Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве китовом прообразовало собою трехдневное пребывание Христа Спасителя в земле. Сам Иисус Христос так свидетельствует о прообразовательном значении пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:39–40 ). Спаситель сравнивает Себя с Ионою: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Мф. 12:41 ). Так Иона в своем служении и жизни прообразовал смерть, воскресение и проповедь Иисуса Христа. Отцы церкви говорят о сем так: «Бегущий пророк взошел на корабль, Христос взошел на древо; на море восстала сильная буря, сие волнение моря есть неверие иудеев. Выпал жребий пророку быть свергнутым в море; сей жребий обозначает волю Отца, по которой Христос нисходит в пучину скорбей и смерти. Иона добровольно соглашается быть ввергнутым в море; Иисус Христос добровольно восходит на крест. Иона сходит в море с корабля; Христос нисходит со креста в гроб и в преисподнюю земли. Иона жертвует собой, чтобы спасти претерпевавших бурю; Христос умирает для спасения рода человеческого, обуреваемого волнами греховными. Пророк, взятый зверем, но не съеденный им, молится во чреве его; Иисус Христос, пораженный смертью, но не обладаемый ею, молится за всех людей. Иона невредим пребывает в чреве кита; тело Иисуса Христа неврежденно пребыло во гробе. Иона пребыл во чреве кита три дня и три ночи; три дня и тря ночи был Иисус в сердце земли. Иона в третий день извергается неврежденным из чрева китова; Иисус Христос силою Божества своего нетленным восстает из гроба в третий день. После чудесного избавления от смерти Иона идет проповедовать покаяние ниневитянам; после воскресения Христа учение Его проповедуется язычникам. До времени бедственного плавания Ионы Ниневия не слышала проповеди покаяния и навлекла на себя гнев Божий, но после того пророк избавил своею проповедью ниневитян от гнева Господня; так единственно смертью и воскресением Христовым род человеческий, погруженный в бездну греховную, избавлен от греха, проклятия и смерти и примирен с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

13 . Ибо на рабы Моя и рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего: и дам чудеса на небеси и на земли, кровь и огнь и курение дыма. Солнце обратится во тьму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню великому и просвещенному: и будет, всяк иже призовет имя Господне, спасется ( Иоил.2:2932 ). 14 . Я соберу, говорит Господь, все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд ( Иоил.3:2 ), там Я воссяду ( Иоил.3:12 ), близ день Господень ( Иоил.3:14 ). Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой ( Иоил.3:15 ). 15 . Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами ( Ам.5:14 ). 16 . Возненавидьте зло и возлюбите добро: и восстановите у ворот правосудие ( Ам.5:15 ). 17 . И будет в той день, глаголет Господь Бог, зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет (на Голгофе) ( Ам.8:9 ). 18 . Се, дние грядут, глаголет Господь, и послю глад на землю, не глад хлеба ни жажду воды, но глад слышания слова Господня ( Ам.8:11 ). 19 . Гордым сердцам говорит Господь: Аще вознесешися якоже орел и аще положиши гнездо твое среде звезд, и оттуду свергу тя ( Авд.1:4 ). 20 . В горе же Сиони будет спасение, и будет свята ( Церковь Христова) ( Авд.1:17 ). 21 . И сказал Господь Ионе: Иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня ( Иона.1:2 ). 22 . И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и нашел корабль, но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря ( Иона.1:3, 4 ). 23 . И убояшася корабельницы... Иона же сниде во дно корабля и спаше ту и храпляше ( Иона.1:5 ). 24 . И паде жребий на Иону, и тогда сказала ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда, какое твое занятие, и откуду грядеши и камо идеши? Где твоя страна, и из какого ты народа? Что ты храплеши; востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог, да не погибнем ( Иона.1:68 ). 25 . И рече к ним Иона: возьмите мя и вверзите в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря ( Иона.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

