2. Мы все образ херувимов тайно являюще и животворящей Троице трисвятую песнь (с ними) воспевающе, всякое ныне житейское отложим (да отринем) попечение, да сопроводить нам Царя всех (или: Царя всего Міра) с ангельскими, невидимо (со)копьеносными (копИеносными) чинми. Аллилуя. 3. Мы все, херувимов тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь (с ними) воспевающе, всякое ныне житейское отложим (да отринем) попечение, да сопроводить нам Царя всех (или: Царя всего Міра) с ангельскими, незримыми и копьеносными ( копИеносными) чинми. Аллилуя 4. Мы все, херувимов тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь (с ними) воспевающе, всякое ныне житейское отложим (да отринем) попечение, да сопроводить нам Царя всех (или: Царя всего Міра) со копьеносным (копИеносным) воинством всех ангелов незримых. Аллилуя. ХЕРУВИМСЬКА ПІСНЯ ЦЕРКОВНОУКРАЇНСЬКОЮ МОВОЮ З ДІЄСЛОВОМ " ПРИЙНЯТИ " (спробуйте проспівати) 1. Ми всі, херувимів таємно образуючи і животворчій Трійці трисвяту(ю) пісню (з ними) співаючи, всякі нині життєві відкладемо (геть відкиньмо) піклування, щоби нам Царя всіх прийняти з ангельскими, невидимо (зі)списоносними чиньми. Алилуя. 2. Ми, що образ херувимів таємно (містично, невимовно, незбагненно) являємо і животворчій Трійці трисвяту(ю) пісню (з ними) співаємо, забудьмо нині всі житєві хвилювання, щоби нам Царя всіх прийняти з ангельскими, невидимо (зі)списоносними чиньми. Алилуя. 3. Ми всі, херувимів таємно образуючи і животворчій Трійці трисвяту(ю) пісню (з ними) співаючи, всякі нині життєві відкладемо (геть відкиньмо) піклування (хвилювання), щоби нам Царя всіх прийняти з ангельськими, незримими і списоносними чиньми. Алилуя. 4. Ми всі, херувимів таємно образуючи і животворчій Трійці трисвяту(ю) пісню (з ними) співаючи, всякі нині життєві відкладемо (геть відкиньмо) піклування (хвилювання), щоби нам Царя всіх прийняти зі списоносним воїнством всіх ангелів незримих. Алилуя. 5. Ми всі, херувимів таємно образуючи і животворчій Трійці трисвяту(ю) пісню (з ними) співаючи, забудьмо нині всі житєві хвилювання, щоби нам Царя всіх прийняти зі списоносним воїнством всіх ангелів незримих.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/22/...

Люди: Господи, помилуй. Диакон: О принесенных и освященных честных Дарах, Господу помолимся. Люди: Господи, помилуй. Диакон: Дабы человеколюбивый Бог наш принял их на святый вышенебесный и невидимый Свой Жертвенник, как благоуханный аромат душ наших, и возниспослал нам божественную благодать и Дар – Святого Духа 529 , – помолимся. Люди: Господи, помилуй. Диакон: Огради, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Люди: Господи, помилуй. Диакон: Дня, во всем совершенного 530 , святого, мирного и безгрешного у Господа просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: Ангела мира – верного наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим 531 . Люди: Подай, Господи. Диакон: Прощения и избавления от грехов 532 и грехопадений 533 наших у Господа просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: Доброго и полезного для душ наших, и мира всему Миру 534 у Господа просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: О прочем времени жизни нашей, дабы кончина была в примирении 535 и в покаянии, у Господа просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: Христианской кончины жизни нашей 536 , безболезненной, непостыдной 537 , мирной и доброго ответа на страшном и великом Суде Христовом просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: Единения веры и Причастия (Общение) Святого Духа испросивше, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Люди: Тебе, Господи. Молитва о спасительном причащении Священник: Боже, Ты – Бог спасающий, принявший от нас дары! Ты Сам научи нас достойно благодарить Тебя за благодеяния, кои Ты сотворил и ныне нам ещё творишь. Очисти нас от всякой скверны плоти и духа и научи жить свято в страхе пред Тобой 538 , дабы принимая в свидетельстве мирной совести часть Святынь Твоих 539 , соединиться со святым Телом и Кровью Христа Твоего и, приняв их достойно, иметь Христа, живущим в сердцах наших и дабы стать храмом Твоего Святого Духа. Не допусти, о Боже наш, дабы кто-либо из причащающихся Твоим страшным и таинственным Дарам, был Тобой наказан или ослабел душой и телом из-за недостойного причащения. Но удостой нас даже при последнем дыхании принять частицу Святынь Твоих в напутствие в вечную жизнь и в залог слышания благоприятного ответа на страшном и великом Суде Христа Твоего. Дабы со всеми святыми, от вечности Тебе благоугодившими, быть нам участниками блаженства, кое Ты уготовал любящим Тебя, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

