Все знают начало и конец истории Иова: после всех своих бед, к нему обращается Сам Бог; когда Иов покаялся в надменности и гордыне, Бог благословляет его еще большее, чем в прежние дни. Что же касается произошедшего до и во время разговора Иова с Богом и полученных им при этом уроков – это вспоминается не так часто. Вся Книга Иова ведет к тому моменту, когда Сам Бог призывает его к ответу, предоставляя ему аудиенцию, которой он требовал. Наверное, это предупреждение для нас, чтобы мы хорошо обдумывали наши требования! В каком-то смысле, разговор принял форму итогового экзамена. Бог начинает с заявления, что теперь задавать вопросы будет Он, а Иов – отвечать (38:1–3). Как ни как, Иов знал немало (38:4–5). Уже первый вопрос должен был сразу показать Иову, что он явно выступает не в той весовой категории. Бог спрашивает Иова, могли тот сотворить мир (38:4–11). Другие вопросы затрагивали способности Иова передвигать звезды (38:31–33) или править царством животных (39). К этому моменту Иов начал осознавать величие Бога, ежедневно управляющего всем во вселенной. Однако это были еще не все вопросы Бога – в экзамен входила и сложнейшая из всех проблем. Он потребовал от Иова объяснить наличие в мире зла, о котором тот сам ранее спрашивал (38:12–15; 40:3–8). Невероятно, но Бог утверждал, что если Иов сможет дать ответ на эти вопросы, то Господь мира признает, что Иов может сам спасти себя (40:9). К этому времени Иов достаточно услышал и увидел. Он уже признал, что сказать ему больше нечего (39:34–35). В результате разговора, которого он искал, Иов с уверенностью заявил, что Бог всемогущ (42:1–2). Этот вывод уже звучал ранее из уст и Илиуя, и Господа, по-видимому, до того, как Иов признал это 428 . Беседы с Илиуем и с Господом буквально полны важных уроков, которые Иов должен был получить и принять во внимание 429 . (1) Иову не следовало утверждать свою собственную праведность перед Богом, тем более – в возмущенном и презрительном тоне (32:2,5–7; 39:34; 40:3; 42:5–6). (2) Не следует винить Бога, когда Он считает нужным хранить молчание (34:29; 35:12–16). (3) Бог действует многими способами, даже тогда, когда человек этого не замечает (33:14; 38:1). (4) Бог лично заботится о нуждах Людей (34:21–22; 42:12).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

Удивительный Соломон в книге «Иов» говорит как бы от лица Божия: «Препояшь как муж чресла твои, Я буду спрашивать тебя, а ты отвечай Мне: Где ты был, когда Я основал Землю? Ответь Мне, если знаешь, что такое разум» ( Иов.38:3,4 ); «Когда появились звезды, восхвалили Меня громким голосом все ангелы Мои и воспели» ( Иов.38:7 ); «Я заградил море воротами» ( Иов.38:8 ); «положил ему пределы» ( Иов.38:10 ); «И сказал ему: до сих пор дойдешь и не перейдешь, но в тебе сокрушатся волны твои» ( Иов.38:11 ); ответь мне: Ты ли, взяв прах с земли, создал животное и говорящим поставил его на Земле? (ср. Иов.38:14 ); «По следам бездны ходил ли ты? Отверзаются ли тебе со страхом врата смерти, привратники же адские, увидев тебя, ужасаются ли?» ( Иов.38:16– 17 ). В ответ Господу Иов говорит: «Знаю, что Ты все можешь, нет для Тебя невозможного ничего» ( Иов.42:1–2 ); «Слухом уха слышал я о Тебе прежде, ныне же око мое видело Тебя» ( Иов. 42:5 ). Обрати внимание на следующее: как Давид одним броском из пращи сокрушил голову неодолимого и непобедимого варвара того, Голиафа (см. 1Цар.17:40–50 ), так и всю вашу твердыню одно это изречение разрушило. Все прочие слова, то есть: «Где ты был, когда Я основал Землю?», и «Когда