Мудрый Соломон воспроизводит в своих Притчах также исторические и законоположительные отделы Пятокнижия. Он воспроизводит историю творения мира при участии Ипостасной Премудрости ( Быт.1 = Притч.8:21–32 ), сравнивает мудрость с упоминаемым у Моисея древом жизни ( Притч.3:18;11:30 = Быт.3:22–24 ). Припоминая заповедь Моисея о сохранении в народной памяти Божия закона. Соломон советует начертывать нравственные законы на скрижалях сердца ( Притч.7:3 = Втор.6:8 ). Согласно повествованию Моисея, мудрый Екклесиаст признает, что человек создан был правым и блаженным, но потом сам осуетился; истинное благо человека заключается в восстановлении первобытных отношений между человеком и Богом и исполнении воли Божией ( Еккл.7:30 ). Учение Екклесиаста о бессмертии (12:7) основывается на повествовании Пятокнижия о творении человека ( Быт.2:7 ). Вообще все догматическое и нравственное учение, раскрываемое в учительных книгах, покоится на Пятокнижии, как на фундаменте; учение Пятокнижия служит исходной точкой для всей их премудрости. Цитатами можно бы наполнить целые тома. Достаточно прочесть одну-две главы, чтобы убедиться в этом. Такое же значение Пятокнижие имело и для пророков; пророческая деятельность состояла в сохранении среди еврейского народа тех надежд и обетований, которые возвещены были его предками, и в поддержании среди него того нравственного настроения, которое требовалось его призванием и очерчено в Пятокнижии. Без последнего не мыслимы пророческая деятельность и письменность, и Пятокнижие отражается во всех пророческих речах. Первый из пророков-писателей Авдий основывается в пророчествах об Идумее (17–19ст.) на Пятокнижии ( Числ.24:18–20 ). Пророк Иоиль, припоминая исторические повествования и пророчества Моисея, что общенародное покаяние умягчает Божий гнев и низводит милость Божию на остаток Израиля ( Исх.32:14;34:6 ; Лев.26:40–45 ; Втор.30:1–8 ), призывает народ в храм умолять Бога об избавлении от саранчи и опустошения ( Иоил. 1–2 гл.). он упоминает о саде Едемском ( Иоиль2:3 = Быт.2:8;13:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Это те 144 000, о которых уже шла речь в седьмой главе ( Откр.7:1–17 ). Заметим, что эти 144 000 «запечатленных» там символизируют новый, истинный Израиль в его неисчислимом множестве ( Откр.7:9 )! Согласно древним иудейским представлениям Мессия соберет вокруг себя спасенный народ Божий в конце времен на горе Сион: «Когда это будет, и явятся Знамения, которые Я показал тебе прежде, – тогда откроется Сын Мой, Которого ты видел, как Мужа восходящего. И когда все народы услышат Глас Его… и соберется в одно собрание множество бесчисленное, – Он станет на верху Горы Сиона» ( 3Езд.13:32–35 ). Почему Сион? Сион слыл как гора спасения, и считалось, что именно на Сионе Мессия соберет в эсхатоне свой народ: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь» ( Иоиль.2:32 ). Тот, кто принадлежит к истинному Израилю ( Откр.7:1–8 ), в конце веков будет спасен, собранный на горе Сион. Имеется в виду, конечно, не земной, а «небесный Сион», так как Иоанн видит Агнца на небе (глава 5). б) Песнь, которую могли выучить только святые Божьи ( Откр.14:2–3 ) 2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. 3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Иоанн слышит громкий небесный голос, как шум водопада или морских волн, обрушивающихся на берег и на скалы, как шум грома и в то же время как успокоительную музыку, которую играют на кифарах (гуслях). Чей голос так красочно описывается? Скорее всего, ангелов перед престолом Божьим. Поется песнь хвалы Богу. Эта «новая песнь» спасения уже упоминалась в Откр.5:8–9 . Но содержание ее нам пока неизвестно. Только 144 000 могут ее выучить, а в главе 19 они будут ее петь, ибо успели выучить. Выучить что-то могут только хорошие ученики. Здесь – это христиане, сохранившие верность Господу вплоть до мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Иссахар, из 12 патриархов. Иаиль. (Суд. гл. 4 и 5) Иаков, или Израиль, сын Исаака. Иафет, сын Ноя. Иезекииль прор. (21 июля) Иеремия прор. (1 мая) Иессей, отец царя Давида. Иеффай, судия Израильский. ( Евр. 11:32 ) Иисус НавИн.