В самом соборе Св. Юра находятся две очень ценные иконы: образ Киево-Печёрской Богоматери (XVII в.) и чудотворная икона Божией Матери Теребовлянская (нач. XVII в.), перевезённая епископом Львовским Иосифом Шумлянским (1643-1708) с Тернопольщины в собор Св. Юра за её чудотворные деяния: при осаде города Теребовли турками с 29 сентября по 6 октября 1673 года образ Пречистой Девы отводил пули от защитников города, а турецкие ядра взрывались перед городскими стенами, не нанося ущерба. Вдруг произошло великое, неслыханное чудо: не нанеся вреда замковым мурам огромной силы взрывная волна ударила по турецким войскам, в результате чего они понесли очень большие потери. В момент взрыва по свидетельству очевидцев на стенах замка защитники города видели в ослепительно белой одежде Пречистую Деву Марию. С 1673 года эта чудотворная икона Божией Матери находилась в теребовлянской городской церкви Св. Николая. В 1674 году по решению епископа Иосифа Шумлянского её торжественно перенесли во Львов. В Крипте под собором расположена усыпальница предстоятелей Украинской Греко-Католической церкви: митрополита Андрея Шептицкого, кардинала Сильвестра Сембратовича, Мирослава Иоанна Любачивского, а также останки перевезённого из Рима и перезахороненного в 1992 году после передачи собора Святого Юра греко-католикам Украины, кардинала Иосифа Слипого (1892-1984). Кроме того, в Крипте хранится прах князя Галицкого Ярослава Осмомысла, который изначально был похоронен в Успенском соборе Галича и обнаружен там в 1937 году при археологических раскопках под руководством археолога Ярослава Пастернака, который и сделал тайное перезахоронение останков прямо перед Великой Отечественной войной, 31 августа 1939 года. Величественный собор Святого Юра, расположенный на вершине холма на высоте 321 м, гармонично вписывается в архитектуру и ландшафт города Львова. Здание наглядно демонстрирует, как должно выглядеть европейское барокко. Стоит сказать, что собор Св. Юра можно увидеть в кадрах советского трёхсерийного приключенческого фильма " Д " Артаньян и три мушкетёра " , снимавшегося в 1978 году во Львове.

http://sobory.ru/article/?object=29365

митрополиты также жертвовали свои книги в лаврскую библиотеку напр. митрополит Никанор пожертвовал сюда 642 названия. В библиотеке есть несколько рукописей, как напр. 1) два Евангелия, одно по евангелистам, другое – по зачалам; 2) богословские уроки иеромонаха Феофила, в 2 томах; 3) семь неизданных сочинений о Китае – Иакинфа Бичурина; 4) акты, относящиеся к истории Унии, именно: универсал польского короля Яна 3, на имя Львовского епископа Иосифа Шумлянского, о склонении обитателей Львовского округа к Унии и – акты собраний, бывших по этому поводу в Львовской кафедральной церкви; 5) грамоты царей и иерархов в пользу Успенской пустыни Угличского уезда; 6) бумаги преосвященных митрополитов Амвросия и Никанора. 7) Рукопись «Палея“, в 1881 г. подаренная в библиотеку Спб. духовной академии. Кроме того, в библиотеке хранятся: деревянная модель лаврского собора, фасад и профиль собора, кровать Петра Великого, на которой царь почивал, когда говел в Лавре на страстной неделе, собрание старинных монет, крест, найденный на Куликовом поле, серебряный наконечник к палке, относящийся, по уверению преосвященного Иннокентия, ко временам до Митридата. Типография учреждена в 1720 г. для печатания узаконений по духовному ведомству и духовных книг. За типографией смотрел наемный справщик Степан Рудин. Он должен был, кроме обязанностей по изданию книг, обучать своему художеству монастырских служителей. В типографии было издано несколько книг, как напр. 1) букварь или первое учение отроком, с катехизисом. Букварь был издан 12 раз; 2) Христовы о блаженствах проповеди, толкование – Феофана Прокоповича ; 3) три проповеди того же Феофана, напр. в день Петра и Павла, в день св. Александра Невского; проповедь о флоте российском; 4) три проповеди Гавриила Бужинского, именно: в память победы под Полтавой, битвы при Гангеуте и в день св. Андрея Первозванного; 5) объявления Синода о собеседовании Питирима епископа Нижегородского с раскольниками; 6) духовный регламент; 7) пращица духовная, преосвященного Питирима; 8) о возношении имени патриаршего в церковных молитвах – сочинение преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

