(8) Муж двоедушен неустроен во всех путех своих. - Двоедушный - находящийся в замешательстве, неустроенный, несовершенный, двоящийся мыслями, лицемер, а путями называет апостол душевные движения, которыми возвышаются надежды, добрые ли то или недобрые, как и Давид сказал: пути моя [Ты] провидел ecu (Пс. 138, 3). Иначе: мужем двоедушным апостол называет неустановившегося, который не стремится крепко ни к будущему, ни к настоящему, но носится туда и сюда и придерживается то будущего, то настоящего. Такого уподобляет он морской волне, не имеющей постоянства, и цвету травы, цвету, остающемуся не долго, но засыхающему с восходом солнечным, почему и сравнил его не с травой, которая продолжительнее, но с цветом ее, чтобы представить его кратковременность. Почему же назвал его двоедушным? Потому что он не стремится с уверенностью ни к настоящей, ни к будущей жизни, ибо в Писании душой называется и жизнь, например: вся, елика имать человек, даст за душу свою (Иов. 2, 4). Удали от себя двоедушие и нисколько не сомневайся просить у Бога, не говори в себе: " Как я могу просить от Господа и получить, когда столько согрешил против Него? " Не думай так, но от всего сердца своего исповедуйся и обращайся к Господу и проси у Него без сомнения, и ты познаешь Его благоутробие, потому что Он не оставит тебя, но исполнит желания сердца твоего (Пс. 36, 4), ибо Бог непамятозлобив и милостив к Своим созданиям. (9) Да хвалится же брат смиренный в высоте своей. - Так как смирение признает апостол хранителем всего доброго и ничто не совершается без него у рачительных, то прибавляет: " Смиренный пусть хвалится высотою своею " . Сомневающегося он уподобляет морской волне, а она от дуновения ветра поднимается и скорее, чем возвысится, опускается. Подобное испытывает и сомневающийся, когда по надмению не утверждает прошений своих ни на чем непременяемом. Поэтому апостол прибавляет: " Пусть хвалится брат смиренный " . Он говорит как бы так: кто хочет просить чего-нибудь, тот пусть, во-первых, просит необходимого, относительно испрошения чего он не может обмануться, то есть Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Потом пусть просит этого постоянно, - не так, что немного помолился, да тотчас и отступился, ибо это свойственно гордым, но пусть просит неотступно, терпеливо ожидая получения со смирением душевным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/280/...

Афанасий, Евсевий и бл. Феодорит), и в разные времена многократно совершалось над врагами христианства, в той гибельной судьбе их, какою почти все они оканчивали жизнь свою (Евсевий и кн. Лактанция о смерти гонителей Хр. Ц., – в Христ. Чт. 1833, III). азъ же поставленъ црь нег над горою стою 6. «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» 7. «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; 7 . В подтверждение слов Господа о поставление Им Мессии Царём Сиона, Сам Мессия хочет объявить и объявляет мятежному народу определение Божие, которым Он поставлен на царство. Господь торжественно признал Его истинным Сыном Своим, – не по усыновлению, или по особенной милости и отеческой любви, как называются сынами Божьими ангелы ( Иов.1:6; 2:1 ), цари ( Пс.88:27–28 ; 2Ц. 7:14), судии ( Пс.81:6 ), целый народ израильский ( Исх.4:22 ) и отдельные верующие ( Быт.6:2, 4 ; Гал.4:5–7 ), но по действительному рождению из Существа Божия, каков, по объяснению Евангелия, един только Господь Иисус Христос , как Единородный Сын Божий, сущий в лоне Отца ( Ин.1:18 и 14). Такое определение Божие должно было показать мятежникам, что Мессия получил от Бога царство по самому существу Своему, как Сын и Наследник Царя-Господа, почему никто не имеет права не признавать Его царственных прав, или восставать против законности Его власти. Так Иисус Христос, во время земной жизни