Историограф 1-й пол. XVIII в. К. Несецкий приписывал постройку церкви сыну Александра Ивану (Herbarz Polski Kaspra Niesieckiego/Wyd. J. N. Bobrowicz. Lipsk, 1841. T. 8. S. 457-458). П. Н. Жукович, проанализировав археографические акты, неизвестные Несецкому и опубликованные к нач. ХХ в., поддержал версию иером. Феодосия. Косвенным подтверждением ранней даты возникновения мон-ря можно считать существование креста 1495 г. и Минеи 1487 г., к-рые в XIX в. хранились в Ж. м. ( Добрянский. 1882. С. 287). О существовании храма в Жировичах, построенного Ивашкой Солтаном, может свидетельствовать копия документа 1516 г., хранящаяся в архиве Литовской метрики (АЗР. 1848. Т. 3: С. 252). В этой жалобе сына Ивашки Солтана Александра на жену своего опекуна Литавора Хрептовича в перечне имущества перечислены ценности, забранные пани Хрептович из ризницы жировичской церкви («крест великий серебреный позолоченный, кадило серебреное»). Первое упоминание собственно церкви в Жировичах есть также в Литовской метрике: 20 сент. 1572 г. надворный маршалок литовский Иван Александрович Солтан записал на имя жены Марины Васильевны Соломерецкой «двор Жировичи с подаваннем церковным». «Стопа Богородицы» — камень, на котором второй раз явилась икона Божией Матери (алтарь Явленской ц.). Фотография. 2008 г. «Стопа Богородицы» — камень, на котором второй раз явилась икона Божией Матери (алтарь Явленской ц.). Фотография. 2008 г. Согласно сказанию иером. Феодосия, спустя нек-рое время после постройки деревянная церковь сгорела, а икона исчезла. Но вскоре образ был обретен на камне совершенно невредимым. Строительство новой деревянной церкви на месте сгоревшей началось, вероятно, при жизни надворного маршалка литов. Александра Солтановича ( ок. 1554). Синодик мон-ря, составленный в сер. XVIII в. на основе более раннего текста, называет А. Солтана (2-го после его отца, Солтана Александровича, владельца Жировичей) «первым фундатором, при котором чудо сие показано в Жировицах» ( Добрянский. 1882. С. 13). Возможно, небольшой православный монастырь при церкви в Жировичах существовал уже при сыне Александра Солтановича, надворном маршалке литовском И.

http://pravenc.ru/text/182311.html

Нарди ( Nardi. 1728), закрепилась в изданиях XIX-XX вв. Однако исторически наиболее достоверна предложенная в XVIII в. польск. историком И. Стебельским дата события 1494 г.; отождествление основателя правосл. церкви в Жировичах с личностью земского подскарбия Александра Юрьевича, родоначальника белорус. шляхетской династии Солтанов, совершившего паломничество в Палестину и служившего при дворах европ. монархов, не имеет достаточных оснований. Имение Жировичи было пожаловано грамотой от 20 марта 1493 г. вел. кн. Литовским Александром Ягеллончиком сыну Александра Юрьевича Солтана, «маршалку господарскому Ивашке Солтану Александровичу» († ок. 1495), к-рый построил в Жировичах церковь. Ее существование подтверждается копией документа 1516 г., хранящейся в архиве Литовской метрики (АЗР. 1848. Т. 3: С. 252),- жалобы сына Ивашки Солтана Александровича, Александра, на жену своего опекуна Литавора Хрептовича; среди имущества перечислены ценности, забранные пани Хрептович из ризницы церкви в Жировичах. Высказывалось мнение ( Mironowicz. 1991), что явление Ж. и. произошло в 1514 г., подобные гипотезы выдвигались со 2-й пол. XIX в. на основе несостоятельных попыток отождествления личности Александра Солтана с еп. Иосифом (Солтаном), бывшим в 1509-1519 гг. митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси (в Вильно), к-рый в действительности принадлежал к другому роду. Жировицкая икона Божией Матери. Кон. ХХ в. Иконописец свящ. Андрей Льянов Жировицкая икона Божией Матери. Кон. ХХ в. Иконописец свящ. Андрей Льянов Сказание повествует, что спустя нек-рое время после постройки деревянная церковь в Жировичах сгорела, а чудотворная икона исчезла. Возвращавшиеся из школы дети увидели неподалеку от пепелища сидящую на камне и окруженную сиянием Деву. Приведя родных и священника, вместо Нее они обнаружили на камне невредимую Ж. и. и горевшую перед ней свечу. Камень, на к-ром, по преданию, произошло обретение после пожара Ж. и., имеет углубление, напоминающее след стопы и ладони. Полагали, что частички камня, названного «Стопа Богородицы», обладают целебными свойствами, помогают роженицам.

