Иов. 3 :4. Та ночь 42 да будет тьмою, и да не взыщет ея Господь свыше и да не возсияетъ 43 над ней свет. Иов. 3 :5. Да покроетъ 44 же ее тьма и тень смертная, да сойдет на нее мрак, да будет проклят день тот. Иов. 3 :6. И ночь та: да постигнет её тьма, да не будет она во днях года и да не причтется во днях месяцев. Иов. 3 :7. Но ночь та да будет болезненна и да не придет на нее веселие и радость! Иов. 3 :8. Но да проклянет ее проклинающий тот день, намеревающийся одолеть 45 великаго кита 46 . Иов. 3 :9. Да померкнут звезды той ночи, да ожидает (света), но да не придетъ к свету, и да не видит восходящей денницы. Иов. 3 :10. За то, что она не затворила дверей чрева матери моей. Она удалила-бы болезнь отъ очей моих. Иов. 3 :11. Почему я не умер в утробе? или вышедши из чрева тотчас не погиб? Иов. 3 :12. Зачем принимали меня на колена 47 ? Зачем сосал я сосцы? Иов. 3 :13. Теперь лежал и молчал-бы, уснув, почивал бы Иов. 3 :14. С царями и советниками земли, которые хвалились оружием; Иов. 3 :15. Или съ князьями, у которых много золота, которые наполнили дома свои серебром. Иов. 3 :16. Или (былъ бы) как выкидыш, вышедши из чрева матери, или как младенцы, которые не видели света. Иов. 3 :17. Тамъ 48 нечестивые прекратили яростный гнев, там успокоились переутомленные телом. Иов. 3 :18. Вместе находившиеся 49 во веке семъ 50 не слышат (там) голоса собирающаго дань 51 . Иов. 3 :19. Малый и великий там, и раб не боится господина своего. Иов. 3 :20. Зачем дан свет переносящим скорби и жизнь болеющим душею 52 , Иов. 3 :21. Которые желаютъ 53 смерти и не находят, ищут (ея) 54 , как сокровища, Иов. 3 :22. Обрадованы же бывают, если найдут (смерть) 55 ? Иов. 3 :23. Ибо смерть – покой для человека, у котораго путь закрыт, ибо Бог заключил его кругомъ 56 . Иов. 3 :24. Вздохи мои предваряют пищу мою, я проливаю слезы, испытывая страх. Иов. 3 :25. Ибо страх, коего я ужасался, постиг меня, и коего я боялся, встретил меня. Иов. 3 :26. Нетъ мне мира, нет тишины, нет покоя, и постиг меня гневъ 57 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Они напротив, безусловно зависимы от Него, прямее же сказать, они суть не что иное, как самое же дело Его творческого ума, или выражение вовне его творческих идей о вещах, существовавших в нем от самой вечности. Бог, поэтому, Сам Собой и непосредственно познает все вещи; так познает Он их от вечности в Своих творческих идеях о них, так Он созерцает и познает их и по явлении их в действительном бытии, ничего нового через это не прибавляя к своему предвечному о них ведению. Направляя свою мысль вместе со Своим существом на сотворенный и сохраняемый Им мир, Он в сем случае не иное что делает, как только являет или выражает то самое о нем ведение, какое от вечности находится в Его собственных идеях о мире, потому что, по слову Писания, «ведомы Богу от вечности все дела Его» ( Деян.15:18 ) и «прежде бытия их» ( Дан.13:42 ). По тому же самому Бог знает не только все вещи, но и все в вещах, не исключая их сущности, всей их судьбы и последнего назначения, и знает самым совершеннейшим образом. «Болий есть Бог сердца,– учит Писание,– и весть вся» ( 1Ин.3:20 ; Ин.21:17 ). «Несть тварь неявлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его» ( Евр.4:13 ). «Наг ад пред Ним и несть покрывала пагубе» ( Иов.26:6 ). Он знает вес ветра, воде меру, устав, данный дождю и путь, назначенный для молнии громоносной ( Иов.28:25, 26 ). Он видит каждый шаг человека ( Иов.34:21 ), проникает в самую глубину его сердца ( Иер.17:10 ), ведает его помышления ( 1Пар.28:9 ) и даже не закрыто перед Ним каждое желание его и воздыхание ( Пс.37:10 ). Он знает все прошедшее, потому что каждого имеет в последний день судить за все совершенные им в прошедшем дела, за все возникавшие в его сердце намерения ( 1Кор.4:5 ), и даже за сказанные им в прошедшем слова ( Мф.12:36 ). Знает будущее, что свойственно знать одному только Богу, почему Он Сам, обращаясь к ложным языческим богам, через пророка Исаию говорил: «Возвестите нам грядущая напоследок и увемы, яко бози есте» ( Ис.41:23 ). Знает Он, наконец, и даже условное прошедшее или будущее, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

