Иона пророчествовал в царстве Израильском. Однажды Бог повелел ему идти в Ниневию, столицу царства Ассирийского, и там проповедовать покаяние. Иона не послушался Божественного повеления и отправился на корабле в другую страну. Во время плавания поднялась сильная буря на море, так что корабль находился в опасности. Корабельщики начали молиться Богу, а потом бросили жребий, чтобы узнать, из-за кого постигло их такое бедствие. Жребий пал на Иону. Иона исповедал перед всеми свой грех и просил, чтобы его бросили в море. Когда Иона был брошен в море, то буря прекратилась. По повелению Божию Иона был поглощен большим китом и находился в чреве его три дня и три ночи и молился Богу. Потом Бог повелел киту извергнуть Иону на сушу. После этого Иона отправился в Ниневию и начал проповедовать, что Ниневия, за нечестие ее жителей, через сорок дней будет разрушена. Жители Ниневии поверили пророку Божию, наложили на себя пост и усердно со слезами молились Богу, чтобы Он помиловал их. Господь услышал молитвы раскаявшихся грешников и пощадил их город. Трехдневное пребывание Ионы в чреве китовом прообразовало пребывание тела Иисуса Христа в гробе и воскресение Его из мертвых на третий день. § 33. Пророки Царства Иудейского. Исайя (Ис. 6, 8 гл. и др.) Исайя пророчествовал в царстве Иудейском. К пророческому служению он был призван следующим образом. Он видел Господа, сидящего на престоле, а вокруг Него стояли Серафимы, которые взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (воинств) вся земля полна славы Его». Потом Исайя услышал голос Божий, Который повелел ему идти и проповедовать покаяние народу Иудейскому. Исайя отправился и стал проповедовать покаяние. А так как Иудеи не исправлялись, то Исайя предсказал, что в наказание за нечестие Бог пошлет на них Вавилонского царя, который разрушит Иерусалим и храм, а Иудеев отведет в плен. Особенно ясно Исайя предсказывал об Иисусе Христе. Он предсказал, что Иисус Христос родится от Девы, что Он будет творить чудеса, и пострадает за грехи людей. § 34. Пророк Даниил и три отрока (Дан. 1, 2 гл.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Иона садится на корабль в Иоппии (Иаффе), Соломона ( 2Nap. II, 16 ) служила портом Палестины местности это не гавань, а довольно опасный рейд. повеление Божие было объявлено Ионе в Гафхефере 1103 не менее как в двух днях пути от Иопии: у него сложилось твердое намерение не исполнять повеления ему данного; и он с упорством, свойственным упрямому» племени, идет в сторону, противную той в которую послан, с целью пробраться на дальний запад ему приказано было идти. Корабль, на который входить Иона, несомненно финикийский хотя корабельщики могли принадлежать к разным родам 1104 I, 4. «Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, началась на море великая буря, и корабль готов был разрушиться. шились корабельщики и взывали каждый к своим богам, стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его. Иона спустился во внутренность корабля, лег и крепко уснул. После нескольких дней беспокойства душевной муки и усталости от пути Иона думает, что достиг желаемого. Получив некоторое нравственное успокоение, засыпает, презирая опасность. Буря начинается по особому произволению Божию и делается столь сильною, что корабль подвергается опасности быть разбитым о скалы, или берег Палестины. Моряки, опытные в навигации, выкидывают груз вопият к богам своим – «каждый к своему богу, оказывается, что экипаж корабля состоял из язычников. Один Иона спит. I, 6. «И пришел к Иону начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть Бог (Елогим) вспомнит о нас, и мы не погибнем». В речи начальника корабля слышится выражение того внутреннего чувства, на которое указывают многие новейшие писатели 1105 , – что Божество и понятие о вечном Боге жило всегда в сердцах людей совершенно независимо от мифических измышлений, и что язычники, не отдавая себе в этом ясного отчета, чувствовали сердцем одного Бога Промыслителя и Царя мира. Выражения, общие и язычникам, – как напр. – «так Богу угодно», «пусть будет воля Божия», «Богу известно» и тому подобные, без означения имени какого-нибудь языческого божества, встречаются и у Гомера, и у Гезиода 1106 , и суть драгоценные памятники и свидетели, что не из фетишизма и политеизма выработалось верование в единого Бога, а напротив многобожие выработалось из монотеизма посредством обожения атрибутов божества, сначала постигаемых как свойства Божества, а впоследствии отделяемых от него и чествуемых