Среди широкой публики до сих пор бытует представление, что «арамейский был единственным семитским языком, употреблявшимся в Палестине во время Иисуса и апостолов. Однако, – утверждает Фитцмаер, – существуют ясные указания, как эпиграфические, так и литературные, на то, что иврит продолжал употребляться в определенных социальных слоях населения и, возможно, также в определенных географических областях» 406 . Гораздо решительнее, чем Фитцмаер, чье внимание привлекали в первую очередь памятники эпиграфики и находки из Кумрана, высказывается другой исследователь постбиблейского иврита: «Во дни Иродов и в последующие поколения... иврит сохраняется в качестве разговорного языка не только среди мудрецов (т. е. в качестве дидактического языка раввинов – Л. Г.), но также среди широких слоев общества, как то доказывается большим числом выражений и бесед, которые дошли до нас от того времени. Сравни, например, песнь иерусалимлянок в виноградниках 15 Ава и на Иом-Кипур (Таанит 4, 5), народную песнь о деспотизме первосвященников (Песахим 57, 70а), а также народные клятвы и обеты (Недарим 1, 1 и т. д.)» 407 . Разговорный иврит времен Спасителя восстанавливается по надписям на гробницах, монетах, остраконам, документам, отчасти по литературный памятникам из Иудейской пустыни, но главный образом по своду Мишны, письменно зафиксированному около 200 г. От последнего постбиблейский иврит, с определенной долей условности, обычно называется мишнаитским. —115— Мишнаитский иврит значительно отличается от библейского. Это отличие проходит через всю грамматику, лексику, стилистику и фразеологию и может быть сведено к следующим пунктам: употребление (1) особых грамматических конструкций; (2) библейских слов в новом значении; (3) слов, отсутствующих или редких для Библии (в ряде случаев характерных для арамейского); в том числе (4) слов, имеющих технический характер и (5) заимствованных из греческого или латыни. В целом ряде случаев за греческим языком Евангелия от Матфея просматриваются особенности разговорного иврита, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя бы на двухтысячелетие не надо этого делать! Не надо косо смотреть на людей, которые будут приезжать и приезжать на эту дату! Когда закончились консультации с этими людьми, а я участвовал в этих консультациях по благословению председателя Миссионерского отдела, мы с этим раввином решили сесть в Москве где-нибудь, покушать. Я его пригласил в «Елки-палки» — есть такая сеть ресторанов в Москве. Ну, мы сели, я ему налил водочки – а он такой человек осторожный, но выпил…. Потом по второй, по третьей…. И тут я решил задать ему вопрос, который всегда меня очень мучил: «Неужели иудеи думают, что они могут своими делами заслужить спасение? Неужели они серьезно хотят исполнить все эти 613 заповедей, все 613 мицвот!?» Я спросил этого раввина: «Вот скажите мне, уважаемый, вот вы исполняете все эти 613 мицвот от начала и до конца?» Он задумался. Я ему говорю: «Я поясню свой интерес: ведь сказано в Пятикнижии: «Та душа, которая не будет исполнять всех заповедей, уставов, постановлений… (кстати, в иудейской традиции заповеди – это то, что записано в Пятикнижии, уставы – это Талмудическое истолкование Пятикнижия, а постановления – это решения раввинских судов; это уже не одна Библия, не одно Пятикнижие – это сотни томов Талмуда, других всевозможных авторитетных для иудеев писаний)»…. Так вот, я спросил этого мужчину, я разговаривал с этим раввином, как с человеком: «Вы соблюдаете все эти заповеди?» Он выпил, задумался и говорит: «Честно скажу – не получается». Тогда я его спросил: «А на что вы надеетесь, уважаемый раввин? В чем ваше упование? Вы не можете исполнить те заповеди, и сказано: «Душа того человека истребится!» На что вы надеетесь!?» Он сказал: «Это очень сложный вопрос!» Я настаивал: «Что вы делаете, чтобы вывести свою душу из этой сложной ситуации!?» И он сказал мне: «Ладно, я вам расскажу. У нас, - это раввин говорил, - у нас есть такой день Иом-кипур – Судный День. В этот день на небесах идет процесс над каждым человеком, и в конце дня выносится приговор, что произойдет в этом году.

http://radonezh.ru/analytics/mnogoobrazi...

