251 Из педагогических и мистагогических соображений, дабы тайна Евхаристии не была профанирована, в древности запрещалось выставлять Тело и Кровь Христовы напоказ катехуменам, чтобы язычники, по незнанию, не осмеяли их, а оглашаемые не соблазнились, слушая их (См. Св. Афанасий Великий . Апология против язычников. II: 46 (PG 25–268 SA). Известно, что закрытость Таинства Причащения порождала в массах язычников и недоброжелателей нелепые слухи и домыслы, что христиане на своих собраниях якобы совершают ритуальные убийства детей и пьют их кровь, и это вызывало ненависть к ученикам Христовым и расправу толпы над ними. Раскрытие учения о таинстве причащения приравнивалось к предательству Иуды. Поэтому молитва перед причащением имеет характер обещания сохранять тайну учения о Евхаристии. 252 Церк. слав. «Достояние Твое»=наследие Твое, синоним христианского народа Божьего и святынь Церкви. 253 «Приняв Духа Небесного» – т. е., получив через причащение дар Общения в Духе Святом, божественную освящающую благодать. 255 Слав. «...весь день поучатися правде Твоей...» – после Литургии христиане весь воскресный день старались общаться с Богом, слушая заповеди Христовы, ведущие к оправданию на суде Божием. 256 В древности все ектении выслушивались верными коленопреклонно. Но после причащения благодарственная ектения выслушивалась стоя. Слав. «просто» означает прямо, благообразно, пристойно, стоя на ногах. «Прости,... дабы достойно возблагодарить...» – призыв возблагодарить Бога стоя и благоговейно. 257 Произносилась вслух всего народа по сложении св. антиминса священником. Сейчас возглас произносится отдельно от предшествующей ему молитвы – при осенении Евангелием святого антиминса. 259 Церк. слав. «достояние Твое» – наследие Твое, т. е., новозаветный христианский избранный Народ Божий. Ср. гимн «Спаси, Господи, Люди Твоя и благослови (нас, ибо мы ) – достояние Твое». 260 Полнота Церкви=кафоличность=соборность – невидимая и видимая стороны бытия Церкви (Божественная и человеческая): сакраментальная, пространственная, гносеологическая, социальная, моральная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон: О святом храме сем и о входящих в него с верой, благоговением и страхом Божиим, Господу помолимся. Люди: Господи, помилуй. Диакон: Об избавлении от всех скорбей, ненависти и притеснений Господу помолимся. Люди: Господи, помилуй. Диакон: Огради, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Люди: Господи, помилуй. Диакон: Дня, во всем совершенного 373 , святого, мирного и безгрешного у Господа просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: Ангела мира – верного наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим 374 . Люди: Подай, Господи. Диакон: Прощения и избавления от грехов 375 и грехопадений 376 наших у Господа просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: Доброго и полезного для душ наших, и мира всему Миру 377 у Господа просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: О прочем времени жизни нашей, дабы кончина была в примирении 378 и в покаянии, у Господа просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: Христианской кончины жизни нашей 379 , безболезненной, непостыдной 380 , мирной и доброго ответа на страшном и великом Суде Христовом просим. Люди: Подай, Господи. Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Люди: Тебе, Господи. Молитва приношения Священник: Господи, Ты – Бог наш, создавший и приведший нас в сию жизнь, показавший пути ко спасению, даровавший нам откровение небесных Таинств 381 и поставивший Силой Духа Твоего Святого для сего Служения 382 . Благоволи, Господи, быть нам служителями Нового Завета 383 , совершителями святых Твоих Таинств и, по великой милости Твоей, прими нас, приближающихся ко святому Твоему Жертвеннику 384 , дабы достойно приносить Тебе сию словесную и бескровную Жертву о прощении вольных и невольных наших грехов и грехов всего Народа. Прими сию бескровную Жертву на святый Твой превышенебесный и невидимый Жертвенник, как приятное благоухание, и как воздаяние, ниспосли нам благодать Святого Твоего Духа 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что же происходит под конец XX века и на рубеже XX и XXI? Мы видим, что все больше композиторов обращаются к религиозной теме. Причем берут самые традиционные жанры: реквием, мессы, православные духовные тексты. Арво Пярт — наверное, самый широко исполняемый сейчас композитор — пишет в основном музыку на духовные тексты. Карл Дженкинс — очень известный сейчас британский композитор, опять же, пишет реквиемы, мессы, хотя начинал с музыки для рекламных роликов. Я могу назвать и другие имена современных композиторов. Их много и они обращаются к духовной музыке, но это музыка не специально для храма, а вдохновлённая религиозным опытом, музыка на религиозные тексты, звучащая в светском контексте. А. Соколов: Празднование 1000-летия принятия христианства на Руси, побудило многих композиторов, прежде даже не задумывающихся о своих ориентирах творчества, попробовать перо в жанре, близком к литургическому. Наверное, этот момент был достаточно показательный, но, в то же время, он обнажил некоторую проблему, ибо есть музыка душевная, а есть духовная. И между ними зыбкая грань. Сам Кастальский, когда обдумывал свое сочинение — «Братское поминовение» — принимал во внимание те каноны, которые на том этапе от Синода фактически ставили определенный предел такому поиску. Насколько современное состояние Церкви расширило эти возможности? Что звучит в Вашем храме? Митрополит Иларион: Могу Вас заверить как постоянный член Священного Синода, что мы не обсуждаем музыкальные вопросы на заседаниях Синода. Мы не ограничиваем творчество композиторов. Некоторые члены Синода сами занимаются музыкальным творчеством. Я хотел бы привести в пример одного моего собрата — митрополита Ионафана (Елецких) . Это замечательный церковный композитор. Он автор нескольких «Литургий». Кстати, в одной из своих «Литургий» в мелодиях он использует григорианские хоралы. Это получается с художественной точки зрения очень убедительно. Я не сторонник того, чтобы мирское или инославное вторгалось в пространство православного храма. Я за то, чтобы, наоборот, сокровища православной духовности становились известными за пределами храма.

