3:10). Не сказал: бритва, - потому что слово Божие не есть гладкое, против выглаживающих свою суету речью совне, - но - секира, посекающая гордость хвастунов, как свидетельствует Иоанн, говоря: " Уже и секира при корне дерев лежит " . Сборище говорящих ко­варство и сплетающих ереси есть бритва, как говорит Давид Саулу: " Что хвалишься злодейством, сильный " ? Целый день " гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он [у] [тебя], коварный! " (Пс. 51:3,4). Отец законополагает, Сын повелевает, Дух самовластно правит. Слушай Бога, говорящего: благовествующие придут, " которых призовет Господь " (Иоиль. 2:32). Прошу тебя: выслушай, чтобы узнать согласие истины. Мы не сражаемся заключениями, но следуем Писанию. Желаем быть рабами Писания, не порабощать Писание нашим заключениям. Вера не при­нимает заключений, не потому что они безрассудны, но потому что она превосходит всякое размышление. Павел, чтобы пока­зать тебе, что вера вооружается против размышлений, говорит: " Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия … " (2Кор. 10: 4,5). Но если и часто беззаконник побеждает рассуждением, -  не изумляйся, потому что Давид говорит: " Дела беззаконий превозмогают меня " (Пс. 64:4). И Отец посылает апостолов, и Сын посылает, и Святой Дух посылает. Спаситель говорит апостолам: вот я посылаю вас в мир: " идите, научите все народы … " ( Мф. 28:19). А в Деяниях Апостольских говорится: " Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию … " (Деян. 13:4). Отец призывает апостолов, Сын призывает апостолов; пророк говорит: от горы Сион придёт благовествующий, и благовествующие, " которых призовет Господь " (Иоиль. 2:32). Итак, дело Божие -  призвание благовествующих. Если призвание дело Божие, то поэтому Дух, говорящий чрез пророков, сказал (также): это говорит Дух Святый: " отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их " (Деян. 13:2). Об этом сказано нами достаточно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

51:3,4). Отец законополагает, Сын повелевает, Дух самовластно правит. Слушай Бога, говорящего: благовествующие придут, " которых призовет Господь " (Иоиль. 2:32). Прошу тебя: выслушай, чтобы узнать согласие истины. Мы не сражаемся заключениями, но следуем Писанию. Желаем быть рабами Писания, не порабощать Писание нашим заключениям. Вера не принимает заключений, не потому что они безрассудны, но потому что она превосходит всякое размышление. Павел, чтобы показать тебе, что вера вооружается против размышлений, говорит: " Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия " (2Кор. 10: 4,5). Но если и часто беззаконник побеждает рассуждением, - не изумляйся, потому что Давид говорит: " Дела беззаконий превозмогают меня " (Пс. 64:4). И Отец посылает апостолов, и Сын посылает, и Святой Дух посылает. Спаситель говорит апостолам: вот я посылаю вас в мир: " идите, научите все народы " (Мф. 28:19). А в Деяниях Апостольских говорится: " Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию " (Деян. 13:4). Отец призывает апостолов, Сын призывает апостолов; пророк говорит: от горы Сион придёт благовествующий, и благовествующие, " которых призовет Господь " (Иоиль. 2:32). Итак, дело Божие - призвание благовествующих. Если призвание дело Божие, то поэтому Дух, говорящий чрез пророков, сказал (также): это говорит Дух Святый: " отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их " (Деян. 13:2). Об этом сказано нами достаточно. Бог же мира да возрастит всех нас в вере и любви к Нему, так как Ему приличны всякая слава, честь и поклонение, с единородным Сыном и всесвятым Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Слав. молящу не выражает мысли проповедника; нужно бы утешающу=οο. Слав. текст этого сходства не выдерживает: в 1Кор. 12:28 положи, в Деян. 20:28 постави. Между тем по греч. тексту оба раза: εο. (Мысль пропадает. Может быть более приемлем этот вариант?) " истреблю с лица землиот человека до скотов " (Быт. 6:3,7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1655...

