ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ДЕЛА ВНУТРЕННИЕ Отношения великого князя к братьям. – Развод Василия и новый брак. – Болезнь и кончина Василия. – Характер покойного. – Его образ жизни, семейные отношения. – Отношения к вельможам. – Титул, доходы великих князей московского и литовского. – Обычаи московского двора. – Состав двора. – Войско. – Приказы. – Жалованные грамоты. – Вельможество и войско в Западной России. – Козаки. – Города. – Сельское народонаселение. – Свойства страны по иностранным описаниям. – Промыслы. – Торговля. – Искусства. – Церковные события. – Иосиф Волоцкий и Максим Грек . – Вассиан Косой. – Быт монастырей. – Сношения с восточными церквами. – Состояние западнорусской церкви. – Законодательство. – Народное право. – Нравы и обычаи. – Литература. Мы видели, с каким нетерпением враги Московского государства ждали смерти Иоанновой, думая, что следствием ее будут междоусобия между Василием и племянником Димитрием, которого многочисленные приверженцы успеют освободить. Но они обманулись в своей надежде: сторона Димитрия не тронулась, и этот князь умер в тесном заключении в 1509 году. Мы видели также, что, обманувшись в надежде на Димитрия, Сигизмунд литовский попытался было поднять против Василия родного брата его, – и эта попытка осталась без успеха. Неуспех здесь, однако, происходил от бессилия удельных князей, а не от нежелания их высвободиться от тех отношений, в которые новый порядок вещей ставил их к старшему брату, к великому князю. В 1511 году великий князь узнал, что брат его, Семен калужский, хочет бежать в Литву. Василий велел ему явиться в Москву; Семен, видя, что умысел его открыт, предугадывая, что готовится ему в Москве, начал просить старшего брата о помиловании посредством митрополита, владык и других братьев. Великий князь простил Семена, но переменил у него всех бояр и детей боярских. Семен умер в 1518 году. Касательно отношений Василия к другому его брату, князю Димитрию Ивановичу, до нас дошел любопытный памятник-наказные речи Ивану Шигоне, как тот должен был говорить Димитрию от имени великого князя наедине: «Брат! Сам рассуди, хорошо ли ты делаешь? Помнишь, как нам отец наш приказал между собою жить? Я приказывал тебе, чтоб ты удовлетворил нас в козельских делах и в деле Ушатого; а ты не только не исполнил нашего требования, но еще опять посылал на землю Ушатого, велел его деревни грабить, а нам с нашими детьми боярскими ответ прислал не такой, какой следовало тебе прислать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

ГЛАВА ПЯТАЯ. ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВРЕМЕНА ИОАННА III Смерть и завещание Uoahha III . – Договор сыновей Иоанновых при жизни отца. – Титул Uoahha III . – Форма обращений вельмож и служилых людей к великому князю. – Печати. – Казна великокняжеская. – Богатство удельных князей. – Доходы великокняжеские. – Образ жизни великого князя. – Сравнительное положение великих князей московского и литовского. – Князья и бояре в Москве. – Крестоцеловальные записи. – Новые придворные чины. – Двор великой княгини. – Богатство князей-бояр. – Кормления. – Поместья. – Войско в Северо-Восточной и Юго-Западной России. – Приказы. – Города Юго-Западной России. – Магдебургское право. – Внешний вид русского города. – Пожары. – Сельское народонаселение. – Юрьев день. – Сельское народонаселение в литовских владениях. – Бедствия. – Торговля. – Искусства. – Почты. – Церковь . – Ересь жидовская. – Иосиф Волоцкий . – Меры к улучшению нравственности духовенства. – Заботы о грамотности. – Богорадное житие в монастырях. – Поучения. – Материальное состояние духовенства. – Вопрос: следует ли монастырям владеть населенными имениями? Связь русской церкви с восточною. – Состояние православного духовенства в литовских владениях. – Судебник Uoahha III и судебник Казимира литовского. – Народное право. – Общественная нравственность. – Литература. 