Не важно, собирается ли Миха остаться абсолютно нагим, или по распространённому обычаю наденет на себя вретище, мешок из грубой ткани (ср. Быт.37:34 ; 3Цар.21:27 ; 4Цар.6:30 ; Ис.37:1 ; Иер.6:26 ; Иез.7:18 ; Иоил.1:13 ; Ам.8:10 ; Ион.3:6 ; Пс.69 /68:12; Иов.16:15 ; Плч.2:10 ; Есф.4:1 и др.). Современник Михи Йешайяну шокировал жителей Йерушалаима тем, что три года ходил совершенно голым, получив от Бога повеление снять даже вретище: «Сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Так он и сделал, ходил нагой и босой» ( Ис.20:2 ). Но Ис.20:1–2 формально отличается от Мих.1:8 – Ис.20 представляет собой биографический рассказ о пророке, написанный прозой, тогда как Мих.1:8 содержит слова самого пророка, причём поэтические. А для поэзии, в отличие от прозы, точность не важна. Она, пожалуй, даже противопоказана ей. Поэтические строки Мих.1:8 передают настроение пророка – его потрясённость судьбой родной страны, его глубокую скорбь. …выть, как шакалы и вопить, как страусы. Пророк сравнивает свои стенания с воем () шакалов и воплем () страусов (вообще, – это траур, а также похоронный обряд). – это шакалы (единственное число в Танахе не представлено). Учёные идентифицируют с Canis aureus (букв.: собака золотистая) – обыкновенным, или азиатским шакалом, широко распространённым в Южной Евразии животным из семейства псовых. Они действительно воют по ночам, их вой напоминает детский плач 80 . Второе сравнение – со страусами. Буквально в тексте говорится не о страусах, а о дочерях страуса, точнее – о дочерях страусихи ( , ср. Лев.11:16 ; Втор.14:15 ; Ис.13:21 ; Иер.50:39 ; Иов.30:29 и др.). Пророк будет в трауре как дочери страусихи? Будет издавать траурные вопли как страусиные птенцы? Но страусы и их птенцы не вопят и не пребывают в трауре. Сравнение кажется странным, поэтому некоторые переводчики и комментаторы, в том числе русские, предпочитают переводить через сову или через филина. Однако, и библейские словари, и современные еврейские энциклопедические словари, в частности, словарь Авранама Эвен-Шошана 81 , идентифицируют со страусом (в научной классификации – Struthio camelus). В наше время страусы, эти крупные бескилевые нелетающие птицы, водятся лишь в Африке, а ещё не так давно они были широко распространены и на Ближнем Востоке. Их ближневосточный подвид (Struthio camelus syriacus) исчез из ближневосточных пустынь лишь в 60-е годы XX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

    23:35. Насмешки над страданиями обнаженного человека, висящего на кресте, были невыносимо трудным испытанием. Ирония была излюбленным приемом древних авторов; двойная ирония здесь в том, что Иисусспасает других, а эти вожди вместе с народом насмехаются над Ним, выражая свои чувства в манере, свойственной сатане (4:3,6,7,9).     23:36. Некоторые усматривают в предложенном воинами «уксусе» акт милосердия, поскольку он служил болеутоляющим средством или помогал утолять жажду, но Лука • утверждает, что это было продолжениемглумления.     23:37. Язвительные замечания воинов отражают циничное отношение римлян к иудаизму, которое было широко известно, вопреки тому (а возможно, и вследствие того), что римляне иногда сами обращались виудейскую веру.     23:38. На кресте, над головой осужденного, обычно помещали табличку с обвинением .     23:39—42. Разговор Иисуса с преступниками на кресте — последний пример, который приводит Лука, иллюстрируя принятие Иисусом грешников, изгоев общества и отверженных, хотя он (в отличие от Марка)называет их «злодеями», не акцентируя внимания на том, что они были мятежниками.     23:43. В еврейской литературе «рай» всегда противопоставляется «геенне», или «аду». Хотя в еврейских источниках приводятся разные мнения относительно местоположения рая (напр., на третьем небе; или страна на краю земли, подобная греческим «Ели-сейским полям»), рай часто рассматривался как место пребывания праведников после воскресения из мертвых. Таким образом, Иисус и этот распятый вместе с Ним человек последуют после смерти в обитель праведных.     