От колодезя Богоматери мы прошли садами сажен полтораста по Кедронской долине до южной части горы Офел, где впадает Тиропеонская долина. Остатки каменной стены побуждают думать, что в древние времена долина эта была перегорожена в устье плотиной. Возле дороги указывают здесь старую шелковицу, означающую, по преданию, место, где пророк Исаия был, по приказанию Манассии, распилен надвое. Поднявшись немного на север в гору, мы достигли Силоамской купели. Это прямоугольный резервуар, восемь сажен в длину, три в ширину и три в глубину, реставрированный в наружной части своей относительно в новейшее время. В северо-восточном углу бассейна находится аркада с развалившейся лестницей, ведущей в очень небольшой резервуар, принимающий в себя описанный выше канал из колодезя Богоматери. Устье этого канала имеет около полутора аршина в ширину и сажень в вышину. Чрез большой бассейн протекает ручеек, служащий для орошения близлежащих садов. Вода его не задерживается и не скопляется в бассейне. Силоамский колодезь дважды упоминается в Ветхом завете ( Ис. 8, 6 ; Неем.3:15 ) и один раз в Евангелии ( Ин.9:7 ), из которого видно, что здесь Христос исцелил слепорожденного. Стих Неемии ( Неем.3:15 ) показывает, что на плодоносной почве, внизу Силоамского колодца были Царские сады, упоминаемые в Ветхом Завете ( 4Цар. 25, 4 ; Иер. 39, 4; 42, 7 ). От Силоамского колодезя мы направились на юго-восток, чрез сады, которыми покрыта значительно раздвинувшаяся здесь Иосафатова долина, и, оставив вправо устье Гинномской долины (Геенну), саженях в полутораста от этого устья, достигли колодезя Иова (Бир-Эйюб), в древности Эн-Рогел, именуемого христианами колодезем Неемии. Эн-Рогел указывал границу между коленами Иуды и Вениамина ( Нав. 15, 7–8; 18, 16 ). Он упоминается также в истории Авессалома ( 2Цар. 17, 17 ). Когда Адония, сын Давидов, намеревался низложить Соломона, он собирал своих приверженцев у Эн-Рогела ( 3Цар. 1, 9 ). Колодезь Неемии находится внутри четырехугольного здания, открытого с восточной стороны. Вправо от входа в него виден бассейн со стоячей водой. Он имеет до двадцати сажен глубины и наполняется водой из бокового резервуара, находящегося на половине глубины; до поверхности воды в наружном бассейне приблизительно около десяти сажен от верху, но во время дождливых зим вода его переполняет, изливаясь в ложе Кедронского потока.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоиль ( «Иегова есть Бог») пророк, книга которого занимает в нашей Библии второе место в ряду книг 12 малых пророков, был сыном Петуэла или – по греч. транскрипции LXX – Вафуила. Личность самого Петуэла совершенно неизвестна, и его имя в Библии ещё нигде не встречается. Догадки же Раши, что Петуэлом иносказательно называется пророк Самуил, бывший, таким образом, отцом пророка Иоиля и предположение Гольдгаузена, что Петуэл одно лицо с Петохией (слав. Феттиа), современником Давида, начальником 19-й священнической чреды ( 1Пар.24:16 ), ни на чём не основаны. Нет сведений в книге Иоиля и о личности его самого. Попытка (Креднера, Крамера, Евальда) отождествить Иоиля с Иоилем, отцом псалмопевца Емана, левитом из рода Каафа, упоминаемым в 1Пар.6:33 , а также предположение (их же), что Иоиль принадлежал к священническому роду, не имеют под собой почвы. Хотя Иоиль упоминает о священниках ( Иоил.1:9, 13, 2:17 ), о храме ( Иоил.1:9, 14, 16, 2:17 ), о жертвах ( Иоил.2:1, 15, 23, 32 ), но отсюда не следует непременно, что и он сам принадлежал к числу священников, так как подобные упоминания возможны и понятны в устах всякого истинного израильтянина. Несомненно только, что Иоиль проходил своё служение в царстве иудейском, потому что он говорит об одном этом царстве (гл. 3), употребляя слово Израиль ( Иоил.2:24, 3:2, 16 ) для обозначения не десятиколенного царства, а всего евр. народа. Время жизни Иоиля и происхождение его – в науке вопрос спорный, так как ни прямых, ни ясных косвенных указаний на это в книге нет. При решении этого вопроса принимаются во внимание следующие данные. Называя в 3 гл. многих врагов иудейского царства, Иоиль не говорит о сириянах, ассириянах и вавилонянах. Отсюда заключают, что Иоиль жил не позже конца