отдельно 1107 . Но присущее человеку верование, – которого начало в первом откровении, – о Едином Боге – никогда в сущности не умирало, а продолжало жить в сердцах и в речи народа, несмотря ни на какие разветвления политеистического древа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Любопразднственными чинми – имеются в виду ангелы, радующиеся о Воскресении Христовом: «Ибо я уверен, что небесные силы радуются и торжествуют сегодня с нами; потому что они человеколюбивы и боголюбивы» (свт. Григорий Богослов, Слово на Рождество Христово). «И если при обращении одного грешника бывает радость на земле и на небе, то тем более будет радость на небе, когда вся вселенная исторгнута из рук дьявола» (свт. Иоанн Златоуст , Слово против упивающихся и на воскресение). Соединить нашу радость с радостью ангелов и призывает нас Иоанн Дамаскин. Песнь 6, ирмос Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Снизшел еси в преисподняя земли,/и сокрушил еси вереи вечныя,/содержащия связанныя, Христе,/и тридневен, яко от кита Иона,/воскресл еси от гроба. Сошел Ты в глубочайшие места земли/и сокрушил засовы вечные,/державшие заключенных в оковы, Христе,/и на третий день, как из кита Иона,/воскрес из гроба. Ты сошел в преисподние места земли и разрушил засовы вечные, которые удерживали связанных, Христе, и тридневен, как из кита Иона, поднялся из гроба. Снисшел ты в преисподние (места) земли, и сокрушил вечные заклепы, содержащие узников, Христе, и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба. Ирмосы 6й песни канона используют тему Песни Ионы (2я глава), которую пророк воспел во чреве кита. Как известно, Сам Христос видел в пророчестве Ионы образ Своего погребения и воскресения: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф 12:40 ). Поэтому не удивительно, что Иоанн Дамаскин в этом ирмосе соотносит погружение Ионы на дно моря с сошествием Христа во ад, а освобождение из чрева кита спустя три дня – с тридневным Воскресением Христовым. Очень удачно образ «верей вечных» из пророческой песни ( Иона 2:7 – «сниддхъ въ землю, еяже вереи ея заклёпи въчнш» по-славянски, «До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня» в русском синодальном переводе, «Я сошел в землю, у которой запоры на веки удерживают» в переводе И. Юнгерова) применяется к сокрушению Христом адовых оков, удерживавших в аду умерших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

Любопразднственными чинми – имеются в виду ангелы, радующиеся о Воскресении Христовом: « Ибо я уверен, что небесные силы радуются и торжествуют сегодня с нами; потому что они человеколюбивы и боголюбивы » (свт. Григорий Богослов, Слово на Рождество Христово). « И если при обращении одного грешника бывает радость на земле и на небе, то тем более будет радость на небе, когда вся вселенная исторгнута из рук дьявола » (свт. Иоанн Златоуст, Слово против упивающихся и на воскресение). Соединить нашу радость с радостью ангелов и призывает нас Иоанн Дамаскин. Песнь 6, ирмос Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Снизшел еси в преисподняя земли,/и сокрушил еси вереи вечныя,/содержащия связанныя, Христе,/и тридневен, яко от кита Иона,/воскресл еси от гроба. Сошел Ты в глубочайшие места земли/и сокрушил засовы вечные,/державшие заключенных в оковы, Христе,/и на третий день, как из кита Иона,/воскрес из гроба. Ты сошел в преисподние места земли и разрушил засовы вечные, которые удерживали связанных, Христе, и тридневен, как из кита Иона, поднялся из гроба. Снисшел ты в преисподние (места) земли, и сокрушил вечные заклепы, содержащие узников, Христе, и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба. Ирмосы 6-й песни канона используют тему Песни Ионы (2-я глава), которую пророк воспел во чреве кита. Как известно, Сам Христос видел в пророчестве Ионы образ Своего погребения и воскресения: « ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи » (Мф 12:40). Поэтому не удивительно, что Иоанн Дамаскин в этом ирмосе соотносит погружение Ионы на дно моря с сошествием Христа во ад, а освобождение из чрева кита спустя три дня – с тридневным Воскресением Христовым. Очень удачно образ «верей вечных» из пророческой песни (Иона 2:7 – « снидóхъ въ зéмлю, еяже вереи ея заклéпи bъчhiu » по-славянски, « до основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня » в русском синодальном переводе, « я сошел в землю, у которой запоры на веки удерживают » в переводе П. Юнгерова) применяется к сокрушению Христом адовых оков, удерживавших в аду умерших.

