14 марта я снова оставил Иерусалим. На этот раз целью моей поездки были Иордан и Мертвое море. Путь лежал чрез Иосафатову долину и потом на восток от Елеонской горы. Бесплодные каменные утесы идут от Вифании. Близ последней существовала деревня Вифсфагия ( Мф. 21, 1–2 ), откуда двое учеников Христа привели, по приказанию Его, осленка для торжественного въезда в Иерусалим. Теперь нет никакого следа этой деревни. Вифания же представляет жалкое селение, в котором живут несколько арабских семейств, существующих, кажется, исключительно сбором с христиан за впуск в гробницу Лазаря. Несколько десятков фиговых и масличных деревьев разбросано между полуразвалившимися хижинами. В Вифании жил Лазарь с сестрами Марфой и Марией; здесь Мария возлила миро на главу Спасителя и омыла им ноги Его ( Мф. 25, 6–9 ; Ин.12:3 ); сюда удалился он на ночь после торжественного въезда в Иерусалим ( Мф. 21, 17 ). Арабы называют Вифанию элъ-Азариег. Это название напоминает созвучием своим имя Лазаря. Действительно в местонахождении здесь гробницы Лазаря никто из исследователей старины не сомневается. Небольшой вход в нее, грубо выложенный большими камнями, ведет в подземелье; каменная, ступеней в двадцать, лестница оканчивается в небольшой комнате, из которой по другой лестнице спускаются еще ниже, в другую комнату, имеющую сажень во все стороны. Здесь, как предполагают, была самая гробница. В деревне видны развалины башни, которую неизвестно на каком основании называют домом Лазаря. Чрез полчаса по выезде из Вифании находится в Кедронской долине ключ Аин-эль-Гауд, около которого видны какие-то развалины. Бесплодная, пустынная долина, в которой попадаются время от времени бродячие бедуины, занимающиеся при удобном случае разбоем, идет до горы Адамим («горы Крови»). Близ этой горы находится ручей Кериф, у которого, по повелению Божию, пребывал некоторое время пророк Илия ( 3Цар. 17, 3, 5 ). При подъеме на высоты открывается большая пещера и против нее – развалины; среди последних существует по настоящее время колодезь, называемый Апостольским. На этом месте, полагают, была та гостиница, на попечение хозяина которой добрый самарянин оставил путника, израненного разбойниками на иерихонской дороге ( Лк. 10, 30–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Приидите потомки Адама, увидим на земле лежащего подобного нам брата, отложившего все благолепие, разрушаемого во гробе гниением, червями, мраком объятого, землею покрываемого: – невидимым его оставив, ко Христу помолимся, да даст ему во веки упокоение». «Когда страшные ангелы силой хотят исторгнуть душу из тела, – забывает она всех сродников и знаемых, и помышляет только о предстании будущим судилищам и о разрешении от суеты многотрудной плоти. И мы, к Судие прибегая, помолимся все, да простит Господь содеянное человеком». «Приидите, братие, увидим во гробе пепел и прах, из коих мы созданы, куда ныне стремимся, для чего сотворены! кто убог или богат? или кто владыка, кто свободен? – не все ли прах? красота лица истребилась в цвете юности поблек смертью . Во истину суета и тление все житейское». «Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне все братие, и сродники и знаемые. Вчерашний день беседовал я с вами и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите все любящие меня и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо не собеседую; к Судие отхожу, где нет лицеприятия; там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, убогий и богатый, в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех, непрестанно о мне молитеся ко Христу Богу, да не буду низведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет». Иосафатова долина В полдень оставили мы лавру св. Саввы и, следуя вдоль частых изгибов Кедронской долины, в которой нашли еще другое кочующее колено бедуинов Мар Сабы, достигли через три часа Иерусалима. Тем приятнее был я встречен почтенным соотечественником, князем А. В. Мустафиным, который прибыл во время моего отсутствия с несколькими поклонниками из России и привез мне вести о далекой родине. Латины уже совершали возвышенные церемонии великого пятка, когда я возвратился с Иордана, ибо в тот год неделею раньше праздновали они Пасху; но я не был свидетелем их обрядов, единственно для того, чтобы двойным повторением священных воспоминаний не нарушить глубокого их впечатления. От времени до времени Пасха латинская совпадает с нашей, и тогда общее торжество христиан красноречивее сердцу, хотя стечение стольких различных богослужений производит беспорядок, которого франки стараются избежать.