Старец Иона окормлял не только Свято-Михайловский монастырь, находившийся в городе, но и Благовещенский, располагавшийся в 25 верстах от Одессы. Батюшка любил его и называл «мое Благовещенское чадо». Монахиня этого монастыря матушка Онуфрия, в мантии Антония (Журова), рассказывала: «Однажды приходит в монастырь женщина и спрашивает: «А кто здесь отец Иона?» Когда ей объяснили, она рассказала свой сон. Явилась ей покойная мать и сказала: «Все забыли о нас, никто не молится, не посещает. И только отец Иона проездом навестил нас, и мы получили великое утешение». И действительно — святой праведный Иона, проезжая мимо старого заброшенного кладбища, был тронут жалким его видом, и о становился там помолиться. В последние годы жизни, предвидя будущие скорби, праведный сказал в храме Благовещенского монастыря: «Я вижу 200 венцов мученических над сестрами». Впоследствии безбожной властью были замучены 200 монахинь. В январе 1920 г. на предложение эвакуироваться за границу вместе с последними подразделениями Белой армии батюшка ответил: «Да разве я могу в такое страшное для всех время оставить свой пост, свою паству! Это было бы непростительным грехом». В 1921 г. Свято-Никольский храм лишился значительной части своего имущества, а настоятель был арестован. Но в защиту своего пастыря выступили рабочие и крестьяне, поднялся такой шум, что власти вынуждены были его выпустить. Тяжелая болезнь, уремия, приблизила кончину старца, после которой особым почитанием стала пользоваться комната, где святой провел последние дни своей жизни: маленькая узенькая спальня, где стояли кровать, кресло, в котором скончался праведный Иона, и простой деревянный шкафчик, в котором под стеклом находилось много икон. Рака с мощами св. прав. Ионы Атаманского      На двадцатый день по кончине старца, во время посещения этой спальни почитателями, ребенок одного из них, указывая на кресло, сказал: «Дедушка сидит». Прибывший издалека священник, опоздав на похороны и прибыв уже в темное время суток, увидел над могилой святого праведного Ионы двух ангелов.

