Иов. 27 :22. Направитъ 566 на него и не пощадит, (хотя) он быстро от него побежитъ 567 . Иов. 27 :23. Восплеснет о нем руками Своими 568 , и съ шумом унесетъ 569 его с места его 570 . Глава 28 Иов. 28 :1. Есть у серебра место, откуда оно добывается 571 , и у золота место, где оно очищается 572 . Иов. 28 :2. Также и железо добывается 573 изъ земли, а медь подобно камню высекается. Иов. 28 :3. Онъ 574 положилъ пределъ 575 тьме, и все концы сам испытывает: камень темный 576 и тень смертная (там), Иов. 28 :4. Прахомъ засыпается потокъ 577 , а забывающие прямой путь изнемогают и удаляются 578 от людей. Иов. 28 :5. Есть 579 земля, из которой родится хлеб, а под нею как бы огонь клубится 580 . Иов. 28 :6. Камни ея – место сапфира, а песчинки его 581 — золото. Иов. 28 :7. Стези туда не знает птица и не видит ея глаз коршуна. Иов. 28 :8. И не ходили по ней величавые 582 , и не проходил по ней лев. Иов. 28 :9. На неразсекаемый 583 камень протягивает он руку свою, раскапывает до основания горы, Иов. 28 :10. Берега рек разрывает, все драгоценное видит глаз мой 584 , Иов. 28 :11. Глубину рек открывает и показывает на свет богатство свое 585 . Иов. 28 :12. Но где премудрость обретается? и где место знания? Иов. 28 :13. Не знаетъ человек пути к ней и не обретается она в людях. Иов. 28 :14. Бездна говорит: „нет у меня“, и море говорит: „нет со мною“. Иов. 28 :15. Не дается сокровище 586 за нее и не отвешивается серебро за покупку ея. 16. Не сравнивается она с золотом Софирскимъ 587 , ни с драгоценным ониксом и сапфиромъ 588 . Иов. 28 :17. Не уравняется с нею золото и кристалл, и не равноценны 589 с нею золотые сосуды. Иов. 28 :18. Самое высокое 590 и бисеръ 591 не заслуживают упоминания, посему приобретай мудрость более, чем всякую драгоценность 592 . Иов. 28 :19. Не уравняется с нею топаз Эфиопский, чистымъ золотом она не оценивается 593 . Иов. 28 :20. Но откуда приобретается премудрость? и где место разума? Иов. 28 :21. Утаилась она от всякаго человека и скрылась от птиц небесных.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов. 19 :23. Кто бы дал (возможность) написать слова мои и положить в книге на веки? Иов. 19 :24. И на дощечке 391 железной и олове, или на камнях вырезать их? Иов. 19 :25. Ибо я знаю, что Присносущенъ 392 Имеющий искупить 393 меня Иов. 19 :26. (И) 394 на земле воскресить 395 кожу мою, терпящую 396 это, ибо отъ Господа со мною это совершилось 397 . Иов. 19 :20. Это 398 я знаю в себе самом, это видели глаза мои, а не другой (человек), все это у меня совершилось во внутренности 399 . Иов. 19 :28. Если же и скажете: „что скажем против него и причину события 400 (всетаки) найдем в немъ“, Иов. 19 :29. То убойтесь же и вы меча 401 , ибо беззаконников постигнет ярость, и тогда они увидятъ 402 , где их сила 403 . Глава 20 Иов. 20 :1. И отвечал Софар Минейский, и сказал: Иов. 20 :2. Я не такъ думал возражать тебе в сем, и вы 404 знаете не более, чем и я. Иов. 20 :3. Обидное вразумление себе я выслушал и дух разумения (моего) 405 отвечает во мне 406 . Иов. 20 :4. Ужели ты этого еще не знал издревле 407 , какъ поставлен человек на земле? Иов. 20 :5. (Ведь) веселие нечестивых необычайно гибельно 408 и радость беззаконников – пагубна. Иов. 20 :6. Если бы достигли небес дары его и жертва его коснулась облаковъ 409 , Иов. 20 :7. То, когда он признает себя непоколебимымъ 410 , тогда до конца погибнет, видевшие же его скажут: „где онъ“? Иов. 20 :8. Какъ удалившийся сон, он не будет найден, как ночное видение, унесся 411 . Иов. 20 :9. Глаз, видевший его, более не увидит (его) и не узнает уже его место его 412 . Иов. 20 :10. Сыновей его погубят (люди) негодные 413 , а руки его будут причинять 414 болезни. Иов. 20 :11. Кости его наполнились грехами 415 юности его и съ ним в прахе будут лежать. Иов. 20 :12. Если сладка в устах его злоба, он скроет ее под языком своим, Иов. 20 :13. Не удержится от нея и не оставит ея, а соберет ее внутри гортани своей 416 , Иов. 20 :14. Но не сможет помочь себе: желчь аспидовъ 417 — во чреве его 418 . Иов. 20 :15. Богатство, неправедно собираемое, будет изрыгнуто, из храмины его 419 исторгнетъ 420 его Ангелъ 421 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов. 31 :9. Если сердце мое увлекалось 663 женою другого мужа и если я сидел при дверяхъ ея, Иов. 31 :10. То пусть и моя жена будет угодна другому мужу 664 , а дети мои будутъ унижены. Иов. 31 :11. Ибо неудержимая ярость гнева постигнет за осквернение жены другого 665 мужа. Иов. 31 :12. (Это) огонь, горящий на все стороны: на что он нападет, то до корня истребляет. Иов. 31 :13. Если бы я пренебрег правом слуги моего или служанки 666 , когда они имели спор предо мною, Иов. 31 :14. То, что я сделал-бы, если бы Господь произвел мне испытание? а если бы Онъ (совершил) и посещение 667 , то какой ответ я дал-бы? Иов. 31 :15. Не так же ли я был во чреве, как и они? Мы были в том же чреве 668 . Иов. 31 :16. Немощные, когда в чем имели нужду, получали, глаза вдовы я не презиралъ 669 . Иов. 31 :17. Ел-ли когда хлеб свой я один и сироте не уделял изъ него? Иов. 31 :18. Ибо