3) Более вероятным представляется мнение, защищаемое Гитцигом (S. 6–7), Генгстенбергом (S. 347), Кейлем (S. 129), Куком (р. 500) и др. Эти ученые думают, что четыре названия саранчи у Иоиля не означают четырех ее видов или четырех ступеней ее развития, а суть только поэтические эпитеты, приложенные пророком к обыкновенному названию ее –. Принять такое мнение нет таких затруднений, какие представляются при других взглядах, рассмотренных нами выше. Напротив, все дело объясняется просто и естественно. Пророку должно было описать громадное и страшное опустошение, произведенное саранчой. Чтобы представить его живее и яснее, он употребляет три одинаковых предложения, изменяя в них только названия саранчи. „Остаток от газама, – говорит он, –поела арбе и остаток от арбе поела иелек, и остаток от иелек поела хасиль“. В таких словах он, с одной стороны, коротко, но ясно, показал, что ничего не уцелело от саранчи, так как оставшееся от одного ее полчища было пожрано другим и т. д., – а с другой, живо и ярко представил, и то, как велико произведено было опустошение: налетевшая в громадных массах (ср. значение ) саранча как бы „срезала“ (ср. знач. ) или „слизала“ (знач. ) всю растительность, „истребила“ и „пожрала“ все, что только могла (знач. ). Вот смысл четырех названий саранчи у Иоиля, и нет нужды видеть здесь обозначения каких-либо 4-х ее родов или ступеней развития, представляя через это пророка „столь глубоко погрузившимся в исследование природы саранчи, что даже профессор естественной истории мог бы поучиться у него“ (Генгстенберг. S. 347). При этом можно решить и вопрос: почему Иоиль берет именно четыре, а не более и не менее, названия саранчи? – Четверичное число в Свящ. Писании вообще означает полноту и совершенство. В доказательство этого может служить, напр., Иер.15:3 , и Иез.14:21 , где Иегова угрожает Иерусалиму четырьмя наказаниями, чем выражается, что Иерусалим потерпит наказание полное и окончательное. Такое же значение четверичное число может иметь и у прор. Иоиля. Пророк, употребляя четыре названия саранчи, хочет сказать: „саранча истребила все, большего опустошения нельзя произвести“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Перечисляя милости Свои Евреям, Господь говорит: «из Египта воззвах Сына Моего» (ст. 1). Эти слова Ев. Матвей относит к Мессии ( Мф. 2, 15 ). Еврейский народ, как вообще, был прообразом Мессии, так и частные события из жизни народа имели прообразовательное Мессианское значение. Евреи поселились в Египте, спасаясь от голода при Иакове. Когда же эта опасность миновала, Евреи выведены были оттуда Богом для осуществления своего назначения в Палестине. Так и Мессия удалился, по определенно Божию, в Египет, спасаясь от злобы Ирода. Когда же эта опасность миновала, по смерти Ирода, Мессия вызван был Богом из Египта в Палестину, для исполнения здесь Своего назначения. Глава 13-я. Пророчество о победе над смертью В 14 стихе этой главы проводится мысль в форме вопроса о бессилии ада пред Богом. Пря – язва; остен – зараза. Ад – шеолъ или значит узы, темница, или употребляется в собственном смысле; отсюда и смысл пророчества двоякий: оно обозначает освобождение от грядущего плена, и от ада и смерти во время пришествия Христа. Ап. Павел говорит (Корф. 1, 15, 54 и 55): «егда-же тленное сие облечется в нетление и смертное облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: пожерта быстъ смерть победою. Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа? Следовательно, исполнение пророчества относит Апостол к окончательному торжеству над смертью в день всеобщего воскресения мертвых. Общий смысл пророчеств Осии Таким образом, в пророчествах Осии содержится: 1) обличение современного нечестия, идолопоклонства и нравственного развращения, также обличение союзов Евреев с языческими народами в надежде на их силу, и призыв к покаянию и исправлению; 2) угрозы Ассирийским пленом; 3) утешение через предсказание об освобождении из плена и о наступлении царства Мессии, которое, сообразно с младенческим состоянием народа (он еще не мог