И подняли херувимы крылья свои и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними» , т. е. херувимы покинули Дом Господень (Иез 10:18–19).   Главы 12–19  — это угрожающие предсказания и предостережения и словом, и делом. Здесь темы — и падение Иерусалима, и Слово Господне дому Израилеву, лжепророки и лжепророчицы, которые во множестве восставали в то время, и идолопоклонство старейшин израилевых, и личная ответственность каждого перед Богом. «И было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступивши от меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот. И если бы нашлись в ней три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души», — говорит Господь Бог» (Иез 14:12–14), т. е. важно, что если Господь посылает казнь, то, действительно нравственность народа дошла до крайнего предела.   Гл. 15 говорит о неизбежности и необходимости наказания. Главы 20–24  — это последнее возвещение суда. Обратите внимание, что во всей книге тема наказания и тема описания мерзостей повторяются периодически. Если внимательно прочитать первые 10 глав, то становится все понятно. Дальше читать легче, т. к. темы повторяются. Главы 25–32  — темы предсказания о языческих народах. Это предсказание об аммонитянах, моавитянах, едомитянах и филистимлянах (гл. 25). В гл. 26 говорится о царе Тир, царе Сидон (гл. 28) и о египтянах, о тех народах, которые влияли на Израиль, и «благодаря» которым Израиль вступил на путь беззакония, взяв от них те самые мерзости, которые стал сам употреблять. Совершая свое служение, Иезекииль неустанно говорил о чудесном избавлении Израиля. И Дух Божий открыл перед ним страшную картину смерти и Он же показал, как оживают божественным произволением иссохшие костные останки. (Гл. 37:1–11 необходимо знать близко к тексту.) «Дух воскрешает, пусть рана была неисцелима, пусть Израиль стал подобно безжизненным костям, но для Бога нет невозможного, Его дыхание плодотворит и мертвых и отчаявшихся окрылевает надеждой» — говорит один богослов об этих костях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

1.5. Итак, Валаама призывают от этих рек и от гор восточных. Эти горы – не те святые горы, о которых сказано: «Основание его [Иерусалима] на горах святых» ( Пс.86:2 ); и еще: «Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно» ( Пс.121:3 ). «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего» ( Пс.124:2 ). И потому горы месопотамские не таковы, а те, о которых сказано: «Горы мрака» ( Иер.13:16 ); и еще сказано: «Вот Я на тебе, гора разрушительная» ( Иер.28:25 ). Они суть горы, в которых есть «всякое превозношение, восстающее против познания Божия» ( 2Кор.10:5 ). Вот от этих гор и призывается Валаам. 1.6. И какие горы, такой и восток, где они расположены; ибо свой восток света есть и у того, кто «принимает вид Ангела света» ( 2Кор.11:14 ); он владеет тем светом, о котором написано: «Свет у беззаконного потухнет» ( Иов.18:5 ). А так как это – свет беззаконного и того, кто «принимает вид Ангела света», то противопоставлен ему Тот, о Котором сказано: «Я свет миру» ( Ин.8:12 ), также и этот восток противостоит Тому, о Котором у Иеремии написано: «Вот муж, – имя ему Восток 17 » ( Зах.6:12 ). Таким образом, из пределов того, а не этого востока пришел Валаам, без сомнения, осиянный тем Люцифером, о котором сказано: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» ( Ис.14:12 ). 2.1. Посмотрим, что говорит Валак, царь Моава, который призвал Валаама из междуречья, «от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, прокляни мне 18 Израиля» ( Чис.23:7 ). В латинской фразе это повторение кажется излишним: «прокляни мне Иакова, прокляни мне Израиля». Но в греческом списке к глаголу «проклинать», стоящему рядом с именем Израиля, добавлена приставка, которую наши переводчики опустили, посчитав, что она либо не совсем подходит по смыслу, либо не добавляет никакого значения к сказанному. Мы же, вопреки привычному употреблению, можем привести эти слова, чтобы ничего не утратить из реченного; и потому можно прочитать это утверждение так: «Приди, прокляни мне Иакова, приди, сугубо прокляни мне Израиля». Этим показано, что повторением слова Валак испрашивает на Израиля более сильного и сурового проклятия, чем на Иакова. Ибо пока кто-то есть только лишь Иаков, то есть пока он остается таковым на уровне действий и поступков, он подвержен менее сильным проклятиям. Но как только он возрастает и начинает взращивать и совершенствовать внутреннего человека (ср. Рим.7:22 ) и открывает око ума, чтобы увидеть Бога, тогда претерпевает от врагов не проклятия, но сугубые проклятия, то есть более тяжкие проклятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   Иов был праведен и непорочен более всех людей, но и он не избежал уловления сатанинского и сетей его, — так говорит святитель.    Но что же было спасением ему?    