(1) «Книга пророка Иоиля с начала и до конца вращается вокруг единственной темы, которая фигурирует в классических пророчествах со времени их возникновения: темы «дня Яхве». Иоиль предполагает у своих читателей знание этой темы из Амоса и Исаии, Софонии и Иез.30 , а также Авдия, Мал.3 , Ис.13 и 34. Он хочет показать им, каким образом в их дни происходит реализация доселе неисполнившихся пророчеств. Новое и неимеющее аналогов в других пророчествах содержание об этом дне в его сообщении представлено в двух моментах. Во-первых, пророк описывает день Яхве не как событие, относящееся исключительно к будущему, а как соотнесенное с современной ситуацией; во-вторых, сообщение о дне Яхве получает двойной смысл: этот день может означать для Израиля как уничтожение, так и окончательное благополучие» (J. Jeremias, Joel/Joelbuch 94). (2) На фоне эсхатологической диалектики несчастья и благополучия образ Бога в изображении Иоиля также приобретает диалектические черты, когда Иоиль описывает, как сам живущий на Сионе Бог (3:17, 21) идет против Сиона во главе вражеских народов (A. Deissler, Paradoxie Gottes). Эта двойная диалектика должна побудить Израиль (и Церковь ) к «обращению сердцем» (2:13) к Яхве, который преисполнен доброты и сострадательного самоограничения («сожаление о бедствиях», «милосердие»), о чем говорится в 2:13 посредством цитаты, объединяющей в себе Исх.34:6 и Исх.32:12, 14 (ср. Ион.4:2 ). Сформулированное в 2:14 относительно спасения выражение «может быть» (ср. похожие выражения в Ам.5:15 ; Ион.3:9 ; Соф.2:3 ) означает, что Яхве обладает свободой спасать по собственной благости. (3) Обращение и спасение происходят в процессе или после эсхатологического излияния духа на всех – излияния, дарующего всему богоизбранному народу в равной мере непосредственное общение с Богом (ср. Иер.31:34 ; Иез.36:26 слл.). В проповеди Петра в Деян.2:17–21 эта возможность непосредственной связи с Богом, обещанная в Книге Иоиля только Израилю, распространяется на все народы. В перспективе данного в книге пророка обещания того, что будут уничтожены все различия между людьми среди богоизбранного народа, что и Павел называет в Гал.3:28 характерным признаком церкви Иисуса Христа, а также в перспективе пророческого призыва воспринимать «знамения времени» в качестве вести о необходимости покаяния, иудаизм и Церковь постоянно находятся в ожидании наступления дня Яхве. «Конечно, перспективы, как представленные в Иоил.2:28 слл., так и данные в Гал.3:28 , являются ”эсхатологическими”. Только в конце времен станет возможным полное осуществление. Однако это не освобождает народ Божий, как он представлен в Новом Завете, от необходимости стараться стать прообразом этой “церкви духа”» (A. Deissler, Kommentar 82). 3. Книга пророка Амоса

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

58,6–8). Подобно сему и Иеремия говорит: «станьте на путях и посмотрите, и спросите, как добр путь Господа Бога вашего, и идите по нему и найдете покой душам вашим. Судите судом праведным, потому что в этом воля Господа Бога вашего» (Иерем. 6:16). Таким же образом Осия говорит: «Соблюдайте справедливость и приближайтесь к Господу, Богу вашему, утвердившему небо и создавшему землю» (Осия. 12,6). Другой пророк Иоиль также говорит: «Соберите народ, освятите церковь, примите священников, соберите младенцев, питающихся от сосцев, — выйдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего. И молитесь Господу Богу вашему усердно, чтобы помиловал вас, и изгладил грехи ваши» (Иоиль. 2,16). Подобно сему и другой пророк Захария так говорит: «Господь Вседержитель судит судом истины, оказывайте милость и сострадание каждый к ближнему своему, не угнетайте вдовы и сироты и пришельца, и никто пусть не помнит зла на брате своем в сердцах ваших, говорит Господь Вседержитель» (Зах. 8,9 и дал.). 13.  