Виталий, епископ Калужский и Боровский (Иосифов Василий Александрович) Родился в селе Тереховом Нижнедвинского уезда Воронежской губернии в семье священника. В 1854 году окончил Воронежскую духовную семинарию и определен учителем Белгородского народного училища. I октября 1856 года рукоположен в сан священника. В 1861 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1865 году окончил курс академии; 29 июня того же года пострижен в монашество и 15 ноября назначен учителем Киевской духовной семинарии. 9 июля 1866 года удостоен звания магистра. 13 ноября 1869 года назначен инспектором Киевской духовной семинарии. 11 апреля 1871 года возведен в сан архимандрита. С 31 декабря 1875 года – ректор Киевской духовной семинарии. 20 февраля 1883 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. 11 мая 1885 года переведен епископом Тамбовским. С 3 июня 1890 года – епископ Калужский и Боровский. Скончался 15 сентября 1892 года. Погребен в Киевском Троицком монастыре. Епископ Виталий был почетным членом Церковно-археологического общества и председателем комитета для сбора доброхотных деяний в пользу нуждавшихся православных. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1402, 1403, 1414. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 472. Труды Киевской духовной академии. – 1886, май. – С. 12, 17. – 1888, сентябрь. – С. 227–228. – 1890, июль. – С. 494. – 1891, май. – С. 195. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17, 62. Церковные ведомости. – 1888, 49. – С. 271. – 1890, 24. – С. 237. Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1890, 49. – С. 1649. – 1891, 41. – С. 1433; 46. – С. 1633. Известия по Казанской епархии. – 1883, 5. – С. 129. – 1885, 11. – С. 260. Церковный вестник. – 1891, 6. – С. 25. – С. 393–394; 48. – С. 764. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 10. – С. 266–268, 273, 276, 279, 280. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т.8. – С. 114; т.10. – С. 620. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 2. – С. 1164, 2145. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Виталий (Иосифов), еп. Калужский. Гравюра. Нач. 90-х гг. XIX в. (Иосифов Василий Александрович; 1832, с. Терехово Нижнедевицкого у. Воронежской губ.- 15.09.1892, Киев), еп. Калужский и Боровский. Из семьи священника. По окончании Воронежской ДС в 1854 г. определен учителем в Белгородское народное уч-ще. 1 окт. 1856 г. рукоположен во иерея к церкви в с. Сторожевом Коротоякского у. Воронежской губ. В 1859 г. овдовел. В 1859-1860 гг. являлся духовником Воронежской ДС. В 1861-1865 гг. учился в КДА. По окончании курса со степенью магистра 29 июня 1865 г. пострижен в монашество и 15 нояб. определен в Киевскую ДС профессором Свящ. Писания, затем словесности и лат. языка. С 13 нояб. 1869 г. инспектор ДС. 11 апр. 1871 г. возведен в сан архимандрита. В отчете о синодальной ревизии Киевской ДС был отмечен «как человек выдающихся дарований, умный, деятельный, энергичный, с педагогическим тактом и отличными административными способностями». 31 дек. 1875 г. назначен ректором ДС. Превратил семинарию в образцовую, заслужил любовь воспитанников. 29 янв. 1883 г. В. был назначен, 20 февр. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии; определен управляющим Златоверхим киевским во имя арх. Михаила мон-рем , к-рый при В. был обустроен. 11 мая 1885 г. переведен на Тамбовскую и Шацкую кафедру, энергично боролся с распространением в епархии старообрядчества . 3 июня 1890 г. перемещен в Калугу. По представлению В. 29 мая 1892 г. указом Синода Боголюбивая в честь Казанской иконы Божией Матери жен. община (в сельце Петропавловском Мосальского у. Калужской губ.) была преобразована в мон-рь. В кон. июня 1892 г. В. испросил отпуск для лечения, поехал в Киев, где скончался, погребен в киевском во имя Св. Троицы мон-ре. В. был награжден орденом св. Анны 1-й степени, являлся почетным членом Церковно-археологического об-ва и председателем комитета для сбора доброхотных даяний в пользу нуждавшихся православных. Соч.: Слово пред погребением митр. Киевского Филофея//ТКДА. 1882. 