В этот день основные действия совершались исключительно первосвященником, который перед жертвоприношениями омывался, заменял обычное богатое облачение смиренным «священным льняным» в знак того, что даже первосвященник перед Богом весьма ограничен, является лишь Божиим слугой и входит в «иной мир» — во Святая Святых только по Божией, а не по своей святости, причём требование о полном его омовении как раз и свидетельствует о необходимости особой его чистоты для этого вхождения. Вместе с ним в этот день весь народ «смирял свою душу» покаянием и, согласно позднейшим источникам, постом . Именно в Господе Иисусе Христе очищение или искупление, совершаемое посредством жертвенного культа и Дня очищения как его наиболее значимого выражения, достигает абсолютной действенности. Однако Мессия предстаёт не просто эсхатологическим Первосвященником по отношению к Ветхому Завету, но и совершенной Жертвой в одном лице. Этим обусловлена определённая селективность в описании ветхозаветного ритуала Иом-кипур в Послании к Евреям. Так, здесь многократно упоминаются принесение жертв за грех во дворе Скинии (в Евр. 5:1,3; 8:3-4; 9:9; 10:1-2,8 употребляется προσφρω; в Евр. 7:27 ναφρω). Несколько раз говорится о ежегодном вхождении первосвященника за завесу во Святая Святых для принесения «чужой крови» «за себя и грехи неведения народа» (Евр. 9:7; 9:24). Наконец, говорится о сжигании «вне стана» тел животных, «которых кровь во очищение греха вносится первосвященником во Святилище» (Евр. 13:11). В тексте послания отсутствует упоминание о принесении фимиама во Святая Святых, о ритуале козла отпущения и об очищении остальных частей Скинии. Это происходит ради оттенения основных мыслей ап. Павла о недоступности для человека в связи с его греховностью (в Ветхом Завете это понятие означало и сокрытость человека от Бога, и его необходимую отчуждённость в отношениях с Ним) Престола Милости как места непосредственного Божиего явления и присутствия. Облако курения позволяло приблизиться туда первосвященнику, но только ему одному и только по особому, данному через Моисея Божиему повелению не чаще одного раза в год. Ритуал козла отпущения как относительно действенный в смысле удаления грехов от стана избранного народа также опущен в тексте послания. Отсутствие упоминания подробностей дневных жертвоприношений, а также ряда праздничных культовых действий является излишним, поскольку не имеет прямого отношения к искупительному Приношению Христову.

