Зимой 1937 года по несправедливому доносу он был арестован, а 4 января 1938 года осужден и в тот же день расстрелян в Челябинской тюрьме. Стандартное обвинение («контрреволюционная деятельность, участие в троцкистской организации»), скоропалительный суд, жестокая расправа… Обыденная тогда и с трудом воспринимаемая сейчас правда жизни 30-х годов. Последние его слова из застенка в записке родителям: «Милые мама, папа! Не горюйте. Выяснится. Я невиновен…». Никто и ничего не собирался выяснять, все заранее было предопределено. Пуля палача остановила сердце и на взлете прервала жизнь и творческий путь Виктора Губарева. Ему было неполных двадцать четыре года. У каждого погибшего поэта есть свой Дантес, иногда и не один, однако кто взял на себя роль доносчика, так и осталось тайной, спрятанной в архивах Лубянки, тем более это была всего лишь одна из многих и многих жертв, положенных на алтарь борьбы за «светлое будущее». Постановление о восстановлении В.Ф. Губарева в рядах СП СССР Имя Виктора Губарева на долгие 20 лет было вычеркнуто из литературы. Реабилитации своего единственного сына мать Елена Васильевна Губарева, прожившая всю жизнь в Новозыбкове, дождалась лишь в конце 50-х годов. В 1966-м «Литературная Россия», благодаря ее стараниям, публикует на двух страницах материал о творчестве поэта (статья А. Эпштейна) и подборку его стихотворений. А в 1968 году Южно-Уральское книжное издательство выпускает сборник стихотворений Виктора Губарева «Предчувствие весны», куда вошли 28 поэтических произведений. В нем можно было познакомиться и с первой публикацией тогда молодого челябинского литературоведа Лидии Гальцевой (впоследствии не раз обращавшейся к теме репрессированных уральских поэтов), посвященной жизни и творчеству нашего земляка. Отмечая заслуги Губарева, автор статьи приводит воспоминания его друзей — Алексея Ионова, Миколы Нагнибеды, Бориса Ручьева, Михаила Люгарина, Якова Вохменцева. Все они когда-то учились и работали вместе с Виктором Губаревым. Нужно отметить, что уральское краеведение за это время внесло значительный вклад в литературоведческие изыскания о В.Ф. Губареве, — появился целый ряд публикаций о его творчестве, было издано несколько коллективных сборников и антологий, включающих произведения В. Губарева, выпущенных в Челябинске и Златоусте.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/14/vf_gub...