166 О сем пишет Стебельский в часто помянутой его книге Жизнеописания Евфросинии и Параскевии Полотских игумений, том. IlI, стр. 252; а о порученных Шумлянскому вотчинах упоминает и митрополит Гедеон Четвертенский в грамоте своей 1688 г. к патриарху Иоакиму, о коей ниже упомянуто будет. 167 См. Записки Генерала Петра Гордона, изданные в российском магазине Федора Туманского в 1794 г. в С. П. Б., часть III. Гордон, шотландец, был русской службы генералом и находился тогда в Киеве; а роспись всей Гедеоновой свиты, содержания оной в Москве и отпуск его см. здесь в прибавлении под 18. 168 Преосвященный митрополит Гедеон своей особенной типографии не заводил, потому что в его время довольно уже было в Малороссии типографий, как то Киево-Печерская, Спасского Новогородсеверского монастыря, и потом Черниговского Ильинского, Могилевская кафедральная, Виленская при Святодуховом, Кутеннскай и при иных заграничных монастырях. Но прежде его митрополит Иов Борецкий имел уже свою кафедральную типографию, как выше уже сказано. 169 Но не известно, с которого времени по примеру Киевского митрополита начали употреблять мирту с водруженным на верху крестом не только все Малороссийские архиереи, но и архимандриты. Грамот на сию привилегию не отыскано. 171 Записки Сибирской истории, напеч. в III части Древней Российской Вивлиофики, изд. 2, стр. 257, а об отличительных облачениях патриарших смотр Постановление Московского собора 1675 г., напечатанное при первом тиснении архиерейского чиновника 1677 г. и оттуда помещенное в I части Истории Российской иерархии издан. 1807 г. в Москве. 172 Лазарь Баранович в 1668 г. пожалован от восточных патриархов, бывших в Москве, архиепископом с правом ношения саккоса. Ибо архиепископам и епископам по древнему церковному чиноположению верхним облачением была священническая фелонь, а саккос только патриархам и митрополитам. См. Историю Росс. Иерархии, часть I, стр. 521–555. 173 Потому что гетманы левой стороны Днепра и казаки не признавали своими митрополитами ни Иосифа Нелюбовича-Тукальского, ни Антония Винницкого, хотя некоторые киевские духовные иногда к ним и относились по делам своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Приняв унию в 1681 , он скрывал это до 1700 , вследствие чем незаметно совершилась замена многих православных духовных лиц расположенными к унии, и в руках униатов сосредоточились большие земельные владения и епископии львовская , перемышльская , луцкая ; одна только белорусская оставалась в руках православных епископов. Луцкая епископия досталась униатам после борьбы: племянник Иосифа Шумлянского, Кирилл долго сопротивлялся униатам, пока, наконец, в 1711 не принужден был бежать в Киев , где получил в управление переяславскую епархию . Когда почти все епархии перешли в руки униатов, осторожность, которую рекомендовал Шумлянский, была нарушена, и в 1720 униатский митрополит Лев (Кишка) созвал в Замостье собор, на котором уния была провозглашена единственной законной, кроме католической, церковью в пределах Речи Посполитой . После этого началось самое деятельное преследование православия. С 1732 по 1743 было обращено в унию 128 православных монастырей, при помощи наездов, истязаний, мучений и т.п. Относительно схизматиков, как называли православных, все было дозволено. По вечному миру с Польшей 1686 Россия получила право заступаться за православных. Последние просили не раз ее заступничества, и она не раз делала представления, но особенного значения они не имели. На коронацию Екатерины II приехал белорусский архиепископ Георгий (Конисский) и в трогательной речи изобразил перед императрицей положение православных в Польше. При избрании на престол в 1764 Станислава Понятовского вопрос о православных был внесен на сейм. Среди православных польской Украины началась деятельная агитация; средоточием ее были переяславская кафедра, на которой сидел епископ Гервасий (Линцевский) , и Матронинский монастырь, в котором игуменом был Мелхиседек (Значко-Яворский) . По селам стали возобновляться и вновь строиться храмы; приходы возвращались из унии в православие. В 1765 Георгий (Конисский) и Мелхиседек ездили к королю; результатом этой поездки явилась королевская грамота с утверждением религиозных прав украинского народа, а также письма короля к униатским властям с приказанием прекратить насилия по отношению к православным. Все это только подлило масла в огонь. Гонения не только не уменьшились, а еще более усилились.

