598. Указания на Шеол и состояние умерших: Быт 37, 35; Числ 16, 33; 1 Цар 28, 13 сл; 3 Цар 2, 6; Ис 14 гл. 38, 9; Втор 32, 22; Иов 3, 13 сл; 7, 9 сл; 10, 21 сл.; 17, 16; 26, 5; Пс 29, 4; 87, 11; Иез 26, 20 и др. (см.: П. Страхов. Воскресение. Идея воскресения в дохристианском религиозно-философском сознании. М., 1916, с. 133; Galbiatti. Op. cit., р. 250; J. McKenzie. The Two-Edged Sword, p. 275). 599. Дан 12, 2; 2 Мак 7, 9, 26, 46; Прем 2. 600. Кениты обитали между Синаем и Аравией. Мадиамский священник тесть Моисея был кенитом (Суд 1, 16). Кениты присоединились к израильтянам и жили в южных областях, в пустынях Негеба (1 Цар 30, 29). Очевидно, им принадлежал палестинский город Каин, упомянутый в Книге Иисуса Навина (15, 57). См.: RFIB, v. I, p. 355. 601. Ср. родословие, данное в Быт гл. 5, и список шумерских допотопных царей ( Л. Вулли. Ур Халдеев, с. 251). 602. См. выше гл. 5. 603. Быт 6, 4. 604. См., напр., А. Лопухин. Библейская история, т. I. СПб., 1889, с. 160. Для этой цели некоторые переводчики переводят слова «бене-хаэлогим», как «люди Божий» (Тора. Берлин, 1872, с. 12. Пер. Л. Мандельштама). 605. Пс 28, 1; 88, 7; Иов 1, 6; 38, 7. См.: Р. Киттель. Цит. соч., с. 107; H. Ringgren. Israelite Religion, p. 96; G. von Rad. Old Testament Theology, I, p. 155. 606. Сравнительное изложение сказаний о Потопе см. в кн.: Д. Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете, 1931, с. 46. Очевидно, шумерское сказание послужило прототипом для вавилонского и греческого и, м. б., даже индийского. 607. Современное состояние вопроса освещено в кн.: Л. Зайдлер. Атлантида. М., 1966; Н. Жиров. Атлантида. М., 1957. В этой книге разобрана геологическая сторона вопроса; Его же. Основные проблемы атлантологии. М., 1964. Там же дана и обширная библиография; Популярные книги: Е. Андреева. В поисках затерянного мира (Атлантида). Л., 1961; А. Горбовский. Старые загадки истории и новые гипотезы. — «Наука и жизнь», 1963, (есть отдельное издание). 608. Перевод и комментарии фрагментов даны в кн.: С. Крамер. История начинается в Шумере, с. 175

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

2083. Ср.: Быт. 25. 27–34; 27. 29. 2084. Ср.: Быт. 37. 28; 41. 42–43. 2085. Ср.: Ioseph 4. 20. 2086. Ср. Быт. 39. 7–12. 2087. Ср.: Еф. 6. 16. 2088. Ср.: Быт. 41. 31–36. 2089. См.: Быт. 47. 20–21. 2090. Ср.: Быт. 47. 22. 2091. Ср. у Филона, omn. prob, liber 6. 38: «Я, по крайней мере, часто видел, как девчонки–рабыни, хорошенькие и речистые, при помощи этих двух средств: красоты и умения красиво говорить — порабощали своих хозяев». Свт. Амвросий мог иметь в виду и современный ему пример: поэта Авзония, воспевавшего в стихах свою рабыню–госпожу, молодую германку Биссулу. 2092. Ср.: 2Езд. 4. 29–31. 2093. Ср. у Филона (omn. prob, liber 6. 37). 2094. Ср. у Вергилия, Aen. 12, 6–7: gaudetque comantis/excutiens ceruice toros. 2095. Ср. у Филона (omn. prob, liber 6. 40). 2096. Tabulae auctionales — регистры продаж на аукционе. 2097. Ср.: Притч. 22. 7. 2098. Ср.: Мф. 25. 15; 6. 20. 2099. Ср.: Пс. 11. 7. 2100. Ср.: spir. s. 1. 7. 2101. Ср.: 1Кор. 7. 23. 2102. Ср.: 1Петр. 18. 19. 2103. Ср.: Втор. 21. 12–14. 2104. Жест поднятия пальца на торгах означал решение покупателя что–то купить. 2105. Ср.: Притч. 22. 7, Однако текст, приводимый свт. Амвросием, не совпадает ни с Вульгатой, ни с Септуагинтой. 2106. Имеется в виду процедура manumissio uindicta, когда раба, отпускаемого на волю, ликтор ударял преторским жезлом, называемым uindicta. 2107. Ср.: Рим. 2. 14. 2108. Ср.: Рим. 2. 15. 2109. Ср.: Рим. 10. 8; Втор. 30. 14. 2110. Ср.: 1Кор. 9. 20–22. 2111. Ср.: 1Кор. 9. 24–27. 2112. Ср.: Кол. 2. 15; Еф. 2. 2. 2113. Ср.: у Филона omn. prob liber: 3. 17–19. 2114. Ср.: Иов. 25. 5. 2115. Ср. у Филона, omn. prob, liber 3. 19: «Прозвучит тот Софоклов стих, ничем не отличающийся от оракулов Аполлона: Правит мною Зевс, из смертных же никто» (см.: Софокл, фр. 688. 3 — Aristot. Eth. Eud. Bekker, p. 1242a, 37). 2116. См.: Пс. 50. 8. 2117. Ср. у Филона, onin. prob, liber 3. 19: «На самом деле лишь тот свободен, кто вождем над собою ставит единого Бога, и, по моему мнению, он сам вождь для остальных, облеченный земной [властью], словно бы наследник великого царя, смертный — бессмертного».