царствования Иоаса, ибо сирияне совершили именно в это время (в 828 г.) нападение на Иудею ( 4Цар.12:18–19 ; 2Пар.24:23–24 ). С другой стороны, упоминания о нападении филистимлян (3, 4), о финикиянах, как врагах Иудеи (3, 4), о долине Иосафатовой ( Иоил.3:2, 12 ) показывают, что Иоиль пророчествовал после разделения еврейского царства, потому что только тогда финикияне стали врагами иудеев, и даже после времени царя Иосафата, когда в честь его победы ( 2Пар.20 ) известная долина (Бераха) стала называться Иосафатовой [см. ниже под этим словом стлб. 331–332]. Сопоставляя отмеченные данные, экзегеты приходят к заключению, что Иоиль жил не ранее 879 г. и не позднее 828 г. В этом периоде содержание книги более всего соответствует времени царствования Иоаса (868–843 г.), и именно первой половине его, когда царём руководил благочестивый первосв. Иодай. Этим объясняется и то, что пророк не обличает народ в идолопоклонстве и тяжких преступлениях, не упоминает о царе и выдвигает из среды народа старейшин и священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

27 В древнейших кодексах Евангелия, как например, в «Ватиканском» и в том, который Тишендорф открыл на Синае, этот рассказ не встречается, поэтому его считают сомнительным. Но если есть основание сомневаться, то еще нет достаточного основания отрицать его подлинность. 28 Для исцеления слепорожденного Иисус плюнул на землю, из слюны и пыли образовалась щепотка грязи (ποησεν πηλν κ το πτσματος – сделал грязь из плевка), которой он и помазал очи слепого. Вот это, по учению фарисейскому, и было нарушением закона о субботе. А что сами они производили целое следствие с целью доказать, что совершивший чудесное исцеление – «не от Бога человек», это, по их, не было нарушением – ни закона о субботе и никакого другого закона. 29 Именно «портик», а не «притвор Саломонов»: στο το Σολομνος – στο – porticus, портик – крытая галерея на столбах (крытые переходы – не будет точно), а никак не «притвор». 30 Как вся палестинская местность покрыта изредка перемежающимися горными кряжами и холмами (известковой формации), так и местность, занятая Иерусалимом, была стеснена такими же кряжами. Самый город, так сказать, опирался на три горные возвышенности, которые назывались Сион, Мориа, Акра. Сион, на юго-западной стороне Иерусалима, был гордостью евреев во все времена, они не иначе называли его как «гора Божия, жилище Божие» ( Пс.131:13 ). Здесь была крепость Давидова, здесь же и погребены Давид и Соломон. В последнее время земной жизни Господа Иисуса здесь, между прочими, были домы Анны и Каиафы, а в одном из частных домов, по преданию, совершена тайная вечерь. Теперь ничего этого, и развалин даже не осталось: «лишь надгробные камни покрывают часть вершины Сионской. Сион отделялся от Мории глубоким, обрывистым ущельем, через которое перекинуты были мост и крытый ход. Мориа, восточная оконечность города, главным образом была занята громадной массой храмовых зданий. Близ храма помещался и римский гарнизон в здании, которое называлось «башней Антония». Акра замыкала северную часть города. «Иосафатова долина» теперь представляет одно из тех невыносимо тяжелых зрелищ, о котором бывшие там без содрогания вспомнить не могут. Она представляется каким-то дном давно отхлынувшего моря, где почва – морская соль, пересохший ил, зыблющиеся пески, точно взрытые, взбороненные волнами. Чахлые дерева изредка появляются на этой безжизненной земле, их мертвенная листва покрыта солью, их кора имеет вкус и запах копоти. Эта долина в самом точном смысле – долина смерти. Среди бесчисленного множества надгробных памятников, покрывающих эту долину, встречаются такие, которые принадлежат глубокой древности, как например, «Столп Авессаломов» и т. п. Против этого памятника мост чрез Кедрон, которыми так часто приходилось проходить Господу Иисусу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