http://drevo-info.ru/articles/2295.html

Акт 1641 г. об избрании правосл. епископом Львовским и Каменецким Арсения (Желиборского) подписали 4 протопопа (наместника), заведовавшие приходами Подолья: Феодор, наместник Каменца-Подольского, с духовенством и членами 3 братств, летичевский наместник Родион, черневецкий наместник Михаил и меджибожский наместник Иоанн. План г. Каменца. 1699 г. (ГПИБ) После заключения Речью Посполитой 26 янв. 1699 г. Карловицкого мира с Османской империей и возвращения Подолья Польше сейм в том же году запретил селиться в Каменце православным и евреям, должности в городских учреждениях имели право занимать только униаты. Сразу же после освобождения Каменца от турок еп. Иосиф (Шумлянский) (тайно принявший унию в 1677) в февр. 1699 г. направился в Каменец, чтобы освятить правосл. храмы, но местные польск. власти в силу постановления сейма 1699 г. запретили ему въезд в город (о его униатстве не было известно). Несмотря на это, еп. Иосиф с толпой мещан вторгся в Каменец и начал захватывать церкви. Под давлением властей епископ со своими сторонниками был вынужден оставить город и уйти в Молдавию, после чего поляки опечатали почти все православные храмы Каменца. Действующей осталась только Иоанно-Предтеченская ц., переданная монахам-униатам, к-рые прибыли в Каменец по распоряжению униат. еп. Иннокентия Винницкого. Приходами Каменца в 1699-1700 гг. управлял униат. нареченный епископ Каменецкий, настоятель Лещинского мон-ря под Пинском (см. Лещинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рь ) архим. Мелетий Дорошковский. В 1700 г. Свято-Троицкий и др. каменецкие храмы официально перешли в ведение открыто принявшего унию Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) (2 авг. 1700 архиерей впервые служил в кафедральной Свято-Троицкой ц. Каменца как униат. иерарх) и с того времени управлялись его официалами, позже - василианами каменецкого Свято-Троицкого мон-ря. Не позднее авг. 1700 г. в унию перешел каменец-подольский кафедральный наместник свящ. Стефан Краковецкий вместе с членами каменец-подольского Троицкого братства.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Варлаам протестовал против этого избрания: также неблагосклонно отнесся к этому событию и Димитрий: это было самовольное вторжение московского патриарха в чужую епархию. Константинопольскому патриарху Дионисию послали извещение тогда, когда уже дело было сделано, и он дал от себя отпустительную грамоту, но иначе поступил Досифей, патриарх Иерусалимский. Вот что писал Досифей царям 195 : «Еже убо епархию Киевскую имети яко свою не похваляхом... несть бо константинопольского единого сие подавати свойственное, понеже патриархи восприяша дело о церкви пещися, обаче сами едини дати или взяти епархии не могут, но приличествует вкупе дати четирем патриархом...» и далее «следовало не просить сие за деньги, но просто веры ради и пользы верных, не якоже ныне, когда честнейши посланный (дьяк Никита Алексеев, и, кажется священник, Иван Лисица) известил нам: яко, аще дадим грамоту – даст и милостиню, аще не дадим, не даст». Димитрий написал в своей рукописи против этих выражений два раза слово «зри». Далее Досифей