23:44—49 Смерть Иисуса     23:44. «Шестой час» наступал сразу после полудня, «девятый час» — вскоре после трех часов дня; распятие редко завершалось так быстро. Время смерти Иисуса совпало с вечерним жертвоприношением в храме. «Тьма» была одной из десяти казней египетских (Исх. 10:22); у пророков «тьма» служит прообразом суда в конце времен (часто из-за грозовых облаков, саранчи, дыма и др.; Ис. 13:10; Иез. 30:3,18; 32:7,8; Иоил. 2:2,10,31; 3:15; Ам. 5:18; Зах. 14:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Иоил.2:20. И отрину его на землю безводную, и погублю лице его в мори первем и задняя его в мори последнем, и взыдет гнилость его, и взыдет смрад его, яко возвеличи дела своя.    Оборот речи все еще изобразительный, как и в начале, применительно к саранче и «мшицам», которые, говорит, погибнут, будучи по воли Божией унесены, как надо полагать, к самым границам земли Иудейской, и будут издавать такое зловоние, что будут затруднительны сношения для всех жителей земли. Опять-таки речь нисколько не удерживает от того, чтобы и это понимать в применении к Вавилонянам. Именно: с южной стороны Иерусалима расстилается обширная пустыня, которая к востоку и югу граничит с Индийскими морями, а с запада и севера с морем, смежным с Палестиной и омывающим самый Египет. Там, говорит, он погубил мшиц и саранчу, и смрад от них был невыносимый. Но и Вавилоняне, населяющие страну, расположенную на северо-востоке, были погублены, — погублены во времена царствия Езекии (4Цар.19), и смрад от трупов был несносен, так что земля очищаема была семь месяцев и убираемы были гниющие трупы (так говорит Иезекииль (Иез. 39:12—14)). А что земля Вавилонская расположена к северу, это будет ясно из слов Бога, который гласом святых говорит потомкам Израиля, отведенным в плен: «о, о, бежите от земли северныя, глаголет Господь,... в Сион спасайтеся живущии во дщери Вавилонстей» (Зах.2:6—7).    И Христос, изгнав из нас самих саранчу, разумею — духовную, то есть — всегубительные полки демонов, заключил их в аду и сокрыл в тайниках бездны, как бы низвергнув их в глубины морские: затем пошел от них гнилостный запах и смрад, и стал для нас тягостен и омерзителен, хотя прежде и не казался таким, потому что (не считали) сатану зловонным; теперь же, наконец, узнали, что он таков: когда, захваченные узами порока, подпали под руку его, то считали его, несчастного, благовонным и достолюбезным; когда же явился к нам Еммануил, возглашая и говоря: «аз цвет польный, и крин удольный» (Песн.2:1), тогда-то мы, ощутив присущее Ему благоухание, наконец узнали зловоние первого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3523...

Народы, угнетавшие Израиль, будут переданы в его руки, и Господь навеки воцарится в Иерусалиме ( Иоил.3:17 ; Иоил.3:20 ). Царство его будет изобиловать всеми благами: „И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком и все русла иудейские наполнятся водой, а из дома Господня выйдет источник и будет наполнять долину Ситтим» ( Иоил.3:18 ). Это изображение царства Божия у пр. Иоиля можно назвать типичным для всех пророков, – заметим, оно представляется духовно-чувственным, – хотя и не совсем полным. Здесь нет указания на то, что будущее царство прострется и на языческие народы, что на троне будет сидеть потомок Давида, который водворит в своем царстве правду, святость и мир. Но эти черты мы встречаем уже вскоре, почти у столь же древних пророков, именно у Амоса к Осии. Пр. Амос говорит о восстановлении падшей скинии Давида и о распространении власти Израиля над всеми другими народами ( Ам.9:11–12 ). Пр. Осия будущее обращение народа к Богу связывает с восстановлением трона Давида ( Ос.3:4–5 ) и полным миром на всей земле ( Ос.2:18 ). Мирный характер будущего царства и участие в нем всех народов, уже не в качестве рабов народа Израильского, а, по-видимому, равноправных членов, особенно рельефно