Мздовоздаяние после частного суда не есть окончательное, это лишь состояние предвкушения блаженства или мучения и, следовательно, возможно изменение участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная Литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, " исхищают от уз ада их души " (Православное исповедание, чл. 64) и вспомоществует им в достижении блаженного воскресения (Пространный Катихизис, чл. 11). В возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т. к. Господь сказал: " И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю... " (Ин. 14, 13); " И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите " (Мф. 21, 22). Христос имеет " ключи ада и смерти " (Откр. 1, 18). Он же говорит о возможности отпущения грехов в будущей жизни: " ...если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем " (Мф. 12, 32). Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена, например во Втор. (26, 14) и Исх. (16, 17) говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем. В Вар. 3, 4—5 содержится молитва о прощении грехов усопших: " Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших " . Иуда Маккавей о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли, молился так: " ...да будет совершенно изглажен содеянный грех... " (2 Мак. 12, 42). Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тыс. драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву — " ...да разрешатся от греха " (2 Мак. 12, 45). В Новом Завете прямых указаний на молитвы за усопших нет. Правда, по мнению многих толкователей, как древних, так и современных, таким указанием является молитва ап. Павла об Онисифоре: " Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день... " (2 Тим. 1, 18). Здесь прямо не сказано, что Онисифор, о котором молится Павел, умер, но сам контекст, в котором содержится это молитвенное обращение ап. Павла, говорит в пользу того, что Онисифора к тому времени уже не было в живых.

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

Молодые люди, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, могут последовать моему недоброму примеру и впасть в заблуждение». За стойкость в вере Елеазар был убит, но его образ — образ бесстрашного исповедника истинной веры — остался в сердцах многих евреев. Однажды к самому царю привели женщину Соломию с семью сыновьями. Царь принуждал их съесть свиного мяса, но они смело ответили царю: «Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы» (2 Мак. 7:2). Когда никакие уговоры не Помогли, царь предал братьев вместе с их матерью жестоким мучениям и всех умертвил. Это семейство мучеников известно под именем мучеников Макавеев. Гонение евреев за истинную веру распространилось по всей Иудее. Но своими преследованиями Антиох Епифан не добился никаких положительных результатов. Гонения на верующих только порождали среди евреев ненависть к гонителям и желание избавиться от сирийского господства. Вскоре в Иудее вспыхнуло восстание против сирийских захватчиков под предводительством священника Маттафии. Освободительная война под предводительством Маккавеев В городе Модине жил ревностный священник Маттафия, у которого было пять взрослых сыновей: Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан. В 168 году в этот город прибыл сирийский чиновник с целью склонить его жителей к идолослужению. Когда все жители городка были собраны к языческому жертвеннику, чиновник обратился к священнику Маттафии с просьбой, чтобы он первый принес жертву греческому богу. Но ревностный священник наотрез отказался. Тогда среди жителей города нашелся один еврей, который, соблазнившись обещаниями чиновника, подошел к жертвеннику, чтобы принести жертву идолу. «Увидев это, Маттафия возревновал, и затрепетала внутренность его, и воспламенилась ярость его по законе, и он, подбежав, убил его при жертвеннике. И в то же время убил мужа царского, принуждавшего приносить жертву, и разрушил жертвенник». Затем, обращаясь к жителям города, он воскликнул: «Всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною !» (1 Мак.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

ни вареного в воде. но испеченное на огне: голову с ногами и внутренностями. не оставите от него на утро. а кости [[Нет в евр. (у Мак.).]] его не сокрушите. оставшееся же от него до утра сожгите огнем. ешьте же его так: чресла ваши препоясаны. и обувь ваша на ногах ваших. и посохи ваши в руках ваших. и ешьте его с поспешностию. Это – пасха Господня. Пророчества Ионы чтение. (Все от начала до конца). Было слово Господа к Ионе сыну Амафи, говорящее: встань и иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем. что достиг до меня вопль злодеяния его. и встал Иона, дабы бежать в Фарсис от лица Господа. и сошел в Иоппию. и нашел корабль, идущий в Фарсис. и дал наем свой. и взошел в него, чтобы отплыть с ними в Фарсис от лица Господа. но Господь напустил ветер великий на море. и было волнение великое на том море. и кораблю угрожало крушение. и убоялись корабельщики. и вопияли, каждый, к богу своему. и выбрасывали в море вещи, бывшия в корабле, чтобы облегчиться от них. Иона же сошел и лег и на дно корабля. и спал и храпел. [[И лег и спал. (Мак.)]] и пришел к нему кормчий и сказал ему. что ты храпишь? встань и