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Посему ублажат Мя вси роди: яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его ( Лк. 1:48–49 ). И чего больше нужно для величия, как не того, чтобы именоваться Богоматерию и быть Ею на самом деле? Относительно же Моего переселения вы имеете определенные сведения оттуда, где говорится, что переселился покров Моей скинии, то есть девственного и Богоприемного тела, из которого явился Иисус. Желающий, из самого рассмотрения Писаний, может уразуметь, что все сказанное истинно, а для тех, которые рассматривают Божественные действия, как некий открытый образ, да предстанут живые и говорящие свойства Моего переселения. И, прежде всего, конечно, иссеченная в скале гробница, которая доселе невредима и безмолвным гласом указывает на Мое переселение. Вернейшими свидетелями того, что Я лежала телом, служат те впадины, которые в скале представляют отображения, свойственные священным членам; далее, этот стремительный Кедрон (которым со всех сторон омываются места, где – гробница), ясным, как бы трубным, гласом возвещает чудеса; также долина Иосафатова, где началась спасительная страсть Того, Кто свободен от страстей. Здесь Спаситель часто бывал со Своими учениками ( Ин. 18:1 ); здесь, преклонивши колена, Он умолял Отца Небесного о миновании чаши ( Мф. 26:39 ); здесь Спаситель был предан целующим Иудою в руки богоубийц ( Мф. 26:49 ). Итак, кто не верует, тот пусть посмотрит и лично познает силу сказанного; а кто верует, пусть душею уразумеет то, чего нельзя видеть, и пусть удивляется достойному чуда». Вот какова могила и вот в каком положении находится она! Самый способ переселения Матери Божией, хотя – общий для всех, однако у него есть и особенное достоинство в сравнении с какими-либо другими: это переселение превышает всякое слышание, но так однако, что имеет некоторое подражание одному из древних примеров. Так говорит Богоматерь, с языка Которой как бы каплями спадает сладость мысли, и из уст Которой излияся благодать ( Пс. 44:3 ). Что же пристойное прибавим к этому мы, братья, как не с удивлением восхвалим безмерно великое и обо всем премудро пекущееся Провидение, благоговейно говоря: о глубина богатства и премудрости и разума Божия: яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его ( Рим. 11:33 )! Это – действия десницы Божией, выше человеческого разумения, так что желание понять их приводит в страх мужа даже с возвышенной и чистой душей, – не говорю уже меня, ничего не понимающего по причине телесности своей и неспособного разуметь даже вещей земных.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

а) Положение. Город стоит в гористой местности, между бассейнами Средиземного и Мертвого морей, в расстоянии 32 миль от моря и 18,5 миль от Иордана. Его естественное положение – одно из наиболее сильных. На запад и юг находится глубокая рытвина долины Енном, на восток – рытвина потока Кедрон (или долина Иосафатова). Обе эти долины соединяются в юго-восточном углу означенного сплошного горного хребта. Самый хребет пересекается от севера к югу долиной Тиропеон, постепенно поднимаясь от юга, к уровню плоскогорья и разделяя местность города на два холма – Сион на западе и Мориа на востоке. Из них, Сион обширнее и выше, а Мориа круче, чем другие холмы. Южный склон холма Мориа назывался Офел. На горе Мориа Авраам готовился принести в жертву сына своего – Исаака ( Быт. 20:2 ); Давид принес умилостивительную жертву, дабы остановить погубляющего ангела ( 2Цар. 24:25 ) и, наконец, на этой горе Соломон воздвигнул храм Господу ( 2Пар. 3:1 ). В книге Судей, город описывается, как крепость Иевусеев, которые мужественно противились всем нападениям на них, со стороны Израильтян. Сионская крепость оставалась непокоренной все время, до взятия оной Давидом ( 1Пар. 11:4–9 ). С этого времени, Иерусалим сделался столицей и центром Иудейской народной жизни, хотя небольшие размеры города и не дозволяли ему вмещать в себе слишком большое народонаселение. Давид построил кругом его стену от Милло и внутри ( 2Цар. 5:9 ) и, перенесши Ковчег завета в Сион, сделал город великим народным святилищем. Соломон окружил город укрепленной стеной, и построил себе дворец в Офеле и храм на г. Мориа. Часть стены была разрушена Амасией, но возобновлена при Озии и Иофаме; Езекия и Манассия сделали к ней несколько прибавлений. Город и храм были разрушены Навуходоносором в 586 г. до Р. X. и возобновлены при Ездре и Неемии. Последующие судьбы Иерусалима, не могут быть здесь подробно описаны. Многим переворотам подвергся