1626. «Авраам раб Мой помолится, – Иов раб Мой... Моисей... Самуил... Илия» ( Иов.42:8 ; ср. Быт.20:7, 17 ; Иер.15:1 ; 3Цар.18:36 ; Пс.98:6 ).Молитвы святых о нас приятны Господу, как верных рабов Божиих. 1627. Диавол постоянно в сердцах наших лжет на Бога, особенно на Его вездеприсутствие: «забы Бог, отврати лице Свое», на правосудие: «не взыщет» ( Пс.9:25, 32, 34 ), на бытие: «несть Бог» ( Пс.13:1 ). 1628. Бог для того хочет от нас всегдашнего обращения к Нему в молитве, чтобы нас, одичавших грехом и удаляющихся от Него чад Своих, привлечь к Себе, очистить и заключить в объятия Своей любви, чтобы показать нам, как у Него всегда благо нам. Так и добрые родители поступают со своими злонравными детьми. 1629. Когда слышишь, что говорит Бог, то представляй слово Его делом или совершившимся, или совершающимся, или имеющим совершиться. 1630. Пресыщение – лишение веры, сердечного умиления и молитвы, холодная бесчувственность, бессилие сердца для всякого духовного делания, обнажение от благодати, источник гордыни, потеря смирения, отвержение вышней помощи, источник хулы на Бога и святых, ненасытимая жажда большего, недовольство тем, что имеешь, – лживость сердца: да не насыщся, ложь буду. – Если бы вы спросили: отчего много людей неверующих, не молящихся, не живущих по-христиански, преданных всяким порокам? Ответ готов: от служения чреву-богу. 1631. Молитва – вода живая, которою душа утоляет свою жажду. Когда молишься, тогда представляй, что как бы един только и был пред тобою Бог, Троичный в Лицах, и кроме Его ничего не было. Представь, что Бог в мире, как душа в теле, хотя и бесконечно выше его и не ограничивается им; – твое тело мало, и все его проникает малая душа твоя: мир же велик, а Бог бесконечно велик, и по всему творению Бог все наполняет, – везде Сый и вся исполняяй (мол. Св. Духу). 1632. Что означает явление Аврааму трех странников? Означает, что Господь, Троичный в Лицах, постоянно как бы странствует по земле и надзирает за всем, что на ней делается, и к бдительным, внимательным к себе и своему спасению и ищущим Его рабам Своим приходит Сам, гостит у них и беседует с ними, как с друзьями: «к нему приидема и обитель у него сотворима» ( Ин.14:23 ); – а нечестивых людей попаляет огнем, как Содом и Гоморру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Такой именно смысл заставляет нас приписывать рассматриваемому выражению («и приложился») и то соображение, что это «приложение», или снисхождение в scheol, рассматривается как явление утешительное. Так, Иаков видит для себя утешение в том, что он сойдет в преисподнюю и соединится с душою сына, тело которого, как предполагал он, было уже растерзано зверями ( Быт.27:35 ) 42 . Если в ветхозаветных книгах раннейшего происхождения scheol изображается как место, лишенное радостей, – место безмолвия ( Пс.103:17 ; Иов.3:17–19 ; ср. Пс.30:18 ), место, где смолкнет хвала Богу ( Ис.38:18–19 ; Пс.113:25 ; Пс.87:11–13 ), то отчасти уже в этих же книгах, и особенно в позднейших, можно указать такие места, в которых довольно ясно полагается различие между состоянием праведников и грешников. Одним из несомненных и очень древних доказательств того, что Ветхому Завету не была чужда надежда на лучшее состояние за гробом 43 , может служить библейский факт взятия Илии и Еноха 44 на небо ( Быт.5:24 ; 4Цар.2:11 ; ср. Сир.44:15 ; Евр.11:5 ). Ту же надежду выражает Давид ( Пс.15:8–10 ; ср. Пс.16:15 ). Указание на нее можно видеть и в других священных книгах Ветхого Завета (например, Прем.3:1–3, 5:15; 6:18–20 ; Иов.19:25–27 , и др.) 45 . Но то, что для ветхозаветного праведника было только предметом чаяния, с наступлением новозаветного царства исполнилось ( 1Пет.3:18–19 ), и то, что там высказывалось не всегда ясно и определенно, в Новом Завете раскрывается с наглядною очевидностию. Здесь, в