появились звезды, восхвалили Меня громким голосом все ангелы Мои и воспели», и «Я заградил море воротами», и «Ты ли, взяв прах с земли, создал животное и говорящим поставил его на Земле?», – несомненно представляют все сотворившего Бога. А вот слова «Отверзаются ли тебе со страхом врата смерти, привратники же адские, увидев тебя, ужасаются ли?» к кому можно отнести, если не к распятому по плоти Богу, увидев которого, адские стражи, демоны, ужаснулись и, как воск при виде огня, по словам Давида, растаяли и, как дым, исчезли (ср. Пс.67:3 )? Ведь Он имел как будто неодолимую для них власть, и Он повелевал, а они исчезали, а те, кем они владели, от уз освобождались. Также и хозяевам ада Он нанес тяжелую рану, властно схватив их, связав и сковав неразрешимыми оковами. С этими изречениями согласуются слова Давида, поющего: «Плоть моя найдет пристанище в надежде, что Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть истление» ( Пс.15:9,10 ), – слова, предсказывающие посмертное схождение Христа в ад и последовавшее затем воскресение Его со властью. Ибо у кого, кроме Христа, из тех, кто умер за все века, не растлилось тело? Его же тело, претерпев гибель, то есть отделение от обитавшей в нем умной души, нисколько не подверглось разрушению или распаду. Ибо Он восстал на третий день, как из утробы морского зверя Иона, тоже прообразующий Его погребение и тридневное воскресение (см. Мф.12:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Еще одна особенность богословской редакции И. к. LXX определена стремлением смягчить или снять описания неподобающей в отношении к Богу дерзости человека (напр., Иов 10. 2, где в евр. тексте Иов просит объяснить причину его несчастья, в LXX он просто задает вопрос; ср.: Иов 1. 5; 5. 8; 22. 17; 31. 35-37; 40. 8). Смягчены, напр., нек-рые формулировки идей (в Иов 16. 21а переводчик снимает идею конфликта непосредственно с Богом, переводя предлог   как с в значении «против», ναντι как перед, в присутствии), антропоморфизмы, подчеркивается трансцендентность Бога (Иов 4. 9; 9. 14-15; 10. 4; 13. 3, 9, 22; 14. 3) ( Gard. 1952. P. 91-92; Fohrer. 1963. P. 56). LXX подчеркивает надежду на воскресение мертвых (ср.: 3. 21; 4. 20; 5. 11; 6. 10; 7. 9; 14. 14, 22; 40. 1; особенно в приписке 42. 17a: «...написано, что он (Иов.- Авт.) опять восстанет с теми, коих воскресит Господь»). Т. о., существенно изменяется образ самого Иова: он уже не тот, кто восстает против Бога, но смиренный страдалец, к-рый надеется на посмертное вознаграждение. В LXX помимо Иов 42. 17 есть и др. дополнения, существенно повлиявшие на развитие позднейшей традиции ( Dell. 1991. P. 13): о роли жены Иова в его истории (Иов 2. 7-9, 11), об Иове, покрытом червями и сидящем на навозной куче вне города (в евр. тексте он сидит в пепле и не уточняется, в городе или за его пределами), указание на то, что его утешители были царями. В Книге Товита в переводе Вульгаты По образцу жизни Иова изображена жизнь Товита - благочестивого иудея, уведенного в плен ассирийцами. В Ниневии он, подобно Иову (Тов 2. 10-23), подвергался испытаниям. Как и последний, Товит благочестив, в страданиях сохраняет терпение; большую роль в его судьбе играет жена, а его мнимые утешители, как и в истории Иова, задают богохульные вопросы. Страдания Товита приводят его, как и Иова, к разладу с женой. Молитва Товита (Тов 3. 1-6) напоминает молитву из Иов 7. 15: Товит так же, как Иов, просит смерти, чтобы прекратить страдания. В Кумране И. к. представлена 4 фрагментарными рукописями из 2-й и 4-й пещер.