О чистоте же учит нас святое Слово, чтобы не только не грешить делом, но даже и мыслью, не помышлять даже в сердце о каком–либо худом деле, или, смотря на чужую жену, не иметь к ней похоти. Соломон, царь и пророк, сказал: «глаза твои пусть смотрят на правое, веки твои пусть направляются на справедливое, делай правыми течения ног твоих» (Притч. 4,25). Евангельский голос еще сильнее учит о чистоте, говоря: «всякий, кто посмотрит на чужую жену с похотствованием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». «И кто женится на отпущенной мужем, прелюбодействует, и кто разведется с женою, кроме вины блуда, подает ей повод прелюбодействовать» (Мф. 5,28–32). И еще говорит Соломон: «кто привяжет огонь к одежде; не сожжет ли свою одежду? Или, кто пройдет по горящим угольям, не сожжет ли ног? Так и приходящий к жене замужней не останется невинным» (Притч. 6,27–29). 14.  И чтобы мы были благорасположены не только к единоплеменникам, как думают некоторые, пророк Исаия сказал: «скажите ненавидящим и проклинающим вас: вы братья наши, чтоб имя Господа прославлялось и являлось в радости их» (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Иеремия точно также поучает, что во времена Нового Завета, основание его будет не на букве, которая убивает, но на животворящем Духе: Иегова заключит с домом Израилевым новый завет, не по примеру завета который он заключил с их отцами, но такой завет, что Его закон будет написан в сердце и разуме, и что все, от малого до великого, будут знать Господа. ( Иер.31:31–34 ). Другим знамением новой эпохи, о которой пророки возвещали более или менее ясно, служит призвание язычников, и полное участие которое они примут в спасении Израиля. Иоиль кратко намекает на это учение (II, 32). Исайя излагает его самым ясным образом в последней части своей книги. Чтобы убедиться в этом, следует прочитать только всю главу LX главу. 2. Иоиль согласуется с другими пророками в отношении не только к свидетельствам благодати Божией, но и к судам, которые он возвещает. Даниил, вместе с другими пророками, предсказывает падение всех властей мира, враждебных Богу; и мы находим точно также у других пророков самые положительные уверения в том, что наступит день, когда всякая чуждая и враждебная власть уступит место прославленной Церкви Господа, и исчезнет пред нею (см. Ис.60:12:14 ). Существует замечательное согласие между пророком Иоилем и словами Иисуса Христа в XXV главе св. Матфея, относительно правила, по которому будут судимы люди. В указанной главе, Господь наш устанавливает следующий закон: так как вы сделали это или не сделали этого одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне или не сделали Мне (40 и 45); и вечный приговор будет произнесен соразмерно с любовью или холодностью, которую мы будет иметь здесь на земле к Нему в лице самых малых из Его братьев. То же самое правило указано у Иоиля в отношении к суду народами (III, I и след.). Как люди будут судимы согласно с их образом действий в отношении к тому или другому ученику Господа, точно также народы будут судимы на основании их образа действий в отношении к народу Божиему. Его презирали они, презирая Его Церковь ; Он карает тех, которые восстают против нее, и поражает Своим отвержением народы, отвергающие Его в лице избранных Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Обозначается ли им только все иудейство или же все человечество, и, таким образом, возвещает ли пророк излияние Святого Духа только на всех евреев, или же на всех людей? Раввины – Кимхи, Абен-Езра, из новых толкователей – Шоттген, Генгстенберг (S. 383), Гитциг (S. 19), Вюнше (S. 245), Меркс (S. 22) и др. принимают первое; тогда как Абарбанель (см. Wünsche. S. 310), из новых – Розенмиллер (р. 484), Кейль (S. 151), Кук (р. 511) стоят за второе. Первые толкователи основание для своего мнения думают