От явлений мира неодушевленного Господь переходит к явлениям животной жизни, и здесь в таинственных и инстинктах животных, сохраняющих бытие обособленности родов и видов, показывает на действие всемогущего промысла Божия. В этих неразумных животных Иов должен научиться с верой и покорностью предаваться на попечение благого Промыслителя. Человек, как владыка земных тварей, не может, однако, существенно изменять законов жизни этих тварей, не нарушая води Божией о них, a поэтому должен со смирением подчиняться законам жизни и смерти на земле, Богом определенным. В заключении первой рели Господь спрашивает Иова, станет ли он теперь, как прежде, указывать на беспорядки мира (31–32 ст., сравн. 9:22–24 и 12:7–10). Отвечая на речь Господа, Иов сознается в неправильности своих прежних суждений о действиях Бога среди тварей земных. Вторая речь Господа с кратким ответом Иова (гл. 40–42:6). В предыдущей речи Господь раскрыл Иову охранение благим промыслом Божиим порядка и гармонии среди тварей и мира вообще. В настоящей же речи Господь разрешает все еще не оставившее Иова недоумение относительно спасительности действий промысла по отношению к людям вообще и в частности к Иову, который страдает невинно. Господь обращается к Иову с вопросом, не думает ли он избавиться от страданий, обвиняя Бога в неправильности распределения благ земных в отношении к нравственному достоинству человека и в незаслуженности страданий. Но чтобы завоевать внешние блага, нужна сила для борьбы со злом. А у Иова есть ли такая сила, как у Бога, чтобы ею смирить всякого гордого и стереть с лица земли всех нечестивых для благоденствия благочестивых? (4–8 ст). Тогда и себя он мог бы избавить от страданий (9 ст.). Ho Иов бессилен, в особенности пред такими чудовищно-громадными животными, как бегемот и левиафан (морское чудовище). Под образами этих свирепых и ничем неукротимых животных ясно выступают черты змия духовного, врага людей и царя над сынами гордости. Иов почувствовал в описании враждебной силы, что источник его бедствий есть исконный враг рода человеческого, и сознал всю недостойность собственных сил для борьбы с таким врагом и нужду в помощи Божией. Далее он выражает свою веру в спасительность промыслительных действий Божиих, которые он, не зная о тайнах мироправления, помрачал своими неразумными рассуждениями. Теперь он. готов ожидать совершения над ним действий благого промысла на прахе и пепле (42:1–6 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Слова «блажен» и «шаг» в древнееврейском языке – одного корня. «Шаг» – это поступок… «Блажен» тот, кто находится в непрерывном движении, сумеет сделать следующий шаг по жизни; о блаженстве говорил Христос: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о себе» ( Мф.6:34 ). «Блажен», кто не ходит неправильно, с пути не сбивается и где не положено, не сидит: Пс.1:1             Блажен муж 7 , который не ходит на совет нечестивых, и на пути грешных не стоит, и на             седалище глумителей не сидит 8 . По отношению к «блаженству» и «блаженствам» – на другом полюсе духовной жизни находятся: 1) «совет нечестивых», 2) «путь грешных», 3) «седалище глумителей». И это первое указание на то, что религиозная жизнь распадается на полюса: тем, кто верен Богу, противостоят по духу противные. 