http://pravoslavie.ru/92042.html

После всех подошла к кресту и успокоившаяся страждущая бесноватая. Когда о. Иона окропил ее святой водой, она воздела вверх руки и проговорила: «Слава Тебе, Господи Боже мой, слава Тебе!» Когда все приложились ко кресту, о. Иона сделал пред царскими вратами у образа Божией Матери земной поклон, а певчие громогласно запели: «Владычице, приими молитвы раб Твоих, и избави нас от всякия нужды и печали!» К певчим присоединились голоса многих молящихся в храме, и вся церковь , как бы едиными устами и единым сердцем, слилась в молитву... Окончилась служба, но молящиеся не расходились, несмотря на то, что было уже половина первого (иногда служба оканчивалась гораздо позже)... Мне не хотелось уходить отсюда. Казалось, я бы остался здесь навсегда, до конца дней моих. На дворе я увидел толпу в несколько сот нищих, так называемых босяков, поджидающих милостыни. Мне рассказывали, что о. Иона является для босяков родным отцом. Он не только помогает им материально, но приучил их к говению, многих спас от неверия и обратил на путь спасения. Отец Иона стал раздавать им билеты на обед. Получив билет, они бегом отправлялись в столовую, находившуюся где-то в городе... «Дающего рука не оскудеет»... Скажу о себе, что я был несколько раз в церкви о. Ионы и всегда выходил с обновленной душой, с чувством и жаждой лучшей, святой жизни». Пастырское служение о. Ионы Атаманского выпало на тяжелый период отечественной истории: русско-японская война 1905 года, восстание на броненосце «Потемкин», Февральская революция и Октябрьский переворот 1917 года, гражданская война 1918–1920 гг., голод, разруха, обновленческий раскол, гонение на Православие. После Октябрьского переворота и установления советской власти в городе о. Иона продолжал свое служение в Свято-Николаевской церкви. Он призывал своих прихожан не поддаваться духу времени, сохранять веру в Бога, быть верными чадами Православной Церкви. В это сложное время, Господь по молитвам праведника творил чудеса: По свидетельству Райковой Л. К., отец её мужа  исцелился от эпилепсии, по молитвам праведника. (До этого ни один врач не смог вылечить его).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Один афонский инок говорил об отце Ионе: «Сердце мое наполнялось при его присутствии неизреченным миром и неизъяснимой радостью». Очевидец писал: «Отец Иона погружает крест в воду и из креста льет воду в рот и на голову бесноватой. И — чудное дело! — бесноватая успокоилась, присмирела и встала в сторону. Я заметил, что крест у отца Ионы из кипарисового дерева, обложен по сторонам каким-то вызолоченным металлом, в подножие вставлена частица Животворящего Креста Господня. В середине креста есть пустота, в которую набирается вода и маленькими струйками льется чрез нижний конец креста. Богомольцы раскрывают рот и отец Иона льет воду из креста в рот и на лицо всем присутствующим в храме. После этого все прикладываются ко кресту, и отец Иона окропляет их святой водой. ... Не могу передать благоговейного чувства в этот момент, только скажу, что даже закоренелый грешник придет в умиление от такой молитвы всей церкви. Недаром говорят, что нигде не помолишься, как у отца Ионы... Мне казалось, что я очутился в святой первохристианской семье, которая во главе со своим отцом пела победные, священные, великие гимны. По окончании трапезы и молитвы я вышел вслед за отцом Ионой во двор. По дороге отца Иону останавливали богомольцы с разными просьбами. Вот мать подводит дочь и просит благословения на поступление в монастырь. Далее поджидает вдовица с сиротами. Там стоят с письмами какие-то дальние приезжие. Всех выслушивает батюшка, никого не оставляет без слова утешения. Я после узнал, что без благословения отца Ионы никто из его почитателей не начинает никакого важного дела или предприятия. Мне не хотелось уходить отсюда. Казалось, я бы остался здесь навсегда, до конца дней моих...» В пасхальное воскресение, похристосовавшись со всеми, батюшка раздавал угощения с нескольких возов, которые прибывали всякий раз на этот великий праздник. Но и в «обычные» воскресенья, и в праздничные дни отец Иона приглашал народ в странноприимницу, длинный одноэтажный каменный дом, где был приготовлен обед, и за стол на лавках усаживалось около ста человек, и можно было видеть здесь и священника, и иеромонаха, и купца, и простолюдина. Нечто подобное, как писал очевидец, было в первые века христианства, когда устраивались так называемые «вечери любви». «Мне казалось, что я очутился в святой первохристианской семье, которая во главе со своим отцом пела победные, священные, великие гимны».

