21. Притча о сеятеле (4:1–9) (Мф 13:1–9; Лк 8:4–8) 2. ν παραβολας ‘притчами’. Это греческое слово соответствует евр. mšl (например, у Семидесяти) в значении нравственной максимы, краткого поучительного изречения, вообще пословицы, загадки, сравнения, аллегории или басни — наряду с ‘притчей’ в собственном смысле слова. 3. κοετε ‘Слушайте’. Притча начинается и оканчивается призывом ко вниманию, что подчеркивает ее особое значение. Ср. Втор 6:4. 5. πετρδες ‘каменистое место ’, то есть тонкий слой земли на скале, камне. 22. Тайны Царства Божиего (4:10–12) (Мф 13:10–15; Лк 8:9–10) 11. τ μυστριον ‘тайна’. Часто утверждают, что употребление здесь слова μυστριον — не подлинное речение Христа, а свидетельство влияния эллинистических религиозных идей на Предание первоначальной Церкви: как и в тогдашних языческих мистериальных культах, это слово в раннем христианстве означало тайну, которую имели право знать только посвященные. Однако в посланиях апостола Павла то же слово означает не эзотерическое знание, которое нужно скрывать от непосвященных, но нечто, что может быть открыто людям не иначе как в Божественном Откровении; тайна, быв некогда скрытой, открылась во Христе и может быть объявлена во всеуслышание и воспринята “имеющими уши”. В ВЗ тайна Божия обозначается словом š d (Ам 3:7; Пс 24:14; Иов 15:8). По-видимому, у Семидесяти слово μυστριον сознательно избегается ввиду его явных языческих коннотаций, но в позднейших книгах (2 Мак 13:21, Прем 2:22), а также в переводах Симмаха и Феодотиона его можно встретить (очевидно, потому что к этому времени его значение стало более нейтральным). Тайна Царства Божиего явилась в личности, слове и делах Иисуса Христа. Тайна заключается в том, что Откровение Божие в воплотившемся Слове — Христе совершается как бы скрыто, не с принудительной очевидностью. Только вера узнаёт в лице Иисуса Назарянина Сына Божиего. ν παραβολας τ πντα γνεται ‘все бывает в притчах’. Это выражение обычно толкуют в том смысле, что Иисус использует притчи для научения ‘внешних’; действительно, ближайший контекст как будто подтверждает такое понимание. Однако вспомним, что παραβολ может означать также ‘загадку’ (ср., например, Пс 48:5; 77:2; Притч 1:6; Иез 17:2, где mšl (у Семидесяти παραβολ) означает ‘загадку’, ‘внешне неясное речение’). Тогда вслед за Йеремиасом данный отрывок можно переводить как ‘для внешних все бывает темно (загадочно, неясно)’. Основываясь на Мф 13:13, Йеремиас предполагал, что эти слова относятся ко всему учению Христа, однако справедливее считать, что здесь говорится о всем служении Иисуса и о Самой Его личности. Имеется в виду не столько загадочность слов, которые произносит Иисус, сколько тайна, заключенная в Его Лице, — тайна, поистине непроницаемая для “внешних”.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Вот почему мы не можем согласиться с тем толкованием, какое дал приведенному месту памятника Соловьев в заключительных строках 1-й главы, VIII т., истории Древ. рус. сказ, о смут. врем., стр. 280. пр. 2-е. Соловьев (VIII т., стр. 60) говорит, что приверженцы старины обратились к патриарху с указанным вопросом. Пр. Мак. разумеет здесь то, что и Платонов, именно – крайнюю подозрительность Годунова, доносы на бояр и их преследования. (Ист. рус. церкви, т. X, стр. 89). 61 С. г. г. и д., II, 78. Иловайский, смутное время, стр. 27. Приговор послать помощь царскому войску подписан 12 июля 1604 г., но в нем есть обстоятельства, дающие возможность отнести его к более позднему времени: „войска наши вельми оскудеша: овии прельщени тем вором, к нему предались, оные от долгаго стояния изнурились и не проторились, в домы разошлись“.... Измена войск и их оскудение не могли быть в июне 1604 г. в самом начале борьбы с самозванцем, а потому и поддержка войск явилась делом необходимости. 63 А. Э. II, 31. Карамзин говорит: духовенство льстило Борису и в могиле; святители в окружных грамотах писали о беспородной и праведной душе его, мирно отшедшей к Богу. (XII, 184). Странная тенденция видеть лесть в обычном выражении об усопшем. 