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Во 2-й день Господь сотворил тверд или видимое небо. «И рече Бог: да будет твердь посреде воды и да будет разлучающи посреди воды и воды, – и бысть тако. И сотвори Бог твердь. И нарече Бог твердь небо». ( Быт.1:6–8 ). Твердью названо небо – или воздушное пространство, над нами находящееся, – потому что на нём как бы утверждены небесные светила, солнце луна и звезды. Какой прекрасный вид представляет свод небесный – с сияющими на нём звёздами – в ясную ночь! О, – сколь мы должны быть, бр., благодарны к Своему Создателю, Который с такой любовью к нам устроил земное жилище наше, – и окружил нас таким приятным видом! В третий день по повелению Божию, вся вода, которой покрыта была земля, собралась в свои места, – и явилась суша. «И рече Бог: да соберётся вода, яже под небесем в собрание едино, и да явится суша. И бысть тако». ( Быт.1:9–11 ). Тогда же земля, – по слову Божию, – стала произращать всякую зелень, траву и древа плодовитые. «И рече Бог: да прорастит земля былие травное... и древо плодовитое. И бысть тако». ( Быт.1:11–13 ). «Представь себе, говорит Св. Василий Великий , что по краткому изречению Божию, холодная и бесплодная земля вдруг оплодотворяется, рождает, и как бы сбросив с себя печальную одежду, облекается в светлую ризу, веселится своим убранством, производит тысячи растений». (Шестодн.). В четвертый день Бог сотворил светила небесные: солнце, луну и звёзды». И рече Бог да будут светила на тверди небесней». ( Быт.1:14 ). И по одному сему творческому глаголу заблистали бесчисленные светила небесные. Тогда Ангелы Божии, – в изумлении от этого нового восхитительного зрелища, – воспели славу Творцу всемогущему ( Иов.38:7 ). В пятый день, – по слову Творца, – являются на земле первые обитатели, – первые живые существа, рыбы и птицы. «И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, – птицы, летающие по земли, – по тверди небесной: и бысть тако». ( Быт.1:20 ). Бог сотворил начатки различных пород рыб и птиц, а необъятное размножение их произошло от данного им благословения Божия. Каждая порода и теперь продолжает свой род неизменно, не смешиваясь с другими. Что же этим доказывается? То, что мир создан и управляется Богом по неизменным законам, а не случайно, как думают некоторые. «Бойся, – говорит св. Василий Великий , – чтобы тебе не сделаться неразумнее рыб чрез противление законам Творца».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Примечания. 8 По поводу слова трезвитесь см.: 1:3 и 4:7. Бодрствуйте: здесь примечательная параллель со словами Иисуса, обращенными к Петру ( Мф. 26:41 ; Мк. 14:38 ). Противник (греч. antidikos) – перевод евр. слова satan, которое использовалось для обозначения «противника душ», сатаны (напр.: Иов. 1:6 ). Здесь, как и в других местах, сатана – это тот, кто приносит страдания и провоцирует преследования, испытывая и, по возможности, разрушая веру детей Божьих. Петру было хорошо это известно (см.: Мф. 16:23 ; Лк. 22:31 ) Диавол – греч. слово, означающее «клеветник». В своем стремлении подорвать веру дьявол клевещет Богу на человека ( Быт. 3:1,4,5 ), а людям на Бога ( Иов. 1:9–11; 2:4,5 ). Выражение как рыкающий лев находит свою параллель в мысли, заложенной во фразе «обошел землю» ( Иов. 1:7; 2:2 ). 9 Противостойте: совет, аналогичный данному Иаковом (4:7), как вести себя с дьяволом (ср.: 6:11–17). Нельзя потворствовать плотским наклонностям своей натуры ( 1Тим. 6:11 ; 2Тим. 2:22 ). Словом твердою описывают сопротивление материала. Вера при этом не поможет быть поверхностной, потому что цель врага – путем преследований заставить человека отступить от веры. В Отк. 12:11 дается более развернутый совет по поводу того, как одерживать победу в таких испытаниях. В мире: имеется в виду по всему миру, что противопоставляется группе церквей в Малой Азии (1:1), к которым обращено послание. 