служебнике – πλημμλεια). В Толковом словаре русского языка В. Даля «прегрешный человек» – весьма порочный, грешный в своей внутренней сути человек. (См. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языках в 4 томах. Т.3. М., изд. Терра-Книжный клуб, 1998. С. 1003.) «Прегрешение» – то, что заслуживает двойного, абсолютного и немедленного отвержения. У некоторых переводчиков «прегрешение»=ошибка, вина, небрежность. В Синодальном русском издании Библии церковнославянское «прегрешение» переводится как «преступление». См. ( Еф.2:1–5 ): «...и вас, мёртвых по преступлениям (др. греч. τ παρπτομα=падение) и грехам вашим, в которых вы некогда жили по обычаю мира сего, (Бог)... оживотворил со Христом» (ср. ( Рим.1:21–32 ). «Оставление грехов и прегрешений» – т. е., освобождение от них и невозвращение к их совершению, что становится возможным при полном уврачевании онтологических последствий первородного греха в человеке. 227 Прошение о том, чтобы небо и земля, примиренные во Христе ( Лк.2:13–14 ), друг с другом были не во вражде, но пребывали бы в Мире Божием. «Мир» с литерой «и» – это Божественный Покой, Божественное Молчание, который, согласно св. ап. Павлу, «превыше всякого ума...» ( Фил.4:7 ) и есть Жизнь в Боге. «Весь Мір» с точкой над ”і” – это все Мироздание в его Вселенской Полноте, т. е., весь целостный сотворённый видимый и невидимый (ангельский) Мир. (Вспомните название известного романа графа А. Н. Толстого «Война и Мір“=„Война и Вселенная“. 230 Здесь прошение земной кончины не через позорную казнь, а естественной, в надежде на вечное спасение, т. е., прошение о достойном окончании земной жизни при всеобщем уважении. 231 Букв. «Вкладываем в Твои руки жизнь нашу». В античные века раб вкладывал свои ладони в руки господина, выражая свою покорность. Отсюда характерное молитвенное сложение рук у латинян. 232 Слав. «мили ся деем» означает ничтожность свою сознавая, будучи недееспособными, умаляя себя, простираясь долу, повергаясь ниц. Молитвы, в которых присутствовала фраза «мили ся деем» всегда выслушивались общиной коленопреклонно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для Константинопольского патриархата это подтверждается 167 Новеллой императора Юстиниана I (527–565), датированной 565 г., которая постановляет: «Более того, мы предписываем всем священникам и епископам говорить молитвы, используемые в Божественном Приношении и святом Крещении не неслышно, но в полный голос, чтобы они были слышны верными, что побуждало бы души слышащих к большему благоговению и возвышало бы их к похвале Господа Бога». Далее, Юстиниан в поддержку своего мнения перефразирует ( 1Кор.14:15–17 ), о том, как может кто-то сказать «Аминь» на ваше благодарение, если не слышит, что вы говорите. Ибо вы можете произносить много благодарений, но другого это не назидает. Далее, ( Рим.10:10 ) «Ибо сердцем веруют к праведности и устами исповедуют ко спасению» надо знать, что говорят уста, чтобы верить в это и быть спасённым. Новелла заключает: «Отсюда следует, что молитвы Святого Приношения и другие молитвы должны быть произносимы епископами и пресвитерами слышимым голосом ко Господу нашему Иисусу Христу, нашему Богу, со Отцом и Святым Духом...» Юстиниан заканчивает угрозами санкций для тех, кто не станет исполнять его декрет – что доказывает, что он боролся с существующими злоупотреблениями и указывал вернуться к тому, что всё ещё считал истинной традицией. Несмотря на постановление Юстиниана, с VIII века византийские литургические комментарии и рукописи свидетельствуют об оставлении ранней традиции. Уже в самой раннем византийской литургической рукописи, Barberini Gr. 336 (ок. 750 г.) Божественная литургия имела рубрики, указывающие, что молитвы должны читаться тайно. Глава 39 византийского литургического комментария, известного как Protheoria (ок. 1085–1095), подтверждает не только то, что битва Юстиниана была проиграна, но и что молчаливая анафора вызывала недоумение и недовольство среди верных: «Некоторые из собравшихся озадачены и спрашивают: „Что всё это значит? Что священник про себя шепчет?“ И они хотят знать, о чём эти молитвы». Такой же процесс упадка можно наблюдать и на Западе. Около 750 г. Ordo Romanus I, 88, уже свидетельствует о молчаливом чтении канона, и с IX в. мы уже видим чёткое различие между Префацией, которая поётся, и следующими после Sancmus‘a молитвами, начиная с Te igitur, часто предваряемыми заголовком Canon Missae или Canon Actionis, которые служащий священник читает тихо.