82 Летоп. о мят., стр. 92. Левитский в своем исследовании: Лжедимитрий, как пропагандист католичества – основываясь на приведенном месте из хронографа говорит: едва-ли самозванец давал прямое приказание низложить патриарха и посылал для этой цели гонцов в Москву – это было делом каких-то человек суровейших, но не самозванца (Хр. чтение 1886 г., I, 83–84, прим. 1-е). Положим, что самозванец и не давал сам приказания низложить его, но Иов был низложен как противник его приверженцами, а потому не без его ведома. 87 В. 3. Завитневич, разбор соч. проф. Дмитриевского – Арсений Элассонский – Протоколы Совета Киевской духов. Академ., 1900–1901 г., стр. 178. 102 Проф. Завитневич, Разбор соч. проф. Дмитриевского: Арсений Элассонский. – Протокол Совета Киевской дух. ак., 1901 г., стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иов в своей повести о царствовании Феодора Иоанновича ни слова не говорит о смерти царевича Димитрия (см. Лет. по Никон. сп. VII т. 316–359 стр.). 17 Были слухи, что даже сам Борис некоторое время сомневался в действительности смерти царевича Димитрия (Сказ. совр. I, 33). Удивительно ли такое сомнение у Игнатия? 18 См. Хр. Чтен. 1879 г. II кн. 400 стр. (Ст. Π. Ф. Николаевского «Учрежд. патриарш. в России»). 19 См. мою ст.: «Лжед. I, как пропагандист католич. в Москве». Хр. Чтен. 1886 г. т. II стр. 83–84. 23 При Борисе, среди русских стали распространяться иноземные обычаи, и сам царь очень любил иностранцев. Это не могло понравиться ревнителям старины, и они говорили Иову: «Отец святый, зачем ты молчишь, видя это?» Но Иов, «видя семена лукавствия, сеемые в винограде Христовом, изнемог, и только ко Господу Богу единому взирая, ниву ту недобрую обливал слезами». (Солов. VIII. 57 стр.). Патриарху жаловались на то, что Борис принимает всякие доносы, но Иов молчал и только «день и нощь в церкви и в келлии своей пел молебны с плачем и рыданием... и бе ему непрестанные слёзы и плачь непостижимый». (Мак. X, 89 стр.). Может ли такой плачущий старец хоть чем-нибудь напоминать великого и непоколебимого Гермогена? Есть ли хоть какое-нибудь сходство между слезами Иова и подвигами мученика-митрополита Филиппа, этого истинно великого «печальника» за землю русскую! 24 Летописцы называют воцарение Бориса «восхищением Российского царствия», и его самого величают «злопрелестником». Опис. рукоп. Импер. Публ. Библ. I, 403 и 408 стр. Даже московские послы к Михаилу Фёдоровичу с предложением короны на царство говорили, что «Борис сел на государство своим хотеньем» (Солов. IX, 9 стр.). 25 Акт. Арх. Эксп. II, 67. Иов сам говорит, что у него было немало недоброжелателей из-за избрания Бориса на царство. Смотри Макар. X, 88 стр. 31 «Константинопольскому патриарху Иеремии сказали в Москве, что чин поставления у вас митрополита тот же, что и чин патриаршего поставления, который Иеремия представил царю, с тою ещё разницею, что в Москве поставление митрополита производилось с большею торжественностью, чем поставление константинопольского патриарха» (Мак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Догадка тем более вероятная, что небу Моисей вовсе не приписывает того нестроения, какое приписывает земле или первобытному веществу и, таким образом, ясно различает и противополагает их между собою. Если это справедливо, то, значит, ангелы сотворены прежде всего, когда кроме Бога ничто еще не существовало, и послужило началом творения Божия» (Догм, богосл. преосв. Мак. 295). В книге Иова говорится о том, что ангелы восхваляли Господа Бога, узрев сотворенный видимый мир. Господь говорит Иову: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои» , или, как читается в русском переводе с еврейского текста: «...