Что же — как не вера его? та вера, в которой он непоколебимо стоял, несмотря на все несчастья, нахлынувшие на него? та вера, которая создает в человеке возможность «внутренним оком» видеть Всевышнего повсюду, воспринимать Его присутствие во всем сотворенном мире, познавать Его из Его творений? та вера, которая открывает святым Господним благодать наслаждения нетварным Фаворским светом — «светом, являющимся святым, отличным от всякого знания сущего, настолько более святым, насколько он есть «слава божественной Природы» и «отблеск богоравной Плоти, изобильно дарящий славу Своего Божества»; светом, который «созерцается лишь богоподобными и настолько не причастен воображательности, чувственным светам и вылепленным из них символам, насколько в нем — ипостась и красота будущего века»; который есть «не знание, а неизреченное действие, видимое незримо», потому что не чувственно, и «мыслимое непознаваемо», потому что не рассудочно»?    Береги же, душа моя, истинную веру православную, — ведь тому, кто погрешает в вере и тем самым отступает от Господа, никакой праведности не хватит, чтобы оправдаться. Как сказал Господь Иезекиилю, «если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою... и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души» (Иез. 14:13—14; ср.: Иез. 14:15—20).    Видишь ли, грехолюбивая и окаянная душа моя, что сказано о столпах благочестия — праведном Ное, Данииле-пророке, многострадальном Иове!    Тебе ли меряться с ними? На что хватит твоих ничтожных дел?    Что сделаешь ты, если нечто неведомое при случае нападет на тебя?    А что может быть неведомым для тебя?    Ведь Господь, создавая человека, дал ему знание всего сущего! Помнишь ли слова бытописателя: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Быт. 1:28)... Всякую сущность привел Господь пред лицо человека, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живу, так и было имя ей» (Быт. 1:29, 2:19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Не так делает христианская и благочестивая душа, которая имеет светильник веры, в сердце своем горящий. Она со всяким стремлением спешит к вечной жизни, и ее лишиться весьма опасается; а потому от всякого греха и суеты мира, как от явных к тому препятствий, отвращается, и о временных благах по апостольскому слову рассуждает: Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6:7–8). А когда лишается временных благ, не сокрушается так, как сыны века сего делают, но с праведным Иовом говорит: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1:21). Христианин! Великое безумие и явная пагуба – жалеть и плакать о том, что как тень проходит, что ныне имеем, а вскоре и не будем иметь, ибо кончина жизни нашей всему полагает конец, а не жалеть о том, что, единожды сысканное, вовеки пребывает. Верно слово Божие: что оно говорит, то непременно будет. Прекрасно и различно оно изображает и представляет нам вечную жизнь, и к получению ее путь показывает, то есть истинное покаяние и живую веру. Итак, поверь живо и действительно слову Божию, и, без сомнения, переменишься и обновишься, и будущую жизнь оком веры увидишь, и, еще на земли живя, малые крупицы сладости ее будешь внушать. Тогда и ты со псаломником будешь сердцем говорить: Как вожделенны селения Твои, Господи Сил! Всемерно желает душа моя во дворы Господни (Пс. 83: 2–3). Тогда, истину тебе говорю, весь мир со всею своею суетою, гордостью и красотою, омерзеет тебе. Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14:20). Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло (Рим. 16:19). 140. Едящие и пиющие на трапезе, и прочие алчущие, не допускаемые к ней за свою вину   Бывает, что в доме некоем одни едят и пьют на трапезе и утешаются, но прочих господин дома не допускает к трапезе той за некую вину их, и так объемлет их скорбь и печаль, ибо хотят есть и до этого не допускаются. Видят прочих едящих, и пиющих, и утешающихся, но сами алчут и жаждут, и так печалью снедаются. То же будет и грешникам. Обымет и их скорбь, печаль и туга несносная, и пожалеют, но поздно и бесполезно, когда увидят праведных во утешении, чести, славе, блаженстве вечном, едущих и пиющих на трапезе Господней, себя же – всего того блаженства лишаемых и в великом мучении находящихся. И сие-то есть, что говорит Господь иудеям: Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лк. 13:28), и прочее. И через пророка говорит: Вот, рабы Мои будут есть, вы же будете алкать. Вот рабы Мои будут пить, вы же возжаждете. Вот рабы Мои возрадуются, вы же посрамитесь. Вот рабы Мои возвеселятся в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего и от сокрушения духа восплачете (Ис. 65:14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Может казаться невероятным, что стрелы Господни упояются кровью и что меч Его насыщается плотью раненных. Об этих стрелах, ежеминутно мучивших Иова, он говорит: стрелы Господня в теле моем суть, их же ярость испивает кровь мою, егда начну глаголами, бодут мя ( Иов. 6:4 ). Сообразно же с иносказательным смыслом то следует сказать, что все, оставляющие Церковь и забывающие святую гору Божию и предающие себя духам заблуждения и бесовским учениям, приготовляют стол для судьбы, думая, что ничто не зависит от Бога, но