возвыситься до идеи духовного царства Мессии), изображается под образом земного величия. Книга пророка Иоиля Сведения о лице пророка Имя Иоиль, по переводу с еврейского языка, значит – Иегова есть Господь. Иоиль был сын Вафуила (I, 1). Некоторые иудейские толкователи думают, что Иоиль был сын пророка Самуила, и что Самуил назывался Вафуилом в нравственном смысле, так как он «ходатайствовал» за народ. Но такое мнение неверно, потому что качества детей Самуила не соответствовали качествам пророка. Можно думать, что Иоиль назывался сыном прор. Самуила в духовном смысле, как ученик школы пророческой, основанной Самуилом. По преданию, записанному у Св. Ефрема Сирянина и др., Иоиль происходил из за-иорданской области (из колена Гадова или Рувимова), скончался в мире и погребен в своей земле; прочие обстоятельства жизни его неизвестны. Пророческое служение свое Иоиль проходил в царстве иудейском; это доказывается тем, что пророк в своих речах обращается к священникам и советует им собрать народ для молитвы в храме, говорит о прекращении возлияний и жертв в храме иерусалимском вследствие голода. Время его служения

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Ефрем, др. евр. «плодовитый» Жан, фр. эквивалент русск. Иван (см.) Жанна, ж. к Жан Жанета. Жанетта, уменьш. от Жанна Женя (м., ж.) уменьш. от Евгений, Евгенья Жора, уменьш. от Георгий (см.) Жорес, от фамилии известного французского социалиста Жорж, фр. эквивалент русск. Георгий (см.) Жоржетта, фр. к Жорж (см.) Захар, Захарий, Захария, др. евр. «бог вспомнил» Земфира, др. евр. «песня» Зина, уменьш. от Зинаида Зинаида, гр. «божественная, рожденная Зевсом» Зиновий, Зеновий, Зиновей, гр. «зевсова сила» или от «божье житье» Зиновия, ж. к Зиновий Зорий, от «заря» Зоря, ж. к Зорий Зот, Зотик, нар. Изот, гр. «полный жизни» Зоя, гр. «жизнь» Иаким, Иоаким, др. евр. «утверждение божье» Иакинф, гр. «яхонт» Ива, от «ива» Иван, Иоанн, др. евр. «божья благодать» Ивлий, нар., по-видимому, от Юлий, гр. «сноп» Игнат, Игнатий, лат. «рожденный огнем» или от «незнаемый, неведомый» Игорь, др. русск. из сканд. «Вар» – «воинство, сила» Ида, этимология неясна Идея, гр. от «идея» Идиллия, гр. от «идиллия» Изабелла, исп. из др. евр. «божья клятва» Изольда, кельт. «прекрасная» Иларион, Илларион; нар. Ларнон, гр. «веселый» Илиодор, гр. «дар солнца» Иллария, гр. «веселая» Илья, др. евр. «божья сила» Ина, Инна, (ж.) гр. «бурный поток» Инга, сканд. уменьш. от Ингеборг, дочь горы Инг Инеса, Инесса, от Агния (см.) Иннокентий, гр. «невинный» Интерна, от «интернационал» Иоасаф, др. евр. «судья» Иов, др. евр. «преследуемый, гонимый» Иоиль, др. евр. «бог» Ион, Иона, др. евр. «голубь» Иосиф, Осиф, нар. Осип, др. евр. «преумножение» Ипат, Ипатий, гр. «высокий» Ипполит, Полит, Палит, гр. «распрягающий коней» Ира, уменьш. от Ирина Ираида, Ироида, гр. «госпожа» Ираклий, гр. «Геркулес» Ирен, Ирэн, фр. эквивалент русск. Ирина Ирена, слав. эквивалент русск. Ирина Ирина, нар. Арина, гр. «мир» Ириней, гр. «мирный» Ирма, герм. уменьш. от Армина, ж. к Герман Иротиада, от Еротиида, гр. «любезная» Исай, Исайя, др. евр. «спасение божье» Исаак, Исаакий, др. евр. «смех» Исидор, нар. Сидор, гр. «дар Изиды» (богиня древнего Египта)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Но Господь не ограничится только одним земным благословением своего народа. По благоволению Божию за этим земным благословением последует высшее благословение, благословение духовное. Будет время, когда Господь, изливающий в изобилии на всю землю дождь ранний и поздний, изольет в таком же изобилии Духа своего на всю плоть: «И после того», т. е. после излияния дождя и вообще излияния земных благословений вследствие дарования народу учителя правды, вследствие того же дарования " Я, – говорит Господь, – изолью Дух Мой на всю плоть», излию Духа моего, как источник духовной религиозно-нравственной жизни всего человечества, на всех людей, как происшедших из среды Израиля, так и из среды язычества. И что касается в частности Иуды, которого по преимуществу имеет в виду Иоиль, и которым в