Своей, не раз указывал иудеям на Свое сыновнее отношение к Богу Отцу, как на доказательство Своего божественного посланничества и обязанности для Его слушателей внимать и следовать Его учению ( Иоан. 5:17–27; 6:38–40; 12:48–50 и мн. др.), и восстание против Него иудеев представил под образом убиения злыми виноградарями сына и законного наследника владельца винограда, которые потому, даже по признанию иудеев, не могли иметь себе никакого извинения ( Мф.21:33–41 ; Мк.12:1–9 ). Сынъ мой ес ты, азъ днесь родихъ т – Рождение Мессии, Сына Божия, от Бога Отца происходит из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ; Ин.1:1–2 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Все под ногами находится у Него и нет ничего, чего бы не могло могущество Его, ибо Он «все может», по изречению Святого ( Иов.42:2 ). Но хотя и действительно все находится у Него во власти, Он просит, согласно сказанному в ( Пс.2:8 ) от Отца и получает «народы и пределы земли», именно в качестве наследства славного. Но как получает или, когда именно, необходимо нам исследовать (это), ибо полезно в действительности и необходимо, чтобы также и о времени спросили мы в этих (предметах) и об условиях (обстоятельствах) исследовали, и (притом) исследование точное предмета (чтобы) мы сделали. Итак, когда Он стал человеком, когда «уничижил» (κνωσεν αυτν) Себя», как написано ( Флп.2:7 ), когда смирился до «образа» такого, коему прилично было, чтобы просить этого, – тогда это (Ему, как) человеку приличествовало и делать, и говорить. И мы утверждаем, что (это) было определено (совершено) относительно Его от Отца. Ибо —56— где показал вид (σχμα) уничижения, или как виден был Он уничиженным (досто)славно, если не тогда лишь, когда вопреки (своей божеской) славе претерпел нечто добровольно, – когда уничижил Он Себя ради нас. Так именно Он изнурялся от утомления пути ( Ин.4:6 ), хотя Он был Господь сил (всемогущий), – так же Он нуждался в пище, хотя был Он «хлеб, сходящий с неба и дающий жизнь мipy» ( Ин. 6:33 ), – так же Он претерпел «смерть во плоти» ( 1Пет.4:1 ), хотя Он есть Тот, в Ком «движемся мы и существуем» ( Деян.17:28 ), – так (в таком же смысле) сказано (и то), что Он просил, хотя Он есть Господь всего. Что не тогда впервые к царству призван был Единородный, когда стал человеком, это мы докажем (можем доказать) очень легко, но (чтобы) спорить нам много об этом не далеко (будет) от неразумия. Вот по этой-то причине мы можем лишь поверхностно коснуться твоих рассуждений. Что просил Господь ради Лазаря, думаешь ты, – и даровал (возвратил) ему таким образом (чрез посредство Своей молитвы к Богу) жизнь? Но не будешь думать этого никогда, если то, что осталось (остальные слова Господа), припомнишь, ибо не сказал только: «Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня», но присоединил далее, что «ради народа сего, что (здесь), сказал Я, дабы уверовали Они, что Ты Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Итак, кто желает придти в естественное свое состояние, тот пусть отсекает все пожелания свои плотские, чтоб поставить себя в состояние по естеству ума (духовное). Есть в нас по естеству вожделение (к Богу) — и без сего вожделения к Богу нет и любви: ради сего Даниил назван мужем желаний (Дан.9:23); но враг изменил его (вожделение по естеству) в срамное похотение, чтоб похотствовать всякой нечистоты. В уме по естеству есть ревность по Богу — и без ревности по Богу нет и преспеяния, как написано в Апостоле: ревнуйте о дарованиях больших (1 Кор.12:31); но эта ревность по Богу изменилась в нас в ревность неестественную, чтоб ревновать друг против друга, завидовать и лгать друг другу. В уме есть гнев по естеству — и без гнева не бывает у человека и чистоты, если не будет он гневаться на все, всеваемое в него врагом, как