34:13–15. Шакалы, дикие кошки, ночные привидения. Видение Исайей разорения Эдома завершается сценой опустошенной земли, которая оставлена падальщикам и привидениям (см.: Иер. 9:11 ). Легко вообразить, сколь зловеще будет звучать вой шакалов и гиен для людей, уже испытавших страх за свою жизнь (см.: Мих. 1:8 ). Некоторые комментаторы усматривают здесь появление Лилит, женщины-демона, ночного привидения (ст. 14) как одного из созданий, которые населяют этот мир кошмаров. 35:1–10 Восстановление 35:2. Кармил и Сарон. Уничтожение Эдома принесет землям, расположенным к северу, освобождение из-под его гнета, а их плодородие восстановится. Здесь речь идет о Карм иле и Сароне (см. коммент. к 33:9, где описывается обратная картина), области у северной прибрежной равнины Израиля. Даже пустынные районы Арабы (в пределах Иорданской рифтовой долины; Иер. 17:6 ) оживут и станут приносить плоды, как традиционно плодородные земли Кармила и Сарона. 35:7. Шакалы и тростник. Шакалы обитают в степях и пустынях, в районах опустошения ( Мал. 1:3 ). В видении Исайи сад расцветает там, где была пустыня, а места обитания хищников станут влажными землями, наподобие долины Хуле (см.: 43:20). Болотистые участки будут не пересыхать, а хранить влагу круглый год, и там вырастут тростник и камыш (см.: Иов. 8:11–13 и Ис. 19:5,6 ). 38:9–20 Молитва Езекии 38:9. Послание Езекии. Благодарственный псалом, который, как в данном случае, отражает угрожающую жизни царя ситуацию, достоин увековечения на каменной стеле. И такой пример найден в надписи Син-Иддинама, который был царем города Ларсы в XIX в. до н. э. В послании к богу Нин-Исина (который пользовался славой целителя) царь представляет свое благочестие, милосердие и активную деятельность как основания для дарования ему божественного исцеления. 38:11. Лицезрение Господа. Слова Езекии о том, что он не увидит Господа на земле живых, не означают, что царь предполагал встретиться с Богом после смерти. Он имел в виду, что лицезрение Господа и радостное ощущение Его благорасположения возможно только во время богослужения в храме. Ст. 18,19 окончательно проясняют, что царь не ожидал от загробной жизни ничего хорошего. Более подробно об этих верованиях израильтян см. в коммент. к 14:9.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Автору книги хорошо известны те противоречия, над которыми заумывались Иов и Екклесиаст. Он считает, что они отчасти находят свое объяснение в солидарном характере ответственности за них (3,11; 41,7; 23; 24–25). Кроме того, «исходя из своей веры праведливость и в милосердие Божие, сын Сирахов утверждает, невозможно судить о счастье человека до его смерти (11:28), потому не следует спешить высказывать суждений о делах Божиих, то, что на первый взгляд представляется как дело злого слуги, может впоследствии оказаться делом благого Промысла (18:9). И при этих разъяснениях Иисус сын Сирахов признает, что тайна остается тайной и, подобно Иову, призывает верующего читателя смиренно пред нею преклониться (33:24–25)» 229 . Иисус сын Сираха не раз ссылается на факты прошлого и даже временные события, и «вводит историю в орбиту внимания хохмической мысли; он прямо отправляется от соображений исторического характера в построении своей философии о жизни и о мире. Но еще замечательно то, что он первый среди хакамим, поставивший вопрос о метафизической природе зла. Здесь он, отправляясь от показывает, что зло не от Бога, что оно появилось тогда, когда человек отвернулся от Бога и потому категорически связывает факт существования смерти с грехом (25:27; 40:8–10; …1:3–4 и т.