Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Жабокрицкий Дмитрий; † не позднее 1715), еп. Луцкий. Род. в шляхетской семье, известной своим покровительством Почаевскому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю. Отец Д. был православным, мать - католичкой. Жабокрицкий учился в Краковской академии, служил земским писарем в Луцке и подстаростой в Кременце, способствовал обновлению и обустройству кременецкого Богоявленского братства. В 1695 г., после смерти Луцкого еп. Афанасия (Шумлянского) , Жабокрицкий был избран Луцким епископом при активной поддержке луцкого братства и волынской правосл. шляхты. Его кандидатура устраивала и российские и польск. власти. 13 авг. 1695 г. Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) была направлена царская грамота с приказом после монашеского пострига хиротонисать Жабокрицкого во епископа Луцкого, 6 сент. того же года Д. в связи с назначением на кафедру получил поздравительную грамоту от польск. кор. Яна III Собеского . Однако хиротония Д. натолкнулась на канонические препятствия. В миру он был женат на вдове (что является препятствием к принятию священного сана), ходили слухи о его 2-м браке. Противником Д. выступил Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) , к-рый также получил от короля ставленую грамоту на Луцкую кафедру. По требованию еп. Иосифа дело Д. рассматривалось в Киеве. Митр. Варлаам (Ясинский), несмотря на благожелательное отношение к Д., отказался возглавить его хиротонию и созвал Собор киевского духовенства, состоявшийся 20 сент. 1695 г. Собор признал несоответствие кандидатуры Д. правосл. канонам, но ввиду бедственного положения Православия на Правобережной Украине и угрозы захвата Луцкой епархии униатами (см. Брестская уния ) постановил ходатайствовать перед патриархом Московским и всея Руси Адрианом о разрешении Д. принять сан. Митр. Варлаам и гетман И. С. Мазепа направили в Москву прошения о хиротонии Д., однако 6 нояб. 1695 г. патриарх Адриан, посовещавшись с Сарским митр. Тихоном (Воиновым) , Суздальским митр. Иларионом и Коломенским архиеп. Никитой (Тотемским) , в просьбе отказал. Под давлением просителей с Украины в дек. того же года патриарх направил еще одно письмо митр. Варлааму и Мазепе с объяснением причин отказа, но 27 дек. обратился к К-польскому патриарху Каллинику II (и, возможно, к Иерусалимскому патриарху Досифею II ) с просьбой соборно решить этот вопрос. Ответ был написан в мае 1696 г. патриархом Досифеем, к-рый категорически отверг возможность хиротонии. Основываясь на этом послании, патриарх Адриан в 3-й раз написал митр. Варлааму об отказе, но просьбы со стороны польск. и укр. светских властей на этом не прекратились. В частности, в 1698 и в 1701 гг. кор. Август II Сильный просил царя Петра I ходатайствовать перед патриархом Адрианом о поставлении Д.