своих речах одним только главным образом и занимается он, то народ этот без различия пола и возраста и состояния удостоится восприятия обетованного Духа Божия. Следствием этого излияния будет то, что исполнится желание Моисея ( Чис.11:29 ), а именно: вся земля народа Господня сделается землею пророков «и будут пророками, – говорит пророк Иуде, – сыны ваши и дщери ваши, старцам вашим сны (пророчественные) будут сниться, юноши ваши будут видеть (пророчественные) видения " . Сны и видения это чрезвычайные и притом наиболее употребительные способы, чрез которые ветхозаветные праведники сподоблялись Божественных откровений (см. Чис.12:6 ). При этом нужно заметить, что смысл обетования не тот, что все действительно сделаются пророками такими же, каковым, напр., был Иоиль и др., а тот, что все члены народа Господня: и сыны его, и дщери, и старцы, и юноши, получат в изобилии дары Духа Божия, действующего в людях многоразличными способами и чудесами. Из этих многоразличных даров пророк говорит только о даре пророчества, потому что в Ветхом Завете действие Духа Святого проявлялось, главным образом, за исключением дара чудотворений, только в этом даре. Но говоря об обетованном излиянии Духа Божия под ограничительною формою проявления его в Вет. Завете, пророк в то же время прилагает к обетованным словам такую черту, которая исключает возможность относить слова обетования ко временам ветхозаветным. Устами пророка Сам Бог говорит: «даже и на рабов и на рабынь в те дни изолью Дух мой», – это то, чего в Ветхом Завете не встречалось. Там нет ни одного случая, когда бы какой-нибудь раб, или рабыня исполняемы были духом Божиим даром пророчества. Только Евангелие разрушило узы рабства и даровало рабам наравне с свободными участие в дарах Духа Божия ( Иоил.2:28–29 ). Об исполнении обетования сказано будет ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

к близъ день Господень на юдоли сдебнй. Так переводится и с евр. „ибо близок день Господень в долине суда“. Ср. 1:15; 2:1. Погибель язычников есть знак приближения дня Господня. Стих 15-й. День Господень будет сопровождаться страшными знамениями на небе. Солнце и лна померкнтъ и звзды скрыютъ свтъ свой. Объяснения см. в Толков. 2:10. Часть четвертая второй речи пр. Иоиля. Блаженное состояние Израиля. Евр. 4:16–21 День Господень будет страшным только для язычников; для Израиля же Иегова будет тогда защитою (ст. 16) и будет обитать на Сионе (ст. 17). Народ Божий будет блаженствовать; а врагов его, Египет и Едом, постигнет наказание (ст. 18–20): Иегова отомстит врагам евреев за невинно пролитую ими кровь народа Божия. „И Господь, – заканчивает свою речь пр. Иоиль, – вселится на Сионе“ (ст. 21). Стих 16-й. В день Суда Иегова возгремит от Сиона, так что поколеблется небо и земля; но это будет знаком погибели только язычников, для израильтян же Господь будет защитою и обороною. Господь же воззоветъ, и дастъ гласъ свой: и потрсетс небо и земл, Господь же пощадитъ люди сво, и укрпитъ (Господь) сыны Господь же воззоветъ. Евр. , „и Господь от Сиона возгремит“ (буквально „возревет“). Гл. , обыкновенно, употребляется о реве или рыкании льва ( Ам.3:4 ; Суд.14:5 ; Пс.103 ; Евр.104:21 и др.), так что означает: „Господь возревет, как лев“, т. е. явится страшным и грозным, как страшен и грозен лев (ср. Ос.5:14 ). У LXX-mu переведено: δ Κριος Σιν ναερξεται (славян. „воззоветъ“), а в Вульгате соответственно евр. тексту: et Dominus de Sion rugiet. И дастъ гласъ свой. Так переводится и с евр. Ср. 2:11. Словами: „Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима“ начинает свое пророчество Амос (1:2). Если допускать, что Иоиль жил в первые годы царствования Иоаса и, таким образом, – до Амоса, то можно предполагать, как толкователи, обыкновенно, и предполагают, что Амос указанные слова заимствовал у Иоиля. Чем оканчивает свое пророчество Иоиль, с того начинает Амос, пророк, ближайший к нему по времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Пророк Пророк . Под словом пророк вообще разумеются, во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица, возвещающие