д.)» 230 . Автор книги замечает, что сам Бог излил ее на все дела вой и на всякую плоть по дару своему и особенно наделил ею любящих Его (1:9–10). Здесь, пребывая в линии Притчей 231 , автор представляет Премудрость как некий харизматический дар промыслительно сообщаемый Богом людям. Далее, отождествляя вместе с Прит.1 и с Иов.28 , религиозно-практический аспект Премудрости со страхом Ягве, а вместе с Торой, сын Сирахов утверждает, что она находит свое конкретное выражение в исполнении традиционных Моисеевых заповедей (24:25). Он следует Втор.4:6–8 , где Израилю обещается особая слава перед другими народами по причине его мудрости, обусловленной исполнением закона. Таким образом, все древнее священное наследие Израиля открыто входит у сына Сирахова в поле обозрения хохмической мысли. Он с любовью говорит о храмовых жертвах (44:20; 38:11), о подати на храм и об мщениях (34:25), восхищается Храмовым богослужением (50:5–…) и вдохновляется постановлениями закона в своих советах о идеальных взаимоотношениях (19:17). Всем этим Иисус сын Сирахов свидетельствует, что Премудрость составляет особую привилегию Израиля, как избранного Народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Место, куда отходила всякая разлученная с телом душа, носит на языке священных писателей название „шеол“. Хотя описание, какое дается ему, и сходно с описанием могилы вообще, тем не менее объединять его с этой последней ни в каком случае нельзя. Оно изображается как место неизмеримо глубокое ( Чис.16:30 . Втор.32:22 . Пс.62:10 . Иез.26:20 . Иов.26:6 ) и, где бы кто ни умер, для всех общее ( Иов.30:23 . Притч.21:16 ), а ни того, ни другого о могиле сказать нельзя. Мог ли, например, о могиле Иосифа говорить Иаков: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю ( Быт.37:35 ), когда сын его казался ему зверями растерзанным а, следовательно, и непогребенным? Не могила разумелась, очевидно, и другими Патриархами, когда говорили они о посмертном приложении своем к отцам и народу ( Быт.25:8, 35:29, 49:33 ). Точно также и состояние умерших хотя и изображается как состояние молчание ( Пс.93:17 ), забвения ( Пс.87:13 ) и неспособности ни к прославлению Бога ( Пс.87:11 . Пс.6:6 . Ис.38:18–19 ), ни ко всякой другой деятельности ( Пс.87:5 ), тем не менее оно есть состояние жизненное. Чем, как не жизненным души состоянием можно объяснить случаи воскрешения мертвых, а таких случаев указывается три: воскрешение пророком Илиею сына вдовы Сарептской ( 3Цар.17:22 ), воскрешение пророком Елисеем сына Саманитянки ( 4Цар.4:35 ) и воскрешение мертвого от прикосновения к костям Елисея ( 4Цар.13:21 ). И возвратилась, говорит писатель 3-ей книги Царств по поводу воскрешения сына вдовы Сарептской, душа отрока сего в него и он ожил ( 3Цар.17:22 ). Будучи состоянием жизненным, оно есть вместе и состояние сознательное. Что ты тревожишь меня, чтобы я вышел, говорит Самуил Саулу, когда тот вызван был волшебницею Аендорскою ( 1Цар.28:19 ). И ты сделался бессилен, как мы, говорили, по изображению Пророка Исаии, цари и вожди народов, когда узрели в аде, в среде себя, Навуходоносора, царя Вавилонского ( Ис.14:10 . Сравн. Иез.32:21 ). Если бы места эти даже и не были изображением действительных событий, как признают их рационалисты, то, во всяком случае, они важны, как доказательство, что вера в сознательное существование души в шеоле у евреев была и что она имела какое-либо для себя основание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