Финеес, сын Елеазаров, разгневавшись, заклал мужа и жену, и престал гнев Господа на народ Свой (Чис.25:7–9); но в нас изменился такой гнев в другой, чтоб гневаться на ближнего из–за всяких вещей, ненужных и бесполезных. Есть в уме ненависть по естеству, так: когда нашла она на Илию, он заклал мерзких пророков (3 Цар.18:40), равно и Самуил по ней поступил с Агагом царем амаликским (1 Цар.15:33) — и без ненависти к врагам честь (цена и достоинство) души не обнаруживается; но эта ненависть (естественная) изменилась в нас в неестественную, чтоб ненавидеть ближнего и с отвращением гнушаться им, и сия–то ненависть изгоняет из нас все добродетели. Уму свойственно высокомудрие по естеству пред врагами его, так: когда нашло оно на Иова, то он поношением покрыл врагов своих, говоря им: безчестнии и похуленнии, скудни всякаго блага, ихже не вменях достойными быти псов моих стад (Иов.30:4,1); но это высокомудрие пред врагами изменилось в нас: смирились мы пред врагами и возвысокомудрствовали друг пред другом, уязвляя себя взаимно и праведными себя считая паче ближних, — а за такое высокомудрие Бог бывает враг человекам. Вот что создано было с человеком (вложено в него при сотворении) и что, когда вкусил он от преслушания, изменилось в нем в такие страшные страсти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Алла 20 декабря 2023, 12:30 Галина, ну так люди, упорно свой грех возводящие в норму, и есть ненавидящие. Всё в этой истории предельно понятно, просто некоторым это понимание не нравится. Галина И. 20 декабря 2023, 11:57 Читательнице (Подмосковье). Алексей Ильич Осипов называет " родовым грехом " то, что что иеромонах (ныне архимандрит) Иов (Гумеров) относит к генеалогии (греч. родословная) духовных болезней. Это, в сущности, одно и то же. Алкоголизм в Православии считается духовной болезнью, т.к. имеет духовные причины. «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! говорит Господь Бог,- не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле... Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 1–3, 20). инокиня Наталья Ирине 20 декабря 2023, 09:33 А кому эта история понравилась? Она всем не понравилась, уверяю Вас. Лично мне чтоб ее записать много лет потребовалось. Конечно, Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы... тем паче жестокости. Люди же, на которых нашло наказание Господне, обычно отлично сознают, почему с ними случилась какая-то беда. Вот и эта женщина всё поняла, причем, в отличии от многих, поняла сразу. А про ее детей мы с Вами ничего не знаем. Кроме того, что они были смертными и умерли бы в любом случае. И почему Бог определил им умереть в тот, а не иной момент, это уж действие Его всеблагого промысла. Читательница (Подмосковье) 20 декабря 2023, 09:23 Каждый отвечает за свои, личные грехи. Нет вины детей в грехе родителей, и не ответственности за них. Но есть родовой грех (А.И Осипов), который может передаваться по наследству, например, наследственный алкоголизм. Статья «ОТЦЫ ЕЛИ КИСЛЫЙ ВИНОГРАД…»: http://pravoslavie.ru/111857.html Галина И. 20 декабря 2023, 09:10 Простите за каламбур, но когда у нас богатая эмоционально- чувственная сфера, да еще с патол. нарушениями, то нам грозит опасность оказаться в сфере чувственного. Как-то мне одна верующая бабуля рассказала о случае с одной женщиной. Та пошла к речке, и там вдруг лягушка проговорила ей, что скоро будет конец света. Я рассмеялась, а бабуля обиделась: Бог, мол, всемогущий, Он через ослицу говорил, и через лягушку может. А вчера позвонила хорошая знакомая, тоже верующая, православная: " Вы живы? " Я в легком ступоре: " А что? " - Да у меня переносица чесалась, а это к смерти близкого человека, вы мне близкая.-Так это же суеверие!- Вы что, почитайте старцев! " Не всякому духу верьте " (1Ин 4,1).Без обид.

