CIX, 1). Часть 2 5. Исаия предвозвестил потом, что Христос пошлет апостолов (на проповедь), в следующих словах: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая (Иса. LII, 7). Заметь, как он прославляет телесные члены - ноги, которыя повсюду пронесли благовестников. А Давид объясняет и способ их победы: Господь, говорит он, даст глагол благовествующим силою многою (Пс. LXVII, 12). Действительно они побеждали, не употребляя оружия, не издерживая денег, не силою телесною, не многочисленностию войск, и не иным каким-либо подобным средством, но простым словом, имевшим великую силу - силу знамений. Они проповедывали Распятаго и совершали знамения, и таким образом победили вселенную. Посему и говорит пророк: Господь даст глагол благовествующим силою многою, разумея здесь чудеса. И подлинно, неизреченная сила была в том, что рыбарь, мытарь и скинотворец одними повелениями воскрешали мертвых, изгоняли демонов, избавляли от смерти, обуздывали языки философов, заграждали уста риторов, преодолевали царей и властителей, побеждали варваров, еллинов, весь род человеческий. Хорошо сказал пророк. Все это они совершали словом, и силою многою соделывали мертвых живыми, грешников - праведными, слепых - зрячими, изгоняя болезни из тела и пороки из души. А откуда явилась у них такая сила? От Духа Святаго, как и об этом сказано: исполнишася Духа Свята; явишася им разделени языцы яко огненни: седе же на едином коекожде их (Деян. II, 3, 4). Мужчины и женщины стали пророчествовать, о чем также задолго предвозвестил Иоиль в словах: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши видения узрят, и юноты ваши сония увидят: ибо на рабы Моя и на рабыни Моя излию, прежде неже приити дню Господню, великому и просвещенному (Иоил. II, 28-30); под великим и просвещенным днем он разумеет здесь и день сошествия Духа и будущий день кончины мира. Тот же пророк предвозвещает и спасение верою (ибо и об этом не умолчано) так: и будет всяк, иже призовет имя Господне, спасется (ст. 32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

II. Обещание Господне после покаяния народа 2:19–3:26 За понесенные убытки и претерпенные бедствия Господь подаст изобилие во всем; северный враг будет прогнан и погибнет ( Иоиль.2:19,20 ). Все радуется и торжествует, потому что прошел гнев Господень; по милости Божией земля зазеленела снова и приносит народу богатую жатву. Эта новая милость Божия служит вознаграждением за бедствия, причиненные саранчою, а вместе и знамением того, что Бог не оставляет милостью своего народа, чтобы не посрамилсь люди Его ( Иоиль.2:21–27 ). Как прежде пророк в бедствиях настоящего созерцал бедствия будущего, так и теперь он в благословениях настоящего видит благословения будущего: вещественное благоловение восполнится в духовном, ибо в день господень Дух Божий излиется на всякую плоть, т.е. на всех членов народа Божия, без различия пола, возраста и состояния ( Иоиль.2:28–30 ср. Деян.2:17–21 ). Это же будет вместе знаком того, что Господь совершает свой суд ( Иоиль.2:31 ср. Рим.10:13 ; Деян.2:32 ). Но в то время, как Он будет судить мир, верующим в среде Его народа и вообще всем верующим приготовлено будет спасение ( Иоиль.2:32 ). Тогда же воздано будет язычникам, котрые нападали на народ Господень ( Иоиль.3:1–7 ср. Пар.21:16 и д.) и над врагами народа Божия подымется грозный суд ( Иоиль.3:8–15 ); но на Сионе Господь будет спасением своему народу ( Иоиль.3:16 ). Народ Божий будет наслаждаться Его покровительством, между тем как на врагов Его идет проклятие в возмездие за все оскорбления народу израильскому ( Иоиль.3:17–21 ). Примеч. Из книги пророка Иоиля читается паремии на вечерне Пятидесятницы – Иоиль.2:23–32 . Книга пророка Амоса Сведения о пр. Амосе и современном ему состоянии царства израильского Пророк Амос, по надписанию его в еврейском тексте, «был в числе пастухов фекуйских», когда Господь призвал его к пророческому служению. Он был взят Господом от стада и призван в пророка, чтобы пророчествовать на Израиля, без предварительного посвящения к пророческому служению и образования в пророческих школах ( Ам.7:14,15 ). Это было при иудейском царе Озии и израильском Иеровоаме 2-м, т.