Таким образом, полный цикл канонов Иосифа святому Николаю состоит из восьми произведений на все гласы плюс ещё одного канона на 4-й плагальный глас. Такую структуру цикла можно сопоставить с созданным в ту же эпоху 22 циклом припевов к степенным псалмам, так называемыми степенными антифонами, где в каждом гласе имеется по три антифона, но в 4-м плагальном гласе присутствует ещё один, дополнительный антифон. Иосифовы каноны святителю Николаю преисполнены поэтических восхвалений святого и тёплых молений к нему. Из житийного материала в канонах присутствуют только пять тем: – архиерейское достоинство святого Николая; – деяние о стратилатах; – борьба Мирликийского архиепископа с Арием и его ересью; – уничтожение святым «идолов» (вероятно, в храме Артемиды); – чудо мироточения от его мощей. Можно сделать вывод о том, что ко времени жизни преподобного Иосифа Песнописца 23 константинопольское житийное предание о святителе Николае связывало имя этого предстоятеля Мир Ликийских c деянием о стратилатах и с его борьбой с ересью Ария и культом Артемиды, а также с чудом мироточения от его святых мощей – но не с другими преданиями о нем и, тем более, не с жизнеописанием святого Николая, архимандрита Сионского монастыря, впоследствии ставшего епископом Пинарским. Это свидетельство гимнографического материала крайне важно, так как сохранившиеся сведения о раннем житийном предании о Николае Мирликийском в Константинополе немногочисленны. Как уже отмечалось, ещё два венка канонов святителю Николаю принадлежат Фотию 24 и митрополиту Иоанну Евхаиту 25 соответственно; оба они доныне не изданы. Венок канонов Иоанна Евхаита сохранился в единственной рукописи, Vatic. Palat. gr. 138, 1299 (?) г., которая вообще крайне интересна по своему составу. В частности, помимо венка никольских канонов Иоанна Евхаита, она содержит неизданные каноны святителю Николаю авторства Иоанна Ставракия 26 , Мануила Фила 27 и анонимный, составленный по подобию знаменитого малого молебного канона Пресвятой Богородице 28 , а также уже упоминавшийся выше (см. сноску 21) канон Мирликийскому чудотворцу и Трём святителям с именем Иосиф в акростихе 9-й песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

IX в. в ходе характерных для этого периода процессов обобщения и систематизации литургических и паралитургических традиций. Календарь М. в целом следует календарю к-польских синаксарей. Ведущая роль в формировании древней к-польской М. принадлежит прп. Иосифу Песнописцу , к-рый создал наибольшее количество гимнов для М. и завершил начатую прп. Феофаном Начертанным работу по составлению служб на все дни церковного года, использовав при этом в т. ч. и палестинский материал. Песнопения, вошедшие в состав древнейшей М., созданы палестинскими и к-польскими авторами разного времени, среди к-рых наиболее значимые помимо Иосифа и Феофана - преподобные Иоанн Дамаскин , Косма Маюмский , Феодор Студит , архиеп. Андрей Критский, а также гимнографы Герман и Георгий, отождествление к-рых с конкретными историческими лицами не представляется возможным (в лит-ре 1-го нередко отождествляют со свт. Германом I К-польским, что сомнительно, 2-го - со свт. Георгием Никомидийским, что - по крайней мере для какой-то части песнопений с именем «Георгий» в качестве автора - достаточно вероятно). Исторические типы М. В свою очередь М. древнего типа могут быть разделены на 2 категории - к-польские и региональные. М. древнего к-польского типа характеризуются регулярным употреблением кондака с одним или неск. икосами, причем в отдельных случаях рукописи могут содержать даже полные многострофные кондаки (такая форма восходит к доиконоборческой эпохе). Песнопения расположены согласно жанровому принципу, хотя в исключительных случаях кондак и икос могут располагаться после 6-й песни канона (это еще раз подчеркивает особый статус именно кондака как признака М. этого типа). Каноны всегда следуют один за другим и не смешиваются (т. е. при наличии, напр. 2 канонов, сначала полностью выписан один, затем - другой, но не так, что после 1-й песни 1-го канона следует 1-я песнь 2-го канона и т. д.), а песнопения малых жанров предшествуют канону. Последования, как правило, содержат тропари праздника и эксапостиларии, хотя их наличие в отличие от кондака и икоса факультативно.

