Указом от 16 июля 1744 г. имп. Елизавета Петровна постановила учредить Переславскую и Дмитровскую епархию, архиепископом Переславским назначен архимандрит Троице-Сергиевой лавры (ТСЛ) Арсений (Могилянский ; впосл. митрополит), к-рый должен был титуловаться «архиепископ Переславский и Дмитровский и архимандрит Свято-Троицкия Лавры». Архиерейская хиротония архим. Арсения состоялась 25 июля 1744 г. Поскольку Переславский архиерей должен был сопровождать императрицу во время ее поездки в Киев, Переславской епархией до нояб. 1744 г. временно управлял Московский архиеп. Иосиф (Волчанский). 8 нояб. 1744 г. была учреждена Переславская духовная консистория, располагавшаяся в Горицком мон-ре (первоначально в покоях архиерея, затем - в помещении при Всехсвятской ц.). Помимо консистории в епархии существовали подчиненные ей духовные правления (действовали и до открытия епархии в 1744) в Дмитрове, Рузе, Верее, Александровской слободе (с 1778 город Александров), Гжатской пристани (с 1776 город Гжатск, ныне Гагарин Смоленской обл.), Можайске и Волоколамске (в период существования Можайской епископии действовало «Можайской и Волоколамской епископии правление» ( Малицкий. 1912. Вып. 1. С. 29)). Церкви Переславля-Залесского и его уезда непосредственно подчинялись Переславской консистории и составляли Переславскую градскую и уездную десятину. Поскольку архиеп. Арсений был членом Синода и не мог постоянно находиться в Переславле, в помощь ему было решено назначить викария. 30 марта 1745 г. состоялась архиерейская хиротония архим. Серапиона (Лятошевича), к-рый должен был поминаться за богослужением как «боголюбивый епископ Серапион, викарий архиепископа Переславского и Дмитровского» (см. ст. Можайское викариатство ). Архиеп. Арсений распорядился передать в ведение еп. Серапиону «всякие дела, как епархиальные, так и экономические». Викарный епископ должен был пребывать в переславль-залесском во имя великомученика Никиты мужском монастыре . 17 февр. 1746 г. по ходатайству архиеп. Арсения имп. Елизавета Петровна повелела еп. Серапиону «именоваться и писаться Можайским и Волоколамским и быть коадъютором Переславской архиепископии», а Можайская епископия должна была «принадлежать до... Переславской архиепископии». В связи с распоряжением императрицы архиеп. Арсений расширил права еп. Серапиона на управление в пределах Можайской и Волоколамской полусамостоятельной епископии: большинство дел на этих землях (кроме «важнейших» и «сумнительных») предоставлялись для окончательного решения еп. Серапиону. На остальной территории Переславской епархии, кроме особо важных и сложных дел, Можайский викарий должен был передавать на утверждение архиеп. Арсению и все дела о рукоположении во священников и диаконов. Кафедральным мон-рем Можайской епископии стал Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , при к-ром было учреждено духовное правление.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Величкин Николай, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Павел Иосифов, диакон; Московская губерния, Верейский уезд, село Субботино, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 2 об.). Величкин Феодор, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец:Иван Иванов, дьячок; Московская губерния, Клинский уезд, погост Димитриевский, что в Кругу, Крестовоздвиженская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 28 об.). Виноградов Александр, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Александр Иоаннов, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Спасское, Андреевское тож, Крестопроисхожденская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 11 об.). Виноградов Василий, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Василий