http://pravenc.ru/text/578206.html

(5) Не следует обвинять Бога в наличии зла в мире; исключено, чтобы Бог действовал несправедливо (34:10,12,17; 38:12–15; 40:3–9). (6) Человек должен доверять не своим собственным знаниям (34:35; 37:5,24; 38:2,4,18; 34:9; 39:2; 42:3), а Богу (35:14; 42:1–6). (7) Следование за Богом – благо (34:9; 42:5). (8) Нечестивый попадает под осуждение, а праведник получает награду (34:11; 36:16–17; 42:12). (9) Невозможно постигнуть пути Бога (37:5:23–24; 38:2–39). (10) Человек должен славить Бога (36:24; 37:14; 38:4). Иов столкнулся со своими проблемами лично, экзистенционально. Он был лишен удовольствия рассмотреть их теоретически, со стороны – он вынужден был пережить ее. Поэтому, все, что он узнал, весьма поучительно. К какому же заключению он пришел? С самого начала испытаний, Иова больше всего волновали причины его страданий. Интересно, что так и не получил ответа на этот вопрос – Бог не включил его в Свой экзамен. Несколько раз Бог требовал от Иова разрешить проблему зла и страдания, но ответ так и не был дан. Возможно, это имеет некое значение. Филип Янси считает, что Иов не смог бы понять ответ, даже если бы Бог его дал. Для Бога объяснить Иову секрет зла – то же самое, что пытаться объяснять теории Эйнштейна моллюску! 430 Какова бы ни была та причина, по которой ответ так и не был дан, ясно одно: Иов в итоге не почувствовал себя неудовлетворенным. Почему? Потому что он понял, что Бог может все, в том числе держать зло под контролем. Признав всемогущество Бога, Иов признал также, что проблема была в нем самом – он сомневался в том, что не понимал (42:1–3). Под влиянием того, что стало понятно ему во время выяснений отношений с Богом, Иов раскаялся (42:6). Итак, Иов принял непростое решение. На основании имеющихся теперь у него знаний о Боге он решил, что может доверять Ему в отношении того, чего еще не понимал. Он успокоился, хотя так и не узнал причины своих страданий. Заметим, что к заключению он пришел, все еще страдая, до того, как Бог благословил его (42:10–17). Во этом заключается важный принцип, который должны знать все верующие. Можно найти объяснение присутствию страдания и зла – замечательно. В Писании, как мы убедились, много таких случаев. Когда же мы это понять не в состоянии понять, или же Бог хранит молчание, мы все равно должны доверять Ему, поскольку этому учат нас наши знания о Нем. В конце концов, мы – существа ограниченные, почему же зачастую мы ведем себя так, будто все обстоит иначе? Во вселенной многое не подвластно нашему пониманию. Уроки Иова

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

Но драма еще не завершилась. История требует заключительного аккорда. Конфликт между Иовом и тремя друзьями все еще существует. (Элигу осмотрительно исчезает из повествования!) Кроме того, Бог недоволен друзьями Иова, потому что они говорили не верно (ПЮЗ, нхонах, «не правдиво», 42:7). Как не смешно, но теперь Иов должен играть роль посредника («искупителя») для своих друзей (42:8:9). «И когда Иов помолился за друзей, Господь вернул ему благополучие: Господь дал Иову вдвое больше, чем было у него прежде» (42:10). Может показаться, что этот стих противоречит всей истории Иова, ведь до сих пор утверждалось, что доктрина божественного воздаяния, по которой Господь наказывает злых и воздает праведным по заслугам, неправильно толкует отношения человека с Богом. Но идея этого стиха в том, что Бог – это Царь и Правитель всей вселенной, Он имеет право давать и отбирать, проклинать и благословлять по своему усмотрению, и поэтому Он имеет полное право удвоить состояние Иова. «Господь благословил оставшиеся годы Иова больше, чем прежние» (42:12). Поскольку Иов был безгрешен (1:1,8,22, 2:3:10), горе, свалившееся на него, не было наказанием за грех . Характер Иова был без изъяна и страдания были посланы ему не ради исправления или укрепления характера. Иов сохранил свою невиновность даже после упреков жены, троих друзей и юноши, которые верили в «божественное воздаяние». Даже в присутствии Бога Иову удалось остаться