Пс.72:27 ; Иов. 27:18–23 ; Притч. 11:28 ; Еккл. 5:13 ); если же я остаются до конца своей жизни богатыми, то при, ненасытном желании большого обогащения, часто мучаются чувством недовольства своим состоянием и страхом потери его, или по своей скупости сани себя заставляют терпеть лишения и бывают жальче всякого нищего ( Еккл. 4:6; 5:9–12 ; Сир. 31:1–2 ), а вместе с тем готовят себе бедственную участь и за гробом (ср. Пс.48:18–20 ; Лк. 16:22 б – 24). Напротив того люди благочестивые, которые свое счастие полагают в едином Боге и у Него только ищут себе милости и помощи, не терпят нужды ни в каком благе, потому что «всесовершенное их благо – Сам Бог» (Василий В.), а в Нем они имеют все и кроме Его ничего не желают ( Пс.77:25:28 ); – в Нем находят утешение, довольство, радость и счастие среди скорбей и страданий земной жизни (см. выше на ст. 9), и в день смерти своей обретают благодать ( Сир. 1:13 б ), оставляя здешнюю жизнь спокойно, не только без сожаления и страха, но с радостною надеждою ближайшего общения с Господом и вечного блаженства ( Филип. 1:23 ; 2Кор. 4:14–18 ). 13 . Не заставляя никого насильно слушать поучение страху Божию, псалмопевец в то же время невольно привлекает внимание всех, начиная речь свою вопросом, близким к сердцу каждого человека и побуждающим каждого откликнуться на такой вопрос изъявлением полного своего желания и согласия: человкъ хотй животъ (букв.=евр.)? – кто хочет жизни, то есть мирной, спокойной, благополучной, – вообще счастливой (ср. Сир. 19:6; 30:23; 25:11–14 ; Притч. 21:23 ; ср. бл. Феодорит), которой во 2-м полуст. соответствует выражение видеть благо, то есть испытывать благополучие или пользоваться благоденствием (ср. Пс.4:7; 26:13 ), потому что только одна такая жизнь и может быть желаемою жизнью (ср. 1Цар.10:24 ; 3Цар. 1:25 ), тогда как напротив жизнь несчастная не заслуживает и имени жизни и не может быть предметом желания ( Сир.30:17; 40:29–30 ; Ион. 4:8 )? Кто – любй дни видти благи (с евр., чтобы видеть благо), то есть долгие дни жизни, или долгоденствие (=русск.), ибо страх Господень именно прибавляет дней жизни, а лета нечестивых сокращаются ( Притч.10:27 : ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   Позднее, когда Моисей просил позволения увидеть славу Божию, Бог возвестил Свое имя «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания...» (Исх 34:6—7). Из горящего куста Бог ответил на вопрос, каким образом Он существует, здесь Он отвечает на вопрос, каков Он в Своих действиях. Это основополагающее оповещение о сущностных качествах Бога эхом звучит в последующих Писаниях (Неем 9:17, Пс 85:15, Иоиль 2:13, Ион 4:2). Все это часть Его «имени», т.е. частичное раскрытие Им Своей природы, за которое Он достоин вечного поклонения.    В Новом Завете слова и дела Иисуса, воплощенного Сына Божьего, составляют полное откровение о мыслях, взглядах, образе действий, планах и целях Бога Отца (Ин 14:9—11 ср. Ин 1:18). Слова «да святится имя Твое» в молитве Господней (Мф 6:9) выражают желание, чтобы Бог был почитаем и восхваляем, как того заслуживает великолепие Его полного откровения. Закон Божий    Человек был создан не автономным, т.е. вольным поступать, как ему заблагорассудится, а теономным, т.е. обязанным соблюдать законы своего Творца. Соблюдение этих законов не представляло трудности, поскольку Бог устроил человека таким образом, что благодарное повиновение приносило бы ему величайшее счастье. В исполнении закона долг сочетается с наслаждением, как это было у Иисуса (Ин 4:34 ср. Пс 111:1, Пс 118:14—16,47—48,97—113,127—128,163—167). Падшее человеческое сердце не любит закон Божий, и потому, что это закон, и потому, что он Божий. Но те, кто знает Христа, не только любят закон и желают хранить его из благодарности за оказанную им милость (Рим 7:18—22, Рим 12:1—2), но и Сам Дух Святой ведет их к такой степени послушания, какой они прежде не знали (Рим 7:6, Рим 8:4—6, Евр 10:16).    