http://pravoslavie.ru/157822.html

Глава 4. О том, что в писании употребление сих слогов не выдерживается строго.    А мы признаемся, что и слово истины нередко употребляет эти речения, впрочем утверждаем, что свобода Духа нимало не порабощается ограниченности внешних, но, соображаясь с каждым новым случаем, изменяет выражения соответственно потребности.    Ибо речение «из него» не означает непременно вещества, как думают внешние, напротив того, Писанию обычнее употреблять это речение о высочайшей Причине, как в следующем месте: «един Бог,... из Негоже вся» (1Кор.8:6). И еще: «вся же (εκ του θεου) от Бога» (1Кор 11:12). Однако же слово истины употребляет это речение нередко и о веществе, например, когда говорит: «сотвори ...ковчег от (εκ) древ [негниющих]» (Быт 6:14). И: «да сотвориши светильник от (εκ) злата чиста» (Исх 25:31). И: «первый человек от (εκ) земли перстен» (1Кор 15:47). И: «от (εκ) брения сотворен еси ты, якоже и аз» (Иов 33:6).    Но еретики, как заметили мы, чтобы показать разность естества, хотя повод к различению заимствовали у внешних, однако же, не во всем с точностью им раболепствуя, узаконили, что речение это прилично одному Отцу, напротив того, Сыну по законоположению внешних присвоили наименование орудия, и Духу — места (ибо говорят: «в Духе», и также говорят: «Сыном»). Богу же усвоили речение: «из Него», последуя в этом не чуждым, но перейдя, как сами говорят, к апостольскому словоупотреблению, потому что сказано: «из Негоже вы есте о Христе Иисусе» (1Кор 1.30). И: «вся же от» (εκ) «Бога»(1Кор 11:12).    Посему какое заключение выводится из сего тонкого различения? То, что иное естество причины, иное — орудия, и иное — места, следовательно, Сын по естеству чужд Отцу, как и орудие чуждо художнику, чужд и Дух, поскольку время или место отдельны от естества орудий или от естества действующих орудиями. Глава 5. О том, что и об Отце говорится: Им, и о Сыне: из Него, также и о Духе.    Таковы рассуждения еретиков, и мы докажем сказанное выше, именно же, что несправедливо, будто бы Отец, взяв для Себя речение: «из Него», поверг Сыну речение: «Им», и опять, будто бы Сын, по узаконению еретиков, не приемлет Духа Святого в общение речений: «из Него», или: «Им», как распределено по новому их разделу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Кроме того, вера научает нас, что совершенное блаженство и самое даже житие наше, житие истинное, а не мечтанное, или привиденное, на небесех есть ( Фил. 3:20 ); что самое величайшее благополучие настоящей жизни есть одна только тень его; что все злострадания наши суть ничто в сравнении с тем высоким и неизреченным воздаянием, какое уготовано за претерпение их – в жизни грядущей. Вот источник сладчайших утешений верующему в самых жестоких злостраданиях его и безотрадных бедствиях. От того все святые Божии человеки среди самых несчастий с полною надеждою и упованием на Бога Избавителя обыкновенно взывали в ободрение себе: кто терпение наше? не Господь ли? Аще благая, от руки Твоея, Боже, прияхом, злых ли не стерпим? Благо нам, яко смиряеши нас, яко да научимся оправданием Твоим ( Иов. 2:10 , Псал. 70:5, 118:71 ). Наконец вера еще открывает нам тайну судеб Божиих, проложивших неминуемый путь чрез бедствия в царствие небесное. О сем предсказывал Спаситель ученикам своим: в мире скорбни будете ( Иоан. 16:33 ). О сем сами ученики Его проповедывали, яко многими скорбми подобает внити в царствие Божие ( Деян. 14:22 ). А потому святые мужи из самых злостраданий своих почерпали обильное для себя утешение и неложное упование жизни вечные. Жезл Твой и палица Твоя, вопиет праведный Давид к Богу, та мя утешиста ( Псал. 22:4 ). Радуемся во страданиях своих ( Кол. 1:24 ), говорит апостол Павел, во всем скорбяще, но не стужающе си, присно же радующеся; всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще, а для чего? да и живот Иисусов – живот блаженный и препрославленный – в теле нашем явится ( 2Кор. 4:8, 10. 