Павел Михайлович Строев (1796-1876) XII. Епархия Екатеринославская Екатеринославская епархия учреждена 9 сент. 1775. Восьмая из второклассных. I. Архиепископы Славенские и Херсонские 1. Евгений Булгари , Грек, хирот. 1 окт. 1775, из иеромонахов; 5 мая 1779 на покое; † 27 мая 1806, в С.-Петербурге, в Александро-Невской Лавре. 2. Никифор Феотский , Корфиот, хирот. 6 авг. 1779, из иеромонахов, а 28 нояб. 1786 перев. в Астрахань. II. Архиепископы Екатеринославские и Херсонские 3. Амвросий Серебреников 28 нояб. 1786 перев. из викариев Новгородских; 22 дек. 1789 наименован «блюститель Молдо-Влахийской экзархии»; † 13 окт. 1792, в Полтаве. 4. Гавриил Банулеско (Бодони) , митрополит Ясский, (Новороссийский и Днепровский) определён 10 мая 1793; в 1797 митрополит Новороссийский, а 29 сент. 1799 перев. в Киев. III. Архиепископы Екатеринославские, Херсонские и Таврические 5. Афанасий Иванов 1 окт. 1799 перев. из Воронежа; 15 сент. 1801 пожалован в архиепископа; 18 авг. 1805 назначен в Астрахань, но † в тот же день. 6. Платон Любарский 18 авг. 1805 перев. из Астрахани; † 20 окт. 1811. 7. Иов Потемкин 7 февр. 1812 перев. из Минска; † 28 мар. 1823. 8. Феофил Татарский 19 мая 1823 перев. из Оренбурга; 22 авг. 1826 пожалован в архиепископа; 16 окт. 1827 уволен на покой в Куряжский мнтрь; † 14 нояб. 1830. 9. Онисифор Боровик 28 нояб. 1827 перев. из Вологды, а 24 дек. пожалован в архиепископа; † 20 апр. 1828. Погребён в Самарском мнтре. 10. Гавриил Розанов 22 мая 1828 перев. из Орла; 31 дек. 1832 пожалован в архиепископа, а 9 мая 1837 перев. в епархию Херсонскую. IV. Епископы Екатеринославские и Таганрогские 11. Анастасий Ключарев 22 мая 1837 перев. из викариев Новгородских, а 14 апр. 1838 уволен на покой; † 22 мар. 1851, в Сийском мнтре. 12. Иннокентий Александров 23 апр. 1838 перев. из Иркутска, а 19 авг. 1853 уволен на покой; † 3 апр. 1869, в Куряжском мнтре (sic). 13. Леонид Зарецкий , епископ, 19 авг. 1853 перев. из Костромы, а 14 нояб. 1864 уволен, по прошению, в Рязанской Олегов мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Встреча с Православием Юрий Максимов В целом иудеи в Византии жили благополучно. Известно, что евреи в других странах изумлялись их богатству и переселялись в православную империю. Например, известно, что в Византию бежали евреи, преследуемые в фатимидском Египте. О том, что византийцы не испытывали предубеждения к самой по себе еврейской национальности, свидетельствует тот факт, что в XIV веке православный еврей Филофей стал даже Константинопольским патриархом, а согласно некоторым историкам, еврейские корни имел император Михаил II. Епископ Артемий (Радосавлевич) Иеромонах Иов (Гумеров) Сегодня особый день. Именно в этот день, 6 декабря по юлианскому календарю, архиепископ города Миры в Малой Азии после великих трудов отошел ко Господу. Мы точно не знаем года. Одни исследователи называют 341-й год, а другие, более осторожно называют промежуток между 345 и 351 годами. Но независимо от того, какая именно дата более точная, мы знаем, что в лице святителя Николая мы чествуем особого святого, которого ни с кем сравнить мы не можем. (MP3 файл. Продолжительность 13:11 мин. Размер 6.4 Mb) Анатолий Холодюк Елена Лебедева «Гудят спокойные и важные колокола трех Никол… Слушай звон колоколов Арбата… Плачь с плачущими. Замерзай с замерзшими и голодай с голодными. Но не гаси себя и не сдавайся плену мелкой жизни, мелкого стяжательства, ты, русский, гражданин Арбата… И Никола Милостивый, тихий и простой святитель, покровитель страждущих, друг бедных и заступник беззаступных, распростерший над твоею улицей три креста своих, три алтаря своих, благословит путь твой и в метель жизненную проведет», – писал арбатский житель Борис Зайцев. Протоиерей Андрей Новиков Сергей Герук Инна Менькова Архимандрит Тихон (Шевкунов) И снова сегодня в центре евангельского повествования тот самый вопрос, о котором мы с вами уже неоднократно говорили здесь, в храме – вопрос о вечной жизни. «Некий князь глаголет: «Учителю благий, что сотворив, живот вечный наследствую?»». – Что мне делать для того, чтобы быть наследником, прожив эту жизнь, того самого важного и самого главного, для чего Господь Бог и создал этот мир, для чего Господь и создал человека? Опуская другие слова, вспомним, что Господь говорит непосредственно о том, что необходимо для того, чтоб человек, очистившись от грехов, восчувствовал эту вечную жизнь, стал ее реальным причастником, свидетелем, и ощутил ее во всей, небывалой здесь, на земле, силе. (MP3 файл. Продолжительность 38:29 мин. Размер 18.5 Mb)