http://pravoslavie.ru/92042.html

С 1840 г. К. м. управлял иером. Иона (Панкеев), постриженик архим. Кирилла I. В 30-х гг. XIX в. большинство братии К. м. были пострижены архим. Кириллом; многие происходили из таврического единоверческого центра с. Б. Знаменка: иеромонахи Сергий (Панкеев), Симеон (Двоезерский), Иона (Панкеев), Герасим (Панкеев), иеродиак. Иоасаф (Рыльский). Иером. Иона, вступивший в К. м. в 1820 г. и постриженный в 1823 г., с марта 1831 по март 1832 г. управлял второклассным Бизюковым Пропасным во имя сщмч. Григория монастырем . В 1842 г. иером. Иона был назначен строителем К. м. В 1845 г. иеродиак. Силуан направил на имя архиеп. Гавриила (Розанова) донос на строителя иером. Иону и казначея иером. Иоасафа. Впоследствии разбирались и др. дела с участием настоятеля и братии ( Бельский. 1999. С. 81-82). В ходе следствия вскрылись факты неблаговидного поведения строителя и казначея (ГА Херсонской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 76), к тому же оба оказались замешаны в деле о попытке ограбления К. м. солдатами-горнистами Софийского морского полка в 1844 г. В действительности вечером в день праздника Рождества Христова солдаты-горнисты устроили маскарад, представившись иером. Ионе свитой генерала крымских соляных приисков во главе с самим генералом. Настоятелю удалось выпроводить дебоширов, но впоследствии выяснилось, что казначей иером. Иоасаф принимал у себя в келье в канун совершения литургии театральное зрелище, т. е. переодетых солдат. 18 марта 1847 г. иеромонахи Иона и Иоасаф были запрещены в священнослужении, бывш. строитель 17 дек. отправлен под надзор в одесский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ( Бельский. 1999. С. 81), а бывш. казначей 18 апр. повторно запрещен по делу «о зрелище» и 10 дек. сослан в Бизюков мон-рь. В июне 1848 г. архиеп. Херсонский свт. Иннокентий (Борисов) утвердил иером. Иоасафа (Рыльского) в штате Бизюкова мон-ря, но запрета с него не снял (ГА Херсонской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 73. С. 2-4 об., 13-14, 164-164 об., 169-170 об.). В ведомости 1841 г. все монахи К. м. характеризовались положительно, только иеродиак. Павел (Проценко) при «хорошем состоянии» находится под запретом в священнослужении. В 1846 г. число монашествующих сократилось, большинство монахов в священном сане оказались «не верны в послушании», «состояния плохого или посредственного» (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5703. С. 81-87, 173-182). В К. м. произошли и новые скандалы: иером. Даниила (Бондарева) в 1847 г. лишили сана, а иеродиак. Павла после ссылки в Бизюков мон-рь запретили в священнослужении.

http://pravenc.ru/text/2458759.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ОДЕССКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ПОРТОВЫЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Одесский Свято-Никольский портовый храм, фото 1918 г. Одесский портовый храм во имя свт. Николая Чудотворца (разрушен в конце 1920-х) Не путать с современным Свято-Никольским Приморским храмом В 1851 году в г. Одессе на берегу Черного моря, у подножия Потемкинской лестницы, была заложена часовня во имя всех святых, где предполагалось собрать копии известных святынь и списки чудотворных икон. Строительство часовни возглавлял городовой архитектор и смотритель казарм капитан Трофим Петрович Драгутин. Впоследствии было принято решение о превращении часовни в церковь. Вид с Потёмкинской лестницы, фото 1900 г. 9 мая 1862 года храм был освящен во имя святителя Николая Чудотворца . Основными прихожанами церкви являлись рабочие порта, матросы кораблей, паломники, прибывавшие в Одессу морским транспортом, а также представители городской бедноты, проживавшие в непосредственной близости от порта. С правой стороны от храма находился странноприимный дом, способный принять одновременно более 100 паломников. Кадр из фильма " Броненосец Потёмкин " Перед своей кончиной настоятель храма, протоиерей Иона Атаманский (+ 1924), при выборе места захоронения запретил хоронить себя в портовой церкви: " Церковь разорят, храма этого не будет " . В конце 1920-х годов Свято-Никольский храм был разрушен. До разрушения храм несколько раз попадал крупным планом в кадры фильма " Броненосец Потемкин " (эпизод, когда белогвардейцы расстреливают на Потемкинской лестницы демонстрацию). На месте храма была возведена эстакада для заезда транспорта на территорию порта и Морского вокзала. По этой причине восстановление храма на прежнем месте оказалось невозможным. Вид с Потёмкинской лестницы после разрушения храма, фото 1931 г. В 1994 году на Новом молу, в 400 метрах от места расположения Свято-Никольского портового храма, был построен и освящен новый храм в честь свт. Николая . Настоятели Использованные материалы Редакция текста от: 08.05.2016 07:54:01 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ОДЕССКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ПОРТОВЫЙ ХРАМ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/13674589.h...