http://blog.predanie.ru/article/obyasnen...

Но Иона не рад был тому, что Господь не погубил жителей Ниневии. Тогда: Господь вразумил Иону таким образом. Перед шалашом, который Иона за городом устроил для себя, в одну ночь выросло растение с широкими листьями и защищало Иону от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил это растение и оно засохло. Иона стал сожалеть о засохшем растении, а Господь сказал ему: «вот ты жалеешь о растении, над которым ты не трудился; как же Мне не пожалеть города Ниневии, в котором больше ста двадцати тысяч младенцев, еще не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» Дети! видите, как Господь любит все народы и заботится, чтобы все люди раскаивались и становились добрыми. Господь очень любит детей, любит даже и животных. Вместе с тем вы видите, что, как только люди раскаиваются и начинают молиться Богу, Господь прощает их и не наказывает. Куда Господь послал пророка Иону? Почему Иона не хотел отправиться в Ниневию? Что случилось с Ионой? Что Иона говорил жителям Ниневии? Что жители Ниневии сделали после слов Ионы? Как отнесся Иона к спасению жителей Ниневии? Как вразумил Господь Иону? Что показал Господь чрез эти события с Ионой? Падение Израильского и Иудейского царств Несмотря на то, что Господь посылал иудеям и израильтянам пророков, они скоро забывали наставления их и не исполняли заповедей Божиих. Так как Иерусалим и храм Божий остались в царстве Иудейском, то цари Израильского царства боялись, что, если их подданные будут ходить в Иерусалим на поклонение Богу в храме, то могут перейти на сторону Иудейских царей. Поэтому Израильские цари сделали из золота два идола, поставили их на обоих концах своего царства и сказали израильтянам: «не нужно вам ходить в Иерусалим; вот ваши боги, которым и поклоняйтесь». Народ поверил им, и почти все израильтяне стали поклоняться идолам. За это Господь наказал их. Пришел царь ассирийский, забрал Израильское царство и почти всех жителей его отвел в плен. На их место переселил из разных стран язычников, которые смешались с немногими оставшимися здесь израильтянами и образовали народ самарянский. Самаряне приняли веру еврейскую, но прибавили к ней и свои прежние языческие верования. Иудеи очень не любили и презирали самарян, не садились вместе с ними за стол и старались даже не говорить с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

— Пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигло нас сие бедствие. Они бросили жребий, и пал жребий на Иону. Тогда спросили его: — Скажи нам, за что постигло нас сие бедствие? Какое твое занятие, откуда идешь ты, где твоя страна и из какого ты народа? Иона сказал: — Я — евреянин, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. Затем он поведал им о своем преслушании воли Божией и о том, как, согрешив пред Богом, он убоялся и ныне бегает от лица Божия. Услышав сие, корабельщики сильно устрашились и ужаснулись его преступлению Божественной воли, восклицая: — Зачем ты это сделал? Несмотря на выпавший на Иону жребий, обрекший его на смерть и на грозящую им гибель, они не захотели исполнить над ним приговора, как по своему человеколюбию, так и по страху пред всемогущим Богом Израилевым, воздвигшим на них бурю за преслушание Ионы. Видя в последнем посланника сего бога, они стали спрашивать его: — Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Буря же не прекращалась, и волнение становилось всё сильнее. Тогда Иона сказал им: — Возьмите меня и бросьте в море, и оно утихнет для вас, ибо я знаю, что за меня постигла вас сия великая буря. Но корабельщики всё еще колебались, видя в Ионе необыкновенного человека и страшась оскорбить в его лице Всемогущего Бога Израилева. Они, напротив, начали усиленно грести чтобы пристать к земле, между тем как море всё продолжало бушевать против них. Тогда они решились, наконец, исполнить над Ионою приговор. Но прежде, чем сделать это, они воззвали ко Господу: — Молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе. И взяли Иону и бросили его в море, и тотчас прекратилось морское волнение. Тогда все бывшие на корабле еще сильнее убедились, что буря была послана Богом в наказание за преступление Ионы, и устрашились они всемогущества Его, и, исполненные благоговения к Нему, принесли благодарственные жертвы, и дали обеты чтить Его. Между тем пророка Иону, по повелению Божию, проглотил кит, и пробыл