Иез.47:17 .  И будет граница от моря до Гацар-Енон, граница с Дамаском, и далее на севере область Емаф; и вот северный край. Заключается описание северной границы указанием на ее общее протяжение от з. к в. и определяется пограничная с этой стороны иноземная область, чтобы она не причислялась к св. земле. «Гацар-Енон» ­­ Иез.47.17 , и Чис 34.9 по значению слова «двор источников» или «истоков» (LXX: «от двора Енанова») и контексту естественно искать у истоков Иордана, следовательно, приблиз. ­­ нынеш. Банъян или соседний Ел-гадр. Это самый восточный край северной границы, тогда как море (Средиземное) западный. Все к северу от этой линии уже языческие пределы – именно Дамасская и Емафская область. Букв. «и будет граница от моря, до Гацар-Енона – граница Дамаска и север к северу (Сменд: «от Дамаска граница описывает дугу к северу») и граница Емафа и край (ет – меат, член вин. ет при этом слове предлагают читать зот – сей, вот) северный». LXX: «сии пределы от моря: от двора Енанова (а за погр. чертой от м. и Е. -) пределы Дамасковы, и яже к северу (­ и еще более северная страна), и предел Емафов, и предел северск» (и более северные страны). Иез.47:18 .  Черту восточного края ведите между Авраном и Дамаском, между Галаадом и землею Израильскою, по Иордану, от северного края до восточного моря; это восточный край. Букв.: «и восточный край от (местности) между (мибен – от между) Хавраном и между Дамаском (с одной стороны) и между Галаадом – и между землей Израилевой (с другой стороны) Иордан от границы (указанной северной; но члена нет) до моря восточного (Мертвого, ­­ Иоил. 2.20 ; Зах 14.8 ) отделите (тамоду) и это край восточный». Таким образом, восточная граница, начинаясь от восточного края северной границы, шла по Иордану до Мертвого Моря, чем все Заиорданье исключалось из территории св. земли будущего (см. предв. зам.). LXX: «Иордан делит (составляет границу, гевул) к (до) морю на востоки фиников», επι ην – θαλασσαν, την προς ανατολας Φοινικωνος, (до моря, которое на восток от города Финикона); по блаж. Иерониму LXX читали тамоду как тамарот (финики); если это чтение верное, то здесь указывалось в первоначальном тексте должно быть в качестве южного края восточной границы та самая Тамара, которая в ст. 19 является исходным пунктом южн. границы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сидон древнее Тира, который основан Сидонянами. Сидон (Сеид, Сеида) лежал так же, как и Тир, на берегу Средиземного моря, был основан Сидоном, первородным сыном Ханаана ( Быт. 10:15, 19 ), долгое время был величайшим и богатейшим городом Финикии. Иисус Навин назначил его колену Ассирову; но Израильтяне никогда не могли овладеть им. Сидоняне вместе с Тирянами вели всемирную торговлю и заводили колонии в приморских странах, но вместе заразились многими пороками и нечестием, которые производят излишнее богатство и роскошь. А потому, Иезекииль так пророчествует о Сидонянах: «Вот, Я на тебя Сидон! и прославлюсь среди тебя, и узнают, что Я Господь, когда совершу суд Свой над ним, и явлю в нем святость Мою. И пошлю на нею моровою язву и кровопролитие на улицы, и падут среди его, убитые мечем, поражающим его отовсюду, и узнают, что Я Господь» ( Иез. 28:22, 23 ). Бог наказал Сидонян и за то, что они для Израильтян были колючим терном и волчцом, причиняющим боль ( Иез. 28:24 ). Сидон был наказан Навуходоносором, а впоследствии (в IV в. по Р. X.) разрушен Охом, царем Персидским, который так стеснил Сидон осадой, что Сидоняне вынуждены были сжечь себя вместе с женами и детьми в числе 4-х тысяч. Ст. 4. Сего ради Господь наследит я, и поразит в море силу его, и той огнем поястся. С евр.: Вот, Господь сделает его бедным, и поразит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем. Господь наследит 117 я – т. е., все эти сокровища, кои собрал Тир торговлей, Господь возьмет Себе, лишит их жителей Тира в наказание за их гордость и нечестие, о чем говорили и другие пророки, ( Ис. 23:9 ; Иез. 27:3 – 28:2, 4–8 ; Иоил. 3:5–7 ; Ам. 1:9, 10 ). И поразит в море силу его – т. е. низринет в море всякую силу их – башни, укрепления, стены, все сокровища и т. п. И той огнем поятся – Тир будет сожжен огнем. «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей, – говорит св. пр. Иезекииль о Тире, – ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя, и Я превращу тебя в пепел на земле, перед глазами всех, видящих тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   От имени правосудного и святейшего Бога пророк Иезекииль взывал к народу: «покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез. 18:30-32). «Вспомните... о путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли себя, и возгнушайтесь самими собою за все злодеяния ваши, какие вы делали» (Иез. 20:43). «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив» (Иоил. 2:12, 13). В сознании греховности является желание поститься; сердце готово плакать и рыдать: это и есть состояние покаяния.     