протоиерей Герасим Шорец Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский, и воссоединение униатов с Православной Церковью Источник Скачать epub pdf С легкой руки историков левого направления, наша либеральная общественность эпоху Императора Николая I считает самым мрачным периодом в Русской императорской истории. Между тем, Николаевская эпоха дала отечеству нашему много великих людей: в государственном управлении – Сперанского, Канкрина, Киселева; в литературе – Пушкина, Лермонтова, Гоголя и много других писателей и поэтов; в науке – Лобачевского, Грановского; в стратегии – Дибича, Паскевича, Нахимова, Корнилова и др. В эту замечательную эпоху выдвинула великих деятелей и наша Православная Церковь . В сердце России, Москве, святительствовал знаменитый Митрополит Филарет Дроздов ; на Дальнем Востоке подвизался замечательный миссионер, священник Иоанн Вениаминов, впоследствии митрополит московский Иннокентий, преемник Филарета; в центре Сибири нес апостольский подвиг по просвещению инородцев Алтая известный архимандрит Макарий Глухарев. Но всех их своими трудами на пользу Церкви и Отечеству превосходит приснопамятный Иосиф Семашко , митрополит Литовский и Виленский. «За последнее столетие не было более выдающейся личности, более русского государственного человека в Западной России, как митрополит Иосиф», писал в 1869 г. граф Д. А. Толстой, министр народного просвещения и президент Императорской Академии Наук. Около 50 лет неустанно трудился святитель Иосиф над возстановлением веками попираемого в Западном крае православия и возвышением русской народности. Митрополит Иосиф сам пришел в ограду православной Церкви и привел с собою более тысячи священников и полтора миллиона мирян. Главная заслуга митрополита Иосифа Семашко состоит в том, что он в течение двух десятков лет сумел разрушить унию, искусственно державшуюся более 200 лет соединенными усилиями римских пап, польских королей и панов, а также ксендзов, вместе с иезуитами и базилианами. Апостольские труды митрополита Иосифа не пропали даром. В трудное для русской государственности время двух польских мятежей (1830:1863) западно-русский православный народ, в церковной жизни руководимый митр. Иосифом, показал непоколебимую преданность и верность Отечеству и Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Иосиф, митрополит Литовский и Виленский (Семашко Иосиф Иосифович) Родился 25 декабря 1798 года в селе Павловке Липовецкого уезда Киевской губернии. Родители Иосифа происходили из духовного сословия униатского вероисповедания, но не чуждались Православия, так что отец Иосифа посылал своего сына в воскресные и праздничные дни в местную православную церковь . С детских лет в родительском доме Иосиф приучался к трудолюбию, выполняя многие хозяйственные и полевые работы. Трудолюбие осталось отличительной его чертой на всю жизнь. Первоначальное образование Иосиф получил в доме своего отца. Уже в эти годы он превосходил успехами своих братьев и сверстников, обучавшихся вместе с ним. С ранних лет в нем проявилась большая любовь к чтению книг, его мало занимали детские забавы, им он предпочитал прогулки в лес, в поле. Любовь к природе, народной музыке и поэзии с детства была присуща Иосифу. В сентябре 1809 года Иосиф поступил в Немировскую школу, которая по характеру всего учебного процесса была чисто польским учебным заведением, все преподавание велось на польском языке. И здесь по своим способностям и умственному развитию Иосиф оказался в числе лучших учеников. В 1816 году он окончил Немировскую школу первым учеником и в этом же году был послан своим отцом для продолжения образования в Главную духовную семинарию при Виленском университете. Редкое трудолюбие и усидчивость, отличавшие Иосифа во все годы обучения его в Главной духовной семинарии, поражали даже его учителей. 6 июля 1820 года Иосиф окончил Главную духовную семинарию со степенью магистра богословия. Несмотря на воспитание учеников духовной семинарии в духе польского патриотизма, Иосиф, как русский по происхождению, остался верен своей родине, в нем не угасла искра любви и сочувствия к России. По окончании духовной семинарии Иосиф прибыл в Луцк, где по предложению Луцкого униатского епископа принял сан священника без вступления в супружество. Это предложение вполне отвечало склонности Иосифа к жизни уединенной, к отчуждению от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