В.М. Дорошевич Глава XXIV. Дерево Иуды Раннее весеннее утро. Солнце только что поднялось над Елеонской горой, и потоки его лучей, сверкающих, золотых, льются по зеленеющим склонам, наполняют Иосафатову долину, всю покрытую толпами белых, надгробных памятников. Ярко горят белые камни, словно все они вылиты из серебра. Бриллиантовыми брызгами света сверкает роса. Золотистым отблеском светятся пепельно-серые дома Иерусалима, с их маленькими куполами. Розоватыми кажутся стройные, высоте минареты. Горит на солнце эмалевая мечеть Омара. В цветах и красках встает весеннее утро. Все так светло, так радостно, так весело. И только в этом уголке все сурово, мрачно, безотрадно. Здесь все веет тяжелыми воспоминаниями. Вы стоите над одним из южных обрывов Сиона. Перед вами, у ваших ног, долина Геннона, суровая, мрачная. Это долина ужасов. Сколько стонов похоронено в ее тишине, в ее полумраке. Эта долина, окруженная обрывами, суровыми, неприступными. Этот уголок ада, который народ зовет «огненной геенной“. Какие воспоминания поднимаются со дна этой долины, теперь полутемной, которую горы наполняют своею тенью. Какими воспоминаниями веет от горы, находящейся напротив, по ту сторону угрюмой долины, от горы Злого Совещания, где была дача Каиафы, где были совершены торг и предательство. Это похоже на старую картину, потемневшую от времени, с мрачным сюжетом, который трудно разобрать, – от почерневших красок ее веет на вас смутным чувством страха. Вы смотрите на эту суровую темную картину, и одно дерево, на вершине горы, по ту сторону долины, не может не обратить на себя вашего внимания. Оно кажется черным силуэтом, вырезанным на голубом безоблачном небе. Странное одинокое дерево, от которого веет какой-то тайной. Ни деревца ни кустика кругом. Словно все сторонится от этого старого, черного преступника, одинокого, мрачного. Когда ветер, несясь мимо, тронет это дерево, его листья испуганно вздрагивают, словно вспоминают что-то страшное, что видело это дерево когда-то давно. С этим деревом связано одно имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 3 Иоил. 3:1, 2 . Яко се, Аз во дни тыя и во время оно, егда возвращу пленники Иудины и Иерусалимли, и соберу вся языки, и сведу я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех Моих и о наследии Моем Израили, иже разсеяшася во языцех, и землю Мою разделиша. С Евр.: «Ибо вот, в те дни и в то время, когда Я возвращу пленных Иудеев и Иерусалимлян, Я соберу все иноплеменные народы, и поведу их на поле Иосафат; и там буду судиться за народ Мой, и за удел Мой, за Израиля; они разоряли его по народам, и разделили землю Мою». «Во время оно». Господь чрез пророка ясно показал в след. словах, что здесь должно разуметь время по возвращении Иудеев из плена Вавилонского. Пророк «предсказывает, – гов. бл. Феод., – что Гог и Магог с многочисленною ратью ополчатся на Иерусалим, вероятно, побуждаемые к тому окрестными народами... которые, будучи одержимы завистью, собрали отовсюду несметныя полчища, надеясь взять город (т. е. Иерусалим) со всеми жителями; но обманулись в надежде, и потерпели конечную гибель у самаго города; потому что поборал за него Бог всяческих, и соделал, что сами они истребили друг друга. Это предвозвещая Владыко, устами Божест. Иоиля, говорит: «соберу вся языки», т. е. попущу собраться, и не воспрепятствую первому их устремлению». Под всеми языками св. Ефр. Сир. разумеет также полчища Гоговы, т. е. народы, которые угнетали и разоряли Иудею, или как здесь сказано, те, которые делили между собою сию землю, а народ Божий разоряли между другими языческими народами. Из последующих стихов видно, что окрестные народы, которых будет судить Бог «за озлобление сынов Иудиных» (ст. 19) разумеются здесь: Тиряне, Сидоняне, язычники, жившие в верхней Галилее (ст. 4), Египтяне, Идумеяне (ст. 19) и вообще все «языцы окрест» – все окрестные соседственные народы (ст. 11). «И сведу я на юдоль Иосафатову» 51 , т. е. сведу вас на долину суда Божия или созову на суд Мой. Так, думаем, должно понимать это темное место потому, что долины с названием: Иосафатовой, собственно говоря, не было при Иоиле, а то место, которое теперь так называют, издревле называлось долиною потока Кедрского, а Иосафатовою стали называть в позднейшие времена; что слово Иосафат 52 значить: суд Божий, наконец потому, что эта долина далее вместо Иосафатовой называется «полем судебным, юдолию судебною» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Если содержащееся