Для Греческой Церкви было много пожертвовано и высочайших произведений церковного искусства. Например, серебряное кадило 1887 года, изготовленное в московской ювелирной мастерской Дмитрия Васильевича Махалова. На кадиле видно клеймо, на котором изображены герб Москвы, проба серебра – 84, буквы «Д.М.», обозначающие московскую ювелирную мастерскую, и клеймо «В.С. 1887» известного московского пробирного мастера Виктора Савинкова. Луковичную главку этого кадила венчает восьмиконечный крест, на цепях закреплены серебряные бубенцы, снизу кадило украшено также тремя бубенцами, на главке есть фигурные прорези для воскурения ладана. Нельзя не упомянуть и московскую фабрику парчово-шёлковых товаров Филиппа Семёновича Ионова: хотя многие другие торгово-промышленные фирмы и мастерские делали крупные пожертвования, но эта фабрика проявляла своё милосердие к Греческой Церкви многократно и в больших объёмах. Например, в 1902 году в церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на острове Хиос были пожертвованы комплекты священнических облачений и комплекты покровцов и воздухов из дорогих тканей. Научной экспедицией, возглавляемой В. Игошевым, в греческом храме Божией Матери в селении под названием Ия было обнаружено 19 изделий церковной утвари из России, в том числе роскошное бронзовое позолоченное паникадило с надписью: «Свет Христов просвещает всех». Высочайшим произведением искусства является оклад иконы святого великомученика Георгия Победоносца, произведённый Новочеркасским мастером Гуляевым в 1867 году. Известны Евангелие в серебряном окладе, выполненное в 1898 году в Петербурге и пожертвованное биржевым маклером, купцом второй гильдии Пантием Ивановичем Карали на остров Сирос в церковь Воскресения, а также серебряный чеканный оклад 1873 года на острове Тинос в церковном музее Фонда Евангелистрии, выполненный для иконы Благовещения 721 . Во многих греческих храмах и монастырях иконостасы исполнены в русском стиле, в доказательство этому можно привести уже указанный выше пример, взятый из «Патмосских очерков» А. Дмитриевского : монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в котором был «Московский иконостас». Также русские иконостасы встречаются в афонских монастырях: русском монастыре святого Пантелеимона, в котором подвизаются русские монахи, и Андреевском скиту, в котором проживают греческие монахи. Андреевский скит был некогда построен русскими монахами, но впоследствии во время революции, так как финансирование скита прекратилось, русские монахи были вынуждены его покинуть. Однако Андреевский скит не остался в запустении, его заселили греческие монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Причта при церкви, как имеющей более 700 душ мужского пола, указом Св. Синода от 4 марта 1885 г. за положено быть священнику, дьякому и поломщику. Земли при сей церкви отведено 49,5 десятин. На содержание притча положено от казны жалованья: священнику 141 руб. и псаломщику 26 руб. 46 коп. Дома у причта общественные, место под усадьбами 258кв. сажень. Священник – Константин Меркурьев». До 2013 года эта информация хранилась в рукописной тетради, при работе над проектом мы сравнили сведения из архива со страницами летописи, где были расхождения в датах. Сравнив информацию из разных источников, мы пришли к следующим выводам. С 1736 по 1751 годы была построена и освящена Михайловская церковь (первая), во имя архистратига Михаила, вероятно, церковь строилась солдатами и жителями села, одновременно с основанием Бобровки, письменных подтверждений этого нам не удалось найти, архивные записи начали вестись позже. Вполне возможно, что так и было, потому что Бобровка была большим селом, где устраивались ярмарки и большие народные гулянья (подтверждение этому есть в книге «История Кинельского района»), которые, в XVIII веке переплетались с православными праздниками. Поскольку Кинель появился значительно позже, Бобровка была своеобразным центром среди многочисленных малых сёл. Церковь была деревянная и трижды сгорала дотла. Затем была построена церковь, о которой упоминается в областном архиве, в 1862 году (вторая). После очередного пожара на средства старосты Андрея Горбунова в 1892 году возведена новая церковь (третья). Существует легенда, связанная с очередным восстановлением сгоревшей после пожара церкви: «В селе жили два брата, которые в пору сенокоса отправились за сеном. Один из братьев подавал сено, а другой укладывал его на телеге. Тот брат, который подавал сено, увидел лежащую на траве сумку, ничего не сказав об этом другому, присыпал её сеном. Вернувшись в село, он оседлал лошадь и поскакал за находкой. В старенькой, обветшалой сумке оказалось много денег, малой части которой хватило на восстановление церкви». (Записано со слов Ионова Валентина Михайловича, которому рассказывал тесть).

http://sobory.ru/article/?object=30439

В летописи также говорится о том, что «до 1874 года в церкви действовала церковно – приходская школа». Нам удалось опросить коренных жителей села. Мы обращались с просьбой рассказать о храме в Бобровке ко многим жителям села. По словам Ионова Валентина Михайловича, последняя церковь в Бобровке была построена в 1892 году. В 30-40 годах церкви разрушали во всех сёлах. Из всех церквей в Кинельском районе, уцелела только в Малой Малышевке, что от Бобровки в 30 километрах. Буквально в 10 километрах от нашего села, в селе Красная Самарка, до 90-х годов церковь была полуразрушена и заброшена. Мы не знаем точных причин и того, кто приказал сломать церковь в Бобровке, но она была разрушена в 1940 году. Валентин Михайлович называет также имена тех, кто активно участвовал в разрушении церкви: Баранов Кузьма Васильевич, Четвериков Василий Петрович, Маханова Анастасия Куприяновна, - были и другие, чьих имён не запомнили. Валентин Михайлович говорит: «Как разрушали церковь, не помню, тогда мне было ещё только 5 лет, единственное, что я запомнил – это плач женщин, крики детей и ругань мужчин…». Бобошина Евдокия Васильевна (1936 г.р.) вспоминала о том, что церковь была очень красивая и что в ней отпевали её брата перед похоронами. А когда её разрушали, то многие люди целыми семьями стояли на огородах и плакали, но ничего не могли сделать. Лебедева Нина Петровна (1932 г.р.) вспоминает о том, что церковь была красивая (деревянная), «наверху были крыльца, где певчие пели, а внизу молились. Я жила рядом и дружила с дочкой дьячка, мама торговала свечками, поэтому хорошо помню: мы играли часто рядом с церковью; особенно красиво было в праздники, когда открывались все двери, горели свечи, пели…». На вопрос о том, как разрушали храм, Нина Петровна рассказала вот что: «Ломали, было жалко, сбрасывали купола, грохот шёл на всё село, страшно было смотреть, как всё растаскивают. Около детдома (сейчас полуразрушенный пристрой к сельской библиотеке) развели костры и несли туда иконы, поджигали их и церковную утварь, думали, что в них есть золото. Да какое золото… так всё и уничтожили».