праведным, хотя не без признания своего невежества: Иов не задумывался о том, как Бог управляет вселенной. Итак, Иов смирён, но воодушевлен новым «видением» Бога. У Иова больше нет «претензий» к Богу. Бог не только удвоил состояние Иова, но дал ему еще детей. Он не удвоил число детей, но три дочери названы самыми красивыми (означает ли это, что предыдущие три дочери были не столь красивыми?), а их наследство было таким же большим, как наследство братьев (42:1415). Итак, основная идея истории Иова состоит в следующем: «самый праведный человек на земле страдает от самых тяжких бед, что заставляет его пройти через крайнюю форму испытания веры». 625 Может ли свободный человек любить Бога «бескорыстно»? Иов ответил на этот вопрос в великом эпосе, который мы назвали «судебной драмой». Иов стал прототипом Христа, Который, вопреки Своему совершенству прошел через жуткую смерть, чтобы приобрести великую победу для людей всего мира. Богословские темы

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Но долгожданная личная встреча с Богом откладывается из-за появления Элигу (а что же касается Иова, то он опасается, что его клятвенное заявление может так и повиснуть в воздухе!). Элигу хорошо известно стремление Иова к открытию судебного процесса (32:9: «рассуждать справедливо»=«судебная тяжба» от мишпат). Он жестоко критикует Иова за выдвинутые аргументы (34:46.23, 35:2, 37:19). Но, поступая так, Элигу постепенно готовит Иова к неожиданному появлению Яхве, приход которого, по иронии, оказывается неожиданным для всех (37:23). Бог отвечает на просьбу Иова «из бури» (главы 3841). «Препояшь себе бедра, как муж! Я спрошу, а ты мне ответь» (38:3; ср. 40:7). Здесь для подготовки Иова к полемике с Богом используется метафора из «борьбы на поясах». Теперь Бог выходит на суд с Иовом (40:2; ср. 10:2, 13:6, 19, 23:6, 31:35, 33:13). Ключ к пониманию Божьего ответа Иову – использование слова мишпат. В то время как по отношению ко всему остальному в книге Иова это слово несет в себе смысл суда (юриспруденция), по отношению к Богу оно означает Его «власть» над вселенной (суверенитет). Таким образом, Бог заявляет о Своей справедливости перед Иовом (40:8), и Иов принимает заявление Бога (42:2). Бог – это Создатель и единоличный Властелин всей, созданной Им, вселенной. Он – Царь, и потому все вокруг принадлежит Ему, даже сам Иов и все его состояние. Иов вскрыл свое невежество и потому был смирён (42:3). То, чего так долго добивался Иов – встречи с Богом «лицом к лицу» – он получил: «О Тебе я прежде лишь слышал, а теперь своими глазами увидел» (42:5). В большинстве переводов Иов «раскаивается» в конце книги. Таков и новый перевод РБО: «Посему я от всего отрекаюсь, раскаиваюсь средь праха и пепла» (42:6). В свете нашей дискуссии, более подходящим был бы следующий вариант перевода: «Посему я отказываюсь (от своих претензий) и отвожу (свою жалобу), (сидя) на прахе и пепле». Иов все еще жив! Всемогущий Бог не отобрал у него жизни. Его «уверения в невиновности» приняты. «Действия Иова указывают на то, что он возвращается к нормальной жизни; он меняется, теперь он перестает добиваться справедливости и занимает место истца среди праха и пепла. Конфликт с Богом исчерпан, и Иов признает Яхве своим Господом». 624

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Иов же не может понять, почему на долю богобоязненного человека выпадают столь тяжкие испытания, тогда как «раздражающие» Бога пребывают во здравии и наслаждаются всеми благами жизни (12,6). Вопреки очевидному, Иов упорствовал в своей надежде, и надеждам Иова суждено было сбыться: он получает, наконец, возможность встретиться с Господом лицом к лицу, чего он так настойчиво добивался (13,15–18; 31,35–37). После того как Иов покаялся «в прахе и пепле», он понял, что велик и всемогущ Господь на троне Своем, что Он в конечном итоге вознаградит всякого, кто до конца останется твердым и непоколебимым в вере. Содержание книги, на первый взгляд, полностью подчинено осмыслению страданий праведника. Однако за этим глубокое исследование