Похороны святого праведного Ионы, по свидетельстам, были грандиозными. Отдать последний долг почившему пастырю в порту собралась вся православная Одесса — от босяков до знати. С целью уменьшения числа желающих присутствовать при погребении, власти перенесли день похорон с воскресенья на понедельник. Но напрасно — вся громадная Потемкинская лестница, внизу которой находились церковь св. Николая и дом, где батюшка жил, были густо заполнены людьми. Рабочие просили задержать вынос тела до четырех часов вечера, окончания трудового дня. Толпа народа поднялась за гробом по каменной лестнице на Ришельевскую улицу, где все балконы и окна были заняты людьми. Вблизи церквей и на перекрестках улиц служились литии. Гроб, крышку и дубовый крест портовые рабочие, несмотря на дальнее расстояние, несли на руках — от Свято-Николаевского храма к кладбищу на Слободке. Выбрал место захоронения сам отец Иона. Он запретил хоронить себя в Портовой церкви, предвидя ее разрушение. «Церковь разорят, храма этого не будет,— говорил священник и заповедал похоронить себя у могилы родителей, среди природы, которую он очень любил. — Храма не стройте, похороните около родных, чтобы птичка могла пропеть надо мной». Могила отца Ионы до сих пор является местом молитвы для всех, хранящих память о праведнике. У иконы теплится лампада. Почитатели отца Ионы в дни его именин, смерти, праздничные и поминальные дни стекаются к его могиле, ища здесь молитвенной помощи у покойного батюшки и получая ее. Одесса. Успенский собор. День почитания Ионы Атаманского      Портовая Свято-Николаевская церковь, настоятелем которой долгое время был протоиерей Иона Моисеевич Атаманский, после октябрьского переворота действительно была уничтожена. Но пришло время, когда вместе с реконструкцией морского вокзала возродилось новое здание Свято-Николаевской церкви. Красноречивая надпись внутри храма гласит: «В лето 1993 года Преблагий и Премилостивый Христос Бог наш вложи во ум благий совет рабу своему Николаю Павлюку дабы устроити церковь каменную в честь Святителя Чудотворца Николая. По вере же его и по тщанию его к святителю привезе мастеров италийских и украси ю паче иных. Благодатию Пресвятого и Животворящего Духа освятили ю Блаженнейший Владимир Митрополит Киевский и Всея Украины, Высокопреосвященнейший Агафангел Митрополит Одесский и Измаильский в лето 1994 года месяца октября, двадцатого дня, в день прославления иконы Божьей Матери “Умиление”». Автор проекта — одесский архитектор Владимир Калинин.