Нравственный закон Бога пространно изложен в Писании: в Десяти заповедях, других установлениях Моисея, в проповедях пророков, в учении Иисуса и в новозаветных посланиях. В законе нашли отражение святой характер Бога и те цели, которые Он ставит перед сотворенными Им человеческими существами. Бог повелевает нам вести себя так, чтобы это доставляло Ему радость, и запрещает делать то, что оскорбляет Его. Иисус выражает суть нравственного закона в Двух великих заповедях: люби Бога своего и люби ближнего своего (Мф 22:37—40), на которых, как Он сказал, утверждаются все наставления Ветхого Завета о нравственности. В нравственном учении Христа и Его апостолов старый закон углубляется и переосмысливается применительно к новым условиям жизни в Царстве Божьем, где царствует Спаситель, и в наступившую после дня Пятидесятницы эпоху Духа, на протяжении которой народ Божий призван жить небесной жизнью в миру (Ин 17:6—19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

23:1, 14). Об этом, помнится мне, сказано мною, много лет тому назад, в одном письме к Марцелле. Таким образом пророк не желал бежать в определенное место, но, отправляясь по морю, спешил удалиться куда бы ни было, и человеку убегающему и испытывающему страх более свойственно воспользоваться первым случаем для отплытия на корабле, нежели выбирать место для безопасного убежища. Мы можем также сказать, что он полагал, что только в Иудее ведом Бог и у Израиля велико имя Его (Псал. 75:2); но испытав действие Его на водах, он сознается и говорит: «я еврей, и боюсь Господа небесного, сотворившего море и сушу» (Ион.1:9). Но если Он сотворил море и сушу, то почему ты полагаешь, что, оставив сушу, можешь на море спастись от сотворившего море? В тоже время чрез спасение и обращение корабельщиков ему дается знать, что также и многочисленное народонаселение Ниневии может спастись чрез подобного рода исповедание (или обращение). Относительно же Господа и Спасителя нашего мы можем сказать что Он оставил дом и отечество Свое и, приняв плоть, как бы бежал с неба и прибыл в Фарсис, то есть в море века сего, сообразно с тем, что в другом месте говорится: «сие море великое и пространное; тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими; тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему» (Псал. 103:25—26 ). Ибо потому Он при страдании говорил: «Отче! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:36), чтобы вследствие общих криков народа: «распни, распни Его» (Ин. 19:6) и: «не имамы царя, токмо кесаря» (Ин. 19:15), не вошло полное число язычников и чтобы неотломились ветви от маслины, вместо которых могли вырасти отрасли дикой маслины (Рим. 11). Его любовь и преданность народу была так велика вследствие избрания праотцев и обетований Аврааму, что, находясь на кресте, Он говорил: «Отче, отпусти им; не ведят бо, что творят» (Лук. 23:34). Так как «Фарсис» означает «созерцание радости», то, может быть, пророк, прибывающий в Иоппию,что значит «красивая», спешит достигнуть радости и насладиться блаженным покоем, всецело предаться созерцанию, полагая, что лучше наслаждаться красотою и разнообразием знания, нежели, вследствие спасения других племен, видеть погибель того народа, из которого должен был родиться по плоти Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

— Все пути мои известны Тебе... Ты устроил внутренности мои... во чреве матери моей Ты образовал меня; Не сокрыты... от Тебя кости мои... Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни мои,когда ни одного из них еще не было (Пс. 138; 1,13,15, 16)! Столь великая бдительность Промысла Божия над рождением каждого человека обнаруживается еще с большей силой при явлении на свет таких людей, от которых зависит судьба многих, которые предназначены быть творцами благоденствия для целых народов. Сообразно великому предназначению своему люди эти не иначе изводятся на поприще всемирного действования, как по особенным законам мироправления, во времена самые важные. Приходит ли такое время? - И ничто не может замедлить исполнение судеб: у грубых народов внезапно являются мудрецы и законодатели; среди малых племен восстают основатели великих царств; к удаленным от престола сама собою приходит власть. Никакие опасности, преграды и труды не могут остановить успеха таковых избранных Божиих; пред ними, по выражению