изображается у пр. Исаии ( Ис.2:2–4 ; Ис.19:18–22 ; Ис.24:15 ; Ис.25:6–10 и др.), у пр. Михея ( Мих.4:1–4 ), Захарии ( Зах.9:9–11 , Зах.2:14–15 ), Иеремии ( Иер.3:17 ), Иезекииля ( Иез.47:21–23 ). Царство Мессии буде царством правды и истины ( Ис.11:3–5 ; Ис.24:16 ). Мысль о духовных благах мессианского царства и прощении грехов 393 , особенно раскрыта у пр. Иеремии ( Иер.31:31–34 ; Иер.24:8 ; Иер.32:39 ; Иер.33:9–14 ; Иер.50:20 ; ср. Мих.7:18–20 ), хотя он не забывает и о материальных благах ( Иер.31:12–14 ). Если бы мы пожелали в схематическом виде изобразить последовательность событий – по пророкам – в грядущем будущем, то встретили бы большие затруднения, так как раздельности, определенности в предсказаниях, у пророков, нет. Но, кажется, три главных момента нужно отметить в пророческой схеме: 1) суд Божий над Израилем за его грехи, 2) суд Божий над язычниками и над всем миром и 3) спасение Израиля, а потом и всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

21:27. За воротами города иногда жили отверженные обществом (напр., блудницы), но здесь имеется в виду ветхозаветная аллюзия. В доме Божьем более не будет мерзостей ( Зах. 14:21 ) или неверующих в Иерусалиме ( Иоил. 3:17 ). Нечистому всегда ставилась преграда в доме Божьем; этот текст относится к духовной или нравственной нечистоте. Весь город являет собой храм Божий, или место Его обитания (21:3,16,22). 22:1–5 Новый рай В Ветхом Завете иногда в образной форме, особым языком описывается восстановление Иерусалима как рая ( Ис. 51:3 ), но именно в более поздних еврейских текстах дается общая картина воссоздания или расширения первоначального рая в конце времен. В таких текстах рай представлен как дом праведных, а «геенна – как дом нечестивых. 22:1. Источником образной картины рая с его реками и водами Иерусалима ( Пс. 45:5 ) может служить Быт. 2:10 ; вместе с тем, есть и прямое указание на реки, вытекающие из нового Иерусалима – в Иез. 47:1 – 11 (ср.: Иоил. 3:18 ; Зах. 14:8 ). (Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» 1.1.3, 38 использовал греческую географическую концепцию о реке Океан и утверждал, что Эдемский сад орошался водами реки, опоясывавшей весь земной шар и разделявшейся на четыре рукава: Ганг, Евфрат, Тигр и Нил. Филонотождествлял эту реку с добродетелью, вытекавшей из Эдема, которая являла собой премудрость (Аллегорическое толкование 1.19, 65). Иоанн мог здесь усматривать указание на Дух; ср.: Ин. 7:37–39 .) 22:2. Описание «древа жизни» взято из Иез. 47:12 , где говорится о деревьях, которые плодоносят ежемесячно (в отличие от сезонного урожая в году) и листья которых служат для исцеления. Иоанн изменяет множественное число «деревьев» на единственное «древо», чтобы подчеркнуть указание на рай: хотя «древо жизни» рассматривается и в ряде других произведений еврейской литературы (напр., в 4 Езд.), сам термин уходит корнями в Быт. 2:9 . В более поздних иудейских преданиях этот образ находит свое дальнейшее развитие. (В ряде еврейских текстов описываются двенадцать деревьев [по одному на каждый месяц], которые находятся в раю, где протекает четыре реки: это сводный образ, мозаика из текстов Иезекииля и Бытия, что является весьма характерным приемом для Откровения в целом. В еврейской литературе двенадцать месяцев часто связываются с двенадцатью коленами и двенадцатью созвездиями, ноИоанн здесь, как и в других местах, избегает всякого рода астрологических ассоциаций.