е. во время 26 лет современного царствования этих двух царей. Таким образом, пр. Амос начал свою пророческую деятельность почти в тоже время, как и пр. Осия, вероятно несколькими годами раньше, и пророчествовал в Вефиле, главном центре израильского служения тельцам ( Ам.7:10 ). Точнее нельзя определить ни начала, ни продолжения его деятельности. Замечание в надписании его книги, что он пророчествовал (т. е. начал пророчествовать) за два года до землетрясения ( Ам.1:1 ), не представляет никаких хронологических данных, так как время этого землетрясения неизвестно, и в исторических книгах Ветхого Завета о нем нигде не упоминается. Несомненно только, что это было то страшное землетрясение при Озии, о котором воспоминание сохранялось в народной памяти еще и после плена, так что пр. Захария в своих угрозах мог еще напоминать о нем своим современникам ( Ам.14:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Содержание I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль II. 12–26) II. Паримия в праздник Пятидесятницы (Иоил. II, 23–32) III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. III, 12–21)     Иоиль принадлежит к числу так называемых малых пророков, т. е. таких, писания которых по размеру гораздо короче писаний четырех пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. – Иоиль проходил свое служение в Иудейском царстве. Время его жизни и служения трудно определить с точностью. Не без основания, впрочем, лучшие толковники полагают, что он был современником пророка Амоса, жившего, как видно из надписания его пророческой книги (I, 1), в царствование Озии прокаженного (809–758). Ибо врагами Иудеев Иоиль называет еще не Сирийцев и Ассириян, а только Филистимлян, Финикийцев и Идумеев, как и Амос ( Uouль III, 2–6 . Aмoc I, 6–9 ). Сверх того Иоиль упоминает о тех же физических бедствиях, постигших Иудею, какие упоминаются у Амоса ( Uouль I:1–20, II:10–11 ; Aмoc I:1, IV:6–7 ), именно о землетрясении, саранче, засухе и голоде (см. Христ. Чтение 1876, январь и февраль, статья: «Время деятельности пр. Иоиля»). Свидетельство Иоиля о совершении в его время Богослужения по чину (II, 15) служит подтверждением того, что он жил при благочестивом Иудейском царе Озии, покровительствовавшем истинному Богопочтению в своем царстве. В книге Иоиля содержится обличение Иудеям по случаю голода, постигшего их за грехи, угрозы новыми бедствиями за нераскаянность, и обетования о наступлении лучших времен, особенно времени новозаветного, имеющего ознаменоваться обилием даров Св. Духа, и наконец предсказания грозного суда Божия над врагами Церкви. Из книги Иоиля заимствованы для чтения при Богослужении три паримии. I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль II:12–26) В сей паримии Господь устами пророка по случаю постигшего Иудеев бедствия от саранчи и засухи призывает их к покаянию и обнадеживает помилованием. Иоил.2:12–13 . Тако глаголет Господь: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваши, а не ризы ваши, и обратитеся ко Господу Богу вашему, яко милостив и щедр есть, долготерпелив и многомилостив и раскаявайся о злобах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Духа, в полемике с пневматомахами ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] 74. 4. 7; Did. Alex. De Trinit. II 2. 8). Стих Иоил 2. 28 цитируется в Мученичестве святых Перпетуи и Фелицитаты (The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 106), где излияние Духа соотносится с новыми видениями, которые следует рассматривать в монтанистском контексте ( Stark. 1998. Sp. 408). Многочисленные упоминания дня Господня в патристической лит-ре не могут быть однозначно сведены к Иоил 2. 31; так же как и Иоил 2. 32 («всякий, кто призовет имя Господне, спасется»), они использовались вторично (в Рим 10. 