http://sobory.ru/article/?object=30439

На родине святейшего Никона двадцать лет назад мы с Кельдюшкиным нашли запустение. Вальдеманово делит надвое глубокий овраг. Зеленый овраг, травяной. Та сторона, где родился Никита Минов - таково мирское имя святейшего, - высокая. За потемневшими изгородями ломились под тяжестью созревших ягод вишневые деревья, убирать урожай было некому. Едва живая старушка, чуть ли не единственный житель этой стороны, показала нам пустырь над кручей - место избы Миновых. - У нас ведь раньше било двенадцать святых ключей. Все в землю ушли! Люди-то теперь неверующие... Перешли овраг - храм посмотреть. Высокий, просторный - и мерзость запустения. Через двадцать лет мы застали почти ту же картину, а может быть, даже худшую. В 2005 году исполнится 400 лет со дня рождения святейшего Патриарха Никона. В Нижегородской епархии озаботились, прислали священника отца Александра Ионова. Нашлись и деньги на восстановление церкви. Батюшка начал строить дом для себя, дом для воскресной школы, поправили несколько кровлю... И вот она, наша действительность: строительные материалы умыкнули, деньги исчезли, батюшку убрали. Местные люди не верят в наивность отца Александра. Теперь пишут письма - в епархию, Патриарху. О храме просят: ведь если храм не восстановят к столь почтенному юбилею, то уже никогда не восстановят. А народ верует. Татьяна Николаевна Наумова, покинув Нижний Новгород, перебралась в Вальдеманово, батюшке помогать. Батюшка " испарился " , а Татьяна Николаевна трудится. Собирает детей, учит их молитвам, церковному пению. Рабочий люд городу стал не нужен, вернулся к своим вишневым садам. Ожили дома. За двадцать лет - всей заботы о памяти Патриарха: положили камень на месте избы Никиты Минова. Камень невелик, но с надписью: " Здесь родился Патриарх всея Руси Никон (1605-1681) " . Местный житель Григорий Иванович Башкирцев воздвиг возле камня крест из железных труб, врыл в землю скамейку, посадил елочки и березки. Оградой обнес. Ограду украли. Все это горькое, а сладкое - святой ключ в Вальдеманове пробился. Один из двенадцати.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