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ибо Ты, Христе, приносящий (Дары) и приносимый (Дар), принимающий и раздающий (Дары), 100 и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцом, и с пресвятым и благим, и животворящим Твоим Духом ныне и во век, и во веки веков! Аминь. Херувимская песнь Варианты изложения с глаголом «приимем» и «сопроводить» 1) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) образующе и животворящей Троице трисвятую песнь 101 с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Ибо днесь Царя всех приимем с ангельскими, невидимо копиеносными чинми. Аллилуя. 2) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) образующе и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Ибо днесь Царя всех приимем во копьеносных воинствах всех ангелов незримых. Аллилуя. 3) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно) образ являюще   и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Ибо днесь Царя всех приимем в сонмах невидимо копиеносных ангелов. Аллилуя. 4) О вы, что херувимов (таинственно, символически, мистически, духовно)  образ являете и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспеваете, – всякое ныне житейское (да) отложим попечение! Ибо днесь Царя всех примем в сонмах невидимо копьеносных ангелов. Алллилуя. 5) Мы все, херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно)  образующе и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Да сопроводить нам Царя всего міра во копьеносных воинствах всех ангелов незримых. Аллилуя. 6) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно)  образ являюще и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Да сопроводить нам Царя всего міра во копьеносных воинствах всех ангелов незримых. Аллилуя. 7) Мы все херувимов тайно (таинственно, символически, мистически, духовно)   образующее и животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, всякое ныне житейское отложим попечение! Да сопроводить нам Царя всего міра в сонмах невидимо копиеносных ангелов. Аллилуя. Просительная ектения Первая

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Болевые точки» — так называется беседа Тимура Щукина с доктором медицинских наук, профессором кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии, руководителем Центра лечения боли ВМА Сергеем Живолуповым. Рассуждая о том, что же такое боль и как ее преодолеть, собеседник журнала, в частности, говорит о духовном врачевании как одном из элементов лечения. По его убеждению, медику, имеющему представление о праведности, здоровой духовной жизни, значительно легче работать со страждущими. Рассуждая о связи веры и здоровья, нельзя обойти вниманием сестер милосердия. Многим их работа кажется неромантичной. «Но можно найти романтику в том, что терпишь какие-то лишения ради любви к ближнему», — уверена сестра Покровский общины Милана Бухарова, размышления которой под заголовком ’’Неромантичная’’ работа’’, записала Татьяна Кириллина. Обсуждение темы прошлого номера «Христианство и литература» вскрыло множество волнующих вопросов и оказалось столь интересным, что редакция решила его продолжить. Что можно, а что нельзя печатать честному издательству? Существует ли компромисс между велением совести и коммерческой выгодой? Имеет ли бумажная книга будущее? Об этом — разговор «Один из ста путей», который провела Ольга Надпорожская с арт-директором издательства «Амфора» Вадимом Назаровым. Автор постоянной рубрики «Камертон» Наталья Никольская обращается к теме современной церковной музыки. Нужна ли она? Ведь есть знаменный и производные от него распевы, есть обиходное пение, и духовных сочинений со времен Дмитрия Бортнянского написано немало. Что может внести современный композитор в колоссальное церковно-музыкальное наследие? По мнению автора, музыкальный облик сегодняшних богослужений заключается в многообразии стилей, поэтому каждое новое сочинение, к примеру, таких композиторов, как митрополит Иларион (Алфеев) или архиепископ Ионафан (Елецких), лишь обогащает церковное искусство. О церковной эмиграции и проблемах семьи в материале «Не жалеешь ли, что стал священником?» рассказывают жители США — протоиерей Виктор Потапов и матушка Мария, стаж семейной жизни которых насчитывает 33 года. Материал в совместной рубрике с радиостанцией «Град Петров» подготовила Анна Подпорокина.