http://pravenc.ru/text/Общая Минея.html

В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 57а) - 9 нояб. назначается служба с пением на утрене «Аллилуия» . В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. новой гимнографии О. и П. по сравнению с более ранними источниками не отмечено. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и последующих изданиях, в т. ч. в совр. Типиконе РПЦ, в день памяти О. и П. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» ; указан отпустительный тропарь 4-го гласа      ; также появляются кондак 2-го гласа    с икосом и светилен. Последование О. и П., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа       (Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 254), кондак 2-го гласа Μαρτρων δυς (    ) с икосом, канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Θρεις ινησιν σος παινταις, μκαρ. Ιωσφ (            ) 4-го гласа, ирмос: [ σωμα σοι, Κριε (      ), нач.: Θρουσα τος πστει σε εφημοσιν νησιν (        ), цикл стихир-подобнов, седален, светилен. По рукописям известны песнопения О. и П., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный Игнатием , патриархом К-польским, без акростиха 2-го гласа, ирмос: Τν Μωσως δν (    ), нач.: Θρεις ινησιν θεαν, θαυμαστ Ονησιφρε (Подаешь помощь божественную, чудный Онисифор) (Ταμεον. Σ. 88); цикл стихир-подобнов, самогласная стихира и седальны (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. Τ. 38. Σ. 305). Е. Е. Макаров Иконография Мч. Онисифор. Мозаика ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике. Кон. IV – 3-я четв. V в. Мч. Онисифор. Мозаика ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике. Кон. IV – 3-я четв. V в. Наиболее раннее изображение О. и П. является их совместным портретом как орантов, пребывающих в Небесном граде,- на мозаике купола ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике (кон. IV - 3-я четв. V в.). Судя по подписи, оба святых были прославлены в авг.; О.

http://pravenc.ru/text/2578439.html

Владыка с благодарностью всегда вспоминал архиепископа Арсения и клирика Ростовской епархии протоиерея И. Уманского. О каждом из них он в свое время отозвался так: " Ты был один, у кого я взял прекрасный стиль слова, снискавший мне хваление " . Их он имел в виду, когда однажды в проповеди сказал: " Митрополита Филарета я очень рано полюбил, и, если я его отшлифованные мысли не понимал, то я имел прекрасных изящных учителей, как Апостолы святые, простяки, которые имели самого изящнейшего в мире учителя, неповторимого Учителя — Господа Иисуса Христа " . Почитая святого, имя которого он носил, Владыка всегда совершал богослужение в неделю Святых праотцев пред Рождеством Христовым и произносил проповеди. Заканчивая однажды праздничное слово, он обратился к молящимся: " Так помолимся сегодня святым Праотцам, чтоб они о нас помолились Господу Богу, которые очень прекрасно выполняли ненаписанный закон на бумаге, но начертанный в каждой совести человека — на сердце его. Попросим же праведного Иосифа, чтобы он молился Господу Богу для укрепления семейных уз, за удержание страстей людей в молодых годах, да и в самой старости, и чтоб он благословил всех тех в каждой стране и в нашем государстве, которые всегда думают о том, о чем молятся верующие — " хлеб наш насущный даждь нам днесь " . Как при Иосифе питался и не оскудел Египет в хлебе, так за его молитвы да не оскудеет никогда пшеница, вино и елей в стране нашей благодатной, русской " . Рукополагая ставленников, Владыка всегда обращался к ним со словом назидания в конце Литургии, нередко обращая внимание на шесть слов о священстве Иоанна Златоуста. " Правда, он там очень пугает, потому что сам этого пугался, он сам этого боялся, боялся благодатных полномочий священнослужения. Но во всяком случае, Иоанн пошел и во пресвитера, и в патриарха, а поэтому все за Иоанном Златоустом идем и по нравам, и в обычае, и в осторожности... " . Митрополит Иосиф известен и как гимнограф. Он составлял молитвы, которые читал в конце молебна: в день 25-летия патриаршества Святейшего Алексия (1970), всем русским святым (1971).

