. Буквально: «начало родовых мук», родовых схваток. Ср. Гад 4:19, 27, 1 Фес 5:3 и Отк 12:2: «мука родами», «муки рождения». В ветхозаветных апокрифах так обозначалось особенно драматическое время непосредственно перед пришествием Мессии (Книга Юбилеев 23:18), по-еврейски: ПЧга – «страсти мессианские». . Дан 9:27, 11:31; 12:11; 1 Мак 1:54. . Это не слова Иисуса, а ремарка евангелиста, заимствованная затем Матфеем (24:15). . Почти буквальное воспроизведение стиха Дан 12:1 по Септуагинте, где др.-евр. «время тяжкое» передано как «день скорби». . Лука помещает эту сентенцию не в эсхатологической беседе на Елеонской горе, а несколько ранее: «Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя бы один из дней Сына человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь» . Воспроизведение ветхозаветных пророчеств Ис Иез Иоил 2:1-6,10; Ам 8:9; Соф 1:15 и др. . Реминисценция Дан 7:13. . Впоследствии под «родом сим», упомянутым здесь, стали понимать человечество в целом или уже христиан («род верных»). В Мф 11:16, Лк 17:25 «родом сим» обозначены современники Иисуса, не веровавшие в него и в Иоанна Крестителя; в Мф 12:41, 23:36, Мк 8:12 и Лк 11:29, 50 собирательное «род сей» относится к оппозиционным Иисусу фарисеям и книжникам. . Во времена Иисуса Книга пророка. Даниила была ещё не канонической, хотя пользовалась огромной популярностью. Иосиф Флавий был о ней самого высокого мнения (Древности, X 11.7). . В Вульгате: «в глубине», «в тайнике». Ср. Мф 6:6; Лк 12:3, 24. . Еврейская поговорка, восходящая к Иов 39:30. Ср. Лк 17:37. . Под этим «знамением», «знаком» отцы Церкви понимали крест, на котором был распят Христос. Ср. Сив «О блаженное древо, на коем Бога распяли!/Не на земле тебе пребывать стоит, а на небе,/Когда Бог огненный взгляд обновленный как молнию кинет» (перевод М. и В. Витковских). . В более ранних списках Евангелия от Матфея этот стих выглядел так же, как и в Евангелии от Марка: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, а только Отец Мой один». Его использовали ариане в полемике против защитников догмата о единосущии Отца и Сына.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Ибо страх будущего суда и боязнь мучения сердце связывает, и не допускает хотеть того, что Богу противно и к вечному суду приводит, и колеблющуюся и падающую душу удерживает и восставляет, ибо в чем застанет нас Бог при кончине, в том и судит (Иез.18:20-24; 33:20). Блажен и мудр, кто всегда помнит смерть! CIV. Видишь на суд вызываемых людей: примечай, что они делают? Готовятся, думают, стараются, спрашивают и советуются у искусных в судебных делах; не щадят часто и денег, чтобы на суде не постыдиться и не быть осужденными. Видишь, любезный христианин, что сыновья века сего делают; что стыд и страх временного осуждения в них делает, как сердца их трогает, к какому попечению, старанию и труду их побуждает! Да подвигнет тебя этот случай вспомнить о будущем Христовом суде. Всех нас позовет Христос на суд Свой: «Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян.17:31); «приготовил Он для Суда престол Свой» (Пс.9:8). «Всем нам должно явиться пред Судилищем Христовым, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). А когда этот Суд будет — скрыл Бог от нас, чтобы всегда были готовы и в любой день ожидали. «Уже время близко, день Господень близок» (Откр.1:3; 22:10; Ис.13:6; Иоил.1:15; Иак.5:8-9). «Придет же день Господень, как тать ночью» (2Петр 3:10). «Когда будут говорить: «Мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1Фес. 5:3). «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:37-39). Если к человеческому суду, как видишь, люди так приготовляются, как должны приготовляться мы, которые с часа на час можем явиться пред судом Божиим, и не знаем дня и часа, в который Судия придет и позовет нас на суд. Если стыд перед немногими так смущает человека, насколько большим будет стыд и смущение перед всем светом, перед всем Ангелами и людьми! Если страх временной казни так колеблет сердца людей, насколько более страх вечной муки должен колебать! Ибо всякая временная казнь, как ни велика и ни продолжительна, проходит; вечная же не имеет конца, однажды начавшись, никогда не кончается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