прот. Александр Романчук Скачать epub pdf Имя митрпополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) имеет особое значение для православных верующих Литвы, Беларуси и Польши. Его трудами в 1839 г. на территории Российской империи прекратилось действие Брестской церковной унии (кроме Холмщины в Цартсве Польском). Это событие стало самым важным в конфессиональной истории литовско-белорусских земель в в. Благодаря упразднению Унии Православие вернулось в религиозную жизнь полутора миллионов людей, и мы – их потомки, сейчас идем по православному пути ко спасению. В 2018 г. исполняется 220 лет со дня рождения и 150 лет со дня блаженной кончины митрополита Иосифа. Такие даты являются поводом для того, чтобы вспомнить основные вехи его жизни и деятельности. Это тем более важно, что память об архиерее-воссоединителе, как высокопреосвященного Иосифа называли в дореволюционной православной историографии, в настоящее время во многом утрачена, а это несправедливо. Иосиф (в миру Семашко Иосиф Иосифович) родился в селе Павловка Липовецкого уезда Киевской губернии (ныне Винницкая обл. Украины) в день Рождества Христова – 25 декабря 1798 г. – в семье небогатого украинского шляхтича, с 1811 г. греко-католического священника. Предки Иосифа и многие его ближайшие родственники по отцовской и материнской линиям принадлежали к униатскому духовенству. Мировоззрение юного Иосифа складывалось под воздействием противоречий, в которых жила его семья. Несмотря на непризнание правительством Российской империи дворянских прав, Семашко, согласно собственным представлениям и в глазах окружающих, принадлежали «панскому» польскому обществу. В то же время их быт и нравы мало отличались от быта и нравов украинских крестьян. Это коренным образом повлияло на формирование личности Иосифа, который до 12 лет воспитывался в окружении простого украинского народа и увлекался его песнями, сказками и преданиями, наполненными любовью к русской старине и негативным отношением ко всему польскому. Отсюда, вопреки социальному положению, в его душе появились симпатия к России и неприязнь к полякам, как врагам и угнетателям.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михаил (Голубович), архиеп. Минский и Бобруйский. Гравюра. Кон. XIX в. (Голубович Михаил Алексеевич; 8.11.1803, мест. Высоко-Литовск (ныне г. Высокое Каменецкого р-на Брестской обл., Белоруссия) - 6.03.1881, мест. Жировицы (ныне дер. Жировичи Слонимского р-на Гродненской обл., там же)), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью. Род. в семье дворянина, униатского священника, в 1816-1823 гг. учился в Слуцкой гимназии, затем в Главной ДС при Виленском Имп. ун-те. По окончании семинарии со степенью магистра богословия 14 сент. 1828 г. рукоположен во униат. иерея. Главная семинария отличалась «мирным соприкосновением» белого униат. духовенства с «римским», ее называли рассадником архиереев: помимо митр. Иосифа (Семашко) семинарию закончили еще 5 его сподвижников, дослужившихся до архиерейского сана ( Киприанович. 1897. С. 14). 7 окт. 1828 г. открылась греко-униатская Литовская ДС при Жировицком (Жировичском) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . 27 нояб. того же года М. А. Голубович был назначен ее 1-м инспектором и профессором. С 10 февр. 1829 г.- д-р богословия (каноническое право), диссертацию защитил в Виленском ун-те. После того как стал совмещать должности преподавателя догматического богословия и церковной истории в семинарии и заседателя (асессора) Литовской униат. консистории, оставил инспекторство. 22 авг. 1835 г. Голубович был возведен в соборные протоиереи (протопресвитеры) и 7 сент. 1835 г. определен вице-председателем (вице-оффициалом) Литовской униатской консистории. Являлся вице-председателем учрежденной еп. Иосифом (Семашко) комиссии, которая испытывала «в способностях и познаниях всех предназначаемых к священно- и церковно-служительским местам», а также к другим местам служения по епархиальному управлению (Там же. С. 98). В то время Голубович познакомился с гродненским губернатором М. Н. Муравьёвым. По воспоминаниям последнего, когда в 1834 г. еп. Иосиф начал совершать в Жировицах службу без возглашения имени папы Римского и собирать со старших клириков подписки о готовности присоединиться к Православию, «один Михаил Голубович… противился этому по наущению католиков». «Семашко обратился ко мне, и вскоре Голубович смирился, сделавшись впоследствии ревностным православным» (РС. 1882. Т. 36. 12. С. 630-631). Он не только дал подписку о воссоединении с Православием, но и убеждал это делать других, напр. прелата М. К. Бобровского в Пружанах во время совместных с еп. Иосифом (Семашко) ревизий Каменецкого и Брестского благочиний.