найти в словах: „ваши сыны“, „ваши дочери“ и пр. Эти слова, говорят они, показывают, кого должно разуметь под , они, как это ясно из местоимения „ваши“, относятся к народу еврейскому; следовательно, заключают, и означает только один этот народ. Но так как, при таком понимании, Иоиль высшие Божественные дары усвоял бы не всем вообще людям, а одним только евреям, то защитники этого понимания, обыкновенно, указывают на древность времени пророка. Иоиль, говорят они, еще не мог возвыситься до признания возможности участвовать в Царстве Мессии и другим народам, кроме евреев, как это видим у более поздних пророков (cp. Мих.4:2, 5:6 ; Иер.31:33, 34 ; Ис.60:21, 54:13 ); это было бы выше его времени 358 . Меркс же, считая, впрочем, Иоиля за пророка послепленного, прямо укоряет его в партикуляризме (S. 22). Но с мнением таких толкователей нельзя согласиться. Слова должно относить ко всему человечеству. Пусть слова: „ваши сыны“, „ваши дочери“, и т. д. показывают, кого должно разуметь под , но из этого еще никак нельзя выводить, что первыми словами исчерпывается весь объем последних. может означать не одно только еврейство, но и все человечество. Ясно же выделяется пророком первое („ваши“), конечно, потому, что в своем пророчестве он имеет в виду прежде всего народ Божий. А что, действительно, пророчество Иоилево относится ко всему человечеству, это видно из дальнейших слов ст. 32-го ( Евр.3:5 ): „и будет всякий, кто призовет имя Господне, спасется“. Здесь, как мы увидим ниже, „всякий“ означает не „всякий еврей“, но „всякий человек“ ( Рим.10:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Пророк Исаия, предсказывая явление Мессии на землю, называет его: «Чудный советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис. 9:6 ).  У пророка Давида в Псалтыре есть следующие слова: «Господь сказал мне: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ). В этих словах Бог Отец обращается к Сыну и именует Его ныне родившимся, т.е. всегда рождающимся из Себя. Подобное мы видим и в сто девятом псалме, где Бог Отец также говорит Сыну: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс. 109:3 ).  Из христианского учения нам известно об изначальной неизменяемости Бога. Определения – Отец и Сын указывают на существенную сторону бытия Творца. Если было время, когда у Отца не было Сына, то можно ли его в то время было именовать Отцом? Бог рождает сына прежде денницы (утренняя заря), т.е. прежде всякого бытия, из Своей сущности, и это рождение вечно, ибо происходит всегда.  Божественность Иисуса Христа со всею очевидностью подтверждается и другими Ветхозаветными Писаниями. Пророк Исаия о Мессии говорит: «Вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие, Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» ( Ис. 35:4–5 ). Спаситель как бы напоминает этот стих из Писания пред учениками Иоанна Крестителя как доказательство своего мессианства ( Лк. 7:22 ). Этой прямой цитатой из Исаии Иисус указывает на Свою природу как на воплощение Бога 84 . У пророка Захарии есть указание, что Бог будет пронзен, и это в буквальном смысле исполнилось над Спасителем ( Зах. 12, 10 ; Ин. 19, 37 ). Пророк Иоиль говорил, что наступит время, когда каждый, кто призовет имя Господнее, спасется ( Иоиль. 2:32 ). В Новом Завете этот стих цитируется Апостолами дважды и относится ко Христу ( Деян. 2, 20–21 ; Рим. 10, 9–13 ). Апостол Петр в Первом Послании называет Спасителя камнем преткновения и соблазном. У пророка Давида эти слова относятся к Богу Ветхого Завета ( Пс. 118:22 ). Святой Павел в послании к Филиппийцам пишет, что пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных и преисподних (2, 10). Этот текст взят из Исаии (45, 23) и прямо отнесен к Иисусу. Если же мы рассмотрим контекст Исаии, то увидим, что никому, кроме Бога, не могло поклоняться «всякое колено» 85 . 