людям слово назидания, увещания и утешения, по особому внушению Св. Духа ( I Kop. XIV, 3 ). Пророки, о трудах и изречениях которых мы знаем из Свящ. Писания, суть следующие: Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам, сестра Моисея, Девора пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль Прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, Малахия, Захария, отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иоанн Креститель, Агав и др. По книгам пророческим в Свящ. Писании пророки разделяются на больших и меньших. Большими пророками называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Они называются большими по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньшие пророки суть следующие 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, 3ахария и Малахия. Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний ветхозаветных пророков составлял Мессия – Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира. Пророки обняли в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и церкви, как-то: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его в Египет, избиение вифлеемских младенцев, явление пред Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть, Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение отцом, смерть и чудеса при смерти, прободение ребр, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, седение одесную Бога Отца, ниспослание Св. Духа, проповедь апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви Его до пределов Вселенной, равно как последние времена мира, пришествие антихриста, второе будущее пришествие Господа, воскресение мертвых, Страшный суд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и, наконец, вечное царство Христово. Свящ. Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Св. Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божия. Так, ап. Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( II Nem. I, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Миниатюра из Книги пророков. Кон. Х — нач. XI в. (Taurin. B. I. 2) Прор. Иоиль. Миниатюра из Книги пророков. Кон. Х — нач. XI в. (Taurin. B. I. 2) В мозаиках собора Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) иконография И. необычна: он показан плешивым старцем с седой бородой, отдельными прядями закрывающей шею и спускающейся на грудь. На иконе из пророческого ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (ок. 1497, ГРМ) И.- седой старец с длинной клинообразной бородой, в синем хитоне и темно-коричневом гиматии. Одной рукой он именословно благословляет, в другой руке держит свиток с текстом (Иоил 2. 29-30). В той же иконографии в полный рост И. представлен на миниатюре из Книги пророков 1489 г. (РГБ. Ф. 173/I. 20. Л. 16 об.). Редкое исключение составляет образ И. на иконе пророческого ряда в главном иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в., ГММК), где он - средовек с короткими волосами и курчавой клиновидной бородой. На нем темно-бурые порты с белой перевязью под коленями, ярко-зеленая рубаха с длинными рукавами и узкими манжетами; поверх рубахи - причудливо обернутый вокруг фигуры оранжевый плащ. На голове - кидар (головное священное украшение иудейского первосвященника в виде чалмы) с белым донышком, на ногах мягкие высокие охряного цвета сапожки. Образ И., как и изображения др. пророков, как правило, располагается в верхней части храмовой декорации: на стене главного нефа (в соборе Сан-Марко в Венеции, нач. XIII в.), в барабане купола (в монастыре Хора (Кахрие-джами), 1316-1321 гг. и ц. Богоматери Паммакаристос (Фетхие-джами) (ок. 1315) в К-поле; в ц. Спаса Преображения на Ковалёве (1380) и ц. арх. Михаила Сковородского мон-ря (нач. XV в.) в Вел. Новгороде и др.), на подпружных арках (в ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде, ок. 1363, на зап. арке) и др. Образ И. входит в состав пророческих рядов иконостасов: Троицкого собора Троице-Сергиев à мон-ря (1425-1427, СПГИАХМЗ); Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок.

