в) Бог знает всё возможное. Он нарицает не сущая яко сущая ( Рим. 4:17 ) и ведает вся прежде бытия их ( Дан. 13:42 ). г) Бог знает всё, действительно существующее. Ибо Сам поднебесную всю назирает, ведый, яже на земли, вся, яже сотвори ( Иов. 28:24 ), – и несть тварь неявлена пред Ним ( Евр. 4 . 13 ). Он знает всё: аа) в мире физическом: исчитает множество звезд, и всем им имена нарицает ( Пс. 146 : 4 ), знает вся птицы небесныя ( Пс. 49:11 ); очи Его назирают всю землю ( 2Пар. 16:9 ); наг ад пред Ним, и несть покрывала пагубе ( Иов . 26:6 ); бб) в мире нравственном: пред очима суть Божиима путие мужа: вся же течения его назирает ( Прит. 5:21 ). Той бо зритель есть дел человеческих, утаися же от Него ничтоже от тех, яже творят: Ниже будет место укрытися творящим беззаконная ( Иов.34 : 21, 22 ). На всяком месте очи Господни сматряют злыя же и благия ( Прит. 15:3 ). Вся сердца испытует Господь, и всяко помьшление разумеет ( 1Пар. 28:9 ). Ты един веси сердца сынов человеческих ( 1Пар. 6 : 30 ). д) Бог знает всё прошедшее. Ибо разумна от века суть Богови вся дела Его ( Деян. 15 : 18 ), и настанет некогда день, когда Господь будет судить вселенную в правде ( Деян. 17:31 ), когда Он во свет приведет тайная тьмы, и объявит советы сердечныя ( 1Кор. 4:5 ), и воздаст коемуждо по делом его ( Рим. 2:6 ). е) Бог знает всё настоящее. Ад и пагуба явна пред Господем: како не и сердца человеков? ( Прит. 15:11 ). Сам поднебесную всю назирает, ведый яже на земли, вся, яже сотвори ( Иов. 28 : 24 ). ж) Бог знает всё будущее. Аз есмь Бог, и несть еще разве Мене: Возвещаяй первее последняя, прежде неже быти им ( Ис.46:9, 10 ). И именно аа) будущее не только необходимое, но и случайное, свободное: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя ( Иер. 1:5 ); Господи... Ты разумел ecu помышления моя издалеча: Стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути Моя провидел еси ( Пс. 138:2, 3 ); бб) будущее условное, т.е. такое, которое могло бы случиться при известных условиях, но не случилось по невыполнению условий. Горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо: яко аще в Тире и Сидоне быша силы были бывшыя в вас, древле убо во вретищи и пепеле покаялися быша ( Мф. 11:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

У беседи на Ускрс свети Златоуст благовести: Ево, настао у нас и спасоносни празник, дан Господа нашег Исуса Христа, основ мира, начело делатности, смрти, пораз Данас су се помешали са (νθρωποι τοις γγλοις νεμγησαν); и обучени у тело са бестелесним Силама сада узносе Данас оборена власт данас су раскинути окови смрти, уништена победа ада. Данас на своме месту да се понови пророчка реч: где ти смрти, жалац? Где ти аде, победа? ( 1Кор. 15:55 ; Ос.13:14 ). Данас Господ наш Христос развалио врата гвоздена ( Ис.45:2 ) и уништио само лице смрти (και αυτ το θαντου το πρσωπον φνισε). Шта говорим: лице? Та само име Он променио, се она више не назива смрт, него и сан. Пре доласка Христовог и крсног (της το ταυρο οικονομας) само име смрти било страшно. Тако први човек за велику казну чуо одлуку: у дан окусите, умрети ( Быт.3:17 ). И блажени назвао тим истим именом, рекавши: смрт човеку ( Иов.3:23 ). И пророк Давид рекао: смрт грешника ( Пс.33:22 ). И се само називало душе од тела него и адом (δης). шта говори праотац ме стара с тугом у ад ( Быт.42:38 ); и Пророк: развалио ад ( Пс.85:13 ). И у многим местима Старога Завета да се селидба из овога света назива и адом. А када Христос Бог наш принесен био на жртву и извршио онда Господ уклонио ове називе и увео у наш живот нови дивни поредак: селидба из овога света се не назива него и сном. Откуда се то види? Из речи самога Христа каже: Лазар, наш заспа, него идем да га пробудим ( Ин.11:11 ). Као што за нас лако пробудтити и заспалог, тако за општег Господа свих нас лако васкрснути 2367 . Смрт имала страшно лице (φοβερν το πρσωπον), сада после Христова, постала презрена 2368 . То светли победни знак су нам дата блага, демонска опсена, се потсмевамо смрти, презиремо живот, се надом на блага, ми, обучени у тело, можемо бити нимало ниже од бестелесних, ако зажелимо. Данас одржана победа; данас Господ наш, уздигнувши заставу победе над и оборивши власт подарио нама пут у (την δια της αναστσεως δν εις σωτηραν χαρσατο) 2369 … Сада Христос одвео природу у ослободивши од власти 2370 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