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Arhiva Consiliul de editare al Biserici Ortodoxe din Belarus a fcut totalurile anului 2018 29 noiembrie 2018 12:14 22 ноября 2018 года состоялось заседание общего собрания членов Издательского совета Белорусской Православной Церкви (ИС БПЦ) с участием епархиальных представителей, руководителей и сотрудников православных издательств Белорусской Православной Церкви и светских издательств, выпускающих православную литературу. Заседание возглавил председатель Издательского совета епископ Молодечненский и Столбцовский Павел . В начале от имени ИС БПЦ епископ Павел поздравил с 25-летием издательство «Четыре четверти» и вручил цветы и подарки его директору Лилиане Федоровне Анцух. Затем присутствующие почтили память православного писателя Бориса Александровича Ганаго, ушедшего из жизни на 90-м году в октябре этого года. Памяти Бориса Александровича была посвящена выставка книг писателя из архива ИС БПЦ. Книжное наследие Б.А. Ганаго составляет более 40 наименований изданий, общий тираж которых превысил 2 миллиона экземпляров. Все его книги проходили экспертизу в ИС БПЦ. С отчетом о работе ИС БПЦ в 2018 году выступил заместитель председателя иерей Олег Кунцевич. Им были подведены итоги деятельности Совета по различным направлениям, дан статистический анализ работы Коллегии по рецензированию и экспертной оценке и Секретариата Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования. Отец Олег отметил, что в сравнении с 2017 годом наблюдается снижение деятельности по выпуску литературы православными издательствами Белорусского экзархата. В 2017 присвоено 183 грифа, а в нынешнем — на сегодняшний день всего 126 грифов. Лидирующие позиции занимают Издательство Белорусского экзархата и Издательство Елисаветинского монастыря, наблюдается увеличение их издательского потенциала. Плодотворно работают также «Издательство Дмитрия Харченко», ООО «Медиал», Фонд «Духовное наследие митрополита Сурожского Антония» и другие. Далее выступающий рассказал о деятельности ИС БПЦ в области книгоиздания и организации книгораспространения. В 2018 году Издательским советом выпущены три издания: «Записки» митрополита Иосифа (Семашко) тиражом 1000 экземпляров и две монографии повторным переизданием протоиерея Александра Романчука: «Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение» (тираж 3000 экземпляров) и «Высокопреосвященный Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: очерк жизни и церковно-общественной деятельности» (тираж 500 экземпляров).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5313359...

Г.Я. Киприанович Высокопреосвященный Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский. Очерк жизни и деятельности Источник Предисловие В следующем 1895-м году исполнится ровно 100 лет со времени окончательного присоединения к России Западного края и 50 лет со времени перенесения митрополитом Иосифом епархиального управления и семинарии из м. Жировиц в г. Вильну. По этому поводу мы считаем благовременным познакомить читателей, в общедоступной форме, с жизнью и делами митрополита Иосифа, как наиболее замечательного церковного и государственного деятеля в Западном крае в последнее столетие. В настоящую книжку нами внесено самое существенное и необходимое из изданного нами в прошлом году обширного сочинения: „Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западнорусских униатов с православною церковью в 1839 г.» С 3-мя портретами. Ц. 3 р. Это сочинение рекомендовано Минист. народн. просвещения для приобретения в библиотеки. Предварительно скажем несколько слов о судьбах унии. Подробнее будет сказано об унии в приготовленном нами к печати сочинении: „Православие, католичество и уния в западной России». В 15-м веке великое княжество Литовское занимало обширную область. В состав его входили нынешние губернии: Виленская, Ковенская, Гродненская, Минская, Смоленская, Витебская, Могилевская, Черниговская, Киевская, Волынская и Подольская. Только в первых двух губерниях, Виленской и Ковенской, жили литовцы. Остальные девять губерний населяли русские – белорусского и малороссийского племени. Во всех этих древних русских областях, подпавших под власть литовских князей, до начала унии целые века господствовала православная вера, введенная здесь еще во времена св. Владимира. Православие укоренилось глубоко и прочно не только среди дворянства и князей, потомков удельных русских князей, но и среди простого народа. В 15-м веке Литовская православная митрополия заключала в себе целых девять епархий. Православная вера успела проникнуть даже в коренную Литву. В некоторых литовских и жмудских городах строились церкви и монастыри (в Троках, Сурдегах). В самой Вильне, столице Литвы, существовало в 16-м веке (до начала унии) 16 церквей, и не менее половины жителей этого города исповедовали православную веру. Принимая от своих соседей-русских православную веру, литовцы усвоили также их язык, обычаи и гражданское устройство. Литовские законы „статуты» также издавались на