1) " Совет» эца – имеет самый широкий смысл: это и «совет», который один человек может подать другому, и «собрание», где каждый может подать совет, и «замысел» – даже замысел Самого Яхве о творении, то есть «Промысл» ( Иов.38:2 , Иов.42:3 ). «Совет нечестивых (решаим)» часто упоминаеся в Писании ( Иов.10:3 ). От простого собрания грешников «совет нечестивых» отличается тем, что каждый нечестивый имеет в нем свой голос и разумную речь. «Нечестивые» – слово решаим передает всякого рода испорченность (бесчинство, извращенность, виновность, злодейство, преступность). «Нечестивый» раша – это тот, кто противоположен «праведнику» цадик 9 . Тот, кто полностью раша, – это диавол. В Новом Завете он именуется «архонт (князь) мира сего» ( Ин.12:31 ); в Ветхом Завете содержится утверждение, что «земля отдана в руки нечестивого (раша)» ( Иов.9:24 ). «Совет нечестивых» предъявляет весь спектр греховных движений в человечестве и имеет своего возглавителя – диавола. Совет нечестивых – вещь крайне опасная, его поэтому следует избегать в первую очередь 10 . На совет нечестивых не нужно «ходить» (халах ). Этот глагол «в расширительном смысле выражает идею волевого усилия, деятельной инициативы. С этим связано его употребление при других глаголах в повелительной форме в качестве усиливающего приглашения, призыва, побуждения к действию (наподобие того, как в разговорном, отнюдь не «библейском» русском языке употребляется императив «давай»)… Наконец, глагол употребляется для обозначений всей суммы поведения человека, прежде всего поведения религиозного, обрядового и нравственного» 11 : «ходить в правде» ( Ис.33:15 ), «ходить непорочно» ( Пс.15 /14:2); «ходить пред Богом» (в формации hithp.) – вести себя как в присутствии Божьем ( Быт.5:22; 17:1 ). «Блажен муж, который идет на совет нечестивых» – в одной фразе содержатся четыре важнейших понятия библейского мировоззрения: блажен, совет, нечестивый, ходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Призыв к покаянию:    Обличительные речи — Ис. 1:3-6; Ис. 3:9-11; Ис. 5:20-23; Ис. 10:1-2; Ис. 19:13; Ис. 30:1; Ис. 42:18-20; Ис. 45:9-10; Ис. 57:20-21; Ис. 59:1-4; Иер. 2:13; Иер. 5:1-5; Иер. 7 гл.; Иер. 8:9-11; Иер. 9:8; Иер. 15:1-2; Иер. 17:1; Иер. 17:5; Иер. 22:13-17; Иер. 44:4-6; Иер. 48:10; Мих. 7:1-6; Соф. 3:1-5; Мал. 1:6.     Призыв к покаянию — Ис. 1:16-20; Ис. 64:6-9; Иер. 8:4-5; Иез. 18:30-32; Ос. 6:1-3; Иоил. 2:11-17; Зах. 1:3-4; Мал. 1:9. О последних временах:    О духовным голоде — Ам. 8:11.     О лжепророках — Ис. 9:15; Иер. 14:14-16; Иер. 23:15-17; Иер. 23:26-28; Иез. 13:3-16; Иез. 14:9-11; Соф. 3:4; Мих. 3:5-7.     О пастырях добрых — Иер. 3:15.     О негодных пастырях — Ис. 56:10-11; Иер. 10:21; Иер. 23:1-6; Иез. 34:1-6; Зах. 11:16-17.     Об антихристе — Ис. 14:4-20; Иез. 28:13-19; Дан. 11:35-40; Дан. 12:9-13.     О Суде над народами — Ис. 2:10-21; Ис. 13:6-15; Ис. 24:4-23; Ис. 63:1-6; Ис. 66:15-16; Иер. 46:10; Иер. 50:31-32; Иез. 9:4-8; см. Откр. 7:3; Иез. 30:2-3; Иез. 38:20-23; Дан. 7:9-12; см. Откр. 4:2; Откр. 5:11; Откр. 20:12; Иоиль 2:1-10; Иоиль 3:2-17; Ам. 5:18-20; Соф. 1:14-18; Соф. 3:8-9; Наум 1:3-7; Авд. 1:15; Мал. 4:5; см. Откр.11:3-6.     Об уничтожении зла и страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10.     О вечной радости — Ис. 42:1-12; Ис. 54:12-14; Ис. 60:1-5; Ис. 61:1-4.     О воскресении плоти Иов. 19:25 и уничтожении смерти — Ис. 26 гл.; Ис. 42:1-12; Ис.61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14.     