(1 сент.) Иов многострадальный. (6 мая). Иоиль прор. (19 окт.) Иона прор. (22 сент.) Иосиф, из 12 патриархов. (31 марта и в понедельник страстной седмицы). Иосия, 16 царь Иудейский. Иуда, из 12 патриархов. Иудифь. Левий, из 12 патриархов. Малахия прор. (3 янв.) Мариам, сестра Моисея. Мелхиседек, священник Бога Вышнего. ( Быт. 14:18–20 ). Мисаил, из трех отроков. (17 дек.) Михей прор. (14 авг.) Моисей Боговидец. (4 сент.) Наум прор. (1 дек.) Нафан прор. ( Сир. 47:1 ) Неффалим, из 12 патриархов. Ной праотец. ( Сир. 44:16 ) Олда, или Олдама, пророчица. ( 4Цар. 22:14 и сл.) Ор. ( Исх. 24:14 ) Осия прор. (17 окт.) Рахиль, вторая жена Иакова. Ревекка, жена Исаака. Рувим, из 12 патриархов. Руфь. Сампсон, судия Израильский. ( Евр. 11:32 ) Самуил прор. (20 авг.) Симеон, из 12 патриархов. Сарра, жена Авраама. Сим, сын Ноя. Сиф, сын Адама. Соломон, царь Израильский. Софония прор. (3 дек.) В Прологе, и I. Слипе на недиилю сняты ь праотец, именуются еще: Зоровавель, вождь Иудейский. Иисус, сын Иоседеков, иерей великий. ( Зах. 6:11 ) Лия, первая жена Иакова. Неемия. вождь Иудейский. Симон, иерей великий, отец Онии 2-го, сын Онии 1-го. Соманитяныня (из Сомана), современница Елиссея пророка. (4 Цар. гл. 4) Сусанна. Халев, сын Иефонниин, сотрудник Иисуса Навина. ( Сир. 46:9 ) Пролог 13. Мес. В. 16 дек. В службе канон трем отрокам Феофана, праотцам Иосифа. 12 Св. отца нашего Спиридона, епископа Тримифунтского. Пастырь овец и супруг, святительствовал при Константине Вел. и его сынах, присутствовал на Первом Вселенском соборе; скончался ок. 318 года. Знаменит христианской простотой и чудесами. В Чет. Минея Житие от Метафраста, Никифора (VIII. 15 и 42), Сократа (1.8), Созомена (I. 11 ), и проч. (Vita Memaphrasmea latine ар. Surium. Or. Chr. II col. 1069. Urbani Godfridi Siberi Diatriba de Spiridione.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Большое количество исследователей 2-й пол. XX в. стали отказываться от теории двойного этапа или авторства в становлении собрания пророчеств Книги прор. Иоиля. Возврат к традиц. взгляду был ознаменован трудом Л. Деннефельда, осознавшим необходимость рассматривать Книгу прор. Иоиля как единое произведение одного автора ( Dennefeld L. Les problèmes du livre de Joël//RSR. 1924. Vol. 4. N 4. P. 555-575; 1925. Vol. 5. N 1. P. 35-57; N 4. P. 591-608; 1926. Vol. 6. N 1. P. 26-49). Подобной т. зр. придерживался Капельруд ( Kapelrud. 1948. P. 9), его разбор книги как единого литургического источника был продолжен Огденом ( Ogden G. S. Joel 4 and Prophetic Responses to National Laments//JSOT. 1983. Vol. 8(26). P. 97-106) и З. Берглером ( Bergler. 1988. S. 107). Тематическое единство книги, выраженное в сложно организованной структуре текста, также защищали В. Майснер ( Meissner. 2000. S. 55 f.), Альштрём ( Ahlström. 1971. P. 137), Дж. Креншо ( Crenshaw. 1995. P. 29-39) и др. Отсутствие согласия в науке относительно единства текста Книги прор. Иоиля демонстрирует трудность в интерпретации связей между 1-й и 2-й частями книги, к-рые обладают как сходными чертами, так и различиями. Однако можно сказать, что в наст. время более часто Книга прор. Иоиля по сути рассматривается как творение одного автора, а не как компиляция разножанровых материалов ( Barton. 2001. P. 7). Книга пророка Иоиля в Новом Завете служит одним из самых наглядных примеров экзегезы Свящ. Писания. Эсхатологическое обетование И. об излиянии Духа в последние дни (Иоил 2. 28-32) легло в основу проповеди ап. Петра в день Пятидесятницы (Деян 2. 14-41). Использование этого отрывка в НЗ подчинено апологетическим целям: ап. Петр ссылается на слова И. как на авторитетный текст, объясняющий поведение просвещенных Св. Духом и говорящих на иных языках христиан, некоторые из иудеев приняли их за напившихся сладкого вина галилеян. Пророчество И. становится ключом к пониманию провозвестия о Христе в собрании ранней Церкви, составленной преимущественно из иудеев ( Strazicich. 2007. P. 271-288). Слова И. в НЗ (Деян 2. 17-21) сохранились в 2 редакциях, одна из к-рых отличается от текста LXX (Иоил 2. 28-32a). Эти отличия отражают богословский замысел евангелиста Луки ( Haenchen E. Die Apostelgeschichte. Gött., 1977. S. 181) и касаются следующих моментов: 1) Деян 2. 17 начинается со слов κα σται ν τας σχταις μραις («и будет в последние дни») вместо κα σται μετ τατα («и будет после того») в Книге прор. Иоиля; в конце этого стиха добавлено κα ο νεανσκοι μν ρσεις ψονται («и юноши ваши будут видеть видения»); в Деян 2. 18 уточняется, что Св. Дух изольется π τος δολους μου κα π τς δολας μου («на рабов Моих и на рабынь Моих») вместо «на рабов и на рабынь»; в Деян 2. 19 чудеса и знамения (σημεα) будут показаны ν τ οραν νω κα σημεα π τς γς κτω («на небе вверху и… на земле внизу») вместо чудес (τρατα) на небе и на земле в Иоил 2. 30).