http://pravoslavie.ru/37083.html

Вне поля зрения исследователей оставалось синайское собрание 12 . Между тем в нём представлена обширная группа Миней IX–XII вв., а также ранние гимнографические памятники VIII–IX вв., которым особое внимание будет уделено в этом очерке 13 , посвящённом стержневому, наиболее плодотворному и разнообразному в истории Минеи периоду — с VIII по XII в. “Минея до Минеи”: Тропологий Открытие в Синайском монастыре большого числа рукописей в 1975 году при расчистке архимандритом Софронием северной стены под церковью святого Георгия по праву стало сенсацией. Именно тогда впервые был обнаружен Тропологий 14 , что позволило изучить наиболее раннюю стадию существования Минеи в его составе. Тропологий сочетал гимнографию минейного, триодного и седмичного кругов 15 . Он выделился из уставной книги Лекционария в силу “появления к концу VII в. многострофных песнопений, стихир и канонов” 16 и до нового разделения на Минею, Триодь и Октоих в IX в. служил основной гимнографической книгой в византийском богослужении. Новооткрытый Тропологий (МГ 5, VIII–IX вв.) 17 состоит из 240 листов и охватывает период от Рождества Христова (включая триодную часть) до памяти праведного Иосифа Аримафейского (12 июня) 18 . Этот список составлен, как полагает С. Фрейс­хов 19 , по чину служения в храме Воскресения в Иерусалиме 20 . Он отличается от изученных грузинских редакций древнего и нового Иадгари и представляет собой промежуточную между ними стадию. Очевидно, что эта редакция связана с творчеством савваитов — Иоанна Дамаскина и Космы, потому что большая часть канонов атрибутирована именно им: восемь — Иоанну 21 , шесть — Косме 22 , тогда как их предшественнику архиепископу Андрею — лишь один 23 . О хронологически близкой традиции девятипесненного канона, связанной с именем Андрея, в МГ 5 напоминают интерполяции вторых песен в три канона Иоанна и Космы 24 , отказавшихся от составления тропарей на вторую библейскую песнь 25 . Из более архаичных черт можно отметить вкрапления уставных указаний (на период Великого поста), общей гимнографии 26 , некоторые “аллосы” и неполные каноны — Вознесению, Апостолам.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-sluzh...

Греч. П., как правило, не нотировались, поскольку их тексты распевались по моделям, помещавшимся в др. книгах - Ирмологии и Стихираре . В целом у авторов будничных канонов П.- преимущественно гимнографов IX в.- преобладает тенденция использовать в каждом из гласов в качестве моделей для распевания ирмосы одного последования, чаще всего - воскресного канона Иоанна, реже - Космы. Противоположная тенденция - разнообразить каноны седмицы распевами на разные последования ирмосов - присутствует в «Новом Октоихе» Иосифа Песнописца (Crypt. Δ. γ. XIV). В XII в. в греч. мире распространилась форма иерусалимского (т. н. новосавваитского) Октоиха, в к-рой были объединены в литургическом порядке песнопения, записывавшиеся ранее в разных видах сборников, включая П. В Др. Руси в период действия Студийского устава использовалась кн. «Параклит» - одна из 2 частей Октоиха, содержащая каноны (2-я часть - Октоих изборный - включала седальны и стихиры на 8 гласов, а также в ряде случаев песни троичны и ексапостиларии ). Изучены 17 древнерус. списков П. XII - нач. XV в., к-рые по числу входящих в них канонов можно отнести к 3 типам: полному (3 списка) - 2 канона в будни и 3 канона в воскресенье; краткому (3 списка) - 1 канон в будни и 2 канона - в воскресенье; смешанному (11 списков) - 1 канон с тропарями из 2 канонов в будни и 2 канона в воскресенье. Наибольшее распространение П. с соединением 2 канонов под одной рубрикой можно объяснить следованием развитому 2-канонному типу визант. певч. книг в условиях господства ранней версии Студийского устава, предполагавшей использование только одного канона. По выбору седмичных памятей (к-рый в целом совпадает в славянских П., Шестодневе и Октоихе изборном) указанные типы можно разделить на подтипы: 1-й - на 2, 2-й - на 5, 3-й - на 2 (всего 9 подтипов). По выбору текстов для той или иной памяти древнерус. списки можно разделить на 3 группы с условными названиями, указывающими на происхождение разновидностей П.: «византийскую» (РГАДА. Тип. 79, 1-я треть XV в.; 82; ГИМ.