13 и в др. местах из НЗ (Ibidem)). Пророки Елисей, Захария, Иоиль. Икона из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Ок. 1497 г. (ГРМ) Пророки Елисей, Захария, Иоиль. Икона из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Ок. 1497 г. (ГРМ) Прор. Иоиль. Фрагмент иконы «Похвала Богоматери». 2-я пол. XVI в. (ВГИАХМЗ) 4. Восстановление и благословение народа Божия (Иоил 3). Стихи Иоил 3. 1-21 истолковывались в христ. традиции гл. обр. как указание на спасение людей из всех народов в последние времена в лоне Церкви. Притесняющие народ Божий жители Тира и Сидона переосмысляются как еретики и язычники, которые мешают христианам ( Hieron. in Joel. 3. 4-6). При этом сохраняются исторические объяснения этих мест, относящие их к восстановлению народа Израиля после вавилонского плена, что прикровенно указывает на избавление верующих от власти сатаны во Христе ( Суг. Alex. In Joel. 3. 1-3). Слова Иоил 3. 10 («слабый пусть говорит: «я силен»»), по мнению прп. Иоанна Кассиана Римлянина, соотносятся с 2 Кор 12. 9-10; они дают представление о том, что Господь спасти может только тех, кто терпеливо осознают свою немощь ( Ioan. Cassian. Collat. 7. 5. 8-9). Иосафатова долина (Иоил 3. 2, 12) неоднократно упоминалась в христ. комментариях как место Страшного Суда ( Orig. In Is. 1. 1; Hieron. in Joel. 3. 12; Idem. Ep. 18. 3; Cassiod. Exp. Ps. 97. 9); из основных комментаторов на Книгу прор.

http://pravenc.ru/text/578234.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Иоиля I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ НАПИСАНИЯ Иоиль, сын Вафуила ( Иоил. 1:1 ), – один из 12 малых пророков. О его жизни достоверно ничего не известно, но содержание книги позволяет сделать некоторые заключения о времени его пророч. служения. Из «врагов Иуды» в К.П.И. названы Тир, Сидон и филистимляне ( Иоил. 3:4 ), Египет и Едом, но не упомянуты ни Ассирия, ни Вавилон, ни персы. Из этого можно заключить, что книга была написана не позднее первой половины VIII в. до Р.Х., вероятно, до победы Амасии над Едомом в 793 г. до Р.Х. ( 4Цар. 14:7 ). К тому же, в соответствии с библ. каноном, Иоиль относится к числу пророков, чья деятельность приходится на период до вавил. плена. В книге говорится о священниках и народе, но не упоминается царь, поэтому исследователи предполагают, что она была написана в то время, когда царь Иоас еще не достиг совершеннолетия (после 835 г. до Р.Х.) и находился под опекой первосвященника Иодая ( 2Пар. 24:1.2 ). II. СОДЕРЖАНИЕ А. Иоиль, указывая на настоящие и будущие прегрешения израил. народа, призывает его к покаянию. В центре его проповеди, исполненной поэтич. силы, находится ⇒ «День Господень» , явление Божьей славы, не только карающей, но и милующей. Предвозвещением этого Дня служит опустошение страны саранчой ( Иоил. 1 ), которое олицетворяет будущий суд над Иудой ( Иоил. 2:1–11 ). После суда придет время нового благословения и излияния Св. Духа ( Иоил. 2:28–32 ; ср. Деян. 2:1 ) и наступит День Господень ( Иоил. 3:14 ). Тогда окончат. установится Царство Божье на земле. Взор Иоиля охватывает огромный временной отрезок – от событий, современником которых он был, до завершения истории спасения, т.е. до конца мира. И во все времена действительно обетование: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил. 2:32 ) Б. КОМПОЗИЦИЯ КНИГИ: 1 . Вступление ( Иоил. 1:1 ). 2 . Описание нашествия саранчи во времена Иоиля и призыв к покаянию: а) нашествие саранчи как символ грядущего Дня Господнего ( Иоил. 2:1–11 ); б) новый призыв к покаянию. 3 . Избавление от наказания и новое благословение как ответ Господа. 4 . Излияние Св. Духа перед наступлением Дня Господнего. 5 . Суд над народами ( Иоил. 3:1–17 ). 6 . Царство благоденствия в Иудее и Иерусалиме ( Иоил. 3:18–21 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