призови Бога твоего. авось [[В влантион – солунском Паремейнике читается, близко к еврейскому: ιπως διασ σει μς. Это  чтение я удержал и предпочел чтению Паремейника1054 года: πως διασ σ μς.]] спасет нас, и не погибнем. И сказал каждый ближнему своему: придите, бросим жребий, чтобы узнать, за кого беда сия на нас. и бросили жеребьи. и пал жребий на Иону. и сказали ему: объяви нам: за кого нам беда сия? и какое у тебя ремесло? и откуда идешь? и куда отправляешься? и из какой страны, и из какого ты города? и сказал им: я раб Господа. и почитаю Господа Бога небеснаго. который сотворил море и сушу. и убоялись эти люди страхом великим. и сказали ему: что это сделал ты нам? ибо узнали эти люди, что он от лица Господа бежал, как сам объявил им. и сказали ему: что сделаем тебе, дабы утолилось от нас море? ибо море расходилось. и воздвигало гораздо большее волнение. и сказал им Иона: возмите меня и бросьте в море, и утолится от вас море.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

но Господу угодно сделать Его очистительною жертвою посредством изъязвления. когда Он предан будет за грех , тогда душа ваша увидит семя долгожизненное. и угодно Господу рукою Его освобождать. после труда души Его показать Ему свет и образовать души ведением Его, так что Он, праведный, во блого служащий многим, оправдает их, и грехи их сам понесет. посему Он в удел получит многих. и разделит добычи сильных. за то, что предана на смерть душа Его. И к беззаконным Он причислен был. тогда как Он грехи многих понес, и за грехи их предан. В святую и великую субботу на утрени Сияй, сияй Иерусалим. ибо пришел свет твой. и слава Господа на тебе возсияла. ибо вот мрак покроет землю и тьма народы: а у тебя явится Господь. и слава Его на тебе окажется. и пойдут цари при свете твоем. и народы при сиянии востока твоего. возвысь вокруг очи твои. и смотри на собранных чад твоих у тебя. пришли все сыны твои издалека. и дочери твои на раменах будут несены. тогда увидишь и обрадуешься, и содрогнешься и изумишься сердцем. от того что перейдет к тебе богатство моря и народов и людей. И придут к тебе стада верблюдов. и покроют тебя верблюды мадиамские и гефарские. все из Савы придут. неся тебе золото. и ладон принесут тебе. и камни [[Нет в евр.]] дорогие. и спасение [[Славу Иеговы. (М.).]] Господне возблаговествуют. и все овцы кидарския соберутся к тебе. и овны навеофские придут к тебе. и будут возложены на жертвенник мой, как благоугодныя. и дом молитвы моей прославится. [[И я украшу дом красоты моей. (Мак.).]] Кто эти, как облака, летят? и как голуби с птенцами своими? [[И как голуби в окна свои. (Мак.).]] мой есть Сион [[ π μ στ Σι ν. Этого нет ни в евр. подлиннике, ни в московском издании 70 толковников, ни в нашем славян. переводе.]]. от меня острова ожидали и корабли фарсисские, чтобы им первым вести чад твоих издалека. и с ними серебро и золото их. ради святого имени Господа, и ради того, что Святый Израилев славен [[Во славу имени Иеговы Бога своего и Святого Израилева, когда Он стал украшать тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Обязанности просвещения ближних противополагается ложь или произвольное искажение истины, с намерением обмануть ближних и ввести их в заблуждение и через то причинить им вред. Лживы были речи Алкима, в чем убедился даже и Никанор (XIV, 5, 11, 24). Обязанности же распространения и утверждения между ближними нравственности, противополагаются беспечность и нерадение о нравственном состоянии ближних и, в особенности, соблазн. Про Иасона 2-я Мак. книга говорит, что он, нарушая законные учреждения, вводил противные закону обычаи. Намеренно под самою крепостью построил он училище для телесного упражнения юношей и, привлекши лучших из юношей, подводил их под срамную покрышку. Так явились склонность к эллинизму и сближение с иноплеменничеством, вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника, так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику (IV. 12–14). Далее, частною обязанностью по отношению к ближним является попечение о жизни, здоровье и имуществе ближних. Всем этим прославился тот же благочестивый первосвященник Ония, который заботился так усердно и о спасении своих ближних (IV, 2–5, 33); он явился ревностным хранителем имущества вдов и сирот (III, 10–12), защищая их от притязаний царя и его посланного – Илиодора; заботою о сохранении здоровья ближних отличался и Иуда Маккавей (VII, 30). Иуда Маккавей даже и во время войны щадил врагов, проявлявших ему покорность (XII, 29–31). Обязанности хранить здоровье и имущество ближних 2-я Мак. книга противополагает небрежение о жизни, здоровье и имуществе ближних: воровство и, в особенности, человекоубийство, которое есть насильственное прекращение жизни ближнего без всякого на то права. Иасон и Менелай, видимо, не жалели народных денег, когда прибавляли царю целыя сотни талантов серебра за право быть первосвященниками (IV, 8, 24). Менелай ие стеснялся на народные деньги производить подкупы (VI, 45). Он, похитив из храма золотые сосуды, употребил их на подкупы и подарки, при этом часть их продал в Тире (IV, 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Очевидно, слова эти следует понимать в том смысле, что апостол не перестанет заботиться о