Иона во чреве сего кита три дня и три ночи 8 ]. Поверженный в море и поглощенный китом, Иона не мог не чувствовать смертельной скорби; но он не потерял присутствия духа, особенно, когда увидал себя невредимым: в нем явилась надежда, что Господь даст ему снова увидать свет Божий и спасет его из глубины морской. Исполненный сею надеждою, он стал молиться Господу Богу, каясь пред Господом во грехе своем. Изливая свои скорбные и покаянные и вместе с тем благодарные к Богу чувства, Иона так взывал из чрева китова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А для меня равно достоверно и то и другое. Ибо верую, что и Иона сохранен, потому что «у Бога вся возможна» ( Мф. 19:26 ). Верую, что и Христос восстал из мертвых, ибо имею многие на это свидетельства в Божественных Писаниях, и в видимой до сего дня действенности Воскресшего, Который один снисшел во ад, а изшел в сонме многих. Снисшел в смерть, «и многа телеса усопших святых восташа» ( Мф. 27:52 ). 19. Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялись вы, «вратницы адовы» ( Иов. 38:17 )? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого» ( Мф. 11:3 )? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть, потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после этого каждый из проповедников сказал: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15:55 ). Нас искупил Победодавец. 20. Сего Спасителя нашего образ представил собою Иона пророк, из чрева китова молясь и говоря: «К Господу воззвал я в скорби моей» и далее: «из чрева преисподней» (Иона, 2:3). И хотя был в ките, но говорил о себе, бывшем в ките, что он во аде, потому что был образом Христа, имевшего сойти в ад. И через несколько слов, весьма ясно пророчествуя, продолжает речь от лица Христова: «понре (погрузилась) глава Моя в разселины гор» (6), между тем как был во чреве китовом. Какие же горы содержат тебя в себе? Знаю, говорит он, что прообразую собою Того, Кто будет положен во гробе, иссеченном из камня. И будучи в море, Иона говорит: «снидох в землю» (7), потому что носил на себе образ Христа, снисшедшего в сердце земли. И провидя, как иудеи убеждают воинов солгать, и говорят: «скажите, что украли Его» ( Мф. 28:13 ), Пророк продолжает: «чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего» (Иона, 2:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

В 14-м огласительном поучении святого Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус во Евангелии сказал: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф. 12: 40 ). Рассматривая повесть об Ионе, мы находим в ней действие, очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона был послан (см.: Ион. 1: 2–5 ). Но он бежал, не ведая будущего. Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное… Иона был ввергнут во чрево китово. Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: от руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я ( Ос. 13: 14 ). Иона из чрева китова молился, говоря: воззвал я в скорби моей ко Господу Богу… из чрева адова вопль мой ( Ион. 2: 3 ). Это говорил он, еще находясь в ките. Но, находясь в ките, он говорил о себе, что находится во аде, потому что он был предызображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно пророчествуя, он сказал от лица Христова: морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел ( Ион. 2: 6–7 ). Если он был во чреве кита, то какие там горы? «Знаю это, – отвечает он, – но я служу образом Тому, кто будет положен в иссеченном каменном гробе». Находясь в море, Иона говорит: земля своими запорами навек заградила меня ( Ион. 2: 7 ), потому что он носил образ Христа, «нисшедшего в землю» (Поуч. 14, гл. 17, 20). Подобным образом святой Епифаний Кипрский указывает со всей ясностью и определенностью местонахождение ада во внутренности земли, описывая в слове своем на Великую Субботу спасение человеков Богочеловеком. Мы помещаем здесь это слово с немногими исключениями. «Отчего толикое безмолвие на земле? Что значит это безмолвие и молчание великое? Безмолвие великое: Царь погрузился в сон. Земля убоялась и замолкла, – потому что Бог во плоти уснул. Бог во плоти уснул, и ад ужаснулся. Бог уснул на краткое время и спящих издревле, от Адама, воскресил.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