кто положил краеугольный камень ее (земли), при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» ( Иов.38:6–7 ). «В первом полустишии, – говорит преосвященный Филарет, – под положением краеугольного камня нельзя разуметь что-либо другое, кроме положения основания земли, устроения первых начал земли, а после сего под утренними звездами нельзя разуметь звезд вещественных, поскольку при основоположении земли этих звезд еще не было. Присовокупляя же к этому то, что у Моисея ( Втор.32:43 ) и в самой книге Иова ( Иов.1:6, 2:1 ) ясно сынами Божиими называются духи-ангелы, доходим до уверенности в том, что ангелы – сыны Божии – были уже и хвалили Бога тогда, когда полагались основания земли. Утренними же звездами они названы, конечно, потому, что составляют раннее, первое создание Божие, уже насладившееся бытием во время хаотического состояния мира вещественного, подобно как утренние звезды предшествуют появлению дня, хотя с утром начинается и самый день. Таким образом, по сему указанию слов Иова, творение Ангелов должно было предшествовать образованию мира вещественного. Оно совершилось, по всей вероятности, тогда, как, по словам Моисея, «вначале сотвори Бог небо и землю» : так как в шесть дней, по его же словам, происходило образование мира вещественного, коего законам не подлежат чистые духи» (Догм, богосл. преосв. Фил. 255–256 ). Отцы Церкви все почти единогласно полагают, что время сотворения ангелов из мира невидимого было прежде сотворения мира видимого (Мнен. отт. Церкви Догм, богосл. преосв. Мак. 295–297), и Св. Церковь , согласно Св. Писанию и мнению отцов Церкви, учение свое о времени сотворения ангелов излагает в следующим виде: «Ангелы сотворены Богом прежде всего, и вообще мир духовный прежде мира вещественного» (Прав, испов. 6, 71, вопр. 18; прав. Катих. чл. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

    А святой старец Елеазар, принуждаемый к преступлению закона, что отвечал? «Лучше ми есть, — говорил, — абие воврещися во ад, неже прогневати Бога моего преступлением святаго Его закона» (2 Мак. 6:23—28). Кому ад не страшен? А угодник Божий лучше предпочитает быть в аду, чем согрешить и прогневать Бога. Ибо гнев Божий ужаснее всех мук и смертей, хотя бы и адских. Не вопиют ли грешники в Откровении Богослова к горам и камню: «Падите на ны и покрыйте ны от лица Сидящаго на престоле и от гнева Агнча: яко прийде день великий гнева Его, и кто может стати?» (Апок. 6:16—17). Также и Иов святой не молится ли о том, чтобы он был сокрыт во аде, пока не прекратится гнев Господень (Иов. 14:13)? Столь страшен гнев Божий, которого мы, окаянные, ныне не боимся и, дерзая в бесстрашии нашем согрешать, собираем себе гнев на день гнева и суда Божия! (Рим. 2:5). События в десятом столетии второго тысячелетия...     Иаред, сын Малелеилов, отец Енохов, умер — по русским Библиям в 1822 году от начала миробытия, а по хронографам в 1922 году. Всех же лет его жизни было 962 года.    И в сии лета, как и в предыдущие, не что иное творилось в поднебесной, как только прогневание Господа Бога людьми грешными, без боязни жившими по своей воле, которые не имели пред очами своими Бога, не памятовали о смерти своей, не ожидали будущей жизни и не страшились вечного наказания и суда Божия, о котором проповедовал Енох.    Эта самая жизнь без страха Божия бывает причиною всех зол, ибо не имеющий страха Божия на всякое злое дело решается. Хорошо говорит Давид о небоящемся Бога грешнике: «Рече законопреступный, еже согрещати в седе (в московской печати так: «Глаголет пребеззаконный согрешати в себе»): несть страха Божия пред очима его» (Пс. 35:2). Он как бы говорит так: почему пребеззаконный грешник помыслил в себе преступать законы Божий добрые, святые и душеспасительные и делать неугодное Богу? — потому, что нет страха Божия пред его очами.    Почему сильный немощного насилует, отнимает, похищает, плату наемника удерживает? Почему клятвопреступник ложно клянется досадитель досаждает, бесстыдник сквернословит? Почему человек, будучи сам весь во грехах, осуждает других? Потому, что нет страха Божия пред их очами. Почему мздоимный владетель неправедно судит, виновных оправдывает, а невинных мучит? Почему кто-либо в лености и небрежно жизнь свою проводит, валяясь в сквернах греховных и не помышляя о покаянии? Все потому же, что нет страха Божия пред очами его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