Григорьев, диакон; Московская губерния, Коломенский уезд, село Граворново, Казанская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 21 об.). Виноградов Василий, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Михаил Александров, священник; Московская губерния, Верейский уезд, село Руднево, Богородице-рождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 23 об.). Виноградов Николай, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Александр Иоаннов , священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Спасское, Андреевское тож, Крестопроисхожденская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 3 об.). Виноградов Петр, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иван Петров († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Флоровское, Казанская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 23 об.). Виноградский Николай, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Алексей Михайлов, священник; Московская губерния, Клинский уезд, Клин, Троицкий собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 16 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Воздвиженской, в Ямском уч., ц. М.П. Сперанского Вознесенского девичьего м-ря, священ. Ал-дра Иоан. Пшеничникова Вознесенской, на Гороховом поле, прот. Ник. Конст. Протопопова Вознесенской, за Серпуховскими воротами, священника Иоанна Иосифов. Разумовского Вознесенской, близ Сретенки, свящ. Вас. Павл. Вишнякова Вознесенской, на Царицынской улице, у Никитинских ворот, свящ. Иоанн. Дим. Арбекова Воскресенской, в Барашах, цер. В.И. Постникова Воскресенской, на Ваганьковском кладбище, свящ. Вас. Андреев. Быстрицкого Воскресенской, на Вражке, свящ. Вас. Ал-еев. Скворцова Воскресенской, в Гончарах, свящ. Вас. Тимоф. Терновского Воскресенской, за Даниловым м-рем, свящ. Павл. Георг. Любимова Воскресенской, при Императорском Екатерининск. богад. доме, свящ. Петра Дим. Воздвиженского Воскресенской, в Кадашах, свящ. Ник. Ал-др. Воскресенского Воскресенской, в Монетчиках, прот. Петра Никол. Сахарова Воскресенской, на Остоженка, свящ. Ник. Мих. Миловского Воскресенской, в Пленницах, свящ. Ник. Иоан. Молчанова Воскресенской, на Семеновском кладбище свящ. Конст. Иоан. Остроумова Воскресенской, в Таганке, свящ. Ник. Аникит. Красновского Всехсвятской, на Кулишках, священ. Ник. Никит. Дроздова Гавриило-Архангельской, при Почтамте, свящ. Иоанна Афан. Соколова Георгиевской, на Б. Дмитровке, свящ. Иоанна Вас. Никольского Георгиевской на Всполье, близ Кудрина, свящ. Сергея Максим. Садковского Георгиевской, в Грузинах, свящ. Дим Косьм. Холмогорова Георгиевской, на Красной горке, свящ. Ник. Ал-иев. Скворцова Георгиевской, на Лубянка, свящ. Сим. Вас. Смирнова Георгиевской, в Яндовах, свящ. Ал-ия Петр. Белокурова Григорие-Богословской, на Дмитровке, свящ. Евген. Петр. Островского Григорие-Неокесарийской, на Полянке, свящ. Вит. Ст. Лебедева Девятинской, близ Пресни, свящ. Никол. Александр. Любимова Димитриевской, в Голицынской больнице, Ник. Евгр. Гумилевского Димитрие-Селунской, свящ. Ильи Мих. Флерина Духосошественской, на Даниловском кладбище, свящ. Ал-дра Вас. Модестова Духосошественской, на Лазаревском кладбище, свящ. Влад. Филипп. Остроумова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я, крестьянин Тульской губернии, Новосильского уезда, Нижне-Залегощинской волости, села Залегощи, Семен Иосифов Шишкин. 