В XIV огласительном поучении св. Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус Христос во Евангелии сказал: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Mф. XII, 40 ). Рассматривая повесть об Ионе, мы находим в ней действие очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона послася ( Uoh. I, 2; III, 2 ). Но он бежал, не ведая будущего. Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное... Иона был ввергнут во чрево китово: Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: От власти ада Я искуплю их от смерти избавлю их ( Ocuu XIII, 14 ). Иона из чрева китова молился, говоря: к Господу воззвал я в скорби моей, из чрева преисподней я возопил ( Uh. II, 3 ). Это говорил он, еще находясь в ките. Но, находясь в ките, он говорил о себе, что находится в преисподней (во аде); потому что он был пред изображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно, пророчествуя, он сказал от лица Христова. Попре глава моя в расселине гор ( Uoh. II 6). Если он был во чреве китовом, то какие там горы? Знаю это, отвечает он; но я служу образом Того, Кто будет положен в иссеченном каменном гробе. Находясь в море Иона говорит: До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня ( Uoh. II, 7 ); потому что он носил образ Христа нисшедшего в землю». Подобным образом св. Епифаний Кипрский указывает со всею ясностью и определенностью местонахождение ада во внутренности земли, описывая в Слове своем на Великую Субботу спасение людей Богочеловеком. Вот выдержки из этого Слова: «Отчего толикое безмолвие на земле? Что значит это безмолвие и молчание великое? Безмолвие великое: Царь погрузился в сон. Земля убоялась и замолкла, потому что Бог во плоти уснул. Бог во плоти уснул, и ад ужаснулся. Бог уснул на краткое время – и спящих издревле, от Адама, воскресил. Ныне спасение сущим на земле и от века сущим под землею; ныне спасение всему миру – и видимому, и невидимому.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Глава 4 1–4. Огорчение пророка Ионы по случаю помилования Ниневии. 5–11. И вразумление его Богом. Ион.4:1 .  Иона сильно огорчил­ся этим и был раз­дражен. Ион.4:2 .  И молил­ся он Го­с­по­ду и сказал: о, Го­с­по­ди! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и по­бежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и мило­сердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. Ион.4:3 .  И ныне, Го­с­по­ди, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. Ион.4:4 .  И сказал Го­с­по­дь: неужели это огорчило тебя так сильно? Начало IV главы стоит в тесной связи с последними словами предшествующей: «пожалел Бог о бедствии… и не навел» ( Ион.3:10 ) его на Ниневию; об этом пророк Иона узнал, вероятно, потому, что для города благополучно истек сорокадневный срок, и вот он «сильно огорчился этим и был раздражен» ( Ион.4:1 ). Что Иона огорчился не иным чем, а именно помилованием язычников – ниневитян, в этом не оставляет сомнения его молитва . В ней он говорит, что случилось то самое, чего он опасался, когда ещё был в своей стране, почему и бежал в Фарсис: «ибо знал, что Ты – Бог благий и милосердный, долготерепеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (2 ст.). Таким образом, пророк Иона в конце книги предстал пред нами таким же, каким мы его видели в начале: не желающим спасения язычникам и даже ропщущим на милостивый о них суд Божий, как будто все знамения прошли для него бесследно и его послушание Иегове не было убеждением его души. Теперь он сознает себя правым в своих мыслях о язычниках, а Бога не по правде к ним милостивым и, не будучи в состоянии пережить этого несогласия, просит у Бога себе смерти: «и ныне, Господи, возьми душу мою, ибо лучше мне умереть нежели жить» (3 ст.). Этот возврат к национальным еврейским мыслям и чувствам произошел у пророка Ионы, может быть, потому, что он лично в Ниневии увидел всю неизмеримую глубину нравственного развращения язычников, а плодов покаяния или не замечал, или не верил в их искренности и прочности. Как человек впечатлительный и всегда искренний, не умевший ничего делать наполовину, а всякому чувству отдававшийся всецело, Иона выражает свой протест против помилования недостойных, по его мнению, язычников в самой резкой форме. В данном случае он, может быть, подражал пророку Илии, которого мог знать лично, когда тот тоже просил себе смерти, если Бог не хочет истребить отступивших от Него израильтян ( 3Цар. 19:3–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010