10 Призыв сохранять стойкость согласуется с учением о том, что Бог сохранит нас на нашем пути. Поскольку Бог призвал нас разделить с Ним вечную славу во Христе, мы можем безоговорочно положиться на Него, веря, что Он беспрепятственно проведет нас через все преграды на пути к этой славе (см.: Флп. 1:6 ; 1Фес. 5:24 ; Иуд. 24 ). Вариант перевода «восстановит» вместо более широко принятого «совершит» представляется более предпочтительным: это обетование, а не молитва . Глагол «восстанавливать» ассоциируется с восстановлением, реконструкцией кораблей после сражения или бури. Укрепит (утвердит): (см.: Лк. 22:32 ) используется в первую очередь по отношению к физическим объектам и может означать фиксацию позиции; утвердит же относится скорее к твердости целей и намерений, тогда как фраза соделает непоколебимыми указывает на создание прочного основания. 11 Держава (греч. kratos, «сила», «могущество», от которого происходит прилагательное «крепкий», ст. 6) – особое слово, которое описывает всемогущество Божье, гарантирующее христианам преодоление всех препятствий на их пути. 5:12–14 Персональные приветствия

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Раскрывая, итак, ветхозаветное учение об Ангелах, необходимо сказать: а) могло ли оно быть остатком древнего политеизма, б) могло ли оно быть заимствовано из других религий и в) могло ли выражать оно только олицетворение действия Божия в мире? а) В учении об Ангелах следов политеизма нет. Если бы учение об Ангелах было остатком древнего еврейского политеизма, то оно, с развитием среди евреев идеи единобожия, должно было бы все более и более падать. Между тем, библейская священная письменность представляет обратное тому явление. Учение об Ангелах проходит чрез всю священную письменность и получает все большую определенность для себя. Никогда и никакого смешения Ангелов с Богом в нем не было. Везде они изображаются, как, существа, отдельные от Бога и служебные Ему. Где, как ни в творении мира, могло более всего, при смешении их с Богом, сказаться то или другое их участие, и, однако, никакого участия им не приписывается. Бытописатель Моисей при повествовании о миротворении даже не упоминает о них, а книга Иова, единственно указывающая на их существование при миротворении, говорит только о славословии ими Бога ( Иов.38:7 ). То же самое видим и при других об них упоминаниях. В видении Иакова Ангелы изображаются только восходящими и нисходящими по той лестнице, на которой Господь утверждается и, следовательно, рассматриваются, как лица, Ему служебные ( Быт.28:12 ). Они окружают Бога ( Втор.33:2 ), предстоят пред престолом Его ( Иов.1:6 ), славословят Его ( Пс.102:21 ; Ис.6:2–3 ), покланяются Ему ( Втор.32:43 ), посылаются Им для исполнения воли Его ( Исх.33:2–3 ). Их существо, по книге Иова, далеко не есть такое чистейшее и совершеннейшее, как существо Божие. Человек праведнее ли Бога, говорится там, и муж чище ли Творца своего? Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки ( Иов.4:17–18 ). Даже в самых явлениях Бога и Ангелов Его, когда, действительно, трудно было различать явление Самого Бога и явление Ангелов Его, и то и другое настолько было всегда характерно, что удостаивавшиеся явления всегда узнавали говорящего с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Сердце как начало жизни телесной. Сердце есть существенный орган в жизни: его «пронзают», когда хотят причинить верную смерть кому-нибудь (2 Цар. 18, 14; 4 Цар. 9, 24). «Кроткое сердце — жизнь для тела» (Притч. 