http://pravenc.ru/text/178376.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Винницкий; † 26.11. 1679), митр. Киевский и Галицкий. После победы армии Б. Хмельницкого под Зборовом 27 сент. 1650 г. А. получил от польск. кор. Яна II Казимира назначение на правосл. епископскую кафедру в Перемышле, вакантную с 1645 г. При поддержке правосл. шляхты и крылоса (клира) кафедрального собора он отобрал владения кафедры у униатского еп. Афанасия (Крупецкого) . После поражения казаков под Берестечком 31 июля 1651 г. король передал Перемышльскую кафедру униатскому еп. Прокопу (Хмелёвскому), но А. при поддержке паствы не пустил того во владения кафедры. Неоднократные попытки власти передать кафедру Прокопу (Хмелёвскому), а затем его преемнику Антонию (Терлецкому) оказались безрезультатными. 9 нояб. 1663 г. при выборах на Киевскую митрополичью кафедру голосами Львовского, Луцкого и Перемышльского епископов А., к-рого поддерживал также гетман Павел Тетеря, был избран митр. Киевским, но большая часть избирателей предпочла Мстиславского еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) . Оба кандидата получили привилей на Киевскую кафедру от короля (А. получил его 24 нояб. 1663). А. признавали законным митрополитом на Волыни, в Перемышльской земле и на Холмщине. Его попытки добиться подтверждения своего выбора от Вост. Патриархов оказались безуспешными. После смерти еп. Львовского Афанасия (Желиборского) в 1666 г. А. стал администратором Львовского еп-ства и в 1666-1667 гг. управлял всей Киевской митрополией в отсутствие Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившегося в тюрьме в Мариенбурге (совр. Мальборк). 12 авг. 1667 г. кор. Ян II Казимир аннулировал привилей, данный митр. Иосифу, и признал А. единственным законным митрополитом Киевским. Однако большая часть православных продолжала подчиняться митр. Иосифу, к-рый поставил еп. Львовским Иосифа (Шумлянского) , отстранив от управления Львовской епархией А. До 1671 г. А. отстаивал свое право на управление Львовской кафедрой, опираясь на поддержку Львовского братства . В 1670 г. в Перемышль был назначен новый униатский еп. Ян (Малаховский), но А. не пустил и его во владения кафедры.

http://pravenc.ru/text/115954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Шумлянский Константин; † 30.11.1726, г. Переяслав, ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина), еп. Переяславский и коадъютор Киевской епархии, последний правосл. архиерей Луцкой епархии до ее отпадения в унию; сын еп. Афанасия (Шумлянского) и племянник еп. Иосифа (Шумлянского) . Впервые упоминается в донесении о поездке в Каменец (ныне Каменец-Подольский) еп. Иосифа (Шумлянского) от 16 июля 1703 г. как игумен, генеральный официал Львовской униат. епархии в Каменце (наместник Львовской епархии при каменецком кафедральном соборе) и одновременно настоятель Угорницкого Преображенского мужского монастыря, формально к тому времени не перешедшего в унию. Вероятно, именно сохранением обители в Православии были обусловлены выданные за подписью кн. А. Д. Меншикова «Охранный и протекционный лист для игумена Кирилла Шумлянского и братии Угорницкого монастыря» (1706) и охранный лист для Угорницкого монастыря от царя Петра I (1707). Каким образом К. мог одновременно быть униат. официалом в Каменце и правосл. игуменом в Угорниках, пока не удалось выяснить; очевидно, речь шла об определенной «двойной игре» со стороны К. Кирилл (Шумлянский), еп. Переяславский и Бориспольский. Фотография с портрета. Нач. ХХ в. (РГИА) Кирилл (Шумлянский), еп. Переяславский и Бориспольский. Фотография с портрета. Нач. ХХ в. (РГИА) В 1704 г. была внесена жалоба генерального официала униатского каменецкого собора игум. К. на дворян Альберта Кухарского и Михаила Домбровского на то, что они оскорбили еп. Иосифа (Шумлянского) в Каменце во время исполнения им обязанностей по должности. В тот же период, 12 июня 1704 г., К. в одном из документов впервые именован коадъютором Львовской епархии. Вероятно, к 1708 г. Угорницкий мон-рь под рук. К. окончательно стал униатским, тем более что к тому времени К. являлся коадъютором еп. Львовского и Каменецкого Иосифа (Шумлянского), скончавшегося 16 июля 1708 г. Не исключается также, что в 1703-1707 гг. К. по примеру своего дяди открыто не принимал унию и являлся тайным униатом, демонстрируя свою приверженность Православию в расчете на помощь и поддержку со стороны России.

