Слово в неделю Ваий. Св. Димитрия, митрополита Ростовского Благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних ( Матф. 21:9 ). Представим, возлюбленные, в уме нашем, как Господь наш Иисус Христос торжественно входил в Иерусалим, как с ветвями в руках встречал Его народ, а дети восклицали: „Осанна!“ Представим то место, где совершалось это, вспомним, как совершалось, и духовными очами посмотрим на все. Шествие Христа Спасителя нашего началось от горы Елеонской или, другими словами – масличной (греческое слово „Елеон“ на нашем языке значит „масло“), называвшейся так от того, что масличные деревья густым лесом покрывали ее; находилась эта гора на восточной стороне от Иерусалима и отстояла от старого города на пять стадий, т. е. на одну версту. Это – путь субботы, как пишется о том в Деяниях Апостольских: возвратишася Апостоли во Иерусалим от горы нарицаемыя Елеон, иже есть близ Иерусалима, субботы имущия путь ( Деян. 1:12 ); а путь субботы был пять стадий. По повелению своего закона, иудеи так почитали свою субботу, что даже дальнего пути нельзя было идти им в субботу, кроме пяти стадий, то есть одной версты, что и называется путь субботы. Таким образом, гора эта была невдалеке от старого Иерусалима, но была довольно высока, и считалось от самого верха горы той до Иерусалима шесть стадий, а от подгория – пять: ибо была целая стадия восхождения на ту гору; между горою и Иерусалимом лежала долина Иосафатова (именуемая так потому, что древле Иосафат, царь иудейский, создал себе в той дебри прежде времени гроб, и над гробом пирамиду или предивный столб: с того времени дебрь та прозвалась долиною Иосафатовою); глубока была та долина, и посреди ее протекал поток Кедрский. Та долина называлась иначе долиною плача: поскольку там было кладбище всего Иерусалима, ибо евреи не погребали мертвецов своих в городе, но вне города: износили мертвецов своих в долину Иосафатову к погребению, и по обычаю плакали над мертвецами, и потому долина Иосафатова прозвана была юдолию плача. В той-то юдоли Писание и святые отцы предвозвещают и страшный суд Христов. Над тою юдолию от восточной страны есть гора Елеонская.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Христа славьте, кресты ставьте! Несколько лет тому назад началось возрождение традиции ставить в Иосафатовой долине (близ села Голинченцы Винницкой области, Украина) кресты в знак того, что верующие готовы разделить с Господом чашу Его страданий и нести свой жизненный крест. Известное еще в начале XX века место паломничества 15 августа 2006 года вновь привлекло множество верующих. История Иосафатовой долины Из истории села Голинченцы известно, что до XVII века на том месте был непроходимый дремучий лес. Во второй половине XVII века Подольские земли были оккупированы турецким султанатом. Жители деревень, которым угрожала опасность, искали убежища в Калиновском православном монастыре недалеко от Шаргорода. Вероятность попасть в рабство или быть убитыми грозила отовсюду. И в монастыре могли появиться янычары. Как повествует легенда, Божия Матерь, явившись некоторым монахам в сонном видении, благословила идти в сторону утренней зари и там искать спасения. И пошли все собравшиеся в обители на восток, в дремучие леса. На третий день остановились на ночлег возле колодца, и там, вдруг, обрели спокойствие. Снова явилась им в сновидении Матерь Божия, с небес благословляя округу. И на этом месте монахи основали новую обитель. А так как они были совсем бедными, округе дали название Голинченцы i . Миряне стали там строить дома, и со временем образовались четыре села по четырем сторонам света. А в середине – долина и колодец с целительной родниковой водой. Возле него постоянно стали совершаться молебны, а место то прозвали Иосафатовой долиной (по аналогии со знаменитой долиной под Иерусалимом – местом грядущего Страшного суда). 1923–1925 годы Много лет прошло после тех чудесных событий. Турецкая угроза миновала, но еще не раз менялась власть над Подольскими землями. Но вот опять Божия Матерь явила Свой особый промысл жителям этой долины. Случилось это во время жатвы в 1923 году. Пастух Иаков пас стадо коров, а невдалеке 12-летняя девочка Кристина пасла овец. Иаков часто молился у колодца и в жаркую пору обливался целебной водой. Как-то он увидел прямо в воде отображение Матери Божией с Младенцем. Нимб Ее сиял золотистым светом. Но страха и оцепенения он не ощутил. «Матерь Божия, что нам делать?» – успел спросить пастух. «Христа славьте, кресты ставьте!» – услышал он в ответ, и Матерь Божия, благословляя его и всю округу, уже таяла в воздухе, поднимаясь к небу. Иаков сразу же побежал в близлежащее село Голинченцы и рассказал все, что видел.