Богатейший и изысканнейший из всех христианских саркофагов – саркофаг Юния Басса, префекта Рима, 359 г. по P. X., пятикратного консула, в крипте святого Петра в Ватикане 574 . Он был найден на Ватиканском кладбище (1595). Изготовлен из паросского мрамора в коринфском стиле. В верхней части представлено жертвоприношение Авраама, пленение святого Петра, Христос, сидящий между Петром и Павлом, пленение Христа и Пилат, умывающий руки; в нижней части – искушение Адама и Евы, страдающий Иов, вход Господень в Иерусалим, Даниил среди львов и пленение святого Павла. §86. Эпитафии Написаны неуклюже, но каждая их буква полна надежды и в то же время скорби, нежного воодушевления жизнью Здесь и Там. Среди всех цивилизованных народов во все века существовал обычай увековечивать посредством могильных надписей память о родственниках и друзьях, запечатлять свои чувства любви и уважения, скорби и надежды перед лицом смерти и вечности. В христианских захоронениях было мало возможностей оставлять многословные послания, а потому эпитафии чаще возбуждают любопытство, нежели удовлетворяют его, но, тем не менее, они содержат в поэтической и прозаической форме множество биографических и исторических сведений. Многие кладбища представляют собой нечто вроде летописи церкви, к которой они относятся. В катакомбах очень много таких могильных надписей, греческих и латинских или странным образом смешанных (латинские слова греческими буквами), часто написанных неумело, неграмотно, искаженно и почти непонятно, с символическими изображениями или без них. Классические языки в то время находились в состоянии упадка, как и классическое красноречие и искусство, а подавляющее большинство христиан были людьми бедными и неграмотными. В более древних эпитафиях указано только имя, иногда возраст и день погребения, но не дата рождения. Де Росси собрал, классифицировал и истолковал более пятнадцати тысяч эпитафий, сделанных в одном только Риме за первые шесть веков существования церкви, и их количество постоянно растет. Бенедикт XIV основал в 1750 г. Музей христианства и выделил зал в Ватикане для коллекции древних саркофагов. Григорий XVI и Пий IX оказывали ему покровительство. В этой галерее надписей дорогие языческие и простые христианские надписи и саркофаги, размещенные друг против друга у противоположных стен, являют поразительный контраст. Другое важное собрание представлено в музее Кирхера, в Римском колледже, еще одно – в Музее христианства при Берлинском университете 575 . Целая область древних эпитафий, языческих и христианских, из Италии и других стран стала доступна благодаря стараниям и знаниям Грутера, Муратори, Марки, Де Росси, Леблана, Бека, Кирхгофа, Орелли, Моммсена, Генсена, Гюбнера, Уаддингтона, Мак–Кола.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Св. Климента, епископа Римского, к Коринфянам. Посл. 1. Гл. 36. С, 96.    Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 264.    Из утренних и вечерних молитв ко Пресвятой Богородице.    Пс. 138:17; Ин. 15:14; Иак. 2:23.    Иер. 15:1; 2 Мак. 15:12, 14.    Откр. 8:3-4; 4, 8—9.    Быт. 20:7-19; Иов. 42:8-9; 1 Цар. 7:8-10; Пс. 33:16 и др.    Иак. 5:16-18; Еф. 1:16; 2 Сол. 1:11-12 и др.    Святого апостола Иакова, евангелиста Марка, святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого.    Напр.: святитель Василий Великий, святитель Афанасий Великий, преподобный Ефрем Сирин и др.    Ориген и др.    Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Казань, 1891. VII Вселенский Собор. Деяние VI. С. 271 и Деяние VI. С. 171.    Петр, епископ. Указание пути ко спасению. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. С. 169.    О терпении в молитве. «Прибавления к творениям святых отцов». 