http://pravoslavie.ru/put/page87_1078.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иов (Иисус) Анзерский, прп. - житие " Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев ...праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг преподобного Иова Анзерского (+ 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году) ... единомысленно определяет ... причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса... память преподобному Иову, в схиме Иисусу, Анзерскому праздновать 6/19 марта и 29 мая/11 июня... писать прославляемым святым иконы для поклонения... напечатать жития их для назидания и наставления в благочестии чад церковных... " (Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года) КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, Соловецкий чудотворец, в миру носил имя Иоанна. Он родился в 1635 году в Москве. Кем были его родители – неизвестно, но предпологают, что они имели духовное звание. Сам Иоанн многие годы служил приходским священником в Москве. О. Иоанн отличался сострадательностью к бедным и бедствующим людям. Почти все свои доходы употреблял на милостыню нищим, часто устраивая угощения в своем доме. Он открыл свой дом для всех бедных и страждущих, кормил, лечил, а главное - утешал попавших в беду людей. Всех приходивших к нему отец Иоанн принимал с искренней любовью, встречая как самых дорогих гостей. В беседах он " старался применить свой разговор к положению, званию и состоянию каждого " , говоря о необходимости молитвы, об опасности пагубных увлечений, о воспитании людей в христианском духе. Все примеры о.Иоанн обосновывал Священным Писанием, историями житий святых и церкви. Нередко о.Иоанн заступался за несправедливо обиженных и его заступничество было успешным, ибо пользовался он огромным уважением среди людей. Отец посещал тюрьмы, раздавая заключенныхм на пасхальные и рождественские подарки. Не было человека, нуждавшегося в его помощи, которому он бы в ней отказал.

http://pravicon.com/info-2520

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Вениамину (Кириллову), епископу Ардатовскому и Атяшевскому 14 октября 2011 г. 13:21 14 октября 2011 года за Божественной литургией в кафедральном храме Христа Спасителя г. Калининграда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Вениамина (Кириллова) во епископа Ардатовского и Атяшевского. По окончании богослужения Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Вениамин! Ныне, в день, когда Православная Церковь торжественно празднует Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, всеблагим Промыслом Божиим за Литургией возведен ты на высшую, апостольскую степень священства. Подобно Варнаве и Савлу отделен ты от среды пресвитеров и призван Святым Духом на святительское дело (см. Деян. 13:2-3). Премудрою волею Небесного Пастыреначальника Христа тебе уготовано служение Его Церкви в епископском сане: «…никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5:4). На этом новом и крестном для тебя пути предстоит тебе ежедневно и каждочасно собирать души человеческие и заботиться об их спасении, изнемогать за всех, кто изнемогает и воспламеняться за всех, кто соблазняется (см. 2 Кор. 1:29). Стремись же представить себя перед Господом «делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Это неизменное требование, которое с апостольских времен предъявляется архипастырю, ныне звучит с особой остротой и особой категоричностью. Ибо наши современники, верующие и неверующие, юные и умудренные жизненным опытом, алчут живых примеров бескорыстного служения, нелицемерной заботы, внутреннего горения и подлинной чистоты сердца. Свети же людям светом Христовой любви, «чтобы они видели твои добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (Мф. 5:16). Подобно праведному Иову, держи и не отпускай правду во все дни свои (см. Иов. 27:6), дабы ни Создатель, ни совесть твоя, ни люди не могли укорить тебя в неправом слове или деле.