– Кого нужно разуметь под халдеями, – ? У пророков это прозвание встречается весьма нередко ( Ис. 13:19; 23:13; 43:14; 47:1, 5; 48:14, 20 ; ; Иез. 1:3; 12:13; 11:24; 23:14, 15, 23 ; Дан. 9:1 ) и является синонимом имени Вавилон ( Пс. 86:4; 136:1 ; Ис. 13:19; 14:4; 47:1 ; Иер. 50:28, 42 ; Мих. 4:10 и т.д.). Оба эти имени даются в Библии одному и тому же народу и исторически представляют собою не названия – характе­ристики самой Библии, а взяты у самого народа, носившего эти историческая имена. Gesenius15 приводить их Вавилон­скую форму – Bâbilu, Kaldu – в клинописной литературе. Оба эти названия встречаются в соответствующих случаях и за пределами пророческих (в нашем смысле слова) книг – в книгах исторических и употребляются совершенно оди­наково – безразлично ( 4Цар. 17:24; 20:12; 24:15; 25:4 ; 2Пар. 36:17 ; Ездр. 5:13 ; Неем. 13:6 . Пророки изображают этот народ – , как народ гордый, быстро появившийся на исто­рическом горизонт и воинственный ( Ис. 14:23, 13 ; Иер. 3:15). – народ весьма древний; о нём упоминается еще в книге Бытия (22:22; 11:28), но усилился он до значения крупной Азиатской монархии вершительницы судеб окрестных народов, в 7 веке до Р. X. Тогда рядом блестящих завоеваний вождь Халдеев, Набополассар положил начало воинственной державе на развалинах Ассирии. Пророк Аввакума, даёт в ст. 6 и дальнейших весьма яркую ха­рактеристику надвигающегося грозного врага, рассматривая его историческую физиономию под углом зрения его воин­ственности. Халдеи – народ – горький, как полынь, или – ближе к сознанию Еврейского народа – как мирра, доставляющий горечь своею жестокостью, чуждый человеч­ности и милосердия, свирепый и лютый, грозный и немило­стивый ( Суд. 18:25 ; Иер. 50:42 ; Вар. 4:5 ). – Второй эпитет, ко­торый даёт пророк Халдеям, – – быстрый, ταχινν, velox (Вульгата), несдержанный, бурный, неудержимый в хищничестве своем, мятежный, наглый ( Ис. 32:4 ; Иов. 5:13 ). Оба эпитеты не только синонимичны по содержанию, но и подобозвучны.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