2. Истинное и искреннее покаяние имеет тот отличительный признак, что оно всегда проявляется в наших наружных действиях. Молитва, слезы, пост, умерщвление плоти и вообще обуздание наших чувственных порывов — вот черты истинного покаяния. Евангелие указывает примеры. Кающийся мытарь не осмеливался даже очей своих возвести к небу; в глубине его сердца была только одна молитва, одни слова: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18:13). Апостол Петр всякий раз, слыша пение петуха, проливал горькие слезы о том, что, по своему малодушию, отрекся трижды от Христа Спасителя. Многие и весьма многие из христиан, различными обстоятельствами своей жизни доводимые до покаяния, изменялись в лучшую сторону: для них уединение, молчаливое молитвенное настроение и присутствие в храме Божием составляли утешение покаяния, заменяя собой прежде любимые шумные удовольствия мира. Вся их жизнь держалась той молитвой, которой каялся согрешивший св. Царь Давид: Господи! «Грех мой предо мною есть выну» (непрестанно) (Пс. 50:5).     3. Истинное христианское покаяние возможно лишь тогда, когда человек проникнется вполне сознанием высоты духовного мира, когда он будет искать духовной пользы, а не земной. У истинно кающегося человека при всех важнейших вопросах земного существования прежде других приходит на ум слово Спасителя: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). Сознавая вечность души, человек понимает и переменчивость, и обманчивость благ этой жизни; он не только ничем страстно не увлечется, но и способен на все свои самые заветные стремления наложить узду терпения и покорности Промыслу Божию. Чего Бог не велел, того человек, охваченный покаянием, никогда не коснется.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В книге Паралипоменон читаем, что Духа Святого сподобились Азария в царствование Асы и Иозиил в царствование Иосафата; и еще другой Азария, камнями побиенный. Ездра говорит: И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их ( Неем.9:20 ). Об Илии, взятом на небо, и Елисее, этих духоносцах и чудотворцах, хотя и не говорим, известно, однако, что они исполнены были Духа Святого. 29 . Если кто все книги двенадцати и прочих пророков прочитает, тот найдет многие о Святом Духе свидетельства. Михей от лица Божия говорит: А я исполнен силы Духа Господня ( Мих.3:8 ). Иоиль восклицает: И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть и проч. ( Иоил.2:28 ). Аггей говорит: Я с вами... и дух Мой пребывает среди вас ( Агг.2:4–5 ). Равно и Захария: Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим, пророкам, разве не постигли отцов ваших? и проч. ( Зах.1:6 ). 30 . Исаия велегласно говорит: и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится ( Ис.11:2–3 ). Пророк показывает, что хотя Дух есть един и неразделим, но действия Его различны. И в другом месте: Иаков, раб Мой ( Ис.44:1 ), и потом: излию дух Мой на племя твое ( Ис.44:3 ). И еще: послал Меня Господь Бог и Дух Его ( Ис.48:16 ). Также: вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе ( Ис.59:21 ). И также: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня и проч. ( Ис.61:1 ); потом, говоря на иудеев: Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его ( Ис.63:10 ), еще: где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего? ( Ис.63:11 ). Помнишь (если только ты от слушания не утомился) и приведенное уже из Иезекииля свидетельство: И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь ( Иез.11:5 ). Слова эти: нисшел на меня – должно принимать в добрую сторону: они означают сильную любовь; как, например, Иаков, увидев Иосифа, пал на шею его ( Быт.46:29 ), и как чадолюбивый упоминаемый в Евангелии отец, увидев сына, возвратившегося из страны дальней, подвигнут был милосердием, и, побежав, пал ему на шею и целовал его ( Лк.15:20 ); и еще у Иезекииля: и перенес меня в Халдею, к переселенцам, в видении, Духом Божиим ( Иез.11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