http://patriarchia.ru/db/text/1647999.ht...

Αρχεο Митрополит Нижегородский Георгий: «Мы верим, что Господь пребывает среди нас, когда мы обсуждаем проблемы монашества» 29 Σεπτεμβρου 2022 τος 13:22 По окончании работы Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви председатель комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ответил на вопросы портала «Монастырский вестник». — Ваше Высокопреосвященство, вот уже в третий раз Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проводит Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви. В начале собрания Предстоятель Церкви отметил важное значение подобных встреч. Почему встречи с Патриархом так важны для современного монашества? — Прежде всего потому, что монастыри занимают особое место в жизни каждой епархии, а, значит, и в жизни всей Русской Православной Церкви. Сердце каждого христианина вольно или невольно тянется к образу иночества как древних святых на Востоке, так и святых Русской земли. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Игумен земли Русской Сергий Радонежский, Иов Почаевский, Евфросиния Полоцкая, Серафим Саровский и многие другие подвизались в монашеском чине, и все они являются образцами святости для нас. В жизни Русской Православной Церкви происходит возрождение монашеских обителей. На этом пути есть проблемы не только материального, но и организационного характера, которые связаны в том числе и с отсутствием духовного опыта монашествующих. И в этом смысле для всех нас очень важно иметь возможность соборных встреч, чтобы вместе помолиться и поговорить о путях решения стоящих перед нами задач. Святейший Патриарх Кирилл — тоже монах. Предстоятель Церкви как никто другой чувствует нерв жизни Церкви, в том числе и жизни монашеских обителей. Поэтому наше общение всегда носит неформальный характер и имеет в своем основании духовную природу. Для монашествующих встреча с Предстоятелем Церкви очень важна. Каждое его слово имеет огромный вес, всегда бывает наполнено высоким смыслом и содержит духовное назидание. Его Святейшество имеет дар — четко обозначать проблемы и предлагать возможные варианты их решений. Не менее важна в нашем общении и обратная связь. Предстоятель слышит монашествующих, руководителей монастырей, когда мы говорим о насущных вопросах монастырской жизни. Наши собрания — это и есть соборное делание, которое обычно приводит к хорошим результатам. По одним вопросам повестки принимаются необходимые решения, другие приходится переформатировать. Для этой же цели создана и профильная Комиссия Межсоборного присутствия, которая занимается документами, регламентирующими организацию монастырской жизни, работает Синодальный отдел по монастырям и монашеству , проводятся встречи игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви с ее Предстоятелем.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5963836...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не от мира сего 18.07.2017 606 Время на чтение 8 минут Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13). 29 января 2016 года в Почаеве во время тушения пожара в доме милосердия для пожилых людей трагически погиб эконом Успенской Почаевской Лавры, 42-летний архимандрит Иов (Стратулат). Разворачивая шланг, он вышел на проезжую часть, был сбит микроавтобусом и скончался по дороге в больницу. Его светлой памяти посвящается... Каждый из нас приходит в этот мир для чего-то. Один проживает жизнь, так и не поняв своего призвания. Другой чувствует зов свыше с малых лет и идёт на него, каким бы трудным ни был путь. Так знал и чувствовал своё предназначение великий Предтеча Господень, от материнской утробы чутко откликаясь на Присутствие Того, Кто призвал его к