6:10 ). Но сколько выгод в настоящем и утешительных надежд в будущем вера доставляет верующему, столько же неверие и даже маловерие отъемлет у человека отрад и утешений и в настоящем и в будущем, и самую жизнь его делает для него тяжким бременем, его подавляющим. Апостол Петр едва только мысленно поколебался в вере к Спасителю, по водам шествующему, и ему самому давшему силу по водам шествовать, как мгновенно свет в очах его затьмился, ноги погрузились в бездну, и он начал утопать. Тоже повторяется ежедневно и ежечасно и с каждым из нас, как скоро дозволяем войти в свою душу хотя малому сомнению касательно Божественных истин: густая тьма мгновенно объемлет и покрывает наши умные очи; сердце ощупью чего-то непрестанно ищет, но, ничего по себе не находя и ничем не удовлетворяясь, терзается своими собственными желаниями; мир превращается в неустроенный хаос, события жизни приемлют вид мрачный и печальный, в котором ничего неприметно утешительного, дни являются ужасающими своею действительностию, а ночи – отъемлющими покой своими призраками, надежда представляется тению неуловимою, а отчаяние всюду следующим по пятам. Счастлив еще таковый, если подобно апостолу Петру, вскоре стряхнув с себя облегший его мрак, с крепкою надеждою возопиет к Спасителю о избавлении своем: он конечно хотя постраждет, но не совсем потонет. А иначе погибель его неизбежна.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Для того, чтобы сделать последующие рассуждения более наглядными, приведу ряд выдержек из речей Иова и его утешителей. 1-й цикл : Елифаз : «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?» (Иов. 4:7). «Вот, что мы дознали; так оно и есть: выслушай это и заметь для себя» (Иов. 5:27). Иов : «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю» (Иов. 6:14). «Так и вы теперь ничто: увидели страшное и испугались. Говорил ли я: дайте мне, или от достатка вашего заплатите за меня; и избавьте меня от руки врага, и от руки мучителей выкупите меня? Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил. Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши? Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши. Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему» (Иов. 6:21-27). «Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость? И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет» (Иов. 7:20, 21). Вилдад : «долго ли ты будешь говорить так? – слова уст твоих бурный ветер! Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?» (Иов. 8:2, 3). Иов – Вилдаду : «правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом?» (Иов. 9:2). «Если [действовать] силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним? Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; [если] я невинен, то Он признает меня виновным» (Иов. 9:19, 20). «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника , который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов. 9:32-33). Иов – Софару : «подлинно, [только] вы люди, и с вами умрет мудрость! И у меня [есть] сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же? Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем — [человек] праведный, непорочный. Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами » (Иов. 12:2-5).

http://sedmitza.ru/lib/text/431303/