27 октября 1505 года умер Иоанн III, на 67-м году от рождения, на 4-м – княжения, пережив вторую супругу, знаменитую Софию, только двумя годами и несколькими месяцами. В завещании своем Иоанн, подобно предшественникам, поделил волости между пятью сыновьями: Василием, Юрием, Димитрием, Семеном и Андреем; но старшему, Василию, дано 66 городов, и в том числе самые значительные: Москва, Новгород, Псков, Тверь, Владимир, Коломна, Переяславль, Ростов, Нижний, Суздаль, Муром, кроме того, волости князей Мезецкого, Новосильских, Одоевских, Белевских, Щетинина, Заозерье, Заволочье, Югра, Печора, Пермь Великая, князья Мордовские, вся Вятская земля с арскими князьями, жалованная вотчина князя Бельского (Лух и проч.), Корельская земля с Лопью, лешею (лесною) и дикою, Поонежье и Двинская земля, тогда как всем остальным четверым сыновьям вместе дано менее половины городов, именно только 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Духовный писатель, Волоколамский старец Досифей (Топорков) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 18 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 Основанный преподобным Иосифом недалеко от Волоколамска Успенский монастырь явился выдающимся центром православного подвижничества, просвещения, русской культуры. Основатель обители преподобный Иосиф принял монашество от преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая). Родители Преподобного и многие его родственники подвизались в монашеском звании. К их числу следует отнести племянника преподобного Иосифа старца Досифея (Топоркова). Он родился во второй половине XV века и “прожил долгую жизнь” 1 . Известны монашеские имена родителей старца Досифея — инок Евфимий и инокиня Юлия. Одного его брата звали Иоанн 2 , другой его брат был поставлен на Коломенскую кафедру — владыка Вассиан (Топорков; 1525–1542; †1553). Старец Досифей был не только племянником преподобного Иосифа, но и находился в родственных отношениях со святителем Макарием 3 . Некоторое время он несомненно находился в Пафнутиево-Боровском монастыре, в связи с чем позднее писал: “…сами видехом, бывшая во обители отца Пафнутиа” 4 . Старец Досифей известен как писец, одновременно сочетавший в себе большие писательские дарования; подвизался он также и на поприще иконописания. О связях с Волоцкой обителью знаменитого мастера-иконописца Московской Руси Дионисия известно следующее: “Около 1488 года художник расписывает заложенную в 1484 году соборную церковь Успения Иосифо-Волоколамского монастыря, причем выступает в окружении помогавших ему мастеров — сыновей Феодосия и Владимира, старца Паисия и двух племянников Иосифа Волоцкого — Досифея и Вассиана” 5 . Подвизаясь под руководством своего дяди, старец Досифей еще при жизни преподобного Иосифа покинул Волоколамскую обитель “немощи ради, по его благословению, но умом и сердцем повсегда с ним и с сущими его” 6 пребывая. В последующее время старец Досифей подвизался в Симоновом монастыре, где с 1502 и по 1506 настоятельствовал его дядя, брат преподобного Иосифа, архимандрит Вассиан (Санин; 1506–1515), ставший затем Ростовским архиепископом. С 1509 года в обители поселился князь-инок Вассиан (Патрикеев), вернувшийся с Белоозера, который общался со старцем Досифеем. Позднее, в 1531 году, Волоколамский инок участвовал в соборных разбирательствах воззрений князя-инока 7 . Так схематично выглядит жизненный путь духовного писателя.

http://pravmir.ru/duhovnyiy-pisatel-volo...