40 ст.), «не спасётся и земля Египетская». Египет здесь выставляется отдельно, как могущественное царство юга, доселе оказывавшее противодействие завоевательным стремлениям царя северного, а в последнее время имеющее подпасть под владычество этого царя и в данном случае выступающее представителем вообще могущественных царств земли, долженствующих силой подпасть под власть антихриста (см. 7:8:20). Вместе с землёй Египетской в добычу победителя достанутся и сокровища этой земли, а равно и союзные народы её. «Он, – говорится в откровении, – завладеет сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; ливийцы и ефиопляне ( Иез.30:5 ; Наум.3:9 ). Как союзные народы Египта, они являются здесь вообще представителями народов самого отдалённого юга, последуют за ним», сделаются пленниками его. «Но (в это самое время) слухи (слав. слышания и потщания т. е. торопливые вести) с востока и севера (печальные слухи о восстаниях в восточных и северных областях царства его) встревожат его, выйдет он в величайшей ярости, чтобы истребить и погубить многих, и раскинет он царские шатры свои (собственно палатки двора своего – ahalei aphadno, слав. кущу свою Ефадано) между морем (или собственно: морями, как поэтически называется великое Средиземное море) и горой святой, прекрасной (т. е. горой, на которой стоял храм иерусалимский). Но он придёт к своему концу». (Слав. не совсем правильно: приидет даже до части ея), т. е. погибнет, «и никто не поможет ему» спастись от погибели (ст. 40–45). Эта черта откровения, согласно с другими ветхозаветными пророчествами, ясно указывает на антихриста. По этим пророчествам местом явления Господа для окончательного суда над боговраждебной силой и последним представителем её антихристом являются: или горы Израилевы ( Иез.39:4 ), или долина Иосафатова близ Иерусалима ( Иоил.4:2, 12, 13 ; слав. 3:2, 12:13), или вообще местность подле Иерусалима ( Зах.14:2–3 ). Этим утверждается то, что враг, имеющий раскинуть свои шатры близ горы святой и здесь найти свою погибель, есть ни кто иной, как антихрист, с чем согласуются и дальнейшие слова откровения в 12 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

И будет в тот день, не станет света ( Ам.8:9 ): драгоценности неба, светила ( Иов.31:26 ) утратят свою цену, свое сияние ( Ис.13:10 ; Иез.32:7 и пр.) или, может быть, даже истлеют ( 2Петр.3:10:12 ). День этот будет единственный ведомый только Господу, который один знает род и время его наступления: будет то время ни день, ни ночь. В вечернее же время, вместо ночи, явится свет ( Nc. CXI, 4 : Uc. LX, 1–3; XXX, 26 ). При создании мира, мрак хаоса уступил место свету, который с того времени разделил с ним владычество над миром 107 . Таким образом дело Бога света окажется превосходным по пророческому Его объявлению. ( Быт.1:31 ). Но это совершенное состояние всей природы явится не прежде, чем совершится великий переворот, в продолжение которого тьма, по видимому, будет иметь верх над светом, и свет одержит победу над нею только постепенно, после некоторого времени, перемежающегося мрака и сияния. Между тем, подобными кризисами в природе возвещаются или сопровождаются соответственные им кризисы в истории избранного народа. Его судьбы, казавшиеся столь блистательными и вместе с тем столь прочными (XII, XIII), сделались мрачными и темными, как древний хаос (XIV, 1:2); они улучшатся только медленно и будут иметь свои сумерки; но наконец они будут ничем иным, как