126 1882 года 30-го августа мы с женою получили исцеление. Дозвольте, для прославления угодника Божия Тихона, подробно объяснить сбывшееся над нами чудо. Я страдал болезнью: правая моя нога была в ранах 23 года, сколько я не лечился медицинскими средствами и простыми, но никто не мог мне помочь, так что я оставил всех лекарей и, в последнее время, для облегчения, прикладывал простую мазь, но нога все более болела. Но когда я, 5 го августа, два раза окунался в святом колодце, без всякого сомнения, силою угодника Божия, теперь я имею больную ногу, как и здоровую. Так же и жена моя того же числа взошла в воду, т. е. колодезь и вдруг почувствовала облегчение, как будто живот у нее налился водою, и из воды, вышла, здорова и благополучна. Прежде сего она сильно страдала от живота, так что даже кричала от болезни; теперь же, слава Богу, по молитвам угодника, не чувствует той болезни. О сем свидетельствуем, Тульский мещанин Павел Александрович и Варвара Борисова Лялины. 127 1882 года, августа 30 числа, я, нижеподписавшаяся, девица Грель, проживающая в городе Волхове, заболела нервами и страдала болезнью этою около года. По случаю сей болезни, я должна, была выйти из гимназии по совету врачей и пролечилась я у докторов все время моей болезни, но помощи никакой не чувствовала. Услышав же про чудесные исцеления Преподобного Тихона, Калужского чудотворца, я прибегнула к его помощи, и когда прибыла в его святую обитель и отслужила молебен ему, отправилась я в св. колодезь его, где искупалась. После чего я в то же время почувствовала облегчение, и еще раз до трех ходила и купалась в том св. колодце, и по молитвам угодника Божия Преподобного Тихона, Калужского чудотворца, я совершенно сделалась здоровою и отправилась в г. Болохов. Благодаря Господа, за оказанную мне милость, по молитвам угодника Тихона, о исцелении болезни моей обязанною себя считаю донести св. обители чудотворца Тихона для прославления его имени. В удостоверение чего я и подписываюсь. Мария Грель.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Stuttg., 1994; idem. Commemoration and Administrative Techniques in Muscovite Monasteries//Russian History=Histoire russe. Pittsburgh, 1995. Vol. 22. N 4. P. 433-454; он же [Штайндорф Л.]. Поминание усопших как общее наследие западного Средневековья и Древней Руси//«Сих же память пребывает во веки»: Мат-лы конф. СПб., 1997. С. 39-48; он же. Сравнение источников об организации поминания усопших в Иосифо-Волоколамском и Троице-Сергиевом мон-рях в XVI в.//АЕ за 1996 г. М., 1998. С. 65-78; idem. Monastic Culture as a Means of Social Disciplining in Muscovite Russia - a Common European Feature//The Place of Russia in Europe=Место России в Европе: Мат-лы междунар. конф. Bdpst, 1999. P. 108-112; он же. Вклады царя Ивана Грозного в Иосифо-Волоколамский мон-рь//ДРВМ. 2002. 2(8). С. 90-100; idem. Glaubenswelt und Prestige: Stiftungen in der Geschichte Altrussland//Stiftungen in Christentum, Judentum und Islam vor der Moderne. B., 2005. S. 159-177; idem. Realization vs. Standard: Commemorative Meals in the Iosif Volotskii Monastery in 1566/67//Rude & Barbarous Kingdom Revisited: Essays in Russian History and Culture in Honor of R. O. Crummey. Bloomington, 2008. P. 231-249; Чернов С. З. Волок Ламский в XIV - 1-й пол. XVI в.: Структуры землевладения и формирования военно-служилой корпорации. М., 1998; Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В. Б-ка как отражение духовной жизни Иосифо-Волоцкого мон-ря в кон. XV-XVI в.: К постановке проблемы//История Волоколамского края и перспективы «Золотого наследия Руси»: Сб. докл. науч.-практ. конф., 30 окт. 1998 г. М., 1999. С. 62-66; они же. Пленный рыцарь: Восп. о последних годах митр. Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева). М., 2006; они же. Традиции прп. Иосифа Волоцкого во взглядах митр. Волоколамского и Юрьевского Питирима//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008. С. 19-22; Анхимюк Ю. В. Новообретенные рукописные книги из б-ки Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в.