И Сирах глаголет о Илии: «взявыйся вихром огненным на колеснице коней огненных, вписан во обличения во времена, утолити гнев прежде ярости, и о братити сердце отче к сыну, и устроити колена Иаковля» ( Сир.48:9, 10 ). Итак, о пришествии Илии На обращение Израиля имеем свидетельства и от Божественного Писания, кроме отеческих писаний. Но имена двух свидетелей, посланных на обличение антихриста, в Апокалипсисе не названы, и мы не будем поэтому говорить здесь о именах их, довольствуясь свидетельством св. Андрея Кесарийского . Нам должно только удивляться данной им от Бога силе на обличение противника-антихриста. Обретается же в священном Писании указание, что в последние дни восстанут и другие праведники. Так в книге Иова ( Иов.42:17 ) читаем: «И скончася Иов стар, исполнь дний. Писано же есть паки возстати ему, с нимиже Господь возставит и; тако толкуется от сирския книги». Также и пророку Даниилу глаголет ангел: «ты же иди и почивай: еще бо дние суть и часы во исполнение скончания, и почиеши и востанеши в жребий твой в скончание дний» ( Дан.12:13 ). Сим дается разуметь, что пути Господни многи, и должно воскликнуть со апостолом: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове его, и неизследовани путие его» ( Рим.11:33 ). Вопрошающий. Для чего придут два свидетеля? Отвещающий. Свидетели сии придут свидетельствовать о истине, то есть о Христе Иисусе, яко Он есть истинный Мессия, обещанный праотцам, пророченный законом и пророки, Единородный и Единосущный Сын Бога Отца, а вместе и обличить противника Христова, ложно нарицающего себя Мессией; они придут таким образом предостеречь человеческий род, дабы не принимали лживого за истинного. Вопрошающий. Почему время проповеди их означается днями тысяща двести шестьдесятью? Отвещающий. Исчислено время прорицания двух свидетелей днями, а не летами (три лета с половиной), дабы кто не принял те лета за неопределенное продолжительное время; исчисление же днями именно показывает определенное, ограниченное время, – тысячу и двести шестьдесять дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

б) Бог знает Самого Себя. «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» ( Мф.11.27 ). «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ). в) Бог знает все возможное. Он «называющий несуществующее, как существующее» ( Рим.4:17 ), «ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его» ( Дан.13:42 ). г) Бог знает все действительно существующее: «ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом» ( Иов.28:24 ), – «и нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» ( Евр.4:13 ). д) Бог знает все прошедшее: ибо «Ведомы Богу от вечности все дела Его» ( Деян.15:18 ), и настанет некогда день, когда Господь «будет праведно судить вселенную» ( Деян.17:31 ), и «воздаст каждому по делам его» ( Рим.2:6 ). е) Бог знает все настоящее: «Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих» ( Притч.15:11 ). «Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом» ( Иов.28:24 ). ж) Бог знает все будущее: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» ( Ис.46:10 ). По способу и свойствам Божественное ведение совершенно отлично от нашего. Мы приобретаем себе