славой и благополучием без всякого возврата к бедствиям – 6, 7. И будет в тот день, когда раздвоится гора Елеонская, живыя воды, о которых говорили уже древние пророки, потекут из Иерусалима, и будет течь половина их к морю восточному (мертвому) и половина к морю западному (Средиземному); летом и зимой так будет; эти воды будут постоянны, как будет постоянен свет. Сухая местность святого города будет с той поры обильно орошена ( Иоил.3:18 ) и воды мертвого моря, по крайней мере отчасти, сделаются здоровыми ( Ueз. XLVII ). Но эти живые воды предполагают восстановление всей природы; лето будет менее жарко, чем лето настоящей эпохи и времена года будут лучше уравновешены; источники не будут более иссыхать от раскаленного ветра пустыни; и песчаные равнины будут прорезаны ручьями, которые сделают их плодоносными. ( Ис.41:8; 30:25 ; Иез.34:26 и пр.). Между тем Бог, который утолил таким образом жажду природы, не оставит бессмертных душ вздыхающими напрасно о божественной воде, которая одна может утолить их жажду: Святой Дух будет непрерывно изливаться ( Ис.58:11 ) из средоточия Богоправления и жилища Иеговы на всю землю, которая обратится к Спасителю ( Ис.44:3; 41:17 ; Ин.12:37–39 ; Пс.38:6 ). И по мере того, как эти духовные воды будут разливаться от народа к народу до конца земли (которую предъизображает во всей этой главе Иудея), Господь будет царем над всею землею ( Nc.XLVIII; LXXI ); и в тот день Господь будет признан всеми за единаго истинного Бога, и имя Его будет едино чтимо (IX, 10; XIII, 2; Uc. 11; XXI, 28, 29 ; Дан. 11, 35, 44 и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

56:4–5 Это пророчество сбылось по отношению к евнуху-ефиоплянину ( Деян. 8,26–39 ). 56 вечное имя. Т.е. вечную жизнь во Христе (ст. 7; 2,2; Деян. 8,27.38.40 ). 56 в Моем доме молитвы. См. Мф. 21,13 . 56 Господь Бог. См. ком. к 25,8. собирающий. Не только иудеи, а все без исключения люди составят сообщество нового завета (11,11.12; ср. Ин. 10,16 ). 56 звери полевые. Эта метафора относится к враждебным Израилю народам (18,6; Иер. 12,8.9 ; Иез. 34,5.8.25 ; 1Кор. 15,32 ). Ветхому Завету свойственно изображение сил зла в животном обличье (ср. Быт. 3,1 ). 56 Стражи. Образ стражей, оповещающих жителей города о близкой опасности, означает пророков Божиих (21,6; 57,11; Иер. 6,17 ; Иез. 3,17; 33,2–7 ), ставших пастырями народа (ст. 11). слепы. См. ком. к 29,18. псы. Для Исаии и его современников грязные, питающиеся падалью псы были воплощением нечистоты и ассоциировались с языческими народами. бредящие лежа, любящие спать. В древнееврейском языке слово «спать» созвучно слову «проповедовать» (см. 29,9.10), таким образом это выражение можно истолковать как «любящие проповедовать, но проповедующие бред». 56 пастыри. Т.е. правители. 56 приходите... напьемся сикеры. См. 22,13. Глава 58 58 исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Здесь речь идет о лицемерах, для которых пост является гарантией их самоправедности. Ср. Мф. 23,3–7 . 58 для ссор и распрей. Т.е. для проявлений гордыни и ненависти. 58 пост, который Я избрал. См. ком. к 1,10–15; Ам. 5,21–23 ; Мих. 6,7 . томит человек душу. Господь ждет от человека сокровенных проявлений истинного смирения, а не внешней религиозности (ср. Мф. 6,16 ). гнет... подстилает. Внешними проявлениями пост напоминал траурные обряды ( 2Цар. 12,16 ; Иоил. 1,13.14 ). 58 пост, который Я избрал. Господь дает людям новую заповедь поста, высшим проявлением которого предстает спасение угнетенного и помощь нуждающемуся (ср. Иов 31,17–20 ; Мф. 25,35.36 ). 58 от единокровного. См. 1Тим. 5,8 . 58:8–12 В этом фрагменте изложены принципы праведности в том ее понимании, которое угодно Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В библейские времена шофар имел различное употребление. Во-первых, это был богослужебный инструмент (подробнее см.: Montagu. 