в паримии проречение об излиянии на верующих Св. Духа исполнилось в день сошествия Св. Духа, то нет нужды рассуждать, почему эта паримия читается в праздник этого события. III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. III:12–21) В сей паримии содержится пророчество о дне страшного суда. Иоил.3:12 . Тако глаголет Господь: да востанут и взыдут вси языцы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду рассудити вся языки яже окрест. Ближайшим образом, хотя в слабой степени, в сем стихе, равно как в некоторых из предыдущих и последующих ( Иоил. 4:19 ), идет речь о суде Божием над народами, смежными с Иудеею (яже окрест), которые по возвращении Иудеев из Вавилонского плена ( Иоил. 3:1–2 ) дерзнут нарушать безопасность их, дерзнут подступать к самому Иерусалиму с целью разграбить его и овладеть им. Господь, когда возвратит Иудеев в отечество, не даст их в обиду врагам их. Он есть праведный Судия и Своих чтителей защитит от враждующих против них народов. Местом, на котором Он произведет Свой строгий суд, будет юдоль Иосафатова (сл. ст. 2). Так доселе называется долина Кедронская на восток от Иерусалима, не в память об Иосафате, царе Иудейском (он погребен на Сионе во граде Давидовом. 1Пар. 20:1 ), а потому, что в этом названии содержится указание на Господень суд, имеющий произойти над народами. Еврейское слово: Иосафат, значит: «Господь есть судия», или: «Господь судит». И ниже, через стих, слова: юдоль Иосафатова, заменяются словами: поле судебное, юдоль судебная. Если относить пророчество об этом суде к народам, нападающим на Иерусалим, то это надобно понимать в том смысле, что Господь во гневе Своем, как праведный Судия, поразит полчища, которые подступят к Иерусалиму. И действительно история после Вавилонского плена представляет несколько случаев неудавшегося нападения на землю Иудейскую и на Иерусалим враждебных соседних народов. Но взор пророка не ограничивается этими случаями. Если пророк и имел в виду эти частные случаи, то, без сомнения, смотрел на них, как на слабые предызображения всемирного суда над врагами Царства Божия и вообще нечестивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Вправо от Сиона идет долина, а за ней довольно значительная гора, отделенная от города большим оврагом: эта долина Иосафатова, а гора – Елеонская. Долину и овраг пересекает поток Кедронский, всегда мутный и нечистый, потому что в него стекают все нечистоты из города. При подошве горы Елеонской, от самого потока, по оврагу, который идет уступами, сад Гефсиманский. В этих уступах были высечены пещеры (гроты, беседки), в которых можно было укрываться от полуденного зноя, невыносимого в тех местностях, и даже проводить ночи. (Гора Елеонская и в настоящее время покрыта масличными деревами. Указывают даже на дерево, под которым находился Спаситель, когда предал Его Иуда. Сад Гефсиманский, обнесенный каменной оградой, поддерживается заботливо). По общему преданию, дом, в котором Господь провел с учениками свой последний вечер, стоял на Сионе. Теперь, вот содержание Евангелия. Днем Господь учил в храме, а ночи проводил на горе Елеонской. Между тем враги Его, озлобленные и ожесточенные до последней степени, искали всех случаев погубить Его; лишь боязнь народа останавливала их от того, чтобы схватить Его открытой силой. На помощь к ним явился Иуда и продал своего Учителя. В первый пасхальный вечер Иисус совершил с учениками ветхозаветную пасху и установил новозаветную – таинство Своего Тела и Своей Крови. Но какой невыразимой скорбью должна была переполниться Его душа, когда Он видел, что тут же, в числе причастников, и Его предатель! «Вот рука предающего Меня со Мною за столом», – сказал Он сейчас же, как только все вкусили от чаши Его Крови. Пораженные этим ученики, спрашивали друг друга: кто бы из них был, который сделает это? Но как будто для увеличения скорби учителя начали спор о том, кто из них больший в наступающем царстве. Так еще не могли они отрешиться от общего убеждения народа еврейского, что Мессия, т. е. ожидаемый Спаситель, будет царем земным, и что их ожидают первые места в этом царстве! Господь обличил их неуместные притязания и ясно указал, какое ожидает их