http://pravenc.ru/text/578234.html

Целью создания К. б. было «утешение и утверждение в благочестии российскому роду сыном всходнего православия». Подробного перечня «повинностей и порядков» членов братства в «Уписе» нет. «Святое милосердное братство» должно было содействовать его членам в утверждении в благочестии, обучать полезным наукам, защищать вдов и сирот, оказывать помощь «падшим» людям, важными функциями были организация школы, больницы и др. (в связи с каритативной функцией К. б. необходимо отметить существование в Речи Посполитой с XVI в. католич. братств «святого милосердия»). Ставилась задача содействовать утверждению «честнаго иноческаго жития», вероятно, под опекой братства должен был находиться Богоявленский монастырь. Братчики были обязаны финансировать деятельность объединения и защищать его, для каждого члена братства был определен размер взноса в зависимости от материального достатка. Так, Даниил Стрибиль обязался давать 10 золотых ежегодно, Григорий Дегиловский - лошадь или «камин воску» (24 фунта), Иван Путята - «що буде можна» и т. п. В «Уписе» названы по именам первые члены К. б.: буд. Киевские митрополиты - архим. Киево-Печерского монастыря св. Петр (Могила) (вступил 11 марта 1631) и префект киевских братских школ Сильвестр (Косов) , наместник монастыря свт. Николая Иоиль, архим. Трехтемировского мон-ря Иосиф (Курцевич) , иеромонахи Феодосий (Оранский), Антоний (Горбацкий) и Иоиль, буд. Луцкий и Острожский еп. Афанасий (Пузына) , киево-печерские иноки Исаия (Трофимович-Козловский) , Софроний (Почаский), Антоний (Пацевский), Афанасий (Ивашковский), Иларион (Симовский), Арсений (Бережницкий), буд. архим. Киево-Печерского мон-ря Захария (Копыстенский) (вступил 4 янв. 1616), шляхтичи (?) Андрей Литинский (выходец из Галиции), Даниил Стрибиль, Григорий Дегиловский, младший братчик Иван Путята. Нек-рые имена (Иосифа (Курцевича), Петра (Могилы), Сильвестра (Косова) и др.) были внесены в документ после 1616 г. Из сочинений Кассиана Саковича известно, что в К. б. вступил гетман Сагайдачный со всем Запорожским войском, сделав для братства значительное пожертвование; П.

http://pravenc.ru/text/1684575.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОИЛЬ (Озерянский, † ок. 1687-1688, Святогорская Успенская пуст. (в совр. г. Святогорске Донецкой обл., Украина)), преподобноисп. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых). По сообщению архиеп. Филарета (Гумилевского) , И. был родом из казаков, прозвище святого - Озерянский, по мнению архиеп. Филарета, было связано с проживанием в слободе Озерянке близ Харькова, где явилась чудотворная Озерянская икона Божией Матери и был основан мон-рь ( Филарет (Гумилевский). 2004. С. 59). В синодике Святогорской Успенской муж. пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра ) первым записан «род преподобнейшаго отца архимандрита Иоиля Озерянскаго». И. начал монашеское служение в Святогорской Успенской пуст. В 1663 г. по просьбе полковника Харьковского Слободского казачьего полка Г. Донца-Захаржевского И. возглавил строительство Старохарьковского Куряжского Преображенского муж. мон-ря (находился близ совр. с. Подворки Дергачёвского р-на Харьковской обл.), возводившегося на средства полковника Донца-Захаржевского. Вместе с И. в Куряжский мон-рь переехала часть братии Святогорской пуст. В нач. 1673 г. И., оклеветанный перед Белгородским и Обоянским митр. Мисаилом , был смещен с должности настоятеля и сослан в Святогорскую пуст. Настоятелем Куряжского монастыря стал бывший игум. Змиевского монастыря Манассия, при котором монастырь был освящен (28 апр. 1673). Через нек-рое время И. был оправдан, в 1678 г. стал первым настоятелем Святогорской пуст. в сане архимандрита (предыдущие настоятели имели сан игумена). В нач. 1679 г. И. направил челобитную царю Феодору Алексеевичу с просьбой подтвердить права обители на лес, рыбные ловли и др. угодья, к-рые подвергались разорению со стороны жителей новопостроенных городов Маяцкий (Маяки), Солёный и Царёв-Борисов. 19 марта 1679 г. царь послал воеводе М. Апухтину грамоту, в к-рой засвидетельствовал имущественные права обители и повелел отпускать мон-рю денежную и хлебную ругу и воск на свечи.

