иеромонах Иов (Гумеров) Это Господь сказал как Мессия. Боговоплощение есть добровольное умаление Себя – кенозис (греч. kenosis – уничижение). Это уничижение раба, ищущего не собственной Своей славы, но славы пославшего Его Отца: уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Фил.2:6–8 ). Кенозис Христа закончился с Его воскресением. По Божеству Иисус Христос равночестен Отцу и Святому Духу. Правда ли, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе близ Иерусалима? иеромонах Иов (Гумеров) С севера и востока Иерусалим опоясывает долина Кедрон, отделяющая город от Елеонской горы. С 4 (по др. данным с 5) в. по Р.Х. она получила название Иосафатовой долины по имени погребенного здесь Иудейского царя (9 в. до Р.Х.). Здесь, по поверью жителей Палестины (христиан, иудеев, мусульман), будет место Страшного Суда. Поверье это основывается на пророчестве Иоиля: пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду… Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! ( Иоил. 3:12,14 . Нет достаточных оснований, чтобы отождествить долину суда с долиной, пролегающей близ Иерусалима. Некоторые экзегеты понимают это как пророческий символ: Иосафат (евр. Йошафат) – Господь судит. Что означают слова Евангелия: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете…»? иеромонах Иов (Гумеров) В 23–32 стихах главы 11 апостол Павел говорит об установлении евхаристии. Поэтому это место читается на литургии в Великий четверг. Апостол Павел в полном согласии со святыми евангелистами приводит слова Спасителя во время тайной вечери. Совершая евхаристию, христиане возвещают «смерть Господню», то есть Его крестную жертву. Слова «доколе Он придет» ( 1Кор. 11 :26означают, что таинство Тела и Крови – это замена видимого присутствия Христа. Так будет до того времени, когда Он явится во втором Своем пришествии.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Каковы плоды истинного покаяния и раскаяния в своих грехах? иеромонах Иов (Гумеров) Цель покаяния – освободиться от бремени грехов и получить от Бога помилование. Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован ( Прит.28:13 ). Принесший покаяние не должен останавливаться на этом пути, а продолжать деятельную духовную жизнь. Все, что мы делаем, должно иметь плоды: ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная ( Рим. 6:22 . В другом послании св. апостол Павел более подробно говорит о целях духовной жизни, которая немыслима без регулярного покаяния: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание( Гал.5:22–23 ). Без этого наше христианство становится внешним. Плоды духовные уже на земле приготовляют нас блаженной жизни в Царстве Небесном. Что такое крещение для мертвых? иеромонах Иов (Гумеров) Святитель Иоанн Златоуст и некоторые другие святые отцы считают, что здесь речь идет о необходимости веры в воскресение для принимающих крещение. По слову святого апостола, мы погреблись с Ним крещением в смерть ( Рим. 6:4 , то есть умираем для греховной жизни с верой в воскресение мертвых и будущую жизнь, обещанную нам воскресшим Иисусом Христом. Если бы не было воскресения мертвых, то было бы и бесполезно крещение. Почему в молитве «Да воскреснет Бог…» мы обращаемся к Кресту как к одушевленному лицу? иеромонах Иов (Гумеров) Надо поставить принципиальный вопрос: к кому обращена данная молитва? – Она обращена к Богу, ибо начало ее взято из 67-го псалма. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом ( Пс. 67: 2–4 ). Святитель Афанасий Великий пишет: «Слово это выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами; потому что пришествием Его демоны лишены власти мучительствовать над людьми» (Толкование на псалмы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Календарь Материалы 16 апреля 2007 г. [Вопросы священнику/Богословие] Иеромонах Иов (Гумеров) Здравствуйте! А можно ли расценивать Слова Христа «Много званых, но мало избранных», как то, что спасутся очень немногие? Извините. Спасибо. [Вопросы священнику/Исторические] Иеромонах Иов (Гумеров) Расскажите, пожалуйста, как умерла Мария Магдалина? [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] Иеромонах Иов (Гумеров) Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение? [Встреча с Православием/Апологетика] Протопресвитер Фома Хопко Бог не познается разумом. Бог не может быть постигнут путем усилий ума и логических умозаключений, хотя подобными средствами люди могут быть убеждены, что Бог должен существовать. Скорее, Бог познается через веру, покаяние, чистоту сердца и нищету духа, любовь и благоговение. Другими словами, Бог познается теми, кто открыт для Его самопроявления и самооткровения. [Встреча с Православием/Православная библиотека] «При наступлении дня Пятидесятницы апостолы все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Игорь Винниченко Действие остросюжетной повести «Обет нестяжания» происходит в наши дни в монастыре. Главный герой, послушник Димитрий, стоит перед выбором: остаться в обители или уйти в мир. Именно в это время ему приходится углубиться в драматическое расследование, сопряженное с криминальными стихиями. И только духовная закалка не позволяет ему поддаться эмоциям и помогает спокойно завершить расследование, хотя его собственных духовных проблем это, конечно, решить не может. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Никон (Рождественский) Живу я на краю Москвы: уголок сравнительно тихий… и воздух куда лучше Москвы. Зелени много, могилы Гоголя, Хомякова, Самарина, Языкова и многих других писателей – перед глазами. Сегодня, наприм[ер], был директор Учит[ельского] института, я подвел его к краю своей терраски и сказал: «Вот могилы Гоголя и Хомякова, поклонитесь этим носителям русских заветов христианских…»

http://pravoslavie.ru/archive/070416

Календарь Материалы 28 сентября 2005 г. [Пресса] Светлана Воинович Думаю, что это чистой воды манипуляция СМИ, и что митрополит Амфилохий такого призыва Караджичу не направлял. Сербская Православная Церковь, а особенно митрополит Амфилохий во все эти годы давления на сербский народ имели очень ясную позицию и были единственным настоящим защитником народа. С отбытием Караджича в Гаагу ничего бы не изменилось, давление на сербский народ не ослабло бы, и наша Церковь это очень хорошо знает. Данная выдумка западных СМИ – только дополнительное давление на СПЦ с целью её ослабления и фактической компрометации в глазах своего народа посредством такого «призыва» к Караджичу. [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее. [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) Как правильно понять следующие фразы: душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (1Кор. 2; 14)? [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) " И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. " То есть почему Бог не захотел, чтобы Адам жил вечно? Спасибо. [Интернет-журнал/Культура] Василий Писаревский В энциклопедиях советского периода можно найти немало Щукиных: ученый-радиотехник, паровозостроитель, актер… Вот только нет там Петра Ивановича Щукина, одного из семи братьев в известном московском купеческом роду, пятеро из которых занимались коллекционированием — не ради собственного обогащения, а во имя Отечества. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Иван Ильин Если бы надо было выразить и закрепить одним словом сущность современной мировой смуты, то я произнес бы слово продажность. Чем больше эта смута углубляется и укореняется, тем более люди отвыкают от служения и тем чаще и беззастенчивее они помышляют о добыче. Раз, заразившись этим, человек постепенно привыкает сосредоточиваться не на Деле и не на Предмете, а интересоваться своею личною «пользою», своим материальным прибытком или иным лично-житейским выигрышем. Новости 28 сентября 2005 г.

http://pravoslavie.ru/archive/050928

Календарь Материалы 5 февраля 2008 г. [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] Иеромонах Иов (Гумеров) Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник? [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) Добрый день! Скажите, пожалуйста, означает ли стих: «В начале было Слово» (Ин. 1: 1), что Иисус Христос – первенствующее Лицо Святой Троицы? Если нет, то каков смысл этих слов? В некоторых ответах Вы ссылались на эти строки, подразумевая, что они имеют в виду Христа. Спасибо большое. [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] иеромонах Иов (Гумеров) Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, какие молитвы нужно читать в день рождения и в день ангела? Спасибо. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Николай Головкин Житие преподобного Севастиана Карагандинского – продолжение жизни во Христе богоносных оптинских старцев, от которых отец Севастиан унаследовал духовные сокровища святоотеческих традиций. Келейник преподобного Нектария, он хранил и крест с мощами благоверного князя Александра Невского, по преданию принадлежавший святому Нектарию. Не этим ли крестом старец Нектарий благословил некогда Георгия Жукова? [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! [Встреча с Православием/Православная библиотека] Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни, и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Мониторинг СМИ [Мониторинг СМИ] Юрий Максимов Фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок» вызвал такое зрительское внимание и такое жаркое обсуждение, какое редко достаётся произведениям документального кинематографа.