http://pravenc.ru/text/578234.html

21 (22) Крестные страдания Мессии 29 (30) Душа вышла из ада 30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» 39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию 40 (41) О предателе 44 (45) Мессия — Бог 54 (55) О предателе 67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (см. Еф. 4:8 и Евр. 1:3) 68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» 71 (72) Описание славы Мессии 94 (95) О неверии иудеев 109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека 117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия — камень, отвергнутый строителями 131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия 2:2-3 Царство Мессии подобно горе 6:9-10 Неверие иудеев 7:14 Рождение от Девы 9:1-2 Проповедь Мессии в Галилее 9:6-7 Мессия — Бог крепкий, Отец вечности 11:1-10 На Нем — Дух Господень, о Церкви 12:3 О радости и благодати 25-27 гл. Хвалебная песнь Мессии 28:16 Он — краеугольный камень 35:5-7 Исцелит всевозможные болезни 42:1-4 О кротости Отрока Господня 43:16-28 призвание язычников, 44:3 Излияние благодати Св. Духа 49:6 Мессия — свет народам 50:4-11 О поругании Мессии 53 гл. О страданиях и воскресении Мессии 54:1-5 О призвании язычников в Царство 55:3 О вечном завете 60:1-5 Его Царство — Новый Иерусалим 61:1-2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль 2:28-32 О дарах Св. Духа Прор. Осия 1:9 и 2:23 Призвание язычников 6:1-2 Воскресение на третий день 13:14 Уничтожение смерти Прор. Амос 8:9 О восстановлении скинии Давида Помрачение солнца Прор. Михей 5:2 О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия 23:5 Мессия — праведный Царь 31:15 Избиение младенцев в Вифлееме 31:31-34 Установление Нового Завета Варух 3:36-38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль 34:23-24 Мессия — Пастырь 36:24-27 Закон Божий написан на сердцах 37:24 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил 2:34-44 Мессианское Царство подобно горе 7:13-14 Видение Сына Человеческого 9:24-27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей 2:6-7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум 3:11 О вере Прор. Захария 3:8-9 Грехи людей изгладятся в один день 6:12 Мессия — Священник 9:9-11 Вход Мессии в Иерусалим