3. Прил. С. 8-15. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. 241 [форм. список]; Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 86. Лит.: С. К. Миссионерство в Тамбовской епархии//ПрибЦВед. 1888. 26. С. 701-704; Проводы преосв. Виталия по случаю назначения его еп. Калужским и Боровским//Тамбовские ЕВ. 1890. 14. С. 710-735; Преосв. Виталий, еп. Калужский и Боровский: [Некролог]//ПрибЦВед. 1892. 38. С. 1330-1331. Т. А. Богданова Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/158836.html

409 [Макарий, впоследствии архимандрит (1830–1900). В миру Михаил Евгеньевич Струков. Окончил Тульскую губернскую гимназию. Служил в чине коллежского секретаря. В Онтину Пустынь поступил в 1869 г. В 1873 г. пострижен в монашество. В 1876 г. рукоположен в диакона, в 1877 г. – во иеромонаха. Был письмоводителем настоятеля преп. Исаакия (Антимонова). В 1892 г. переведен настоятелем Загаецкого монастыря (Волынской губернии). По ходатайству преп. Исаакия в том же году переведен настоятелем Можайского Лужецкого монастыря (Московской епархии), позднее возведен в сан архимандрита]. 410 [Евфросиния, схиигументя, вторая настоятельница Шамордннской обители (1830 – 14 апреля 1903 г.). В миру Елена Александровна Розова, из дворян. В 1888 г. переведена из Белёвского Крестовоздвиженского монастыря и по благословению старца Амвросия назначена настоятельницей IIIaмopдuhckoй обители. Преданная ученица о. Амвросия, пользовалась его духовным руководством более 30 лет, с 1860 по 1891 гг. Отличалась смирением, высокой духовностью, преданностью воле Божией. Незадолго до кончины старца Амвросия лишилась зрения и просила разрешения подать на покой, но не получила на это благословения. В октябре 1902 г. награждена наперсным крестом и возведена в сан игуменьи. При ней возведён собор в честь Казанской иконы Божией Матери и все основные монастырские строения (богадельня, детский приют, трапезная и др)]. 411 [Виталий, епископ Калужский и Боровский (1832–1892). В миру Иосифов Василий Александрович. Из семьи священника. По окончании Воронежской духовной семинарии в 1854 г. определён учителем в Белгородское народное училище. 1 октября 1856 г. рукоположен в сан иерея. В 1859 г. овдовел. В 1859–1860 гг. являлся духовником Воронежской духовной семинарии. В 1861–1865 гг. учился в Киевской духовной академии. По окончании курса со степенью магистра 29 июня 1865 г. пострижен в монашество и 15 ноября определен в Киевскую духовную семинарию профессором Священного Писания , затем словесности и латинского языка. С 13 ноября 1869 г. – инспектор семинарии. 11 апрели 1871 г. возведен в сан архнмандрита. 31 дек. 1875 г. назначен ректором семинарии, которую превратил в образцовую, заслужив любовь и уважение воспитанников. 29 января 1883 г. был назначен, а 20 февраля хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии; определен управляющим Златоверхим киевским во имя архангела Михаила монастырем. 11 мая 1885 г. назначен на Тамбовскую и Шацкую кафедру. Энергично боролся с распространением в епархии старообрядчества. 3 июня 1890 г. перемещен на Калужскую кафедру. В июне 1892 г. испросил отпуск для лечения, поехал в Киев, где скончался].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Виноградов Константин Александрович (1897–1947). Окончил Московский университет и китайское отделение Восточного института. До ареста научный сотрудник Главмузея. Находился под подпиской о невыезде. Арестован в 1925 г., проходил по «делу митрополита Петра». Приговорен условно к высылке в Зырянский край на два года. Арестован в 1931 г., приговорен к 3 годам ИТЛ. После освобождения вернулся в Москву. Вновь арестован в 1935 г., приговорен к 5 годам ИТЛ. С 1946 г. послушник в Троице-Сергиевой Лавре, готовился к отправлению в Китайскую миссию. Скоропостижно скончался