2015). Праздник, ныне отмечаемый как евр. Новый год, в кн. Левит (23. 24) определен как     (праздник трубного звука), а в кн. Числа (29. 1) - как     (день трубного звука). В Библии не уточняется, был ли это шофар или серебряные трубы; в Талмуде указано, что это именно шофар, с подробным и противоречивым обсуждением того, был ли это бараний рог или прямой рог антилопы (Талмуд. Рош ха-Шана. 26a - 27a). Др. примеры использования шофара в богослужении есть в Псалтири (80. 4; 150. 3). Во-вторых, это был военный инструмент. Так, Гедеон, собирая народ в поход против мадианитян, разделил 300 чел. на 3 отряда и дал каждому в руки шофар (Суд 7. 16). Еще один пример использования шофара на войне содержится в Книге Иова (39. 24-25). В-третьих, это был сигнальный инструмент для объявления приказов, а также для церемоний, напр. при помазании и провозглашении царем Соломона (3 Цар 1. 34, 39). Шофаром также давали сигнал тревоги (Иез 33. 3; особенно Иоил 2. 1; Ам 3. 6; Соф 1. 16); такая практика существовала на протяжении мн. веков в евр. общинах по всему миру. В Книгах Иисуса Навина и Судей описывается чудесное действие труб из бараньего рога. При взятии Иерихона «народ воскликнул и затрубили трубами (    )... и обрушилась [вся] стена [города] до своего основания» (Нав 6. 19). В походе Гедеона против мадианитян «затрубили все три отряда трубами (  ), и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона!.. и [враги] стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство» (Суд 7. 20-21). Шофар также звучал во время обряда возлияния воды на храмовый жертвенник, совершавшийся, судя по описанию Мишны, в последний день праздника Кущей (осенний праздник урожая, продолжающийся 8 дней); тогда левиты играли на инструментах, перечисленных в 1 Пар 15. 16-24,- «киннорах, невелах, кимвалах, металлических трубах и инструментах [для] пения (         ,  )» (Мишна. Сукка. 5. 4). Нек-рые черты этого празднования сохранились в совр. синагогальной службе, в которой есть молитва о дожде в последний день праздника и - в сефардских общинах - повторяющийся сигнал на шофаре (иногда на неск. шофарах) в предпоследний день (Хошанна Рабба).

http://pravenc.ru/text/2564322.html

Такого же мнения держатся Кейль и Гитциг, ссылающиеся, в доказательство, на Ис.13:11 2060 . Но эта ссылка не может иметь решающего значения, потому что, напр., у Иеремии в 43:2 и в псалмах под разумеются лица из иудеев. Из древних комментаторов язычников разумеют бл. Иероним и св. Кирилл 2061 . Против этого взгляда высказываются Кёлер, Орелли, Новак, ван Тиль 2062 и др. 2063 То обстоятельство, что во 2:17 под разумеются не язычники, а некоторые явные грешники из иудеев, заставляет и в 3:15, в силу аналогичности темы, предполагать такой же случай. Кроме того, упоминаемые в ст. 19 , конечно, тожественны с ст. 15. Но там им угрожается судом и уничтожением. По нашему мнению, Келер верно замечает, что в последнем случае не могут разуметься язычники, потому что «язычники, как таковые и без всякого указания какой-либо вины с их стороны, никогда не являются у пророков, в противоположность Израилю, объектом окончательного суда Иеговы, и менее всего это может быть в таких местах, где пророки обличают именно грехи Израиля. Только там язычники, в противоположность Израилю, называются предметом конечного суда божественного, где Израиль рассматривается, как очищенный покаянием и освященный народ Иеговы, а язычники упоминаются в качестве постоянных противников Иеговы и злокозненников Его святого народа. Ср., напр., Иоил.3:4 ; Иез.38:39 ; Зах.12–14 » 2064 . Не излишне здесь упомянуть, что Грец задается вопросом: не следует ли в настоящем стихе вместо читать (мы обращены в рабов), соответственно Неем.5:5 ? 2065 Само собою понятно, что это – совершенно произвольная и едва ли чем оправдываемая догадка. § 165. . Различно понимают синтаксическую структуру этого предложения, в связи с последующим. Повторение дает повод или считать эти предложения связанными друг с другом, или переводить их однообразно. Одни переводят в обоих случаях «даже» (Орелли, Пьюзей, Смит) 2066 , другие «также» (Бахман) 2067 . Третьи полагают, что ... ==«как – так» (Келер, Новак) 2068 , или «не только – но и» (Кейль) 2069 , четвертые опускают или одно (Генгстенберг, Лютер) 2070 или оба (Велльгаузен) 2071 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