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

29 (30) Душа вышла из ада 30 (31) «В руки Твои предаю дух мой»   39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию 40 (41) О предателе 44 (45) Мессия — Бог 54 (55) О предателе   67 (68) Восшел на высоту, пленил плен 69 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» 71 (72) Описание славы Мессии 94 (95) О неверии иудеев 109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека 117 (118) «Не умру, но жив буду». Мессия — камень, отвергнутый строителями 131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исайя 2:2–3 Царство Мессии подобно горе 6:9-10 Неверие иудеев 7:14 Рождение от Девы 9:1–2 Проповедь Мессии в Галилее 9:6–7 Мессия — Бог крепкий, Отец вечности 11:1 -10 На Нем — Дух Господень, о Церкви 12:3 О радости и благодати 25-27 гл. Хвалебная песнь Мессии 28:16 Он — краеугольный камень 35:5–7 Исцелит всевозможные болезни 42:1–4 О кротости Отрока Господня 43:16–28 призвание язычников, 44:3 Излияние благодати Св. Духа 49:6 Мессия — свет народам 50:4-11 О поругании Мессии 53 гл. О страданиях и воскресении Мессии 54:1–5 О призвании язычников в Царство 55:3 О вечном завете 60:1–5 Его Царство — Новый Иерусалим 61:1–2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль 2:28–32 О дарах Св. Духа Прор. Осия 1:9 и 2:23 Призвание язычников 6:1–2 Воскресение на третий день 13:14 Уничтожение смерти Прор. Амос 8:9 О восстановлении скинии Давида Помрачение солнца Прор. Михей 5:2 О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия 23:5 Мессия — праведный Царь 31:15 Избиение младенцев в Вифлееме 31:31–34 Установление Нового Завета Варух 3:36–38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль 34:23–24 Мессия — Пастырь 36:24–27 Закон Божий написан на сердцах 37:23 Мессия — Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил 2:34–44 Мессианское Царство подобно горе 7:13–14 Видение Сына Человеческого 9:24–27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей 2:6–7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум 3:11 О вере Прор. Захария 3:8–9 Грехи людей изгладятся в один день 6:12 Мессия — Священник 9:9-11 Вход Мессии в Иерусалим 11:12 О тридцати серебряниках 12:10–13:1 О распятии Мессии, о Св. Духе 14:5–9 Тьма во время распятия и о благодати

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Пс.30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» Пс.39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию Пс.40 (41) О предателе Пс.44 (45) Мессия – Бог Пс.54 (55) О предателе Пс.67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (Еф.4, Евр.1:3) Пс.68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» Пс.71 (72) Описание славы Мессии Пс.94 (95) О неверии иудеев Пс.109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека Пс.117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия – камень, отвергнутый строителями Пс.131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия Ис.2:2—3 Царство Мессии подобно горе Ис.6:9—10 Неверие иудеев Ис.7 Рождение от Девы Ис.9:1—2 Проповедь Мессии в Галилее Ис.9:6—7 Мессия – Бог крепкий, Отец вечности Ис.11:1—10 На Нем – Дух Господень, о Церкви Ис.12О радости и благодати Ис.25—27 Хвалебная песнь Мессии Ис.28:16 – краеугольный камень Ис.35:5—7 Исцелит всевозможные болезни Ис.42:1—4 О кротости Отрока Господня Ис.43:16—28 призвание язычников, Ис.44 Излияние благодати Св. Духа Ис.49 Мессия – свет народам Ис.50:4—11 О поругании Мессии Ис.53 О страданиях и воскресении Мессии Ис.54:1—5 О призвании язычников в Царство Ис.55 О вечном завете Ис.60:1—5 Его Царство – Новый Иерусалим Ис.61:1—2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль Иоил.2:28—32 О дарах Св. Духа Прор. Осия Ос.1, 2 Призвание язычников Ос.6:1—2 Воскресение на третий день Ос.13 Уничтожение смерти Прор. Амос Ам.8О восстановлении скинии Давида Ам.8:9 Помрачение солнца Прор. Михей Мих.5О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия Иер.23 Мессия – праведный Царь Иер.31 Избиение младенцев в Вифлееме Иер.31:31—34 Установление Нового Завета Варух Вар.3:36—38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль Иез.34:23—24 Мессия – Пастырь Иез.36:24—27 Закон Божий написан на сердцах Иез.37 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил Дан.2:34—44 Мессианское Царство подобно горе Дан.7:13—14 Видение Сына Человеческого Дан.9:24—27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей Агг.2:6—7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум Авв.3 О вере Прор. Захария Зах.3:8—9 Грехи людей изгладятся в один день