1855. 14. С. 402.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 17.    Прибавления к творениям святых отцов. 1855. 14. С. 403.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 187 (преподобный Иоанн Лествичник).    Феофан, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 166.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 128 (преподобный Ефрем Сирин). С. 331—332 (преподобный Исаак Сирин) и др.    Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 31. С. 178.    Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1850. С. 375—376. (Слово 113).    ЕНил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 32. С. 179.    Там же. Гл. 33. С. 179.    Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 151.    Творения. Ч. 6. М., 1850. С. 377 (сл. 113); ср.: Феофан, святитель. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 458..    Творения. Т. 2. М., 1899. С. 327, § 244.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 79.    Там же. С. 91 (святитель Иоанн Златоуст).    Там же. С. 91.    Там же. С. 91—92.    Дьяченко Г., священник. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1894. С. 173.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

В бывшем пророку Иезекиилю откровении Господь говорит: аще будут сии три мужи Ной, Даниил и Иов, тии в правде своей спасутся... и аще будут сии три мужи... ни сынове, ни дщери их не спасутся, но токмо сии едины спасутся... не избавят ни сынов, ни дщерей своих ( Иез.14:14–20 ) Здесь утверждается историческое существование во время вавилонского плена Даниила и спасение им некоторых близких людей, т. е. содержание второй главы, повествующей о сохранении жизни халдейских мудрецов чрез Даниила. В другом месте своей книги пр. Иезекииль обращается к царю тирскому: еда премудрее ты еси Даниила ( Иез.28:3 )? Здесь подтверждается, согласно повествованию книги пр. Даниила, мудрость Даниила, которою он превзошел всех языческих мудрецов ( Дан. 1 5 гл.). Таким образом, из библейских свидетельств несомненно, что Даниил жил в вавилонском плену, а не при Антиохе Епифане. 113 В первой Маккавейской книге читаем: Анания, Азария и Мисаил верующе спасошася от пламене. Даниил в простоте своей изъятся из уст лъвовых (2:59–60). Очевидно. здесь подтверждаются еще некоторые частные чудесные события из книги Даниила (3 и 6 гл.). Из 1Мак.1:54 справедливо заключают, что писатель Мак. книги видел на Антиохе Епифане исполнение пророчества Даниила 9:27 и 11:31 о «мерзости запустения» в иерусалимском храме (срав. 1Мак.2:49, 63 = Дан.8:25–26 , 1Мак.1:39 = Дан.8:11 ). Но в глазах христиан существуют еще более авторитетные свидетельства. Иисус Христос в пророчестве о кончине мира сказал: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте сеяте: иже чтет да разумеет, тогда сущии во Иудеи да Бежат в горы ( Мф.24:15–16 ). Здесь утверждается не только существование самого пророка Даниила, но и подлинность его важнейшего пророчества о седьминах ( Дан.9:25–27 ), причем это пророчество признается «реченным» Даниилом, хотя оно было открыто ему Гавриилом ( Дан.9:21–27 ), «речено» же оно в том смысле, что записано и предано Церкви пророком Даниилом. Таким образом, Иисус Христос утверждает вполне подлинность и достоверность книги, а также и богодухновен-но пророчественный характер ее. Иисус Христос разъясняет исполнение и другого пророчества Даниила: узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 = Дан.7:13–14 ). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын человеческий» (7:13), и Иисус Христос это наименование часто усвоял Себе (Мк.14:62, Мф.8:20, 9:6, 10:23 ), чем также утвердил пророчественный характер книги Даниила и его служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