На этом книга могла бы закончиться, но не заканчивается. Период после вавилонского плена отличался напряженным ожиданием эры высшего благоденствия. Божье наказание пленом рассматривалось как поворотный пункт в отношениях избранного народа с Богом. Возвращение на обетованную землю должно было повлечь за собой возвращение Божественного покровительства и наступление «золотого века», предсказанного Иеремией и Иезекиилем, а также в Ис. 40 – 55 . Главная задача пророков послепленного периода состояла в том, чтобы объяснить, почему эти надежды до сих пор не исполнились. С этими надеждами переплеталось представление народа о дне Господнем, который, как ожидалось, принесет восстановление прав, а значит, и политическое возвышение Иудеи за счет соседних народов, от которых они пострадали. Пл. 1:21 и Авд. 15–21 являются ярким выражением этих настроений, унаследованных Иоилем. День Господа предвещал суд и спасение Божьего народа, а последнее влекло за собой суд над другими народами (ср.: Иез. 30:2–4 ). В своей наиболее полной форме представление о дне Господнем включало также спасение других народов ( Соф. 3:9 ; ср.: Соф. 1:14–18; 3:8 ), но в положении Иоиля было неблагоразумно думать или говорить об этом. Итак, вполне логично, что тема дня Господня, возникшая в связи с нашествием саранчи, усложняется в 2:28 – 3:21 за счет включения других связанных с ней аспектов. Значение Если мы хотим услышать пророчество Иоиля, нам необходимо вслушаться в то, что он говорил своим современникам. Это подразумевает проникновение в духовный строй книги. Иоиль испытал озарение, которое позволило ему соотнести человеческий опыт с замыслами Бога. Несчастья людей не всегда вызваны недовольством Бога, о чем красноречиво свидетельствует Книга Иова. Однако в Новом Завете Иоиль иногда рассматривается как пророк, объясняющий несчастья верующих Божьим наказанием ( 1Кор. 11:30–32 ; Евр. 12:5–11 ). Некоторые фрагменты Послания к Евреям (напр.: Евр. 10:26–31 ) и обращения к церквам в Откровении, особенно к Лаодикийской церкви ( Отк. 2:5; 3:3,14–22 ), строго предупреждающие о возмездии за духовную измену, во многом напоминают пророчество Иоиля. Но, несмотря на то что Иоиль сурово говорил с грешниками, дабы укрепить их веру, он умел и воодушевить их словами о милостивой любви Бога (2:13), напоминающими скорее Евр. 6:9–12 (ср.: 2Пет. 3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Богослужебное употребление . Из Книги пророка Иоиля берутся три паремии, одна из которых (об излиянии Святого Духа) читается на вечерне Святой Пятидесятницы (Иоиль 2: 23–32), а две другие (из второй и третьей главы о суде Божием) – в среду Сырной седмицы на часах (Иоиль 2: 12–26) и на вечерне (Иоиль 3: 12–21). 25.3. Книга пророка Амоса Пророк Амос пророчествовал во время царей Озии иудейского и Иеровоама изральского в Северном царстве, хотя он был по своему происхождению жителем Иудеи, из Фекои; как он сам пишет (Ам. 1: 1), это поселение, находившееся недалеко от Иерусалима. Мы видим, что, в отличие от многих других пророков, он может быть был простым пастухом. И действительно, если посмотреть на те образы и сравнения, которые приводит пророк, то они действительно гораздо более подходят мышлению и речи сельского жителя, все они берутся из повседневной крестьянской обстановки и при этом не становятся как-то менее глубокими и менее уязвляющими, чем у других пророков. О своем призвании пророк Амос упоминает в связи со следующими обстоятельствами. Служивший в Вефильском храме священник Амасия потребовал, чтобы пророк ушел в землю иудейскую и не пророчествовал в Вефиле, « ибо он – святыня царя и дом царский» (Ам. 7: 13). На это Амос ему ответил: « я – не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал смоквы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: “иди, пророчествуй народу моему Израилю”» (Ам. 7: 14–15). То есть служение Амоса определяется не его происхождением, но призванием. И власть Того, Кто послал пророка, выше власти царя, который считался покровителем храма в Вефиле. Книга пророка Амоса продолжает тему Дня Господня. В ней основное внимание уделяется тому, что День Господень – это день суда. Если у Осии о суде говорится как о некоторой неизбежности того положения, в которое израильтяне пришли, о желании исправить эту ситуацию, об исцеляющем действии любви Божией к народу, то у Амоса суд предстает строгим и нелицеприятным. Суд над языческими народами . Начинается Книга пророка Амоса с предсказания суда над окрестными народами, среди которых Дамаск, то есть сирийцы, Газа филистимская, Тир финикийский, Едом, аммонитяне и моавитяне – все те, кто окружали Израиль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   О каноническом достоинстве и богодухновенности книги пророка Осии, кроме вышеизложенных свидетельств относительно всех малых пророков, можно привести ясные новозаветные свидетельства: Господа Иисуса Христа: шедше научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы (Мф.9:13; 12­­ Ос.6:6); евангелиста Матфея: да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: от Египта воззвах сына Моего (Мф.2­­ Ос.11:1); апостола Павла: якоже и во Осии глаголет: нареку не люди Моя люди Моя и не возлюбленную возлюбленну. И будет на месте идеже речеся им: не людие Мои есте вы, тамо нарекутся сынове Бога живаго (Рим.9:25—26; 1Петр.2­­ Ос.1:10), и еще: тогда будет слово написанное… где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа? (1Кор.15­­ Ос.13:14).     Экзегетические, более ценные, монографии на книгу Осии в новое время составлены следующими лицами: Simson. Der Prophet Hosea. Hamb. 1851 г. Wunsche. Der Prophet Hosea? ьbersemzm und erklдrm. Leipz. 1863 г. Nowack. Pr. Hosea. 1880 г. Scholz. Com zum Buche d. Proph. Hoseas. 1882 г. Valeton. Amos und Hosea. Giessen. 1898 г. Нагрег. Α critical a. exegetical Commentary on Amos a. Hosea. Edinb. 1905 г. На русском языке: И. Бродович. Книга пророка Осии. Введение и экзегесис. Киев, 1901 г.      Книга пророка Иоиля    Второе место в ряду писаний малых пророков занимает книга пророка Иоиля. Так как пророк Иоиль в своей книге не определяет времени своего служения, лишь замечая, что его отца звали Вафуилом (Иоил.1:1), то вопрос о времени жизни Иоиля вызывает много споров. Так, на основании довольно употребительного имени Иоиля (1Цар.8:2; 1Пар.5:4, 8; 6:36), делались разные древние предположения о времени и месте его жительства (Epiphanius. De vita prophetarum), оставляемые в новое время без повторения. Точно также оставляется ныне без повторения предположение древних богословов (Кирилла Александрийского и бл. Феодорита, позднее — Н. Лиры), что Иоиль проходил свое служение в израильском царстве. Частое упоминание о близкой к нему и его слушателям Сионской горе (Иоил.2:1, 15, 32), Иерусалимском храме (2:17; 3:18), жертвах и молитве в нем (1:9; 2:14, 17); постоянное обращение к сынам Сиона (2:23), Иудеи и Иерусалима (3:1; 6:8), неоспоримо убеждают в том, что Иоиль проходил свое служение в иудейском царстве и даже преимущественно в Иерусалиме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Эти отзывы вполне гармонируют с указаниями книг Царств на цареубийства, анархию, крайнее моральное падение в израильском царстве в эпоху Осии, с Иеровоама 2-го до взятия Самарии Салманассаром ( 4Цар.15:8–31 ). При чтении всех речей Осии в сопоставлении с историческими свидетельствами о состоянии израильского царства в его время является вне всякого сомнения их подлинность. О каноническом достоинстве и богодухновенности книги пророка Осии, кроме вышеизложенных свидетельств относительно всех малых пророков, можно привести ясные новозаветные свидетельства: Иисуса Христа: шедше научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы ( Мф.9:13, 12:7 = Ос.6:7 ); евангелиста Матфея: да сбудется реченное от Господа пророком глаголющим: от Египта воззвах сына Моего ( Мф.2:15 = Ос.11:1 ); апостола Павла: якоже и во Осии глаголет: нареку не люди Моя люди Моя и не озлюбленную возлюбленну. И будет на месте идеже речеся им: не людие Мои есте вы, тамо нарекутся сынове Бога живого ( Рим.9:25 –26, 1Пет.2:10 = Ос.1:10 ), и еще: тогда будет слово написанное... где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа? ( 1Кор.15:55 =Ос.13:14) 132 . Экзегетические, более ценные, монографии на книгу Осии в новое время составлены следующими лицами: Simson. Der Prophet Hosea. Hamb. 1851 г. Wünsche. Der Prophet Hosea, übersetzt und erklärt. Leipz. 