http://patriarchia.ru/db/text/3852874.ht...

Вообще делать подобные вставки – крайне опасно, ибо малейшая лишняя деталь может исказить текст до неузнаваемости. Например, автор статьи предлагает, помимо местоимения « Мы», вставить в самое начало гимна еще и местоимение « все», т. е. получается « Мы все». Но, как мы ранее упоминали, ни в греческом оригинале, ни в славянском переводе нет местоимения «мы», а артикль «οι» (слав. иже ) может и вовсе не переводиться, ибо, будучи лишь определенным артиклем, он подчеркивает действие причастий εικονζοντες образующе и προσδοντες припевающе . Более того, причастия с артиклем «οι» (слав. иже) могут рассматриваться как субстантивированные, т. е. выступать в роли существительного и фактически являться в предложении подлежащим. Так, Н. Ильминский приводит примеры различных способов перевода греческих сочетаний артикля с причастием на церковнославянский язык. В числе прочих имеются случаи, когда причастие переводится как полное, но без иже, и может быть подлежащим, напр.: Οι δè βσκοντεςφυγον. Пасущии же бежаша. Син. пер.: Пастухи же побежали. ( Мф 8, 33) . Особенно же показательны примеры, когда причастие и артикль переводятся в поздней редакции местоимением иже + причастие, а в более древней, – просто причастием, выступающим в роли подлежащего. Напр.: Иже по мне грядый ( οπσω μου ερχμενος) предо мною бысть.( Ин. 1, 15). Грядый по мъне предъ мъною бысть (Остроимирово, Мариинское и Галичское Евангелия). Син. пер.: Идущий за мною стал впереди меня . Таким образом, местоимения «мы», а тем более «мы все» в начале гимна ни в коем случае быть не должно , ибо не оно сосредоточивает на себе главное внимание. Главные здесь отнюдь не мы, а херувимы. Такое построение греческой фразы, с благоговейной точностью переданное нам славянскими переводчиками, есть пример одного из самых распространенных поэтических приемов славяно-византийской гимнографии. «Порядок и расположение слов в предложениях определяется ходом заявляемой и развиваемой мысли… Подлежащее как предмет или сюжет речи, ставится на первом месте рядом с теми словами, которые распространяют или точнее определяют именно его понятие; затем – сказуемое тоже с привходящими к нему ближайшими определениями, дополнениями; прямой объект (курсив автора. – Н. А.) примыкает к своему управляющему глаголу, равно как родительный и дательный смежно сопровождают те слова, от которых они зависят. Но часто расположение слов служит риторическим целям, так что синтаксически второстепенные слова ставятся поближе к началу или дажев самом начале предложения, сосредоточивая таким образом на себе силу выражения и получая так называемое логическое ударение. … Прямой объект, напр., ставится иногда для особой выразительности во главе своего предложения, а именительный-подлежащее находится или должен быть нами подразумеваем в конце предложения» .