пророка, горы преклоняются, дебри наполняются, твердыни и забрала падают (см.: Ис. 45; 1-2), ибо пред ними невидимо предходит Сам Бог! Оканчивается ли время Божественного предназначения? И великие действователи, именем своим наполнявшие всю землю, как бы связанные невидимыми узами, перестают действовать или внезапно восхищаются с поприща действования. Среди таковых измен десницы Вышняго (Пс. 76; 11), чудесно являющей себя по временам в судьбе великих и сильных земли, а чрез то самое и в судьбе целых народов, и оставляющей следы явления своего нередко на целые веки, - все сами собою невольно узнают и всенародно признают ту великую вечную истину, что в руце Господни власть земли, иОн Сам потребнаго воздвигнет во время на ней. Но если в руце Господии власть земли, то что же остается в руце народов? - Ужели одно безмолвное благоговение к действиям Промысла, дающего и преставляющего владыке земных? - Если потребнаго воздвигает Он Сам и в известное только время на ней, то не должно ли потому самому во все прочие времена отложить всякое ожидание видеть на престоле царей, благопотребных к созиданию народного благоденствия? - Нет, слово Божие не для того открывает нам чрезвычайную зависимость владык земных в их происхождении и судьбе от воли Самодержца Небесного, чтобы соделать нас праздными зрителями их явления и действий на земле, как дела нам вовсе недоступного и потому чуждого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

Такую же сладость в словесах Божиих находил и пр. Давид, который так говорил об этом: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим ( Пс. 118:103 ) и в другом месте: судьбы Господни истинны, вожделенны паче злата и камене честна многа и слаждша паче меда и сота ( Пс. 18:10–11 ). 4–9 ст. После этого пророк получает от Бога: а) новое повеление идти и проповедовать Израилю волю Божию: иди и вниди в дом Израилев, и глаголи словеса Моя к ним (4 ст. ср. 1 ст.). Этим ясно дается понять, что пророк, хотя и был, как сказано выше, посреде пленения (11 ст.), но не входил ни в какие сношения с пленными иудеями, жил жизнью частного человека, устраняясь от общественной деятельности. и б) новое ободрение на предстоящее ему служение. Таким ободрением для него было во-первых то, что «он посылается с проповедью не к людям с невнятною речью (глубокоречивыми) и трудным языком (косноязычным), но к дому Израилеву, к одному народу (5 ст.), а не ко многим народам, говорящим на разных языках (иноязычным) и наречиях (иноречивым), имеющий трудный для понимания язык (тяжким языком сущим), которых бы речи он, пророк, не мог понимать» (6 а ст.). Другими словами это значит, что пр. Иезекииль, посылаемый на проповедь к своему народу, не может встретить и не должен бояться таких затруднений на этом поприще, каких например ожидал и убоялся другой пророк Иона, посылаемый с проповедью к жителям Ниневии ( Ион. 1:2–3 ). Другим ободрением для пророка на предстоящем поприще служит обещание Божественной помощи: «впрочем, если бы Я (Бог) послал тебя (пророка) и к таким (которых речи ты не понимаешь), то и те послушали бы тебя» (6 b ст.), потому что, как поясняет бл. Иероним, воля Моя и могущество победили бы всякое затруднение. «Однако Израильтяне не захотят слушать тебя, потому что они не хотят слушать Меня (ср. Мф. 10:40 ; Лк. 10:16 ), так как (яко) все они непокорны и жестокосерды (7 ст.). Вот в виду этого Я дам тебе лицо более сильное лица их, и чело (слав. – прю заменено на поле словом – чело) твое сделаю крепче чела их (8 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Будучи Богом, Ты, Спаситель, принял ради меня мой образ и совершал чудеса, исцелял прокаженных, укреплял расслабленных и прикосновением к Твоей одежде остановил кровотечение у кровоточивой женщины. Подражай, окаянная душа, кровоточивой женщине, прибеги, ухватись за одежду Христову, чтобы избавиться от язв и услышишь от Него: вера твоя спасла тебя! IV. Подражай, душа, согбённой жене, приди, припади к ногам Иисуса, дабы Он исправил тебя, и ты могла ходить прямо по стезям Господним ( Лк.13:11–13 ). Если Ты, Владыка — глубокий колодец щедрот, то источи мне струи из пречистых