царство. Затем Он предсказал об испытаниях, которые предстоят им. Апостол Петр выразил свою готовность идти с Ним в темницу и на смерть, но Он ответил: «Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». По окончании вечери Он с учениками удалился на гору Елеонскую. После Евангелия молитва «Спаси, Боже, люди Твоя» и пр. и канон. В ознаменование особенной важности этого дня положен уже не трипеснец, а полный канон, составленный Космой Маюмским. Содержание его: воспоминание настоящих событий и, преимущественно, установление таинства св. причащения. Выпишу хотя некоторые песни. Песнь первая. Ирмос. «Разделяется ударенное жезлом Чермное море, и осушается глубина, залитая волнами. И вот она, которую перешли безоружные, вместе с тем сделалась могилой для вооруженных с ног до головы. И воспелась Богу чудная песнь: дивно прославился Христос, Бог наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

С горы Элеонской завещал Спаситель Апостолу Петру пасти Его стадо. Последние речи Его, возносясь от земли, были о человеках! Здесь царь Давид, гонимый сыном своим Авессаломом, проливал слезы пред Всевышним, и отсюда нагрянула на Иерусалим гроза, предреченная Иисусом: здесь были раскинуты шатры титовой армии при осаде Иерусалима. Неподалеку от вершины Вознесения показывают то место, где, по преданиям, Пресвятая Богородица получила последнее благовестие Божие на земли; где Ангел, явясь перед нею с пальмовою ветвью, возвестил ей, что она через три дня воззвана будет от здешнего мира к Престолу Всевышнего. Несколько ниже – Иисус, восседя с Апостолами, предрек кончину века: «Яко молния исходит из края в край небес… тако будет пришествие Сына человеческого», – читал я здесь, глубоко проникнутый предметами, окружающими меня. Несколько левее, при сходе с горы и перейдя дорогу, стоящий в земле обломок колонны означает место, где Иисус научил людей прибегать к Всемогущему Богу, как к нежному отцу их; здесь впервые вознеслась к небу, на крыльях ангельских, молитва: « Отче наш!» Еще ниже, сходя по уступам скал, – на той части горы, которая идет к Вифании, – показывают развалины необыкновенного здания, разделенного на несколько отделений или лож, и которых, как говорят, было двенадцать. Рассказывают, будто здесь собранные Апостолы утвердили двенадцать разделений Символа веры. Далее, на той же горе, с трудом можно найти заваленные каменьями и заросшие кустарниками так называемые Гробницы Пророков. В эти крипты спускаются как в колодезь; там видно несколько гробовых нишей. Некоторые думают, что здесь было капище идола Молоха. Продолжая отсюда спускаться по обрывистым скалам, – еще преисполненный чтением Евангелия о кончине века, – я увидел себя в глубоком овраге, заваленном гробами. Это долина Иосафатова. « И соберу вся языки и сведу я на юдоль Иосафатову» говорит Пророк Иоиль ( Иоиль 3:2 ). Эта долина была с самых отдаленных времен местом кладбища; прах несметных человеческих поколений и прах столько раз разрушенного Иерусалима, засыпая ее с крутых высот, сделали из нее юдоль смерти и иссушили стремившийся по ней поток Кедрский; каменистое русло его показывает еще след давно протекших струй. Фантастический памятник Авессалома и строгая гробница Захарии господствуют над этими грудами надгробных камней, испещренных еврейскими надписями. Удрученные летами, преступные и слепотствующие сыны Израиля доселе стремятся со всех концов земли, чтоб сложить прах свой в виду Сиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Первые поклонники приписывали ее то Симеону Праведному, то Иосифу. Евреи завалили вход в нее после того, как в 1842 году один католический миссионер, проникнув во внутренность, нашел там весьма древний список Пятикнижия. В ста шагах к югу от гробницы Авессалома возвышается Гробница Иакова, называемая арабами Диваном Фараона (Диуан Фейрун). Широкий вход в нее поддерживается двумя колоннами и двумя полупилястрами дорического ордена; на них лежит архитрав и дорический фриз с карнизом. Дверь и лестница внизу монумента ведут на скалу, а внутри монумента открывается другая дверь, над которой просечено окно; чрез нее проникают в главную погребальную комнату, а из последней выходят в три меньшие, с