пишет: «страх есть отсюду, да некогда не послушны будут киевскому митрополиту, не хиротонисанну сущу от константинопольского патриархи, иже на Украине и Польши православныи, и учнется схизма и словопрение и еще хужши сего». Димитрий отмечает: «як бы вгадал що так будет и неволею пророчествовал еси» 196 . Это, конечно, намек на притязания униата Иосифа Шумлянского, по-прежнему величавшего себя администратором Киевской епархии и на другие смуты в епархии 197 . Приводя далее слова грамоты Иоакима о том, чтобы архимандрит Печерский избирался «по нашея мерности благословению по обычаю их древнему соборне, достоинство же степени и священство от нас да взимает; без нашея же мерности веления, ради киих либо злоключимств митрополит киевский и ин кто архиерей в тои степени достоинство да не возводит», Димитрий замечает: «зри не добре на нас и против грамот ставропигиальных» и ниже «зри против московских привилеов в консекрации» 198 . Тут же сделаны Димитрием и выписки из Палинодии о киевских митрополитах и кем они ставятся 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И. проводил окружные Соборы духовенства и мирян, на к-рых обсуждались вопросы епархиальной жизни и борьба против унии. Известны 7 Соборов, к-рые по благословению И. были проведены в Будешти (1690), в Сигете (1698, 1699, 1704), в Драгоешти (1699), в Моисейском мон-ре вмц. Параскевы (1700), в Сарасэу (1704). В целях противодействия распространению униатства среди румын и карпатских русинов И. часто объезжал приходы, основывал новые мон-ри. В 1696 г. в с. Кричеве местный свящ. Петр Стойка, родной брат И., основал муж. мон-рь, в к-ром принял монашество с именем Петроний и стал настоятелем; обитель в 1706 г. освятил И. По благословению Мараморошского епископа были основаны монастыри в с. Драгове (ныне Закарпатской обл.) (1705), Вульховский (Ульховский) (ныне с. Ольховцы Закарпатской обл.) (1708). Первым настоятелем Вульховского мон-ря был иером. Досифей (Зубрицкий; впосл. епископ Мараморошский). И. сблизился с руководством кальвинистов, рассматривая их как союзников в противодействии католикам. По нек-рым данным, в 1694 г. И. провел совещание с кальвинист. общинами Трансильвании (Трансильванской реформаторской консисторией), достигнув соглашения о совместных действиях в борьбе против экспансии католичества. Важной частью антиуниат. деятельности И. было сотрудничество с правосл. духовенством и шляхтой Галичины и Волыни, где И. бывал неск. раз. В нач. 90-х гг. XVII в. И. освятил Пацыковский Успенский муж. мон-рь (ныне с. Пацыков Ивано-Франковской обл., Украина), построенный в 1692 г. правосл. шляхтичем, судьей Галицкого повета А. Жураковским. Жураковский был противником симпатизировавшего унии Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) и обращался только к И. В 1696 г. под охраной Жураковского И. тайно проехал через Галичину на Волынь. Здесь не позднее 5 сент. 1696 г., по одним данным, в кафедральном соборе Луцка, по другим - в Белостокском Михайловском муж. мон-ре близ Луцка один из лидеров луцкого Крестовоздвиженского братства - Д. Жабокрицкий (см. Дионисий (Жабокрицкий) ), номинированный королем на Луцкую кафедру, при участии И.