Житие Фотия Волоцкого Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Ольшевской Это агиографическое произведение посвящено монаху Иосифо-Волоколамского монастыря, писателю и профессиональному книгописцу Фотию. До пострижения он жил в Киеве, затем состоял на службе у князя Богдана Федоровича Путивльского, а после взятия Путивля войсками великого князя Василия III находился в качестве почетного пленника в Москве у воеводы Ю. И. Замятнина. В 1509 г. Иосиф Волоцкий постриг его в монахи и отдал «под начало» старцу Кассиану Босому. В монастыре Фотий вел «жестокое» житие: соблюдал суровый пост, спал три-четыре часа в сутки, лежа на земле или сидя, выполнял тяжелую работу на «хлебне». Он занимался перепиской книг, в течение ряда лет был монастырским уставщиком, наблюдал за порядком церковной службы. Духовными учениками Фотия были соборные старцы Арсений и Феодосии Плещеевы, казначей казанского архиепископа Гурия Руготина Исайя Ртищев, инок Мартемьян Старый, а также автор Жития Фотия – Вассиан Кошка. Вассиан Кошка (ум. 1568) – известный писатель середины XVI в. – был пострижеником Иосифо-Волоколамского монастыря, где находился «под началом» старца Фотия. Скорее всего, именно Фотий приобщил Вассиана Кошку к книгописному делу и литературному творчеству, так как занимался не только перепиской книг для монастырской библиотеки, но и сочинительством: ему принадлежат Служба Иосифу Волоцкому , Поучение против сквернословия, Послание к старице Александре и, возможно, другие произведения. О прочности духовной связи между Фотием и его учеником свидетельствует монашеское прозвище Вассиана – «Фатеев». Известно, что в 50-е гг. XVI в. Вассиан Кошка был настоятелем тверского Вотмицкого монастыря (монастыря Покрова Богородицы в устье реки Тмы). В 1563 г. Вассиан Кошка вернулся «на покой» в Иосифо-Волоколамский монастырь, где вел Вкладные книги, а в 1568 г., после смерти Вассиана, в монастырскую библиотеку поступило семь книг, переписанных его рукою. Вассиан Кошка вошел в историю русской литературы как автор Слова о последних днях и смерти тверского епископа Акакия, составитель Азбуковника (компилятивного словарного свода середины XVI в.), редактор Волоколамского патерика (см. наст. изд., т. 9, с. 487–488). Видимо, ему принадлежит авторство и Письма о нелюбках, где объясняются расхождения старцев Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоколамского монастырей по вопросам монастырского землевладения и характера монашеского жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Ответ критикам христианства Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; Притчи 2:6 Автор - Михаил Назаров Автор отвечает неверующим на критику христианства о смирении и рабском подчинении любой власти. Он объясняет, что христианство - религия не слабая, а благородная и мужественная и что она объясняет смысл жизни человека. Далее автор объясняет основные постулаты: стремление к совершенству, любовь ко всем людям, служение человека высшим ценностям, уважение каждого человека и справедливость. До сих пор огромная часть нашего народа считает себя неверующими. Некоторые даже подвергают критике христианство за " рабскость " . Однако очень часто эта критика происходит от простого незнания. Ведь в СССР ни в школе, ни в вузах этому не учили: атеисты кололи штыками то чучело " христианства " , которое сами же и изготовили для этих целей - чтобы оно выглядело как можно примитивнее. В доказательство " рабскости " христианства его всегда сводят к тезису: " подставь врагу другую щеку " . Но ведь речь идёт лишь о своей " щеке " - это значит: прости своего личного врага, не мсти ему и не умножай зло; однако ни в коем случае не подставляй врагу " щеку " ближнего - его защити даже ценою своей жизни! А он так же защитит тебя. Христианское смирение - это смирение не перед злом, а перед Богом. Выражение " раб Божий " означает и признание Божьего всемогущества, и готовность отстаивать Его замысел о мире - и здесь " раб " должен превращаться даже в мужественного " воина " в битве против сил зла. Наш святой, Феодосий Печерский, в этой связи говорил: " Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божьими " . Ложно и утверждение, будто христианство повелевает " рабски " подчиняться любой власти, ибо " нет власти не от Бога " . Ведь апостолы говорили о самом принципе в противоположность анархии и имели ввиду такую власть, которая сама служит Богу: когда " начальник есть Божий слуга, тебе на добро " ; такие " начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых " (Рим. 13:1-6). Об отношении же христиан к недостойной власти можно судить по словам Христа об Ироде или святых отцов - о Юлиане Отступнике. А наш преп. Иосиф Волоцкий (один из наиболее правых " идеологов " царской власти) прямо утверждал, что неправедный царь - " не Божий слуга, но дьявол " , и ему следует противиться даже под угрозой смерти. Св. митрополит Филипп, смело обличивший Ивана Грозного, - тому наглядный пример.