//История Волоколамского края и перспективы «Золотого наследия Руси»: Сб.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Кудрявщино. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Вместо деревянной Преображенской церкви (впервые упоминается в 1676 г.) в 1822 году помещиком, надворным советником Иваном Ивановичем Кудрявцевым построена каменная церковь в честь Воскресения Христова. В трапезной части храма устроены приделы в честь Преображения Господня (правый) и Покрова Пресвятой Богородицы (левый). В 1888 году под Воскресенской церковью и кладбищем состояло 1 12 дес. земли, усадебной - 3 12 дес., пахотной 33 дес. По сведениям клировой ведомости за 1914 год, в приходе числились с.Кудрявщино, д.Полунино, д.Березовские выселки, д.Вылетовка. По данным Страховой оценки 1910 г., церковь имела длину 16 саж., ширину 4 саж. 2 аршина и высоту до карниза 6 саж. Четырехъярусная колокольня имела высоту 10 саж. до карниза. Главный иконостас был шириной 14 арш. и высотой 16 арш., придельные - шириной по 10 арш. и высотою по 4 арш. (РГИА.ф.799.оп.240.д.55.св.16.л.273.) Священно- и церковнослужители храма Воскресения Христова Священники: Иосифов Евфимий - 1759-1779. Иванов Василий - уп. 1813. Кротков (Путьляев) Иоанн Филиппович - 1815-1834. Муретов Тимофей Васильевич - 1834-1882. Розанов Петр Александрович - 1882-1889. Краснов Иаков Ефимович - 1889-1917. Платон, иером. - уп. 1918. Никандров Николай - уп. 1918. Капров Дмитрий Иоанович - 1928-1931. Введенский Михаил Григорьевич - 1931-1933. Диаконы: Иванов Антон - 1813-1820. Соболев Алексей Антонович - 1830-1835. Любавский Феодор Антонович - 1837-1861. Милютин Михаил Сергеевич - 1888-1895. Плавтов Константин - 1896. Капров Димитрий Иоанович - 1910-1928. Дьячки: Мефодьев Афанасий - 1802-1806. Иванов Иван - 1806-1835. Милютин Михаил Сергеевич - 1844-1873. Пономари: Иван Иванов - 1789-1806. Кудрявцев Ефим Мефодьевич - 1806-1852. Васильев Михаил Петрович - 1859-1883. Псаломщики: Милютин Михаил Сергеевич - 1873-1888. Васильев Михаил Петрович - 1883-1913. Маслин Семен Петрович - 1914-1918. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Паники (Нововоскресенская, Кудрявщина) Данковского уезда, Воскресенская церковь.1866-1879 - церковный староста крестьянин Осип Федоров Степанов. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17239

Московской губ. в г. Дмитрове соб. 1, приходских – 7, в уезде – приход. 67, ружн. – 1, в Воскресенском уез. – приходских 15, ружных – 1, в г. Клине – приходских – 2, в уезде – 70, домовых – 2; в г. Волоколамске – собор. 1, приходских – 7 , в уезде приходских – 35, в Можайском уез. – приход. 15; в г. Рузе – собор. прих. 3, в уезде приход – 27, ружных – 3; в г. Верее – соб. 1, прих. 4, в уезде – приход. 17, всего в Московской губ. – 277 цер. Тверской губ. в Калязинском у. – прих. 20; Калужской губ. в Боровском уез. прих. – 7, Медынского уез., – прих. 12, Малоярославецкого уез. – прих. – 2; Смоленской губ. в г. Гжатске – соб. 1, прих. 1. в уезде – 28; в Юхновском уез. 1, а всего в губернии – 31 цер. (Арх. Св. Син. д. 1787 г. 54, лл. 37–39). Примечание к стр. 375 и 381. В первые годы существования Переяславль-Залесской епархии, открытой в 1744 году, в ней при 605 церквах было 15 муж. и 10 жен. монастырей. Монастыри были следующие: в Переяславль-Залесском – Горицкий, Данилов, Никитский; в уезде – Никольский, Борисоглебский на песках, пустыни – Введенская, Лукоянова, Николаевская на Солбе, Борисоглебская; в г. Дмитрове – Борисоглебский, в Можайске – Лужецкий, в уезде – Колоцкий, в г. Верее – Входоиерусалимский и в городе Волоколамске – Иосифов и Возмицкий – всего 15 муж. мон. женские – в Переяславль-Залесском – Феодоровский, Сретенский, Вознесенский, Князе-Ардреевский, Введенский; в слободе Александровской-Успенский, в г. Дмитровке – Пятницкий, в Можайском уезде – Петровский, волоколамские – Власьевский и Варварский – всего 10 мон. (свящ. Николай Шпачинский. Киевский митрополит Арсений Могилянский. Состояние Киев. митрополии в его правление... Киев. 1907 г. стр. 30). 