в Троице-Сергиевой Лавре. Виссарион (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878–1937), епископ, григорианский «митрополит». В 1923 г. хиротонисан во епископа Симбирского (Ульяновского). В 1925 г. перешел в григорианский раскол. С 1927 г. председатель ВВЦС. Расстрелян. Виталий (Иосифов Василий Александрович;1892), епископ. В 1883 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 1885 г. епископ Тамбовский и Шацкий; с 1890 г. епископ Калужский и Боровский. Владимир (Пищулин Владимир Федорович; 1889–1938), священомученик, иеромонах. В 1920 г. рукоположен во иерея, служил вместе с А. И. Введенским в петроградском храме свв. Захария и Елисаветы. В 1922 г. арестован, выслан в Оренбург. В 1924 г. вернулся в Ленинград, «пострижен» обновленцами в рясофор. С 1925 г. обновленческий «епископ Охтенский, викарий Ленинградской митрополии». В ноябре 1925 г. назначен обновленческим «епископом Псковским», но от назначения отказался и ушел на покой. Принес покаяние в 1926 г. и принят в общение с Православной Церковью в сане иеромонаха. В 1928 г. арестован, отправлен в Соловецкий лагерь, затем выслан в Казахстан на три года. В 1934 г. переехал в Симферополь, в 1935–1937 гг. работал в библиотеке педагогического института, был уволен, зарабатывал на жизнь уроками иностранных языков. Расстрелян. Владимир (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852–1931), архиепископ. В 1887 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. С 1903 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С 1910 г. на покое, назначен настоятелем Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1921 г. назначен архиепископом Екатеринославским. В 1926 г. перешел в григорианский раскол, после недолгого там пребывания покаялся и восстановил общение с Православной Церковью. Последние годы пребывал в полузатворе. Скончался в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

05.01.1835 20.01.1835 26.09.1836 Владимир Алявдин (Алаудин?) 21.11.1836 08.03.1841 Иннокентий Борисов 06.04.1841 01.01.1843 Иеремия Соловьев 31.01.1845 30.06.1845 Варлаам Успенский 15.08.1845 10.01.1858 30.03.1858 31.10.1859 Антоний Амфитеатров 10.01.1860 04.01.1865 Серафим Аретинский 14.02.1865 31.12.1877 04.02.1878 14.01.1883 20.02.1883 11.05.1885 Виталий Иосифов 03.11.1885 03.06.1890 Иероним Экземплярский 12.07.1890 19.12.1892 Ириней II Орда 16.01.1893 26.01.1898 Иаков Пятницкий 28.06.1898 27.04.1902 Димитрий Ковальницкий 05.06.1902 08.06.1907 03.01.1908 16 09.1908 Агапит Вишневский 26.10.1908 18.09.1911 16.11.1911 18.05.1917 Сщмч. Никодим Кротков 21.06.1917 10(23)08.1921 Сщмч. Никодим Кротков, паки Александр (1932?) Чикагская Основана в 14(27)04.1922. Местопребывание – в г. Чикаго (США). Упразднена в 1957 г. 03(16)12.1922 23.11(06.12)1934 Леонтий Туркевич) 04(17)12.1956 23.12.1956(05.01.1957) Чимкентская Чимкентская и Акмолинская. Основана 09(22)11.1990. 09(22)11.1990 01(14)02.1991 02(15)02.1991 Чистопольская Основана 01.03.1899. Именование – по г. Чистополь (Казанская губерния; Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1926 г. 01.03.1899 14.07.1900 Антоний Храповицкий 10.09.1900 26.03.1905 18.07.1905 27.08.1905 Феодосий Олтаржевский 27.08.1905 17.01.1912 Алексий II Дородницын 04.03.1912 30.05.1913 Анастасий Александров 29.06.1913 15(28)02.1922 29.06(12.07)1922 06.1926 13(26)04.1934 04(17)09.1935 Андрей Солнцев Чистопольская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Чистополь (Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1933 г. 10(23)01.1924 Василий Троицкий (1928) 04(17)09.1932 18.09(01.10)1933 Василий II Катагошин Читинская Основана 28.01.1894. Иркутское викариатство (выделено из территории Селенгинского викариатства той же епархии). Самостоятельная с 12.03.1894. Упразднена в 1936 г. («...передана в управление Иркутским Преосвященным» [Саввин Д. Читинско-Забайкальская епархия в 1917–1936 гг.//Православие в Забайкалье. История и современность. Чита, 2004. С. 35]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