«Звезды небесные» – (kochvej) общее обозначение небесных светил. «И светила» – по-евр. (chesilehem) буквально: их образы. Единственное число этого слова встречается у Иов.9:9 ; Иов.38:31 и у Ам.5:8 и переводится так собственным именем Кесиль (у Иова) и Орион (у Амоса). Это созвездие – Орион – отличается яркостью составляющих его звезд и потому Исаия упоминает о нем, чтобы сказать, что померкнут даже самые блестящие светила. (Впрочем, блаженный Иероним понимает это затмение самых блестящих звезд как явление чисто объективного представления вавилонян, которым будет казаться, что звезды потеряли свет свой.) Ис.13:11 . Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и по­ложу конец высоко­умию гордых, и уничижу надмен­ность при­теснителей; Ис.13:12 . сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского. Здесь говорит Сам Господь. «Мир» – по-евр. tevel, собств. земной шар, но здесь, очевидно, вавилонская всемирная монархия (ср. Ис.24:4 ; Ис.26:9 , где под «землей» – haarez – разумеется земля Израильская). «Люди будут дороже», т. е. из вавилонян малое число останется в живых. Об Офире см. Толк. Библию т. 1-й. Из четырех предполагаемых стран (Южная Аравия, Восточная Африка, Индия и южные области вообще) вероятнее всего видеть в Офире Африку, самое название которой (Afer у древних) напоминает имя Офира. Ис.13:13 . Для сего по­трясу небо, и земля сдвинет­ся с места своего от ярости Го­с­по­да Саваофа, в день пыла­ю­щего гнева Его. Потрясения политические у пророков нередко изображаются как потрясения, происходящие в природе (ср. Ис.24:19 ; Ис.34:4 ; Иер.4:23, 26 ; Иоил.3:15, 16 ). Ис.13:14–18 . Пророк изображает бегство из Вавилона живущих там иностранцев и печальную судьбу оставшихся там и называет по имени народ, который сокрушит величие Вавилона. В Вавилоне, без сомнения, обитало немалое число иностранцев, поддерживавших торговые сношения с этим великим городом (ср. Иер.2:16 ; Иер.51:11 ). Ис.13:14 . Тогда каждый, как пре­следуемая серна и как по­кинутые овцы, обратит­ся к народу своему, и каждый по­бежит в свою землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Израиле также нашли остатки древнего полотна, возможно, льняного. В Иерихоне были найдены кусочки обожженных тканей начала бронзового века. С XVI века этих остатков больше, и они в лучшем состоянии, часто из пальмовых нитей, очень плотно пригнанных друг к другу. Эти ткани выполняли роль савана. На севере страны был найден кусок полотна, датируемый XVI веком; его спасла от тления ржавчина безделушки. Исайя и Иов сравнивают человеческую жизнь, которая обрывается, как лишняя нить, которую обрезает ткач ( Ис.38:12 ; Иов.7:6 ). Окрашивание тканей и стирка Цвета окраски тканей упомянуты только в Библии: это пурпур, индиго, лазурь, разноцветные одежды из поэмы Деворы 47 ( Суд.5:30 ). Вероятно, простые процедуры производили прямо в доме, для выполнения более сложных работ обращались к специалистам, которые передавали ремесло от отца к сыну. Лен красили перед тем, как ткать, а шерсть перед тем, как прясть. Затем окрашиваемый материал помещали в раствор, закрепляющий цвет. В Тель-Беит-Мисрим обнаружили красильную мастерскую VIII века до христианской эры, которая использовала способ холодной окраски. Стирка была тем более необходимой, чем меньше у человека было одежды. В случае траура одежду не стирали ( 2Цар.12:22 ). Выведение пятен с ткани сравнивали с отпущением грехов и очищением сердца ( Иер.4:14 ; Пс.51:4 ). Стирали рядом с источниками или искусственными водоемами, предпочитая белье полоскать: «поле белильничье» находилось в Иерусалиме рядом «водопроводом верхнего пруда» ( 4Цар.18:17 ; Ис.7:3 ). В воде растворяли жидкое растительное мыло (Возможно, это был какой-то вид нитрата), смягчавшее ее. Прачка била полотно палкой, костью или камнем, чтобы смыть грязь перед тем, как полоскать. Производство Библия упоминает многие приспособления, предназначение которых на протяжении веков оставалось невыясненным. Теперь они нам известны, впрочем, многие являются объектом оживленных дискуссий. Эти приспособления отлиты в бронзе или сделаны из железа. Крестьянин использовал телегу, мотыгу, топор, вилы, острую палку, чтобы