804 Там же, лл. 203. С. Юрьевское из Тверской епархии поступило в Смоленскую, но указа из тверской Консистории о перечислении села не было. Об этом Парфений, епископ смоленский, доносил 15 февр. 1788 г.Св. Синоду. Синод утвердил подведомственность села, а Тверской Консистории сделал выговор, чтобы она была повнимательнее к своему делу (там же, л. 273).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

гл. 4). Ам.5:6. Взыщите Господа, и будьте живы, чтобы не воспылал дом Иосифов, как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить Вефиль. LXX: Взыщите Господа, и будьте живы, чтобы не возгорелся дом Иосифов, как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить дом Израилев.    Как от лица Бога говорится: «взыщите Меня, и будете живы», так пророк о Господе говорит, чтобы искали Его и были живы. Ибо искание Господа есть начало жизни. Если же они не взыщут Его и поэтому не будут живы, то немедленно воспылает огонь в доме Иосифовом, под которым, вследствие происхождения Иеровоама из колена Ефремова и из дома Иосифова, мы должны разуметь десять колен, которые назывались Израилем, удержав древнее наименование от большей части народа. А два колена, управлявшиеся потомками Давида, происходившего из колена Иудина, назывались Иудою и обладали Иерусалимом, в котором находился храм Божий. Когда огонь охватит дом Иосифов, то он пожрет и истребит Вефиль, о котором Я выше сказал: «не ищите Вефиля», и некому будет погасит его, когда он будет предан пламени чрез своих царей. Вместо «Вефиля» LXX перевели «дом Израилев», передавая более смысл, чем слово, так что огонь, возженный царем Иеровоамом и всеми последующими царями, преемниками его по власти, пожрет десять колен, называющихся Израилем. Это тот огонь, который возжигается или пылает и охватывает дом Иосифов, чтобы был истреблен Вефиль, о котором в другом месте говорится: «ходите светом огня вашего и пламенем, егоже разжегосте» (Исаии 50, 11). Мы часто смотрели на дом Иосифов (по причине Иеровоама, который отделил народ Божий от рода Давидова, сделал золотых телиц в Дане и Вефиле и сказал: нет нам части в Давиде и наследия в сыне Иессеевом, — 3 Цар. 22:16), как на образ еретиков. Так как они чрез искусно построенную речь образовали красивых, блестящих и, так сказать, золотых идолов, и кланяются делам рук своих и под видом телиц усвояют себе образ земледелания; то им говорится: «взыщите Господи, и будете живы.» того, который сказал: «Аз есмь путь, и истина и живот» (Иоанн. 14, 6), чтобы, ходя по нему и нашедши истину, начали жить те, которые прежде были мертвыми. Если же они не сделают этого, то будут объяты огнем диавола, и никого нельзя будет найти из их князей, которые также охвачены огнем ересей, кто мог бы погасить пламя, все пожирающее, и в особенности Вефиль, присвоивший себе ложное наименование дома Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