рёбер Своих, дабы я, как Самарянка, испив, уже не жаждал; ибо Ты источаешь потоки жизни ( Ин.4:1 ). Как Силоам, да будут для меня мои слёзы, Владыко Господи, дабы омыть и мне сердечные зеницы и умственно узреть Тебя, предвечный свет ( Ин.9:7 ). Преп. Марии Египетской: С чистой любовью пожелав поклониться Древу жизни ты, всеблаженная, сподобилась Желаемого; удостой же и меня получить небесную славу. Ты перешла Иорданский поток и обрела безболезненный покой, оставив плотское удовольствие, от которого, Преподобная, избавь и нас своими молитвами. Пресв. Троице: Тебя прославляем, единого Бога-Творца: свят, свят, свят Ты — Отец, Сын и Дух, Простая Сущность и Единство, вечно поклоняемое. Богородице: В Тебе, нетленная безмужняя Матерь-Дева, Бог, сотворивший веки, облекся в мой состав и соединил с Собою человеческое естество. Песнь 6я Ирмос: От всего сердца моего я воззвал к милосердному Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и возвел от тления жизнь мою (Ион.2:3–7). I. Искренне приношу Тебе, Спаситель, слёзы моих очей и воздыхания из глубины сердца, взывающего: Боже, согрешил я пред Тобой, смилуйся надо мной. Отдалилась ты, душа, от Господа своего, как Дафан и Авирон; но воззови из ада преисподнего: Боже пощади! — дабы земля не поглотила тебя ( Чис.16:32 ) Разбушевавшись, как телица, ты, душа, уподобилась Ефрему; как серна от сетей, спасай свою жизнь, окрылив свой ум деятельностью и созерцанием (Осии 10:11, Иер.31:18 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Обыкновенно действующая причина (личный виновник) при страдательных глаголах вводится посредством 1114 . Правда, и с неопр. наклонением в причинных предложениях все-таки иногда употребляется (ср. Втор.10:15 ==«так как он возлюбил их»); но обычное значение его в этом случае – «чтобы» 1115 . Окончательно вопрос, в применении к данному случаю, решается рассмотрением примеров употребления в Библии именно сочетания (о чем у нас немного ниже). Мнение же защитников причинного значения может быть опровергнуто и на почве комментария, потому что комментарии то у них дается весьма странный. «Так как есть завет Мой с Левием», по словам Рейпке, значит: «так как Я заключил с коленом Левия союз, который дает Мне право и возлагает на Меня обязанность обличать вас, священников, и посещать вас наказаниями, в случае неисполнения вами своего долга» 1116 . «Обязанность Бога» – понятие для ветхозаветного пророка едва ли возможное. Да и зачем Богу формальное оправдание (юридическое) для Его мероприятий против священников, когда для этих мероприятий так подробно указано реальное основание в 1:6–14? Выходит, что как будто Бог оправдывается в налагаемых Им наказаниях, тогда как, напротив, вся 1 глава не оставляет уже ни малейшего сомнения в их законности и необходимости. Велльгаузен дает такое толкование: Я послал эту заповедь (а не тотчас дал волю Моему гневу) – в виду Моего старого завета с Левием 1117 . Но, как справедливо возражает ему Новак, помещенная в скобках вводная мысль слишком существенна для общего смысла, чтобы без нее настоящее место все-таки могло сохранить такое же значение. А затем, толкование в смысле выражения – «в виду моего старого завета с Левием» – слишком натянуто 1118 . Итак, удобнее переводить – «чтобы». Но что такое , – подлежащее, или сказуемое? Глагол может иметь и значение вспомогательного глагола, и – среднего («существовать»). Мы полагаем, что для решения спора о взаимоотношении , и необходимо рассмотреть библейские случаи употребления . Таких случаев всего 57: Быт.10:8 17:7; 34:22; Исх.23:1; 28:28; 36:18; 39:21; 40:15 ; Лев.11:45; 20:26; 22:33; 25:38; 26:45 ; Чис.15:41 ; Втор.4:20; 7:6; 14:2; 26:18; 24:4; 26:17 ; Нав.7:12 1Цар.14:21 ; 2Цар.7:8, 29; 12:10 ; 3Цар.8:16 16, 4Цар.15:19 Ис.49:6 56:6; Иер.13:11; 29:26; 34:16 ; Иез.17:8, 14 20:12; 27:7; 44:7; Ион.4:6 Мих.5:1, 1 ; Мал.2:4 ; Притч.24:1 ; 1Пар.17:7, 27; 28:4 ; 2Пар.6:5 6:5, 6, 23:16; Есф.8:13 Из них в 42 случаях за следует имя, служащее сказуемым, а подлежащим подразумевается ближайший пред тем упомянутый предмет или лицо; в остальных же 15 случаях 1119 или просто подчинено глаголу, как дополнение, или имеет на лицо и подлежащее, или получает какое-либо иное объяснение. Отсюда видно, что есть сказуемое, а подлежащим надо подразумевать . Перевод, следовательно, получается: «чтобы она была заветом Моим с Левием».