все управляется или течением звезд или разнообразною судьбою. Их укоряет Павел говоря: не можете трапезе Господней причащатися и трапезе бесовстей, не можете чашу Господню пиши и чашу бесовскую ( 1Кор. 10:20 ); ибо они будут преданы вечным наказаниям, так что никто из них не будет в состоянии избежать убиения и погибели. Ст. 12. Ибо Я звал, и вы не отвечали, Я говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали неугодное Мне . LXX: Ибо Я звал вас, и вы не слушали, Я говорил, и вы презирали и делали злое предо Мною и избирали неугодное Мне . Вы, говорит, преданы мечу, потому что не только оставили Меня и забыли Меня и растворяли чашу для судьбы, но когда Я был Еммануилом , то есть с нами Бог, о котором и Иоанн пишет: Слово плоть быть и вселися в ны ( Ин. 1:14 ), Я лично звал вас: обратитесь ко Мне, сыны возвращающиеся ( Иер. 3:14 ), и: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии ( Мф. 11:28 ), но вы не хотели отвечать. Я говорил притчами и все сделал, что должен был делать, но вы не слушали Меня и даже презирали. Ибо Я – Тот, который и выше сказал: приидох, и не бяше человека, звах, и не бе послушающаго ( Ис. 50:2 ). Но для вас недостаточно было того нечестия, что вы презирали Меня в Моем присутствии и убили посланного к вам наследника, но вы делали злое пред очами Моими и избирали неугодное Мне и хулили Сына Божия, требуя себе Варавву разбойника, виновного в человекоубийстве и мятеже, и даже осмеливаетесь говорить: для чего, Ты, Господи заставил нас заблудиться с пути Твоего ( Ис. 63:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Другое обетование: «кто верует в Меня...» имеет самостоятельное значение: оно – новое и по содержанию, и по форме. Касается оно не удовлетворения собственных потребностей того, кто с верою приходит ко Христу, а тех результатов, которых достигнет уверовавший во Христа человек по отношению к окружающей его среде. И образ здесь другой, чем в 37-м стихе. Там о Духе Божием говорится как о воде из источника, утоляющей жажду человека, а здесь Дух Святой сравнивается с каналами и ручьями, которые в безводное время орошают то или другое поле или целую страну, охраняя растительность от погибели. Это сравнение ставит верующего во Христа на один уровень с Христом как источником воды живой. Но все-таки не сам человек, не сердце или уста его, а его чрево ( κοιλα) названо источным местом, откуда устремятся струи живой воды по засохшей земле. Это выражение – чрево – по отношению к человеку означает тело человека, главным образом, со стороны его назначения как органа питания и размножения ( Втор.28:4, 11 согласно переводу Семидесяти; Суд.16:17 ; Иов.1:21 ; ср. Лк.1:15 ; Ин.3:4 ). Следовательно, не в будущей, а в этой земной жизни верующие во Христа сделаются для многих других людей источником освящающим и оживляющим. Таковыми явились, например, апостолы, напоившие водами своих учений всю вселенную, «всея вселенные питатели», как поет о них Православная Церковь (стихира на день апостолов Петра и Павла). «Как сказано в Писании». В Священном Писании такого изречения не имеется, но есть нечто напоминающее его. Именно в книге Исаии говорится: «и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад, и как источник, которого воды никогда не иссякают» ( Ис.58:11 ; ср. Зах.14:8 ). То, что пророки говорили о значении израильского народа, которое он, сам будучи просвещен Богом, будет иметь для языческих народов, теперь Господь прилагает к верующим в Него. Конечно, это должно было исполниться на верующих тогда, когда на них сойдет Дух Святой, посланный в мир по заслугам Христа ( Ин.16:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДАМ [Евр.    ,   - букв. красный, связано с   - земля, первоначально, по-видимому, краснозем]. В Библии слово «А.» используется в разных смыслах: «человек» (Быт 5. 2), «мужчина» (Еккл 7. 28), «всякий» (Числ 19. 14), «каждый» (Зах 13. 5), «люди» (Суд 16. 7), «первый человек» (Иов 15. 7), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы», к-рое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч 8. 31; Пс 44. 3). Употребленное в ед. ч. (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иезек 2. 1) или любого (Иер 49. 18). А. создан «из праха земного» (Быт 2. 7), поэтому он - «перстный» (1 Кор 15. 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2. 7). А. сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт 1. 27) (см. Образ Божий ). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт 1. 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни. Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (1. 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (2. 20-23). Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевр.  ,   - это не только «ребро» (как в синодальном пер.), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр.  ,  ) от слова «муж» (  ,  ) (Быт 2. 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2. 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, к-рая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4. 16).