А Иону в глубине морской поглотил кит, чудовище морское. И был Иона во чреве китовом три дня и три ночи. И молился там Господу, и каялся о грехе своем, и взывал к святому храму Божию из глубины моря. И повелел Господь киту выбросить Иону на берег. II И во второй раз был к Ионе-пророку голос Божий: – Встань, иди в Ниневию, в великий город, и проповедуй там, как Я сказал тебе. Тогда встал Иона и пошел в Ниневию, по повелению Божию. А Ниневия был великим городом: три дня надо было, чтобы обойти его. И начал Иона ходить по городу и проповедовал о Боге и о спасении, и постоянно повторял: – Еще сорок дней, и Ниневия погибнет! Ниневитяне слушали его проповедь , и поверили Богу, и каялись о злых делах своих. Они объявили пост по всему городу; оделись в одежду покаяния, от мала до велика. Сам царь их, услышав о проповеди Ионы, снял с себя царскую одежду, оделся в рубище, наложил пост не только на людей, но и на животных. И велел всем молиться Богу и исправиться. И сказал: – Кто знает, может быть, Бог и сжалится над нами, и мы не погибнем? И увидел Бог, что они искренно покаялись. И не навел на них бедствия. И не погибла Ниневия. Так Господь показал свою любовь к грешным людям, и милосердие, и долготерпение. Но пророк Иона, судя по-человечески, хотел, чтобы беззаконие было наказано, чтобы правосудие Божие было выше милости. И вот, опечалился Иона, и возмутился духом, и сказал Господу: – О, Господи! Не так ли я говорил еще в стране своей? Не оттого ли я бежал и в Фарсис? Я знал, что ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и жалеешь, когда дойдет до бедствия. Вот и теперь – возьми от меня душу мою: мне лучше умереть, нежели жить. В огорчении вышел Иона за город. Там, на восточной стороне, сделал себе кущу, сел под нею в тени и стал наблюдать: что будет с городом. И вот, по повелению Божию, выросла около Ионы широколиственная тыква, и поднялась над головою пророка, и бросила густую тень над головою его. И рад был Иона тыкве. Но в следующую же ночь червь подточил корень у тыквы и она засохла. А день наступил знойный: дул восточный ветер, палило солнце невыносимо. Иона изнемогал от жары и просил себе смерти у Бога, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Если будем искать на это свидетельства, то Сам Господь Иисус дает в Евангелии, говоря: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). А если исследуем сказание об Ионе, то откроется сильное сходство. Проповедать покаяние послан Иисус; для того же послан был и Иона. Но тот бежал, не зная будущего, а Иисус добровольно пришел на проповедь спасительного покаяния. Иона уснул на корабле, и «крепко спал, когда бурно волновалось море» (Иона, 1:5); и вовремя сна Иисусова, по домостроительству, восстало море, чтобы познать потом силу Почившего. Тому сказали: «Что ты спишь, встань, воззови к Богу твоему, может быть Бог вспомнит о нас и мы не погибнем» (6); здесь говорят Владыке: «Господи, спаси нас» ( Мф. 8:25 ). Там говорили: «моли Бога твоего», а здесь: «спаси». Но Иона говорит: «Возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет для вас» (Иона, 1:12); а здесь Сам «запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» ( Мф. 8:26 ). И Иона ввергнут во чрево китово, а Иисус добровольно снисшел туда, где мысленный кит смерти снисшел добровольно, чтобы смерть изблевала поглощенных ею, по написанному: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» ( Ос. 13:14 ). 18. Поскольку к этому привело нас слово, то рассмотрим, что труднее – восстать ли от земли человеку погребенному, или не согнить человеку во чреве кита, вошедши во внутренность животного, где столько жара? Кто из людей не знает, что внутри чрева бывает такой жар, от которого согнивают и поглощенные кости? Как же Иона не согнил во чреве кита, быв там три дня и три ночи? И когда таково свойство всех людей, что без сего дыхания воздухом не можем мы жить, как жив был он в течение трех дней, не дыша сим воздухом? Иудеи ответствуют на это и говорят: на Иону, томимого в аде, снизошла Божия сила. Что же из сего? Ниспосылая силу рабу Своему Господь дарует ему жизнь, а Сам Себе даровать ее не может? Если достоверно одно, то достоверно и другое. Если то не достоверно, недостоверно и это.