http://pravoslavie.ru/92042.html

– Я страшный, – отвечал бес. – Праведник тебя не боится, а грешный не увидит! – говорит опять о. Иона. И так три раза. После третьего раза бес вышел. За изгнание бесов враг жестоко мстил семье о. Ионы. Стоило ему изгнать беса, как в доме происходил пожар без всякой видимой причины. Измученная семья не любила, когда приводили бесноватых для исцеления, зная, что снова будут беды. Враг мстил о. Ионе и через его родных ».    ( Много горя принесла ему его родная дочь София. Скорбя о ее душе, перед своей смертью он сказал: «Я вымолю тебе у Бога мучительную смерть для покрытия твоих грехов и для спасения». Впоследствии она сошла с ума и попала в дом умалишенных. Когда пришли немцы, они расстреляли ее вместе с другими психически больными.) Он прекрасно пел, и сам сочинял напевы на многие духовные песнопения.  Его сравнивали с древними праведниками. Святую Четыредесятницу батюшка проводил очень строго. Ничего не вкушал, лишь часто причащался. Никуда не отлучался из церкви, даже домой. Изредка только выходил в находившуюся рядом с алтарем комнату, в которую никто не имел доступа, кроме него. В ней помещался громадный, во всю стену, образ преп. Серафима Саровского , которого о. Иона очень чтил. Сохранились воспоминания одного паломника из Москвы. Вот как он описывает богослужение батюшки во св. Четыредесятницу: «С трепетом и радостью переступил я порог маленькой Свято-Николаевской церкви. Было еще рано, около половины седьмого утра, а людей в храме было много. После я узнал, что во всю св. Четыредесятницу двери храма не закрываются ни днем, ни ночью. Народ остается в церкви на всю ночь. Ночью в храме читается псалтирь. В 12 часов ночи о. Иона совершает полунощницу и читает коленопреклонно акафист Страстям Господним, в субботу читает акафист Божией Матери, а в воскресенье – Пресвятой Троице. Служба оканчивается в два часа ночи. Народу бывает полный храм. Батюшка Иона всем молящимся раздает по куску черного хлеба. Приезжие бедняки только и питаются этим благословенным хлебом, остатки хранят как святыню, дорожа благословением дорогого батюшки. ( Полунощница – общественное богослужение, совершаемое в полночь.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сейчас «Скоропослушница» вновь рядом со старцем в Ольгинском приделе Никитского храма. Любой человек может прийти сюда и помолиться перед образом, к которому обращал свои прошения о других людях святой московский старец Аристоклий. В 2016-м году Архиерейский Собор РПЦ благословил общецерковное почитание преподобного Аристоклия Московского, включив его имя в молитвослов Русской Православной Церкви. День памяти 6 сентября (24 августа ст.ст.). Рака с мощами преподобного Аристоклия пребывает в Ольгинском приделе храма святого великомученика Никиты на Швивой горке. Келейная икона иеросхимонаха Аристоклия «Скоропослушница» и образ св. Пантелеймона с автографом старца. Фото Олега Серебрянского («Православный Паломник»). ПО МОЛИТВАМ СТАРЦА АРИСТОКЛИЯ Одним из духовных чад старца стал будущий священномученик ИОНА (Санков), (1879-1938), память 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе Московских святых. Постриженник Пантелеимонова монастыря на Афоне. Послушание отец Иона проходил в канцелярии монастыря, а 1 марта 1914 года был направлен на афонское подворье в Константинополе, где прослужил до начала Первой мировой войны, исполняя также череду священнослужения в церкви при Российском консульстве...14 октября 1914 года он приехал в Россию. Зарегистрировавшись 25 октября на Одесском подворье Свято-Пантелеимонова монастыря, поехал в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, затем перебрался в Москву.Старец Аристоклий не благословил отца Иону возвращаться на Афон; велел ехать в Одессу и вообще служить на Родине, где определят. И еще советовал никогда не вмешиваться в смуту политики. На афонском Пантелеимоновом подворье в Одессе отец Иона прослужил до самого его закрытия в 1923 году...24 февраля 1938 года иеромонах Иона (Санков) был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», а 4 июля 1938 года был расстрелян на Бутовском стрелковом полигоне НКВД, где и погребен в общей могиле. Моли Бога о нас, священномученик Иона...

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/07/...