В Книге пророка Иезекииля можно обнаружить указание на то, что Спаситель будет подобен образу царя Давида: А раб Мой Давид будет Царём над ними и Пастырем всех их ( Иез.37:24 ; ср.: Иез.34:23 ). В Книге пророка Даниила также обнаруживаются образы, указывающие на события Нового Завета. Сам пророк, защищающий Сусанну, предстаёт ветхозаветным прообразом Господа Иисуса Христа. Важно отметить тот факт, что множество очевидных прообразных, христологических толкований доступны только при целостном прочтении всего Священного Писания. В ветхозаветное время они имели буквальное, назидательное значение, но с осуществлением прихода в мир Спасителя они обретают новые толкования, раскрывающие величие и таинственность замысла Бога о Своём творении. В книгах малых пророков Ветхого Завета прообраз Христа приобретает всё более чёткие очертания. Пророк Осия создаёт в своей книге не только прообразное представление о Личности Господа Иисуса Христа, но и образ Его Церкви. В стихах Книги Осии (1:10, 2:23) содержатся прообразы, о которых апостол Павел в Послании к Римлянам (9:25–26) говорит, что наступило время их воплощения, и теперь не только иудеи, но и все прочие племена могут именовать себя народом Божиим, быть теми, кого призывает Христос. В Книге пророка Иоиля постепенно развиваются прообразы, рассказывающие о Втором Пришествии Спасителя. Христос предстаёт здесь не как тот Пастырь Добрый, Который пришёл увещевать народ для призвания его на добровольное спасение, но как Владыка и Судия вселенной. Перед ними потрясётся земля... И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен ( Иоил.2:10, 11 ), – говорит пророк. В Книге пророка Амоса прообразы будущего вновь обращены ко времени земного пути Спасителя. Богодухновенный автор указывает на те подробности Страстей Христовых, которые, очевидно, совершенно не могут быть понятны его современникам, но созданы для того, чтобы в новозаветное время указание на Крестную смерть Спасителя и события, с ней связанные, избавило от всякого сомнения достоверность определения Христа Мессией. Пророк говорит от лица Бога: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня ( Ам.8:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Господь не только призывает все человечество ко спасению, но еще облегчает каждому возможность придти к Нему, предупреждая однако, что надо искать не простора своим желаниям, а идти прямым, „но тесным путем“ 1575 . В Ис. 40указано косвенно на обширную степь желаний человеческих, в которой непослушный Богу пробивает свою стезю. Не так покорный раб Господень; он идет тесным и трудным путем, но это путь прямой к Господу и „называется святым“ ( Ис. 35:8 ). Это путь обуздания своей воли чрез подчинение ее воли Господней. Стих 12-й видит в будущем призвание людей от всех стран света к Сиону и свету и спасению (ср. Ис. 2:2–3 ); ибо, как сказал Сам Господь: „многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом в царстве небесном“. ( Мф. 8:11 ). Под именем „Синим“ ныне лучшие комментаторы 1576 разумеют страну Син, или Хин, или Цин, т. е. Китай. Китай несомненно был известен древним, чрез Финикийских торговцев, плававших в Индию, которая имела издавна сношения с Китаем, чему служат доказательством, между прочим, найденные в гробницах Египта фарфоровые сосуды, несомненно китайского происхождения 1577 . 13 . Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих. Стих 13-й, в связи с предыдущими стихами, указывает цель пришествия Еммануила, к Которому текут народы со всех стран света. Радость пришел Он принести на землю ( Лк. 2:13–14 ), радость просветления души человеческой, имеющей отрешиться от плоти и мира и узреть правду, любовь и свободу, дарованную Господом избавленному от уз греха человеку. (Ср. Ис. 2:3 ; Пс. 44 ; 2Кор. 3и мн. др.). 14 . А Сион говорил: “ оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня! “ Так говорили Иудеи, на которых обрушились несчастия, считая себя единственным на земле Сионом. Но не таково было значение Сиона пред Господом: именем этим должен был назваться тот центр духовной жизни человечества, из которого распространялись бы лучи света истины на всю землю. В ветхозаветный период Сионом и называлась гора Божия, на которой возвышался храм Всевышнего, освященный Им (ср. 3 Цар. гл. VIII и IX). Духовный центр человечества находился среди общины верных Господу, которые с верою и надеждою внимали пророкам, говорившим об Еммануиле. Грехи народа и повторенные осквернения храма (напр. Иез. 8 , 9 Иез. 