http://pravenc.ru/text/578551.html

Равным образом, в церковно- религиозной сфере, это влияние выразилось в усвоении западно-русскими православными некоторых латинских церковных обрядов и обычаев, а также некоторых воззрений, не принятых в православной церкви, хотя эти разности никогда не отделяли ее от единства с православной восточной церковью. Стремление к просвещению, начавшееся в Западной России в конце XVI века, продолжало возрастать и усиливаться благодаря возбуждающему влиянию борьбы с унией и латинством. Главными деятелями образования были учрежденные в конце XVI века школы Острожская, Львовская и Виленская. Памятниками их деятельности доселе остается множество книг, изданных ими на пользу церкви, – не говоря уже о том, что они воспитали и приготовили главнейших деятелей в борьбе с унией. Затем в начале XVII столетия учреждены были школы в Киеве, Луцке, при тамошнем крестовоздвиженском братстве, «по стародавним обычаям и правилам св. отцов исповедания греческого», 1057 Кременце, Могилеве, Минске, Виннице (переведенная потом в Гойсче). В 1687 г. львовский епископ Иосиф Шумлянский писал: «суть же з ласки Божей школы нетолько тут в Львове, в Ярославлю, в Кракове, але и в Киеве: суть и ближей нас в Гойщи». 1058 Из названных школ Острожская не долго пережила своего основателя, князя К. К. Острожского. Львовская боролась за святое православие до начала XVIII века и наконец, с изменой епископа Иосифа Шумлянского, приняла унию. Виленская школа продолжала свое существование, хотя уже не имела того блеска, каким окружено было начало ее деятельности. Обучение в них происходило на славянском и греческом языках. Латинский язык – язык католической церкви не преподавался в братских школах. Лучшим свидетельством пользы их служит то, что из них вышли первые деятели в борьбе с унией за православие, – первые писатели западно-русской церкви и между ними не мало людей очень даровитых, как м. Иов Борецкий, Леонтий Карпович, братья Зизании, Захарий Копыстенский, Кирилл Транквиллион, Памва Берында, Тарасий Земка, Феодосий Сафонович и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вознесение. Икона из «Богородчанского иконостаса». 1705 г. (НМ(Л)) Вознесение. Икона из «Богородчанского иконостаса». 1705 г. (НМ(Л)) После завершения работ для Манявского скита имя И. встречается только в 1709 г. в связи с внесением в помянник луцкого Крестовоздвиженского Братского мон-ря имен своих сродников. К 16 июня 1710 г. относится документальное подтверждение игуменства И. в луцком Крестовоздвиженском Братском мон-ре (по уставу выборы игумена проходили на престольный праздник, т. о., И. мог быть поставлен в игумены в сент. 1709): он присутствовал на состоявшемся в Луцке собрании правосл. духовенства и дворянства Волынского воеводства, к-рое избрало игум. Угорницкого мон-ря Кирилла (Шумлянского) епископом на место перешедшего в унию и вывезенного российскими войсками на территорию России Дионисия (Жабокрицкого) . Участие И. в избрании нового правосл. епископа Луцкого и Острожского свидетельствует о сохранении им верности Православию и о принадлежности к антиуниат. лагерю. Кроме того, имя И. наряду с именем еще одного выходца из Белостокского мон-ря, его настоятеля игум. Феодосия (Падальского) (несколькими годами ранее он возглавлял также Братский монастырь и Луцкое братство), значится первым в списке участников собрания, т. е. среди главных участников из духовных лиц; оба игумена могли председательствовать на съезде. И. приезжал в Почаевский мон-рь в 1710 г. в бытность там настоятелем (1706-1712) сохранявшего верность Православию игум. Иосифа (Саевича). Там И. внес имена своих родственников в монастырский помянник, известный в списке 1755 г. (ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 46. Д. 227. Л. 44 об.). 11 янв. 1712 г. на заседании Луцкого гродского суда И. защищал интересы Луцкого братства в споре с Софией Барановской-Жабокрицкой, наследницей ее двоюродной сестры Анны Гулевичевой, из-за суммы в 7 тыс. злотых на содержание имения Милостово (ныне с. Милостов Ровненского р-на Ровненской обл.), которые та записала в пользу Братского мон-ря и состоявшего при нем «шпиталя» (богадельни). И. добился судебного решения о переходе части деревни во владения братства. 10 марта следующего года он получил исполнительное письмо на введение во владение 9 подданными и частью «добр» (имений) указанной деревни (урочище Гора). Письмо было внесено в актовые книги Луцкого гродского суда 14 марта того же года. От имени братства документ скрепили подписями И., как игумен братства, и иером. Гедеон (Саватович), как управляющий имениями Луцкого братства (Акт передачи имения Милостово во владение Луцкому братству по приговору Луцкого гродского суда, вследствие неуплаты братству помещицей Барановской суммы, завещанной ее сестрой, Анною Гулевичевою, 10 марта 1713 г.//АрхЮЗР. К., 1871. Ч. 1. Т. 4. С. 361-364). В документе особо подчеркнуто, что Луцкое братство и Братский мон-рь с церковью остаются православными.