Протоиерей Иона Моисеевич Атаманский родился 14 сентября (27 н. ст.) 1855 г. (а по данным протоиерея В. Чемены — в 1852 г.), в день Воздвижения Честнаго Креста Господня, в одесской слободке Романовка. Отец его, Моисей Фролович Атаманский, был диаконом городского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Отец умер, когда мальчику было 3 года. Вскоре умерла и его мать Гликерия. Она желала, чтобы сын пошел по пути отца, поэтому с раннего детства отдала его прислуживать в храме. Умирая, мать благословила его: «Хочу, чтобы ты был добрым пастырем». Оставшись круглым сиротой, отрок многие дни и ночи проводил на кладбище у могилы родителей. Мальчик собирал цветы и плел венки для украшения их могил. Голодный ребенок не имел приюта нигде кроме кладбища, но жестокий сторож избил его и прогнал. Мальчик стал скитаться по приморским улицам, питаясь остатками пищи, которые находил в мусорных ящиках. Его приютили родственники, однако он не переставал чувствовать себя сиротой. Мать часто являлась ему во сне и утешала его; однажды она запретила ему плыть пароходом из Одессы. Мальчик остался в городе, а пароход в тот день затонул. После окончания школы Иона продолжал обучение в духовном училище, где отмечали его хорошие способности и прекрасный голос, которым он украшал церковный хор. Отрок никогда не переставал молиться, иногда даже засыпал во время молитвы. Известен случай, когда, изнуренный, он заснул с горящей свечой в руках и проснулся, когда на нем загорелась куртка. С ожогами был отвезен в больницу. По окончании обучения Иона женился на Анастасии. В их браке родилось девять детей: три сына — Иосиф, Аркадий, Иоанн, и шесть дочерей — Вера, Надежда, Любовь, София, Мелания, Мария. В 1884 г. отец Иона был рукоположен во диакона, а через два года — во священника. Преосвященный архиепископ Никанор (Бровкович), рукополагавший отца Иону, говорил окружающим: «Берите благословение у отца Ионы, это будущий добрый пастырь, и я чувствовал на нем особенную благодать. Душа его горит священным пламенем...». Духовный писатель, святитель Никанор назначил отца Иону сельским миссионером в село Кардашовка, население которого состояло преимущественно из штундистов (так называлось движение протестантской направленности, получившее распространение в России в XIX в. в среде немецких колонистов, а также части населения южнорусских губерний).

http://pravoslavie.ru/92042.html

Предсказание его исполнилось: церковь разорили, не осталось и следа от бывшего храма». Милосердие к людям «Отец Иона отличался любовью и милосердием к людям. С юности любил помогать больным и бедным. Много добра делал он так называемым “босякам”, одесским нищим, людям, опустившимся до последней ступени: он наделял их одеждой, пищей, давая им билеты в столовые. При церкви им была устроена странноприимница, в которой зимой жило много “босяков”, странников и исцеленных им бесноватых. Исповедью, Причастием, молитвами и беседами он возвращал их снова к жизни, и они становились людьми честными и порядочными. Это был второй Иоанн Кронштадтский , только на юге: славился такими же добрыми делами, какими и его сомолитвенник на севере. Когда с юга приезжали к отцу Иоанну Кронштадтскому , он говорил: “Зачем вы ко мне приехали? У вас есть свой Иоанн Кронштадтский – отец Иона!” Между ними, этими двумя светильниками, была взаимная любовь и дружба. Отец Иоанн Кронштадтский в знак любви прислал в подарок чудное белое облачение с отделкой василькового цвета и с такого же цвета поручами необычайной красоты! Батюшка Иона очень любил это облачение: вид его был неземной в нем. Отец Иона отличался музыкальностью, любил пение и сам сочинял музыку на многие духовные слова и стихиры. Вся служба Успению Божией Матери пелась в его храме на умилительные, трогательные, нежные напевы, написанные им самим. Особенно была хороша музыка на слова светильна: “Апостоли, совокупльшеся зде! В Гефсиманийстей веси погребите тело Мое” Вероятно, это напев праздника, написанный в древнем обиходе, – действительно умилительный и тихий.), – и прочее. По воскресным дням и в большие праздники, после обедни, отец Иона приходил в странноприимницу на обед, устраиваемый странникам, нищим, бедным приезжим. Около него за столом помещался хор певчих. По окончании обеда хор пел духовные кантаты, переложенные на музыку отцом Ионой». Молитва и пост отца Ионы «Во время обедни в церкви отца Ионы стояла необычайная глубокая тишина: сильная молитва его увлекала всех молящихся, они тоже горячо молились. Проникновенная глубокая вера слышалась в его молитве: он с Господом говорил, как с Живым Лицем, пред Которым он стоит и зрит Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010