новозаветном учении, загробное состояние душ по разлучении их с телом представляется не как состояние путников в одной и той же общей гостинице, где путешественники находят один и тот же прием и где они предаются общему сну. Нет, участь верующих совершенно отлична от участи тех, кои забыли Бога. Общее у них лишь только то, что души их не умирают и сознание им не изменяет ( Мф.10:28 ; Лк.20:36, 16:19–31 ). Праведник не подчиняется смерти, как своему господину: если он и умирает, то переходит только в уготованное ему жилище ( Ин.14:1–2, 17:24 ) – чрез смерть к жизни 46 , которая начинается для него уже тотчас по смерти ( Ин.5:24; 11:25–26 ); он мертв, но лишь постольку, поскольку не восстановлена целостность его существа ( Рим.8:11 ), душою же своею он живет и пребывает в стране живых ( Откр.7:9 ; Евр.12:22 ) – на своей родине у Господа ( 2Кор.5:8 ; Флп.1:23 ), к Которому он стремился еще здесь, на земле ( Откр.14:13 ), и Которому он служит по отшествии из этой жизни день и ночь ( Откр.7:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Пс.73:20             Воззри на Завет; ибо наполнились –                         [все] мрачные [места] земли [стали] обителями насилия. «Завет», – завет какой? Вспомни нас как народ Завета? Разве об этом говорит Псалом? Смысл более пронзительный: воззри на Завет как таковой… Мысль – та же, что в стихе 11: «из недр Устава Твоего покончи»; духом Торы покончи. Здесь молитва:        ради Завета как такового не дай нам исчезнуть, ибо тогда и Завета не будет. «Мрачные [места] земли» – «темноты земли», пещеры, где хоронили умерших, «гробы» («темноты» без уточнения «земли» – это обители Шеола; Пс.88 /87:7; Пс.143 /142:3). Кто имеет «жилище во гробах»? Те, кто – «в духе нечистом», как бесноватый из Евангелия ( Мк.5:2,3 ), таковые бывали «весьма свирепы» ( Мф.8:28 ). Как жить в земле чужой, где повсюду во гробах – вертепы разбойников и бесноватые? Пс.73:22             Востань, Боже, оспорь спор с Тобою,                         вспомни поношение на Тебя от негодяя во всякий день. «Оспорь спор с Тобою» – ср.: «оспорь спор со мной» ( Пс.43 /42:1); то же что «оспорь спорящих», укори укоряющих ( Пс.35 /34:1), то есть пусть само действие спорящих обратится против них самих. «От негодяя» – «от низкого» (ст.18). Пс.73:23             Не забудь голоса врагов Твоих,                         рев восстающих на Тебя поднимается непрестанно. «Голос врагов» – звучание их «голоса» должно быть оскорблением для Тебя. «Поднимается» (ала) – к небу «поднимается» жертва «восходящая» ола, и «непрестанно поднимается» хула на Бога. «Рев восстающих» – в мировой истории можно слышать: шум народов, верных Богу, и шум народов богопротивных. «Бог спасения нашего… укрощает рев морей, рев волн и шум народов» ( Пс.65 /64:8). См. Пс.2:1 ; Пс.37 /36:16. В Псалме 74 (75) содержится предостережение грешникам о суде. Пс.74:4             Растаяла земля и все населяющие ее,                         Я выверил столпы ее. «Растаяла земля» – «стихии разгоревшиеся растают» ( 2Пет.3:12 ). «Столпы» земли – бытийные опоры; «столпы земли» упоминаются также в Книге Иова ( Иов.9:6 ), там же – «столпы небес» ( Иов.26:11 ). «Выверил» – также: размерил, оценил, привел в порядок. Здесь «выверил» можно понимать как «испытал и обновил» – «новые небеса и землю новую, по обетованию Его, ожидаем» ( 2Пет.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержит размышления о деянии Божием в творении (42. 15 - 43. 33) и во времени (44. 1 - 50. 29); в Книге премудрости Соломона есть попытка изложить как бы богословие истории (10-19). В обеих книгах утверждается, что Божественная Премудрость действует здесь, на земле. Представленная как «художница творения» (Притч 8. 30), эта царственная Премудрость «от века помазана» Богом, она была «началом пути» Его, прежде самых первых Его творений (Притч 8. 