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Итак, Иона, пойдешь ли в Ниневию? - " Пойду. " Будешь проповедовать Ниневитянам покаяние? - " Буду. " Желаешь ли исполнить свои обещания, данные во утробе кита? - " В точности исполню. " " И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу " (Ион. 2:11). " И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню " (Ион. 3:1-3). Иона теперь отверг собственную волю, и хочет того же, чего Бог хочет; он спешит огласить великий город, работая ногами, руками и голосом, говоря: " после сорока дней город истребится " (Ион. 3:4)! Теперь Иона весь обратился в деятельность: громовым голосом говорит, наставляет и поучает к покаянию граждан, слушая уже Бога и повинуясь повелению Божьему. О если бы он постоянно поступал так, и не возвращался бы к прежнему своеволию! Бог глух для своевольных. Но увы, и горе нам от слабости и непостоянства воли человеческой! Только что она была Божьей волей, и вдруг начинает опять быть своей волей: " Иона сильно огорчился ... и был раздражен " Ион. 4:1). Это злостные признаки человеческой воли, вступающей в борьбу с волей Господней. Кто покорен и послушен воле Божьей, тот никогда не огорчается, не раздражается и не ослабевает под бременем печали до того, чтобы возбудить в себе гнев и негодование против распоряжений Всевышнего. Что же, Иона, твою волю, во всем Богу покорившуюся, приводит опять в смущение? Вот причина нового противления Богу: " о Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? ... ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии " (Ион. 4:2). Здесь противоречие между волей Бога и волей Ионы заключается в том, что Бог благоволил, ради покаяния, простить Ниневитян; Иона же хотел, чтобы проповеданная им казнь постигла их на деле и считал, что напрасно устрашать угрозой, которая не исполнится. После чего Иона не находил себе другого утешения, кроме обращения к Богу с молитвой: " И ныне, Господи, возьми душу мою от меня; ибо лучше мне умереть нежели жить " (Ион, 4:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Корабельщики, прежде чем исполнить просьбу Ионы, обратились с молитвой к Богу, Которого исповедует Иона. Они бросили Иону в море, и буря сразу же утихла. Моряки устрашились и дали обеты Господу. Иона во чреве кита      Господь повелел киту проглотить Иону. В еврейском тексте книги говорится о большой рыбе ( даг гадол ). Переводчики на греческий язык поставили слово кэтос , которое может означать не только большую рыбу, но и всякое большое морское животное. Точно так же в церковнославянском языке кит — большое морское существо (рыба или животное). Иона был во чреве кита три дня. Сам Спаситель указывает на событие как на прообраз Своего трехдневного погребения и воскресения (см.: Мф 12, 40). Пророк Иона вознес Богу горячую покаянную молитву. По Божественному повелению кит изверг Иону на берег. После этого было вторичное повеление Господа Ионе идти в Ниневию и проповедовать там. Бог установил для жителей сорок дней. Если они не покаются и не оставят нечестие, то город погибнет. Миссия, которая предстояла пророку Ионе, могла быть исполнена только с помощью Божией. Город был обширный и многолюдный. Это подтверждается трудами древних историков (Геродота, Ктезия и других). Из одного конца в другой можно было пройти за три дня. Пророк Иона под растением. Россия, XV в., Космография Козмы Индикоплова      Грозное слово пророка о приближающейся гибели города поразило сердца царя и народа. Они раскаялись в нечестии и наложили строгий пост на себя и на свой скот. Господь пощадил город и его жителей. Иону постигла человеческая немощь: он огорчился, что не исполнились его угрозы, и скорбел. Ожидая исполнения приговора, он вышел из Ниневии, сделал себе кущу и скрылся в тени от солнца. Господь вразумил его, сотворив чудо. По особому действию Божию над головой Ионы в одну ночь выросло тенистое растение. Иона очень обрадовался. Но Бог устроил так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение. Оно засохло. Солнце палило голову Ионы. Он изнемог и просил себе смерти. Господь сказал ему, что он жалеет растение, над которым не трудился. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (Иона 4, 11).