познания, т. е. познаем то, чего прежде не знали; в Боге этого нет – Он знает все от века. Мы познаем предметы постепенно, сперва один, потом другой, третий и так далее, а Бог знает все разом. Мы познаем при пособии чувств, которые передают нам впечатления от предметов; воображения, представляющего нам образы предметов; памяти, сохраняющей и оживляющей для нас прежние образы, и, наконец, рассудка, вникающего во все это, и делающего свои соображения и выводы, а Бог все видит и знает непосредственно – прошедшее, настоящее и будущее, а потому не нуждается ни в одном из означенных пособий. Мы познаем только видимость предметов, или одни явления, а Бог проникает в самую сущность вещей и всего существующего. Наши познания большей частью неполные, неясные, гадательные, символические, так что нам доступна едва низшая степень истины, а Бог знает все сполна и совершеннейшим образом. Наконец, наши познания изменяются, усовершенствуются и часто проходят: ибо мы многое из познанного забываем, а познания Божии неизменны и вечны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Если же в приведенных словах имеются в виду отступившие от Бога израильтяне, то совершенно невозможно исключать их из понятия , так как стихи 37–39 имеют ближайшее отношение к 36 стиху. Итак, по нашему мнению, выражение обнимает собою израильский народ во всей его целости, т. е. как верных сынов Израиля, так и отступивших от Бога. Уяснив смысл выражения , или «народ Его», мы можем теперь определить, в каком смысле употреблено в рассматриваемом нами стихе выражение , или «будет судить». Как выражение обнимает собою нечестивых и благочестивых сынов Израиля, так и выражение обнимает собою, с одной стороны, понятие суда как наказания нечестивых, а с другой – понятие суда как оказания правосудия благочестивым, которые притесняются от нечестивых. Только чрез наказание и уничтожение нечестивых Господь может оказать правосудие благочестивым. «Суд над народом Его» говорит Кейль, состоит не только в том, что Господь наказывает язычников, которые притесняют израильский народ, но также в том, что Он наказывает нечестивых в Израиле, которые угнетают благочестивых 19 . «И над рабами своими умилосердится» ( Пс.134:14 ). Кого нужно разуметь под рабами Господа? Рабом Господа , по библейскому словоупотреблению, называется во-первых, тот, который почитает Господа и служит Ему ( Неем.1:10 ; 1Ездр.5:11 ; Дан.6:20 ). В этом смысле рабами Господа называются благочестивые почитатели Его, как напр. Авраам ( Пс.104:6, 42 ), Иисус Навин ( Нав.24:29 ; Суд.2:8 ), Иов ( Иов.1:8, 2:3, 42:8 ), Давид ( Пс.17:1, 35:1, 88:4, 21 ). Во множественном числе это название употребляется по отношению к благочестивым почитателям Бога вообще ( Пс.112:1, 65:8, 9:13–15 ). Во-вторых, рабом Господа называется посланник Бога, на которого Он возлагает известное дело. В этом смысле называется рабом Господа царь Вавилонский, как орудие в Его руках ( Иер.25:9, 27:6, 43:10 ). Но большею частию название «раб Господа» в этом смысле употребляется по отношнию к возлюбленным Богом, верным Его посланникам. В этом смысле называются «рабами Господа» пророки ( Ам.3:7 ; Иер.7:25, 25:4, 26:5, 29:19, 35:15 ), в частности Моисей ( Втор.34:5 ; Нав.1:1 ), Исаия ( Ис.20:3 ), Мессия ( Зах.3:8 ), ангелы ( Иов.4:18 ). Часто оба понятия, соединяемые с этим названием, употребляются вместе, именно по отношению к Израилю ( Ис.41:8, 9, 42:19, 44:1, 2, 21, 45:4, 48:20 ), причем, берутся здесь во внимание только благочестивые израильтяне, или истинные сыны Израилевы ( Ис.43:10, 49:3 ), и между ними прежде всего пророки ( Ис.42:1, 44:26, 49:3, 5, 52:13, 53:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pesn-m...