погонять волов, косу, серп, кувалду, удила, мотыгу, сито, решето, тяпку для прополки, пилу, лопату, заступ, секатор, жернова. В царскую эпоху пользовались орудиями труда из дерева, бронзы и железа: еврейские кузнецы славились своим искусством, и завоеватели старались при возможности брать их в плен и обращать в рабов ( 3Цар.22:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предложенное выше изображение действий месопотамского прорицателя Валаама было бы неполным и недостаточно ясным, если бы мы вопреки установившемуся обычаю не заключили рассуждения о делах этого замечательного человека определением его личности по самой существенной стороне, именно указанием его отношения к царству сынов Божиих ( Рим.8:14 ; Гал.3:26 ) и сынов противления ( Кол.3:6 ; Еф.5:6 ). Из самой истории приглашения Валаама для проклятия Евреев явствует, что этот человек был поклонником Единого истинного Бога ( Чис.22:8,19; 23:3 ) и признавал себя зависимым от воли Иеговы ( Чис.22:13,18,38; 23:8,12,19–20,26; 24:13 ) в своих магических действиях; с другой стороны, и Господь являлся ему в сонных видениях ( Чис.22:9–12:20 ), посылал для вразумления его Своего Ангела ( Чис.22:22–35 ), открывал ему волю Свою посредством голосов и видений в бодрственном состоянии ( Чис.23:4–5,16; 24:2,4:16 ) и, по-видимому, вообще содействовал исполнение его прошений ( Втор.23:4–5 ; Нав.24:9–10 ). Подобно истинному пророку, Валаам удостоился Божественных откровений ( Чис.23:5,16; 24:2 ) и изрек дивные предсказания ( Чис.23:7–10,19–24; 24:5–9,17–24 ). По способу восприятия откровений – во сне и в видении – он подобен истинным пророкам Израиля ( Чис.12:6 ) и верующим друзьям праведного Иова ( Иов.4:12–16; 33:14–18 ). Содержание его предсказаний совершенно сходно с пророчествами истинных пророков. Владыка мироздания изображается в них, как Бог Истинный ( Чис.22:9–10,12,20:38 ), сильный ( Чис.23:19; 24:8,16:24 ), Высочайший ( Чис.24:16 ; ср. Быт.14:11 ; Пс.7:18; 62:3; 21:8 ; Дан.7:22:25 ), Всемогущий ( 24:16), Неизменяемый (23:19) и вечно живой ( 22:8,13,18–19,34; 23:38,12; 24:1); прозрение Валаамово касательно судеб Израиля относится к самым отдаленнейшим эпохам и составляет как бы абрис всемирной истории, понимаемый в смысле приготовления людей к вечности. Будучи облечены в форму живых, ярких образов государственного и общественного благополучия, предсказания Валаамовы вполне отличаются от двусмысленных и темных изречений ложных пророков совершенной прозрачностью непосредственного смысла. Словом, Валаам признавал Единого Истинного Бога, удостаивался Его таинственных откровений и вдохновлялся пророческим духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Сектанты говорят: Мф.28:19 : идите научите, крестя, а детей грудных не научишь, значит и не крести («Бапт.», 9, Православный ответ: Если ребенок принимает пищу телесную без личного сознания, а по заботе сознательных, то он также может принимать с пользой и пищу духовную, по заботе верующих сознательно, как получили благодать исцеления бессознательная дочь хананеянки по вере своей матери ( Мк.7:24–30 ) и бессознательный расслабленный по вере принесших его. Сектанты говорят: Деян.2:38 : покайтесь и да крестится каждый из вас, а каяться дети не могут, значит, пусть и не крестятся («Бапт.», 9, Православный ответ: Но дети, ведь, с грехами рождены ( Пс.13:3 ; Иов.14:4 ; Пс.50:7 ); неужели им умирать с беззакониями, не получивши прощения. Нет: взрослые принесут за них покаяние и да крестится каждый для прощения грехов ( Деян.2:38 ). Сектанты говорят: Деян.2:41 : «Охотно принявше слово, крестились». Дети слова не могут принять и не крестятся («Бапт.», 9, Православный ответ: Дети не разумели, что им полезно благословение Спасителя, но охотно принявшие слово