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Мих.4:1–3 почти дословно совпадает с Ис.2:2–4 . Миха цитирует Йешайяну, Йешайяну цитирует Миху, или оба цитируют предшествующего им анонима? Или, быть может, рука позднейшего редактора вставила эти стихи и в книгу Михи, и в книгу Йешайяну? Экзегетическими методами невозможно решить проблему изначального авторства этих строк. Долгая дискуссия о происхождении Мих.4:1–3 и Ис.2:2–4 так и не привела к сколь-нибудь убедительным и однозначным результатам 182 . В точном цитировании одним пророком другого нет ничего необычного. Так, например, Йоэль цитирует Амоса ( Ам.1:2 – Иоил.4:16 183 ), а пророчество самого Михи ( Мих.3:12 ) цитируется в Иер.26:18 . Мих.4:1–5 во многом перекликается также с Ис.60 . …в последние дни… Выражение имеет эсхатологическую окраску (ср. Быт.49:1 ; Числ.24:14 ; Втор.4:30 ; Иер.23:20, 48:47, 49:39 ; Иез.38:16 ; Ос.3:5 ; Дан.10:14 ). У Михи, в контексте следующих стихов оно указывает на наступление (в неопределённой перспективе) Царства Божьего. …гора дома YHWH будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами… Физически Храмовая гора (которая на самом деле ниже даже окружающих её холмов) не станет выше ни Ливанских, ни тем более Гималайских гор. Пророк говорит не о материальной высоте, а о духовной. Ср. Иез.40:2 ; Зах.14:10 . Сколько их на свете – великих, святых и славных гор! Синая, Хермон, Тавор… Афон, Грабарка, Ватиканский холм, Владимирская горка… Но всех святее и духовно выше будет Храмовая гора в Йерушалаиме – гора дома Господня ( )! Главою гор ( ) поставит Храмовую гору сам YHWH, издревле определивший её местом для Своего дома, местом для пребывания Своего святого имени. Оставленная людьми гора ( Мих.3:9 ) станет вновь местом паломничества к Богу, и уже не только для евреев, но для всех народов – …и потекут к ней народы. Все народы () осознают, что без Бога Исраэлева нет у них ни смысла жизни, ни опоры существования, потому и потекут () живыми реками 184 туда, где Его жилище – к той горе, на которой стоит Его дом. Парадоксальным образом потекут снизу вверх! Иерусалимский Храм станет для всех народов земли единым религиозным центром, вершиной, к которой направлены все их стремления. Пройдут многие десятилетия, и эту тему продолжит Ирмейяну: «Господи!.. К Тебе придут народы от краёв земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, тщету и то, в чём никакой нет пользы» ( Иер.16:19 ). Ср. Ис.49:6, 22 ; Иер.3:17 . «Храмовая гора, – комментирует Скандрольо, – из объекта для наказания преобразится в центр универсального искупления. Народы не будут больше инструментами в Божьих руках для наказания Исраэля. Их стекание в Йерушалаим будет мотивировано искренним стремлением познавать Господа и учиться у Него» 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Вопрос 38. Какие грехи против Духа Святаго? Ответ. Чрезмерное и безрассудное упование на благодать Божию; отчаяние, когда кто-нибудь не имеет надежды на милосердие Божие; также противоречение ясной и доказанной истине и отвержение православной веры Христианской. Вопрос 39. Что значит чрезмерное упование на благодать Божию? Ответ. Чрезмерное упование есть излишняя надеянность на милосердие Божие, когда кто-нибудь, продолжая сам грешить, надеется, что Бог не заключит от него благодати Своей и не накажет его; а таким образом почитает за ничто Божественное правосудие. Те, которые впали в таковое заблуждение, пусть послушают Апостола, который научает их и говорит: «Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия» ( Рим. 2, 4–5 ). Таковы суть те, которые осмеливаются дерзновенно говорить: “Если угодно Богу, спасусь; если не угодно, погибну”, а по сему самому вовсе не пекутся об исправлении себя, и, как маловажное, презирают спасение души своей. Священное Писание, увещевая таковых, говорит: «несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих» ( Мф. 18, 14 ). И устами Пророка говорит Господь: «живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему ( Иез. 33, 11 ). И в другом месте говорит Апостол: «сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» ( 1Тим. 2, 3–4 ). Равным образом обманываются и те, которые с одною верою, без добрых дел, надеются наследовать жизнь вечную. Вопрос 40. Что есть отчаяние в Божием милосердии? Ответ. Отчаяние есть ненадеянность грешника на Божие милосердие, когда он ложно думает, что ни за грехи, им соделанные, Бог не простит его, ни за добрые дела, им учиненные, не приимет его в