http://pravoslavie.ru/569.html

И.П. Ювачев XVI. Вокруг стен Иерусалима Памятник Авессалома. – Иосафатова долина. – Страшный суд. – Источник Богоматери. – Нечистое место. – Долина сыновей Енномовых. – Прокаженные. –Акелдама. – «Новый Иерусалим». Прежде чем выйти за город, монах-проводник обратился к толпе паломников и громко провозгласил два стиха из известного псалма: – Пойдите вокруъ Сиона и обойдите его, пересчитайте башни его; обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду. Это библейское воззвание в устах проводника в Иерусалиме меня очень тронуло, и я, как ни устал, решил последовать ему, чтобы обойти вокруг стен города. Число паломников сократилось, по крайней мере, на половину. Мы вышли из города единственными открытыми на восточной стороне Гефсиманскими воротами Баб-ситти-Марьям. Так названы, вероятно, потому, что от них чрез Кедронский поток идет дорога к гробнице Божией Матери. Они еще носят название ворот св. Стефана, в память первомученика, которого побили камнями в Иосафатовой долине, недалеко от этих ворот. Это событие дало повод нашему проводнику сказать пространную речь, с указанием точных мест, где кто стоял восемнадцать с половиною веков тому назад. Отсюда мы повернули направо вдоль по Иосафатовой долине, между Елеонскою горою и стеною города. Жарко. Душно. Недалеко от каменного моста через Кедронский поток продавали какое-то подслащенное питье в грязных бутылках. Я воздержался от искушения утолить им жажду и вслед за паломниками спустился в глубину долины, к памятникам седой старины, известным здесь под названием Авессаломова столба и гробниц Иакова и Захарии. Из Библии мы знаем, что восстание Авессалома против своего отца, царя Давида, не удалось, а его самого убили, бросили в глубокую яму в лесу и наметали над ним огромную кучу камней. Но он еще при жизни своей поставил себе памятник в царской долине. «И называется он памятник Авессалома до сего дня». Вот это-то непреложное слово «до сего дня» и заставляет предполагать евреев, что небольшая каменная башенка с конусообразным верхом и есть древний памятник Авессалома. Они до сих пор не могут пройти мимо него, чтобы не бросить камня на память мятежного сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Указатель географических названий А виз, город – 384 Ависараит (Ависорант), ворота в Константинополе-42, 161, 281 Австрия, государство – 599 Адрианополь (Адринополь), город (см. Эдирне) Адринския (Адрийская) ворота в Константинополе – 42, 161, 281 Азия, часть света – 592 Азов (Озов), город-крепость – 61, 177, 303, 377–383, 412, 574, 616 Айя-София, мечеть (см. Софийский собор в Константинополе) Акра (Акко, Акри, Аскри), город – 68–71, 108–110, 184–186, 226, 227, 229, 309–312, 354, 355, 357, 443, 503, 546, 553, 592, 593, 636 Александрия (Аль-Искандария), город-порт – 67, 308, 592, 605 Алешинская волость Можайского уезда – 387 Амвас (Эммаус), село – 78, 107, 192, 193, 224, 320, 352, 431, 552, 595 Анадоли-фенер, маяк на Босфоре – 578 Анатолия, историческая область – 384 Андреевская горка в Киеве – 570 Аниково, село (см. Еникей) Анисимово, деревня – 391 Антиохия, город – 615 Антониева (Онтониева) пещера (см. Ближние пещеры) Арабский халифат, государство – 600 Арбат, улица в Москве – 135, 252, 395, 397, 410, 458, 504, 618, 619 Аримафеи, город – 600 Архикопе (Архикоп), ворота в Константинополе – 42, 161, 281, 540 Архипелаг, группа островов в Эгейском море – 399, 616 Асафатова (Ософатова) юдоль (см. Иосафатова долина) Ат-мейдан, площадь в Стамбуле – 581 Афонская гора (Афон), монашеская республика – 63, 87, 115, 178, 201, 234, 304, 350, 363, 381, 382, 460, 466, 503, 571, 591, 601 Африка, материк – 592 Аялонская долина – 595 Б алканы, регион – 591 Балтийское море – 585 Бари, город-412 Барзна, город (см. Борзна) Батурин (Ботурин), город – 15, 135, 136, 252, 398, 567 Бахр-эль-Джебель, район Египта – 592 Бейрут, город-порт – 600 Белая Церковь , город – 412 Белев, город – 10–12, 