1:9. Перепрыгивают через порог. Порог обычно делали из каменного монолита, который слегка возвышался над полом. В пороге были выдолблены прорези, гнезда, в которые вставлялись ворота или дверь. Вход в дом всегда считался одновременно и священным, и опасным. По распространенным суевериям, наступить на порог означало разрешить духам, которые часто находились у входа, войти в дом. Подобные суеверия бытовали в древности во всем мире – от Сирии и Ирака до Китая, – однако в дошедших до нас древних источниках информация о происхождении этого суеверия отсутствует. 1:10. Ворота рыбные. В Иерусалиме было много ворот в разных его районах. Рыбные ворота открывали проход через северную стену на запад к башне Хананела ( Неем. 12:38,39 ). Археологические раскопки подтвердили, что они открывались к холму, который вел от храма к плато Вениамина. Название ворот, вероятно, связано с существованием на площади рыбного рынка, основанного тирскими купцами (см.: Неем. 3:3 ). 1:11. Новый квартал. ( В русском переводе – «на холмах»). Этот новый квартал был построен во времена Езекии, когда была возведена первая защитная стена вокруг западных холмов города ( 2Пар.32:5 ). Манассия, очевидно, перестроил эти стены ( 2Пар. 33:14 ). Раскопки Авигада обнаружили стену VII в. до н. э. длиной более 225 футов и шириной 24 фута. Вероятно, она окружала весь западный холм, обеспечивая дополнительную защиту северной части города. 1:11. Торговая часть города. Как и остальным районам Иерусалима, торговому району в западной части города также предстоит присоединиться к плачу. Его название происходит от древнееврейского слова maktesh (чаша или ступа; см.: Прит.27:22 ); по-видимому, он находился в одной из впадин Тиропеонской долины в пределах укреплений, сооруженных в VII в. до н. э. 1:14–2:15 День Господень – пророчество о судьбе народов 1:14. День Господень. См. соответствующую статью в коммент. к Иоил. 2 . 2:4. Филистимские города в конце VII в. до н. э. После военных кампаний Саргона II и Сеннахирима в конце VIII в. до н. э. и завоевания многих филистимских городов на их месте ассирийцы построили новые города, и некоторые из них (в том числе Фимна и Экрон) стали процветающими центрами, известными производством оливкового масла. Археологические данные позволяют установить районы производства оливкового масла и текстиля. Есть свидетельства присутствия египтян в Филистии после распада Ассирийской империи (см. коммент. к Иез. 25:15 ). Эти города позднее, в 600 г. до н. э., были разрушены во время вавилонской военной кампании Навуходоносора.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Иоил. 1:17 ). От них же занято в книгах Маккавейских 46 исправлений, 30 дополнений и 17 исключений; места же 1Мак. 1:17 . 2Мак. 2:31. 32. 4:13. 13:25 . 3Мак. 1:16. 5:10. 7:3 . у Петровских исправлены несколько иначе, а 2Мак. 7:36. 10:31. 11:2 . читается по первопечатному. По указанию Петровских исправителей, в издании Библии 1751 г, сделаны многие перемены в разделении глав и размещении стихов. Такие перемены можно видеть в главах Быт. 3:6 . Исх. 6. 37 . 3S. 39. Втор. 28 . Нав. 6 . 1Цар. 22 . 3Цар. 3 . Иов. 39 . Прит. 15 . Еккл. 12 . Прем. Сол. 8. Сир. 27. 