14, 30). Между прочим, у египтян смерть называлась «человеком с неподвижным сердцем» 12 . Сердце как центр духовных и душевных состояний. В то время как у нас понятие «сердца» обычно употребляется в смысле седалища только чувств и любви, в Свящ. Писании оно есть: 1. Седалище мысли, размышления. Сердце «знает» (Иер. 24, 7), «размышляет» (Пс. 4, 5). «Мысли приходят в сердце» (Лк. 24, 38) или «на сердце» (Деян. 7, 23; 1 Кор. 2, 9). Сердце «верует» (Рим. 10,10), иногда медлительно (Лк. 24, 25). Широта сердца свидетельствует о «мудрости» и «весьма великом разуме» (3 Цар. 4, 29); наоборот — «сердце глупого не удержит в себе никакого знания» (Сир. 21, 17). Слово есть обнаружение мысли (чрез произношение ее устами), так равно бывает «в устах глупых сердце их, уста же мудрых в сердце их» (Сир. 21, 29). Сердце, сделавшись чрез грехопадение прародителей злым, естественно источает из себя и «мысли злые» (Быт. 6, 5). 2. Седалище мудрости. Соломону было дано «сердце умное и разумное» (3 Цар. 3, 12). 3. Седалище памяти, которая удерживает то, что воспринято рассудком (Втор. 4, 9; 8, 5–6; Исх. 51, 7). Заповеди должны быть написаны в сердце, как на скрижалях (Притч. 3, 3). Когда открывают тайну, открывают сердце свое (Суд. 16, 18). 4. Седалище воли. Сердце «влечет» человека к действию, оно есть деятельное начало (Исх. 35,21). Хотеть — значит предоставлять сердцу свободу действий (Ис. 10, 7; 63, 4). Как воля человеческая свободна, так и сердце может противостоять внешним влияниям, в частности даже повелениям Божиим. В этом случае говорят про сердце, что оно «ожесточенное» (Втор. 15, 7), «жестокое» (Ис. 46, 12); его твердость сравнивается с «камнем» (Иов. 41, 16) и даже с «алмазом» — (Зах. 7, 12). Когда сердце смягчается, и воля делается более слабой (2 Пар. 34, 27; Иов. 23, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

   «Было нечто, как вероятно и прежде сего мира; но сие, хотя и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование как несоответствующе силам новообучаемых и младенцев разумом. Еще ранее бытия мира, было некоторое состояние приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжаю­щееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создание — мысленный свет, приличный блаженству лю­бящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований, Они-то наполняют собою сущность не­видимого мира». (Шестоднев 1:5, стр. 6).    Подобным образом свят. Амвросий пишет:    «Ангелы, Господства и Власти, хотя они начали суще­ствовать в определенное время, были уже в наличии, когда мир был сотворен. Ибо «создана быша всяческая (...) видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, — всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. 1:16). (Six Days, 1:5, p. 18).    В самом деле, Бог сказал Иову: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велим вси ангели Мои». (Иов 38:7). Мы увидим на шестой день, как Адам был искушен сатаной, и посему мы знаем, что битва с возгордившимися ангелами на небе, как описано в Апокалипсисе (Откр. 12:7—8), произошла уже пе­ред тем, и «сатана уже ниспал с неба, подобно молнии» (Лк. 10:18). 2. День второй (Быт. 1:6—8)    (Быт. 1:6—8) «И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучаюши посреди воды и воды. И бысть тако. И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию. И нарече Бог твердь небо. И виде Бог, яко добро. И бысть вечерь, и бысть утро. День вторый».    Некоторые попытались найти в этом отрывке «ненаучное» изображение небес, будто бы Моисей считал их каким-то твер­дым кристаллическим куполом, в который вделаны звезды и над которым находится вымышленный запас воды. Но ничего столь фантастического в тексте нет.    Нам представляется, что слово «твердь» в Писании обладает двумя оттенками смысла: один вполне четкий и «научный», а другой общий. В общем значении «твердь», «небеса» или «небо» имеют более или менее одинаковый смысл: звезды названы «светила на тверди небесней» (Быт. 1:14), «по тверди небесней» (Быт. 1:20) летают птицы. Утратив специфическое значение слова «твердь», мы обычно опускаем его в таких описаниях и говорим, что и звезды, и птицы видны «в небесах». Представление о том, что звезды вделаны в кристаллические сферы, принадлежит ан­тичной языческой мысли и не должно быть переносимо на Богодухновенный текст Писания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