духовного развития человека на пути богопознания. Невозможно со всей определенностью утверждать, что автор описал процесс рождения человека свыше, однако неоспоримым является факт, что Иов от внешнего поклонения, исполнения заповедей и жертвоприношений приходит к внутреннему познанию Бога, апофеозом которого явилось откровение Божие и слова Иова: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (42,5). Содержание I. Пролог (1,1 2,13) А. Иов человек благословенный и богобоязненный (1,1–5) Б. Испытание Иова (1,6 2,13) 1 . Сатана обвиняет Иова (1,6–12) 2 . Иов хранит верность Богу, несмотря на постигшую его трагедию (1,13–22) 3 . Сатана вновь обвиняет Иова (2,1–6) 4 . Иов остается непоколебимым в вере, несмотря на физические страдания (2,7–10) 5 . Появление друзей (2,11–13) II. Диалог Иова с друзьями (3,1 27,23) А. Иов проклинает день своего рождения (3,1–26) Б. Первая часть диалогов (4,1 14,22) 1 . Речь Елифаза (4,1 5,27) 2 . Ответ Иова (6,1 7,21) 3 . Речь Вилдада (8,1–22) 4 . Ответ Иова (9,1–10,22) 5 . Речь Софара (11,1–20) 6 . Ответ Иова (12,1 14,22) В. Вторая часть диалогов (15,1 21,34) 1 . Речь Елифаза (15,1–35) 2 . Ответ Иова (16,1 17,6) 3 . Речь Вилдада (18,1–21) 4 . Ответ Иова (19,1–29) 5 . Речь Софара (20,1–29) 6 . Ответ Иова (21,1–34)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

38 на день битвы и войны. Ср. Нав. 10,11 ; Ис. 28,2 . 38 связать узел Хима и разрешить узы Кесиль..? Художественные образы, подразумевающие силы, удерживающие небесные созвездия в неизменной гармонии. Глава 39 39:1–30 Фрагмент написан образным, поэтическим языком; основная мысль всеведение и забота Божий, простирающиеся на все Его творение. Глава 40 40:1–2 Эти заключительные слова первой речи необходимо сопоставить с ее началом (38,2). Они возвращают нас к высказываниям Иова, которые он сделал в моменты сомнений. Иов не подавлен, его состояние можно назвать глубоким смирением. 40:3–5 Иов забыл о навязчивой идее получить оправдание. Теперь его очередь говорить, но он молчит, осознавая теперь свое место перед Всемогущим. 4041,34 Господь начинает Свою вторую беседу (40,6.7). Он приводит для Иова новую цепь рассуждений о Божией справедливости. В первом слове Бог открыл Себя как Господина природы, здесь же как Владыку над человечеством. 40:8–14 Еще раз Господь указывает на Свои чудеса в творении и говорит Иову о двух гигантских созданиях, называемых бегемотом и левиафаном. Их сила является иллюстрацией власти Господа над могущественными силами зла, которой Иов не обладал (ст. 14). 40:9 В первом слове Бога Иов увидел Господа-Творца, здесь же он видит Господа-Избавителя. 40 бегемот. Приведенная здесь форма древнееврейского слова подразумевает «животное, не подходящее под сравнение». Этот и другие образы (особенно ст. 19) следует воспринимать как гиперболу. 40 левиафана. Это описание представляет собой поэтическое повторение предыдущего (ст. 10–19), т.е. оба животных ипостаси нечестия. В Библии они не мифологические твари, но, подобно левиафану в Ис. 27,1 и Пс. 74,14 , представляют злые силы небесного и земного миров (ср. Откр. 12,13 ). Глава 42 Господь говорит Иову (Книга Иова 42,1). 42:2 Иов раскрывает свое знание Бога. См. статью «Вездесущий и Всемогущий». 42 теперь же мои глаза видят Тебя. Иов не мог видеть Бога, Который разговаривал с ним из бури (38,1; 40,6), это выражение имеет более глубокий смысл. Иов знал Бога со слов других, теперь же он испытывает Его живое присутствие в своем сердце и познает Его как Избавителя, а превыше всего как Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В решении этого вопроса ученые прежде всего обращали внимание на время жизни самого Иова. В жизни Иова все видели признаки древнейшего, патриархального времени и строя жизни: Иов, за отсутствием определенного священнического класса, сам приносил жертвы за себя и детей своих (1:5); за отсутствием также определенных судей или царей народный суд производился старейшинами народными (29:7–25); древнейшая форма звездопоклонства – целовние руки (31:27); употребление древнейшей, относимой