48 . и др; в стихах Быт. 47:4 . и др. В 3 книге Царств в этом отношении Елизаветинские исправители значительные поправки сделали и от себя. Не редко в издании Библии 1751 г. помещаются в строке, вместо Греческого, или внизу, после Греческого, бывшие у Петровских исправителей чтения по тексту Еврейскому 2Цар. 6:1 . 4Цар. 11:8 . 1Пар. 4:2. 20:3 . 2Пар. 29:32. 34:3 . Иов. 38:18. 26 . Иса. 3:17. 9:8. 25:8. 51:1. 63:11. Иер. 2:2. 19:2. 25:26 . и др. Или по Вульгате 2Цар. 16:1 . 3Цар. 21:20 . 4Цар. 13:10 . 2Пар. 1:17. 13:21, 30:27 . Прем. 1:16 . и нек. др. Приняты и многие замечания на трудные слова (схолии) 4Цар. 3:4. 9:27. 23:5. 7. 24:2 . 1Ездр. 1:8 . Неем. 1:1. 2:1. 3:26 . Иез. 44:3 . Наум. 1:10 и мн. др. 12 (по преж. кат. 462). Собрание нескольких книг Ветхого Завета, XVI в. пис. полууставом, переходящим в скоропись, в четвёртку, 364 л. Л. 1. Книга исса сна навгина. Л. 44 об. Книги. илвыхъ. Л. 91 об. Книги глаголемы ръ. Л. 99. Книгы глемы самоил црьтво пръвое. Л. 167 об. Црьство. вътр двдво. Л. 227. Црьтво третьее. Л. 294 об. Црство. четверто. Л. 351 об. Книга глемы есерь. Во всех сих книгах текст тот же самый, и с теми же опущениями, как и в полных списках 1–3. Но разделения на главы нет. В некоторых местах заметны, впрочем, свои чтения, более близкие к Греческому. Нав 5:9 . и мсто тога гагалъ и до сего дни ( 1–3 могила, Греч. Γλγαλα), 1Цар. 16:6 . нн пр гмъ хс его ( 1–3 црь, Греч. χριστς), 7. и не ко же бо члкъ види бгъ ( 1–3. его же бо не види члкъ, види бъ, Греч. οχ ς μβλψσεται, ψσεται θες). Иногда исправляется язык перевода 1Цар. 2:8 . и гноища възнос нища да посадить с могщими люми ( 1–3 стравле, с могтьми люскыми).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Может быть, не следует вообще привязывать Мих.4:11–13 к каким-то конкретным историческим событиям? Вполне возможно, что весь текст Мих.4:9–14 носит не конкретно-исторический, а общий характер 212 . У более поздних пророков уничтожение приступивших к Йерушалаиму вражеских полчищ станет важной эсхатологической темой: Иоил.4 213 ; Зах.14 (см. также Иез.38–39 ). Как бы то ни было, эта пророческая речь (если считать, что Мих.4:9–14 является гомогенной пророческой речью, единым пророчеством, а не состоит из нескольких маленьких пророчеств, каждое из которых начинается с вводного слова – Мих.4:9, 4:11, 4:14 ) несёт в себе вполне внятное послание: испытания носят временный характер, и, в конце концов, Исраэль победит всех своих врагов. Трижды в отрывке звучит обращение к народу Исраэля как к дочери () – к дочери Цийона ( Мих.4:10, 13 ), к дочери полчищ ( Мих.4:14 ). Это связывает данный отрывок с предыдущим (дочь Цийона, дочь Йерушалаима – Мих.4:8 ). Страны и города в иврите – женского рода, потому и возможна такая метафора, в рамках которой отец – это YHWH, а дочь – Цийон, Йерушалаим. А сейчас… Связь с предыдущим отрывком очевидна, поэтому добавляем в наш перевод союз а. В МТ Мих.4:9 (а также Мих.4:10 и Мих.4:11 ) союза нет (он появляется в Мих.4:11 – ). Регулярное употребление в этом пассаже частицы (сейчас, теперь) придаёт пророческой речи определённый ритм и напор. …что ты криком кричишь? Разве нет царя у тебя? Разве погиб твой советник, что схватили тебя муки, как роженицу? Осаждённый врагами Йерушалаим персонифицируется в образе роженицы (), которая кричит () от боли () громким криком ( – эмфатическое выражение, составленное из глагола и существительного одного и того же корня). У Йешайяну ( Ис.13:8 ) и в Тенилим ( Пс.48 /47:7) с мучительным состоянием роженицы сравнивается состояние людей, испытывающих страх перед смертельной опасностью. Не раз образ роженицы используется в том же значении и Ирмейяну ( Иер.4:31, 6:24, 15:9, 22:23, 30:6 ), в том числе для изображения осаждённого Йерушалаима, как и в книге Михи («Я слышу голос как бы женщины в родах, стон как бы рождающей в первый раз, голос дочери Цийона» – Иер.4:31 ), а также для изображения морального состояния жителей Дамэсэка ( Иер.49:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010