Такой именно смысл заставляет нас приписывать рассматриваемому выражению («и приложился») и то соображение, что это «приложение», или снисхождение в scheol, рассматривается как явление утешительное. Так, Иаков видит для себя утешение в том, что он сойдет в преисподнюю и соединится с душою сына, тело которого, как предполагал он, было уже растерзано зверями ( Быт.27:35 ) 42 . Если в ветхозаветных книгах раннейшего происхождения scheol изображается как место, лишенное радостей, – место безмолвия ( Пс.103:17 ; Иов.3:17–19 ; ср. Пс.30:18 ), место, где смолкнет хвала Богу ( Ис.38:18–19 ; Пс.113:25 ; Пс.87:11–13 ), то отчасти уже в этих же книгах, и особенно в позднейших, можно указать такие места, в которых довольно ясно полагается различие между состоянием праведников и грешников. Одним из несомненных и очень древних доказательств того, что Ветхому Завету не была чужда надежда на лучшее состояние за гробом 43 , может служить библейский факт взятия Илии и Еноха 44 на небо ( Быт.5:24 ; 4Цар.2:11 ; ср. Сир.44:15 ; Евр.11:5 ). Ту же надежду выражает Давид ( Пс.15:8–10 ; ср. Пс.16:15 ). Указание на нее можно видеть и в других священных книгах Ветхого Завета (например, Прем.3:1–3, 5:15; 6:18–20 ; Иов.19:25–27 , и др.) 45 . Но то, что для ветхозаветного праведника было только предметом чаяния, с наступлением новозаветного царства исполнилось ( 1Пет.3:18–19 ), и то, что там высказывалось не всегда ясно и определенно, в Новом Завете раскрывается с наглядною очевидностию. Здесь, в новозаветном учении, загробное состояние душ по разлучении их с телом представляется не как состояние путников в одной и той же общей гостинице, где путешественники находят один и тот же прием и где они предаются общему сну. Нет, участь верующих совершенно отлична от участи тех, кои забыли Бога. Общее у них лишь только то, что души их не умирают и сознание им не изменяет ( Мф.10:28 ; Лк.20:36, 16:19–31 ). Праведник не подчиняется смерти, как своему господину: если он и умирает, то переходит только в уготованное ему жилище ( Ин.14:1–2, 17:24 ) – чрез смерть к жизни 46 , которая начинается для него уже тотчас по смерти ( Ин.5:24; 11:25–26 ); он мертв, но лишь постольку, поскольку не восстановлена целостность его существа ( Рим.8:11 ), душою же своею он живет и пребывает в стране живых ( Откр.7:9 ; Евр.12:22 ) – на своей родине у Господа ( 2Кор.5:8 ; Флп.1:23 ), к Которому он стремился еще здесь, на земле ( Откр.14:13 ), и Которому он служит по отшествии из этой жизни день и ночь ( Откр.7:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Таким образом, выражение «в начале сотвори Бог небо и землю» (ст. 1) означает творение мира во всей его совокупности, творение, явившееся материалом для последующей творческой устроительной деятельности, творение, однако, не хаотического какого-либо вещества, на что указывают определенные выражения Бытописателя «небо и земля, – творение первое и в собственном смысле этого слова на что указывает самый еврейский глагол «бара», означающий произведение чего-либо именно из небытия 4 . Положив в основание повествования о происхождении мира мысль, что один Бог виновник, происхождения вселенной (неба и земли ст. 1), вызвавший ее из небытия в бытие. Моисей приступает прямо к описанию того состояния земли, в каком она находилась пред шестью днями творения, о состоянии же неба, за это время совсем не упоминает, несомненно, потому, что предметом его описания была, но преимуществу земля с ее главным обитателем – человеком и их происхождение. «Земля же бе невидима и неустроена: и тма верху бездны: и Дух Божий ношашеся верху