http://pravoslavie.ru/104084.html

Он бежал от Господа в Фарсис, и за это был выброшен в море во время бури. После спасения Господь опять послал его в Ниневию. Это был большой город, на три дня ходьбы. Иона ходил по городу, сколько можно было пройти в день, и говорил: " Еще три дня, и Ниневия будет разрушена " . Это были слова не самого пророка, а слова Божий, и ниневитяне поверили Богу, оделись во вретище, объявили пост. Эти слова достигли и до царя. Он встал с престола своего, оделся во вретище и стал каяться и призвал свой народ к покаянию и посту, и наложил его даже на скот, чтобы Господь пощадил Ниневию. И вот вопияли ко Господу о спасении. Господь не навел на них бедствия, простил их, когда увидел, что люди почувствовали скверну своей жизни, с великим сокрушением начали совершать таинство покаяния и заключили тайный завет с Богом. Иона же сильно огорчился этим и был раздражен, ибо он знал, какого беззакония достиг город, знал, что его уже нельзя было более терпеть,- и вдруг этот заключенный ниневитянами завет пересилил, Бог отменил свое решение: " ...О, Господи, не это ли я говорил? Потому-то я и бежал в Фарсис, что Ты Бог благой и милосердный. И ныне возьми, Господи, душу мою - мне лучше умереть " . Вот это пример человеческого суда. Иона говорит: " Зачем Ты меня посылал, если знал, что так сделаешь? " И все превозносящие себя праведники огорчаются, если не видят наказания грешника. Они чувствуют, что они что-то сделали для Господа. Вот Отец пожалел блудного сына, а брат этим огорчился. Вот вам суд Божий и суд человеческий. А мы зачастую поступаем как Иона, и еще хуже, так как Иона был праведник и исполнял закон Божий, а у нас нет его праведности. Иона вышел после этого из города и стал ждать, что будет с городом. Он надеялся, что, может быть, еще будет так, как он хотел. Но Господь вразумил его. Иона очень страдал от зноя, и Господь повелел вырасти над его головой в одну ночь растению, чтобы оно давало ему тень. Иона очень обрадовался. Но Господь устроил так, что на другой день растение засохло, и солнце по-прежнему стало налить голову Ионе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Пророк Иона I После Елисея, при сыне царя Иоаса, жил в царстве Израильском пророк Божий Иона. И был к Ионе голос Божий: – Встань, иди в Ниневию, город великий. Проповедуй там: дошли до Меня злые дела жителей его. Но Иона не послушал этого повеления и вздумал убежать от лица Божия за море. Ниневия была на востоке. Иона же пошел на запад в приморский город Иоппию. Здесь, на пристани, стоял корабль из Фарсиса. Иона вошел на корабль, заплатил за свое место и поплыл на запад, в далекий Фарсис. И воздвиг Бог сильный ветер на море; поднялась буря и бросала корабль из стороны в сторону, грозя разбить его. Страх напал на корабельщиков, и на всех, плывших на корабле. И стали они взывать – каждый к своему богу. Стали бросать в море поклажу, чтоб облегчить корабль. А Иона в это время крепко спал внутри корабля. Его нашел там главный корабельщик, разбудил и сказал: – Что ты спишь и храпишь? Встань! воззови и ты к Господу Богу твоему: может быть, Он вспомнит о нас, и мы не погибнем. И стали корабельщики говорить между собою: – Давайте бросим жребий на всех и узнаем, из-за кого постигла нас эта напасть. Кинули жребий, и пал жребий на Иону. Тогда все приступили к нему и стали расспрашивать: откуда он, какой земли и какого народа? И сказал им Иона, что он еврей, и чтит Господа Бога, сотворившего море и сушу, и, что теперь он бежит от лица Бога своего в Фарис. И устрашились люди, и сказали ему: – Зачем ты это сделал? И что нам делать с тобою, чтобы море утихло? Иона сказал им на это: – Возьмите, бросьте меня в море, и море утихнет: я вижу, что из-за меня постигла вас эта великая буря. Корабельщики решили высадить Иону на землю и стали сильно грести к берегу. Но море поднималось все сильнее, и не могли они двинуть корабля. Тогда они возопили к Господу и сказали: – Ты, Господи, соделал то, что Тебе было угодно. Молим Тебя: не погуби нас за душу этого человека и не поставь нам в вину кровь невинную. Потом взяли Иону и бросили его в море. И тотчас утихла ярость моря. Тогда страх напал на всех людей, плывших на корабле, и стали они молиться, и приносить Богу жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