Иерусалим, особенно, во времена Маккавеев. В 63 году до Р. X. он был взят Римлянами, и затем в 37 г. до Р. X., опять Иродом и Римлянами – в 34 г. до Р. X. Ирод возобновил храм с особенным великолепием и окружил город второй наружной стеной. Третья стена была сделана Агриппой уже во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, для защиты северных предместий города. В 70 г. по Р. X., Иерусалим был окончательно взят и разрушен Римским императором Титом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Я походил по месту развалин, возносясь мыслью к подвигам великого отца; потом прочитал тропарь преподобному и поклонился ему до земли, на месте его жительства, прося его молитв на исправление своей жизни. Потом владыка митрополит предложил нам трапезу от взятых им с собою припасов. Получив потом от митрополита Анфима благословение, мы отправились в путь ко св. Савве, а владыка поехал восвояси. Путь от обители преп. Феодосия ко св. Савве От обители преп. Феодосия мы спустились с горы к потоку Кедрон, или в юдоль Иосафатову, называемую также геенной. Действительно, хотя были последние числа сентября, но в юдоли охватил нас жар, как в печи. Я подумал: если в конце сентября здесь такой жар, то что же в июле и августе месяцах? Порядочно мы проехали по этой огненной юдоли, не имея с собой воды: тогда я узнал, чтó значит в тех местах жажда. До этого времени, как северный житель, я не имел и понятия, чтó значит настоящая жажда и как дорога бывает во время такой жажды чаша студеной воды. Тогда мне стало понятно писанное в житии преподобных отец, как они, ходя по пустыни, изнемогали от жажды. Помянул я и слова митрополита вифлеемского Анфима, который мне сказывал о монахах обители св. Саввы, что они не ходят никогда без воды, но в пути всегда имеют при себе воду. Когда шли, изнемогая от жажды, одна бедуинка, и без просьбы нашей, подала нам воды, и этим оказала нам великую услугу. С каким удовольствием я дал ей несколько монет за чашу воды! Когда мы стали ближе подъезжать к обители св. Саввы, тогда широкая и глубокая между гор долина превратилась в узкую, глубокую скалистую пропасть. Для удобства пути край пропасти окладен несколькими камнями, чего, говорят, прежде не было. Обитель св. Саввы отстоит от Иерусалима верст двадцать пять или тридцать. Обитель святого Саввы Обитель св. Саввы подобна птичьему гнезду, прилепленному к крутизне скал над глубокой пропастью; окружающая ее природа летом вся мертвая, жара среди скал пекущая, в воздухе прохлады ниоткуда нет. Мы подошли к воротам, – ворота всегда бывают заперты, и жен в обитель по уставу св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Изучение стихотворений обязательно во всех классах и в возможно большем количестве, от 15 до 10. Стихотворения назначаются для того или другого класса, смотря по строю речи в них (количеству зависимых предложений). Каждое изученное стихотворение должно быть разобрано синтаксически и этимологически, в низших классах – с большей или меньшей подробностью, в высшем классе – в труднейших оборотах своих. Большинство сих стихотворений должно быть собственноручно переписано учеником, то как диктовка в классе, то как домашнее занятие – с книги. Желательно, что бы басни Крылова были настольною книгою у каждого ученика; по ней ученики упражнялись бы в выразительном чтении, приучались к здравому суждению и обогащались прекрасными русскими оборотами; здесь же они найдут в обилии примеры и на разные синтаксически правила; 7. Письменные упражнения состоят; в списывании с книги (только на дому); в переписке выученного наизусть (преимущественно в классе на доске); в диктовке избранных стихотворных или прозаических отрывков, с исправлением допущенных ошибок в классе же (диктовка преимущественно предупредительная, редко – проверочная); в кратком пересказе известного всем содержания по вопросам наставника (вопросы не следует записывать, а лишь замечать); в более свободном изложении изученного, или прочитанного, или испытанного учеником по выработанному в классе плану; в переводах с латинского, греческого и церк.-славянского свободною русскою речью; в самостоятельном изложении в форме рассказа, или описания. В исправлении письменных работ учеников старшого класса может иногда проходить весь урочный час. 1395 О руссизмах в ц.-слав. тексте Библии см. Зап. Казанск. Унив. 1894, III, реценз. Будде на исследование проф. Булича о данном предмете, а равно и самое исследование Булича. 1399 Но собственно от черты городской стены, с восточной стороны ее, Елеонская гора находится в расстоянии субботнего пути, т.