http://pravenc.ru/text/1840355.html

Шумляны. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Карта и ближайшие объекты Западная часть сооружения перестроена, на южном фасаде - более поздние пристройки. Сооружение деревянное, трехсрубное, с двумя верхами над нефом и апсидой. Неф и апсида квадратные в плане, бабинец - прямоугольный, его длинная сторона ориентирована поперек продольной оси здания. Перекрытия нефа и апсиды - сомкнутый свод на восьмерике, переход к нему стен срубов осуществлен врубкой плоских парусов. Перекрытие бабинца снаружи оформлено декоративным верхом. Здание окружено опасением на фигурных кронштейнах. В интерьере низкий бабинец, имеющий на втором ярусе хоры, открывается в центральное пространство низкой аркой-вырезом. Освещенный верхним (окна восьмерика) и нижним (окна сруба) светом неф высотно раскрыт до основания главки. Памятник является произведением мастеров галицкой школы деревянного зодчества. Колокольня расположена юго-восточнее церкви, каркасная, двухъярусная, построена в 1872 г. мастером С. Загурским. В плане правильный восьмигранник, накрыта шатровой крышей. Горизонтально расчленена широким выносом опасания. Источник: " Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР " (Иллюстрированный справочник-каталог) Некоторая информация, которую помнит история о небольшой деревянной церкви в селе Шумляны. Ее строили 15 лет (1696-1711 гг. - согласно цифрам, вырезанным на балке в интерьере здания). Другая цифра более правдива – строительство закончили в 1701 году. Дерево (в данном случае дуб) для будущего храма увозили из окрестных лесов. Средствами помогли представители аристократической семьи Шумлянских, особенно пожертвовал львовский епископ Иосиф Шумлянский. Церковь счастливо пережила неспокойные военные годы. К 1939 году была перестроена. В советский период церковь занесли в список памятников архитектуры национального значения. В 1990 году здание получило в пользование община УПЦ КП. В 2011 году прихожане праздновали 300 лет со дня освящения храма. Трехсрубную трехэтажную церковь снаружи отремонтировали в 2013 году. Стены над опаясанием, обитые жестью, выкрасили в такой же цвет, как и крыши. В интерьере все обили деревянной вагонкой. Колокольня имеет нестандартную планировку (восьмисторонняя), два яруса (первый ярус закрыли), поставлена на высокий каменный фундамент в 1872 году (или предположительно в 1772 году). Мастером был С. Загурский. Внутри колокольни было фото епископа Иосифа Шумлянского. Источник: Деревянные церкви Западной Украины http://decerkva.org.ua/ter/shumliany.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=49946

Михаилу Ловецкому. Епархиальный собор запретил в священнослужении иереев, получивших рукоположения от «пана Свистельницкого», собор также освободил от уплаты в пользу епископской кафедры налога - «куничего» («катедратика») - священников тех протопопий (наместничеств), к-рые отказались подчиниться И. Верные И. протопопы были осуждены Иосифом (Шумлянским) и запрещены в служении, сторонников И. Иосиф преследовал и отстранял от приходов и церковных должностей. В результате этих мер в нач. 70-х гг. XVII в. наметился переход части духовенства, в т. ч. протопопов, под власть еп. Иосифа, хотя большинство правосл. духовенства Галичины и Подолья поначалу поддерживало И., управлявшего правосл. приходами в юж. части Русского воеводства и частично в Каменецком наместничестве. В кон. сент. 1671 г. крылошане Свято-Юрского собора и ок. 20 протопопов поддержали владыку Иосифа во Львовском гродском суде. В 1670 г. при посредничестве королевского двора, покровительствовавшего тогда И., между архиереями в Варшаве было заключено соглашение об отказе Иосифа (Шумлянского) от Львовской кафедры, о возможности его перевода на Мстиславско-Оршанско-Могилёвскую епископию и о выплате ему компенсации. Однако Иосиф нарушил эти условия и продолжал борьбу за епархию, игнорируя декреты короля об отстранении от кафедры и об уплате компенсации И. После вступления в 1674 г. на королевский престол Яна III Собеского , поддерживавшего Иосифа (Шумлянского), к-рый неоднократно оказывал королю услуги в переговорах с властями правобережного гетманства, борьба И. за Львовскую кафедру была проиграна. Целью конфессиональной политики Яна Собеского стало введение «новой унии» в остававшихся православными епархиях Речи Посполитой. Король в своих действиях опирался на Иосифа (Шумлянского), который, хотя поначалу и не был сторонником такого рода проектов, но зарекомендовал себя лояльным по отношению к гос-ву и достаточно эффективным политиком (а в 1677 еп. Иосиф начал переговоры с Римской курией о присоединении к унии).