22). Она избрала для Своего пребывания преимущественно Израиль (Сир 24. 8-9), но была «художницей всего» (πντων τεχντις - Прем 7. 21): через свое деяние она дала человеку познать Господа, Владыку природы и истории. Слово и Дух Бог говорит пророкам, поручая им передавать Его Слово. Во время синайского союза Моисей дал народу от имени Бога религ. и нравственный устав, выраженный в 10 «Словах», или Заповедях (см. Десять заповедей ) (Исх 20. 1-17; Втор 5. 6-22; см.: Исх 34. 28; Втор 4. 13; 10. 4). Это утверждение Бога Единого, связанное с откровением Его основных требований, и было одним из первых начал, к-рые помогли Израилю осознать, что «Бог говорит». С самого начала Закон Господень был связан с откровением Божиим и его действием в мире: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Исх 20. 2). По мере развития истории Бог словом Своим объясняет народу ее скрытый смысл. В каждом из значительных испытаний народа слово Божие открывает ему тайные предначертания Господни (Нав 24. 2-13). Слово Божие не является лишь сообщением, обращенным к людям. Оно есть сила, исполняющая то, что намечено Богом (Нав 21. 45; 23. 14; 3 Цар 8. 56). Все творение подчиняется слову Божию: «Он сказал,- и сделалось» (Пс 32. 6-9; см.: Быт 1; Плач 3. 37-38; Прем 9. 1; Сир 42. 15). Слово действует во вселенной, управляя светилами (Ис 40. 26), водами бездны (Ис 44. 27) и совокупностью явлений природы (Пс 106. 25; 147. 4-7: Иов 37. 5-13; Сир 39. 23, 34-35). «...Слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис 40. 8).

http://pravenc.ru/text/149441.html

Во-вторых, выявление наличия чего-либо в Писании связано с имеющимся для работы материалом, с каноном. Например, во Второй книге Маккавеев мы видим, как умерший молится за живых , но эта книга в разных христианских Церквах считается то за апокриф, то за поучительное наставление, то за полноценный канон. Да, в частном богословском порядке позволительно не рассматривать ее как часть канона — но обязательно ли? Есть ли какое-то догматическое суждение, согласно которому лютеранин должен признавать какой-то определенный канон? Такого, по всей видимости, нет, поскольку, как верно заметил д-р Антон Тихомиров, «мы не можем рассматривать библейский канон как принципиально и окончательно завершенный, как некую замкнутую и жесткую систему. Стоит обратить внимание на один весьма знаменательный факт: ни одно официальное решение Лютеранской церкви не содержит перечня канонических книг Библии. Ограничение канона – это не наше решение» . В-третьих, в других местах Писания есть свидетельства, что далеко не всегда что-то, имеющее формальные признаки идола, представляет собой идол. К примеру, в Пс. 131:7 царь Давид поклонился (shachah) подножию Бога, т.е. ковчегу — вряд ли имеется в виду то, что царь Давид обожествил подножие. Скорее, мы имеем дело с любовью и почестями, которые обращены к Богу в прямой связи с тем, что является маркером Его особого присутствия. То же самое в Нав. 7:6. А в Книге Бытия Иаков молится Ангелу (букв. «посланнику») Бога, имея в виду, что обращается к самому Богу (Быт. 48:16). Наконец, в-четвертых, о посредничестве Иисуса Христа. Если понимать Его посредничество как предстояние, как ходатайство, то почему Бог говорит, молитва Авраама за Авимелеха будет услышана (Быт. 20:6-7:17)? Почему Иов выступает ходатаем за своих неразумных друзей (Иов 42:8-9)? Ответ может быть только один: помолиться за кого-то — не означает составить посредничество или конкуренцию Всевышнему, напротив, взаимопомощь и братское общение часть христианского служения. Но об этом позже. Другая линия доводов против молитвенного общения со святыми строится на неизвестности посмертия — непонятно, спит ли душа или она бодрствует, как она слышит молитвы и означает ли это, что она вездесуща.