http://pravoslavie.ru/archive/080205

Кого Библия называет «священником по чину Мелхиседекову»? иеромонах Иов (Гумеров) Эти слова взяты из 109-го псалма. Псалом этот – мессианский, т. е. содержит пророчество об Иисусе Христе – Мессии (евр. Машиах). В начале Бог Отец обращается Богу Сыну: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене. Это подтверждается еврейским текстом. Употреблены два имени Божия: в первом случае тетраграмма (Господь), во втором – Адонай (Господеви): То, что речь идет о Сыне, видно из дальнейших стихов: С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих, из чрева прежде денницы родих Тя(3). Понять, как Бог говорит Богу, можно только приняв учение о Пресвятой Троице. Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову (4). Мелхиседек, как иерей (священник), является ветхозаветным прооброзом Первосвященника Христа. Как Мелхиседек поднес патриарху Аврааму хлеб и вино после его возвращения с победою, так Иисус Христос на Тайной вечере причастил апостолов под видом хлеба и вина. Мелхиседек, по умолчанию книги Бытия, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда ( Евр. 7:3 . Так и Иисус Христос не имеет по Божеству ни начала дней, ни конца жизни. Священство Его вечно. Как правильно раскрыть смысл изречения: «Мне отмщение, и Аз воздам»? иеромонах Иов (Гумеров) Смысл этих слов становится ясным из текста, когда мы прочтем стих полностью: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь( Рим. 12:19 . Св. апостол Павел, по-видимому, ссылается на Второзаконие: У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них ( Втор. 32:35 . Как с точки зрения православного богословия оценивать описание ада у Данте? иеромонах Иов (Гумеров) Комедия Данте, по выражению академика Александра Веселовского, – «поэтическая энциклопедия средневекового миросозерцания». Одновременно это – литературный шедевр, для характеристики которого одних мировоззренческих оценок недостаточно, ибо он имеет общечеловеческую эстетическую и этическую значимость.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» ( Мф. 7:6 . Господь Иисус Христос в иносказательной речи говорит своим ученикам, чтобы они не предлагали возвышенные евангельские истины людям нравственно извращенным, злым, дерзко противящимся истине. Они могут впасть в злословие и оскорбить имя Божие. Во что желают проникнуть Ангелы (1Пет. 1:12? Разве есть у них другие желания, кроме исполнения воли Божией? иеромонах Иов (Гумеров) Святые ангелы, действительно, как говорит Писание, желают творить волю Божию. В приведенном же стихе Соборного послания эта мысль не отменяется, а выражена еще одна смысловая грань. По словам блаж. Феофилакта: «дело нашего спасения так чудно, что оно стало вожделенно и для ангелов. А что наше спасение ангелам приятно, видно из той радости, какую они выразили при Рождестве Христовом. Они пели тогда: слава в вышних Богу ( Лк. 2:14 . Сказав об этом, апостол приводит причину сего и говорит: так как это спасение наше любезно для всех, не только для людей, но и для ангелов, то и вы не относитесь к нему с небрежением, но сосредоточьтесь и мужайтесь». Как понять слова апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос»? иеромонах Иов (Гумеров) Павел (Савл), до того, как уверовал во Христа, жил по закону и был человеком плотским. Сораспявшись Христу, апостол Павел не чувствует в себе прежнего преобладания своего человеческого «я». Напротив, в уже нем живет Христос, Который направляет его мысли, чувства и волю. Блаж. Феодорит так изъясняет этот стих: «Отложил я прежнюю жизнь, перешел в жизнь иную, живу Тому, Кто облек меня жизнью» (Толкование на Послание к галатам). Почему на иконах Спаситель и святые благословляют двумя перстами? иеромонах Иов (Гумеров) Это не двоеперстие. На иконах Спасителя и святителей мы видим имясловное (именословное) благословение. Сложением перстов образуется имя Иисуса Христа: IC XC. Так благословляют епископы и священники. Возникло имясловное (именословное) благословение еще в древности. В России его утвердил большой Московский собор 1667 г. Как следует понимать смысл слов апостола Павла: если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем (2Кор. 5:16?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– То укрепит нашу веру и поможет нам верить во время страданий и испытаний, если поймем, что нет ничего бесцельного, нет ничего случайного, ничего, созданного нам во вред, а все задумано, чтобы помочь нам стать благороднее и жить более полной, более счастливой жизнью (с.405). – В одной вещи мы всегда должны быть уверены – в том, что Бог посылает нам страдания, потому что любит нас (с.405). Остается сказать о чудесах и знамениях от икон царственных мучеников. Это подтвержденный факт. Протоиерей Александр, настоятель храма Рождества Христова в Краснодаре недавно вручил мне изображение царственных мучеников, чудесно отобразившееся на внутренней стороне стекла киота, в котором находилась икона царской