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

Наибольшее число аллюзий на Книгу прор. Иоиля в НЗ связано с текстами эсхатологического и апокалиптического содержания: 1) звук трубы, сопровождающий наступление дня Господня (Иоил 2. 1), становясь предвестником наступления последних времен (1 Кор 15. 52), сопровождает явление Господа в Его Второе пришествие (1 Фес 4. 16) и открытие печатей 7 ангелами Апокалипсиса (Откр 8. 6 - 11. 19); 2) использование эпитета «близко» или «близок» (γγς) по отношению ко дню Господню (Иоил 1. 15; 2. 1; 3. 14) повторяется в евангельской притче о смоковнице в схожем контексте (Мф 24. 32-33; Мк 13. 29); 3) слова из Иоил 2. 26 «и до сытости будете есть и насыщаться» перефразированы и дополнены в заповеди Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк 6. 21) - и в рассказах о насыщении множества (Мф 13. 13-21; Лк 9. 10-17; Ин 6. 1-14); 4) описание Суда над народами (Иоил 3. 1-14) отражается в словах о последнем Суде Сына человеческого над народами, к-рый отделит праведников от грешников (Мф 25. 31 сл.); 5) космические катаклизмы - знамения на небесных светилах (Иоил 2. 30-31) - становятся знамением последних времен в Мф 24. 29, Лк 21. 25 и Откр 8. 12, а содрогание неба и земли от гласа Господня (Иоил 3. 16) цитируется в послании к Евреям ап. Павла (Евр 12. 26); 6) призыв И. пустить «в дело серпы» (Иоил 3. 13) для снятия жатвы в пришествие дня Господня перефразируется в евангельской притче о посеве и всходах (Мк 4. 29; ср.: Откр 14. 14-16). В контексте этих стихов собирание жатвы с виноградников в Книге прор. Иоиля трансформируется в сбор зерна, при этом в евангельском варианте снимается негативный оттенок, присущий Иоил 3. 13, к-рый, однако, затем появляется в более устрашающих образах в Откр 14. 17-20, где виноградная жатва бросается в великое точило гнева Божия, полное крови; 7) сравнение саранчи с конями (Иоил 2. 4-5) используется в изображении апокалиптического войска саранчи, к-рое настигнет людей в последние времена; описание приобретает более демонические и устрашающие черты (Откр 9. 7-9): в Книге прор. Иоиля это устрашающее полчище оказывается войском Господним (Иоил 2. 11), в Откровении Иоанна Богослова оно возглавляется ангелом бездны - Аваддоном (Откр 9. 11). Книга пророка Иоиля в раннем иудаизме