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Святой пророк Иоиль Святой пророк Иоиль жил за 800 лет до Рождества Христова. Им было предсказано запустение Иерусалима. Он же пророчествовал, что на всякую плоть будет изливаться Святой Дух через Спасителя мира ( Иоил.2:28–32 ). Святаго мученика Уара Ин икос: Пение ми даруй, Боже мой,/воспевати, и глаголати, и почитати подвиги страстотерпца Твоего и мученика,/яко да благосочетанно восхвалю добляго во страдании Уара,/победителя в страстех бывша всегда,/великаго во благочестии и в лице мученик возсиявшаго,/в нихже поет непрестанно Христа со множеством Ангельским премудрый,/приемля свыше Божественное осияние/и моля непрестанно о всех нас. Святой мученик Уар († 307) жил в главном городе Египта Александрии и был военачальником Тианской когорты. Веруя в Истинного Бога, но страшась беззаконных идолопоклонников, он скрывал свою веру. Во время начавшегося гонения святой Уар обходил по ночам темницы и ухаживал за заключенными в них христианами: омывал и обвязывал им раны, приносил пищу. Однажды святой Уар посетил ночью темницу, в которой находились семеро христианских учителей. Святой Уар просил их помолиться, чтобы он избавился от страха перед мучениями и сподобился пострадать за Христа. «Если ты боишься временной муки, то не избежишь и вечной, если страшишься исповедать Христа на земле, то не увидишь Его лица на Небе», – ответили они. Услышав это, святой Уар почувствовал в себе такую любовь к Богу, что решился претерпеть страдания за Имя Его и остался в темнице. Утром один из мучеников скончался от ран. Святой Уар, представ вместе с шестью учителями перед наместником, сказал, что он хочет пострадать вместо скончавшегося узника. Святого Уара били палками, тело его строгали железными ножами, затем, прибив к дереву вниз головой, сдирали с его спины кожу, а чрево его терзали до тех пор, пока все внутренности не выпали на землю. Святые молились за него и воодушевляли на подвиг. Наместник приказал увести их обратно в темницу, а святой Уар возопил к ним: «Учители мои! Помолитесь за меня последний раз Христу, ибо я уже разлучаюсь с телом, вас же благодарю за то, что вы привели меня к Вечной Жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сохраняя неповрежденным свидетельство совести и показуя пламень любви к Искупителю в добрых делах, будем надеяться на получение вечных благ, и щедрот Божиих; и воздадим поклонение Пресвятой Троице ныне и присно и во веки веков». Глава XIII. Знамения, имеющие быть по убиении антихриста До сих пор мы говорили о знамениях предваряющих и совокупных пришествию антихриста. В настоящей главе мы намерены кратко рассмотреть некоторые из множества знамений, имеющих последовать по исчезновении антихриста. Они суть следующие: а) помрачение солнца и луны; б) падение звезд; в) движение сил небесных; г) обновление твари и очищение огнем, и д) воскресение мертвых. 1. Помрачение светил небесных – солнца и луны О действительности сего знамения мы находим указания в следующих местах Священного Писания: а) У пророка Иоиля: и покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный ( Иоиль.2:30–31 ), Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой ( Иоиль.3:15 ). б) у пророка Исаии: звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим ( Ис.13:10 ); в) у пророка Иезекииля: И когда ты угаснешь, закрою небеса, и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою, и на землю твою наведу тьму, говорить Господь Бог ( Иез.32:7–8 ); г) у Евангелиста Матфея: и вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются ( Мф.24:29 ); д) у Иоанна Богослова: произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь ( Апок.6:12 ). Если сравнить бытие мира с человеческой жизнью, то нельзя не заметить их большого сходства. Ибо как одним из верных признаков дряхлости и близкой смерти человека служит омрачение глаз или слепота, так и помрачение солнца и луны – этих мировых очес – ясно указывает на недалекую кончину престарелого мира; как при смерти владыки дома домашние его неутешно плачут, теряются, оставляют светлые одежды и заменяют их черными, так и при кончине мира вся тварь будет в сильном смятении, а светила небесные, лишась лучезарного сияния, оденутся как бы погребальным покровом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Так, например, в видении Иоиля предстоящий суд Божий над еврейским народом сочетается с судом Божиим над вселенной, относящемся к концу мира: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него. И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим» (Иоиль 3:12-18). Но до Великого Суда над миром должно произойти сошествие Святого Духа и духовное обновление народа Божия: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоиль 2:28-32). Об этом пророчестве Иоиля иудеям напомнил апостол Петр в день сошествия Святого Духа в праздник Пятидесятницы.    Пророк Иона, сын Амафии, родился в Гефаховере Галилейском (около будущего Назарета). Пророчествовал во второй половине VIII века до Р.Х. в Ниневии, столице Ассирии. Предполагают, что он был младшим современником и учеником пророка Елисея.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010