http://old.aquaviva.ru/news/2010-10-29/2...

Облачившись в священные одежды, священник омывает руки, читая стихи 25-го псалма: Омою водой неповинности руки мои и обойду Жертвенник Твой, Господи, дабы услышать голоса воздающих хвалу Тебе, вещающих о всех чудесах Твоих. Мне возлюблена Красота Твоего Дома – место обитания Славы Твоей! Так не погуби душу мою, как отступника, и жизнь мою, как душу убийцы, в руках коего беззаконие и десница коего полна мздоимствований. Сохрани меня, Господи, и помилуй, ибо хожу в одежде непорочности и нога моя стоит на верном пути, и в собраниях (Народа Твоего) благословлю Тебя, Господи. Проскомидия 5 Подойдя к жертвеннику и трижды поклонившись, священник поёт или читает тропарь (глас 4) и затем целует священные сосуды: Искупил Ты нас от клятвы нарушенной заповеди, 6 / пролив, Спасе наш, честную Кровь Свою./Когда же ко кресту Тебя пригвоздили/и копием пронзили,/Ты источил людям бессмертие! Слава Тебе!/ Или: Пролив Свою драгоценную Кровь, Спасе наш,/Ты освободил нас от проклятия нарушенной заповеди./Когда же Тебя пригвоздили ко кресту и копием пронзили,/Ты источил людям бессмертие! Слава Тебе!/ И начинает проскомидию: Благословен Бог 7 наш всегда, ныне и во век, и во веки веков! Аминь. Зятем священник берет просфору и, трижды делая над ней знак креста копием, говорит: Да будет сей знак креста в воспоминание (спасительных страданий) Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Надрезая просфору (с правой стороны печати), он произносит применительно ко Христу древнее пророчество Исаии ( Ис.53:7–8 ) о страданиях Спасителя: Как овца, Он был веден на заклание (с левой стороны): и, как агнец непорочный перед стригущим его бывает безгласным, так и Он не отверзает уст Своих; (с верхней стороны): как обычный Человек, после темницы и суда Он был взят для распятия, (с нижней стороны): но таинственное происхождение Его кто изъяснит? (извлекая копием агничную центральную часть из просфоры): подобно сему действию, отнималась у Него земная жизнь Его. После диаконских слов: «Принеси в жертву, владыко».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Итак, степенны, называемые также антифонами по способу их исполнения хорами попеременно, содержат моления об исправлении и очищении души благодатью Духа Святого. Девять стихов антифонов, как говорят многие толкователи числа 9 в Церкви, соответствуют пению девяти чинов ангелов, воспевающих Святую Троицу. Степенны возвышают душу своим умиленно-покаянным содержанием и подготавливают молящихся к слушанию Евангелия. Содержание их заимствовано из 15-ти псалмов, называемых степенными (псалмы 119–133), именовавшимися у евреев «песнями степеней». Блаженный Августин дает этим псалмам духовное значение, утверждая, что в них изображается восхождение души от земного к небесному, от греха ко Христу по степеням добродетелей, а блаженный Феодорит Кирский свидетельствует, что всякая ступень, ведущая ко храму Соломонову, предзнаменовала особую добродетель Нового Завета. Таким образом, антифоны изображают восхождение христиан от греха (Вавилона) в Царство Небесное – горний Иерусалим, подобно тому, как происходило возвращение иудеев из плена вавилонского. Степенных антифонов восемь — по числу гласов. Каждый составлен из трех частей, или тропарей, для каждого гласа, кроме восьмого, там их четыре. Поются они на особый напев. К каждому присоединено в конце прославление Святого Духа. Степенны 1-го гласа. Стихирарь крюковый с прибавлениями, полуустав написан в 1437 году Хорошей иллюстрацией может послужить анализ отдельного текста. В частности, рассмотрим антифоны 1-го и 5-го гласа. Причина такого подбора — соответствие тем тропарей антифонов этих гласов. Они берут свою основу в псалмах 119–121-м. Значительную помощь в раскрытии содержания нам окажет перевод на русский язык воскресных служб Октоиха, сделанный преподавателем Тобольской духовной семинарии И. Ловягиным (1888 г.) и святоотеческое толкование текста Псалтири. Прежде чем приступить к разбору, предлагаем прослушать небольшие отрывки степенных антифонов в исполнении хоров за богослужением. Для лучшей передачи смысла и молитвенного настроя самих антифонов мы выбрали распев антифонов в переложении архиепископа Ионафана (Елецких):

http://azbyka.ru/soderzhanie-stepennyh-a...