О торжестве истины и справедливости — Ис.9:6-7; Ис.11:1-10; Ис.26 гл.; Иер.23:5.     О славе торжествующей Церкви — Ис.26-27 гл.; Ис.52:1-2; Ис. 60:1-5; Ис. 61:10-11; Ис. 62:1-5.     Об обновлении мира — Ис. 4:2-6; Ис. 11:1-10; Ис. 44:22-24; Ис. 49:13-15; Ис. 52:1-9; Ис. 60:1-21; Ис. 61:10; Ис. 62:11-12; Ис. 65:17-20; Ис. 65:25; Ис. 66:22-24; Иер. 32:39-41; Иер. 33:6-9; Иер. 33:15-16; Вар. 5:9; Дан. 12:1-3; Ос. 3:4-5; Ос.13:14; Авв. 2:14; Соф. 3:9; Зах. 8:3. Заключительный обзор содержания и значение пророческих книг    При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников на пророков выпала трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

    1:6. Лука описывает Захарию и Елисавету теми же словами, какими в «Ветхом Завете характеризуются праведники, например, Ной (Быт. 6:9), Авраам (Быт. 17:1) и Иов (Иов. 1:1). Каждый читавший библейскиеповествования понимает, что эти люди — при всех их» нравственных слабостях (Быт. 9:21) инесовершенствах (Иов. 42:3—6) — никогда не нарушали установленные «законом заповеди. Таким образом, Лука использует эти ветхозаветные формулы, чтобы не допустить неверного, основанного на общепринятой точке зрения толкования причины их бездетности (Лк. 1:7).     1:7. Бездетность была бедствием как в экономическом, так и в социальном отношении: в экономическом — поскольку в старости супруги лишались материальной поддержки, которую должны оказывать родителям дети (ср. коммент. к 1 Тим. 5:4,8), в социальном — поскольку закон иногда трактовал бесплодие как наказание за грех, и это было худшей причиной бездетности в глазах окружающих. Многие считали, что в бесплодии виновата жена, и иудейские учителя обычно настоятельно рекомендовали мужчине развестись, чтобы произвести потомство в повторном браке. Выражение «в летах преклонных» означает, что им было за шестьдесят («Мишна Abot 5:21); возраст придавал некоторый социальный статус и иногда причислялся к добродетелям.    Вопреки общепринятым представлениям, Захария и Елисавета были поистине праведными людьми (1:6; ср.: Прем. 4:1), и у еврейского читателя невольно возникали ассоциации с праведным Авраамом и Саррой,которая была не только бесплодна, но и слишком стара, чтобы родить ребенка.     1:8,9. Священников и левитов было гораздо больше (возможно, 18 тыс.), чем требовалось для служения в храме, поэтому они по жребию избирались на определенные Храмовые службы по очереди (помимо служения на трех главных праздниках, они были заняты около двух недель в году). Учитывая, что священников было так много, каждый из них имел возможность служить в храме, как записано в 1:9, только раз в жизни; и это стало особым случаем для Захарии.    Каждение (воскурение фимиама; Исх. 30:7,8) было обычной процедурой в храмах Ближнего Востока в древности, возможно, для уничтожения запаха горелого мяса жертвенных животных в закрытом помещении. Каждение предшествовало принесению утренней жертвы и завершало вечернее жертвоприношение. Постоянный служитель храма подавал знак о начале жертвоприношения и удалялся; священник возлагал благовоние на жертвенник каждения, падал ниц и затем сразу же должен был удалиться (ср.: 1:21)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Острые темы евр. библейского повествования в «Завещании Иова» смягчаются: Иов не ропщет и стойко переносит страдания ( Besserman. 