326 Борисовская Тихвинская женская пустынь Курской губернии (ныне – Белгородская обл.) была основана в 1714 году владельцем Борисовки, фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым во исполнение обета, данного им перед Полтавской битвой. В XIX веке монастырь стал одним из крупнейших в епархии. В 1923 году обитель была закрыта, в ее помещениях разместился детский дом. 329 Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь (Тульская обл.) основан в XVII веке. В 1764 году он был упразднен, но в 1768 вновь открыт. В конце XIX века монастырь стал достаточно большим. Монахини Крестовоздвиженской обители положили начало знаменитому белевскому кружевоплетению. В 1920-х годах советские власти закрыли монастырь. Восстановительные работы начались в 2007 году. 330 Епископ Виталий (в миру Василий Александрович Иосифов, ?–1892) родился в Воронежской губернии в семье священника. В 1854 году окончил Воронежскую духовную семинарию и в 1856 году рукоположен в сан священника. Затем окончил Киевскую духовную академию. В 1865 году был пострижен в монашество, с 1869 года – инспектор Киевской духовной семинарии, с 1875 – ректор Киевской духовной семинарии. 20 февраля 1883 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В 1885 году стал епископом Тамбовским, в 1890 – Калужским и Боровским. 331 Протоиерей Павел Левашов (1873–1937) – один из организаторов Катакомбной церкви. Родился в дворянской семье в местечке Черная гряда Череповецкого уезда Новгородской губернии. Так как семья была многодетной и в материальном отношении жила достаточно тяжело, Павла Левашова взял на воспитание родной брат матери, епископ Могилевский Мисаил (Крылов). Павел окончил духовное училище; затем женился на дочери московского мещанина. В браке родилось семеро детей. Епископ Мисаил рукоположил П. Левашова во диакона, затем во иерея. В начале 1900–х годов отец Павел был назначен священником Петропавловского собора в Гомеле, позднее – благочинным Гомельской епархии. В связи с началом Первой мировой войны переехал в Петроград, стал настоятелем Свято–Георгиевской церкви Главного штаба. После революции 1917 года был священником в московском Новодевичьем монастыре. С 1918 года – вновь благочинный Гомельской епархии. Вел активную борьбу с обновленчеством. Выступил против Декларации заместителя патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) , которая призывала верующих лояльно относиться к советской власти. С 1927 года несколько раз был арестован, около четырех лет провел в ссылке. В 1937 году отец Павел был расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Таким образом, святитель Феофан не встречался в затворе с архиепископом Иркутским Вениамином. Характеристика «добрый и кроткий», данная святителем владыке Вениамину, не соответствует мнению биографов, которые отмечают «крутой нрав архиепископа, его неуживчивость и конфликтность» 840 . Епископ Тамбовский и Шацкий Виталий В миру Иосифов Василий Александрович (1831–1892). Родился в Воронежской губернии, окончил Воронежскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Служил учителем Белгородского духовного училища, священником. После того как овдовел, пострижен в монашество. Продолжал службу в Киевской духовной семинарии на должностях учителя, инспектора, ректора. В 1883 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В 1885 г. был перемещен на Тамбовскую кафедру, а в 1890 г. – на Калужскую. В Тамбовской епархии владыка Виталий остался памятен усилением миссионерской деятельности. Посетил более ста приходов, в которых до него не побывало ни одного архипастыря. О посещении епископом Виталием святителя Феофана в затворе мы узнаем из письма святителя от 5 декабря 1888 года. «Наш владыка много трудится в поездке по епархии. Оттого и похудел. Помоги ему Господи в трудах его! Нынешний раз владыка полюбопытствовал видеть церковку мою и рабочую . Я хотел щегольнуть пред ним и показать ему облачение шелковое, золотом расписанное. А он сказал, что оно у него уже есть. Вот и пропал заряд. Очень жалел и жалею, что у меня из моих рукоделий ничего не было готового; и заготовить теперь уже трудновато. Везде глаз нужен, а у меня в этом недостаток. Загадываю однако нарисовать икону свят Митрофана. Когда бы мне удалось. Если угожу, пришлю владыке» 841 . Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним В миру Экземплярский Илья Тихонович (1836–1905). Родился во Владимирской епархии. Окончил Владимирскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Преподавал в Черниговской и Киевской духовной семинариях. У него было трое сыновей, в том числе богослов Василий Ильич Экземплярский . Его супруга скончалась в 1876 г. В 1885 г. был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита и в том же году хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Бережёного Бог бережёт. Наставления для сельских жителей, как уберечься от заболеваний холерою. На татарском языке. Казань. 1892 года. 10000 экз. Б) На чувашском языке: Букварь для чуваш. Тваш кнеки. 9-е издание. Казань. 1892 года. 5000 экз. Букварь для чуваш, с присоединением русской азбуки. Тваш кнеки. 10-е издание. Симбирск. 1893 г. 3000 экз. Первоначальный учебник русского языка для чуваш. Казань. 1892 г. 3000 экз. Молитвенник на чувашском языке. Кл кнеки. Издание 3-е. Симбирск. 1892 г. 3000 экз. Училище благочестия на чувашском языке. Казань 1892 г. 6000 экз. Поучение против пьянства, на чувашском языке. Казань. 1892 года 3000 экз. Поучение против пьянства, на чувашском языке. Издание 2-е, исправленное. Казань. 1893года 5000 экз. О посте, по учению православной церкви, на чувашском языке. Казань. 1893 года. 10000 экз. О земных страданиях. «Лучше здесь накажи Господи», на чувашском языке. Казань. 1893 года. 5000 экз. О Николае Ивановиче Ильминском , на чувашском языке (с портретом Н. И. Ильминского ). Казань. 1893 года. 1200 экз. О христианском воспитании детей. На чувашском языке. Казань. 1893 года. 5000 экз. Бережёного Бог бережёт. Наставления для сельских жителей, как уберечься от заболевания холерою. На чувашском языке. Казань. 1892 года. 7000 экз. В) На черемисском языке: Букварь для восточных черемис. Казань. 1892 года. 3000 экз. Рассказы из Священной Истории Ветхого Завета на восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 600 экз. Рассказы из Священной Истории Нового Завета. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1893 года. 600 экз. Житие св. Стефана Великого-Пермского. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 1200 экз. Житие Святителя Николая Мирликийского. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 1200 экз. О силе молитвы. Юмолан кумалмын виже. На восточном наречии черемисского языка. Казань. 1892 г. 1200 экз. Употребительнейшие церковные песнопения. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 года. 600 экз. «Бережёного Бог бережёт». Наставления сельским жителям, как уберечься от заболевания холерою. На восточно-черемисском наречии. Казань. 1892 г. 3000 экз.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

гл. 4). Ам.5:6. Взыщите Господа, и будьте живы, чтобы не воспылал дом Иосифов, как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить Вефиль. LXX: Взыщите Господа, и будьте живы, чтобы не возгорелся дом Иосифов, как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить дом Израилев.    