в самом себе и в отношении к действиям Божиим. В первом случае мы получаем понятие об одном свойстве этого ума: всеведении; в последнем – о другом: высочайшей премудрости. 1. Всеведение. Исповедуя Бога существом всеведущим ( τ πντα εδς , omniscius), мы имеем ввиду не только то, что Он знает все, но вместе с тем – что Он знает все совершеннейшим образом. 300 Первым указывается на предметы Божественного ведения, последним – на его способ и свойства. Предметы Божественного ведения Священное Писание обозначает с подробностью. Оно свидетельствует и вообще, что Бог знает все, и в частности, что Он знает самого Себя и все вне Себя: все возможное и действительное, все прошедшее, настоящее и будущее. а) Бог знает все: Бог больше сердца нашего и знает всё ( 1Иоан. 3:20 ); Господь есть Бог ведения ( 1Цар. 2:3 ), разум Его неизмерим ( Пс. 146:5 ). Ты – Господь всех, и нет такого, кто воспротивился бы Тебе, Господу. Ты знаешь всё (Есфир. 4:17). б) Бог знает самого Себя. никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Матф. 11:27 ). Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ). в) Бог знает все возможное. Он называющим несуществующее, как существующее ( Рим. 4:17 ) ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его ( Дан. 13:42 ). г) Бог знает все, действительно существующее: ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом ( Иов. 28:24 ), – и нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его ( Евр. 4:13 ). В частности знает все – аа) в мире физическом: исчисляет количество звезд; всех их называет именами их ( Пс. 146:4 ; срав. Сирах. 1:2 ), знаю всех птиц на горах ( Пс. 49:11 ); очи его назирают всю землю (2 Парал. 16:9); преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону ( Иов. 26:6 ); бб) в мире нравственном, как то: нашу жизнь и дела, добрые и худые: Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его ( Прит. 5:21 ); ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

иеромонах Иов (Гумеров) О Втором пришествии Мессии предвозвещали еще ветхозаветные пророки. Господь говорит через св. Исаию: «вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» ( Ис. 66:18 . В книге пророка Даниила читаем: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13–14 ). Во время Своей земной жизни, проповедуя Евангелие, Господь наш Иисус Христос неоднократно говорил о Своем Втором пришествии: – ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф. 16:27 ; – Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?( Мф.24:42–44 ); – Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий ( Мф. 25:13 ); – Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк. 8:38 ); – ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим ( Лк.17:24–25 ); – Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? ( Лк. 18:8 ); Когда изумленные ученики смотрели, как возноситься их Божественный Учитель, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Многое смирение мы видим и у внука Авраама, блаженного патриарха Иакова, тайнозрителя Божественных таинств, который был назван и Израилем, то есть избранным Божиим (см.: Быт. 32: 28), ибо и его слышим смиряющимся и говорящим, что он недостоин щедрот и благодеяний Божиих (см.: Быт. 32: 10). Великое смирение видим и у Иосифа, прекрасного и премудрого. Ибо, будучи продан в рабство братьями своими (см.: Быт. 37: 27–28), он не воспротивился им. А позднее, когда он растолковал сон фараона, то не похвалился своей мудростью и благодатию, данной от Бога, но сказал: Не я, но Бог даст ответ для спокойствия фараона (ср.: Быт. 41: 16). А когда Бог превознес его в великую славу и поставил начальником над всей старой Египетской и когда братья, продавшие его, пришли, чтобы купить пшеницы, он не только не возгордился и не отомстил им в злобе, но и принял их с великой любовью и порадовал большими дарами (см.: Быт. 45: 1–18). Великое смирение имел и досточудный и перенесший большие испытания Иов, который, увидев Бога, называет себя прахом и пеплом (см.: Иов. 42: 5–6). Смирение видим еще и у Моисея, который удостоился видеть Бога в пламени огня, когда купина горела и не сгорала (см.: Исх. 3: 2–3), и который был послан вызволить народ Израиля из рабства фараону. Однако он ради видения Бога и ради своего призвания и избрания не превознесся умом, но, считая себя совершенно недостойным такого призвания, говорит со смирением: кто я, чтобы мне идти к фараону, царю Египетскому, и вывести из Египта сынов Израилевых? (ср.: Исх. 3: 11). И даже исповедует свою немощь пред Богом, говоря, что он косноязычен и непригоден для столь великого служения (см.: Быт. 4: 10), и просит Бога послать другого вместо него. Великое смирение мы видим и у тех трех отроков, что были уведены в рабство в Вавилон вместе с пророком Даниилом и народом израильским. Они, хоть и были царского рода, жили в воздержании и девстве и питались одними овощами (см.: Дан. 1: 16). А когда увидели преславное чудо, совершенное Богом над ними, когда Он сохранил их невредимыми посреди огня в печи, раскаленной в семь раз более обычного (см.: Дан. 1: 19), то не вознеслись умом из-за этого преславного чуда и избавления своего, но с великим смирением сочли себя постыдными, и позорными, и недостойными раскрыть уст своих и славославить Бога, как написано: И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя (Дан. 1: 33). Затем, молясь, они говорят: Но в кротости и сокрушении духа да будем Тобою приняты (ср.: Дан. 1: 39).