русском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Пятьдесят лет тому назад, в царствование блаженной памяти Государя Императора Николая Павловича, совершилось событие, имеющее весьма важное значение в истории Русской Церкви. Разумеем совершившееся в 1839 году воссоединение полутора миллионов западно-русских униатов с Православною Церковью , отторгнутых от нее, в течении двух предшествовавших веков, насилием и происками латино-польской пропаганды. А так как отторжение это, будучи церковным событием, было в то же время и отторжением политическим (в пользу Польши), то и воссоединение, помимо церковного, имеет весьма важное и государственное значение, так как с помощью его западно-русские бывшие униаты слились во едино со всем остальным русским народом по вере, языку и образу жизни, каковое слияние было тем естественнее, что уже при Императрице Екатерине II эти униаты, принадлежавшие дотоле Польше, вошли в состав подданных Российского государства. Это вожделенное событие умножило славу царствования Императора Николая I, который живо принимал к сердцу дело воссоединения и весьма сильно способствовал его осуществлению. Главным и ближайшим деятелем в совершении этого великого события был, бесспорно, митрополит Литовский Иосиф Семашко , всею душою преданный этому делу и верно служивший ему до самого конца своей жизни (4 – 23 ноября 1868 года). Но великое участие в том же деле, равно как и во всех почти подготовительных и завершительных трудах по исполнению его, принимал и скончавшийся за год до Иосифа (именно 19 ноября 1867г.) святитель Филарет, митрополит Московский, который, по словам самого же митрополита Иосифа, «обнаружил при этом гениальное соображение и ему только свойственную мощь» 1 , помимо частных и особенных случаев помощи делу. В отношении Филарета к делу воссоединения можно различать два главных периода: подготовительный, до воссоединения в 1839 году и завершительный, после 1839 г. и до кончины в 1867 году. Первый, в свою очередь, как увидим из дальнейшего, имеет несколько фазисов развития и хода дела. Начало более усиленного движения дела воссоединения униатов в нынешнем столетии 2 относится к началу царствования Императора Николая Павловича, когда Иосиф Семашко , находившийся в составе униатского духовенства, был уже прелатом, не имея еще и 30 лет от роду 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Записки, собственноручно писаные Иосифом, Архиепископом Литовским Часть первая (писана в октябре 1850 года) Вот мне минуло пятьдесят два года, а из них тридцать лет самого трудного служения Церкви Святой. Пора, и очень пора, сказать нечто об этой жизни, пройдённой по тернистому пути, среди партий неприязненных доброму делу, свершённому ко благу России и Церкви Православной – и Бог да будет мне судьёй, если сказание сие допустит в чём-либо малейшую неправду. Родился я в Киевской губернии Липовецкого уезда в деревне Павловке, 1798 года в 25 день декабря, когда благовестили к заутрене. Это обстоятельство отозвалось впоследствии, когда совершилось воссоединение Униатов. Отец мой, не знавший ничего предварительно, сказал: «видно недаром родился он в тот же день, что Иисус Христос … должна быть правда на его стороне» – и покорился Православной Церкви. Дед мой Тимофей Семашко был приходским священником в Павловке. Странная была его участь. За Польши, он подвергся заключению и едва случайным покровительством спасся от виселицы, как приверженец Русских; а с поступлением той страны во владычество России, лишился прихода, оставшись с семейством в Унии, когда тамошнее население за малым исключением возвратилось на лоно Православной Церкви. Впрочем, я был ещё малюткой, когда помер дед мой; и мне остались в памяти только его важная наружность, его седые волосы и борода – так что в детском моём понятии представлялся он мне после всегда Православным священником. С другой стороны, родители мои, благодарение Всевышнему, чужды были предубеждений против Православия. Отец иногда посещал местную Православную церковь , пока в 1811 году не поставлен Униатским священником; а мать, обыкновенно летнею порою, во время богослужения в сей церкви, которой предки мои были пастырями, молилась в саду нашем, находившемся от церкви в десяти только шагах. Отец столь не чужд был Православия, что похоронил возле сказанной церкви мать свою, а мою бабку, хотя она была Униатка. Кроме того он всегда посылал меня в детстве, до двенадцатилетнего возраста, в сию церковь на богослужение со служителями и непременно требовал по возвращении, чтобы я ему рассказал содержание читаного Евангелия и Апостола. Эти впечатления детства сроднили меня сердцем и душою с Православною Церковью и с Русским богослужением, так что, когда меня начали возить в Латинский костёл, по недостатку в той стране Униатских церквей, мне всё казалось странным, и самоё богослужение скорее комедией, нежели молитвою. В этих впечатлениях детства должно вероятно искать основание приверженности моей к Православной Церкви, которая впоследствии столь гласно обнаружилась самим делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Железовский Иаков Леонтьевич; 20.01.1800, дер. Сехновичи Кобринского у. Гродненской губ.