http://pravenc.ru/text/182309.html

После издания С. Кутшебой и Я. Фиялеком памятных записей из рукописи, принадлежавшей Э. Чиолеку, главе виленского капитула на рубеже XV–XVI вв., можно считать установленным фактом, что толчком для подобной попытки явилось заграничное путешествие одного из молодых представителей служилой литовской знати, Александра Солтана, сына земского подскарбия Великого княжества Литовского Александра Юрьевича . Во время путешествия в 1467–1469 гг. Александр Солтан наряду с другими европейскими дворами посетил двор папы Павла II в Риме. Здесь, согласно памятной записи, сделанной Э. Чиолеком, он был принят в унию самим папой, при этом в отличие от практики, существовавшей в Восточной Европе, папа не потребовал от него повторного крещения, ограничившись его торжественным отречением от «заблуждений греков» и обещанием повиновения и верности Римской Церкви. После этого папа лично причастил его. Аналогичного акта отречения оказалось в дальнейшем достаточно, чтобы Александр Солтан был принят в члены ордена рыцарей «Гроба Господня» в Иерусалиме . По примеру Александра Солтана его младший брат Иван принес, по-видимому, личную клятву папе Сиксту IV . Время этого события позволяет установить сохранившийся в том же сборнике Э. Чиолека текст пожалования Сикста IV от 19 ноября 1471 г. владельцу Почапова Ивану Александровичу . Папа этим документом предоставлял пресвитеру, которого Иван Александрович изберет своим духовником, право отпускать все грехи. Обращение к Риму двух молодых представителей литовской знати могло бы и не иметь серьезных последствий, но принятие Александра Солтана в члены католической общины Вильно натолкнулось на серьезные препятствия. Когда, следуя прежней практике, литовский аристократ повторил клятву отречения от «заблуждений греков», этого, к его удивлению, оказалось недостаточно. В вильно отнеслись с явным недоверием к его сообщению, что папа принял его в лоно Церкви без повторного крещения, и потребовали письменного свидетельства, которого тот не имел. Солтан не только не был принят в члены общины, но и подвергся публичным нападкам с амвона, когда его, в частности, назвали собакой . По компетентной оценке современного теолога, такое поведение католического духовенства в Вильно полностью противоречило официальной позиции католической Церкви, признавшей на Флорентийском Соборе действенность разных формул крещения, лишь бы они совершались во имя Святой Троицы .

http://sedmitza.ru/lib/text/442964/

Архитектурный комплекс монастыря включает: Свято-Успенский собор (1671) и пристроенную к нему Свято-Никольскую церковь, Свято-Явленскую церковь (1796), Свято-Крестовоздвиженскую (1769) и Георгиевскую церкви, звонницу (1828), здания старой и новой семинарии (1956), жилой корпус, трапезную, гостиницу для паломников, госпиталь, ряд хозяйственные зданий, а также плодовый сад, огород и пруды. http://piligrim.by/content/view/25/505/ Митрополит Минский и Слуцкий Филарет посетил святой источник Жировичского Свято-Успенского ставропигиального мужского монастыря. Патриарший Экзарх освятил отреставрированную часовню в честь святой равноапостольной княгини Ольги, новую сень и обновленную купель. В 2020 году Жировичский ставропигиальный мужской монастырь отмечает сразу две юбилейные даты. Это 500 лет своего основания и 550 лет обретения Жировичской иконы Божией Матери. Находясь на границе католического и православного мира, монастырь пережил два с половиной столетия униатского господства, притеснения польских властей, тяготы Великой Отечественной войны и лихолетья гонений безбожной власти. Но при этом никогда не закрывался. Пройдя через все испытания, Жировичский монастырь по-прежнему остаётся хранителем Православия на Белорусской земле. Самое раннее упоминание о Жировичском монастыре связано с пожаром 1520 года, в котором сгорела его первая церковь. Как говорится в книге польско-литовского историка и католического богослова, иезуита Войцеха Кояловича " Вещи различные в положении церковном, в Великом княжестве Литовском обретающиеся " , " монастырь тот весь с храмом был уничтожен огнем " . Монастырь находился в имении видного государственного деятеля Великого княжества Литовского Александра Солтана. До современности дошло несколько богослужебных книг первого Жировичского храма: рукописная бумажная Псалтирь толковая блаженного Феодорита Кирского, переписанная по заказу Солтана во Владимире Волынском в 1471 году, и Минеи, которые сегодня хранятся в архивах Литвы и России. Вплоть до начала XVII века православный Жировичский монастырь находился под покровительством семьи Солтанов. Затем в результате судебной махинации он был отнят у православных и около 1618 года передан униатским монахам-базилианам. Так на 200 лет монастырь оказался в собственности униатов. В это время уже были заключены Люблинская (1569 год, объединение Литвы и Польши) и Брестская (1596 год, принятие православным духовенством католического вероучения и переход в подчинение Папе Римскому) унии и шло активное ополячивание и окатоличивание население Белой Руси.