http://bogoslov.ru/article/6168858

е. stibium или antinonium, сурьма или антимоний сероватого цвета; банка, в которой она сберегалась–(такую нашел Росселини в египетских могилах)–называется keren hapuch белильный или румянный рожок (в 42:14 Иова это слово встречается, как женское имя), самое крашение kachal Иез.23:40 (по арабски cohol) или: karabapuch henaim растравлять глаза антимонием или: sim bapuch ( 4Цар.9:30 ). Сущность дела состояла в следующем. С целью возвысить блеск черных южных глаз и в старости седым очам придать юношеский вид натирали брови и ресницы или сухим, или перетертым с маслом и другими жидкостями мелким черным порошком, посредством особенной гладкой кисточки из слоновой кости, дерева или серебра. Слич. Винера, R. W. II стр. 447 и др. Гилле üb. den Gebrauch und die Zusammensetzung der oriental. Augenschminke, Gesellch. Напротив нельзя доказать утверждения Гартманна (Hebrâerin am Putzt. II, стр. 356 и д.), что Евреянки, как другие восточные красавицы окрашивали кончики пальцев на руках и ногах особенного рода порошком апельсинного или золотистого цвета. 845 О вавилонянах Геродот 1, 195, рассказывает: «каждый носит перстень с печатью и трость, вырезанную человеческою рукою, причем наверху каждой трости приделывались то ябюко, то роза, то лилия, то орел, то еще что-нибудь, потому что без приметы никто не может носить палки». Виллькинсон (the manners стр. 388) нашел на палках Египтян надпись имен их владетелей. Перстни Израильтян с печатями также были гравированы (pituchei chotam Исх.28:11 ); вероятно и на них было вырезано имя, может быть также и фигуры. Теперь печати восточных жителей большею частью имеют только имена (во всяком случае еще с изречениями корана), которые отпечатлеваются посредством черной туши. Слич. Робинсон, Pal. 1 стр. 58 и Винера, R. W. стр. 458. Для запечатывания писем ( 3Цар.21:8 ), мешков ( Иов.14:17 ) и кулей, как и врат употребляли глиняную печать (chômer chatamtob. Иов.38:14 ) Слич. еще Мишн. schabb. 5 и Винера, R. W. I стр. 197. 846 Это, кажется, ясно следует из 32 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Счастливее всего человек, который ни богат, ни беден, а имеет необходимое для жизни, Прит.30:8 . В особенности пророки должны были иначе обсуждать социальный контраст, так как внимание к своим идеям они встречали большей частью среди бедных и терпящих нужду, ср. Ис.14:30–32 . Поэтому уже у пр. Исайи понятие евион, бедный, делалось религиозным понятием совершенно сходным со сродным понятием «ани» в псалмах. Но, не смотря на это, благосостояние повсюду рассматривается, как действительное благо и как благословение, на которое благочестивый с уверенностью может рассчитывать: «Блажен боящийся Иеговы: плодами трудов своих он будет наслаждаться», Пс.127:1 и 9. Божественная премудрость дарует своим последователям богатство и почести, Прит.3:16; 15:6 . Поэтому и в повествовавших богатство мужей благочестивых выставляется с чувством удовлетворения, ср. Быт.13:2; 26:13 ; Иов.1,4–42 . И мудрые приточники знают, что богатство – замок крепкий, между тем как беднякам нет опоры, Прит.10:15; 18:1 . Бедный – в тягость даже другу, а богатый – любим всюду, Прит.14:20 . Богатый господствует над бедным, а должник – раб своего заимодавца, Прит.22:7 . Вследствие этого, основного воззрения, а еще более в силу присущей ей глубокой гуманности ветхозаветная религия должна была рассматривать смягчение социальных крайностей, как неустранимый долг. Пророки не довольствуются тем, что порицают всем известные жестокости и несправедливости сильных, они также неутомимо убеждают к сострадательной деятельности в отношении к нуждающимся соотечественникам и живущим среды израильтян иноземцам. Истинно праведный дает хлеб алчущему и одевает нагого Иез.18:7–16 . Кто делает это, тот правильно совершает пост, Ис.58:6 и д. Тому же поучает литература о премудрости во многих и прекрасных увещеваниях, Прит.3:27; 14:21; 22:19 . В своем обозрении своей прежней жизни – одном из прекраснейших ветхозаветных отделов – Иов говорит: «я спасал страдальца, вопиющего о помощи, и сироту беспомощного; несчастным я был благословляем, и сердце вдовы я наполнял радостью, я был отцом для бедных, я заботливо разбирал тяжбу неизвестного мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Библейский текст не объясняет причин предпочтения жертвы Авеля; выбор объекта божественной любви является исключительной прерогативой Бога: «...Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел...» (Мал 1. 2-3; ср. также: Рим 9. 13). В библейском повествовании ничего не говорится о том, как братья узнали, приняты их жертвы Богом или нет. Обычно на древнем Ближ. Востоке об этом узнавали по внутренностям жертвы ( Rad G., von. 1961. P. 105), однако такой метод вряд ли подходит в случае жертвоприношения К. Образ дыма, к-рый восходит вверх от жертвоприношения Авеля и стелется по земле от жертвоприношения К., появляется в европ. литературе и изобразительном искусстве довольно поздно, возможно лишь с XII в. ( Hovingh. 1956; Scheiber. 1956). После того как Бог не принял жертву К., тот разгневался (в МТ; в LXX - «огорчился») и «поникло лицо его» (в Быт 4. 5 образное выражение, описывающее позор и обиду). Бог спросил К., в чем причина его огорчения (Быт 4. 5-6). Следующее затем обращение Бога к К. (Быт 4. 7) - одно из самых трудных мест для понимания в кн. Бытие. Не исключено, что этот стих, как он читается в наст. время, является результатом порчи текста. В Септуагинте он по большей части совпадает с еврейским текстом, а там, где отличается, представляет собой результат дальнейшей правки уже испорченного текста. Также возможно, что эти слова - древняя поговорка, смысл которой уже не понятен. Первое предложение из речи Бога к К. в МТ: «Ведь если ты поступаешь хорошо, [будет] поднятие (  )» (Быт 4. 7). Скорее всего здесь подразумевается «поднятие лица» - хорошо засвидетельствованная идиома древнеевр. языка: «поднять чье-то лицо» означает «оказать кому-то предпочтение, милость, отнестись благосклонно к его просьбе» (о вышестоящем или более сильном по отношению к нижестоящему или более слабому; см., напр.: Быт 19. 21; 32. 21 - в МТ 1 Цар 25. 35; Иов 42. 8; Мал 1. 8). «Поднять свое лицо» означает «смотреть гордо, не чувствовать стыда и позора» (см.: Иов 11. 15; 22. 26; 2 Цар 2. 22; ср.: Быт 4. 5-6: «поникло лицо его» - «он огорчился, обиделся, почувствовал себя опозоренным»). Либо Бог «поднимет лицо» К., либо К. сам «поднимет свое лицо» к Богу - обе интерпретации подходят к Быт 4. 7: К. обещано, что, если он будет «поступать хорошо», Бог отнесется к нему благосклонно, и К. более не нужно будет огорчаться. Однако можно предположить, что здесь имеется в виду не «поднятие лица», а «поднятие (т. е. прощение) греха»: «поднимать (чей-то) грех» в древнеевр. языке означает прощать его (см., напр.: Исх 34. 7; Пс 31. 5; 84. 3 по МТ).

http://pravenc.ru/text/1319891.html

Сама же душа после смерти не может освободиться или покаяться и ничего произвести такого, что искупило бы ее от ада 106 . В общем же относительно оригенистов и римско-католического учения о чистилище, поскольку оно допускает возможность нравственного самоисправления в промежуточном состоянии при посредстве чистилищного огня, должно заметить, что оба эти воззрения в отношении к откровенному учению являются одним из тех нередких, но тем не менее небезукоризненных видов апологетической и полемической аргументации, в которой ради оправдания тенденциозных предположений не щадят прямого смысла Священного Писания, а в отношении к истории христианского вероучения – случайно вкравшимися ошибками, которые потом нашли себе поддержку в первом случае в папском авторитете, а во втором – в произволе фантазии. 2 Напр., «Сборник лекций профессоров Киевской академии», 1869 г., Киев. Лекции по догматическому богословию, стр. 186; «Странник», 1873 г., июль, стр. 42, «О загробной жизни человека»; Werner. Blicke ins Jenseits, 1885, s. 72. 6 Ср. Splittgerber. Tod, Fortleben und Auferstehung, 1869, s. 98–99; Тейхмюллер «Бессмертие души», стр. 128. «Всякий знает, – читаем мы здесь, что он может проявлять себя для других толко чрез тело... Но для себя самого он существует и без тела: он может мыслить и чувствовать даже прямо противоположно тому, что он выражает своими жестами и словами». И далее здесь развивается та мысль, что превращение телесной жизни со смертию не исключает возможности жизни души «в самой себе и для себя». 