воды» (ст. 2-й). Некоторые находят во втором стихе указание на хаос древних на том основании, что библейское выражение «невидима, и не устроена», с еврейского «тогу ва богу» всюду, где ни встречается оно в Библии ( Ис.34:11 ; Иер.423 ), обозначает положительное опустошение, запустение, которое заступает место прежней полноты жизни и плодородия, но никогда не обозначает естественный, идифферентный недостаток жизни, низшую степень развития земли, когда последняя не наполнилась еще жизнию. Выражение «тогу ва богу» усиливается во 2-м стихе еще указанием на царивший всюду мрак и льющиеся воды, а тьма, по писанию, представляется формой и картиной злато и зла; тьма – это нечто безбожное, которое должно быть побеждаемо; в новом Иерусалиме нет никакой ночи ( Апок.21:25; 22:5 ). Также и «тогом» означает бездну, которая при образовании земли была положена пределом. (Причт.9:27; Пс.37:7 ; Иов.38:8–11 ) и которая выступила, когда природа возмутилась против человека ( Быт.7:11; 8:2 ). Между морем, смертию и адом находится тайная связь ( Иов.38:16 ; Апок.20:13 ) Одним словом, по мнению Делича, все выражения второго стиха, – за исключением заключительных слов: «Дух Божий носился над водами» – обозначают аналогию царства зла. Другие в словах: «невидима и неустроена» видят указание на хаотическое состояние массы (материи) до появления в ней движения и жизни, до образования солнечных миров и планет, когда эта масса или материя в чрезвычайно разреженном виде наполняла вселенную, и из которой, потом, вследствие движения около одного или нескольких центров, начали образовываться миры по блестящей гипотезе Лапласа и Канта 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Между тем в Книге Иова говорится, что, тогда как созданы были Господом звезды, все сыны Божии, под которыми у Иова разумеются ангелы ( Иов.1:6, 2:1 ), восклицали от радости ( Иов.38:7 ). Ясный знак, что ангелы созданы были Богом прежде четвертого дня творения, к которому Бытописатель относит создание всех светил небесных. Если же они созданы были прежде четвертого дня, то не следует ли предположить, что они созданы были в один какой-либо из первых трех дней творения? Но для этого предположения не дает никакого основания и даже повода рассказ Моисеев о первых трех днях творения, рассказ, исключительно ограничивающийся одним изображением образования мира материального и не дающий никакого даже слабого указания или намека на происхождение в эти дни мира духовного. Остается поэтому сделать только то предположение, что мир духовный создан был изначала, прежде образования мира вещественного, и на нем одном остановиться уже по тому самому, что только оно легко может быть соглашено как с вышеозначенным упоминанием об ангелах в Книге Иова, так и со всем рассказом Моисеевым о шести днях творения и падения первых людей. Между тем и сам Моисей твердое основание для этого предположения представляет в своих начальных словах: в начале сотвори Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Здесь, как мы имели уже случай замечать (смотр. § 13), подобно тому, как под землей нужно разуметь не нынешний после образования земли появившийся, а весь вещественный мир в его зародышевом состоянии, так и под небом нужно разуметь не видимое небо, созданное впоследствии, а небо невидимое или жилище горних сил. При понимании же таковом первоначального Моисеева неба, само собой понятно, всю свою силу должно получить то предположение, что Бог как горнее или невидимое небо, так и жителей его – ангелов, создал в самом начале или прежде, чем наступило образование вещественного мира из вначале созданной его первоосновы. Потому-то в древнехристианской Церкви, хотя не было прямого и положительного учения о времени создания ангелов, но большинство Учителей ее держалось того мнения, что невидимый или духовный мир был создан прежде видимого или вещественного.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010