http://sobory.ru/article/?object=09617

Так, известными покровителями православных в Великом княжестве Литовском в первые десятилетия XVI в. были сын Ивана Ходкевича, Александр, основатель и ктитор Супрасльского монастыря, и подскарбий дворный Иван Андреевич, сын Андрея, пана на Папорти, родного брата Александра Солтана . Сохранили верность православию и инициаторы обращения в Рим братья Александр и Иван. Подскарбий Иван Александрович в 1481 г. дал вкладом на 30 коп. жита в православный Лаврашев монастырь, а в следующем году «повелением и желанием» Александра Солтана были переписаны православные служебные минеи . В таком поведении знати проявилась ее привязанность к традиционным нормам церковной жизни, нашедшая достаточно точное выражение в послании папе. О реакции католической стороны на эти события позволяет судить бреве Сикста IV от 31 августа 1481 г., адресованное генеральному викарию польской провинции бернардинов . Этим документом папа не только предоставлял польским бернардинам все привилегии, какими обладали францисканцы в Боснии, но и давал им полномочия принимать в состав католической общины верующих «греков, русских, валахов, армян и всех схизматиков, еретиков и отступников», освобождать их от всех наложенных на них церковных наказаний и присваивать им церковный сан, в который они ранее были рукоположены. В документе уточнялось, что принимать «схизматиков» в католичество следует по форме, установленной папой Евгением IV на Флорентийском Соборе. Это означало, в частности, что от них не следовало требовать повторного крещения. Подобный документ не мог быть издан по просьбе католических епископов, не разделявших этих постановлений Собора. Очевидно, этот документ был составлен по инициативе властей Ордена бернардинов, обеспокоенных положением, сложившимся на территории Великого княжества Литовского после неудачи планов церковной унии, и искавших в новых условиях поддержки своей миссионерской деятельности у папской курии. Таким образом, можно отметить, что серьезных изменений в отношениях между представителями двух конфессий по сравнению с тем, что имело место на рубеже 60–70-х гг. XV в., не произошло. Единственный след, сохранившийся от этих событий,— послание Сиксту IV, которое переписывалось и распространялось в списках , а следовательно, продолжали циркулировать в общественном сознании отразившиеся в нем идеи. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442970/