Как от лица Бога говорится: «взыщите Меня, и будете живы», так пророк о Господе говорит, чтобы искали Его и были живы. Ибо искание Господа есть начало жизни. Если же они не взыщут Его и поэтому не будут живы, то немедленно воспылает огонь в доме Иосифовом, под которым, вследствие происхождения Иеровоама из колена Ефремова и из дома Иосифова, мы должны разуметь десять колен, которые назывались Израилем, удержав древнее наименование от большей части народа. А два колена, управлявшиеся потомками Давида, происходившего из колена Иудина, назывались Иудою и обладали Иерусалимом, в котором находился храм Божий. Когда огонь охватит дом Иосифов, то он пожрет и истребит Вефиль, о котором Я выше сказал: «не ищите Вефиля», и некому будет погасит его, когда он будет предан пламени чрез своих царей. Вместо «Вефиля» LXX перевели «дом Израилев», передавая более смысл, чем слово, так что огонь, возженный царем Иеровоамом и всеми последующими царями, преемниками его по власти, пожрет десять колен, называющихся Израилем. Это тот огонь, который возжигается или пылает и охватывает дом Иосифов, чтобы был истреблен Вефиль, о котором в другом месте говорится: «ходите светом огня вашего и пламенем, егоже разжегосте» (Исаии 50, 11). Мы часто смотрели на дом Иосифов (по причине Иеровоама, который отделил народ Божий от рода Давидова, сделал золотых телиц в Дане и Вефиле и сказал: нет нам части в Давиде и наследия в сыне Иессеевом, — 3 Цар. 22:16), как на образ еретиков. Так как они чрез искусно построенную речь образовали красивых, блестящих и, так сказать, золотых идолов, и кланяются делам рук своих и под видом телиц усвояют себе образ земледелания; то им говорится: «взыщите Господи, и будете живы.» того, который сказал: «Аз есмь путь, и истина и живот» (Иоанн. 14, 6), чтобы, ходя по нему и нашедши истину, начали жить те, которые прежде были мертвыми. Если же они не сделают этого, то будут объяты огнем диавола, и никого нельзя будет найти из их князей, которые также охвачены огнем ересей, кто мог бы погасить пламя, все пожирающее, и в особенности Вефиль, присвоивший себе ложное наименование дома Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тогда же пришел к великому князю брат его, князь Юрий Иванович; князь же великий скрывал от него свою болезнь. И недолго побыл у него, и отправил его великий князь в его вотчину, в Дмитров; он не хотел уезжать, но князь великий отправил его. Тогда же, накануне дня памяти чудотворца Варлаама Хутынского, ночью, у великого князя много вышло гною из болячки – больше таза, и стержень вышел из нее – размером больше чем полторы пяди, но вышел стержень еще не весь. Князь великий повеселел, надеясь на облегчение своей болезни, и послал в Москву за гетманом своим Яном. Ян скоро приехал и начал прикладывать к болячке обычную мазь; от Яновой мази опухоль немного уменьшилась. Потом князь великий послал в Москву за старцем своим, за Мисаилом Сукиным (болезнь его была тяжелой), и послал за боярином своим, за Михаилом Юрьевичем. Старец же его Мисаил и боярин его Михаил Юрьевич быстро к нему приехали. И начал держать совет великий князь с боярами; а тогда у него были бояре: князь Дмитрий Федорович Бельский, князь Иван Васильевич Шуйский, Михаил Юрьевич, князь Михаил Львович Глинский, и дворецкие его: князь Иван Иванович Кубенский, Иван Юрьевич Шигона, и дьяки его: Григорий Меньшой Путятин, Елизар Цыплятев, Афанасий Курицын, Третьяк Раков. И начал думать князь великий, как ему ехать к Москве; и решил князь великий с боярами: ехать ему из Волока в Иосифов монастырь к Пречистой молиться. И тогда поехал князь великий из Волока в Иосифов монастырь к Пречистой молиться, заговенье начал в своем селе, на Буегороде, и брат его Андрей Иванович был с ним. Рано утром приехал в Иосифов монастырь к Пречистой молиться, Иосифа-игумена гробу поклониться. И встретили великого князя в воротах монастыря с иконами и кадилами итумен с братией, и со священниками, и со всем клиросом церковным. Князь же великий из Колпи на Волок, а из Волока в Иосифов монастырь ехал в повозке и совсем не вставал с постели, все время лежал; и поворачивали его с одной стороны на другую, ибо обессилел он от тяжелой болезни, да и ел мало. И когда ехал из Волока в Иосифов монастырь, с ним вместе в повозке ехали князь Дмитрий Иванович Шкурлятев и князь Дмитрий Федорович Палецкий, чтобы переворачивать его во время пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010