своих учениках и по смерти. Святые не только предстательствуют о нас на небесах, но также принимают непосредственное участие в земных делах. Например, Моисей и Илия явились во время Преображения Господа Иисуса Христа и беседовали с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). После крестной смерти Господа Иисуса Христа «многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф.27:52–53). «Поелику чудо, столь важное, не могло быть без важной цели: то должно полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и победоносном воскресении Его, и сею проповедию споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывшуюся тогда новозаветную» . Нередко святые чудодействуют через некоторые земные посредства. Так, через платки и опоясания ап. Павла совершались исцеления и чудеса в его отсутствие (Деян.19:12). «По сему примеру понятно, что Святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земные посредства, получившие от них освящение» . Примером такого действия может служить воскресение мертвого от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар.13:21). Православная Церковь с древнейших времен верует, что возможно изменение загробной участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Уже в ветхозаветные времена существовал обряд преломления хлеба на гробах в память об умершем (Исх.16:17; Втор.26:14). В книге пророка Варуха содержится молитва о прощении грехов усопших: «Господи Вседержителю, Боже Израилев! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою… не вспоминай неправд отцов наших» (Вар.3:4—5). Иуда Маккавей о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли, молился: «…да будет совершенно изглажен содеянный грех» (2 Мак.12:42). Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тыс. драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву – «да разрешатся от греха» (2 Мак.12:45).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Поразительный пример такого именно внутреннего богопочитания, со стороны воли, представляют мученики Маккавейские – старец Елеазар и братья со своею матерью. Высший подъем любви высказал младший брат в своей предсмертной речи, обращенной к Антиоху, в которой призывал Бога, чтобы Он умилосердился над народом и чтобы даже Антиох, хотя бы и с муками и карами, исповедал, что Он един есть Бог (VII, 37). Грех противоположный добродетели – любви к Богу, 2-я Мак. книга называет самолюбием. Самолюбие такое состояние человека, когда он, во всех своих поступках, имеет в виду не славу Божию и пользу ближнего, а одну личную свою славу и пользу; такое состояние служит основою всех страстей человека. Самолюбие, гордость и высокомерие проявились особенно в Антиохе, который по гордости «более, нежели человеческой» мнил повелевать волнам моря и касаться звезд небесных и думал на весах взвесить высоты гор (IX. 8–10). Другой грех , сродный с самолюбием, 2-я Мак. книга отмечает – лицемерие, когда истинную любовь к Богу люди находят возможным заменить исполнением только внешних обрядов, чем и отличались все нечестивые первосвященники, и, наоборот, – когда люди находят возможным иметь внутреннее богопочитание, не проявляя его во внешних поступках; в последнем случае они отделяют, таким образом, внешнее поведение от внутреннего настроения. Лицемерие последней формы предлагали высказать Елеазару приставленные к беззаконному жертвоприношению, но он с негодованием отверг это, сказав: «Недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнавши, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами, вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы пятно на мою старость» (VI, 25). Внутреннее богопочитание – вера, надежда и любовь не могут скрываться в душе человека, но, по тесной связи души с телом, они естественно выражаются в словах и в других внешних знаках и действиях. Такое выражение внутреннего богопочитания человека во внешних знаках и действиях называется богопочитанием внешним. В ряду образов внешнего богопочитания 2-я Макк. книга, на первом плане, ставит молитву, как возношение ума и сердца человека к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Приведем, наконец, нравственное учение 2-ой Мак. книги об отношении к неверующим и иноверцам. Общая для всех обязанность сохранять веротерпимость состоит в том, чтобы не стеснять свободы совести иноверцев, быть снисходительными к религиозным их убеждениям, иметь снисхождение к самым их заблуждениям, слабостям и недостаткам и не позволять, по отношение к иноверцам, никаких мер насилия и преследования. Сохранение веротерпимости не дает, конечно, права человеку оставаться равнодушным к заблуждениям ближнего; напротив, оно налагает прямую обязанность стараться о вразумлении ближних и обращении их на путь истины. При исполнении этой обязанности, в отношении к иноверным, неверующим и заблуждающимся, особенно должно остерегаться, чтобы и самому не увлечься их заблуждениями. Понятно, что такое отношение к иноверцам возможно только при политическом равенстве всех членов известного общества между собою и особенно тогда, когда иноверцы являются в известном обществе и в меньшем числе и с меньшими правами. Но при других отношениях, когда иноверцы являются в обществе господствующими, тогда, очевидно, людям, исповедуюшим истинную религию, всю силу свою нужно употреблять на то, чтобы сохранить свою веру от влияния иноверцев, особенно когда последние стремятся к такому влиянию или даже – к прямому гонению истинной веры. В таком, именно, положении оказались палестинские иудеи, за период времени, описываемый 2-ю Мак. книгою. Эллинская цивилизация и культура в лице сирийских завоевателей относилась самым оскорбительным образом к религиозному чувству палестинских иудеев. Так, про Антиоха говорится, что он «послал одного старца, афинянина, принуждать иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим, а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, храмом Юпитера Странноприимного. Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие. Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Про самого же Иуду говорится ясно, что он предоставил попечение о себе Создателю мира (XIII, 14). Надежду же на окончательное торжество правды и на полную возможность вечного нравственного совершенства, полное успокоение сердца человека в Боге, высказывают все мученики Маккавейские (VI и VII гл).; так, например, про четвертого говорится, что он, будучи близок к смерти, так говорил: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит» (VII, 14). Вместе с надеждою, неразрывно смиренномудрие, довольство своим состоянием, терпение и мужество в страданиях и, вообще, преданность воле Божией и успокоение в Боге. Все борцы за отеческие законы, о коих говорит 2-я Мак. книга, вместе с надеждою стяжали в себе и эти качества. Каким, например, смирением проникнута предсмертная речь шестого брата: «Не заблуждайся напрасно, – говорил он Антиоху, – ибо мы терпим это за себя, согрешив перед Богом нашим, от того и произошло достойное удивления» ... (VII, 18). Надежде, как добродетели, 2-я Мак. книга противопоставляет как грех – самонадеянность и надежду на земные блага и на других. Иуда Маккавей в речах своих делает такое сопоставление: «Враги надеются на оружие и отважность, а мы надеемся на всемогущество Бога, Который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас, и весь мир» (VIII, 18); такою же самонадеянностью отличались и все поступки Антиоха (VII, 16; IX, 4), такою же самонадеянностью отличался и Илиодор, решившийся войти в храм и завладеть имуществом (III, 18). Со стороны воли и ее стремлений, внутреннее богопочитание выражается в любви к Богу. Под именем любви к Богу разумеется такое расположение души, по которому человек всеми силами стремится к соединенно с Богом, как высочайшим нравственным добром, в Нем одном и в угождении Ему поставляет свое счастие и блаженство. В этом состоянии душа все почитает за ничто, только бы приобресть Бога и достигнуть блаженного общения с Ним, и потому душа непрестанно представляет себе бесконечные Его совершенства, всю свою деятельность старается сообразовать с Его Святой волей, и не только сама старается благоугождать Ему, но пламенно желает и всецело стремится, чтобы и все другие души правильно познавали, истинно любили и достойно прославляли Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Самый младший из братьев в предсмертной речи говорит: «Я, как и братья мои, предаю и душу, и тело за отеческие законы» ... (VII, 37). Про Разиса из иерусалимских старейшин говорится, что он в предшествовавшие смутные времена стоял на стороне иудейства и со всем усердием отдавал за иудейство и тело и душу (XIV, 38). Из особенных преимуществ души 2-я Мак. книга отмечает духовность и невещественность души и ее нетленность, почему последняя и называется душою, духом, в противоположность вещественному телу. Самый младший брат из Маккавеев-мучеников говорит про своих братьев, тела коих уже были разрублены на части и уничтожены огнем: «Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную ...» (VII, 36). Из этих же слов отрока видна и самостоятельность души, но последнее гораздо более открывается из слов Елеазара, который так говорил про свои действия: «Принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душою охотно терплю их по страху перед Ним» (VI, 30); из этих слов ясно, что душа сама себя определяет на деятельность; впрочем, самостоятельность-свобода действий души достаточно видна из всех поступков и речей всех мучеников, описываемых в и гл. 2-ой Мак. книги, и всех упоминаемых в ней борцов за отеческий Моисеев закон. Душа наша, как существо духовное, самостоятельное, одарена различными силами и способностями, и в них проявляет свою жизнь и деятельность. Главные силы души, или ее способности: познавательная, чувствующая и желательная. Благодаря способности познавательной, или разуму, человек не только познает предметы видимого мира, но путем умозаключений возносится к познанию мира сверхчувственного, к познанию Самого Творца и Промыслителя мира и человеков – Бога. Мать мучеников, обращаясь к своему младшему сыну, говорит ему: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (VII, 28). Но многие из людей не развивают в себе эту высшую познавательную способность: «И превознесся Антиох в своих мыслях, не разумея, что Господь, на короткое время, прогневался за грехи обитающих в городе, почему и осталось без призрения это место» (V, 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010