59, 130, 132, 175, 247–249, 300, 392, 398, 514, 524, 531, 565 Белевский уезд – 392 Белевское княжество – 565 Белгород Киевский (Белогородка, Белогородской, Белогоротка), город – 21, 141, 142, 258, 536, 573 Беливо, деревня – 403 Белогородская орда (см. Буджакская орда) Белое море (см. Мраморное море)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Матфея в неделю Мясопустную (Мф.25:31–46) Ни едина Евангельская истина не есть столько ясная и столько страшная, как истина ныне чтенного Евангелия. Единородный Сын и Слово Божие приидет паки на землю, не так как прежде, в кротком и смиренном виде, но со многою славою и с Божественным великолепием и светлостию; приидет же не спасти мир, якоже прежде, но судить всех сущих от века людей живых и мертвых. Тех, которые творили добрые дела, удостоит Царствия; а творившим злая определит мучение: притом как Царствие, так и мучение, в нескончаемые веки пребывать имеющие. Сие-то учение явственно открывает нам нынешнее Евангелие. На сем основывается и член веры, содержащийся в святом Символе и всеми православными христианами принимаемый и исповедуемый, то есть сей: «и паки грядущаго судити живым и мертвым, егоже царствию не будет конца.» Но ужели страшный и неумытный Судия в тот день будет судить токмо касательно милосердия: милостивым даст вечное Царствие, а немилостивым определит бесконечное мучение? Если бы так было, не составляло бы сие великого страха; ибо каждый удобно может являть милосердие, и спастись. Послушайте прежде толкования ныне чтенных Евангельских словес, и тогда узрите решение предложенной истины. Мф.25:31 .  «Рече Господь: егда приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея.» Не показал нам Богочеловек ни того, в какой стране таковое будет решение, ни того, на каком месте поставит престол славы, на немже сед, будет судити мирови. Однако некоторые, читая пророка Иоиля, глаголющего: «и соберу вся языки, и сведу я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех моих. Да востанут и взыдут вси языцы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки, яже окрест», утверждали, что место, на котором сошед Господь, поставит престол славы и страшного Своего судилища, есть долина Иосафатова. Но о сем всякий удобно познает, если прочтет пророческие слова Иоиля третия главы, и познает оных переносный смысл 12 . Упомянул же Богочеловек о славе, с которою паки приидет, для того, чтобы не подумали, что и второе Его пришествие будет смиренное и кроткое, якоже и первое. В первом был младенцем повиваемым и в скотских яслях полагаемым; во втором явится преславным Богом, седящим на судейском престоле. Славу и величество второго Его пришествия описывает пространнее святой пророк Даниил, ужасный страх возбуждая в сердце каждого верующего человека: «зрях», говорит, «дондеже престоли поставишася, и Ветхий деньми седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь. Река огненная течаше исходящи пред Ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася» ( Дан.7:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

От погребального вертепа Матери Божией начинается долина Иосафатова, стесненная между горами Элеонскою и Мориею, вдоль русла Кедрского; она опоясывает Иерусалим с востока. Долина Иосафатова называется в Священном Писании юдолью или долиною благословения, потому что здесь Иосафат после чудесной победы над моавитами около Энгади собрал народ свой и принес благодарение и благословение Господу сил ( 2Пар 20:26–27 ). Следуя этою долиною, по руслу потока Кедрского, вы скоро увидите себя в хаосе гробовых камней. Три великолепные памятника при самой дороге составляют как бы преддверие этого библейского кладбища. Первый из них есть саркофаг или столп Авессаломов: «Авессалом же еще жив сый, взя и постави себе столп в юдоли царстей, рече бо, яко несть ми сына на память имени моего: и нарече его: рука Авессаломля даже до днешняго дня» ( 2Цар 18:18 ). Но тщета Авессаломова обратилась ему