http://pravenc.ru/text/293652.html

Еще дольше, чем братчики, противилось введению унии православное монашество Галиции. Монастырь в Словите хранил верность Православию до 1718 г., Креховская Николаевская обитель сопротивлялась введению унии до 1721 г. Манявский скит в Карпатских горах сумел продержаться до 1786 г. Монастырь это так никогда и не был совращен в унию - его упразднил своим приказом император Иосиф II после того, как Галиция вошла в состав империи Габсбургов. Вслед за Львовской перешла в юрисдикцию папского Рима и Луцкая православная епархия. По проискам Иосифа Шумлянского из Луцка был вынужден бежать на Левобережье, под защиту гетмана Самойловича, епископ Гедеон (князь Святополк-Четвертинский), ставший в 1685 г. первым митрополитом Киевским и Галицким в юрисдикции Московского Патриархата. После этих событий на Луцкую кафедру король Ян Собесский поставил родного брата Иосифа Шумлянского - Афанасия, который также тайно принял унию. Тем не менее вплоть до своей кончины в 1694 г. Афанасий так и не смог привести свою епархию к единству с Римом (о том, что сам Луцкий епископ остался верен принесенной папе присяге, свидетельствует факт его предсмертной исповеди своему брату - доминиканскому монаху Даниилу Шумлянскому). После кончины Афанасия Шумлянского клирики и миряне Луцкой епархии избрали новым епископом волостного писаря Димитрия Жабокрицкого, имевшего репутацию человека строго православных убеждений. Жабокрицкий, однако, имел каноническое препятствие к рукоположению - он был женат на вдове. Тем не менее, Димитрий развелся с супругой и принял пострижение с именем Дионисий (его супруга отказалась стать монахиней). В конце концов эти личные обстоятельства Жабокрицкого стали одной из причин его уклонения в унию. Дионисий обратился за посвящением в сан к православному митрополиту Киевскому Варлааму Ясинскому. Митрополит счел, что несмотря на препятствие, для Дионисия можно сделать исключение, рукоположив его в епископский сан. Но самостоятельно решить этот вопрос Варлаам, управлявший Киевской митрополией целиком самостоятельно, все же побоялся. Он обратился к патриарху Московскому и всея Руси Адриану за диспенсацией для Дионисия. Киевские богословы из Могилянской коллегии направили в Москву составленную ими каноническую справку, в которой обосновывалась возможность диспенсации по соображениям крайней необходимости - ввиду сложного положения Православной Церкви в Речи Посполитой. За Жабокрицкого перед патриархом Адрианом также хлопотал московский посол в Варшаве Борис Михайлов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436341/

был пострижен в монашество, позднее рукоположен во диакона, затем во иерея. Рукоположение Дионисия (Жабокрицкого) при наличии к тому канонических препятствий (Жабокрицкий в миру был дважды женат, 2-м браком на вдове) И. обосновал «крайней нуждой Церкви». Об этом говорится в его послании от 5 сент. 1696 г., написанном в Белостокском мон-ре (послание вошло в «Летопись Самуила Величко», гл. 37). И. писал, что он, как представитель К-польского патриарха, разрешает Жабокрицкого «от всех препятствий и всех человеческих погрешностей», что Жабокрицкий достоин не только иерейского, но и архиерейского сана. Свой приезд на Волынь и участие в постриге Жабокрицкого И. объясняет заботой об «осиротевшей Луцкой кафедре», необходимостью более активного противодействия врагам Православия, т. е. униатам. В послании содержится призыв к православным на Волыни проявлять бесстрашие в защите Церкви и не верить наветам в отношении Жабокрицкого. И. подписал послание как «архиепископ Мараморейский [Мараморошский], администратор митрополии Белградской, Семиградской и всего Православия в стране Угорской властитель». Кем и когда он был возведен в сан архиепископа, неизвестно. В дек. 1700 г. И. посетил Галичину, где в обращениях к православным осудил открытый переход еп. Иосифа (Шумлянского) в унию. Тогда же И. вторично побывал в Луцке. К его приезду, в нач. дек. 1700 г., луцкое Крестовоздвиженское братство приняло заявление о необходимости архиерейской хиротонии Дионисия (Жабокрицкого), аргументируя это отпадением от Православия Иосифа (Шумлянского) и отсутствием правосл. архиерея на Волыни и в Галичине. В заявлении подчеркивалось, что Дионисий (Жабокрицкий) получил поддержку всех правосл. братств и мон-рей Волыни и Галичины. Откликаясь на ходатайство братства, И. в кафедральном соборе св. Иоанна Богослова в Луцке под охраной вооруженного отряда Жураковского в кон. дек. 1700 г. единолично хиротонисал Дионисия (Жабокрицкого) во епископа Луцкого и Острожского, ошибочно считая его преданным Православию.