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Прежде всего, естественно ожидать, что чем позднейшее сравнительно с веком пр.Ионы предполагается время происхождения книги его имени, чем легче отсюда заключение об её неподлинности; тем, следовательно, крепче должно бы быть обосновано такое предположение, точно так же, как и наоборот; потому что как бы сильно ни было доказано происхождение книги пр. Ионы, например, в век ассирийского плена, оно само не много может говорить против подлинности книги. На деле же оказывается не так. Предположение о самом позднейшем времени происхождения книги пр.Ионы, предположение Гитцига, самое, по-видимому, важное для противников подлинности книги, всех слабее обосновано. В самом деле, чем Гитциг доказывает своё право относить книгу пр. Ионы к Маккавейскому периоду? «Тем, – говорит он, – что 1) такой чудесный рассказ, как рассказ книги пр.Ионы, мог явиться только в стране чудес, в Египте, на что указывает и созвучие слова: kjkjoh – клещевина в Ион. 4:6–7 с египетским словом: kjkj; 2) тем, что наша книга, очень сходная с книгой пр.Авдия в том, что обе рабски зависят от одной и той же книги Иоиля, должна принадлежать тому же писателю, которому принадлежит и книга пр.Авдия, и написана быть им по поводу неисполнения пророчества первой книги, а эта последняя написана в очень позднее время и именно в Египте; и тем, наконец, что 3) в молитве пр.Ионы есть стихи, заимствованные из псалмов Маккавейского времени 248 . Но такие соображения и сопоставления едва ли могут иметь доказательную силу. Справедливо, что Египет – страна чудес, как называли его ещё древние 249 , и нильская долина, та долина, где жизнь и смерть соприкасаются так близко, где рядом с чернозёмной почвой и плодородием лежат необозримые песчаные пустыни с их страшными засухами, невольно вспоминается при образе однодневной клещевины; но из этого следует только то, что сказанное в книге пр.Ионы о клещевине возможно, правдоподобно и естественно, но никак уже не то, что и самая книга написана в Египте. Она могла быть написана и в другом месте, потому что не одна нильская долина обладает такою растительностью; юго-запад Азии, междуречье Тигра и Евфрата, страна Инда и Ганга и доселе славятся такими растениями. Правда нельзя не согласиться, что название растения в книге Ионы напоминает собой египетское название, что слово: kjkjoh есть лишь переделка египетского слова kjkj; но сходство названия могло произойти от сходства предметов, тем более, что евреи ещё при Моисее и раньше больше 200 лет жили в Египте и не раз после вспоминали о египетском луке ( Чис. 11:5 ; Втор.11:5 ). Отчего же они не могли заимствовать египетское слово тогда ещё, если они что-либо подобное встретили и в земле, текущей молоком и мёдом? Отчего, заимствовав, они не могли в изменённом виде употреблять это слово у себя дома? Иначе чем объяснить флексическое изменение слова: kjkjoh? Это изменение, указывая на один корень обоих слов: и kjkjoh и kjkj, ясно говорит о различных местностях, в которых произносятся они.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Еще одна идея: Посланник Божий непременно должен исполнить Свою миссию. В случае противления он наказывается Богом. С литературной точки зрения книга оценивается очень высоко. Ее сравнивают с жемчужиной уникальной ценности. Богослужебное употребление книги Книга пророка Ионы полностью прочитывается на вечерне в Великую Субботу (4-я паремия). Ион.2:1 : «Повелел Господь большому киту проглотить Иону». Вопрос о том, реально ли это чудо, возникал неоднократно. Конечно, Творец, создавший морские чудовища, мог сделать и так, то человек, поглощенный одним из них, остался жив. Однако, наша вера во всемогущество Божие не обязывает нас к исключительно буквальному толкованию этого текста. Филологический анализ доказывает, что в Библии нет особого слова, обозначающего «кита». В ней названы по-еврейски тан и таннин большие животные: змеи, крокодилы, крупные рыбы. Ошибочно мнение, что Иона был проглочен китом: в книге говорится о «даг дадол» (евр.), т.