в поругание; столп его сохранился до днешняго дня вместе с памятью о преступном сыне; евреи никогда не проходят мимо, чтоб не бросить камня в его пустое жилище, сквозь пролом, сделанный в углу памятника. Подобно баснословной бочке Данаид, памятник этот беспрестанно наполняется набросанными камнями и очищается для нового оскорбления. Рисунок памятника не имеет ничего надгробного; он походит более на легкий четверосторонний храм, накрытый круглою башнею; крыша образована стройным конусом, увенчанным расходящимися аканфовыми листьями. Каждая сторона четверосторонника украшена четырьмя ионическими колоннами и дорическими фризами, триглифами и метопами. Карнизное украшение принадлежит иудейскому вкусу; подобное видно на гробницах царских. Этот прекрасный памятник выходит из недр скалы, образующей подошву горы Соблазна, смежной с Элеонскою; основание его высечено в скале, только башня и конус надстроены. Вход в памятник сзади. Налево от него, в самой стене скалы, виден некогда роскошно украшенный архитрав перед входом в закладенную пещеру. Говорят, что это гробница Иосафатова; но в Библии сказано, что он был погребен вместе с прочими царями Иудейскими на горе Сионской ( 2Пар 21:1 ); а что долина названа его именем, то это, вероятно, в память того торжественного события, о котором мы говорили в начале этой главы. Иосафат был 4 царем Иудейским; он славен своею добродетелью, благочестием и истреблением кумиров.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Все народы (kol hagoim) языческие, по изображению пророка, для суда над ними будут собраны в долину Иосафатову (emek jehoschafath). Многие комментаторы еврейское jehoschafath принимают в значении нарицательном – Иегова судил и слова пророка понимают в смысле неопределенного указания на некоторую долину, которая явится долиной Суда Божия (Меркс, Кейль, Новак) (Еп. Палладий). Другие толкователи (Эвальд, Гитциг, Гоонакер, Добронр.) считают jehoschafath именем собственным и видят в Иоил.3.2 упоминание о той долине, где при иудейском царе Иосафате чудесно были поражены союзные силы Аммонитян, Моавитян и Идумеев, напавших на Иудею ( 2Пар 20.1 ). В этой же долине народ славословил Господа за чудесное спасение, почему долина получила наименование emek berachah, долина благословения ( 2Пар 20.26 ). В настоящее время именем Иосафат называется долина, лежащая между горой Елеонской и холмом Мориа, на восток от Иерусалима. Но эта долина не была полем битвы при Иосафате и названа его именем по другим каким-либо основаниям, – или по предположению (ср. 2Пар 21.1 ) на ней места погребения Иосафата или вследствие устроения здесь царем каких-либо учреждений. Пророк мог иметь в виду не эту долину, а другую, которая, как видно из 2Пар ХХ , находилась на юг от Вифлеема в пустыне Фекод (ныне Вади-Берейкут). По кн. Паралипоменон эта долина называлась «долиной благословения», но кроме этого наименования, по свидетельству Талмуда, она имела и другие названия (Erubin 19а); следов., могла называться и долиной Иосафата. Слова пророка, что Господь соберет все народы в долине Иосафата нет нужды понимать в буквальном смысле (По свидетельству блаж. Иеронима в комментариях на пророка Иоиля уже в его время Иудеи веровали, что все они будут возвращены в Иерусалим, и что в долине Иосафатовой будут посечены мечом языческие народы. Эта вера сохраняется у евреев и доныне. См. Добронравов, с. 378.). Пророк хочет выразить только ту мысль, что в день Суда Господа над народами совершится нечто подобное тому, что произошло в долине благословения при Иосафате. Суд над языческими народами, по Иоил.3.2 , будет произведен за то, что «они рассеяли Израиля между народами, и землю Мою разделили». Какие факты имеет в виду в последних словах пророк, трудно сказать. Те комментаторы, которые считают Иоиля пророком послепленным, в приведенных словах видят указание на период плена в последующее столетие, когда земля Иудейская разделена была между поселившимися в ней племенами. Другие комментаторы понимают слова пророка или в отношении постигших иудею несчастий при Иораме (ср. 4Цар 8.20–22 ; 2Пар 21:8–18 ), или в отношении всех последующих нападений врагов, каковые нападения Иоиль пророчески приводит. В греч.