http://pravoslavie.ru/43999.html

Какие проклятия уготованы клеветникам и лжесвидетелям Нищие, сироты и вдовы, которых вы унизили, обобрали, лишили имущества с помощью своей клеветы, предательства и лжесвидетельств, о, как они проклинают вас! О, как анафематствуют вас и со слезами и стенаниями вопиют и взывают к Богу, чтобы Он покарал вас и совершил возмездие. Как говорит Иов, «от множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют» ( Иов.35:9 ). Эти несчастные проклинают вас такими же словами, какими пророк Давид проклинает клеветника и предателя Дойка, о чем мы говорили ранее: «Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых» ( Пс. 51:5–7 ). И праведный Иов предупреждает о том, что постигнет клеветника: что он сеет, да пожнут другие, пусть плечо их отпадет от ключицы, и рука пусть отломится от локтя, на жен их пусть польстятся другие и дети их да будут унижены, да будут люди эти на земле без корня и прочие подобные проклятия (см.: Иов. 31 ). Пострадавшие от наветов каждый день читают в Псалтири особое проклятие Давида, то есть 108-й псалом. Он начинается словами: «Боже, хвалы моея не премолчи». Давид составил его, пророчествуя о клеветнике и предателе Иуде. Поэтому псалом содержит тридцать проклятий, поскольку Иуда получил тридцать сребреников за предательство Христа. В другом месте оклеветанные и оболганные вами с болью в сердце вопиют к Богу, произнося те же слова, что и Сусанна, оклеветанная двумя еврейскими старейшинами: «Боже вечный, ведающий сокровенное, знающий все прежде бытия его! Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня. И вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня» ( Дан.13:42–43 ). Какие Божии наказания получают клеветники и лжесвидетели на земле Господь, внимая молитвам и стенаниям оклеветанных и оболганных вами, применяет различные наказания: отбирает у вас все имущество и передает его тем, кого вы предали и оклеветали, а конец жизни попускает вам в виде повешения, побиения камнями и тому подобной мучительной и позорной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

иеромонах Иов (Гумеров) Хотя тетрарх Ирод Антипа по происхождению идумеянин, но по вере он был иудей. В Священном Писании Ветхого Завета мысль о воскресении мертвых выражена совершенно определенно: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан. 12:2 . О воскресении мертвых говорится и в книге Иова: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его ( Иов.19:25–27 ). Св. Исаия пророчествовал: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов ( Ис. 26:19 ). Однако люди библейской истории не только знали пророчества о будущем воскресении мертвых, но и имели свидетельства о реально совершившихся чудесах. В Ветхом Завете имеются рассказы о воскресших людях: сыне сарептской вдовы ( 3Цар. 17:22 , сыне сонамитянки ( 4Цар. 4:35 . Чудо воскресения произошло от мощей св. пророка Елисея: И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои ( 4Цар.13:20–21 ). При жизни Ирода Антипы Господь наш Иисус Христос воскресил: сына вдовы из Наина ( Лк. 7:11–15 ), дочь Иаира ( Лк.8:41–42,50–55 ), Лазаря ( Ин.11:43–44 ). Первые два чуда были до события, упомянутого в Мф.14:1–2 . Ирод мог об этом слышать. Слова Ирода это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых говорят о страхе, который испытывал он перед жертвой своего безумия св. Иоанном Крестителем. По-видимому, Ирод думал, что великий Пророк восстал из гроба, чтобы наказать его. Какова миссия человечества? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Ответ на этот вопрос имеется в творениях святых отцов, которым были открыты тайны духовной жизни: «поскольку благой и преблагой Бог не удовлетворился созерцанием Себя Самого, но по избытку благости благоволил, чтоб возникло нечто, что стало бы облагодетельствовано Им и причастно Его благости, Он приводит из несущего в бытие и творит все видимое и невидимое, а также и человека, составленного из видимого и невидимого» (Преп. Иоанн Дамаскин , Творения, М.,2002, с. 187). Как объяснить то, что до потопа люди мясо не ели, а после потопа мясо было им дозволено?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