1979. P. 49). Совершенно иную роль играют его друзья: Иов защищает представление о Божественной справедливости (Test. Job. 38. 1-8), а его друзья сомневаются. Отрицательно изображен в «Завещании Иова» Елиуй (близко к мнению раввинов: Акива отождествляет Елиуя с языческим прор. Валаамом, врагом Израиля - Иерусалимский Талмуд. Сота. 5. 30d). Если прощение 3 друзей Иова упоминается в апокрифе (Test. Job. 42. 7-9), то прощение Елиуя нет. В «Завещании Иова» есть и др. дополнительные детали: Иов играет на инструментах и поет, чтобы подбодрить слуг (Test. Job. 14. 1-5), дарит 2 дочерям муз. инструменты (Test. Job. 52. 2). Женщины изображены только отрицательно ( Clines. 1989. P. CV-CVI). Служанки Иова и его жена просят о хлебе для Иова, но в то же время обворовывают его. «Завещание Иова» заметно повлияло на дальнейшую лит. рецепцию образа Иова как щедрого праведника ( Baskin. 1981. P. 30): он не раздает поровну свое имущество детям (как в MT), возможно, это уже не было принято в то время, когда создавалось «Завещание...». Сыновья получают собственность, а дочери - магический пояс, к-рый «Господь из бури» дал Иову после его исцеления. Включение книги в список еретических книг в Декрете папы Геласия (Decret. Gelas. 6. 4: Liber qui appellatur Testamentum Job, apocryphus) не обязательно свидетельствует о ее распространении на Западе. О связях «Завещания Иова» и раввинистической лит-ры см.: Baskin. 1981. P. 30-32, 140; о связи «Завещания Иова», LXX и таргума Иова см.: Delcor M. Le Testament de Job, la prière de Nabonide et les traditions targoumiques//Bibel und Qumran: Beitr. zur Erforschung der Beziehungen zwischen Bibel- und Qumranwissenschaft/Hrsg. S. Wagner. B., 1968. S. 63-73. Филон Александрийский редко использует И. к. В соч. «О толковании законов» он парафразирует Иов 1. 21: «...ибо нагим ты пришел и нагим уйдешь; а время между рождением и смертью ты принимаешь от Бога для пользы (χρσιν)» ( Philo.

http://pravenc.ru/text/578206.html

41 Все живые существа питаются дарами Божиими и даже имеют жизнь вполне зависимую от Бога, и эта зависимость их от Бога самая полная, так что если Господь, во гневе Своём, не обратит внимания на незаслуживающих его, то на них вдруг обрушится множество всяких зол и несчастий, от которых они станут страдать, например, в неурожае и бездождии, а если Бог возьмёт от них дух, оживляющий их, то они и совершенно исчезнут с лица земли и превратятся в ничтожную пыль. «Если бы Бог обратил Своё сердце к Себе… вдруг бы погибла всякая плоть и человек возвратился бы в прах», говорит пророк Иов ( Иов.34:14–15 ). Таким образом, всё находящееся в мире и весь мир держится Богом по Его любви к миру и не только держится, но и обновляется, наполняясь разнообразными, новыми живыми существами. 42 В Пс.103:30 говорится образно о действии животворной Божественной силы, являющейся в смене поколений всех живых существ, населяющих землю, а также, растений, произрастающих на её поверхности. Но может быть, пророческий взор устремлялся здесь и к новой земле, где вечная правда живёт. Что Бог каждому существу даёт дух, – об этом также говорит пр. Иов ( Иов.33:4 ). 