http://pravenc.ru/text/2578971.html

Житие Е. было написано по заказу некоего Симеона патриархом К-польским св. Мефодием, по его утверждению, 40 дней спустя после кончины святого на о-ве Св. Андрея. Согласно Житию святых Давида, Симеона и Георгия, Е. скончался в возрасте 80 лет, тогда как в Житии Е. говорится о кончине на 77-м году жизни, поэтому в справочных изданиях есть расхождения относительно года смерти Е.: напр., в ΘΗΕ назван 824 год. По сведениям, приводимым прп. Никодимом Святогорцем, мощи Е. хранятся в г. Анхиал (ныне Поморие, Болгария). Похвальное слово Е. было написано Митрофаном Монахом (BHG, N 2146). Е. принадлежит трактат «Об избрании епископов», сохранившийся под именем «Евфимия Сардского святейшего». В зап. мартирологах память Е. по неизвестной причине помещена под 11 марта (MartRom. P. 93). Ист.: BHG, N 2145-2146; ActaSS. Mart. T. 2. Col. 73-75; SynCP. Col. 345; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 411-414; Gouillard J. La vie d " Euthyme de Sardes († 831)//TM. 1987. Vol. 10. P. 1-101 (c франц. пер.); Fedalto. Hierarchia. T. 1. Col. 179; ЖСв. Дек. С. 749-751. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 523; Pargoire J. Saint Euthyme et Jean de Sardes//EO. T. 5. 1901-1902. P. 157-161; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 82-83; Εθμιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1033; ODB. Vol. 2. Col. 756; Gordini G. D. Eutimio//BiblSS. Vol. 5. Col. 334-335; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 144-145; PMBZ, N 1838. Д. Е. Афиногенов Гимнография Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 160) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава , память Е. не содержится. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 358-359) 26 дек. совершается агрипния (всенощное бдение), состоящая из евергетидской паннихис и утрени. В этот день соединяются последования Рождества Христова, прав. Иосифа и Е., к-рому посвящен только канон 4-го гласа на утрене (не отменяется и в случае совпадения 26 дек. с воскресным днем). Согласно указаниям Мессинского Типикона 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 85), канон Е. поется на полунощнице.

http://pravenc.ru/text/187665.html

Именно этот, преисполненный символов и метафор язык византийской гимнографии, определяет степень адекватности прочтения текста и является краеугольным камнем в понимании или непонимании современным человеком византийских поэтических текстов. Поэтому исследование проблемы экзегезы в византийской гимнографии, то есть того, как интерпретировали тексты Священного Писания византийские гимнографы, позволяет современному человеку на принципиально ином, более глубоком, уровне прочесть древние византийские поэтические тексты. Отметим, что отдельные попытки объяснить символический язык гимнографии предпринимались уже в Византии. К примеру, монахом Феодором Продромом было составлено толкование на каноны Господских праздников Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина (ГИМ. Син. Греч. 210. Нач. XIV в.). В XIX-XX вв. появились литургико-гимнографические объяснения песнопений двунадесятых праздников и Пасхи М.Скабаллановича 591 , В.Ильина 592 . Первыми систематическими справочниками по семиотике византийских гимнографических текстов стали «Богородица в гимнографии» Софрония (Евстратиадиса), митрополита Леонтопольского 593 , «Опыт словаря литургических символов» А.Г.Кравецкого 594 и «Церковнославяно-русские паронимы» О.А.Седаковой 595 . Однако отдельных исследований по интерпретации гимнографического языка создано не было. Это связано с тем, что первостепенное внимание в науке XIX-XX вв. уделялось поиску, изданию и текстологическому анализу не известных по печатным книгам гимнографических текстов из рукописных Миней IX-XV вв. 596 Исследователи византийской литературы делали лишь общие замечания относительно принципов работы с источниками того или иного гимнографа 597 . Наиболее подробно ими было проанализировано творчество Романа Сладкопевца 598 , Космы Маиумского 599 , Андрея Критского 600 , Иосифа Песнописца 601 . В данной статье нам хотелось бы предложить вам поразмышлять о символическом языке богослужебной поэзии и ответить на вопрос о том, как донести богослужение до ума и сердца христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Лит.: Quentin H. Alypius//DHGE. T. 2. Col. 904; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 29; Janin. Églises et monastères. P. 19. В. А. Бугаевский Гимнография А. С. упоминается в Месяцесловах Типикона Великой ц . IX–X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 114-115), Стишного Пролога XI в., сочиненного к-польским поэтом Христофором Митилинским , и во мн. др. греч. и слав. литургических источниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 366). В разные времена и в различных богослужебных традициях варьировался состав памятей, приходящихся на этот день, и тип службы. Согласно нек-рым к-польским редакциям Студийского устава - Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 100, XII в.) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в.- 26 нояб. отмечалась память 2 святых - сщмч. Меркурия и А. С., совершалась служба с Аллилуия ; на утрене по Студийско-Алексиевскому уставу читали житие А. С., а по Евергетидскому ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 326) - обоих святых. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой италийскую редакцию Студийского, обозначена служба с Аллилуия только А. С. и чтение его жития ( Arranz. Typicon. P. 62). В ранних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) указана служба с Аллилуия А. С. Русский первопечатный Типикон 1610 г. предписывал в тех случаях, когда 26 нояб. попадало на понедельник, среду или пятницу, петь службу с Аллилуия; в др. случаях - службу 2 святых без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ) - А. С. и вмч. Георгия Победоносца (в память освящения одноименной церкви в Киеве). По принятому в наст. время в РПЦ Типикону А. С. положена служба с Аллилуия или без знака (Типикон. Т. 1. С. 289), по Типиконам греч. Церквей служба без знака 2 святых - А. С. и Никона Метаноита. Служба А. С., зафиксированная во многих Минеях студийского типа (напр., РНБ. гр. 227-1. Л. 152об.- 151об.; гр. 551. Л. 198-200об., обе XII в.), совершается в совр. богослужебной практике рус. и греч. Церквей. Канон (5-го гласа) А. С. с акростихом «Радуяся похваляю Алипиевы болезни» составлен св. Иосифом Песнописцем († 886); дополнения к нему по рукописям, хранящимся в Венской национальной б-ке, изданы Хр. Ханником. О популярности этого святого в Византии свидетельствует большое число сохранившихся в греч. рукописях христ. Востока, не вошедших в печатную Минею канонов А. С. гимнографов Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 205v - 207v, XI-XII вв.), Иосифа (Paris. gr. 259. Fol. 266v - 269, XI в.; Vat. gr. 2309. Fol. 57-57v, XIV в.), Леонтия (Sinait. gr. 640. Fol. 183-189, 1539 г.), Феофана (Paris. gr. 259. Fol. 264-266v, XI в.) и 3 анонимных (Paris. gr. 259. Fol. 270v - 271, XI в.; Patm. 196. Fol. 200v - 207v, XIV в.; Sinait. gr. 572. Fol. 81-84, XI-XII вв.; Vatic. Reg. gr. 63. Fol. 118v - 121, 1260 г.).