23 И той бе Иисус яко лет тридесять начиная, сый, яко мнимь, Сын иосифов, илиев, 24 матфатов, левиин, мелхиин, ианнаев, иосифов, 25 маттафиев, амосов, наумов, еслимов, наггеов, 26 маафов, маттафиев, семеиев, иосифов, иудин, 27 иоаннанов, рисаев, зоровавелев, салафиилев, нириев, 28 мелхиев, аддиев, косамов, елмодамов, иров, 29 иосиев, елиезеров, иоримов, матфатов, левиин, 30 симеонов, иудин, иосифов, ионанов, елиакимов, 31 мелеаев, маинанов, маттафаев, нафанов, давидов, 32 иессеов, овидов, воозов, салмонов, наассонов, 33 аминадавов, арамов, есромов, фаресов, иудин, 34 иаковль, исааков, авраамов, фарин, нахоров, 35 серухов, рагавов, фалеков, еверов, саланов, 36 каинанов, арфаксадов, симов, ноев, ламехов, 37 мафусалев, енохов, иаредов, малелеилов, каинанов, 38 еносов, сифов, адамов, Божий. Глава 4 1 Иисус же исполнь Духа свята возвратися от иордана: и ведяшеся Духом в пустыню, 2 дний четыридесять искушаемь от диавола: и не яст ничесоже во дни тыя: и скончавшымся им, последи взалка. 3 И рече ему диавол: аще Сын еси Божий, рцы каменеви сему, да будет хлеб. 4 И отвеща Иисус к нему, глаголя: писано есть, яко не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголголе Божии. 5 И возвед его диавол на гору высоку, показа ему вся царствия вселенныя в часе временне, 6 и рече ему диавол: тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам ю: 7 ты убо аще поклонишися предо мною, будут тебе вся. 8 И отвещав рече ему Иисус: иди за мною, сатано: писано есть: поклонишися Господу Богу твоему, и тому единому послужиши. 9 И веде его во Иерусалим, и постави его на криле церковнем, и рече ему: аще Сын еси Божий, верзися отсюду долу: 10 писано бо есть, яко ангелом своим заповесть о тебе сохранити тя: 11 и на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. 12 И отвещав рече ему Иисус, яко речено есть: не искусиши Господа Бога твоего. 13 И скончав все искушение диавол, отиде от него до времене. 14 И возвратися Иисус в силе духовней в галилею: и весть изыде по всей стране о нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого Отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес? Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого Отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес? Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. Когда Господь сказал: «Я есмь хлеб», то иудеи зароптали на Него, потому что обманулись. Ибо доколе они думали, что Он говорит о хлебе чувственном, они вели себя кротко, надеясь, что Он даст им сего хлеба и удовлетворит их чреву. А как Он открыл им, что у Него речь не о чувственном хлебе, а о духовном, то они в отчаянии ропщут. Ибо где им помышлять о духовной пище, жизни и воскресении? Соблазнялись об Нем, видя, с одной стороны, Матерь Его, а с другой стороны, слыша: Я сшел с небес. Смотря на видимое и не разумея, что Он же есть и Бог, они роптали, будто бы Господь обманывал, и говорили: не Иосифов ли это сын? Сам же Спаситель не отвечает им: Я не Иосифов сын; ибо они не могли понять неизреченного рождения от Девы. Если же мысль их не обнимала рождения по плоти, тем более не могла обнять предвечного рождения от Отца. Что же Он отвечает им? «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец». Говорит это, не уничтожая самопроизволения, но показывая, что имеющий веровать нуждается во многом содействии от Бога. Иначе: Отец привлекает тех, которые имеют способность по их произволению, а тех, которые сами себя сделали неспособными, не привлекает к вере. Ибо как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним. Отец привлекает и приводит к Сыну; а Сын воскрешает и оживляет, даруя дыхание в добре и жизнь, которая есть Дух Святый. Итак, верующим благодетельствует вся Святая Троица, а не в частности один только Отец или один только Сын, но как Естество одно, так и действие благотворения одно: Отец приводит, Сын оживляет, Дух Святый для оживляемых служит дыханием; ибо всякий живой имеет и дыхание. Смотри, какая власть Сына. Я, говорит, «воскрешу». Не сказал: Отец Мой воскресит, но: Я. Ибо не всегда говорит о Себе уничиженно, а иногда открывает и высоту Своего Божества.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010