http://pravenc.ru/text/63452.html

Скачать epub pdf Глава 3. Ветхозаветное учение об ангелах Итак, не подлежит сомнению, что в скинии свидения Моисеевой и в храме Соломоновом были изображения херувимов. Как же смотрят на них враги св. икон? Смотрят как на украшения храма наравне с пальмами и цветами. Это совершенно несправедливо. Как смотрели евреи на херувимов? Как на высшие, ближайшие к Богу, небесные ангельские силы. Ими, как на колеснице, носится Господь Саваоф. Царь Давид говорит о Господе Боге: «и воссел на херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра» ( Пс.17:11 ; Дан.3:54 ). Особенно подробно изображена колесница херувимская св. пророком Иезекиилем по бывшим ему видениям ( Иез.1; 10 ). На херувимах почивала слава Божия, с них сходила, по видению пророка, и опять на них возвращалась ( Иез.10:4,18 ). Посему и Апостол Павел херувимов, осенявших ковчег завета, называет херувимами славы ( Евр.9:5 ). Евреи, следуя откровению Божественному, смотрели на ангелов, как на высшие существа, посредствующие между людьми и Богом ( Быт.28:12–13 ), через которых Бог охраняет или наказывает людей ( Быт.24:7 ; Пс.33:8, 90:11 ; Дан.6:22 ; 2Цар.24:16 ; Ис.37:36 ), которые молятся Богу за вверенных им людей ( Дан.10 ) и умилостивляют Бога, наставляя их на правый путь ( Иов.33:23–24 ). Высшие из них составляют судилище перед лицем Божиим и судят людей ( Дан.7:10,26 ); так, по их приговору, Навуходоносор наказан отлучением от людей, как зверь ( Дан.4:14 ). Самый закон на Синае дан был евреям через ангелов, как свидетельствуют св. архидиакон Стефан и апостол Павел ( Деян.7:53 ; Гал.3:19 ; Евр.2:2 ). И конечно это было древнее верование евреев. Во время завоевания евреями Палестины перед взятием города Иерихона, предводитель еврейского народа Иисус Навин, «находясь близ Иерихона, взглянул и вот видит,... стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет, я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» ( Нав.5:13–15 ). Затем ему сказано было, как взять Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Псалом 135 Все должны исповедовать благость и милость Божию – из века в век. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». 1–9. Исповедайтеся Господеви, яко Благ: яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость Его. Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость Его. Сотворшему чудеса велия Единому: яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом: яко в век милость Его. Утвердившему землю на водах: яко в век милость Его. Сотворшему светила велия Единому: яко в век милость Его. Солнце во область дне: яко в век милость Его: луну и звезды во область нощи: яко в век милость Его. Исповдайтеся Господеви, или – прославляйте пред Господом дела Его, ибо Он Благ, ибо во век милость Его. – Прославляйте Бога богов, т. е. истинного Бога, который явил Себя некогда Богом – повелителем над всеми богами Египта и многих других стран, ибо те боги суть светила небесные – солнце, луна, или бездушные стихии: огонь, вода и пр., созданные истинным Богом и воле Его, как Творца, совершенно покорные (ст. 4 и сл.; ср. Пс.81:1 ; Пс.134:15–17 ). – Он Господь господствующих, ибо «низверг фараона и войско его в Чермное море, поразил царей великих и убил царей сильных» (ст. 13, 17–18 и сл.). – Он один сотворил чудеса великие, – тогда как боги Египетские все вместе не могли сделать ничего подобного: Он «разделил Чермное море и провел Израиля посреди его» и проч. (ст. 13–14). – Он сотворил небеса разумом или своею божественною Премудростью, – где все стройно и целесообразно, но особенно поражает взор человека течение светил небесных и назначение их (ст. 7–9, ср. Иов.28:20–27 ; Притч.8:12,22–30 ; Ин.1:1–3 ). – Он утвердил землю на водах, – так, что она отовсюду окружена водами морей и облаков (ср. Пс.23:2 ) – Он один сотворил светила великие, именно: солнце – во область дне, или для управления днем, а луну и звезды – для управления ночью, 10–15. Поразившему Египта с первенцы его: яко в век милость Его: и изведшему Израиля от среды их: яко в век милость Его: рукою крепкою и мышцею высокою: яко в век милость Его. Раздельшему Чермное море в разделения: яко в век милость Его: и проведшему Израиля посреди его: яко в век милость Его: и истрясшему фараона и силу его в море Чермное: яко в век милость Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010