учеников. Богословская школа состоит под непосредственным ведением епархиального епископа. Ректор и остальные наставники имеют священный сан. Для бедных учеников основано общежитие, где могут жить за известную плату и дети со-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010