- 1.04.1872, Гродно), еп. Брестский, вик. Литовской епархии. Род. в семье униат. священника. В 1812-1821 гг. учился в Брестском униат. дворянском уч-ще. В 1824 г. стал послушником в вазилианском Тороканском Богоявленском мон-ре, 26 окт. того же года принял монашество. В 1825 г. поступил в Главную униат. ДС при Виленском ун-те, к-рую окончил со степенью кандидата богословия в 1829 г. Известно, что впосл. был магистром богословия. 27 мая 1826 г. был рукоположен во диакона, 30 мая - во иерея. 7 марта 1829 г. назначен преподавателем в уч-ще при Лавришевском мон-ре. 5 июля 1829 г. переведен в Кобринское уездное ДУ, 21 марта 1832 г. назначен его смотрителем. 28 дек. 1833 г. определен смотрителем Супрасльского ДУ, с 1836 г. (по др. данным, с 1839) инспектор Литовской ДС (в Жировицах). При содействии униат. Литовского еп. Иосифа (Семашко ; впосл. правосл. митрополит) семинария стала центром подготовки униатов к воссоединению с правосл. Церковью. В 1839 г. И. был принят в Православие на Полоцком Соборе униатского духовенства , 12 февр. того же года был среди подписавших «Соборный акт» о воссоединении униатов с правосл. Церковью. 20 дек. 1839 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем правосл. гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря . С 1843 г. И. осуществлял опеку над гродненским в честь Рождества Пресвятой Богородицы женским монастырем. Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) 20 мая 1848 г. И. был рукоположен во епископа Брестского, назначен 2-м викарием Литовской епархии. Хиротонию в Виленском кафедральном соборе возглавил Литовский митр. Иосиф (Семашко) в сослужении с Минским еп. Антонием (Зубко ; впосл. архиепископ) и Ковенским еп. Платоном (Городецким ; впосл.

http://pravenc.ru/text/293457.html

Том III. Литовский период в жизни м. Макария (1868–1879 г.) Предисловие Третий том монографии о Московском митрополите Макарии Булгакове , по первоначально выработанному плану, должен был обнять весь литовский период жизни архипастыря. Первую половину тома имел составить обзор деятельности преосв. Макария по управлению литовской епархией, а вторую половину книги – описание деятельности его по участью в высшем управлении русской церковью и продолжению им своего капитального ученого труда по истории русской церкви. Особенные обстоятельства личной жизни автора, главным образом, исполнение им срочных и обязательных учено-литературных поручений и трудов, связанных с профессорской его службою, были причиною замедления в печатании третьего тома монографии. Ныне же, когда готова была возобновиться работа по продолжению печатания монографии, исключительные условия переживаемого нами времени побудили автора издать третий том своей работы в незаконченном виде, только первую половину его, с некоторыми приложениями. Живое и деятельное участие в приготовлении к печати одного из важнейших приложений к настоящей книге – переписки м. Макария со своим братом протоиереем А.П. Булгаковым – принимала О.И. Булгакова, которой автор считает своим нравственным долгом выразить от лица всех почитателей славной деятельности приснопамятного архипастыря искреннюю и глубокую благодарность. Киев, 1915 года 1 октября. Четверг. I. Прибытие в Вильно и вступление в управление Литовской епархией Кончина и погребение Литовского митрополита Иосифа Семашко . Назначение преосв. Макария Литовским архиепископом. Прибытие его в Вильно, встреча и вступительное слово. Возвращение в С.-Петербург. 23 ноября 1868 года скончался Литовский митрополит Иосиф Семашко . По получении известия об этом в С.-Петербурге, Св. Синод назначил для погребения тела почившего иерарха присутствовавшего тогда в Св. Синоде Харьковского архиепископа Макария, которому было вместе с тем поручено разобрать и описать бумаги, оставшиеся после почившего 1340 . 26 ноября преосв. Макарий отправился из С.-Петербурга в Вильно и 29 числа того же месяца совершил погребение тела м. Иосифа, вместе с 5 другими архиереями и с другим духовенством, во множестве собравшимся в Вильно со всех сторон Литовской епархии. Преосв. Макарий почтил при этом память почившего иерарха, оказавшего великие услуги православной церкви, обессмертившие его имя в истории этой последней, надгробным словом 1341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010