34 25 июля 1974 года часть Кипра была оккупирована турецкими войсками. До сих пор оккупированные турками территории составляют 40 процентов Кипра. – Прим. перев. 37 Из Священной истории мы видим, что Авраам говорит о себе: «…я прах и пепел» ( Быт. 18, 27 ). Так же называет себя и Иов (42, 6). Великий Моисей не решается взять на себя миссию освобождения евреев из Египта, считая себя малым и непригодным к такому делу: «Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону, царю Египетскому… человек я не речистый… я тяжело говорю и косноязычен…» ( Исх. 3, 11; 4, 10 ). Подобное говорит о себе и судья Гедеон: «Господи! Как спасу я Израиля?.. и я в доме отца моего младший» ( Суд. 6, 15 ). Давид называет себя «мертвым псом… блохой» ( 1Цар. 24, 15 ), говорит: «…я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» ( Пс. 21,7 ). Пророк Исаия восклицает: «…горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ( Ис. 6, 5 ). Пророк Иеремия взывает: «…о, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод… Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя…» ( Иер. 1, 6; 17, 14 ). Три отрока говорят и о себе, и о всем народе: «…согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. Заповедей Твоих не слушали… но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты» ( Дан. 3, 29, 30, 39 ). 39 В Евангелии от Иоанна подчеркивается именно это: «И видевший засвидетельствовал» (19, 35), то есть тот, кто это написал, сам видел, как один из солдат пронзил ребра Христа и вытекла кровь и вода. 41 Глубоко почитаемый святой Элладской Церкви. Его нетленные мощи находятся в основанном им монастыре на острове Кефалония, лежащем к западу от материковой части Греции. У его мощей исцеляются многие бесноватые. – Прим. перев. 42 Согласно легенде, строители одного моста в Арте, в Эпире, столкнулись с непреодолимыми трудностями. Каждую ночь все построенное ими за день смывал бурный речной поток. Пролетающая мимо птичка сказала строителям, что они смогут закончить свою работу лишь в том случае, если в основание моста будет замурован человек, а именно красавица жена главного мастера. Строители убедили женщину пожертвовать собой ради общей пользы, и мост был построен. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

    Св. Киприан Карфагенский. Далее Господь дает нам как необходимое наставление говорить в молитве: «и не введи нас во искушение». Этим показывается, что враг не имеет никакой власти над нами, если не будет на то предварительно допущения Божия. Потому-то весь наш страх, все благоговение и внимание должны быть обращены к Богу, так как лукавый не может искушать нас, если не дастся ему власти свыше. Доказательством служат слова Божественного Писания: «Пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского» (Дан.1:1—2). Дается же лукавому власть над нами по грехам нашим, как говорится в Писании: «Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего» (Ис.42:24—25). Также о Соломоне, когда он предался и уклонился от заповедей и путей Господних, сказано: «И воздвиг Бог против Соломона еще противника» (3Цар.11:23). Впрочем, власть над нами дается с двоякой целью: или для наказания, когда мы грешим, или для славы, когда испытываемся, как это сделано было относительно Иова, по ясному указанию Бога, говорящего: «Вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей» (Иов.1:12). Также и Господь во время страдания говорит в Своем Евангелии: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин.19:11). Между тем, когда мы просим, да не подвергнемся искушению, то таковым прошением приводимся к сознанию слабости нашей и немощи с тем, чтобы никто не высокомудрствовал о себе, чтобы никто с гордостью и надменностью не присваивал ничего себе и не приписывал себе славы исповедания или страдания тогда, как сам Господь, поучая смирению, сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мк.14:38). Так необходимо предварительно смиренное и покорное сознание и предоставление всего Богу, дабы то, что смиренно испрашивается у Него со страхом Божиим и почтением, даровано было Его благостью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010