нишами для гробов. В южной части первой комнаты, при входе в гробницу, есть проход, ведущий к Гробнице Захарии. Это также монолит, составляющий часть скалы, из которой он высечен. На каждой стороне его видны две колонны и две полуколонны, входящие в пилястры, обнимающие углы. Поверх их простой архитрав с египетским карнизом, похожим на карниз гробницы Авессалома. Верхушка монумента представляет четырехстороннюю пирамиду. Евреи весьма уважают этот памятник и считают за большое счастье быть погребенными вблизи его. Бордосский странник называет его гробницей Исаии, а Вениамин Тудельский гробницей Осии 39 . Настоящее же название свое гробница получила, может быть, по имени первосвященника Захарии, убитого Иоасом ( 2Пар. 24, 21 ). Судя по орнаментам, она должна быть современна усыпальнице царей. Начиная от этих главных памятников, местность представляет обширное еврейское кладбище, рассыпавшееся по всему склону Иосафатовой долины. Древнее еврейское поверье, разделяемое также мусульманами и большей частью христиан, по которому Иосафатова долина будет местом страшного суда, основано на предсказании пророка Иоиля ( Иоил. 3, 2, 12, 14 ). Его-сафат по-еврейски значит «суд Иеговы». В Библии эта долина называется постоянно Кедронской. Поток, от которого она получила это название, давно иссяк.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В лишениях вспомни Спасителя с исповеданием: «Господь мой и Бог мой!» И всегда, когда тебе будет трудно, тяжело, неудачно, исповедай Всемогущему, что Он Господь твой и Бог твой, что Он все для тебя. В мире все мимолетно, все ненадежно, все изменится: один Господь пребудет вовеки. Ты Господь наш и Бог наш! Ты Спаситель наш, Иисусе, помилуй и спаси нас! И спасет, православные. Аминь. (Из поучений протоиерея И. К. Романова) 575. Долина Суда или Иосафатова Нет в мире долины, которая говорила бы так много поучительного сердцу человеческому, как мрачная долина Иосафата. Она тянется вдоль восточной стены святого града Иерусалима, с севера на юг, отделяя город от горы Елеонской, и носит разные названия: от севера до моста, ведущего в Гефсиманию, она называется долиной Кедронской, дальше – долиной Иосафата или долиной Суда, а в южной части – долиной Царской или Силоамской. В самой глубине ее извивается высохшее ложе Кедронского потока, шага в три шириной; только в зимнее время от дождей оно наполняется водой красновато-мутного цвета. Слово Кедрон значит темный, и поток назван так потому, что протекает он в темной, мрачной долине. Это скалистое ущелье тянется далеко и считается продолжением Плачевной юдоли святого Саввы, которая оканчивается у Мертвого моря. Когда в первый раз увидишь долину Иосафата, сердце наполняется невольной тревогой: невольно вспоминается глас Божий, который говорит устами пророка Иоиля: «соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд» ( Иоил. 3:2 ). Отсюда и произошло предание, что в этой долине будет последний Страшный Суд Божий в последний день мира. Тогда, – говорит это предание, – по долине Иосафата потечет река огненная, о которой предсказал пророк Даниил ( Дан. 7:9–10 ). И как будто в подтверждение этого предания все в этой долине вызывает печальные чувства и размышления: повсюду в ней царствует какая-то мертвенность и пустота; ее дикие скалы, составляющие ее бока, изрыты пещерами и обожжены; поток, который прорезает ее, давно высох; горы, в которых она замкнута, обнажены и покрыты развалинами; надгробные камни, которыми она усеяна, поломаны и разбиты; несколько масличных деревьев, которые могли бы служить ей украшением, опалены солнечным жаром. Только и видишь везде следы смерти и запустения: кладбище, надгробные памятники пророков и мучеников, сад Гефсиманский, напоминающий начало смертельной муки Спасителя, – все это невольно поражает душу и волнует сердце. Будучи засыпана камнем, она более похожа на ущелье, чем на долину. Против золотых ворот Иерусалима она имеет ширину не более 200 шагов. В северной части она расширяется до 1000 шагов. Со всех сторон света стремятся сюда евреи, чтобы сложить здесь свои кости, и дорого платят за позволение похоронить себя тут.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010