жизни. Так, оставив всё, шли за Христом Его Апостолы - их истинное призвание годами дремало где-то в самых потаённых уголках души, и только получив мощный импульс свыше, стало, наконец, целью и смыслом жизни. Так бежали, не оглядываясь, из больших городов в выжженные солнцем пустыни святые отшельники, чтобы там, в тишине своего сердца, услышать Бога и стать собой. В Черновицкой области, в живописном селе Острица, где живут преимущественно украинские румыны и молдаване, росли два родных брата - Георгий и Виталий по фамилии Стратулат. Волосы цвета спелой пшеницы и ясные кроткие глаза. Радость для родителей и пример для сверстников. Георгий, как и положено старшему брату, опекал младшего Виталия: учил гонять мяч, ездить на велосипеде и прочим мальчишеским премудростям. Младший старался во всём ему подражать, и когда Георгий сказал, что хочет стать монахом, пошёл за ним... Вспоминает иеромонах Нифонт (Стратулат) Нас крестили в младенчестве. В нашем регионе, если Пасха, - всё село в храме, если Рождество - все колядуют. Дети вообще ходили колядовать массово. Однажды в первом классе учительница спросила: «Что вы делаете первым делом, когда просыпаетесь?». И брат сказал: «Когда я встаю, иду умываться, потом помолюсь и собираюсь в школу». Она была ярой коммунисткой, но не нашлась, что ответить. Теперь его первая учительница - верующий человек, очень часто она приезжала к отцу Иову сюда, в Почаевскую Лавру.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/18/ne_o...

Пн Митрополит Нижньогородський «Ми що Господь серед нас, коли ми проблеми чернецтва» 29 вересня 2022 р. 13:22 По окончании работы Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви председатель комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ответил на вопросы портала «Монастырский вестник». — Ваше Высокопреосвященство, вот уже в третий раз Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проводит Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви. В начале собрания Предстоятель Церкви отметил важное значение подобных встреч. Почему встречи с Патриархом так важны для современного монашества? — Прежде всего потому, что монастыри занимают особое место в жизни каждой епархии, а, значит, и в жизни всей Русской Православной Церкви. Сердце каждого христианина вольно или невольно тянется к образу иночества как древних святых на Востоке, так и святых Русской земли. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Игумен земли Русской Сергий Радонежский, Иов Почаевский, Евфросиния Полоцкая, Серафим Саровский и многие другие подвизались в монашеском чине, и все они являются образцами святости для нас. В жизни Русской Православной Церкви происходит возрождение монашеских обителей. На этом пути есть проблемы не только материального, но и организационного характера, которые связаны в том числе и с отсутствием духовного опыта монашествующих. И в этом смысле для всех нас очень важно иметь возможность соборных встреч, чтобы вместе помолиться и поговорить о путях решения стоящих перед нами задач. Святейший Патриарх Кирилл — тоже монах. Предстоятель Церкви как никто другой чувствует нерв жизни Церкви, в том числе и жизни монашеских обителей. Поэтому наше общение всегда носит неформальный характер и имеет в своем основании духовную природу. Для монашествующих встреча с Предстоятелем Церкви очень важна. Каждое его слово имеет огромный вес, всегда бывает наполнено высоким смыслом и содержит духовное назидание. Его Святейшество имеет дар — четко обозначать проблемы и предлагать возможные варианты их решений. Не менее важна в нашем общении и обратная связь. Предстоятель слышит монашествующих, руководителей монастырей, когда мы говорим о насущных вопросах монастырской жизни. Наши собрания — это и есть соборное делание, которое обычно приводит к хорошим результатам. По одним вопросам повестки принимаются необходимые решения, другие приходится переформатировать. Для этой же цели создана и профильная Комиссия Межсоборного присутствия, которая занимается документами, регламентирующими организацию монастырской жизни, работает Синодальный отдел по монастырям и монашеству , проводятся встречи игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви с ее Предстоятелем.