http://bogoslov.ru/article/6174480

Согласно обычаю древних евреев, в день Искупления (Иом Кипур) в пустыню выпускали козла, который уносил на себе грехи Израиля. Этот «козел отпущения» предназначался для Азазеля, злого демона пустыни (см. Лев. 16, 8 и дал.). В пустыне же евреи проблуждали сорок лет, прежде чем войти в Землю Обетованную. Одним словом, пустыня была квинтэссенцией всего чужого, враждебного; единственными занятиями, возможными в пустыне, были ожидание дождя, подготовка к приходу в Землю Обетованную или же ко Второму Пришествию. Удалиться в пустыню было актом очищения; это был уход не из жизни, а от всех суррогатов Царствия Божия, предлагавшихся обществом. Именно потому, что общество процветало, строило соборы и дворцы и накопляло богатства, монашество ощущало духовную необходимость претерпевать испытания. И чем труднее были испытания, тем лучше это считалось в духовном смысле. Так, монастырь святого Саввы был выстроен в пустыне недалеко от Мертвого моря, ниже уровня моря, где нет ничего, кроме камней и удушающей невыносимой жары, и где даже близость воды не приносит облегчения. Можно сказать, что в нашу эпоху расцвета материальных достижений упадок монашества свидетельствует об очевидной духовной слабости. Немного позднее монашество вернулось в город, осознав, что присутствие диавола сильно и там. В самом деле, и нам бы не помешал монастырь на Таймс Сквер... В IV веке монашество приобретает массовый характер и распространяется по всему Египту, Палестине, Сирии и Малой Азии. В этот период монашество, как уже отмечалось, строго придерживается библейского духа, духа ранних пророков, нон-конформистов, протестовавших против установленных обществом порядков и организаций. Протестовали монахи и против церковной иерархии. Когда ученик спросил одного из египетских старцев, чего монаху следует бояться более всего, тот ответил: «Женщин и епископов». Ибо и те, и другие отвлекают от аскетизма и монашеской жизни. Опасения монахов по поводу организованной Церкви были естественны: принятая миром Церковь немедленно подверглась всем соблазнам мира, и, обняв мир, она обняла его со всеми его несовершенствами и грехами. Поэтому Церковь нуждалась в монашестве, которое напоминало ей об ее истинной природе и призвании быть в мире, но не от мира сего. Это хорошо понимали святые отцы-каппадокийцы, которые настаивали и настояли на необходимости монашеского идеала в лоне самой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В 1648 году в синагоге города Смирна, располагавшегося на территории современной Турции, Саббатей Цви вслух произносит священную тетраграмму, то есть Имя Божие, которое никому произносить было нельзя и которое произносил только Первосвященник раз в году в праздник очищения (Иом-кипур), входя в Святая Святых. Уже шестнадцать столетий ни один иудей не слышал этого Имени, оно передавалось тайно. И сегодня мы не знаем точно, как произносится Имя Божие, нам известно лишь его написание. У иудеев по сей день за произнесение этого Имени нарушители наказываются проклятием. Иудеи верят, что Мессия, придя на Землю, произнесет Имя, которое известно лишь первосвященникам. При этом Мессия не будет ни первосвященником, ни левитом, но он произнесет это Имя как священный пароль. И вот Саббатей Цви произносит это Имя. За это его сразу же отлучают от синагоги. Однако он начинает свою проповедь, и больше половины евреев всего мира приняли его и пошли за ним. Согласно иудейским верованиям, день рождения Мессии должен совпасть с днем разрушения первого и второго Иерусалимских храмов. Разрушения произошли при Навуходоносоре и при римлянах с интервалом в семь веков, но в один и тот же день. Саббатей Цви действительно родился в этот день, ему исполнилось тридцать лет, и он верно произнес Имя Бога. Он был вдовцом. Саббатей женился на девице, которой было видение, что она выйдет замуж за Мессию. Когда жена умерла, он заключил священный брак с Торой (Пятикнижием Моисея). У Саббатея Цви была своеобразная молитва: «Хвала Тебе, Господи, который позволяет запретное!» Он начал с того, что принялся нарушать все иудейские запреты. Это привело к созданию учения, призывающего делать то, что запрещено. Нетрудно догадаться, куда заведет такая «нравственность»! Саббатей отправился в Стамбул для того, чтобы обратить в свою веру султана, который должен был принять его как Мессию. В Коране тоже написано, что Христос должен прийти еще раз. Султан предложил Саббатею Цви выбор – либо принять ислам, либо подвергнуться смертной казни. Разумеется, все ожидали, что Мессия откажется перейти в мусульманство и будет убит, исполнив тем самым сказанное пророком Исаией. Однако, к ужасу всего иудейского мира, Саббатей Цви принял ислам, объяснив это намерением объединить все религии. Многие иудеи отвернулись от него. Саббатей Цви создал свою секту, которая просуществовала до начала XX столетия.

http://pravoslavie.ru/58221.html

И мы берем петуха, подрезываем ему лапки и быстро-быстро крутим над шляпой». Я с удивлением посмотрел на раввина и спросил: «Зачем!?» Раввин сказал: «Ну, как зачем? Чтобы наши грехи пристали к этому петуху!.. А потом мы привязываем его к дереву и так далее…» Тогда я его спросил: «Вы верите, скажите мне честно, вы верите в то, этот петух, которого вы крутите над раввинской шляпой в день Иом-кипур, решает проблему, будете ли вы иметь бессмертную жизнь в Боге и с Богом, или нет!?» Раввин сам себе налил уже, выпил, вздохнул и сказал: «Я знаю, куда вы клоните, я знаю, куда вы клоните…» Почему я так детально описываю вот эту встречу? Таких встреч было много, я общался и с мусульманскими лидерами, и с учеными ламами-богословами, и я тоже всегда задавал этот вопрос. Меня очень интересует этот вопрос, ведь я тоже не могу исполнить заповеди Божии так, как я бы хотел это делать. У меня много проблем. И я спрашивал мусульман: «Должен ли мусульманин исполнять повеления Корана, законы Шариата?» Они говорят: «Да! Если он этого не делает, он «кафар» - неверный!» Я всегда делал паузу и спрашивал: «Вы исполняете все предписания, которые есть в Коране?» И всегда я слышал один и тот же ответ, если создавались доверительные отношения, то человек сознавался: «Конечно, нет! Конечно, нет…» Если иудеи пытаются решать проблему своего спасения через исполнение Закона, то у мусульман есть представление о Божием милосердии. Они не крутят петуха над головою, но Коран начинается словами: «Во имя Бога милостивого и милосердного властелина всех миров»… То есть всех людей, которые обитают. И вот этими словами: «Бесмеля рахман рахим» - «Во имя Бога милостивого и милосердного…» - мусульмане начинают все свои значимые дела. То есть они говорят, что Бог – милостивый и милосердный. И есть еще такое страшное слово, как «газават» - священная война. У мусульман газават делится на три ступени. Низший, самый примитивный газават, это если на мусульман нападают с оружием в руках, надо защищаться с оружием в руках.

http://radonezh.ru/analytics/mnogoobrazi...