http://pravenc.ru/text/114450.html

Монахиня Игнатия (в миру Пузик Валентина Ильинична) родилась 1 февраля 1903 г. Ее отец был служащим в управлении Киево-Воронежской железной дороги, а мать Екатерина после смерти супруга приняла монашество с именем Авраамия. В 1920 г. Валентина Пузик поступает на естественное отделение физико-математического факультета МГУ, а в 1923 году, после появления биологического отделения, продолжает обучение там. По окончании обучения работала в Государственном туберкулезном институте, где с 1945 по 1974 гг. была руководителем патоморфологической лаборатории. «Автор более 200 работ в разных областях медицины, под ее руководством были защищены 22 докторские и 47 кандидатских диссертаций. Стала основателем собственной школы патологов-фтизиатров. Была удостоена ордена Трудового Красного Знамени (1973 г.), медалей, звания заслуженного работника медицины» . Важным событием, определяющим всю дальнейшую жизнь Валентины, стала встреча с архимандритом Высоко-Петровского монастыря Агафоном Лебедевым (в схиме Игнатием, +1938). «В июне 1928 г. она принимает тайный постриг в рясофор с именем Варсонофия в честь свт. Варсонофия Казанского, а через 11 лет, 2 января 1939 года — в мантию с именем Игнатия в честь свщмч. Игнатия Богоносца» . Это имя она приняла и в честь своего духовника отца Игнатия, создавшего в монастыре тайную монашескую общину, целью которой было сохранение монашеской аскетической жизни в период богоборческой власти. В 1935 году он был приговорен к 5-ти годам лагерей, а в праздник Усекновения Господня, 11 сентября 1937 года, отошел ко Господу. Впоследствии был прославлен в лике святых Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. С 1980-х годов начинается исследовательская деятельность монахини Игнатии в области песнотворчества, она рассматривает основные творения церковных песнописцев, духовно размышляя о гимнах, составленных святыми. Ее перу принадлежат статьи о церковно-гимнографичном творчестве преподобных Косьмы Маиумского, Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Феофана Начертанного, Феодора Студита, Иосифа Песнописца, инокини Кассии, святителя Германа Константинопольского. Кроме этого, ей принадлежит краткий экскурс в историю песнотворчества Русской Православной Церкви, где, начиная с Киевского периода, рассматривается история богослужебных текстов, посвященных русским святым. Также монахиня Игнатия является автором уже вошедших в богослужебный обиход служб святым, прославленным в конце ХХ века .

http://bogoslov.ru/article/5673562

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010