http://zavet.ru/a/rss_1284545351.html

Закрыть itemscope itemtype="" > О вере пытать на путях и на торжищах… Грустные заметки о быстротекущем 05.06.2023 2134 Время на чтение 16 минут Ныне же и в домах, и на путях, и на торжищах иноки и мирские, и вси сумнятся, все о вере пытают… (Иосиф Волоцкий) Шедевр русской религиозной живописи, икону «Святая Троица», написанную монахом иконописцем Андреем Рублёвым в похвалу преподобному о. Сергию Радонежскому в XV веке, власти передала из Третьяковской галереи, где она находилась большую часть времени, – домой, в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси уточнила, что решение было принято «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». Не все согласились с этим решением. На инетовских площадках, которые в нашем случае следует уподобить торжищам, настолько сильные здесь клубятся страсти (философ Кьёркегор утверждал, что в новое время дьявол поселился в печатной краске, а теперь можно добавить – и в интернете), возникли вихревые, а местами яростные всплески возмущения, направленные против него. Во всём противоречии с упованиями о. Сергия, «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Рознь взбухла и увеличилась в мире именно в связи с событиями по передаче «Троицы» в родной дом, в Церковь. Работы Андрея Рублёва почитались чудотворными уже по факту принадлежности их кисти славного иконописца. Этому, в противовес утверждениям об ординарности образа, есть и документальные подтверждения: икона святой Троицы, находившаяся по правую сторону царских врат, в описи монастыря 1641 года, и в описи Троице-Сергиева монастыря лета 7150 года, называется чудотворною. Огромная творческая свобода и духовидческая глубина позволили иконотворцу написать не икону даже, а воплотить в ставший графическим символом образ единства трёх ипостасей Бога, запечатленный в рамки простой, идеально точной и выразительной композиции с преобладающей золотисто-лазоревой цветовой гаммой. Икона относит созерцателя к идее невечернего Света, наиболее полно выражающейся в убеждении, что Бог есть любовь…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/05/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > О нестяжателях и иосифлянах Господу угодны оба типа монашеского служения 13.11.2023 94 Время на чтение 6 минут Фото: предоставлено автором Каждое явление в жизни рода человеческого имеет два лица. В начале Времён Бог сотворил мужчину и женщину. «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Это не только бытийственная реальность, но и принцип деятельности человека во всех сферах (областях) бытия рода человеческого – некий принцип двуединства жизни людей. И потому никакой человек не охватывает всей полноты творческих проявлений жизни человека, ни в какой области жизнедеятельности человека. Он всегда должен иметь в виду наличие второй стороны, второго лика, второго выражения полноты любой сферы бытия. Не допустимо, не только пренебрежение или борьба со вторым ликом, но абсолютно недопустимо полное искоренение его. Это свидетельство непонимания замысла Творца, свидетельство серьезного кризиса в жизни народа, государства, общества. Что мы и видели на примере столкновения нестяжателей и иосифлян в России, и как следствие ослабление монашеской жизни в России и ослабление позиции Церкви в государстве в последующий период. Назовём условно два лика «мужским» и «женским» проявлением жизни человека в той или иной сфере жизнедеятельности человека. В мистическом домене триединства человека «мужское» монашество выражается классическим созерцательным направлением. В известном у нас трагическом споре нестяжателей и иосифлян его представляли заволжские старцы во главе с прп. Нилом Сорским. Главное в мужской мистике – это память Божия, бдение, трезвенность, внутренняя молитва и бесстрастие, уединение и безмолвие, воздержания и обеты. Через них «мужчины-мистики» непосредственно познают, что Бог есть Слово, Свет, Мир, Радость, ощущают Его Незримое присутствие и через это соприкасаются