протоиерей Николай Попов Знаменитые люди в народе божием во времена царей Пророки. Понятие о пророках Бог издревле говорил людям слово Свое через пророков. Пророки были святые люди, которых Бог исполнял Духом Своим и посылал возвещать прочим людям волю Свою. Они прорекали, предсказывали будущее, учили людей вере в Бога и закону Божию, обличали нечестивых людей, умоляли их обратиться к Богу, угрожали им бедствиями, а благочестивых людей утешали предсказаниями о Спасителе, и в подтверждение того, что их послал и через них говорил Бог, творили знамения и чудеса. Чем более усиливалось нечестие в народе Божием, тем чаще являлись пророки. Поэтому особенно много являлось пророков в период разделения царства еврейского на Иудейское и Израильское. Люди, которые распространяли между другими людьми слова пророков, назывались учениками пророческими, Из пророков времен царей особенно знамениты: Самуил, Давид, Илия, Елисей, Иона, Исаия, Иеремия и Иезекиль 476 . Пророк Иона Вскоре после смерти пророка Елисея явился в царстве Израильском пророк Иона. Господь повелел Ионе идти в город Ниневию, столицу ассирийского царства, и проповедовать жителям ее покаяние во грехах. Иона, провидя, что ассирийцы будут врагами его отечества, не захотел проповедовать им покаяния, пришел в Иоппию, сел на корабль, отправлявшийся в Фарсис 477 , и поплыл по морю. Господь воздвиг на море великую бурю, и корабль готов был разбиться. Все бывшие на корабле испугались и стали молиться каждый своему богу. А Иона в это время крепко спал внутри корабля. Пришел к нему начальник корабля и сказал: «Что ты спишь? Встань, молись Богу твоему». Но буря не прекращалась. Тогда бросили жребий, чтобы узнать, за кого постигла их такая беда. Жребий пал на Иону. Иона открыл свой грех перед Богом и сказал: «Бросьте меня в море, и море утихнет». Иону взяли и бросили в море, и море утихло. Господь повелел большому киту 478 поглотить Иону. И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи, молясь Богу. После этого Господь повелел киту извергнуть Иону на берег, и кит выбросил его на берег моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Слуга Елисея, Гиезий, пожалел, что господин его ничего не взял от Неемана, и, когда Нееман отправился домой, догнал его и обманом получил от него два таланта серебра и две одежды. Когда Гиезий с подарками возвратился домой и спрятал их, Елисей сказал ему: «Ты обманом получил дары от Неемана, возьми же себе и проказу его». И Гиезий тотчас побелел от проказы, как снег. Много и других чудес сотворил Елисей. Сила Божия была на нем так велика, что и после своей смерти он сотворил чудо: через год после его смерти положили мертвеца в ту пещеру, в которой он был погребен, и мертвый воскрес от прикосновения к его костям. Пророк Иона В царстве Израильском еще за 100 слишком лет до его разрушения жил пророк Иона. Господь повелел Ионе идти в Ниневию, столичный город Ассирийского царства, и объявить ее жителям, что за свои грехи они погибнут, если не покаются. Но Иона, предвидя, что ассирияне будут врагами еврейского народа, не пошел в Ниневию, а сел на корабль и поплыл морем совсем в другую сторону. Но вот на море поднялась сильная буря. Корабль находился в опасности, и все бывшие на нем, ожидая неминуемой смерти, молились. Один только Иона в это время спал. Разбудили его, чтобы и он помолился своему Богу, но буря все-таки не утихала. Все бывшие на корабле стали говорить, что, должно быть, между ними есть великий грешник, за которого Бог карает всех. Чтобы узнать, кто этот великий грешник, бросили жребий, и жребий пал на Иону. Иона признался перед всеми, что бежит от лица Божия и что за него Бог наказывает всех. Тогда бросили его в море и буря утихла. Иону по велению Божию проглотил огромный кит, во чреве которого он живым пробыл три дня и три ночи. Здесь он покаялся и стал молиться Богу. Тогда Господь повелел киту выбросить его на берег. Когда Господь в другой раз повелел Ионе идти в Ниневию, он уже не посмел ослушаться. Придя туда, он целый день ходил по городу и говорил: «Еще три дня и Ниневия погибнет!» Жители Ниневии покаялись: они оделись в печальные одежды, посыпали головы пеплом, наложили на себя строгий пост и молились Богу о помиловании. И Господь умилосердился над ними и помиловал их. Иона сильно огорчился этим и просил себе у Бога смерти. Он вышел за город, сделал себе там шалаш и сидел под ним, ожидая, что будет с городом. И вот над шалашом его выросло тенистое растение, которое закрывало его от солнечного жара. Иона весьма обрадовался этому растению, но на другую ночь оно засохло. Иона этим так огорчился, что опять желал себе смерти. Тогда Бог сказал ему: «Вот ты жалеешь о растении, которое не ты посадил, не ты вырастил! Как же Мне не жалеть великого города Ниневии, в котором находится более 120 000 одних невинных младенцев!» Товит и его сын Товия

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010