« - Да не хочу я в Германию! И детей туда не отдам», - утверждает о. Александр . В фильме же вообще сделан очень трогательный, впечатляющий конец: священник, служивший у немцев (у фашистов и фашистам), после его ареста чекистами, которые над ним издевались, заставляя подписывать, якобы, ложный протокол, уходит в Псковско-Печерский монастырь. На самом же деле о. Алексий Ионов не испытал мученичества: он не был арестован, т. к. бежал с немцами в Германию, как только стала наступать Красная Армия. Поскольку деятельность Псковской Миссии в действительности мало кому известна и мало кем изучена, авторы подобных публикаций основываются и опираются в основном на воспоминания современников, зачастую не являющиеся объективными, а порой и просто скрывающими подлинную роль священников в этом деле. Кроме того, на подобные воспоминания не могут опираться серьезные историки, как на достоверные факты, они могут служить лишь дополнительным материалом при изучении всего комплекса документов. В жизни же эти воспоминания воспринимаются как абсолютный факт, что в свою очередь порождает легенды. Так появляются церковные апокрифы. О мученической жизни и кончине православных священников в годы гонений при советской власти известно и правдиво описано уже достаточно много. Это правда - истинная. При этом мы знаем, что в истории нашей Церкви этого же периода были не лучшие страницы, как, например, обновленчество. Страницы истории Псковской Миссии из этой же серии. И попытка подробно раскрыть «образ священнослужителя, оказавшегося между жерновов большевистской и гитлеровской власти», который служит только Богу и только Ему в данном случае не состоятельна, да и нужна ли она Церкви? Вот член Псковской Миссии А.Я.Перминов думал иначе об о.Алексие, когда собственноручно писал: «... представлял в Миссию контразведовательные данные о разрушенных церквах и репрессированных священниках в годы советской власти по городам: Гдову и Острову. Подтвердил сведения о партизанах в отдельных приходах Гдовского района... присылал материалы пропагандистского характера в изданиях в г. Риге... Доклады священника Ионова направлялись в Ригу - митрополиту Сергию и И.Д. Гриму» .

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/24/...

д. Личным примером духовенство Московской Патриархии призывало народ к мобилизации всех сил в помощь обороне и укреплению тыла. Все это не могло не оказать воздействие и на религиозную политику советского правительства. §3. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР В первые же месяцы Великой Отечественной войны значительная часть СССР была оккупирована фашистскими войсками. Религиозная жизнь на ней весьма отличалась от жизни на советской территории. Как уже указывалось, подавляющее большинство районов страны к лету 1941 г. (а ведь среди сельского населения две трети являлись верующими) оказалось вообще без функционирующих храмов. Такое неестественное положение могло поддерживаться только репрессивными мерами. Как следствие, на оккупированной территории произошло чрезвычайное оживление религиозной жизни. Об этом свидетельствуют многие факты. Так, по наблюдению протоиерея А. Ионова, написавшего «Записки миссионера о жизни в советской России», «религиозное пробуждение было общим, массовым и стихийным. Народ как в городах, так и в сельской местности... сам шел на открытие храмов, на их временный ремонт и украшение» 367 . В докладе митрополиту Алексию псаломщика Николо-Конецкого прихода Гдовского района Псковской области С. Д. Плескача от 25 января 1944 г. отмечалось: «Могу сообщить, что русский человек совершенно изменился, как только по явились немцы. Разрушенные храмы воздвигались, церковную утварь делали, облачения доставляли оттуда, где сохранились, и много строили и ремонтировали храмы. Всюду красилось. Крестьянки вешали чистые вышитые самими полотенца на иконы. Появилась одна радость и утешение. Когда все было готово, тогда приглашали священника и освящался храм. В это время были такие радостные события, что я не умею описать. Прощали обиды друг другу. Крестили детей. Зазывали в гости. Был настоящий праздник, а праздновали русские крестьяне и крестьянки, и я чувствовал, что здесь люди искали утешение» 368 . Журналист В. Д. Самарин, живший в годы оккупации в Орле, вспоминал: «Проснулось, всплыло на поверхность души спрятанное глубоко при большевиках религиозное чувство. Молящиеся переполнили церкви, по деревням носили чудотворные образа. Молились так, как давно не молились. Не было семьи, в которой не было бы своего горя, не было бы жертв... Молились истово! Мне не забыть первого посещения церкви в Орле. Мы пришли всей семьей, с женой и дочерью, которая входила в церковь первый раз в жизни. Когда мы вошли, я вдруг увидел, как у дочери, у этого маленького человека, впервые вошедшего в храм, побежали по щекам слезы» 369 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сызрань. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1892 г. было подано прошение епископу Симбирскому и Сызранскому Варсонофию (Охотину) о разрешении на постройку храма, которое было получено 7 октября 1893 г. 24 февраля 1894 г. жители Новой Линии собрались в доме Городского Общества на ул. Большой (ныне – Советская, 47) для обсуждения вопросов, связанных со строительством. Был избран Строительный комитет, куда вошли: председатель - статский советник Евгений Михайлович Синявский, начальник участка тяги станции железной дороги Петр Эдуардович Цабель, командир 1-го кавалерийского запасного полка полковник Вилланов, дворянин Лев Александрович Топорков, купцы Петр Васильевич Ревякин, Димитрий Иванович Бажанов, Алексей Григорьевич Корман, Николай Иванович Цветков, Кузьма Никанорович Соболеков и мещанин Филипп Алексеевич Оленин. Собрание единогласно решило, что храм будет освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Протоиерей Сызранского Казанского собора Матфей Ксанф в сослужении с несколькими городскими священниками отслужили молебен Спасителю, Богородице и святым апостолам. «Горячо молились жители Новой Линии, чтобы Господь помог им с успехом начать и благополучно окончить предпринимаемое во Славу Божию дело». Деньги на строительство храма собирали всем миром. Так, по многим магазинам были розданы сборные кружки. Также были поставлены маленькие часовни, в которых был организован сбор средств на строительство. Купец П.В. Ревякин пожертвовал более 10000 руб. Большие суммы поступили также от купцов Николая Петровича Ревякина, Петра Матвеевича Ионова, Николая Ивановича Цветкова, а также от Анны Андреевны Самариной, Матрены Степановны Григорьевой и других. Член Строительного Комитета Ф.А. Оленин ездил в Москву, Петербург и Кронштадт для сбора пожертвований. Дважды по 100 рублей поступало от отца Иоанна Кронштадтского. В октябре 1895 г. Комитет заключил договор с симбирским архитектором Махчинским на составление проекта плана церкви, который был готов и утвержден епархиальным начальством спустя полгода. Члены Строительного Комитета водрузили Крест на том месте, где, по указанию архитектора, должен быть алтарь, отслужили молебен и принялись за заготовку материала на собранные деньги. К концу 1897 г. было заготовлено 97 тыс. кирпичей, 500 пудов (8 т 190 кг) извести, 100 кубов бутового и цокольного камня.