с Тайной Непостижимого Бога или с Премудростью Божией. Для «женщин-мистиков» на первом месте стоит вторая заповедь: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». «Женскому» монашеству присуща самоотверженная бескорыстная и самозабвенная забота о сиротах, больных, престарелых, убогих, калеках. Монастыри «женского» типа строят приюты, больницы, школы, кормят во время голода или других стихийных бедствий пострадавших. Монастырь прп. Иосифа Волоцкого во время голода кормил до 700 человек в день, а когда денег стало не хватать, преподобный взял в долг «дабы никто не шел с монастыря не ядши». Иосиф Волоцкий основал в монастыре школу для беспризорных детей и приют для больных и убогих. Крестьяне нередко обращались к «батюшке», прося у него сельскохозяйственных орудий, лошадей и коров, и он никогда не отказывал им. Преподобный писал боярам, увещевая их «миловать рабов, обращаться кротко и кормить их, хотя бы в собственных интересах».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/13/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Очерки по теории иконописания. Часть 11 (нерукотворность) 27.03.2008 330 Время на чтение 6 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Аскетика есть высочайшее духовное творчество, творчество, материалом которого является сам человек. (Напомним, что дух, душа и тело рассматриваются христианами как единый психосоматический организм). Но икона при этом, как результат аскетического творчества, является выражением конкретного духовного опыта святости: Христос в человечности Своей может быть изображаем, как Он видим человеком через разнообразные субъективные призмы, хотя Он и не изобразим в истине и славе Своей, ибо для этого, по мысли С. Булгакова, изображающий должен быть не только подобен и сроден, но и равен изображаемому. 1 Значит, если и можно говорить об авторстве в иконе, то только в виде выбранного тона, тональности. Собственно тон - ТОНОС (tonos) - лук, изгиб его пред выстрелом. Для иконы - это степень кривизны линии, по которой Дух ниспускается в сердце: Дух - глаз - стрела кисти с целью в сердце. Духовный жест художника образует пространство иконы, вызывая в нем натяжение, и тем направляя его. Натяжениями от жеста - выбранной духовной тональностью - направление пространства, его кривизна в данной иконе знаменуется. Сказать по-иному, тональность иконы, как выражение степени одухотворенности художника, - это творческий жест в рамках канона. Различение степени тональности иконописи возможно как раз благодаря единосущию духовной благодати - Дух един. О жесте иконописца как выборе тональности, удивительно писал преподобный Иосиф Волоцкий: " Подобно сему стрелок, если хочет попасть в цель, сначала позаботится о выборе правильной позиции и, встав с осторожностью против цели, со тщанием берется за стрелу. Так и ты, желая уязвить стрелою главу лукавого диавола, прежде позаботься о благочинии твоих чувств, затем - об умирении внутренних помыслов, ибо уязвляет врага молитва чистая " . 2 Вообще тональность иконописи в православном мировоззрении есть следствие греховной искаженности мира. Но Церковь защитила икону от искажений, положив в ее основу канон, подобно тому, как Бог в основание человека положил свой образ. Благодать лежит на каждой иконе, соответствующей канону, как, по словам св.Дионисия Ареопагита, " изображение на печати принадлежит ее многочисленным оттискам, причем каждому из них также отнюдь не частично, но всецело " . 3 Отец Павел Флоренский считал, что все иконы явленные. " Первообразная икона - это подлинное восприятие мира потустороннего. Копии же ее имеют то же самое духовное содержание " . 4