Пятокнижием к патриархальному времени, монеты «кеситы» ( Быт.33:19 = Иов.42:11 ); в прибавление к книге Иова, заимствованном в греческих списках Библии из какой-то сирской книги (и без сомнения под влиянием Быт.36:10–34 ), Иов относится к древнейшим потомкам Исава, царям идумейским ( Иов.42:17 ); авторитет нравоучения заключается у старцев и в их мудрых изречениях (4:12;5:27;8:8); необычайная продолжительность жизни Иова (около 200 лет). На основании этих признаков полагали, что и писатель книги Иова, касавшийся столь отдаленного времени, сам должен жить в древнейшее время. Подобно тому, как в кн. Бытия описал патриархальные времена Моисей, так он же вероятно описал их и в кн. Иова. Тем более это вероятно, что следы этого мнения сохранились в иудейском (Baba Batra 14, a) и в христианском предании ( Ориген , Златоуст, Ефрем Сирин , Мефодий, Полихроний, Иероним). Кроме того, есть сходство и в языке между книгой Иова и Пятокнижием, ибо некоторые еврейские слова употребляются только в этих книгах и более нигде: (33:9= Иов.42:11 ); (молва, слух – 4:12–26= Исх.32:25 ); (ощупывать – 5:14= Втор.28:29 ); (глотать – 39:24= Быт.24:17 ); также некоторые одинаковые выражения встречаются в обоих писаниях, например, «доколе дыхание Его во мне и дух Его в ноздрях моих» (27:3= Быт. 2:7 ), «умер Иов, насыщенный жизнью» (42:17), как умирали еврейские патриархи ( Быт.15:15;25:8;35:29 ). Моисею, 80 лет проведшему в аравийской пустыне (40 лет в пастушестве и 40 лет вождем Евреев), возможно было получить сведения о живших в Аравии Иове и его друзьях. Итак, утверждали Карпцовий, Ейхгорн, Ян, Бертольд, книга Иова, по времени своего происхождения, должно быть отнесена к числу древнейших библейских писаний и принадлежит Моисею. В русской богословской литературе это мнение высказывалось Еп. Агафангелом (в толковании на книгу Иова) и в Христианском чтении за 1833 год, 3т. (автор не назван).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

15:12–13 Елифаз, видя перемену, происходящую в Иове, не понимает ее причин и приписывает гордости. Глава 16 16 жалкие утешители. Букв.: «утешители горя» или «беды», иными словами, утешители, которые причиняют вред. 16 что побудило тебя так отвечать? Иов осознает, что страх и незнание Бог заставляют Елифаза «так отвечать». 16 Он изнурил меня. Ср. Пс. 50,1–19; 87,17; 146,3 . 16 Я был спокоен, но Он потряс меня. Если бы Господь не «потряс» Иова, он бы сидел в покое (12,5) и никогда глаза его не узрели бы Бога (42,5). 16:19 Генезис этого заявления прослеживается в 9,1.19.33. Глава 17 17:3 Если прежде Иов призывал друзей быть ему свидетелями перед Богом, то теперь его приоритеты сместились. 17 сердце их от разумения. Имеются в виду мысли друзей Иова. 17:9 См. ком. к 13,26. 17:12 В 11,17 Софар обещал Иову, что Господь сделает его жизнь «яснее полдня», если он отвратится от зла. Здесь же Иов пародирует слова Елифаза. Глава 18 18:1–21 Вилдад, обращаясь к Иову, повторяет свою прежнюю теорию о несчастной судьбе, ожидающей грешника (ср. 8,8–19). 18 к царю ужасов. Образ смерти. Хананеи представляли смерть в виде божества, одна губа которого касается земли, а другая небес, так что миновать его не может ни одно существо. Глава 19 19:1–29 Иов проводит черту между тем, что он готов принять от Бога (2,10), и тем, чего не принимает от людей (ст. 4–6; 28). 19:6 Иов опять подчеркивает, что готов отвечать перед Тем, Кто «ниспроверг» его, но не перед людьми, на которых также есть суд (ст. 29). 19:8–20 Разъяснение к сказанному в ст. 6. 19 А я знаю, Искупитель мой жив. Слово Искупитель (евр.: гоэль) можно перевести как «поборник», «мститель», «гарант», «защитник» или «родственник-избвитель». Под Искупителем Иов подразумевает Посредника между собой и Богом. Ср. Ин. 11,24 . последний день. Эти слова не обязательно должны означать «конец времен», они могут быть переведены как «потом, впоследствии». В этом случае Иов имеет в виду конец собственной жизни и не знает, когда получит защиту, но ожидает ее в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010