http://pravenc.ru/text/578234.html

Иоанн Златоуст, Слово о Святом Духе, 11, PG 52, 826. 349 Ин. 3:34–35. 350 Иоанн Златоуст, Беседа 30 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174 (р. п.: Т. 8(1). С. 193). 351 Пс. 44:3. 352 Имеется в виду тело Спасителя. 353 Ин. 1:16. 354 Иоиль 3:1. 355 2 Кор. 1:22. 356 Иоанн Златоуст, Толкование на псалом 44, 2–3, PG 55,185D–186C (р. п.: Т. 5 (1). С. 187–188). 357 Первое антирретическое слово к Евномию, PG 45, 464ВС (р. п.: Творения. М., 1863. Ч. 5. С. 148). 358 Т. е., по аналогии с человеком, который «рождает», то есть произносит слово посредством дыхания. 359 Там же. 360 См. Григорий Нисский, Послание к Авлавию о том, что не три бога, PG 45, 133ВС (р. п.: Творения. М., .1862. Ч. 4. С. 111–132). 361 Его же, К эллинам на основании общих понятий, PG 45, 180С (р. п.: Творения. Ч. 4. С. 183). 362 «τν ν βασιλεσι θεον ικν» — очень красивый греческий оборот, не передаваемый адекватно средствами современного русского языка; по–церковнославянски это читалось бы: «в царех божественнаго песнопевца». 363 Пс. 32:6. 364 Это Слово св. Григория не сохранилось. 365 Т. е., у человека причина бытия каждого заключается в двух лицах, — отца и матери, — равно как и вызванных ими к бытию детей может быть двое или больше. 366 В античную эпоху — третейский судья, посредник (διαιτητς). 367 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 7, С. 266 (р. п.: С. 267). 368 Григорий Нисский, К Авлавию, PG 45,133В (р. п.: Творения. Ч. 4. С. 130–131). 369 Иак. 1:17. 370 Григорий Богослов, Стихотворения. Песнопения таинственные, 3, 24–28, PG 37, 410А (р. п.: Творения. Т. 2, С. 23). Григорий Нисский, Опровержение исповедания Евномия, 2, PG 45, 469 В (р. п.: Творения. Ч. 5. С. 267). Палама (или его издатель) допускает здесь ошибку в цитате. Вместо «ο γαρ αν Πατρ κεχωρισμνος εφ " εαυτο νοηθεη» он пишет «αφ " εαυτο», в результате чего в новогреческом переводе читаем: «невозможно было бы помыслить Отца отдельно от Себя Самого, если Сын не присоединяется…». 371 Григорий Нисский, Опровержение исповедания Евномия, 2, PG 45, 469В (р. п.: Творения. Ч. 5. С. 267). Палама (или его издатель) допускает здесь ошибку в цитате. Вместо «ο γαρ αν Πατρ κεχωρισμνος εφ " εαυτο νοηθεη» он пишет «αφ " εαυτο», в результате чего в новогреческом переводе читаем: «невозможно было бы помыслить Отца отдельно от Себя Самого, если Сын не присоединяется…». 372

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

11; Таргум на пророков. 1 Самуила 10. 6; 19. 20). Согласно иудейским толкованиям Иоиля (2. 28-32), Дух пророчества по причине грехов народа отошел от Израиля со времен последних пророков (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 65b; Тосефта, Сота 13. 3-4). Поэтому после вавилонского плена всякий, объявлявший себя пророком, подвергался наказанию (Зах 13. 2-6). Однако в последние времена, по предсказанию пророков (Иез 36. 26-27; 37. 12-14), Господь изольет Свой Дух на Израиль (Мидраш Хаггадоль на Бытие. 140), который тогда сможет познать Бога и Его волю (Таргум на пророков. Иез 36. 25-26; Вавилонский Талмуд, Берахот 31b-31a). Богословие ВЗ связывало «возвращение» в мир Духа Божия с приходом Мессии (ср.: Зах 12. 10). Прообраз Мессии усматривали в царе Давиде , обладавшем пророческим Духом и силой свыше (1 Цар 16. 13). Прор. Исаия предрекает приход Помазанника, подобного Давиду («отрасли от корня Иесеева»), наделенного Духом премудрости, разума и силы (Ис 11. 1-4). Мессианские ожидания, проявляющиеся в евр. апокалиптической лит-ре, становятся особенно интенсивными к нач. I в. по Р. Х. (1 Енох 49. 2-3; 62. 1-2); именно в это время распространяется интерпретация пророчества Мал 4. 5 о приходе Предтечи Мессии в образе прор. Илии вместе с др. «духоносными» людьми - предвестниками нового эона, когда Дух Божий будет дан всему человечеству (Таргум на пророков. Иоиль 2. 28-29). II. Учение о Св. Духе в синоптических Евангелиях. В совр. библеистике принято считать, что Евангелия расходятся в интерпретации действий Св. Духа, причем различия отмечаются не только между синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна, но и между синоптическими Евангелиями, особенно Евангелиями от Матфея и от Луки. Нек-рые исследователи полагают, что в Евангелии от Луки присутствует преимущественно ветхозаветное понимание Духа: Он действует только как «пророческий Дух», вдохновляя на пророчество, давая откровение, премудрость, но при этом не являясь источником чудотворений и исцелений ( Schweizer. 1969; Haya-Prats.

http://pravenc.ru/text/344423.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010