В издательстве Минской духовной семинарии вышла новая книга о раннем периоде истории Жировичской обители 19 мая 2020 г. 14:37 В издательстве Минской духовной семинарии вышла книга «Милости источник: Жировичская чудотворная икона Божией Матери и Жировичская Успенская обитель в 1470-1618 гг.». Автор нового издания — протодиакон Павел Бубнов, старший преподаватель кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии , преподаватель Минской духовной семинарии, кандидат богословия. Книга посвящена 550-летию первого обретения Жировичского образа Пресвятой Богородицы, 500-летию явления Божией Матери на камне и основания Жировичского монастыря. Созданию книги предшествовали многолетние поиски в архивах и библиотеках России, Литвы, Украины, Польши, Франции сведений о древнейшем периоде истории Жировичской обители. Были изучены сотни научных публикаций, проведены консультации с десятками специалистов в различных областях научного знания. В результате скрупулезного научного исследования были получены новые сведения, уточнены и дополнены ранее известные данные. Благодаря обширной исследовательской работе удалось воссоздать основные вехи жизненного пути основателя первого Жировичского храма — Солтана Александровича, известного в популярной литературе как Александр Солтан, и проследить его участие в богослужебной жизни храма, основанного им на месте явления чудотворной иконы. Отдельное внимание в издании уделено вопросу о начале монашеской жизни в Жировичах и деятельности потомков Солтана Александровича по благоустройству церковной жизни в Жировичах. В новом свете предстает в книге процесс отнятия обители у православных попечителей и возникновение в Жировичах базилианской монашеской общины в начале XVII века. Автор также обращает внимание на широкое почитание Пресвятой Богородицы на белорусских землях, рассказывает читателям о древних храмам в честь Пречистой Девы, а также о чудотворных образах, явленных Богородицей. В приложения книги включены наиболее интересные документы, а также очерк об изучении и освещении истории Жировичского монастыря в XVII-XXI веках. Отдельный очерк «Жировичи или Жировицы?» посвящен теме происхождения обоих вариантов написания и древности каждого из них. Книга иллюстрирована фотографиями уникальных древних документов, фрагментов рукописных богослужебных книг, прижизненными портретами исторических персонажей, а также современными фотографиями Жировичей с высоты птичьего полета. Новое издание ориентировано на широкий круг читателей. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Конфликт этот не остался внутренним делом католической общины, он способствовал обострению ситуации. Несмотря на принятие Александра Солтана в лоно Церкви самим папой, он не прервал своих контактов с православными, хотя, по мнению составителя памятной записи, отныне должен был посещать только латинские церкви и принимать таинства от латинских священников . Далее составитель с огорчением замечает, что, рассказывая о том, как он был принят папой в лоно Церкви «без крещения», Александр Солтан укрепил русских в «заблуждении» относительно действенности православных прав и таинств. Благодаря этому инциденту верхам православного общества Великого княжества Литовского стало ясно, что налицо расхождение между политикой Рима и деятельностью местного католического епископата. В таких условиях представляется вполне естественным появление идеи установления прямых контактов с Римом. (Столкновение Солтана с католическим духовенством в Вильно следует, вероятно, датировать самым концом 60-х гг. XV в.— временем его возвращения из заграничного путешествия.) Однако обстановка на рубеже 60–70-х гг. XV в. не благоприятствовала реализации этой идеи . Как правильно отметил Б. Бучиньский, для Казимира и литовской рады было нецелесообразно начинать переговоры о церковной унии в условиях, когда возникла перспектива распространения власти Казимира на Великий Новгород. Как известно, в планы «литовской партии» в этом государстве входило не только принятие короля на новгородский стол, но и подчинение новгородской кафедры киевскому митрополиту. Переговоры о церковной унии могли лишь затруднить положение руководителей этой «партии» в Новгороде и дать еще один повод для обвинений в «латинстве», выдвигавшихся в их адрес великим князем московским Иваном III и московским митрополитом Филиппом. По-видимому, не был приверженцем таких планов и митрополит Григорий: очень теплые отзывы о нем константинопольского патриарха Дионисия в грамоте, адресованной православным «во всей земле Руской», говорят об установлении близких и доверительных контактов этого иерарха с патриаршим престолом. Представляется поэтому совсем не случайным, что шаги для переговоров с Римом о заключении унии были предприняты после окончания русско-литовского спора из-за Новгорода и смерти в 1472 г. митрополита Григория.

http://sedmitza.ru/lib/text/442964/

В наст. время камень находится в алтаре ц. в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери, построенной в Жировицком мон-ре в 1672 г. (по др. сведениям, в 1769). Обретение Ж. и. после пожара произошло, как предполагали, в 1520 г. или в 1560 г. Последнюю дату нельзя считать убедительной, поскольку строительство новой деревянной церкви в Жировичах на месте сгоревшей началось, вероятно, при жизни надворного маршалка литов. Александра Солтановича (ок. † 1554), 2-го после его отца, Солтана Александровича, владельца Жировичей. Синодик Жировицкого мон-ря, составленный в сер. XVIII в. на основе более раннего текста, называет А. Солтана «первым фундатором, при котором чудо сие показано в Жировицах» ( Добрянский. 1882). Аргументом в пользу того, что обретение Ж. и. на пепелище произошло ранее 1560 г., может служить находившаяся в XVIII в. в числе ее украшений вотивная подвеска кор. Боны, выехавшей из Польши в Италию в 1556 г. В 1555 г. владельцем Жировичей стал сын Александра Солтановича, надворный маршалок литовский с 1572 г. Иван Александрович Солтан († ок. 1577). Предположительно он начал строительство каменной церкви в Жировичах. Архивные документы 1572, 1575 и 1587 гг. подтверждают существование правосл. церкви в Жировичах и принадлежавшего ей монастырского надела. Возможно, в это время при церкви жили правосл. епископ (Турово-Пинский или Брестский) и монахи. В архивных документах 1580 г. описано чудо Ж. и.- воскрешение девушки Раины из белорус. правосл. шляхетского рода Войнов. Девушка тяжело заболела, и ей было видение, что исцеление наступит, если она совершит паломничество в Жировичи и посвятит себя служению Божией Матери. Когда родители везли Раину из Минска в Жировичи, она умерла. На 4-й день, после того как гроб с телом девушки простоял в церкви в Жировичах, она встала из него совершенно здоровой. Полагают, что чудо, о котором воскрешенная свидетельствовала перед Стефаном Баторием в Гродно, произошло ок. 1558 г. Достоверность ее рассказа подтвердили великий гетман и канцлер литовский Лев Сапега, Виленский католический еп.