10, 11:23 ), повидимому уничтожили Сион на земле; так говорили Иудеи, сосредоточивая в себе человечество; но в следующих словах пророчества Исаии мы видим, что Господь исполняет обетования, данные всему человечеству, и тогда имя Сиона переносится на всех тех, „которые призовут имя Господне“ ( Иоил. 2:28–32 ; Деян. 2:21 ); ибо как говорит Апостол всем Христианам: „Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах“... ( Евр. 12:22–24 ). Таково значение новое Сиона, призывающего к себе всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ис.54:13 . И все сыновья твои будут научены Го­с­по­дом, и великий мир будет у сыновей тво­их. Стихи 13–14 изображают будущее внутреннее благосостояние новозаветной церкви. «И все сыновья твои будут научены Господом». О том, что Господь изольет на новозаветных чад Своих мир и милость и преподаст им благодатные уроки любви, премудрости и благочестия – неоднократно говорится во многих местах Ветхого и Нового Завета ( Ис.44:3 ; Иер.31:33, 34 ; Иез.11:19 ; Иоил.2:28 ; Ин.6:45 ; Деян.2:17 ; 1Сол.4:10 и др.). Ис.54:14 . Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнете­ния, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не при­близит­ся к тебе. «Ты утвердишься правдою». Из 14-го стиха очевидно, что слова Господа обращены к Невесте и Супруге Великого Царя, к Церкви Христовой. Церковь , Невеста Христова, «утвердится правдою». Но не о Женихе ли ее сказано, о Котором пророчествовал Пс.44 и Который есть тот же Еммануил и Отрок Господень: «поспеши, воссядь на колесницу, ради истины и кротости и правды» ( Пс.44:5 )? «Не о нем ли говорит Исаия: «младенец родился нам... и нарекут имя Ему... Князь мира. Умножению владычества его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века». ( Ис.9:6–7 Властов). Ис.54:15–17 . Господь обещает Свою всесильную помощь против всех врагов, имеющих когда-либо ополчиться на Его Церковь . Ис.54:15 . Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружил­ся про­тив тебя, падет. «Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня». Утверждается новая точка зрения на бедствия и страдания церкви: ветхозаветная церковь переживала бедствия, которые, для ее вразумлення, попускал, или даже как бы насылал, на нее Сам Бог ( Ис.1:5–6 ; Ис.2:6 ; Ис.6:10 ; Ис.10:5 ; Иер.7:25–34 ; Иез.8–11 и др.). Новозаветные же страдания – бедствия и гонения – имеют другой источник и иное значение, отчасти раскрытое у Апостола Петра ( 1Пет.4:12–13 ). Ис.54:16 . Вот, Я сотворил кузнеца, который раз­дувает угли в огне и про­изводит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребле­ния.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мал.1:3 . Исава же возненавидех, и учиних пределы его во исчезновение и достояние его в нырища пустынна. С Евр.: «А Исава возненавидел, и предал горы его опустошению, и владения его – шакалам пустыни». Бог через пророка продолжает уверять Иудеев, что Он действительно возлюбил их, ибо спасал от сильных и жестоких врагов. Известно, что потомки Исава – Идумеяне – всегда были злейшими врагами Еврейского народа, которому они причинили много зла, за что и были обречены на погибель. Об этом говорили многие пророки «(См. Ам. 1:11, 12 ; Авд. 1:10–15 ; Иер. 49:7–22 ; Ис. 11:13, 21:11–17, 34:5 ; Иез. 25:12–14 ; Иоил. 3:19 ). Господь Бог говорит здесь, что Он из любви к Иудеям неоднократно наказывал и укрощал этих врагов, не давал им истребить Иудеев, «учиних пределы их во исчезновение», т. е. Идумею предал совершенному опустошению, а жилища ( «достояние») Идумеев обратил " в нырища 7 пустынна», т. е. владения их соделал пустынными, или жилищами зверей пустыни, например, драконов, змей и шакалов ( Ис 34:13 ). Идумею опустошил Навуходоносор, о котором, как опустошителе Идумеи, прямо говорит св. пророк Иеремия ( Иер. 20:9, 15, 16, 21, 49:17, 18 ) и Иезекииль ( Иез. 35:1–15 ). Полное поражение Идумеи потерпели от Иуды Маккавея ( 1Мак. 5:3, 63 ) и Иоанна Гиркана, брата Аристовула 8 . После сего разбросанные шайки Идумеев, занимавшиеся разбоем, слились с Арабами; и Идумеи, по пророчеству Авдия ( Авд. 1:16 ), стали «яко небывшие». Мал.1:4 . Зане аще речет: Идумеа разорися, и обратимся и возсозиждем опустевшая ея: сице глаголет Господь Вседержитель: тии созиждут, и Аз разорю: и нарекутся им пределы беззакония, и людие, на няже ополчися Господь до века. С Евр.: «Если Едом скажет: мы разорены, но мы восстановим разрушенное: то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда». Теперь пророк говорит от лица Идумеев. Положим, – говорили Идумеи, – что мы хотя будем и раззорены, опустошены врагами, но, возвратясь на свои места, мы скоро восстановим разрушенное, созиждем новые жилища, обстроимся и заживем по прежнему на горах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