http://bogoslov.ru/article/1894326

Итак, сделаем вывод. В византийско-славянской гимнографии для смыслового выделения той или иной лексемы последняя ставится в начало предложения, хотя чаще всего является не подлежащим, а прямым дополнением. Это принципиально отличает гимнографический текст как поэтический от логически выверенного текста прозаического (научного, информативного и т. п.), где на первое место ставится именно подлежащее. Таким образом, все представленные в рассматриваемой работе переводы Херувимского гимна на русский язык, начинающиеся с лексемы « мы» (и тем более – « мы все»), нарушают основной риторический прием гимна как произведения духовно-поэтического, переводят его в жанр произведения прозаического, а кроме того, разрушают задуманные гимнотворцем важнейшие смысловые акценты, низводя смысл гимна из духовно-мистического в человечески-земной. Но об этом позже. Основным же риторическим приемом славяно-византийской гимнографии является так называемый период . «Периодическая речь более энергична и более ясна, чем прямолинейно развивающаяся: сила, связующая принципом содержания и одухотворяющая главным намерением все отдельные части речи, в периоде центрально сосредоточивается, откуда и освещает все предложения до своей окружности. Обыкновенно период состоял минимум из двух частей (κλα – членов, колен) и не более как из 4-х. Самым бойким периодом риторы всегда считали тот, в основу которого положены антитезы, где части одного колена подобны и симметричны своею формой частям другого, но по содержанию взаимно противополагаются, где члены задуманной группы не толпятся в одном месте, обратившись лицами в одну сторону, но каждый член уясняет общее с своей собственной точки зрения, так что общее состоит в гармоническом примирении начальных контрастов и главная мысль не только развивается из себя, но и рисуется светом, отражаемым от противопоставленных вокруг ея членов речи» . Необходимым условием и следствием такой симметричной и «закругленной» периодической фразы является ритм. Посмотрим, как выражается этот поэтический прием в Херувимском гимне.

http://bogoslov.ru/article/1894326

Это отделение священноначальника от народа и мотив тайны подчеркивается при изъяснении Литургии, «таинства таинств», «совершеннейшего из таинств», «таинства собрания или общения». Например, «приобщившись и преподав богоначальное причастие (другим), (иерарх) обращается, наконец, к священному благодарению (вместе с народом, который участвует в благодарении, приникая к одним только божественным символам), а он сам, возводясь постоянно богоначальным Духом священноначальственно, в чистоте богообразного чина, к святым началам совершаемых (действий) в блаженных и мысленных созерцаниях» 351 . Или, как впоследствии перефразирует Георгий Пахимер, «толпа взирает только на божественные символы, так как не может рассуждать о чем-либо высшем, а сам иерарх возводится к тем первообразам – к самому честному Телу и Крови Господней, веруя, что предлежащие (символы) предложены в них (в истинное Тело и истинную Кровь) святым и вседействующим Духом» 352 . Эти взгляды на мистериальный характер Евхаристии способствовали укреплению начавшейся в Сирии практике тайного чтения анафоры и развитию тех настроений страха и трепета 353 , которые особенно развиты в толковании Нарсаи, несомненно, знакомого, если не с Corpus Areopagiticum, то, во всяком случае, с его основными идеями, которые носились, так сказать, в воздухе Сирии. Надо заметить, однако, что тайное чтение евхаристических молитв первоначально не означало отстранения верующих от участия в принесении евхаристической жертвы. По Феодору Мопсуэстийскому, «священник – язык церковной общины» 354 . «Все мы составляем одно Тело Христа нашего Господа, и все мы члены один другого, и священник только исполняет обязанности члена, который выше других членов тела, как, например, глаз или язык... Как язык, он приносит молитвы всех... 355 . Все мы приносим дар со священником, и хотя последний и встает один, чтобы принести его, но он приносит его, как язык, за все тело. Таким образом, приносимый дар принадлежит всем, и он полагается перед всеми нами так, чтобы мы могли одинаково участвовать в нем» 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Люди:     Господи, помилуй. Молитва об усопших 70 Священник: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший, дьявола упразднивший и жизнь міру Твоему даровавший! Ты Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих в месте счастливом, в месте цветущем, в месте покойном, откуда сбежали болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом, делом или в помышлениях, Ты, как благой и человеколюбивый Бог , прости. Ибо нет человека, который жив будет и не согрешит. Ты – один без греха, правда Твоя – правда вовеки, и Слово Твое – истина. 71 Ибо Ты, Христе Боже, –  воскресение, жизнь и покой усопших рабов Твоих (имена) и Тебе славу возсылаем 72 со безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим и животворящим Твоим Духом ныне и во век, и во веки веков! Люди: Аминь. Ектения об оглашаемых 73 Диакон:   Оглашаемые,  Господу помолитесь.    Оглашаемые:      Господи, помилуй. Диакон:    Верные, об оглашаемых пом олимся, да Господь помилует их. Верные:   Господи, помилуй. Диакон:   Дабы уразуметь им Слово Истины. Верные:   Господи, помилуй. Диакон:   Дабы открылось им Благовестие оправдания. Верные:   Господи, помилуй. Диакон:    Дабы соединиться им во святой Твоей, соборной и апостольской Церкви. Верные:   Господи, помилуй. Диакон:    Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Верные:   Господи, помилуй. Диакон:    Оглашаемые, главы ваши пред Господом преклоните. Оглашаемые: (склоняя главы) Тебе, Господи. Ектения верных 80 первая 81 Диакон:   Оглашаемые, удалитесь! 82 Да никто из оглашаемых! Только верные! Вновь и вновь миром Господу помолимся! Люди:      Господи, помилуй. Диакон:   Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Люди:      Господи, помилуй. Диакон:   Премудрость! Молитва верных первая Священник: Господи, Ты явил нам сие великое Таинство Спасения 83 и позволил смиренным и недостойным рабам Твоим быть служителями Твоего Святого Жертвенника! Ты, совершающий всё во всём, силой Духа Твоего Святого предуготовь нас для Служения сего, дабы, представ неосужденно святой Твоей Славе, принести Тебе жертву Хвалы. Сотвори, Господи, дабы жертва сия, приносимая за наши грехи и за грехи человеческого неведения, 84 была бы Тебя достойной и Тебе благоугодной. Ибо Тебе подобает слава, честь и поклонение – Отцу и Сыну и Святому Духу – и ныне, и во век, и во веки веков!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