Смысл этого величественного образа есть, очевидно, тот, что существо Божие непостижимо, что человек может созерцать только славу Божию, т.е. только внешние обнаружения свойств Его в природе и человеке. Таков именно характер и представляет собою ветхозаветное учение о свойствах Божиих. Оно поставляет их или в независимости от условий времени и пространства, т.е. в вечности ( Втор.32:40 . Пс.89:3 . Ис.40:28 . Иер.10:10 ), самобытности ( Исх.3:13–14 . Ис.43:10 . Пс.35:10 ) и вездеприсутствии ( Быт.31:44 . Быт.28:15 . Втор.4:39 . Пс.138:7–10 . 3Цар.8:27 ), или, по соотношению с духом человеческим, во всеведении Божием ( Быт.16:13 . 1Цар.2:3 . Иер.10:10 . Пс.37:10 . Иов.28:24 ), в самоизволении ( Притч.21:1 , Иов.23:13 . Иер.27:5 . Дан.4:32 ), всемогуществе ( Быт.18:14 . Пс.88:9 . Пс.23:10 . Иер.32:18 . Иов.42:2 ), истинности, неизменности ( Пс.30:6 . Иер.10:10 . Пс.24:10 . Числ.23:19 ), правде, правосудии ( Быт.18:25 . Пс.10:7 . Пс.9:9 ) и в благости Божией ( Пс.103 . Пс.135:25 . Пс.144:16 . Пс.117:1 . Пс.102:8 ). Особенно характерно в ветхозаветном учении название Бога „святым“. Оно усвоено Себе Самим Богом и положено в основу всей ветхозаветной религии. Святы будьте, говорит Господь чрез Моисея народу, ибо свят Я, Господь Бог ваш ( Лев.19:2 ). Обозначая словопроизводством своим 261 нечто выделенное, отрешенное, светлое ( Ис.10:17 ), чистое ( Лев.10:10 ), оно указывает на отрешенность Божества, во-первых, от всего тварного, от всего того, что не Он ( Исх.15:11 , 1Цар.2:2 ) и, во-вторых, от всякой тварной нечистоты ( Лев.11:44, 21:8 ). Все, поэтому, греховное, нечистое находит в нем, как святом, строгого для себя обличителя. Вознесется, говорит пророк Исаия, Господь Саваоф в суде и Бог Святый прославится в правде ( Ис.5:16 ). Здесь причина казни Содома и Гоморры ( Быт.18 ). Будучи, по Своей святости, праведен и правосуден, Он есть, в то же время, и милостив. Он обещает пощадить нечестивые города ради десяти даже в них праведников ( Быт.18 ). Он Сам приходит на помощь человеку и дает ему освящающие его средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Речи Господа имеют значение положительного сверхъестественного откровения, давшего ключ к уразумению откровения естественного, в явлениях природы видимой. Во второй речи дан был для всех собеседников взгляд на страдания праведников, как на результат борьбы со злом в земном мире; победа над ним праведников достигается, при немощи их внешней, верою, терпением в страданиях и упованием на силу Промыслителя. Эпилог, или заключение книги. (Гл. 42 :7–17 ст.). Возведши Иова своими речами на высшую степень веры и упования на Бога, Господь обращается с речью к друзьям и осуждает их за жестокие клеветы на праведника во имя правды Божией, а для умилостивления гнева Божия и в предотвращении кары, Он повелевает им идти к Иову с семью тельцами и семью овнами и просить его молитвенного ходатайства пред Богом за грехи их с принесением умилостивительной жертвы. Пока друзья Иова приготовлялись к жертвоприношению, он уже настолько выздоровел, что мог принесть за них жертву и помолиться. Бог принял молитву незлобивого праведника за друзей и даровал ему полное здоровье телесное, а его друзьям прощение грехов. Все, что имел Иов до болезни, Бог возвратил ему вдвойне (см. ст. 9–10 и сравн. Иаков. 