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Очищать жизнь от паутины лжеинформаторов и потребительства» Беседа с классиком детской литературы 04.07.2021 1437 Время на чтение 9 минут Владислав Анатольевич Бахревский (р. 15 августа 1936 г.) – классик детской литературы. Автор десятков книг прозы для детей, в том числе «Агей», «Рождество Твое, Христе Господи», «Повести». (Голубые луга, Футбол, Кипрей-полыхань), «Вертолётчики», «Светка», «Мальчик с Весёлого», «Культяпые олени», «Хранительница меридиана», «Дорогое солнце», «Пулисангинское ущелье», «Хождение встречь солнцу», «Героическая азбука», «Золотой Спас», «С моего крылечка – речка», «И светом чудным озарены», «Василько и Василий», «Фонтан трех китов», «В стране шаха – владыки черных и белых полей», «Кто как любит маму», «Земляника», «Мальчик из поднебесья», «Бородинское поле». Сказки: «Дивные истории города Сударушкина», «Солдат Орешек», «Жемчужина окатная», «Мальчик Онно и Пичвучин», «Почему Луна улыбается», «Повелитель Пампы», «Глаза ночи», «Мишкины сказки», «Сказки о братцах-ежиках и других малышах», «Кто спасет воробушка». Исторические книги В. Бахревского: «Свадьбы», «Тишайший», «Никон», «Аввакум, Страстотерпцы, Столп, Долгий путь к себе, Боярыня Морозова» «Царь Василий Шуйский», «Смута», «Царская карусель. Мундир и фрак Жуковского», «Царская карусель. Война с Кутузовым», «Долгий путь к Богу», «Искания на Святой горе», «Морозовская стачка», «Дюжина», «Шахир», «Детство Бояна», «Ярополк», «Скиф и грек», «От маковца до сторожи» (600-летие Саввы Сторожевского), «Клад атамана» (разбойник Кудеяр), «Всполошный колокол», «Преподобный Иосиф Волоцкий», «Святейший патриарх Тихон», «Страна тринадцатого месяца», «Семен Дежнев», «Гетман войска запорожского», «Борис Годунов», «Детство Патриарха», «Спасатели Амазонок». В том числе вышедшие в ЖЗЛовской серии «Виктор Васнецов», «Савва Мамонтов». Владислав Бахревский – лауреат Пушкинс кой премии, «Заслуженный деятель искусств Республики Крым», лауреат литературной премии им. Александра Грина, премии В.П. Крапивина, номинант Патриаршей литературной премии в 2012 и в 2021 г.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриотизм – это служение Богу Об искушении православных русофобским уранополитизмом 29.11.2019 1824 Время на чтение 16 минут Ни стар, ни мал не ведают сегодня, О чем скорбит родная сторона. Забыли мы, что милостью Господней Нам, как святыня, Родина дана. Забыли мы, что перед ликом Бога Велик лишь тот, кто за родной предел Всю жизнь свою до смертного порога Огнем самоотверженным горел. Праведный Илия Чавчавадзе (перевод Н.Заболоцкого) «Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию. Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение». Служба всем святым, в Земле Российской просиявшим …Всем любящим Христа следует обнаружить всяческое старание, усилия и благоразумную хитрость в распознавании еретиков, разыскивать их и выведывать о них, узнав же – не утаивать; тот же, кто пытается скрыть еретика – сообщник еретиков. Преподобный Иосиф Волоцкий Недавно у меня зашел разговор с одним знакомым священником о патриотизме в наши дни, он заметил: «За тридцать лет моего служения я встречал немало благодатных батюшек-патриотов и владык с горящими, живыми сердцами, неравнодушных к народу. Но сегодня эта тема особо актуальна. Я совершенно уверен, что без патриотизма в нынешних условиях нам не сохранить ни своей веры, ни государства, которое катастрофически превращается в дремучую колонию папуасов, разодетых в европейские одежды. Уверен и в том, что азы любви к своему Отечеству закладываются именно в семье, где именно на плечи матери возлагается большая ответственность в воспитании детей». Патриотизм как любовь к своей Родине и народу учрежден Богом. Известный миссионер, писатель и богослов протоиерей Олег Стеняев на вопрос о том, что Священное Писание говорит о патриотизме, отвечает: «Слово Божие учит нас, что есть пять естественных начал жизни, созданных рукой Бога. Это: Личность, Семья, Нация, Царство и Церковь. Чтобы личность была цельной, должна быть цельная семья; чтобы государство было действительно сильным, должно быть национальное самосознание, должно быть державное самосознание… и православное воцерковление».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/29/pa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010