http://pravenc.ru/text/578551.html

В 1668 году гетманом обоих берегов Днепра стал Петро Дорошенко. Ему удалось на короткое время объединить под своей властью почти все украинские земли. На Киевский митрополичий престол взошел Иосиф Нелюбович-Тукальский, избранный в митрополиты еще в 1663 году на Соборе в Умани и утвержденный в этом звании польским королем. Митрополит Иосиф выступал за сохранение канонической связи с Константинополем. Поэтому, прибыв в Киев, он повелел прекратить поминание в церквах царя Алексея Михайловича и поминать лишь гетмана Петра. С епископа Мефодия Филимоновича Иосиф снял мантию и панагию и сослал его в заточение в Уманский Во время правления митрополита Иосифа попытки перевода Киевской митрополии под юрисдикцию Москвы не имели успеха. Митрополит Иосиф скончался 26 июля 1675 года. С этого времени местоблюстителем вновь становится Лазарь Баранович. Митрополичий престол оставался вакантным до 1685 года. Новый шаг на пути присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату был сделан в 1683 году. 18 ноября скончался архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель. Гетман Иван Самойлович написал об этом особое письмо Московскому Патриарху Иоакиму, прося благословения на избрание нового настоятеля Лавры. В ответном письме Патриарх благодарил гетмана за то, что тот обратился именно к нему, и преподал свое благословение на проведение Но такое поведение гетмана не нашло поддержки в среде киевского духовенства. Новый архимандрит был избран вольными голосами без предварительных консультаций с Самойловичем. Им стал Варлаам Ясинский. Не испрашивая подтверждения своих прав в Москве, он обратился за посвящением к Лазарю Барановичу, который и возвел его в архимандриты. Впрочем угроза захвата лаврских владений, исходившая от львовского епископа Иосифа Шумлянского, заставила все же Варлаама просить подтверждения своих полномочий у Патриарха Иоакима. В результате Патриарх направил Варлааму утвердительную грамоту, в которой, однако, более говорилось об обязанностях Печерского архимандрита, нежели о его древних С канонической точки зрения это деяние Патриарха Иоакима означало изъятие Лавры из юрисдикции Константинопольского Патриарха. При этом следует иметь в виду, что это был ставропигиальный монастырь, напрямую подчинявшийся Предстоятелю Константинопольской