Нет, ещё не закончилось, Христос ходил в храм, приносил жертву, Ему не нужно было приносить жертву, но Он подчинил Себя закону, Он обрезание принял, Он совершал омовение, всё это делал, Он подчиняется закону. Вот приносится жертва. Но в этот момент уже потеряли всякий смысл, потому что настоящая Жертва приносится на Кресте. Умирает Христос на Кресте — вот Он тот Самый, Самый главный пасхальный Агнец. Чтобы убыстрить смерть распятых, им перебивали голени. Когда подошли к Христу и собрались перебивать голени, смотрят: а Он уже мертвый и Его кость не сокрушилась, никто не разломал Его кости. Даже до такой мелочи. Но главное в пасхальном агнце, вот в том первом пасхальном агнце, когда евреи спасались от египетской казни, это была кровь. Кровь, которая спасала. Снова возвращаемся к той самой жертве за грех. В Первом Послании Иоанна Богослова есть такие слова: «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха». Грех — это смерть, то есть кровь спасает от греха. Здесь речь о евхаристии, здесь речь именно о жертве Христа. Что нужно было делать евреям, чтобы спастись, когда они в Египте были — кровью помазать. Сделал — спасся. Не сделал — ты можешь называть себя как угодно, там верующим евреем, но если ты не сделал, что Бог повелел, ты не спасся. Вот здесь мы снова к той самой мысли возвращаемся. Чтобы получить спасение, нужно прийти ко Христу. Не приходит человек — он может быть хорошим, может быть даже верующим, но если он не верит в Христа, кровь Иисуса Христа его не спасает, только так. Это ещё один аспект, который связан с Жертвой Христовой. И, наконец, четвертая жертва, мы уже сегодня заканчиваем — эта жертва, которая приносилась в Иом Кипур. Иом Кипур — это день очищения, или день суда, это день всенародного покаяния, когда приносили жертвы за грехи всего Израиля, и когда первосвященник с кровью заходил в то место, которое называлась Святое Святых. Что было в Святое Святых, как оно выглядело? Святое Святых — это небольшое помещение, в котором сначала стоял Ковчег Завета, потом была просто пустая комната, она была всегда задернута занавесью, причём эта занавесь никогда не отдергивалась.

http://azbyka.ru/audio/besedy-o-svjashhe...

86 Ктитор (от греч. κττωρ — «собственник», «основатель», «создатель») — лицо, выделившее личные средства на строительство, ремонт или украшение православного храма или монастыря. 87 Чéрмное море (ивр. — букв, «море камышей») традиционно принято отождествлять с Красным морем, тем не менее, возможно, это был его залив или одно из озер, расположенных между Египтом и Израилем. 88 Догматик гласа 7, посвященный величайшему событию в истории человечества – воплощению Сына Божия. На русский язык эту фразу можно перевести так: «Если Бог хочет, Он побеждает законы естества». 89 Мф.16:1: И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба , а также Мф.12:38 , Лк.11:16 . 90 Акриды – съедобная саранча, водящаяся в Палестине и Аравии. 91 Так называемых «неканонических» или «второканонических» книг Ветхого Завета в еврейской Библии нет. Впервые эти тексты появились на греческом языке, были внесены в Священное Писание в разное время и до сих пор считаются неканоническими и в иудаизме, и в протестантизме. Так же относятся к ним и большинство поместных Православных Церквей. Однако, не приравнивая их к каноническим, Церковь, между тем, признает их назидательными и весьма полезными. 92 Мф.12:29: «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его». 93 Сотериолóгия (от греческих слов σωτηρα — «спасение» и λγος — учение, слово) — богословское учение об очищении, спасении души. 94 Флп.3:21: Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все. 95 Мф.21:18–22 ; Мк.11:12–14 . 96 Ересиáрх (от древнегреческих слов αιρεσις — «учение», «секта» и αρχ — «власть») — идеолог ложного учения, ереси. 97 Иом Кипур — День Искупления; на русский язык обычно переводится как «Судный День» – важнейший праздник в иудаизме; день поста, покаяния и отпущения грехов. 98 Имя Азазéлло восходит к падшему ангелу Азазéлю (ивр.), упоминавшемуся в апокрифической ветхозаветной книге Еноха: «Азазель научил людей делать мечи, ножи, щиты, брони, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брони, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения, так что земля развратилась».