1863 г. Nowack. Рг. Hosea. 1880 г. Scholz. Com zum Buche d. Proph. Hoseas. 1882 г. Valeton. Amos und Hosea. Giessen. 1898 г. Нагрег. A critical a. exegetical Commentary on Amos a. Hosea. Edinb. 1905 г. Ha русском языке: И. Бродович. Книга пророка Осии. Введение и экзегесис. Киев. 1901 г. 2. Книга пророка Иоиля Второе место в ряду писаний малых пророков занимает книга пророка Иоиля. Так как пророк Иоиль в своей книге не определяет времени своего служения, лишь замечая, что его отца звали Вафуилом (1:1), то вопрос о времени жизни Иоиля вызывает много споров. Так, на основании довольно употребительного имени Иоиля ( 1Цар.8:2 , 1Пар.5:4, 8, 6:36 ), делались разные древние предположения о времени и месте его жительства (Epiphanius. De vita prophetarum), оставляемые в новое время без повторения. Точно также оставляется ныне без повторения предположение древних богословов (Кирилла Ал. и бл. Феодорита, позднее Н. Лиры), что Иоиль проходил свое служение в израильском царстве. Частое упоминание о близкой к нему и его слушателям Сионской горе (2:1, 15, 32), Иерусалимском храме (2:17, 3:18), жертвах и молитве в нем (1:9, 2:14, 17); постоянное обращение к сынам Сиона (2:23), Иудеи и Иерусалима (3:1, 6, 8). неоспоримо убеждают в том, что Иоиль проходил свое служение в иудейском царстве и даже преимущественно в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Стихийные бедствия – от вздымающихся при наводнениях вод до катастрофических землетрясений – вызывают растерянность и ужас. Люди научились многому, но всё еще не властны над этими могущественными и разрушительными силами. Они могут только наблюдать за ними со страхом и трепетом. Обрушившееся на людей бедствие порождает опасность появления неверных представлений о Боге. Бывает, что в таких случаях те, кто о Нем никогда не думал или задумывался очень редко, готовы выносить решения о Его характере и Его отношении к Своему творению. Дело пророка – возвысить в такой момент голос и возвестить истину. Книга Иоиля начинается с описания стихийного бедствия – нашествия на страну прожорливой саранчи, уничтожающей всё на своем пути. Иоиль сравнивает его с военным нашествием. Рассказ о гибельных последствиях этого бедствия пророк использует для того, чтобы напомнить своим слушателям и читателям о величайшей реальности жизни – каждый день мы ходим пред лицом Божьим. Затем в поле зрения пророка оказывается вся панорама мира: он видит всё человечество, собранное в Долине Решения, чтобы там услышать Божественный приговор. На протяжении столетий эта величественная картина служила для многих серьезным напоминанием о вечных последствиях их выбора. Об обстоятельствах жизни и личности Иоиля, сына Петуэля (1:1), почти ничего не известно. Имя пророка означает «Яхве – Бог (мой)», свидетельствуя, что он воспитывался в доме, где почитали Бога. Упоминания о Сионе, Иудейском царстве и Иерусалиме (2:15, 23, 32, 3:1) позволяют считать, что Иоиль жил и проповедовал в Иудее и Иерусалиме. Книга, носящая его имя, вероятно, изначально была написана в стихотворной форме. Настойчивые призывы к покаянию (1:13, 14) перемежаются с глубоким пониманием милостивого характера Бога (2:12–14). Хорошо знакомый со священническим служением в Храме, Иоиль знает, что значит истинное покаяние (2:13). Пророк осознал и передал замысел Господа о покаянии как духовном делании всего народа Божьего. Особое место в книге занимает Божественное обещание о величайшем даре всему человечеству – о даре Святого Духа (2:28, 29). И тот факт, что среди тяжких обстоятельств вера пророка лишь возрастала и укреплялась, есть неопровержимое свидетельство и убедительнейшее доказательство воздействия на автора того самого Духа, о котором он пишет в этой книге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010