благодать Свою, будучи занят тою мыслию, что человеческое нечестие превышает милосердие Божие, как говорил Каин: «Вящшая вина моя, еже оставитися ми» ( Быт. 4, 13 ). Столь великая хула весьма оскорбительна для милосердия и благости Божией. Посему, хотя бы кто обременен был тягчайшими грехами, никогда не должен отчаиваться в неограниченном человеколюбии Божием, приведя себе на мысль блудного сына, которого после его раскаяния принял отец с радостнейшим лицем и сердцем; каковым примером научил Он нас не только до семи раз прощать брату своему, когда он согрешит против нас и придет в раскаяние, но до семижды семидесяти раз на день. И чрез Пророка говорит: «обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему, яко милостив и щедр есть, долготерпелив и многомилостив и раскаявайся о злобах» ( Иоил. 2, 12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Фрейзера, Дж. Робертсона и других историков религии. В конце жизни разрабатывал расовую «германскую религию» (книга о Р. Вагнере «R. Wagner», 1934, толкование свастики и т. п.), смыкаясь с идеологией нацизма. ДУХ СВЯТ0Й (евр. гйак haqqodes, арам, ruha qudsa, греч. πνεμα γιον, лат. Spiritus sanctus), Дух Божий (евр. гйак ШоЫт), Параклет или Параклит (греч. παρκλητος, «помощник», «утешитель», срв. церк. — слав. оугкшитель), в представлениях иудаизма действующая сила божественного вдохновения, по христианскому вероучению, Третье Лицо Троицы. Еврейское слово «руах» означает и «ветер», и «дух»; эта связь выявляется и ветхозаветным, и новозаветным повествованиями (за сошествием Д. Св. на 70 старейшин следует сильный «ветер от Господа», Чис. 11; «сошествие Д. Св.» на апостолов сопровождается шумом с неба «как бы от несущегося сильного ветра» и неким подобием языков огня, Деян. 2:1–4). В архаических текстах Ветхого Завета Д. Св. («Дух Яхве», Дух Элохим») сообщает полководцам воинственное воодушевление (Суд. 10; 11:29; особенно 14:6 и 19, где говорится о богатырском неистовстве Самсона), охваченный Д. Св. делается «иным человеком», получает «иное сердце» (1 Цар. 10:6 и 9). Д. Св. сообщает также, согласно ветхозаветным текстам, особый дар, делающий человека способным к несению царского сана (срв. иранское понятие хварно=фарн); Саул подготовлен к царствованию экстатической инициацией, при которой он под наитием Д. Св. пророчествует среди прорицателей (1 Цар. 10:10), а когда избранничество отходит к Давиду, Д. Св. «сходит» на него, чтобы почивать на нем «с того дня и после» (16:13). Различные случаи призвания через Д. Св. к исполнению той или иной сакральной функции — аналоги центрального случая — призвания пророка, «влагания» «духа Яхве» «в сердце» того или иного пророка, начиная с Моисея (Ис. 63:11, ср. Иез. 11:19 и 24; 36:26–27; 39:29; Иоил. 2:28; Мих. 3:8, и т. д.). Но в качестве инспиратора пророков Д. Св. оказывается истинным «автором» Библии как корпуса «откровения». Уже в талмудической литературе вопрос об участии Д. Св. в том или ином сочинении — обычная термино–логпческая форма постановки вопроса о принадлежности или непринадлежности этого сочинения к числу «богодухиовенных» книг. Идея этого мистического «авторства» Д. Св. заострена до наглядного образа в апокрифической «3–й книге Ездры» (И в. н. э.), где описывается, как после уничтожения всех священных книг Д. Св. диктует их полный текст пяти мужам, «и они ночью писали по порядку, что было говорено им и чего они не знали».