43 Указавши новые создания, существование которых дает очевидный повод к прославлению Бога, и особенно указавши на всеобъемлющее промышление Божие, священный певец снова делает некоторого рода заключительное славословие, изъявляя вместе с этим ещё желание, чтобы не только все, видя красоту мироздания, восхищались им, но радовался бы им и Сам Бог . Однако должно твёрдо помнить, что Бог не может радоваться о Своих созданиях, видя их несовершенство, уклонение от поставленной им Богом цели и изменение совершенств их к худшему. В таком случае Он являет знамения Своего гнева. И вот являются землетрясения, извержения огнедышащих гор, истребляющие всё, чего касаются эти страшные явления природы. Землетрясения представляются бывающими от взгляда Божественного, а вулканические горные извержения от одного Его прикосновения. Так образно представляется всё это для того, чтобы показать, как всё это бывает легко сделать Всемогущему. Ещё образнее произведение землетрясения и извержения представляется в следующих словах пророка Давида: «Потряслась, всколебалась земля, ибо разгневался Господь. Поднялся дым от гнева Его, из уст Его огонь поедающий; горячие угли сыпались от Него» ( 2Цар.22:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Каноническая часть книги состоит из пролога (1–2 глл.), диалога Иова с тремя друзьями (3–21 глл.), речей Елиуя, четвертого друга, (32–37 глл.), речей Господа 42:6) и небольшого эпилога (42:7–17). Пролог (1–2 глл.) написан прозой. В нем сначала говорится о благочестии и счастье Иова, далее о том, как Бог попустил сатане, клеветавшему на Иова, изображая благочестие его корыстным, испытать праведность Иова бедствиями. Диалог Иова с друзьями (3–31 глл.) в еврейском тексте написан в стихотворной форме и поэтому в литературе называется «поэтическим диалогом». Он заключает в себе три цикла речей: (1) глл. 4–14; (2) глл. 13–21; (3) глл. 22–31. Каждый из собеседников говорит в порядке очередности по старшинству: сначала Елифаз, потом Вилдад, далее Софар. Иов отвечал на речь каждого из друзей. 1–й цикл речей (4–14 глл.) Речь Елифаза 4–5 глл. Ответ Иова 6–7 глл. Речь Вилдада 8 гл. Ответ Иова 9–10 глл. Речь Софара 11 гл. Ответ Иова 12–14 глл. 2–й цикл речей (4–14 глл.) построен так же, как и 1-й Речь Елифаза 15 гл. Ответ Иова 16–17 глл. Речь Вилдада 18 гл. Ответ Иова 19 гл. Речь Софара 20 гл. Ответ Иова 21 гл. 3–й цикл речей (4–14 глл.) имеет особенности: Речь Елифаза 22 гл. Ответ Иова 23–24:17, 24, 25. Речь Вилдада 25 гл. Ответ Иова 26:1–4; 27:1–12. Речь Софара 27:12–23; 24:18–24. Глл. 29–31 содержат отдельные речи Иова, обращенные ко всем трем друзьям, в которых Иов высказывает некоторые положения, отчасти противоположные его тезисам, высказанным в 1-м и 2-м циклах. Глава 28 не принадлежит диалогу; в ней, подобно Притч. 8–9 глл., говорится о Премудрости, поэтому ее называют «Поэмой Премудрости». Речи Елиуя (32–37 глл.), младшего из друзей. Они тоже носят риторический характер и написаны в поэтической форме. Елиуй предвосхищает некоторые положения следующих далее речей Господа. Речи Господа 42:6). Вводятся также внезапно, как и речи Елиуя, прерывая речи последнего. В этих речах, изложенных в вопросительной форме, приводится мысль о действии в мире всемогущего и всеблагого Промысла Божия и о непостижимости путей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