21 «Сказание о страдании и скончании Павла»; Доказательство, от кого, с коих времен прияша благословение простые и не рукоположенные новокрещенных покрещивати и проч. (Пр. Мак. Ист. раск. прим. 427). 22 Иона Курносый в «Истории о бегствующем священстве» (см. Есипова «Раскольничьи дела» 18-го ст. т. 2, прилож. стр. 183). За это самое сказание о Павле Коломенском и за это странное свидетельство какого-то Григория, как вымышленные, притом весьма неудачно, самим сочинителем, Иона потерпел заслуженное посрамление на Рогожском соборе 1779 года от инока Никодима. (Андрея Иоаннова «Полное историческое известие о расколе» изд. 5, ч. 4, стр. 49). 24 Правило перекрещивать приходящих от великороссийской церкви было принято первоначальниками, так называемой, поповщины. Питирим епископ Нижегородский, в свое время писал, обращаясь к Керженским поповцам: «… отселе назад лет двадцать пять, всех к вам приходящих крещенных у вас, паки совершенно крестили: Исидор поп Козмодемьянский совершенно крестил; по нем и дворянин Федор Токмачев тако же крестил; по сем Феодосий поп крещенных тако же крестил совершенно» (Пращица, л. 273). К известиям Питирима в одном раскольническом сборнике прибавлено: «Еще и ветковские первоночальницы приходящих к ним от великороссийской церкви паки крестиша совершенно, а именно: Иов поп приходящих крестил, такожде и Филипп поп, иже на Косицкой слободе, приходящих крестил, еще Иосаф поп тако же приходящих крестил, и последи сей Иосаф начал примати под проклятие». (Рукоп. сборник; см. о нем ниже). 26 Алексеева «Ист. о бегств. священстве». («Летоп. рус. лит.» т. 4, отд. 3. стр. 68). Алексеев был беспоповец, но из числа тех, которые, вполне сознавая нужду священства в церкви Христовой, не находили возможным принять ни православного, ни старообрядческого – бегствующего. 28 Подобным образом и Алексеев объясняет решимость старообрядцев искать себе архиерея от церкви православной: «… восхотеша народи из сего новоприятия (беглых попов) извинути в древние рукоположенных обычаи: иначе же не возмогоша извинути, токмо да посвящен им будет како-либо от новых епископов и сей по древним да хиротонисает им иереев». («Лет. Рус. Лит.», т. 4, отд. 3, стр. 63–64).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Термин «ойкумена» (от греч. οκουμνη) означает населенный, наблюдаемый, а значит, известный человечеству (иногда – грекам ) мир – вселенную. Аналогами этому термину в Ветхом Завете являются еврейское слово (тевель) (1 Цар. 2:8; 2 Цар. 22:16; 1 Пар. 16:30; Иов 34:13; Пс. 89:3 и др.), а также, отчасти, «земля» (эрец) (Быт. 1:1-2, 28; Быт. 6:13; Быт. 6:19; Исх. 19:5 и др.), иногда употребляемое в связке со словом «небо» (шамаим) (Быт. 1:1; Быт. 2:1; Иер. 10:11 и др.). Бог – Творец и Владыка всей земли, которая отдается человеку во владение, однако границы ойкумены-вселенной с точки зрения обитателей библейского мира практически совпадали с таковыми и для других народов античного Средиземноморья. На севере это Южная Европа, Малая Азия, Армения (Иер. 51:27; Иез. 27:17; 39:6); на юге – Южная Аравия, Эфиопия, Ливия (2 Пар. 12:3; 16:8; Иез. 30:5); на западе – Крит, Карфаген, Испания (Иер. 10:9; Иер. 47:4; Иез. 27:12; Иона 1:3); на востоке – Мидия, Персия, Индия (Есф. 1:1; 8:9). «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими» (Дан. 2: 37-38), – обращается пророк Даниил к вавилонскому царю Навуходоносору в традициях восточного красноречия. Однако автор 1-й Маккавейской книги вполне беспристрастно свидетельствует об Александре Македонском, который в своих завоевательных походах «прошел до пределов земли» (1 Мак. 1:3-4). При этом первые подъемы на высшую точку Альп и Европы – Монблан (4 810 м) состоялись лишь в конце XVIII в., а вопрос о местонахождении истоков одного из «кормильцев» античной цивилизации – Белого Нила оставался дискуссионным практически до середины ХХ века после Рождества Христова! Начиная с эпохи великих географических открытий «размеры» вселенной начинают стремительно «возрастать». Путешественники и исследователи с удивлением узнают, сколь грандиозен на самом деле мир, подаренный человеку Творцом.

http://bogoslov.ru/article/5998359

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010