http://pravenc.ru/text/182309.html

Вера народа всегда питала к этому источнику особенное уважение и приписывала ему чудодейственную силу. И по той же вере, множество людей получают исцеления до настоящего времени. Источник: " Минские духовные Академия и Семинария " Жировичский монастырь - главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни Беларуси – иконы Жировической Божьей Матери. Монастырь расположен в поселке Жировичи Гродненской области, в 10 км от старинного города Слонима. За неповторимую красоту природы многие называли эти места «слонимской Швейцарией». Из источников XVII - начала XVIII вв. известно, что на месте нынешнего монастыря был дремучий лес, «пуща имения Жировичского» простиралась к югу от современных Жировичей на расстояние не менее 25 км. Своим возникновением монастырь обязан маленькому образу Богоматери, явленному на груше во владениях подскарбия Великого Княжества Литовского Александра Солтана в конце XV в. Александр Солтан упоминается в монастырском синодике как «перши фундатор за которого цуд сей показан в Жировицах». Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы и дал обет построить на этом месте церковь. Свидетелями ее древности можно считать Крест 1495 г. и Минею 1487 г., хранившиеся позже в монастыре. После сооружения церкви возникло поселение и образовался приход. Приход постепенно рос, и вокруг храма, где находилась икона, продолжали селиться люди. Около 1520 г. случился сильный пожар, уничтоживший храм и все его строения, но икона уцелела и вскоре была обнаружена неподалеку на камне. Вокруг камня возвели деревянную ограду и начали строительство монастыря. В монастыре была школа для детей, библиотека, переписывались книги. Время возникновения Жировичского монастыря известный историк православной церкви митрополит Макарий относит к 1549 году. А первое документальное подтверждение его существования – купчая 1587 года, согласно которой правнук Солтана, Ярослав Иванович, продал своему брату Ивану часть Жировичского имения «...и с половиною монастыря церквы Жыровицкой, накладом церковным, также и с поддаными монастырскими...».

http://sobory.ru/article/?object=09617

Жировичи. Жировичский Успенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1470. Ссылки:   Адрес: Республика Беларусь, д. Жировичи, Слонимский район, Гродненская область, ул. Советская, 57 Координаты: 53.01497, 25.34528 Проезд: Автомобилем: по трассе М1 из Москвы по Минскому шоссе до поворота на г. Слоним, в Слониме поворот на Жировичи, далее по главной дороге до монастыря. Автобусом или дизель-поездом до г. Слонима, затем местным автобусом до д. Жировичи. Маршрутным такси из Минска или Гродно. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Жировический Свято-Успенский мужской монастырь XV в. - главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни - иконы Жировической Божьей Матери. Своим возникновением монастырь и обязан чудесному явлению иконы Пресвятой Богородицы. По одним преданиям в 1470, по другим - в 1480 году во владениях подскарбия Александра Солтана была обретена Чудотворная икона Божией Матери. Из ранних источников XVII - начала XVIII вв. известно, что на месте нынешнего монастыря был дремучий лес. Действительно, еще в середине XVI в. " пуща пана Солтана имения Жировичского " простиралась к югу от современных Жировичей на расстояние не менее 25 км.Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы и дал обет построить на этом месте церковь. После сооружения деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход. Первоначально чудотворная икона хранилась в деревянном храме, построенном на месте ее явления. Около 1520 г. случился сильный пожар, истребивший и деревянный храм, и почти все строения. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара пропала и чудотворная икона. Предпринятые на пепелище поиски оказались тщетными. Через некоторое время ученики церковной школы, резвясь после уроков, забрались на гору, у подножия которой еще недавно стояла церковь, и увидели в небесном сиянии Божью Матерь, сидящую на огромном камне. В ее руках была та самая иконка. Дети не решились подойти к ней, а поспешили рассказать об увиденном родителям, которые вместе с местным священником отправились к тому месту. Уже издали они увидели на камне горящую свечу, а подойдя ближе, нашли на нем иконку Богоматери, нисколько не пострадавшую от пожара. Это - второе явление Жировичской чудотворной иконы Божьей Матери. После явления Богородицы на камне остались заметные следы ее ладони и пальцев правой руки. Камень тогда же обнесли изгородью, а иконка нашла на некоторое время приют в доме священника.

http://sobory.ru/article/?object=09617

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010