http://sobory.ru/article/?object=59545

Свиридовский. Церковь Флора и Лавра. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Флора и Лавра построена в 1755 году " иждивением " помещика Алексея Ионовича Темяшева. С левой стороны виден полуразрушенный придел Николая Чудотворца (1826), построенный на деньги помещика Николая Алексеевича Темяшева. К 1860 году придел обветшал и ремонтировался на средства помещицы Н.И. Феоктистовой. Сама церковь не перестраивалась. С 1872 года не имела прихода, а была приписана к Введенской церкви Венева. При ней существовала церковно-приходская школа. В 1930 году с колокольни были сняты колокола усилиями " Штаба райсовета воинствующих безбожников " . До сих пор в храме сохранилось несколько фресок. Приходский храм, во имя святых мучеников Флора и Лавра, каменный, построен в 1765 г. усилиями помещика Алексея Ионова Темяшева. В 1826 г. к храму с левой стороны пристроен придел во имя святителя Николая Чудотворца усилиями сына храмоздателя помещика Николая Алексеевича Темяшева; этот придел в 1860 году, вследствие обветшалости сводов, был заново переделан на средства помещицы Н. И. Феоктистовой. В 1872 г. церковь эта приписана к Введенской церкви г. Венева и с этого года своего причта не имеет. В настоящее время сохранился основной объем и остатки росписи главного храма. Бесхозная. Длинна церкви около 30 метров, ширина – примерно 8 метров. В трапезной обрушен свод (около 3-4-х метров). Снаружи, с правой стороны существует вход, ведущий внутри стены на колокольню. На куполе церкви находится проржавевшая главка с крестом. С левой стороны в бывшем Николаевском приделе внешняя стена и купол обрушились. Придел напоминает помещение в форме эллипса, длинною около 20, шириною 6-7 метров, имело отдельный вход. По рассказам местных жителей справа от церкви до середины ХХ века находились надгробные камни состоятельных людей, которые впоследствии были разорены. Существует легенда, будто бы под церковью есть подземный ход к реке Веневке или к Двенадцати ключам.

http://sobory.ru/article/?object=02141

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @12462@ Подпись к иллюстрации: Горицкий Воскресенский монастырь. Фото И. Ионова Размер файла: 53.74 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 12.08.2015 21:19:09 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/12462.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010