е. о большой быстро размножающейся рыбе, что не может относиться к киту. Литературный анализ трудных мест Библии помогает понять значение библейских образов и персонификаций (E. Galbiati, A. Piazza, Pagine difficili della Biblia, 11ed. Milano, 1966). Например, в книге Иова что Вседержитель «силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость». В еврейском тексте вместо слова «дерзость» стоит «Ра(х)ав» – мифологическое чудовище, о котором упоминается и в Пс.89:10–11 и у Ис.51:19 . Авторы поясняют, что упоминание чудовища не есть остаток политеизма. Здесь образ – «параллель морю...», «поэтическая персонификация водной стихии» (стр. 62). Русские переводчики так это и поняли, заменив название чудовища «Ра(х)ав» словом «дерзость моря» ( Иов. 26:12 ), хотя в переводе семидесяти стоит слово _____, переведенное в книге Ионы словом «кит». У Исайи (51:9) в русском тексте Библии содержится буквенный перевод Ра(х)ав (крокодил), тогда как у Семидесяти говорится о море (______), его силе и надменности (_________). Из всего этого видно, что образ морского чудовища может быть рассматриваем как олицетворение морской бездны. Переход от буквального смысла к образному легок в греческом языке, где _____ означает морское чудовище, буквально его чрево, млекопитающее или рыбу, а _______ морскую богиню.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

В каком смысле Иоанн Креститель в рассматриваемом песнопении называется Гласом Словесе? В том смысле, что за несколько времени до явления Христа на Иордане раздавался о Нем глас Ион. в Иорданской пустыне. Иоанн громко проповедывал о предстоящем явлении Его всем, приходившим к нему на крещение. Он говорил о Христе: «идет за мною сильнейший меня, Которого обувь недостоин я понисти, у Которого недостоин я наклонясь развязать ремень обуви Его» ( Мф.3:11 ; Мк. 1:7 ). Себя самого Он называл Гласом вопиющего в пустыни ( Ин.1:23 ). Согласно пророчеству Исаии, Он вопиял: «приготовьте путь Господу» ( Ис. 40:3 ; Мк. 1:3 ). К голосу Ион. внимательно прислушивались многочисленные толпы народа, слушая исходивший из уст его слова наставления и обличения, какими он приготовлял всех к вере в грядущего Христа. Сам Иоанн приготовлен был к сему делу еще от чрева матери. Когда Дева Мария, по зачатии от нее Иисуса Христа, пришла к родственнице своей праведной Елизавете и приветствовала ее, тогда во чреве Елизаветы радостно взыграл младенец, будущий Креститель Христа. Что означало это необычайное от Духа Святого взыграние, как не то, что Иоанн еще от чрева матери предназначен был к чрезвычайному служению в качестве предтечи Христа! Продолжая прославлять сие служение, творец рассматриваемого песнопения называет Ион. светильником Света, денницею, предтечею Солнца. Сам Христос свидетельствует об Иоанне: Он бы светильник горя и светя ( Ин.5:2, 35 ). Чтобы понять значение этого названия, надобно иметь в виду, что Иоанн явился с своей проповедью в то время, когда повсюду господствовала тьма заблуждений и суеверий. Не говоря о язычниках, в самом избранном народе, который озаряем был светом богооткровенной истины, этот свет помрачаем был предрассудками, мечтательными мнениями о царстве Мессии, лживыми толкованиями Моисеева закона, несогласными с этим законом преданиями старцев. Рассеять этот мрак, просветить людей, сидящих во тьме и сени смертной, светом истинной веры надлежало Самому Христу, но явлению Христа предшествовал светильник света в лице Ион. Своею проповедью о покаянии и о Христе он просвещал неведущих и заблуждающих и тем приготовлял их к сретению Христа. Как же он просвещал? Своим ли светом он светил? Свое ли собственное учение он проповедовал? Нет. Не бы той свет, но ему надлежало свидетельствовать о свете. Бы свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир ( Ин.1:8, 9 ). Кто же был этот свет истинный? Это был Сам Христос. Он по самому божеству своему есть свет от света, Бог истинный от Бога истинного, ибо, по слову

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010