3) Речи Бога и оба ответа Иова – если не считать 40:1 (диттография, т.е. повтор того же самого, в данном случае 40:3) – носят целостный характер (38:1–39:30, 40:2 + 40:3–5 и 40:6–41:28 + 42:1–6) и относятся к первоначальному составу поэмы об Иове (F. Stier; R. Gordis; O. Keel). 4) Первоначально самостоятельная поэма завершалась одной речью Бога 5, 19, 26 слл.). Вторичная редакция А устранила речь Бога, вторичная редакция В заменила ее стихами 40:6–14, а вторичная редакция С заменила ее речами Элиу, и лишь в окончательном варианте в масоретский текст были включены тексты из всех четырех редакций (V. Maag). 5) Первоначальная речь Бога состояла из 38:1–39:30, 40:15–41:3, 40:2, 8–14, к ней примыкал затем ответ Иова 40:3–5, 42:2, 3b, 5 слл. (K. Budde). По–настоящему проблематично с точки зрения когерентности только то введение к речи, которое содержится в 40:1. Здесь имеет место либо позднее исправленная диттография со стихом 40:3, либо стилистическая фигура inclusio 59 38:1/40:3, указывающая на завершение первой речи Бога (иначе у Й. ван Оорсхота). Согласно О. Келю (O. Keel), две речи Бога относятся к двум разным упрекам. Первая отвечает на упрек Иова (см. особ. гл. 3), что земля представляет собой хаос, ссылкой на Бога-Творца (38:4–38) и изображением «Повелителя зверей» (38:39–39:30), доказывающими, что в мире существует порядок, хотя в нем действуют и силы хаоса. Вторая речь Бога касается упрека, особенно ярко выраженного в 9:24 и состоящего в том, что земля предана в руки преступника; ответ на этот упрек – в доказательстве справедливости Яхве, состоящем из указании на то, что Яхве постоянно ведет борьбу против нечестивцев (40:9–14) и олицетворяющих зло фигур бегемота и левиафана (крокодила) (40:15–41:26). (4) В том, как следуют один за другим два ответа Иова, можно обнаружить развитие. В первом ответе (40:3–5) он заявляет, что не желает больше продолжать такие речи, какие он вел раньше. «Испытанного, увиденного и услышанного довольно для того, чтобы признать новую ситуацию и временно отказаться от прежней роли обвинителя» (K. Engljähringer 181). Во втором ответе (42:1–6) Иов делает еще один шаг, отказываясь и от того, что он говорил прежде. «На фоне нового опыта Иов видит свою правоту по отношению к Богу в ином свете» (K. Engljähringer 183). 2.4 Исторический контекст

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Если же в приведенных словах имеются в виду отступившие от Бога израильтяне, то совершенно невозможно исключать их из понятия , так как стихи 37–39 имеют ближайшее отношение к 36 стиху. Итак, по нашему мнению, выражение обнимает собою израильский народ во всей его целости, т. е. как верных сынов Израиля, так и отступивших от Бога. Уяснив смысл выражения , или «народ Его», мы можем теперь определить, в каком смысле употреблено в рассматриваемом нами стихе выражение , или «будет судить». Как выражение обнимает собою нечестивых и благочестивых сынов Израиля, так и выражение обнимает собою, с одной стороны, понятие суда как наказания нечестивых, а с другой – понятие суда как оказания правосудия благочестивым, которые притесняются от нечестивых. Только чрез наказание и уничтожение нечестивых Господь может оказать правосудие благочестивым. «Суд над народом Его» говорит Кейль, состоит не только в том, что Господь наказывает язычников, которые притесняют израильский народ, но также в том, что Он наказывает нечестивых в Израиле, которые угнетают благочестивых 19 . «И над рабами своими умилосердится» ( Пс.134:14 ). Кого нужно разуметь под рабами Господа? Рабом Господа , по библейскому словоупотреблению, называется во-первых, тот, который почитает Господа и служит Ему ( Неем.1:10 ; 1Ездр.5:11 ; Дан.6:20 ). В