http://pravenc.ru/text/578236.html

Сочинение Иосифа Флавия «Против Апиона» (1. 40) содержит упоминание общего числа пророческих книг (13), из которого следует, что книги М. п. считались одной книгой. Общее число библейских книг (24) указано в апокрифической «Четвертой книге Ездры», что также может считаться свидетельством того, что М. п. составляли одну книгу. В Вавилонском Талмуде (Бава Батра. 14b) Книга Двенадцати понимается как отдельная книга. При этом ставится вопрос, почему Книга прор. Осии, к-рая является самой ранней из книг пророков, не рассматривается как отдельная, а присоединена к сочинениям пророков пленного периода (Аггея, Захарии, Малахии); и дается ответ: поскольку она мала по объему, то могла потеряться. Кроме того, в Талмуде (Бава Батра. 13a) указано на то, что при переписывании книг М. п. между ними нужно оставлять пробел в 3 строки, в то время как пробел между различными книгами закона и пророков должен составлять 4 строки. Блж. Иероним Стридонский в прологе к лат. переводу книг М. п. (Prologus Duodecim Prophetarum) также писал, что книги 12 пророков составляют одну книгу («...unum librum esse duodecim prophetarum»). Существуют и внутренние свидетельства того, что М. п. являются не только собранием мн. книг, но и единой книгой ( Redditt. 2000. P. 11-33). Как показал Дж. Ногалски ( Nogalski. Literary precursors. 1993; Idem. Redactional processes. 1993), начало и конец мн. книг из корпуса М. п. соединены друг с другом посредством специальных редакционных вставок (catchwords). К числу наиболее явных примеров относятся переходы: от Ос 14. 4-9 к Иоиль 1. 2; от Иоиль 3. 16 к Ам 1. 2; от Ам 9. 11-15 к Книге прор. Авдия; от Мих 7. 8-20 к Наум 1. 2-8; от Наум 3. 15-17 к Авв 3. 17 (аллюзия на Иоиль 1. 4 и 2. 25); от Соф 3. 18-20 к Агг 1; от Зах 8. 9-23 к Мал 1. 1-14. Кроме того, между книгами М. п. существует и тематическая общность. Одной из важнейших тем, которая присуща мн. книгам М. п., является тема Дня Господня ( Beck. 2005; кн. Иоиля; Ам 5. 18-20; Авд 1. 15; Соф 1. 7-18; Зах 14; Мал 4). Др. общие темы - удел Иерусалима и храма (книги Авдия, Аггея, Иоиля, Захарии, Малахии и др.), плодородие земли (Ос 2. 21-23; 14. 7-8; Иоиль 1. 10-12; 2. 18-19; Ам 9. 13-14; Авв 3. 17; Агг 1. 11; Зах 8. 12), судьба окружающих народов (Иоиль 2-3; Ам 1-2; Книги Авдия, Ионы, Наума, Софонии), критика правителей и высших слоев общества (Ос 4. 4-10; 5. 1; Ам 6; 7. 10; Мих 3. 1-7, 9-11; Соф 3. 1-4; Зах 13. 3-6; Мал 1. 6-14). Формирование корпуса М. п.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010