я с юности моей кормил, как отец, и от чрева матери моей руководилъ 670 . Иов. 31 :19. Презирал-ли я нагого, погибающаго и не одевал-ли его 671 ? Иов. 31 :20. Немощные не благословляли-ли меня и плеча их не согревались-ли шерстью 672 ягнятъ моих? Иов. 31 :21. Если я поднимал на сироту руку, надеясь на великую себе помощь, Иов. 31 :22. То пусть плечо мое отпадет от ключевой кости 673 , а рука моя пусть с локтя отломится. Иов. 31 :23. Страхъ пред Господом обнимает меня и тяжести его я не снесу. Иов. 31 :24. Полагал-ли я силу свою в золоте, или надеялся я на драгоценные камни? Иов. 31 :25. Веселился-ли я, когда много было у меня богатства, и полагал-ли надежду свою на безчисленность его? Иов. 31 :26. Ужели мы не видимъ 674 , что солнце, засветивши, (потом) пропадает, а луна умаляется? Но ужели на них есть (надежда) 675 ? Иов. 31 :27. И если тайно прельщалось (ими) сердце мое и руку мою, положив на уста свои, я целовалъ 676 , Иов. 31 :28. То и это пусть вменится мне в великое беззаконие, что я солгал пред Вышним Богом. Иов. 31 :29. Если я радовался падению враговъ 677 моих и сердце мое говорило: „хорошо, хорошо“!

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Глава 13 Продолжение ответной речи Иова на речь Софара. 1–14. Желание Иова перенести свое дело на суд Бога и побуждения к этому. 14–28. Уверенность Иова при известных условиях в свое оправдание. Иов.13:1 .  Вот, все это видело око мое, слышало ухо мое и заметило для себя. Иов.13:2 .  Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас. Иов.13:3 .  Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом. Иов знает не меньше своих друзей и тем не менее не в состоянии понять причину своих страданий; непонятна, следовательно, она и им. Поэтому для разрешения вопроса: за что осудил его Бог, он и решается обратиться к Нему самому, как единственному существу, знающему это. Иов.13:4 .  А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. Иов.13:5 .  О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. При решении Иова перенести свое дело на суд Бога друзьям остается замолчать. Их молчание было бы приятно ( «о, если бы») для страдальца, так как своею ложью, – прямым обвинением в грехах ( Иов 11.6 ) и предположением их ( Иов 5.17 ), они причиняют ему страдания ( Иов 19.2 ), а рассуждениями о божественной премудрости, советами ввериться ей так же мало утешают ( Иов 16.2 ), как мало облегчает больного не понимающий болезни врач. Кроме того, молчание, как доказательство сознания друзьями своей неправоты, свидетельствовало бы об их уме и мудрости ( Притч 10.19, 17.28 ), которыми они так хвалятся. Иов.13:6 .  Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих. Иов.13:7 .  Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь? Иов.13:8 .  Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться? Иов.13:9 .  Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? Иов.13:10 .  Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите. Иов.13:11 .  Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас? Иов.13:12 .  Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши – оплоты глиняные. Но так как подобные побуждения к молчанию могли показаться друзьям неубедительными, то Иов указывает другое, – страх божественного наказания (ст. 11) за стремление защищать правосудие Господа несправедливым обвинением его, Иова, в грехах (ст. 7–8). Великий в правосудии Бог, великий до того, что не смотрит на лица ( Втор 10.17 ), и мерзостью считает уста лживые ( Притч 12.22 ), не оставит их без наказания за ложь (ст. 10; ср. Пс 30.19, 51.5–7, 58.13 ). Оно неизбежно: Бога обмануть нельзя (ст. 9), даже скрытым лицемерием ( Иов 11.11 ); нельзя доказать правоту своих суждений, раз они слабы, как крепости, сделанные из глины (ст. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов. 13:13–19 . Соображения, поддерживающие решимость Иова перенести свое дело на суд Божий (ст. 3). Иов.13:13 .  Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня. Иов.13:14 .  Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою? Иов.13:15 .  Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его! По свидетельству Суд. 12.3 ; 1Цар 19.5, 28.21 ; Пс 118.109 , выражение: «душу мою полагать в руку мою», означает: «подвергаться величайшим опасностям». Одинаковый смысл, как думают, соединяется и с первою, нигде более не встречающегося в Писании, половиною ст. 14: «терзать тело мое зубами моими». Сообразно с этим 13–14 ст. имеют такой смысл. Намерение Иова «состязаться с Богом» (ст. 3) ослабляется боязнью подвергнуться наказанию за свободные речи. Но это чувство устраняется в свою очередь тем соображением, что больших, чем теперь, бедствий он не испытает. Бояться и страшиться ему, следовательно, нечего: «буду говорить, что бы ни постигло меня» (ст. 13). Безбоязненно ожидает Иов и смерти; она была бы страшна для него в том случае, если бы пришлось умереть неоправданным (ст. 15 ср. Иов 6.10 ). Иов.13:16 .  И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его! Иов.13:17 .  Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими. