По сравнению с евр. текстом в LXX очевидно стремление подчеркнуть существование в книге надежды на воскресение мертвых (ср.: Иов 3. 21; 4. 20; 5. 11; 6. 10; 7. 9; 14. 14; 22; 40. 1). Из МТ невозможно сделать вывод о вере участников диалогов в загробную жизнь (14. 7-14; в LXX речь изменена, чтобы подчеркнуть веру в воскресение). В «биографической» приписке это ясно выражено: «...написано, что он (Иов.- Авт.) опять восстанет с теми, коих воскресит Господь» (42. 17a). Тем самым открывается возможность увидеть в Иове уже не спорящего с Богом, но страдальца, к-рый терпеливо переносит несчастья и надеется на посмертное вознаграждение. Такое толкование, как и родословие Иова от Исава, его брак с аравитянкой и его отождествление с Иовавом из Быт 36. 33, т. е. создание образа Иова, богобоязненного язычника, жившего задолго до принятия законов Моисея, повлияло не только на раввинистических, но и на раннехрист. толкователей, к-рые использовали образ Иова именно из LXX, а не из евр. Библии ( Gerleman. 1946. P. 202). Краткая версия LXX сохранилась в саидском (копт.) переводе ( Dieu L. Nouveaux fragments prehexaplaires du livre de Job en Copte sahidique//Muséon. N. S. Louvain-la-Neuve, 1912. Vol. 13. P. 147-185; Schaller. 1980. S. 402). Важным свидетелем текста этого варианта LXX является также иудейский эллинистический экзегет Аристей ( Euseb. Praep. evang. IX 25. 1-4; ср.: Jüdische Schriften aus hellenistisch-römischer Zeit. Gütersloh, 1976. Bd. 1: Historische und legendarische Erzählungen. Lfg. 2: Fragmente jüdisch-hellenistischer Historiker/Hrsg. N. Walter. S. 293-296). Как и в LXX, здесь родословие Иова возводится к Исаву, а Иов отождествляется с Иовавом; согласно Иов 2. 11 LXX, его друзья также названы царями (или правителями - τραννοι) (о др. вербальных совпадениях см.: Schaller. 1980. S. 402). Спорным остается вопрос, восходит ли текст добавления (Иов 42. 17b/e LXX) к Аристею (ср.: Gerleman. 1946. P. 74-75; против этого: Schaller. 1980. S. 402. Not. 41). О дальнейшем расширении текста И. к. в LXX до объема, соответствующего МТ, что стало результатом работы Оригена над Гекзаплами с использованием перевода Феодотиона, см.: Schaller. 1980. S. 401-402. Ср.: Ziegler J. Beiträge zum griechischen Job. Gött., 1985.

http://pravenc.ru/text/578206.html

XXXV.14.28). Более того, человек возжелал самой Божественности, которую обещал ему диавол. Однако в результате человек не только не преуспел в этом, но и лишился того, что имел — бессмертия и радостей рая, — и был изгнан в мир, где его стали преследовать физические страдания и духовная слепота (Толк. Иов. XXXIII.9.17; XXXV.14; Гом. Еванг. 25.7–8; Диал. IV.1). Так в роде человеческом от самого начала мира открылся “поток смерти” (Гом. Еванг. 25.7), которая вместе с тем была и справедливым наказанием Божиим за гордыню человека (Толк. Иов. XXIX.10.21). Нарушив заповедь, человек сам подпал под Божественный приговор, осуждавший его на тление (Гом. Еванг. 29.10; ср. Быт 3:19). Из-за первородного греха, или грехопадения 10 , человек как бы вышел из самого себя, из духовного состояния, и оказался во внешнем, материальном мире, подчинился ему. Он лишился умственного Света, которым ранее был исполнен, и уже не мог созерцать вышний мир (Диал. IV.1). Ум человека стал беспокойным и изменчивым, утратил способность обращать свое внимание на что-то одно, важное и нужное, рассеялся на множество ничтожных и низких помыслов. Это беспокойство и изменчивость ума вследствие первородного греха как бы перешли в саму природу человека (Толк. Иов. XXVI.44.79). Человека поразила и духовная смерть — неверие (Гом. Еванг. 25.7). Грех Адама стал наследственным, так что каждый человек рождается связанным узами первородного греха (Письма. IX.52). В своем прародителе весь человеческий род прогнил, как на корню (Там же). Все люди от самого зачатия и рождения, происходящего во грехах, связаны тленным состоянием природы, от которого они не могли освободиться собственными силами (Толк. Иов. XVIII.52.84). Кроме того, поскольку Адам свободно последовал диаволу в раю, он подпал под его власть, так что диавол по праву (iure) стал удерживать людей в своей власти и низводить в ад (Гом. Еванг. 25.8; 22.9; 26.4,9; Толк. Иов. XXXIII.6.12). Эта власть диавола главным образом опиралась на страсть людей к наслаждениям (Гом.

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

Манускрипт открывают 3 полностраничные композиции: Избрание ап. Матфия (Деян 1. 21-26), Богоматерь с Младенцем, Аммоний Александрийский и Евсевий. Далее на листах 3v - 12v изображения занимают поля таблиц канонов и располагаются в 3 регистра: сверху - персонажи из ВЗ (в первых 12 таблицах), в среднем регистре - евангельские сцены, в нижнем - растительные мотивы и животные. Затем еще 4 полностраничные миниатюры: Распятие, Вознесение, Христос с предстоящими и Пятидесятница. Один из наиболее полно сохранившихся ранних библейских манускриптов - сир. Библия (Parisin. syr. 341) кон. VI - нач. VII в. Для иллюстраций отведено место в колонках текста. Они расположены перед началом соответствующих книг ВЗ. Миниатюры этой рукописи выполнены в соответствии с античными художественными принципами: изображения представлены в беглой живописной манере, лики с по-восточному выразительными чертами написаны отдельными мазками, фигуры объемны и подвижны, хотя за одеждами реже угадываются очертания тела. Иов на гноище. Миниатюра из Сирийской Библии. Кон. VI - нач. VII в. (Parisin. syr. 341. Fol. 46r) Иов на гноище. Миниатюра из Сирийской Библии. Кон. VI - нач. VII в. (Parisin. syr. 341. Fol. 46r) Общее снижение художественной активности в Византии в эпоху иконоборчества (726-843) не способствовало созданию иллюстрированных рукописей. Неизвестно, был ли наложен запрет на украшение рукописей священными образами. Рукописи светского содержания по-прежнему продолжали украшать миниатюрами. В 753-754 гг. в К-поле был создан кодекс астрономических таблиц Птолемея (Vat. gr. 1291). Таблицы украшают изображения солнца, луны, знаков зодиака, ветров; их стиль и иконография восходят к классической традиции, но качество исполнения невысокое. В 80-90-х гг. VIII в. в Студийском мон-ре был изобретен минускул - более экономичный и быстрый тип письма. Все рукописи предшествующего периода и большинство иллюстрированных манускриптов IX в. написаны унциалом (или маюскулом). В IX-X вв. унциал применяли преимущественно для переписывания библейских, агиографических, гомилетических и литургических текстов; в XI в. он постепенно выходит из употребления и используется лишь для заголовков. На протяжении IX и части X в. формируются новые принципы книжной декорации. Помимо миниатюр в рукописях постепенно появляются орнаментальные инициалы и заставки, со временем приобретающие традиц., легко узнаваемый облик. Число иллюстраций сокращается; складываются иллюстративные циклы наиболее часто копируемых текстов (Четвероевангелия, Лекционария, Псалтири и др.).

http://pravenc.ru/text/383977.html

гл. IX второго Послания)? Ибо говорится где-то: и Ты воскресишь меня, и восхвалю Тебя (ср. Пс. 27:7 ). И еще: Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня (яко Ты со мною) ( Пс. 3:6 ). Так же Иов говорит: И ты воскресишь плоть мою, терпящую сия ( Иов. 19:25–26 ). (Об этом месте книги Иова, которое приводится у Климента, довольно неточно, блаженный Иероним замечает: «Никто так открыто не говорил до Христа о воскресении, как он (Иов)»). Святой Ерм Святой Ерм был родом грек, но жил в Риме во второй половине I века при святом Клименте (Евсевий Η. E. I. III; Иероним De vir. Illustr.). Сведения о нем, большей частью, известны из его же книги «Пастырь». Ерм бьл человеком, в высшей степени, добрым, скромным и простодушным, более склонным к жизни уединенной и созерцательной, чем к супружеской и общественной, более – к размышлению о делах Божиих, чем к суетливой деятельности людей, связанных с мирскими обязанностями. По излишней отеческой любви, Ерм снисходительно смотрел на порочную жизнь своих детей и был за это наказан их поведением. Несчастный отец терпел также неприятности и от своей жены, которая была невоздержана на язык. За собственные грехи Ерма и, особенно, за грехи его домашних Бог послал на него тяжелое испытание: из человека богатого он сделался бедняком. Но это бедствие послужило ему во спасение. На время покаяния, Бог поручил Ерма особенному хранению Ангела, который, явившись в виде пастыря, преподал кающемуся спасительные наставления. Ерм не только сам с семейством тщательно выполнял эти наставления, но по воле того же Ангела-пастыря должен был сообщить их и другим, в назидание, посредством своей книги (отсюда и название ее). Время кончины святого Ерма достоверно неизвестно, но, вероятно, она последовала около 100 г. Книга его – «Пастырь» Книга «Пастырь», творение святого Ерма, весьма не похожа на другие произведения отеческой письменности I века по своей форме и самому содержанию. Она была написана в конце I века при императоре Траяне на греческом языке, но сохранилась вполне, лишь в древнем латинском переводе (известном еще Тертуллиану ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

P. 69-72); в четверг 6-й седмицы (Ibid. P. 78). Кроме того, на праздник Успения Пресв. Богородицы 15 авг. читался отрывок Иов 28. 5-11 (Ibid. T. 2. P. 27). Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв., отражающему соборную богослужебную практику К-поля IX-XII вв., И. к. использовалась только за богослужением Страстной седмицы: паремия Иов 1. 1-12 - на вечерне в Великий понедельник, Иов 1. 13-22 - в Великий вторник, Иов 2. 1-10 - в Великую среду, Иов 38. 1-21 - в Великий четверг, Иов 42. 12-17 - в Великую пятницу (см.: Mateos. Typicon. T. 2. P. 68, 70, 74, 80). В памятниках Студийского (напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.; см.: Arranz. Typicon. P. 235, 242) и Иерусалимского уставов (напр., в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.), а также в современных греческих и славянских богослужебных книгах, унаследовавших к-польскую лекционарную систему постиконоборческого периода, назначаются те же чтения из И. к., что и в Типиконе Великой ц. Помимо богослужения И. к. также могла читаться во время монастырской трапезы. Об этом говорится, напр., в древнейшей редакции Жития прп. Михаила Клопского (см.: ПЛДР. 2-я пол. XV в. М., 1982. С. 336). Е. Е. Макаров Лит.: Ewald H. Die Dichter des Alten Bundes. Gött., 18542. Tl. 3: Das Buch Ijob; idem. Commentary on the Book of Job. L., 1882; Бухарев А. М. Св. Иов многострадальный: Обозрение его времени, и искушения по его книге. М., 1864; Novakovi S. Apokrifna pria o Jovu//Starine. Zagreb, 1878. Knj. 10. S. 157-170; Polivka G. Apokrifna pria o Jovu//Ibid. 1891. Knj. 24. S. 135-155; Erman A. Der Hiobsstein//ZDPV. 1892. Bd. 15. S. 205-211; Kaufmann H. E. Die Anwendung des Buches Hiob in der rabbinischen Aggadah. Fr./M., 1893; James M. R., ed. Apocrypha Anecdota. Camb., 1897. P. 104-137; Kohler K. The Testament of Job//Semitic Studies in Memory of A. Kohut/Ed. G. A. Kohut. B., 1897. P. 264-338; Wiernikowski I. Das Buch Hiob nach der Auffassung des Talmud und Midrasch: Diss. Breslau, 1902; Юнгеров П. А. Происхождение Книги Иова//ПС. 1906. Ч. 1. 3. С.

http://pravenc.ru/text/578206.html

мысли кон. XVI - нач. XVII в.)//Европейский альманах: История. Традиции. Культура, 1999. М., 2000. С. 19-33; Скрынников Р. Г. Крест и корона: Церковь и гос-во на Руси IX-XVII вв. СПб., 2000; Макарий (Веретенников), архим. Митр. Макарий и патр. Иов//Макарьевские чт. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 91-93; он же. Св. Русь: Агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 59-62; Поздеева И. В., Турилов А. А. «Тетрати… печатаны в Казане»: (К истории и предыстории казанской типографии XVI в.)//ДРВМ. 2001. 2(4). С. 37-49; 4(6). С. 13-28; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 220-223; Ульяновский В. И. Смутное время. М., 2006; Румянцева В. С. Из истории патриаршества в России: Первосвятитель Иов и царь Борис Годунов//Церковь в истории России. М., 2007. Сб. 7. С. 44-55. Архим. Макарий (Веретенников), Э. П. Р. Иконография Описание внешности И. приводится в некоторых иконописных подлинниках кон. XVIII в., 20-х гг. XIX в.: «Подобием сед, брада Григория Богослова, пошире и подоле, власы с ушей, в шапке, амфор и Евангелие, сак киноварь, испод голубец» (БАН. Строг. 66. Л. 150 об., назван в отдельном перечне без указания дня памяти); «Сед, брада доле и шире Петровы митрополита, власы главныя с ушей появились, в шапке и саккосе красном, испод голубой, амфор и Евангелие» (РНБ. Погод. 1931. Л. 171 об., под 19 июня). Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Роспись алтаря собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери в московском Сретенском мон-ре. 1707 г. Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Роспись алтаря собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери в московском Сретенском мон-ре. 1707 г. В 1655 г. патриарх Никон повелел устроить в Патриарших палатах Московского Кремля «маленькую церковь во имя новых Московских святых, митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа... а в церкви написать портреты шести патриархов... первый из них Иов» ( Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1905 2. С. 512). Одно из ранних сохранившихся изображений И. представлено на прориси с иконы «Московские святые» XVII в.

http://pravenc.ru/text/578144.html

сидит на складном стуле, рядом жена и один из друзей; саркофаг из музея Пио-Кристиано (ок. 325-350) - И., жена и друг; саркофаг из музея при катакомбах св. Каллиста - у ног сидящего И. голова быка (часть совершенного им жертвоприношения?), рядом 3 друга, там же - фрагмент с сидящим И.; саркофаг Юния Басса из собора св. Петра в Риме (ок. 359) - И. сидит на уступе, перед ним стоят друг и жена, прикрывающая нос. Изображение И. с женой сохранилось на стеклянной бляшке, обнаруженной в 1847 г. в Нойсе близ Дюссельдорфа. По свидетельству свт. Павлина Ноланского (PL. 61. Col. 663), в ц. Сан-Феличе в Ноле рядом с изображениями подвигов Товита, Юдифи и Есфири была фреска с образом пораженного проказой И. Иов перед женой и другом. Фрагмент саркофага Юния Басса. Ок. 359 г. (Музей " Сокровищница Св. Петра " . Ватикан) Иов перед женой и другом. Фрагмент саркофага Юния Басса. Ок. 359 г. (Музей " Сокровищница Св. Петра " . Ватикан) Иов и его друг Елифаз Феманитянин. Миниатюра из Книги Иова. Кон. IX — нач. X в. (Patm. 171. Fol. 448) Иов и его друг Елифаз Феманитянин. Миниатюра из Книги Иова. Кон. IX — нач. X в. (Patm. 171. Fol. 448) Т. о., на большинстве ранних изображений И. представлен в контексте библейского повествования. Его образ является символом справедливости, веры, терпения и воскресения. И. предстает как прообраз Иисуса Христа. Так, изображение И., сидящего на куче пепла или на скалистом уступе (в рус. традиции на гноище), напоминает о Страстях Христовых. Такой тип образа можно условно назвать «историческим», поскольку его истоки в истории И. Иногда И. изображали как философа, мудреца, пророка с седыми волосами и округлой бородой, в белых одеждах, сидящим или стоящим, без др. персонажей из Книги Иова. Такой образ появился одновременно с «историческими», но был менее популярен, возможно, из-за того, что, напоминая образы др. пророков, он утратил прообразовательный контекст. Наиболее многочисленны изображения И. в рукописях, как в западных, так и в византийских. Самое раннее из дошедших до нас находится на полях одной из таблиц канонов (Fol.