этом смысле рабами Господа называются благочестивые почитатели Его, как напр. Авраам ( Пс.104:6, 42 ), Иисус Навин ( Нав.24:29 ; Суд.2:8 ), Иов ( Иов.1:8, 2:3, 42:8 ), Давид ( Пс.17:1, 35:1, 88:4, 21 ). Во множественном числе это название употребляется по отношению к благочестивым почитателям Бога вообще ( Пс.112:1, 65:8, 9:13–15 ). Во-вторых, рабом Господа называется посланник Бога, на которого Он возлагает известное дело. В этом смысле называется рабом Господа царь Вавилонский, как орудие в Его руках ( Иер.25:9, 27:6, 43:10 ). Но большею частию название «раб Господа» в этом смысле употребляется по отношнию к возлюбленным Богом, верным Его посланникам. В этом смысле называются «рабами Господа» пророки ( Ам.3:7 ; Иер.7:25, 25:4, 26:5, 29:19, 35:15 ), в частности Моисей ( Втор.34:5 ; Нав.1:1 ), Исаия ( Ис.20:3 ), Мессия ( Зах.3:8 ), ангелы ( Иов.4:18 ). Часто оба понятия, соединяемые с этим названием, употребляются вместе, именно по отношению к Израилю ( Ис.41:8, 9, 42:19, 44:1, 2, 21, 45:4, 48:20 ), причем, берутся здесь во внимание только благочестивые израильтяне, или истинные сыны Израилевы ( Ис.43:10, 49:3 ), и между ними прежде всего пророки ( Ис.42:1, 44:26, 49:3, 5, 52:13, 53:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pesn-m...

Смысл этого величественного образа есть, очевидно, тот, что существо Божие непостижимо, что человек может созерцать только славу Божию, т.е. только внешние обнаружения свойств Его в природе и человеке. Таков именно характер и представляет собою ветхозаветное учение о свойствах Божиих. Оно поставляет их или в независимости от условий времени и пространства, т.е. в вечности ( Втор.32:40 . Пс.89:3 . Ис.40:28 . Иер.10:10 ), самобытности ( Исх.3:13–14 . Ис.43:10 . Пс.35:10 ) и вездеприсутствии ( Быт.31:44 . Быт.28:15 . Втор.4:39 . Пс.138:7–10 . 3Цар.8:27 ), или, по соотношению с духом человеческим, во всеведении Божием ( Быт.16:13 . 1Цар.2:3 . Иер.10:10 . Пс.37:10 . Иов.28:24 ), в самоизволении ( Притч.21:1 , Иов.23:13 . Иер.27:5 . Дан.4:32 ), всемогуществе ( Быт.18:14 . Пс.88:9 . Пс.23:10 . Иер.32:18 . Иов.42:2 ), истинности, неизменности ( Пс.30:6 . Иер.10:10 . Пс.24:10 . Числ.23:19 ), правде, правосудии ( Быт.18:25 . Пс.10:7 . Пс.9:9 ) и в благости Божией ( Пс.103 . Пс.135:25 . Пс.144:16 . Пс.117:1 . Пс.102:8 ). Особенно характерно в ветхозаветном учении название Бога „святым“. Оно усвоено Себе Самим Богом и положено в основу всей ветхозаветной религии. Святы будьте, говорит Господь чрез Моисея народу, ибо свят Я, Господь Бог ваш ( Лев.19:2 ). Обозначая словопроизводством своим 261 нечто выделенное, отрешенное, светлое ( Ис.10:17 ), чистое ( Лев.10:10 ), оно указывает на отрешенность Божества, во-первых, от всего тварного, от всего того, что не Он ( Исх.15:11 , 1Цар.2:2 ) и, во-вторых, от всякой тварной нечистоты ( Лев.11:44, 21:8 ). Все, поэтому, греховное, нечистое находит в нем, как святом, строгого для себя обличителя. Вознесется, говорит пророк Исаия, Господь Саваоф в суде и Бог Святый прославится в правде ( Ис.5:16 ). Здесь причина казни Содома и Гоморры ( Быт.18 ). Будучи, по Своей святости, праведен и правосуден, Он есть, в то же время, и милостив. Он обещает пощадить нечестивые города ради десяти даже в них праведников ( Быт.18 ). Он Сам приходит на помощь человеку и дает ему освящающие его средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010