15:39 172, 190, 212 15:42–47 172 15:43 188, 203 15:45 173, 203 15:46 63, 203 15:47 140, 173 15:63–64 28 16:1–2 174 16:1–8 173, 190, 191 16:3 174 16:4 174 16:5 174 16:6 175, 179 16:7 175 16:8 176 16:9 179 16:9–14 176 16:9–20 173, 176, 190, 191 16:11 177 16:11–14 177 16:13 177 16:14 177 16:15 177, 178 16:15–20 177 16:16 178 16:17–18 178 16:19 179, 192 16:19–20 179 16:20 113, 179, 214, 215, 218, 219     Ветхий и Новый Заветы Бытие 1:26–3:7 18 1:27 101 1:31 73 2:24 101 Исход 19:16 90 20:21 90 24 88 24:15–18 90 31:14 32 32–33 93 33:18 67 34 88 34:6–7 27 34:21 32 Второзаконие 24:1 101 I Царств Иов 12:6 39 III Царств Притчи 12:31 39 I Книга Маккавеев Амос 1:54 134 Псалтырь 21 (LXX) 168 22 169 22:8–9 167 37 (LXX):13 163 37 (LXX):14 163 41 141 68 (LXX) 168 69:1–3 108 75:8 108 77 (LXX) 45 88 (LXX):10 51 89:9 50 102 (LXX):3 27 105 (LXX):9 51 107:28–29 50 108 (LXX) 168 108 (LXX ):2–4 163 109 (LXX):1 128 110:1 179 Иов 38:8–11 51 Притчи 31:6 166 Амос 3:7 121 8:9 171 Михей 3:12 131 Захария 1:6 121 2:10 135 13:7 148 Исайя 13:10 135 32:1–2 (LXX) 45 34:4 135 35:4 73 35:5–6 73 43:25 27 50:6 165 51:17 108 52:15 163 53:2–3 58 53:7 163 53:8 34 61:1 16 Иеремия 5:21 76 5:22 51 36 (LXX) 131 Плач Иеремии 2:15 167 4:21 108 Иезикиль 12:2 76 17:22–24 48 32:7 135 Даниил 7:3 50 7:13 90, 135–137, 207 12:11 134 Евангелие от Матфея 1:1 128 3:7–12 15 3:14 17 4:1–11 17, 62 4:11 18 4:23 13 5:18 138 8:3 102 8:23–27 48 8:26 51 8:28 52 9:20 102 9:27 127 10:15 61 10:42 99 12:9–14 55, 56 12:35 127 13:55 57 13:58 59 14:1–12 62 14:3–6 102 14:13–21 64 14:33 65 15:22 127 16:8–11 76 16:22 84 16:23 84 16:27 86 17:2 89 17:14–20 94 18:1–5 97 20:19 107 20:30 127 21:1–11 114 21:8–9 115 21:9 115 21:10 175 21:23 119 21:33–46 121 21:37 123 21:42 82 22:15 124 22:34–40 126 23:11 97 23:37 83 24:9 83 24:35 138 26:4 140 26:8 141 26:15 142 26:17–18 143 26:33–35 149 26:39 109 26:47 153 26:69–75 160 27:27–31 165 27:48–49 170 Евангелие от Луки 3:7–14 15 3:21 17 4:1–13 17, 18 4:16–30 57 4:22 57 4:29 58 5:1–11 19 5:13 102 6:6–11 35, 36

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

1. И. как индивидуальное, личное спасение. Это либо мольба об И., либо благодарение Бога за то, что Он избавил от реальной опасности, спас в ситуации, к-рая не предполагала разрешения «естественным» путем и неумолимо вела к гибели. Таковой, напр., в Свящ. Писании представлена вся жизнь царя Давида : подводя итог своей жизни, он восклицает: «Жив Господь, избавлявший (  ) душу мою от всякой беды!» (3 Цар 1. 29). Господь искупает, спасает от «зла», «беды», «скорби», «коварства», «насилия» (Быт 48. 16; 2 Цар 4. 9; 3 Цар 1. 29; Пс 71. 14); «смерти», «могилы», «преисподней» (Иов 5. 20; 33. 24, 28; Пс 48, 16; 70. 23; 102. 4); «врага», «мучителя», «грешника» (Иов 6. 23; Пс 25. 11; 30. 6; 33. 23; 54. 19; 68. 19; 105. 10; 118. 134; Плач 3. 58). 2. И. как спасение Израиля. Понимание явленного Господом спасения оформляется в т. ч. как образ И. Им Израиля. Таково событие Исхода , начинающее свящ. историю ветхозаветного Израиля искупительным деянием Бога. Господь вызволяет Израиль из егип. рабства, искупая его в Свой народ (Исх 6. 6; 15. 13 -   Втор 7. 8; 9. 26; 13. 5; 15. 15; 21. 8; 24. 18; 2 Цар 7. 23; 1 Пар 17. 21; Неем 1. 10 -  ). Вся дальнейшая история ветхозаветного Израиля совершается под знаком Божия И. (Пс 24. 22; 43. 27; 73. 2; 76. 16; 77. 42; 106. 2; 110. 9; 129. 7-8; Ис 1. 27; 29. 22; 35. 9-10; 43. 1; 44. 22-23; 47. 4; 48. 20; 51. 10-11; 52. 3, 9; 62. 12; 63. 9; Иер 15. 21; 31. 11; Ос 7. 13; 13. 14; Мих 4. 10; 6. 4; Зах 10. 8). Господь именуется Искупителем (  ) Израиля (Иов 19. 25; Пс 18. 15; 77. 35; Ис 41. 14; 43. 14; 44. 6, 24; 47. 4; 48. 17; 49. 7, 26; 54. 5, 8; 59. 20; 60. 16; 63. 16; Иер 50. 34; «...имя Твое: «Искупитель наш»» - Ис 63. 16). Для понимания существа религ. И. в ВЗ важно определить, предполагается ли текстом И. как самостоятельный акт или это - одна из метафор спасения. Собственно спасение в евр. языке выражается словарными рядами с корнем   к-рые в целом ряде библейских пассажей соотносятся со словами от корней   и   как синонимы (Пс 30. 3, 6; 54. 17, 19; 71. 13-14; 105. 10; Ис 49. 25-26; 63. 9; Иер 15. 20-21; 31. 7; Зах 10. 6, 8).

http://pravenc.ru/text/674968.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010