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Глава 12 И простерла она руки свои к востоку – Молитва лицом на восток была характерна для терапевтов (см. выше, примеч. к гл.5) и ессеев; она перешла и в христианский обиход. …основавший землю на водах… – Ср. Пс. 23:1–2 : «Господня – земля (…) ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее». Согрешила я, Господи, согрешила… – Молитвенная исповедь Асенеф очень характерна для позднеиудейской традиции самообвинений человека перед лицом божества (ср. Дан. 9:5 : «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих», а также синагогальные молитвы в Иом-Кипур), усвоенной и христианством. Традиция эта резко контрастирует с египетской практикой так называемой отрицательной исповеди, когда человек настаивает перед лицом загробного суда на своей безупречной невинности. Ср. «оправдательные речи» из 125 гл. «Книги Мертвых»: «Я не чинил зла людям. Я не нанес ущерба скоту… Я чист, я чист, я чист, я чист! Чистота моя – чистота великого феникса в Гераклеополе»; «О Усех-Немтут, являющийся в Гелиополе, я не чинил зла!.. О Нефертум, являющийся в Мемфисе, не на мне пятна, я не делал худого!» (перев. М.А. Коростовцева). …исхити меня из руки вражией – Обозначение дьявола как «врага» – характерная черта языка позднеиудейской апокалиптики. …ярый лев древний гонит меня… – Ср. 1Пет. 5:8 : «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». С другой стороны, львиный облик имеет Атум, бог Гелиополиса, который должен преследовать своим гневом отступничество дочери своего жреца. …да не похитит меня, как волк… – Возможно, реминисценция еще одного «звериного» образа египетской мифологии – бога-шакала по имени Упуаут. Глава 14 …взошла звезда утренняя… – планета Венера, играющая особую роль и в языческой, и в библейской символике. Древние семитские культы отождествляли ее с богинями плодородия типа Иштар (которой у греков соответствовала Афродита, у римлян – Венера, откуда название планеты, функционирующее до сих пор). Именно это сделало ее для Библии одиозным символом: пророк Исайя уподобляет обреченный Вавилон падшему Деннице (по-латыни – Люциферу), Ис. 14:12 . С другой стороны, однако, «звезда утренняя» символизирует в Апокалипсисе и мистическую награду верующему (2:28), и даже самого Христа (22:16); в более поздней христианской традиции «звезде утренней» уподобляет Деву Марию (поскольку она предвозвестила явление Христа, как Венера предвозвещает явление Солнца – и как, добавим, эта же планета в нашем апокрифе предвозвещает явление Иосифа). В позднеантичном язычестве Венера связывалась со «священным браком» Солнца и Луны; поскольку апокриф отчасти использует образность такого «священного брака», ей пристало играть роль посланца от Иосифа – Солнца к Асенеф – Луне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Мы знаем, что первые христиане были из евреев и из язычников. И вот евреи из язычников обратились ко Христу. Среди них были служители в храме — те, которые приносили жертву. Они обратились ко Христу, и вдруг у них такие начались сомнения: может, нам обратно вернуться к иудаизму, опять жертвы приносить? И вот апостол пишет Послание, которое говорит: нет, не надо возвращаться вам к этому служению. Почему? А всё, а смысл его? Жертва Христова принесена тут, и мирная жертва тут, и жертва за грех тут, и пасхальная жертва. И тут жертва, которая приносилась на Иом Кипур, вот та жертва, которая приносилась для крови, которая кропилась. И вот что он пишет: При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. ( Евр.9:6-10 ) То есть вот эти все жертвы, все обряды — до Христа. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, (что за скиния с которой он пришел — это тело его) нерукотворенною (потому что Христос родился), то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! ( Евр.9:11-14 ) Что это значит. Христос со Своею Кровью, как священник, входит на небеса. Для чего? Для того, чтобы очистить нас от наших грехов.

http://azbyka.ru/audio/besedy-o-svjashhe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010