В Царствии Божием отпадут символы, останутся только реальности. Там мы не будем причащаться Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, но будем «непосредственно (истее)» причащаться Самого Христа – Источника жизни и бессмертия. Но, хотя изменится вид, образ, форма нашего приобщения к Богу, не изменится его сущность: это всегда будет личная встреча человека с Богом, причем человека не изолированного от других, но находящегося в общении с другими. В этом смысле справедливо говорится о том, что Литургия, совершаемая на земле, – лишь часть той непрестанной Литургии, которая совершается человеками и ангелами в Царстве Небесном. Иеромонах Микаэл Арранц. О древней практике произнесения ектении и чтении евхаристических молитвословий (+2008), СПб.ДА, лекции. О древней практике произнесения ЕКТЕНИи и чтении евхаристических молитвословий В древности все ектении были «мирными», т.к. имели в начале призыв: «Миром (т. е. в полном душевном покое, в молчании) Господу помолимся». На первом прошении верные, молча, «ничтоже отвещавая», умиряли чувства и возводили свой ум «горе» – к невидимому Богу. Диаконские прошения на мирной ектении, начиная от «О свышнем мире…», верные уже выслушивали коленопреклонно. Внешним знаком к коленопреклонению на иных ектениях служило первое возглашение «Паки и паки («миром»), преклоньше колени, Господу помолимся». Знаком перехода к стоянию собрания верных служило возглашение: «Заступи, спаси, помилуй («возстави») и сохрани…» Просительные возглашения диакона («Дне всего совершенна») выслушивались всеми стоя и, как правило, без произнесения «Господи, помилуй» (как в Литургии св. Иакова). Некоторые молитвы Евхаристии полагалось читать «во услышание народа», а иные, чтобы слышали только сослужащие («тайно»). Молитва священника на ектении выслушивалась, как правило, также коленопреклонно. Место священнической молитвы было перед возглашением диакона «Заступи, помилуй…» или, что более естественно, перед распевным произнесением священником возгласа. Диакон часто подавал знак к общей молитве возглашением «Премудрость», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