Что же происходит под конец XX века и на рубеже XX и XXI? Мы видим, что все больше композиторов обращаются к религиозной теме. Причем берут самые традиционные жанры: реквием, мессы, православные духовные тексты. Арво Пярт — наверное, самый широко исполняемый сейчас композитор — пишет в основном музыку на духовные тексты. Карл Дженкинс — очень известный сейчас британский композитор, опять же, пишет реквиемы, мессы, хотя начинал с музыки для рекламных роликов. Я могу назвать и другие имена современных композиторов. Их много и они обращаются к духовной музыке, но это музыка не специально для храма, а вдохновлённая религиозным опытом, музыка на религиозные тексты, звучащая в светском контексте. А. Соколов: Празднование 1000-летия принятия христианства на Руси, побудило многих композиторов, прежде даже не задумывающихся о своих ориентирах творчества, попробовать перо в жанре, близком к литургическому. Наверное, этот момент был достаточно показательный, но, в то же время, он обнажил некоторую проблему, ибо есть музыка душевная, а есть духовная. И между ними зыбкая грань. Сам Кастальский, когда обдумывал свое сочинение — «Братское поминовение» — принимал во внимание те каноны, которые на том этапе от Синода фактически ставили определенный предел такому поиску. Насколько современное состояние Церкви расширило эти возможности? Что звучит в Вашем храме? Митрополит Иларион: Могу Вас заверить как постоянный член Священного Синода, что мы не обсуждаем музыкальные вопросы на заседаниях Синода. Мы не ограничиваем творчество композиторов. Некоторые члены Синода сами занимаются музыкальным творчеством. Я хотел бы привести в пример одного моего собрата — митрополита Ионафана (Елецких) , чье музыкальное творчество — весомый вклад в сокровищницу отечественной православной культуры. Это замечательный церковный композитор. Он автор нескольких «Литургий». Кстати, основой музыки его «Литургии мира» стал григорианский хорал. С художественной точки зрения это получилось очень убедительно. Бесплотные, колышущиеся звуки древнего хорала создают ощущение свободы и пространства.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3852876...

Затем священник или диакон поименно поминает живых верных, читая их частные диптихи: – Помяни, Господи, (имя). Затем священник или диакон также поминает усопших: – В память и оставление грехов почивших святейших патриархов и (если преставились) блаженных создателей этого святого храма. Затем поименно: Помяни, Господи, (имя). После этого: И всех с надеждой на воскресение для жизни вечной и общения с Тобой усопших православных отцов и братьев наших помяни, человеколюбивый Господи (читает частные диптихи об усопших). Затем: Помяни, Господи, и меня недостойного, и прости мне все грехи – как вольные, так и невольные. Благословляя кадильницу с фимиамом, священник говорит: Каждение, Тебе ныне приносимое, Христе, Боже наш, да будет пред Тобой, как благоуханный аромат любви к Тебе душ наших. Прими его на Вышенебесный Твой Жертвенник и возниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа. Окадив звездицу и ставя ее над Агнцем, священник говорит: И, придя, звезда остановилась над местом, где был Младенец ( Мф.2:9 ). Окадив первый покровец, и накрывая им Дискос: Господь царствует, в Красоту облачившись. Опоясан Господь Своим могуществом, коим Вселенная тверда и не колеблется. И Престол Твой, Господи, утвержден искони Тобой – от начала веков. Реки, Господи, устремляют к Тебе воды свои, поднимая ввысь волны свои. Но превыше всех вод и волн морских – Твоя Сила, о, Всевышний Господь. И откровения Твои – всегда верны, и Святый Дом Твой, Господи, во веки пребывает ( Пс.92 ). Покадив второй покровец и накрывая им Чашу: Слава Твоя, Христе, объяла все Небеса и наполнила всю землю. Покадив большой покров («воздух») и накрывая им Дискос с Чашей: Ты укрой нас, как крыльями, отгони от нас всех врагов и противящихся, даруй Твой Мир нашей жизни, Господи, помилуй нас и Мір Твой, и спаси души наши, ибо Ты – Бог благой и человеколюбивый. Окаживая Дискос и Чашу с уготованными для Евхаристии хлебом и вином («предложение»), священник трижды говорит: Да благословляется всеми Бог наш, изволивший так совершить (спасение наше), и да славится Он всегда, ныне и присно (и во все времена), и во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010