http://pravenc.ru/text/578142.html

   II. Иов: Я знаю (говорит св. многострадальный Иов), Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов. XIX:25 – 27).    III. Седрах, Мисах и Авденаго: и отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору... Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся (Дан. III:16 – 18).    IV. Сотник: Я приду и исцелю его (сказал И. Христос). Сотник же, отвечая, сказал: Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек; но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился, и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. VIII, ст. 8 – 10).    V. Кровоточивая жена: она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его (т. е. И. Христа), выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова (Мф. IX. 21:22).    VI. Два слепца: когда же Он (И. Христос) пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! (Мф. IX:18, 19).    VII. Хананеянка: Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. XV:28).    VIII. Апостол Петр: Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога живого (Мф. XVI:16). – И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого (Иоан. VI:69).    IX. Слепорожденный: Иисус, услышав, что выгнали его (исцеленного Спасителем слепорожденного) вон, и нашедши его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! и поклонился Ему (Иоан. IX:35 – 38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость? И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? Ибо вот я лягу во прахе; завтра будешь искать меня и меня нет…» (VII, 16–21). Бесконечное превосходство Бога над тварью делает бессмысленным преследование людей за каждый грех. Человек и так ничтожен и жизнь его кратковременна. Иов не сознает себя грешником (XXVII, 2–8, XXIX, XXXI); во всяком случае он отказывается объяснить свои мученья наказаньем за грехи. Необъяснимость мучений и молчание Бога еще более углубляют и обостряют страдания Иова. Он хотел бы «судиться с Богом», узнать всю правду, иметь возможность оправдать себя перед Ним. «К Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом… Удали от меня руку Твою и ужас Твой да не потрясает меня. Тогда зови и я буду отвечать или я буду говорить, а Ты отвечай!.. Покажи мне беззаконие мое и грех мой? Для чего скрываешь лицо Твое и считаешь меня врагом?.. О если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с близким своим!» (XIII, 3, 21–23, XVI, 21; ср. XXIII, 3–12). Но суд с Богом невозможен, «ибо Он не человек как я, чтобы я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд» (IX, 32). «Как оправдается человек перед Богом?, Если захочет вступить в пререкание с Ним, то не ответит ни на одно из тысячи… Могу ли я отвечать и приискать себе слова пред Ним? Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судию моего. Если бы я воззвал, а Он ответил мне, я не поверил бы, что голос мой услышал Тот, Кто в вихре разит меня… Если действовать силою, то Он могущественней; если судом — кто сведет меня с Ним? Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным» (IX, 2, 3, 14–20)… Бог «делает, что хочет душа Его» (XXIII, 13). Неверно, что Он посылает счастье праведным, а несчастье — нечестивым: мы часто видим в мире противоположное (XXI)… Нет между Богом и человеком посредника, «который положил бы руку свою на обоих» (IX, 33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

   Бог непреложен: Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает; будет говорить, и не исполнит? (Числ. XXIII, 9) . – Но Он тверд; и кто отклонить Его? Он делает, чего хочет душа Его (Иов. XXIII, 13). – Ибо слово Господне право, и все дела Его верны. Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его – в род и род (Пс. XXXII:4, 11) – Небо и земля прейдут; но слова Мои не прейдут (Лук. XXI:33).    Бог вездесущ: Он прозирает до концов земли, и видит под всем небом (Иов. XXVIII, 24). – С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих (Пс. XXXII, 13). – Разве Я Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь (Иер. XXIII, 23, 24). – Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их. И хотя бы они скрылись на вершине Кармила, и там отыщу и возьму их; хотя бы сокрылись от очей Моих на дне моря, и там повелю морскому змею уязвить их (Ам. IX:2, 3). – Око Господа на всех людей, как и на все колена Израилевы (Зах. IX:1).    Бог велик: Господь, Бог наш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров (Втор. X:17). – Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его (Пс. 1) . – Ибо Господь есть Бог великий и царь великий над всеми богами (Пс. 3). – Благослови душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием (Пс. CIII, 1). – Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо (Пс, CXLIV, 3), – Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот острова, как порошинку поднимает Он (Ис. XL, 15). – Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом (Иер. X:6). – Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я царь великий, у имя Мое страшно у народов (Мал. I:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010