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

В самом соборе Св. Юра находятся две очень ценные иконы: образ Киево-Печёрской Богоматери (XVII в.) и чудотворная икона Божией Матери Теребовлянская (нач. XVII в.), перевезённая епископом Львовским Иосифом Шумлянским (1643-1708) с Тернопольщины в собор Св. Юра за её чудотворные деяния: при осаде города Теребовли турками с 29 сентября по 6 октября 1673 года образ Пречистой Девы отводил пули от защитников города, а турецкие ядра взрывались перед городскими стенами, не нанося ущерба. Вдруг произошло великое, неслыханное чудо: не нанеся вреда замковым мурам огромной силы взрывная волна ударила по турецким войскам, в результате чего они понесли очень большие потери. В момент взрыва по свидетельству очевидцев на стенах замка защитники города видели в ослепительно белой одежде Пречистую Деву Марию. С 1673 года эта чудотворная икона Божией Матери находилась в теребовлянской городской церкви Св. Николая. В 1674 году по решению епископа Иосифа Шумлянского её торжественно перенесли во Львов. В Крипте под собором расположена усыпальница предстоятелей Украинской Греко-Католической церкви: митрополита Андрея Шептицкого, кардинала Сильвестра Сембратовича, Мирослава Иоанна Любачивского, а также останки перевезённого из Рима и перезахороненного в 1992 году после передачи собора Святого Юра греко-католикам Украины, кардинала Иосифа Слипого (1892-1984). Кроме того, в Крипте хранится прах князя Галицкого Ярослава Осмомысла, который изначально был похоронен в Успенском соборе Галича и обнаружен там в 1937 году при археологических раскопках под руководством археолога Ярослава Пастернака, который и сделал тайное перезахоронение останков прямо перед Великой Отечественной войной, 31 августа 1939 года. Величественный собор Святого Юра, расположенный на вершине холма на высоте 321 м, гармонично вписывается в архитектуру и ландшафт города Львова. Здание наглядно демонстрирует, как должно выглядеть европейское барокко. Стоит сказать, что собор Св. Юра можно увидеть в кадрах советского трёхсерийного приключенческого фильма " Д " Артаньян и три мушкетёра " , снимавшегося в 1978 году во Львове.

http://sobory.ru/article/?object=29365

Войдем по поводу сказанного в объяснения, вызываемые сущностью дела. Начнем с легчайшего (прямо бросающегося в глаза и, при разъяснениях больших справок не требующего), – именно, с недоразумений, происшедших исключительно вследствие полной неосведомленности профессора Титова с предметом, о котором он возымел желание трактовать. Во Львове с конца XVI и до первых десятилетий XVIII в. (т. е. за время, к которому относится упомянутый список книг, составленный г. Крыловским) существовала не одна только славяно-русская типография, братская, а – преемственно или одновременно – несколько их. Типографии эти были следующие: 1) дьякона Ивана Федорова (ранее братской); 2) Львовского братства; 3) Михаила Слезки; 4) Андрея Скольского; 5) Львовского епископа Арсения Желиборского; 6) Войцеха Миличевского; 7) Львовского епископа Иосифа Шумлянского и 8) базилиан при церкви св. Георгия (S. Jura). 1 Но профессор Титов, очевидно, пребывает в уверенности, что в означенном городе существовала одна только типография – Львовского братства, а потому всякое издание с пометкой в найденных им материалах (церковных описях), что оно вышло в том или ином году во Львове (есть издание „Львовской печати”), а между тем не занесено г. Крыловским в его список, – он, ничтоже сумняся, считает вышедшим в свет именно из означенной (братской) типографии. Таких изданий, вопреки полной очевидности относимых профессором Титовым к изданиям Львовской братской типографии – им указывается семь. Имеем в виду следующие издания: Апостолы 1639 и 1654 гг., Триодь Цветную 1642 г., Требник 1645 г., Служебник 1646 г., Ключ разумения 1665 г. и Ирмологий 1700 г. Но Все эти издания не суть издания Львовской братской типографии. 1) Апостол 1639 года (полное заглавие см. у И. Каратаева в его „Описании славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами”, С.П.Б. 1883 г. 493) вышел в свет из типографии Михаила Слёзки, что – по обычаю – отмечается на заглавном листе книги. Это было первое издание, первая книга, вышедшая из означенной типографии, о чем Слёзка неоднократно заявляет как в „посвящении” этой книги митрополиту Петру Могиле , так и в следующем за этим обращении к „чителникови побожному и ласковому” („дело або овоц перший типографии моей”...

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010