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5963832...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Иван; † 19.06.1607, старицкий Успенский мон-рь), свт. (пам. 5 апр., 19 июня, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 23 мая - в Соборе Ростовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 1-й патриарх Московский и всея Руси. Биография И. происходил из посадских людей г. Старица (совр. Тверская обл.). Монашеский постриг принял в старицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре при архим. Германе (архим. Германа, при к-ром И. принял постриг, следует отличать от др. настоятеля старицкого Успенского мон-ря - св. Германа ( С адырева- П олева), управлявшего обителью в 1551-1554). При пострижении святой был назван в честь прав. Иова Многострадального. В обители И. был духовно «воспитан и грамоте, всему благочинию и страху Божию добре обучен» (РИБ. Т. 13. Стб. 923). Со временем И. стал настоятелем старицкой обители: 6 мая 1569 г. царь Иоанн IV Васильевич дал жалованную грамоту И. как архимандриту Успенского мон-ря ( Маштафаров А. В. Старицкие мон-ри в документах XVI в.//РД. 1998. Вып. 4. С. 142-147). Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Портрет. 50-е гг. (?) ХХ в. (Патриаршие покои ТСЛ) Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Портрет. 50-е гг. (?) ХХ в. (Патриаршие покои ТСЛ) После того как в 1566 г. Иоанн Грозный выменял Старицу у кн. Владимира Андреевича, монастырь сразу же получил во владение от царя с. Ильинское в Старицком у. В 1567 г. Старица была взята в опричнину, последовали новые пожалования мон-рю (одно из таких владений, с. Губин Угол, принадлежало казненному И. П. Фёдорову). Мон-рь имел тарханную грамоту, освобождавшую его владения от уплаты главных гос. налогов. Когда она сгорела, царь по ходатайству И. выдал в мае 1569 г. новую грамоту такого же характера на все владения мон-ря в разных уездах. Одной из статей документа настоятель и братия освобождались от суда Тверского епископа, они подчинялись только суду тверского дворецкого (Там же. С. 146). Все это говорит об особом благоволении царя к обители и ее настоятелю. Характерно, что, после того как И. был переведен из старицкого Успенского мон-ря, пожалования обители от царя прекратились.

http://pravenc.ru/text/578144.html

Календарь сербских святых Январь 3/16 – прп. Ромил Раваницкий 4/17 – свт. Евстафий I, архиепископ Сербский 14/27 – свт. Савва, первый архиепископ Сербский 15/28 – прп. Гавриил Лесновский 18/31 – свт. Максим, архиепископ Влахозапланинский Февраль 3/16 – свт. Иаков, архиепископ Сербский 8/21 – свт. Савва II, архиепископ Сербский 11/24 – нмч. Георгий Кратовский, Софийский 13/26 – прп. Симеон Мироточивый Март 5/18 марта – свт. Николай Жичский (день упокоения) Апрель 20 апреля/3 мая – свт. Николай Жичский (день перенесения мощей) 20 апреля/3 мая – прп. Иоасаф Метеорский 22 апреля/5 мая – сщмч. Платон Йованович, епископ Банялукский 24 апреля/7 мая – прп. Иоанникий Девичский (2/15 декабря) 24 апреля/7 мая – сщмч. Бранко Добросавлевич 29 апреля/12 мая – свт. Василий Острожский, митрополит Захолмский и Герцеговинский Май 6/19 – прпп. Синаиты. Ромил Раваницкий (16/9января), Роман Синаит, Нестор, Мартирий, Сисой, Зосима Туманский, Иов 6/19 – мч. Вукашин из Клепаца 11/24 – свт. Никодим, архиепископ Сербский 16/29 – свмч.