коим Ты вверил правление страной нашей, вооружи их истиной, увенчай Твоим благоволением, осени главы их в день брани, укрепи их мышцу, поддержи их десницу, упрочь их правление, (покори им, воюющие с ними народы), 240 даруй им Твой глубокий и нерушимый Мир, внуши им благие мысли о Церкви Твоей и о всём Народе Твоём, дабы мы, при мирном их правлении, проводили жизнь спокойно, тихо, благочестиво и без мятежей. Помяни, Господи, начальствующих и имеющих власть в воинстве страны нашей. Всех добрих среди них – добротой Твоею укрепи, всех же злых – блаженными яви 241 той же благостью. Помяни, Господи, стоящий пред Тобой Народ Твой, и тех, кто ныне отсутствует по благой вине, и помилуй их и нас по великой Твоей милости. Подай всем счастливую жизнь, семьи их в мире и единомыслии соблюди, младенцев напитай, юных наставь, старых поддержи, малодушных утешь, расточенных во Отечество собери, заблудших возврати и соедини ко Святой Твоей Соборной и Апостольской Церкви, 242 страдающих от духов нечистых обереги. Соплыви, Господи, с плавающими в море, сопутствуй держащим путь по земле, заступись за вдовиц, сирот защити, пленных вызволи и больных – повсюду исцели. Помяни, Господи, осужденных и находящихся в ссылках, в заключении или в скорбном рабстве, в притеснениях, унижениях или во всякой опасности. Помяни, Господи, Боже наш, всех нуждающихся в великом Твоем милосердии, помяни и любящих, и ненавидящих нас, и просивших нас, недостойных, помолиться о них. Помяни, Господи, повсюду живущий Народ Твой и излей на него изобилие Твоих милостей, исполняя прошения каждого, ради спасения его. И тех, коих мы ныне не помянули по незнанию или по забвению, или по множеству имен, 243 – Ты также помяни, Боже, ибо Тебе предведомы и начало их жизни, и их имена, когда они ещё пребывали во чреве матерей своих. Всех их помяни, Господи, ибо Ты – Помощь беспомощным, Надежда безнадежным, Спаситель погибающим, Пристань плавающим, Врач всем больным. Ты Сам будь Всем для всех, 244 ибо Ты знаешь главу каждого семейства и прошения его, Ты знаешь каждого из их семьи и нужды каждого из них. 245 Спаси, Господи, град наш (селение наше) и иные города и страны, и всех, живущих в них по вере, и сохрани их от голода,

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Для Константинопольского патриархата это подтверждается 167 Новеллой императора Юстиниана I (527–565), датированной 565 г., которая постановляет: «Более того, мы предписываем всем священникам и епископам говорить молитвы, используемые в Божественном Приношении и святом Крещении не неслышно, но в полный голос, чтобы они были слышны верными, что побуждало бы души слышащих к большему благоговению и возвышало бы их к похвале Господа Бога». Далее Юстиниан в поддержку своего мнения перефразирует 1 Кор, 14:15–17, о том, как может кто-то сказать «Аминь» на ваше благодарение, если не слышит, что вы говорите. Ибо вы можете произносить много благодарений, но другого это не назидает. Далее Рим.10:10  «Ибо сердцем веруют к праведности и устами исповедуют ко спасению» надо знать, что говорят уста, чтобы верить в это и быть спасённым. Новелла заключает: «Отсюда следует, что молитвы Святого Приношения и другие молитвы должны быть произносимы епископами и пресвитерами слышимым голосом ко Господу нашему Иисусу Христу, нашему Богу, со Отцом и Святым Духом…» Юстиниан заканчивает угрозами санкций для тех, кто не станет исполнять его декрет – что доказывает, что он боролся с существующими злоупотреблениями и указывал вернуться к тому, что всё ещё считал истинной традицией. Несмотря на постановление Юстиниана, с VIII века византийские литургические комментарии и рукописи свидетельствуют об оставлении ранней традиции. Уже в самой ранней византийской литургической рукописи, Barberini Gr. 336 (ок.750 г.) Божественная Литургия имела рубрики, указывающие, что молитвы должны читаться тайно. Глава 39 византийского литургического комментария, известного как Protheoria (ок.1085–1095) подтверждает не только то, что битва Юстиниана была проиграна, но и что молчаливая анафора вызывала недоумение и недовольство среди верных: «Некоторые из собравшихся озадачены и спрашивают: «Что всё это значит? Что священник про себя шепчет?» И они хотят знать, о чём эти молитвы». Такой же процесс упадка можно наблюдать и на Западе. Около 750 г. Ordo Romanus I, 88, уже свидетельствует о молчаливом чтении канона, и с IX в. мы уже видим чёткое различие между Префацией, которая поётся, и следующими после Sanctus " а молитвами, начиная с Teigitur, часто предваряемыми заголовком Canon Missae или Canon Actionis, которые служащий священник читает тихо.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010