е. 5401 сажени от Иерусалима. 1400 Долина Иосафатова – часть долины кедронской, идущей с северо-западной стороны Иерусалима до Мертвого моря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– «Когда первый раз, – говорить наш инок-паломник, – увидишь долину Иосафатову, сердце наполняется невольной тревогой, возбуждаемой гласом Божиим: соберу все народы и приведу их в долину Иосафатову и буду там судиться с ними. На основании этого пророчества полагают, что последний страшный суд будет происходить именно в этой долине. В деяниях Апостольских ангел по вознесении Господнем, говоря ученикам, что Иисус приидет тем же образом, каким видели Его восходящим на небо, дает разуметь, что второе пришествие Его будет на том месте, на котором совершилось вознесение, т. е. близ долины Иосафатовой. Основываясь на пророчестве Даниила, говорят, что в день страшного суда на Иосафатовой долине потечет огненная река: Престоли поставишася и Ветхий деньми седе... река огненная течаше исходящи перед ним ( Дан.7:9,10 ). Соответственно сему и продолжение Кедронского потока до Мертвого моря, по юдоли плача, называется у греков и арабов огненной рекой или огненным потоком. Гробницы. С древнейших времен Иосафатова долина была кладбищем, и теперь там видны могилы еврейские с тысячами надгробных камней, ибо евреи со всех сторон света стремятся сложить здесь свои кости и дорого оплачивают свои могилы. Это кладбище в самой глубине долины Иосафатовой начинается древними надгробными памятниками. Из них первый называется гробом Иосафата. Вход в него высечен в скале; двери украшены резьбой; внутри находится довольно большой квадратный покой для гроба. Он был высечен по повелению царя иудейского Иосафата. Вблизи его находится гроб Авессалома, весь выученный в скале. Третий памятник есть пещера, высеченная в скале, в коей, по преданию, укрывались апостолы по взятии Христа в Гефсиманском саду; здесь же потом был погребен св. Иаков брат Господень, когда евреи свергли его с кровли храма Иерусалимского за всенародное исповедание Христа, сидящего одесную Бога Отца. Наконец, четвертый гробовой памятник весьма похож на гроб Авессалома по своему внешнему виду: это гроб Захарии, сына Варахиила, убитого между церковью и алтарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По-видимому, вся площадь Гарама стоит на темени этого громадного подземного чертога. Целое население Иерусалима со всеми своими пожитками без труда уместилось бы в нем и, вероятно, не раз, в дни истребления и гибели, оно переполнялось толпами народа, искавшего спасения. Громадные столбы поддерживают бесчисленные своды и уходят живописно-угрюмыми перспективами в глубину темных недр земных, словно тесные стволы какого-то гигантского окаменелого леса, мрачного как сама преисподняя. Это колоссальное сооружение еще дышит веками египетских пирамид и вавилонских дворцов. Арабы уверены, что их могли построить только демоны. Народ называет их «Конюшнями Соломона», и в дни тамплиеров тут действительно были рыцарские конюшни. В настоящее время доступна посетителю только некоторая часть этого подземелья; гораздо большая часть или обрушена, или замурована. Некоторые места его давно уже обращены в цистерны для воды, и с площади Гарама в них спускаются многие колодцы. Очень может быть, что в древние времена это была одна гигантская цистерна, наполнявшаяся, на случай осады города, водою из Соломоновых прудов Гигона, из которых действительно были проведены водопроводы во двор храма. Мы закончили обзор Гарама неспешною прогулкой по древним стенам. Назади нас была видна площадь Гарама – все его гладкое каменное блюдо, на котором раскинуты будто фарфоровые изваяния, мечети, киоски, фонтаны. Впереди, у наших ног глубоким провалом тянулась унылая Иосафатова долина с неисчислимыми толпами могильных камней, облегавших все ее скаты и наполнявших ее дно словно стада окаменевших овец, – и за нею меланхолические возвышенности горы Элеонской. Только одни ворота «Золотые», охраняемые сильною четырёхугольною башнею, ведут из Гарама в Иосафатову долину. Когда-то широкая лестница ступеней поднималась к ним из глубины этой долины. Но теперь ворота заложены наглухо, и их прекрасные арки, карнизы и капители колонн, поднесенных, говорят, Соломону царицею Сабою, обезображены прозаическою кирпичною кладкой. В эти ворота входил Христос в Вербное Воскресенье, в день своего торжественного въезда в Иерусалим. В память этого евангельского события при крестоносцах отворяли «Золотые ворота» каждое Вербное Воскресенье; патриарх иерусалимский