http://pravenc.ru/text/578180.html

К. сначала поддерживал контакты с униат. Киевским митр. Юрием Винницким, выполняя по просьбе последнего ряд его поручений. Напр., 25 авг. 1711 г. в суд была внесена жалоба дворян Подлевских на К. Сообщалось, что по его приказанию слуги и родственница епископа Елена Шумлянская отняли у Подлевских их имения, села Межиречка и Красноборка Овручского повета, с целью передачи Киевской униатской митрополии. Попытки Шумлянских возвратить в церковную юрисдикцию бывшего имения Киевской униат. митрополии объясняются тем, что именно еп. Иосиф (Шумлянский) был управляющим имениями Киевской митрополии на Правобережной (Польской) Украине, а наместниками еп. Иосифа были представители рода Шумлянских. Т. о., К. пытался восстановить контроль рода Шумлянских над «митрополичьими» имениями в Овручском повете Киевского воеводства, хотя территория последнего и не входила в состав его епархии. Однако Винницкий около года не рукополагал К., возможно из-за интриг униат. протоархимандрита ордена василиан , буд. митр. Льва Кишки , стремившегося сместить К. с Луцкой кафедры. Об этом свидетельствует переписка Кишки с королевским канцлером Каролем Радзивиллом. В письме от 23 февр. 1711 г. Кишка просил Радзивилла содействовать изданию королевского привилея о переводе К. на титулярное Смоленское архиепископство, овдовевшее после смерти униат. Смоленского еп. Гедеона Шумлянского, родного брата К. ( Deruga A. Regestra listów metropolity unickiego Leona Kiszki do ks. Karola Stanisawa Radziwilla, kanclerza w. lit., i jego ony (1705-1728)//Ateneum Wileski. 1935. Rocz. 10. S. 229-230). В письме от 29 марта 1711 г. Кишка сообщает Радзивиллу, что ему не удалось добиться согласия К. на переход на Смоленскую архиепископию, поэтому он отзывает свою просьбу о переводе К. из Луцка в Смоленск. 10 апр. 1711 г. избрание К. было подтверждено грамотой польского кор. Августа II Сильного, который не сомневался в приверженности К. унии (утверждение сопровождалось офиц. формулировкой «вследствие смерти Дионисия Жабокрицкого», хотя по источникам известно, что Дионисий умер в 1712). Между 10 апр. и 25 авг. 1711 г. К. посетил Киев, где принял посвящение от правосл. Киевского и Галицкого митр. Иоасафа (Кроковского) . Его переход в правосл. Церковь был открытым, причем волынская шляхта и волынское духовенство восприняли этот факт спокойно, не чиня препятствий в занятии К. Луцкой кафедры после возвращения его из Киева уже в качестве правосл. архиерея.

http://pravenc.ru/text/1840355.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010