Феодор, епископ Вршацкий 20 мая/2 июня – прп. Стефан Пиперский 21 мая/3 июня – прп. Елена Дечанская 22 мая/4 июня – св. Иоанн Владимир, король Зетский 24 мая/7июня – свт. Савва II Бранкович, митрополит Ердельский Июнь 4/17 – свмч. Иоанникий Липовац, митрополит Черногорско-Приморский 5/18 – прп. Петр Коришский 15/28 – вмч. Лазарь, князь Сербский 15/28 – свт. Спиридон, патриарх Сербский 15/28 – свт. Ефрем, патриарх Сербский 22 июня/6 июля – прп. Анастасия, Анна, мать свт. Саввы Июль 4/17 – свщмч. Георгий Богич 4/17 – свщмч. Савва Трлаич, епископ Горнокарловацкий 16/29 – прп. Иоаким Осоговский 26 июля/8 августа – свт. Савва III, архиепископ Сербский 19 июля/1 августа – прп. Ефросиния, Евгения, Милица, княгиня 19 июля/1 августа – св. Стефан Лазаревич, деспот Сербский 30 июля/12 августа – прп. Ангелина (10/23 декабря) Август 16/29 – свт. Евстафий II, архиепископ Сербский 16/29 – прп. Рафаил Банатский, Хиландарец 21августа/3 сентября – свщмч. Рафаил Момчилович, игумен монастыря Шишатовец

http://pravoslavie.ru/40253.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОТЫ термин, использованный в рус. Синодальном переводе ВЗ для передачи смысла евр. слова  , обозначающего преимущественно место для отправления культа. Слово досемитского происхождения, возможно от формы  ; с незначительными вариациями корень найден во всех семитских языках ( Schunk. P. 139, 140). Соответствующие слова др. семит. языков имеют первоначальный смысл «спина», «туловище животного» (в аккад. и угаритском), а также «высокое место» (в аккад.). В ВЗ также встречается   - спина, выя (Втор 33. 29; обратная сторона облака - Ис 14. 14; Иов 9. 8 (в нек-рых евр. ркп.)). Др. значения: «хребет», «возвышенность» (Втор 32. 13; 2 Цар 1. 19, 25; Ам 4. 13 и др.); «возвышенность для богослужения», «святилище», «жертвенник» (1 Цар 9. 12; 3 Цар 14. 23; Иер 48. 35 и др., в этом смысле ок. 80 раз в ВЗ);   как характеристика местности (возвышенность) становится термином, обозначающим место для отправления культа (ср. объяснение имени   в Иез 20. 28, 29); и, наконец, «стела» (камень Меши (KAI 181. 3); в LXX Лев 26. 30; Числ 21. 28; 33. 52). Естественная возвышенность как место расположения  предпочиталась еще в доизраильский период (Числ 21. 28) у ханаанеев, а также у др. народов, живших рядом с Израилем (Иер 48. 35; Ис 15. 2). В. необязательно нужно представлять как холмы или горы (хотя на них восходили и с них спускались - 1 Цар 9. 13, 14, 19 и 9. 25; 1 Цар 10. 5), они встречались и в долинах (Иер 7. 31); согласно Иез 6. 3, Господь обещает лощинам и долинам, так же как горам и холмам, что Он разрушит В. на них. Кроме В., расположенных в окрестностях поселений, существовали В. и в самих поселениях (3 Цар 13. 32; 4 Цар 17. 9, 29 и др.). Суммируя возможные этимологические значения, Р. де Во вывел формулу: «Идея чего-то выступающего на определенном фоне, выдающегося над плоскостью» ( Vaux. P. 284). Однако этимология слова по-прежнему остается неясной. Кроме того, ветхозаветные В. были рукотворными: их строили (3 Цар 11. 7: «...построил Соломон капище... на горе»; 14. 23: «...устроили... высоты и капища»; 4 Цар 21. 3: «...и снова устроил высоты, которые уничтожил отец его»; 2 Пар 21. 11: «...высоты устроил он на горах Иудейских»), уничтожали (4 Цар 23. 8: «...и осквернил высоты», «...и разрушил высоты»; 2 Пар 31. 1: «...и разрушили высоты и жертвенники во всей Иудее») или даже сжигали (4 Цар 23. 15: «...и жертвенник тот и высоту он разрушил, и сжег сию высоту»).

http://pravenc.ru/text/161089.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010