-слав. переводе конец Иоил.3.2 отступает от подлинника: «о Израиле, иже рассеяшася во языцех и землю Мою разделиша».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В.М. Дорошевич Глава XXIII. Долина страшного суда Ночь грезила далекими мирами. И над заснувшей землей просыпались бриллиантовые сны – там, в темно-синем небе, таинственном, далеком. Это была тихая, тихая весенняя ночь, когда я поднимался на Елеонскую гору, в черный сумрак ее оливковых рощ, сумрак, полный грез, полный снов, полный тихого шелеста, таинственного, как шепот просыпающихся, неясных воспоминаний. Все было так темно, так черно кругом. Словно мир не существовал более. Черная пропасть, бездонная, бесконечная, немая, простиралась кругом, и я стоял над ней, один на сером утесе, один, полный страха, полный смутного ужаса, просыпавшегося в душе. Долины, которую я только что перешел, не существовало более. Вместо нее зияла черная молчаливая пропасть, и по ту сторону этой пропасти, при трепетном мерцании звезд, в их свете, дрожащем, сумрачном, таинственном, поднимался беловатый призрак, неясный, огромный, от которого веяло немым ужасом, – Иерусалим. Но вот темно-синее небо вспыхнуло голубоватым светом. Первый луч луны, бледный, дрожащий, скользнул по горам. Задрожали, затрепетали в его свете вершины гор, дикие и страшные. Ярким серпом загоралась луна, золотая, сверкающая, и полился ее свет, холодный, яркий, синеватый, таинственный, трепетный. И в этом свете, ярком, синеватом, таинственном, трепетном, как толпы призраков поднялись по склонам Иосафатовой долины надгробные памятники, белые, синеватые, серые, и бросили длинные черные тени, словно сбросили с себя черные одежды, сотканные из мрака. И вот она перед мне эта долина – кладбище, полная бесконечной печали, залитая голубым фофорическим светом, наполненная призраками, вставшими при трепетном свете луны. И на вершинах темных гор молча поднялся над нею город, облитый голубоватым, мертвенным светом. Город, похожий теперь, в этом немом молчании ночи, при этом бледном свете, на огромное кладбище. На кладбище, где похоронено столько страшного, ужасного, святого. Эти дома, с их маленькими куполами, толпящиеся друг к другу, – они похожи теперь на синевато-белые молчаливые надгробные памятники. Огромные купола храмов, мечетей, синагоги кажутся огромными мавзолеями, воздвигнутыми над великими могилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 3 Иоил. 3:1, 2 . Яко се, Аз во дни тыя и во время оно, егда возвращу пленники Иудины и Иерусалимли, и соберу вся языки, и сведу я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех Моих и о наследии Моем Израили, иже разсеяшася во языцех, и землю Мою разделиша. С Евр.: «Ибо вот, в те дни и в то время, когда Я возвращу пленных Иудеев и Иерусалимлян, Я соберу все иноплеменные народы, и поведу их на поле Иосафат; и там буду судиться за народ Мой, и за удел Мой, за Израиля; они разоряли его по народам, и разделили землю Мою». «Во время оно». Господь чрез пророка ясно показал в след. словах, что здесь должно разуметь время по возвращении Иудеев из плена Вавилонского. Пророк «предсказывает, – гов. бл. Феод., – что Гог и Магог с многочисленною ратью ополчатся на Иерусалим, вероятно, побуждаемые к тому окрестными народами... которые, будучи одержимы завистью, собрали отовсюду несметныя полчища, надеясь взять город (т. е. Иерусалим) со всеми жителями; но обманулись в надежде, и потерпели конечную гибель у самаго города; потому что поборал за него Бог всяческих, и соделал, что сами они истребили друг друга. Это предвозвещая Владыко, устами Божест. Иоиля, говорит: «соберу вся языки», т. е. попущу собраться, и не воспрепятствую первому их