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Видение 22 главы, хотя и относится к тому же новому Иерусалиму, но касается той его стороны, в которой обнаруживается жизнь его обитателей. Пророческий взор тайнозрителя, по указанию, вероятно, одного из ангелов семи последних чаш (17:1; 21:9), обращается на реку воды жизни. Близкую аналогию нашему месту мы находим у Иоил. 3:18 ; Иез. 47:1–12 и особенно Зах. 14:8 . Но при всем подобии этих мест есть между ними и значительная разница. У Захарии говорится просто о водах жизни, они текут из Иерусалима, от храма, и направляются в моря восточное и западное. Вода Апокалипсиса течет одной рекою, вода в ней светла, как кристалл, и течет через город не от храма, которого нет в новом Иерусалиме, но от престола и Агнца. Некоторые толкователи 1585 под верою жизни разумеют Самого Святого Духа, третью Ипостась Св. Троицы, Которым ( Ис. 11:2 ; Ин. 7:37–39 ) обильно даруются все благодатные дары, необходимые для жизни и просвещения. Но для такого понимания нет основания в самом тексте; картина описания нового Иерусалима ближе всего напоминает нам картину рая ( Быт. 2:10, 16 ); и как там все было приспособлено для жизни первых людей, так такое же приспособление должны мы усматривать и в новом раю. И для жизни нового человечества нужны не только плоды древа жизни (ст. 2), но и источники воды. Так что если мы сопоставим 22:17 с 7:17, то под рекою воды жизни будем вынуждены подразумевать не Св. Духа, подателя жизни (тогда бы и река была названа дающею жизнь), и не символ жизненных сил, даруемых Иисусом Христом ( Ин. 4:10; 7:38 ) 1586 , но действительную таинственную реку 1587 . Вода этой реки, истекающей от престола Отца и Агнца, Совершителей человеческого спасения, будет именно тем питьем, которое будет утолять жажду прославленных обитателей нового Иерусалима и поддерживать их вечную блаженную жизнь. Несомненно, конечно, эта река будет рекою и Св. Духа, ибо и Дух Святый есть равный участник и податель людям всех сил жизни и спасения ( Ин. 16:14, 15 ). Вода реки есть дар нераздельной Троицы и есть выражение самого тесного общения прославленного человечества с прославившим его Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Сказал, что Церкви Его и врата ада не одолеют ( Мф. 16, 18 ). Так и есть: сколько сатана ни старался через иудеев, царей, мудрецов века сего, еретиков и прочих служителей своих одолеть и истребить Церковь Христову, но не достиг ничего. Стоит и будет стоять твердо, основана на Камне. Камень же есть Христос, Сын Бога живого, о Котором написано: Се полагаю в Сионе Камень краеуголен, избран, честен: и верующий в Него не постыдится ( Ис. 28, 16 ; Пс. 117, 22 ; Мф. 21, 42 ; Деян. 4, 11 ; 1Пет. 2, 7 ; Рим. 9, 33 ; 1Кор. 3, 11 ; Еф. 2, 20 ). Обещал Христос послать Духа Святого апостолам и всем верным ( Иоил. 2, 28, 32 ; Ин. 7, 38–39 ). И исполнилось это: пришел Дух Святой на апостолов и на всякую плоть веровавшую ( Деян. 2, 1–21 ). Читай об этом Евангелие, и увидишь. Видишь, что все, что ни говорит Писание Святое, есть истинно, неложно и всякого принятия достойно. Итак, точно и неотменно есть то, что оно говорит. Сбылись все пророчества и обещания Божии, которым следовало исполниться до сего дня, – сбудутся и те, которых ожидаем и чаем. Чаем, по Писанию, воскресения мертвых – непременно будет оно. Воскрес нут мертвые и восстанут из гроба ( Ис. 26, 19 ; см. также Иез. 37, 1–13 ; Дан. 12, 2 ; Ин. 5, 25, 28; 11, 25–26 ; 1Кор. 15, 12–56 ). Ожидаем Второго Христова пришествия и Страшного Его суда – непременно и будет. Придет Христос судить живым и мертвым – и все приимут по делам своим ( Деян. 17, 31; 1, 11 ; Пс. 6, 9 ; 2Кор. 5, 10 ). Обещал Бог верным Своим дать жизнь вечную, и чаем, по обещанию Его, жизни вечной причаститься, – будет то непременно, праведники будут вовеки жить ( Прем. 5, 15 ), наследуют Царство, уготованное им от создания мира ( Мф. 25, 34 ); праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13, 43 ). Объявлено в Писании, что будет вечная мука грешникам нераскаянным, – и будет так. Будет им огонь вечный, тьма кромешная, скрежет зубов, червь неусыпающий и прочее. Сбудется все то, что обещано и предсказано от Бога. Надо всему тому исполниться, ибо Божие обещание и слово истинно, верно и неложно, как выше сказано. Небо и земля прейдут, но слова Божии не прейдут ( Мф. 24, 35 ; Мк. 13, 31 ; Лк. 23, 33 ). Так это истинно и достоверно, как истинно то, что вчерашний день был и нынешний есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010