7 Истина бессмертия души вообще и сознательно личного существования ее после смерти в частности не исключается теми библейскими выражениями, в которых смерть определяется как «отшествие» или «приложение ко отцам», а также к «людям своим» ( Быт.15:15, 25:8–9, 35:29, 37:35, 49:29–32 ; Чис.20:24–26, 27:13; 31:2 ; Втор.32:50 ; Суд.2:10 ; 4Цар.22:20 ; Иов.3:11–19 ) или же как сошествие в scheol ( Быт.37:35 ; Чис.16:30 ), в «землю мрака» ( Иов.10:21 ), на каковые выражения указывают иногда в доказательство того, что истина бессмертия была неизвестна Ветхому Завету. Но в существе дела смысл подобного рода выражений, пополняющих друт друга, тот, что все умирающие после смерти отходят ко отцам, т.е. акт смерти предполагает другой акт, требующий лично-сознательной жизни – акт «отшествия ко отцам», или в scheol, который, в свою очередь, по библейскому представлению, отличается от гроба, почему путь в него есть путь во гроб, путь неизбежный для тела, но не для духа, который идет в scheol для продолжения своего бытия. Ср. Oermel. Exegetisch – dogmatische Abhandlung über den Zustand der abgeschiedenen Seelen, Leipzig, 1863, s. 14–20. Ср. Никольский «О молитве за умерших», 1837 г., Петербург, стр. 34–86; «Странник», 1873 г., июль, стр. 41. Ср. особ. Юнгеров «Учение Ветхого Завета о бессмертии души», Казань, l882 г., стр. 15–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Руководит таким врачевателем дух, а содержание его души – духовность, которую часто путают с образованностью или культурой. Эта путаница породила модное в последнее время слово “бездуховность”, слово, однако, не для расхожего употребления. Если быть скрупулезно точным, то человек духовен всегда. Духовность – это свойство и мера духа, который живет в нашем сердце и управляет всей нашей человеческой природой. И видов духовности – два, как две противоположности, как две разновидности духа. Под выражением Духъ Бoжiй в Библии подразумевается духовная сила, которой Бог оживотворяет, пробуждает и укрепляет, Им поддерживается бытие и продолжение мира ( Иов.27:3, 33:4 ; Ис.42:1,6 ), он руководит судьбой отдельного человека ( Иов.32:8 ) и всего человечества ( Агг.2:6 ). Миром правит Любовь. И водимое Духом Бoжiuм сердце ответит достойно: любовью к Богу и любовью к ближнему – вот смысл Заповедей Господних. В противоположность доброму началу выступает диавол – носитель духа зла, родоначальник и виновник греха. В момент совершения греха духовная жизнь человека меняет полярность: был плюс, стал минус. Был человек приятен и добр, стал зол и окаянен. Помню случаи из детства – батарейка, вставленная “задом наперед”, заставила игрушечную машину неправильно выполнять команды. Я ей “вперед!”, а она – назад. И уж совсем трагедией был для меня сгоревший транзисторный приемник, в который я также неправильно вставил источник питания. “Соблюдай полярность!” – пишут в инструкции. И вот – грех, момент поломки, смены полярности. Грех – начало болезни, разъедающей душу и плоть. Где грех, там нет любви, где нет любви – там боль. Это ощущал каждый. Из всего этого следует, что физические, соматические, т.е. телесные страдания, а также часть психических, душевных болезней, подвластны и врачу и священству. Духовные болезни может лечить только священник властью, полученной им через рукоположение от святых Апостолов. Но любое дело надо начинать с самого начала. В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова сказано: “Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Богу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. …и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен” ( Сир.38:9-10,12 ). Но как долго, и порой безуспешно, мы бегаем от знахаря к врачу, от профессора к академику, из поликлиники в клинику, забыв, а то и не зная, что залог исцеления от болезни – очищение души в Таинстве покаяния. Сначала на исповедь, затем к врачу, не наоборот! В тропаре – молитве святому чудотворцу целителю Пантелеимону, к которому во времена гонений на православную веру, в случаях, когда в лечении болезни исчерпано все, с верой тайно обращались даже представители богоборческой власти, говорится: “Страстотерпче святый и целебниче Пателеимоне, моли милостивого Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим”.

http://azbyka.ru/zdorovie/razdumya-pravo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010