Божие и уразумевшие силу благодати Его благословенья – родители и «приносящие», принесли детей ко Христу. Сектанты говорят: Деян.8:12 : «крестились и мужчины и женщины», а не дети («Бапт.», 9, Православный ответ: Не сказано, что дети не крестились, а умолчено, но мы знаем, что дети не лишены обетования крещения ( Деян.2:39 ). Сектанты говорят: Деян.8:37 : «если веруешь, можно» креститься, а дети не веруют, им и нельзя креститься («Бапт.», 9, Православный ответ: И детей, без веры приносящих, нельзя крестить, а по вере других можно, как принимал Господь и даровал благодать Свою ( Мк.2:5 ). Сектанты говорят: 1Пет.3:21 : При крещении дается обещание Богу служить, а дети этого сделать не могут («Бапт.», 9, Православный ответ: Но это сделают приносящие, без которых дети не могли при Спасителе и теперь не могут прийти к Богу ( Мк.10:13 ). Сектанты говорят: Крестить детей не нужно, потому что Христос сказал о не крещенных еврейских детях ( Лк.18:15–16 ): «дети, умершие без крещения, по словам Христа, будут в Царствии» («Бапт.», 9, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Met., XV, 871 — 874). У Горация в его «Памятнике», послужившем образцом для Овидия, упомянут «бег времен (temporum)» (Ног. Od., III, 30, 5).    Интерполяция, по мнению Кройманна.    Эти слова исключаются издателями, как интерполяция.    Т. е. ге-. В латинском тексте употреблены слова: surgere «подниматься», resurgere «вновь подниматься».    См.: Быт. 3:19.    См:. 1 Кор. 15:21.    Ср.: 1 Кор. 15:22.    Интерполяция, по мнению Кройманна.    См.: 1 Кор. 15:25.    См.: Пс. 110109:1—2.    Ср.: 4 Цар. Гл. 18—19; Ис. 37:14—38.    См.: Пс. 110109:3.    Ср.: Мф. 2:2, 10.    Ср.: Лк. 2:8—11.    Ср.: Лк. 2:7.    См.: Ис. 1:2.    Вставка Кройманна.    Конъектура Кройманна. В рукописи: «плоти приписывающий от чрева Дух (им. пад.). Что благодаря Ему Самому здесь и прибавляет ».    Там же.    Авраам, тогда звавшийся Аврамом, к моменту встречи с Мелхисе-деком (Быт. 14:18—20) еще не был обрезан. Ср.: Быт. 17:23—24. До Тертуллиана такую же ошибку совершает Иустин (lust. Dial., 33).    Ср.: Быт. 14:18—20. Авраам дал Мелхиседеку десятину (Быт. 14:20) после благословения (Быт. 14:19). По всей видимости, Тертуллиан следует за автором Послания к Евреям (Евр. 7:6).    Ср.: Рим. 10:20—21.    Ср.: Рим. 11:26—27.    См.: Пс. 7271:1.    Конъектура Кройманна. В рукописи: «Сходит».    Тертуллиан использует текст Септуагинты. В еврейском тексте стоит слово, имеющее значения «скошенный луг» и «срезанная шерсть», встречающееся в Ветхом Завете еще в трех местах (Втор. 18:4, Ам. 7:1; Иов. 31:20).    См.: Пс. 7271:6.    См.: Пс. 7271:8.    См.: Пс. 7271:11.    См.: Пс. 7271:17.    См.: Пс. 7271:18—19.    Ср.:ЗЦар. 11:1—8.    См.: Пс. 7271:9.    Ср.: 1 Кор. 15:25.    В сочинении «О воскресении плоти».    См.: 1 Кор. 15:29.    Февральские календы (т. е. первое февраля) здесь метонимически указывают на сам месяц, во время которого римляне воздавали почести усопшим (Ov. Fast., II, 533—570).    Ср.: Еф. 4:5.    Кройманн предполагает здесь лакуну: «чтобы апостол говорил следующее».    См.: 1 Кор. 15:35.    Ср.: 1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таково учение о божественной премудрости, ее трансцедентности, участии в творении мира ( Иов. 28 ; Притч. 1–9 , особенно Притч. 