устремлению». Под всеми языками св. Ефр. Сир. разумеет также полчища Гоговы, т. е. народы, которые угнетали и разоряли Иудею, или как здесь сказано, те, которые делили между собою сию землю, а народ Божий разоряли между другими языческими народами. Из последующих стихов видно, что окрестные народы, которых будет судить Бог «за озлобление сынов Иудиных» (ст. 19) разумеются здесь: Тиряне, Сидоняне, язычники, жившие в верхней Галилее (ст. 4), Египтяне, Идумеяне (ст. 19) и вообще все «языцы окрест» – все окрестные соседственные народы (ст. 11). «И сведу я на юдоль Иосафатову» 51 , т. е. сведу вас на долину суда Божия или созову на суд Мой. Так, думаем, должно понимать это темное место потому, что долины с названием: Иосафатовой, собственно говоря, не было при Иоиле, а то место, которое теперь так называют, издревле называлось долиною потока Кедрского, а Иосафатовою стали называть в позднейшие времена; что слово Иосафат 52 значить: суд Божий, наконец потому, что эта долина далее вместо Иосафатовой называется «полем судебным, юдолию судебною» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Иоиль ( «Иегова есть Бог») пророк, книга которого занимает в нашей Библии второе место в ряду книг 12 малых пророков, был сыном Петуэла или – по греч. транскрипции LXX – Вафуила. Личность самого Петуэла совершенно неизвестна, и его имя в Библии ещё нигде не встречается. Догадки же Раши, что Петуэлом иносказательно называется пророк Самуил, бывший, таким образом, отцом пророка Иоиля и предположение Гольдгаузена, что Петуэл одно лицо с Петохией (слав. Феттиа), современником Давида, начальником 19-й священнической чреды ( 1Пар.24:16 ), ни на чём не основаны. Нет сведений в книге Иоиля и о личности его самого. Попытка (Креднера, Крамера, Евальда) отождествить Иоиля с Иоилем, отцом псалмопевца Емана, левитом из рода Каафа, упоминаемым в 1Пар.6:33 , а также предположение (их же), что Иоиль принадлежал к священническому роду, не имеют под собой почвы. Хотя Иоиль упоминает о священниках ( Иоил.1:9, 13, 2:17 ), о храме ( Иоил.1:9, 14, 16, 2:17 ), о жертвах ( Иоил.2:1, 15, 23, 32 ), но отсюда не следует непременно, что и он сам принадлежал к числу священников, так как подобные упоминания возможны и понятны в устах всякого истинного израильтянина. Несомненно только, что Иоиль проходил своё служение в царстве иудейском, потому что он говорит об одном этом царстве (гл. 3), употребляя слово Израиль ( Иоил.2:24, 3:2, 16 ) для обозначения не десятиколенного царства, а всего евр. народа. Время жизни Иоиля и происхождение его – в науке вопрос спорный, так как ни прямых, ни ясных косвенных указаний на это в книге нет. При решении этого вопроса принимаются во внимание следующие данные. Называя в 3 гл. многих врагов иудейского царства, Иоиль не говорит о сириянах, ассириянах и вавилонянах. Отсюда заключают, что Иоиль жил не позже конца царствования Иоаса, ибо сирияне совершили именно в это время (в 828 г.) нападение на Иудею ( 4Цар.12:18–19 ; 2Пар.24:23–24 ). С другой стороны, упоминания о нападении филистимлян (3, 4), о финикиянах, как врагах Иудеи (3, 4), о долине Иосафатовой ( Иоил.3:2, 12 ) показывают, что Иоиль пророчествовал после разделения еврейского царства, потому что только тогда финикияне стали врагами иудеев, и даже после времени царя Иосафата, когда в честь его победы ( 2Пар.20 ) известная долина (Бераха) стала называться Иосафатовой [см. ниже под этим словом стлб. 331–332]. Сопоставляя отмеченные данные, экзегеты приходят к заключению, что Иоиль жил не ранее 879 г. и не позднее 828 г. В этом периоде содержание книги более всего соответствует времени царствования Иоаса (868–843 г.), и именно первой половине его, когда царём руководил благочестивый первосв. Иодай. Этим объясняется и то, что пророк не обличает народ в идолопоклонстве и тяжких преступлениях, не упоминает о царе и выдвигает из среды народа старейшин и священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010