5:11 ). Это новое богатство Иова началось с того, что его родные и знакомые, услыша о чудесном исцелении Иова и о явлении ему Бога, собрались к нему на трапезу, приготовленную, вероятно, богатыми друзьями его, и подарили ему по одной агнице и по слитку золота (в 4 драхмы=3 золотн.). Прожил Иов после проказы 170 лет, а всего 248-м и умер в глубокой старости, окруженный многочисленным потомством до четвертого рода (ст. 16–17). По переводу 70-ти в конце книги Иова находится прибавление, содержащее в себе заимствованное из Сирской книги сказание, что Иов происходил от Исава, в пятом поколении от Авраама, был царем Идумеи и т. д. Это сказание заимствовано из неизвестного толковательного сирского сочинения на кн. «Иов» и оттуда внесено в Греч. библию 70-ти тоже неизвестно кем. Эта заметка имеет значение самого древнего предания о времени жизни Иова, что и составляет е главную мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

22:5 и др.) и на предположении основывали факт — мысль о божественном правосудии». Не говоря уже о маловразумительном объяснении вины друзей, правота Иова представляется в таком толковании тоже весьма и весьма сомнительной. Друзьям, по всей видимости, ставится в вину то, что они строили догадки о причинах злоключений Иова и с этими догадками пытались сообразовать свою веру. Но можно ли их осуждать за это? «Теперь нам, по разрешении всех существенных для человека тайн во Христе, удобно проникать в тайну и Иовлева страдания. Но тогда в ней дан был Иову с друзьями великий и для мудрецов не разрешимый вопрос», — резонно замечает Бухарев (с.40). Заслуга же Иова, выходит, состоит только в отстаивании собственной невинности. Но такими успехами может похвалиться любой нераскаявшийся грешник. И почему тогда эта добродетель не поставлена в заслугу Адаму, который тоже пал жертвой сатанинских козней и пытался отстоять свою невиновность, перекладывая вину на Еву и Бога? Да, но Адам согрешил, а Иов нет, — возразят нам последователи свящ. Петровского. — Да, но признаком святости во все времена было не упорство в собственной безгрешности, а видение грехов своих. «Святые — это грешники, осознавшие себя грешниками» — напомним мы им известную святоотеческую мысль. Да и не мог быть Иов совсем без греха, и сам он не настаивал на своей безгрешности: упоминал же он о каких-то «грехах юности» и просил Господа не вменять их ему (Иов. 13:26) и покрыть его беззаконие (Иов. 14:16—17). Он просто считал несообразным с милостью Божией так жестоко наказывать его за незначительные грехи, то есть допускал ту самую вольность, за которую его порицал свящ. Петровский:    Для того чтобы комментарий свящ. Петровского не показался неким неудачным, исключительным, а потому и непригодным в качестве примера явлением, приведем в дополнение несколько выдержек из упоминавшихся уже (с.42) трудов епископа Михаила, которые несомненно можно отнести к лучшим образцам академического богословия начала века. Их безусловное достоинство видно уже из того, что в части богословской оценки нравственных и догматических устоев веры Иова и его друзей мы находим здесь наконец вместо туманных и маловразумительных фраз четкие определения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Разделы портала «Азбука веры» Неканонические книги Библии — в древней Церкви так обозначались все книги, не обозначенные в постановлениях соборов и отцов как богодухновенные (см. Лаодикийский собор, правило 59); позднее для обозначения таких книг утвердился термин «апокрифические книги». Сейчас термин «неканонические книги» используется исключительно в русской библеистике и относится в первую очередь к 11 книгам Ветхого Завета славянской и русской Библии, отсутствующим в еврейском каноне. Это следующие книги: Товита , Иудифи , Премудрости Соломона , Премудрости Иисуса, сына Сирахова , 2 Ездры и 3 Ездры , Послание Иеремии , Варуха и три книги