8 ), и о загробном существовании человека. По вопросу о нем кн. Иова высказывает те же самые взгляды, что и псалмы времени Давида и Соломона. В них автор оказывается сыном той эпохи, к которой принадлежал Еман, составитель Пс 87 ( Иов 14.13 ; Пс 87.6 ; Иов 14.12 ; Пс 87.11 ; Иов 14.21 ; Пс 87.13 и т. п. ) Совпадая с Пс 87 во взгляде на загробное существование, кн. Иова сходна с Пс 87 в названии обитателей шеола «рефаимами» ( Иов 26.5 ; Пс 87.11 ); подземного мира – «аваддоном» ( Иов 26.6 ; Пс 87.12 ) и с Пс 88 в наименовании ангелов «святыми» ( Иов 5.1, 15.15 ; Пс 88.8 ). Общими для всех трех являются также отдельные мысли и выражения (ср. Иов 7.7 ; Пс 88:48 ; Иов 14:14 ; Пс 88:49 ; Иов 16:19 ; Пс 88:38 ; Иов 19:8, 13–14, 17 ; Пс 87:9 ; Иов 26:12 ; Пс 88:10 ). Равным образом при раскрытии сходного учения употребляются одинаковые обороты у Иов 14.2 и в Пс 36.2 ; Иов 15.35 и в Пс 7.15 ; Иов 17.9 и в Пс 55.2–7 ; Пс 62.8–9 ; Пс 72.26–28 ; Пс 93.16–19 ; Иов 15.25–26 и в Пс 72.3–9 ; Пс 74.5–6 ; Иов 22.11 и в Пс 17.17 ; Иов 22.13 и в Пс 72.11 ; Иов 36.16 и в Пс 17.20 ; Иов 5.3 и в Притч 24.30 ; Иов 5.17 и в Притч 3.11 ; Иов 18.5 ; Иов 21.17 и Притч 13.9 ; Притч 20.20 ; Притч 24.29 ; Иов 28.18 и в Притч 3.15 и т. п. Наконец, некоторые еврейские выражения, как, напр. «алас» – «веселиться» ( Иов 20.18 ; Притч 12.18 ), «тахбулот» – «намерения» ( Иов 37.12 ; Притч 1.5 ), встречаются только в кн. Иова и произведениях Соломона. Как написанная в век Соломона, книга Иова была известна, говорят защитники рассматриваемого взгляда, последующим библейским писателям, заимствовавшим из нее некоторые выражения. Так, слова Амоса ( Ам 5.8 ): «кто сотворил семизвездие и Орион», взяты у Иов 9.9 ; слова Исаии ( Ис 40.2 ): «кончилось время борьбы его» у Иов 7.1 ; Ис 44:24–25: «Господь... один распростер небеса» у Иов 9.8 ; Ис 19.5 : «истощатся воды в море, и река иссякнет и высохнет» у Иов 14.11 ; Ис 19.11 : «обезумели князья Цоанские, совет мудрых советников фараоновых стал бессмысленным» у Иов 12.24 (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2435 Т. е. ге-. В латинском тексте употреблены слова: surgere «подниматься», resurgere «вновь подниматься». 2436 См.: Быт. 3:19. 2437 См:. 1 Кор. 15:21. 2438 Ср.: 1 Кор. 15:22. 2439 Интерполяция, по мнению Кройманна. 2440 См.: 1 Кор. 15:25. 2441 См.: Пс. 110 109:1—2. 2442 Ср.: 4 Цар. Гл. 18—19; Ис. 37:14—38. 2443 См.: Пс. 110 109:3. 2444 Ср.: Мф. 2:2, 10. 2445 Ср.: Лк. 2:8—11. 2446 Ср.: Лк. 2:7. 2447 См.: Ис. 1:2. 2448 Вставка Кройманна. 2449 Конъектура Кройманна. В рукописи: «плоти приписывающий от чрева Дух (им. пад.). Что благодаря Ему Самому здесь и прибавляет ». 2450 Там же. 2451 Авраам, тогда звавшийся Аврамом, к моменту встречи с Мелхисе-деком (Быт. 14:18—20) еще не был обрезан. Ср.: Быт. 17:23—24. До Тертуллиана такую же ошибку совершает Иустин (lust. Dial., 33). 2452 Ср.: Быт. 14:18—20. Авраам дал Мелхиседеку десятину (Быт. 14:20) после благословения (Быт. 14:19). По всей видимости, Тертуллиан следует за автором Послания к Евреям (Евр. 7:6). 2453 Ср.: Рим. 10:20—21. 2454 Ср.: Рим. 11:26—27. 2455 См.: Пс. 72 71:1. 2456 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Сходит». 2457 Тертуллиан использует текст Септуагинты. В еврейском тексте стоит слово, имеющее значения «скошенный луг» и «срезанная шерсть», встречающееся в Ветхом Завете еще в трех местах (Втор. 18:4, Ам. 7:1; Иов. 31:20). 2458 См.: Пс. 72 71:6. 2459 См.: Пс. 72 71:8. 2460 См.: Пс. 72 71:11. 2461 См.: Пс. 72 71:17. 2462 См.: Пс. 72 71:18—19. 2463 Ср.:ЗЦар. 11:1—8. 2464 См.: Пс. 72 71:9. 2465 Ср.: 1 Кор. 15:25. 2466 В сочинении «О воскресении плоти». 2467 См.: 1 Кор. 15:29. 2468 Февральские календы (т. е. первое февраля) здесь метонимически указывают на сам месяц, во время которого римляне воздавали почести усопшим (Ov. Fast., II, 533—570). 2469 Ср.: Еф. 4:5. 2470 Кройманн предполагает здесь лакуну: «чтобы апостол говорил следующее». 2471 См.: 1 Кор. 15:35. 2472 Ср.: 1 Кор. 15:37—41. 2473 См.: 1 Кор. 15:42. 2474 Кройманн предполагает здесь пропуск: «в бесчестии, в немощи, восстает же в нетление». 2475 Интерполяция, по мнению Кройманна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010