пр. Авдий Едому (т. е. Идумеянам), стыд покроет тебя, на век погибнешь. В тот день (т. е. во время разрушения Иерусалима), когда ты стоял вблизи, в тот день, когда чужие (халдеи) вели в плен силу его, иноземцы вошли во врата его, и бросали жребий о Иерусалиме, и ты был, как один из них! Не надлежало бы тебе смотреть на (несчастный) день брата твоего, на день опустошения его, и не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день погибели их, разевать рта своего в день скорби.., входить во врата народа Моего, в день несчастия их смотреть на бедствие его, в день горести его.., простирать руки на имение его; не надлежало бы тебе стоять на распутиях, чтобы рубить бегущих.., выдавать спасшихся его, в день бедствия. его.. Как ты поступал, так поступлено будет с тобою, злодеяние твое обратится на главу твою“ ( Авд. 1:10–15 ; Сн. 4Цар. 24:2 ; Иез. 25:12 ; Пс. 136:7 ). А потому Господь и говорит чрез св. Амоса, что „Едом гонит брата своего мечем, подавил чувство (жалости) в сердце своем, и гнев его вечно свирепствует, и ярость свою постоянно хранит. Пошлю огонь на Феман и пожрет чертоги Боцры 18 “. О поражении и несчастной участи Идумеян говорили и другие Божии пророки: Иеремия ( Иер. 49:7–22 ). Исаия ( Ис. 11:13, 21:11–17, 34:5 ), Иезекииль ( Иез. 25:12–14 ) и Иоиль ( Иоил. 3:19 ), и говорили вообще весьма сильно, как о злейших врагах народа Божия, обреченных на погибель 19 . Идумеяне порабощены были Иоанном Гирканом (ок. 128 г. до Р. X.), а потом исчезли из Истории, смешавшись с другими народами. Пророчество св. Амоса исполнилось. 5 . Аммонитяне, – потомки Аммона, сына Лотова. Поселившись в Палестине, они нередко вступали во враждебные отношения к Евреям, то нападая на них, то защищая свои земли. При судиях они 18 лет „теснили и мучили сынов Израилевых в Галааде“ ( Суд. 10:8 ), воевали с ними, но Иеффай „поразил их поражением весьма великим“ ( Суд. 11:33 ). При Давиде, соединившись с Сирийцами, напали на Иудеев; но принуждены были бежать с поля сражения ( 2Цар. 10:14 ); потом воевали с Иудеями и были побеждаемы при Иудейск.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Приложенные к одному человеку и соединенные вместе, они дают возможность кающемуся Давиду сделать сугубую самооценку своего греховного состояния. При таких бедствиях, которые поразили самую внутренность псалмопевца, для него остается лишь одно средство – надежда на бесконечную благость Божию. Поэтому Давид неотступно взывает к ней: по милости Твоей…, по множеству щедрот Твоих… Глубокий и разнообразный грех, поразивший человека, требует и многократных очистительных средств. Вот почему Давид взывает: очисти (в тексте глагол маха – тщательно стирать, истреблять), наипаче (опять и опять) омый мя(по-евр. кабас – мыть по способу валяльщиков, растирая и ударяя с силой, чтобы вывести пятна, которые глубоко проникли в ткань), очисти (в евр. тексте тахер – слово, употребленное в книге Левит для обозначения очищения прокаженных). Давид не просто просит простить его, но молит духовно воссоздать его заново: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня ( Пс. 50:12 . Употреблено слово бара (творить) – глагол, который в Библии применяется только к творческой деятельности Бога. На протяжении ветхозаветной Священной истории мы ясно видим существенные изменения в покаянной практике. Внешние обрядовые действия характерны больше для раннего периода истории Израиля: раздирание одежд, облачение во вретище, посыпание главы пеплом, биение себя в грудь. В пророческий период настойчиво проводится мысль, что внешнее покаяние, не сопровождающееся искренним обращением и внутренним обновлением, не приносит необходимых плодов. Св. пророк Иоиль призывает раздирать сердца, а не одежды ( Иоил. 2:13 . Идея нравственной свободы и личной ответственности перед Богом за грехи особенно полно выражена у пророка Иезекииля, проходившего служение в период плена. Господь через него запрещает евреям употреблять пословицу: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина ( Иез. 18:2 . Каждый отвечает за свои согрешения. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! ( Иез.18:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010