верхом на осле, сопровождаемый духовенством и хоругвями, въезжал через них в древние ограды Соломонова храма, и народ с пальмовыми ветвями в руках расстилал на пути его свои одежды, как в дни Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я крайне был утомлен. Душа моя не могла гармонировать с природою. В другое время, в час добрый и веселый, можно было бы вдоволь насладиться видами Мраморного моря, Царь-Града, Скутари и другими прибрежными виллами богатых турок. Но утомленному милее место покоя, нежели движущиеся разнообразные картины природы. Солнце стало скрываться за холмами Нового Рима. Вечерело; мы въехали в Скутарское кладбище, славное своим местоположением и кипарисными рощами. И подлинно, едва ли есть где на свете подобное кладбище. Я видел в Крыму, около Чуфут-Кале, Иосафатову долину тамошних караимов и любовался ею. Но эта долина ничто в сравнении со Скутарским кладбищем. Прекрасное поле смерти и покоя! По обеим сторонам весьма широкой дороги высятся и густятся прекраснейшие кипарисы. Эти кипарисы вечно зеленые суть выразительные эмблемы бессмертия и жизни вечной. Заметил я около некоторых могил по два почти сросшиеся кипариса; как живо напоминали они, что в могилах покоятся два сердца, любившие друг друга. Оба придорожия усеяны были надгробными памятниками. Сколько счастливцев, сколько несчастных, богатых и бедняков, мужей и жен, детей и старцев покоятся на этом поле! И все они ожидали воскресения и жизни вечной. И Коран имеет свои поучительные страницы. Сперва я удивлялся бесчисленному множеству могил, но удивление тотчас исчезло, когда я вспомнил, что здесь смерть имеет своего страшного ангела – чуму. Вдоволь, досыта налюбовался я полем смерти. Удовольствие вытеснило неприятное воспоминание о бурном плавании на море. Я рад был, что нечаянно попал на азиатский берег, иначе едва ли бы довелось мне полюбоваться Скутарским кладбищем. Самый город Скутари, как всякий турецкий город, не имеет ничего замечательного. Лучше смотреть на него с моря, чем прогуливаться внутри. Проехав Скутари до самой пристани, я стал слезать с лошади и упал. И больно и смешно было мне: «вот человек, повторял я, миновал море, а в луже утонул». Наконец, кое-как переправились мы на другую сторону. Я едва-едва добрел до квартиры.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вот рассказ Бордосского путника (стр. 28 и 29 2-го вып. Пал. Сборн.) Путник поднялся на Сион, идя от Силоамского водоема, и говорит, как находясь на Сионе, он видел «место дома Каиафы, находившийся здесь столб, у которого бичевали Христа», «место внутри Сионских стен, где стоял дворец Давида» и «одну оставшуюся здесь синагогу». Затем путник говорит буквально: «Идя отсюда за стену Сионскую, вправо к воротам Неаполитанским, внизу в долине видишь стены бывшего дома или претория Понтия Пилата. Здесь допрашивали Господа, прежде чем Он пострадал. На левой же стороне находится небольшая гора Голгофа, где Господь был распят. Отсюда, как бы на вержение камня, находится пещера, в которой положено было Его тело, и на третий день воскресло. На этом месте повелением Императора Константина сооружена базилика; это храм Господень дивной красоты, имеющий сбоку водовместилище, откуда берется вода, а сзади водоем, где крестят детей». «Также, если идти из Иерусалима в ворота, находящиеся на востоке, чтоб подняться на гору Масличную, долина Иосафатова». За этими словами следует описание того, что находится в долине Иосафатовой , на Елеонской горе и т.д. Из этого рассказа должно сделать следующие выводы: а)      путник стоит на Сионе и внутри стен, среди которых стоял дворец Давида; б)      путник, выходя из этих стен, идет по направлению к Неаполитанским (Дамасским) воротам и должен непременно смотреть на эти ворота, ибо у него Голгофа остается влево; в)      глядя направо, он видит долину внизу; г)      в этой долине внизу он видит стены бывшего дома или претории Пилата; и д)      идя затем к восточным (Гефсиманским) воротам, он проходит совершенно мимо, возле остатков крепости Антонии и башни её, но не говорит ни слова о претории, из чего ясно, что он видел преторию не на этом пути, а тогда, когда стоял еще на Сионе и смотрел вниз в долину, лежавшую направо. Нивелировочные топографические карты Циммермана дают самый точный ключ для определения всего, что нужно знать а) место на Сионе, где стоял путник, глядя на Неаполитанские ворота, расположено на линии высоты 25502500 англ. футов;

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hram-s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010