семьи. Икона была направлена в комиссию по описанию чудесных знамений при Московской Патриархии. Около года она исследовалась в Москве в: Институте криминалистики ФСБ РФ, Экспертно-криминалистическом центре МВД РФ, Лаборатории Института общей физики АН РФ с применением современного оборудования и новейших методов. Ученые факт изображения подтвердили, но объяснить не смогли. Есть и другие примеры чудес. Как правильно понимать выражение «единое на потребу»? иеромонах Иов (Гумеров) Слова эти были сказаны Спасителем Марфе, сестре прав. Лазаря. В русском тексте: одно только нужно ( Лук. 10:42 . Господь наш говорит здесь о поучении в слове Божием, которое ведет к вечной жизни. Не трудно увидеть связь с другими евангельскими местами: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Матф. 6:33 ; Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий ( Иоан. 6:27 . Будут ли рождаться люди после победы над антихристом? иеромонах Иов (Гумеров) Господь Спаситель сказал: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф. 22:30 . На Небе не будет продолжения рода. Поэтому не будет браков. Когда был принят догмат о Сошествии Христа во ад? Почему он не включен в Символ веры? иеромонах Иов (Гумеров)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Есть еще одно объяснение данного стиха. Греческое слово anamole и славянское восток имеют два значения: 1.сторона света и 2. восход, исток. При таком объяснении стих может быть прочитан так: «мы видели восход звезды Его». Что такое «крещение огнем»? иеромонах Иов (Гумеров) В Священном Писании огонь нередко упоминается как вещественный символ присутствия Бога и как орудие Его могущества либо для оказания помощи, либо для наказания. Господь в огне сошел на гору Синай (19:18). В столпе огненном Бог вел людей Израиля ночью в пустыне ( Исх. 24:21 ). Когда народ стал роптать во время странствия, воспламенился огонь и уничтожил часть стана ( Числ. 11:1 ). В этом же образном значении употребляется в Ветхом Завете выражение «огонь поядаюший» ( Исх.24:17 ; 2Цар.22:9 ; Иов.31:12 ; Пс.17:9 ; Пс.43:3 ). Окруженный огнем являлся Господь великим святым: Моисею в горящем терновом кусте ( Исх. 3:2 , Иезекиилю перед призванием к пророческому служению (1:4), Иоанну Богослову (1:14). О крещении огнем говорит св. Предтеча и Креститель Господен Иоанн: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем»( Мф. 3:11 ). Этот стих св. Иоанн изъясняет так: Креститель говорит о изобилии благодати Духа Святого, которое будет исходить от Христа; «присоединением же слов: и огнем еще более выражает силу и могущественное действие благодати» (Бесед. на св. Матфея евангелиста, XI. 4). Знал ли диавол, что Господь Иисус Христос – Сын Божий, до и во время искушений в пустыни? иеромонах Иов (Гумеров) Знал. Когда Господь Иисус Христос вышел из Иордана, последовал глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3:17 ). Глас этот слышали все присутствовавшие при крещении. У св. евангелиста Матфея сказано: И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами ( Мф. 4:3 . Слово если не выражает сомнение искусителя в достоинстве Иисуса Христа как Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Проклятие противоположно благословению. Святой апостол Павел заповедует: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» ( Рим. 12:14 . Как понять слова святого Евангелия: «Доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» иеромонах Иов (Гумеров) Блаженный Иероним, епископ Иларий Пиктавийский , святитель Иоанн Златоуст , блаженный Феофилакт и другие относят обличительные слова Иисуса Христа к отцу лунатика и к бывшим под горою иудеям и книжникам. Сильное выражение: «Genea apustos kai diestrammene» («род неверный и развращенный») звучит как упрек иудеям за неверие их, не смотря на все знамения и чудеса, которые Господь Иисус Христос совершал. Как понять заповедь «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В святоотеческом толковании под нищим духом однозначно понимается тот, кто стремиться стяжать важнейшую христианскую добродетель – смирение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые бояться и трепещут заповедей Божиих, которых через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: « на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис. 66:2 » (Беседы на святаго Матфея евангелиста, 25.2). Нравственным антиподом нищему духом является человек гордый, который, считает себя духовно богатым. Почему в Книге Иова пишется, что небеса «твёрдые, как литое зеркало»? иеромонах Иов (Гумеров) В Священном Писании Ветхого Завета образный библейский язык сравнивает небо (евр. шамайим и греч. уранос) с подобием свода: хрустального (Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их; Иез.1:22 ), зеркального ( Иов. 37:18 или сделанного из чистого сапфира ( Исх. 24:10 . Поэтому в славянском языке небо называлось твердь. Был ли крещен сам Иоанн Креститель?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010