Маккавейские . Также иногда в объем понятия «неканонические книги» включают так называемые «неканонические дополнения» — фрагменты канонических книг Библии, отсутствующие в еврейской Библии (следует подчеркнуть, что к этой группе текстов относятся только отрывки существенного объема, тогда как имеющиеся в греческом и отсутствующие в еврейском текстах короткие фразы/предложения, которые в изобилии встречаются в большинстве книг Ветхого Завета, здесь не учитываются):  Молитва Манассии в конце 2й Книги Паралипоменон, части Книги Есфири (7 отрывков, которые в русской Библии даны без нумерации стихов и присоединяются к следующим стихам: 1:1; 3:13; 4:17; 5:1; 8:13; 10:3), фрагменты Книги пророка Даниила (песнь вавилонских отроков — Дан.3:24–90 ; история о Сусанне — Дан.13 ; история о Виле и драконе — Дан.14 ), два фрагмента книги Иова ( Иов. 2:9; 42:17 ) и Псалом 151. Термин «неканонические книги» возник в русской богословской науке в XIX веке; более точно его предположительное время возникновения — начало 1840х гг.; возможно, впервые этот термин был введен в научный оборот архим. Афанасием (Дроздовым) в его «Сокращенной герменевтике» (само это сочинение не сохранилось). Особенно популярным он стал благодаря «Введению в православное богословие» митрополита Макария (Булгакова) ; именно митрополит Макарий начинает активно использовать термин «неканонические книги».

http://azbyka.ru/nekanonicheskie-knigi-b...

( Ис.41:19 ; 3Цар.6:23 ; Неем.8:15 ) 40 . Еврейское слово shemen встречается в Библии три раза и в каждом месте переведено различно. В III кн. Царств ( 3Цар.6:23 ) оно означает масличное дерево, y Неемии ( Неем.8:15 ) – ветви маслины, y пророка Исаии ( Ис.41:19 ) – маслина. В книге пр. Иеремии масличное дерево отличается от оливкового. Первое название, по всей вероятности, означает дикую маслину, из небольших зелёных ягод которой добывался низший сорт масла. Масличное дерево было ценно по своей пригодности для всяких мелких токарных изделий ( 3Цар.6:23 ), причём совершенно отличается от растения, так называемого balanites aegiptiaca, в плодах которого содержащееся масло служит для излечения ран и которое растёт единственно в тропической Иорданской долине. 1) ( Быт.8:11 ; Втор.8:8 ) 41 – масличное дерево есть древнейшее из всех деревьев, упоминаемых в Библии и служившее особенным знаком благословения Божия в земле Обетованной ( Пс.51:7–10 ). Оно весьма распространено в Палестине и даёт множество маслин и в обилии масло. Несколько масличных деревьев от времени глубокой древности сохранились до настоящего времени в Гефсимании. Дерево это хорошо полируется, имеет красивый янтарный цвет; из него были сделаны двери и полы Иерусалимского храма. Во время весны белые цветы маслины непрерывно падают как обильный дождь ( Иов.15:33 ). 2) ( Рим.11:17:24 ) 42 – дикая маслина производит плоды низшего сорта; хорошие плоды от оной получаются только прививкой. Посему-то дикая маслина, привитая, не должна превозноситься, по слову Апостола Павла, пред прочими ветвями. Мастиковое дерево ( Дан.13:54 ) 43 . Это название упоминается только в книге пророка Даниила, именно в истории Сусанны. Мастиковое дерево есть небольшое, вечнозелёное кустистое деревцо, дающее благоухающую смолу, которая пользовалась большой известностью с древнейших времён. Оно часто встречается в странах, находящихся близ Средиземного моря и в Палестине. Мастиковая смола употребляется для курения, как ароматическое вещество, в приправу к различным винам, кушаньям и как средство, освежающее дыхание. Миндаль

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010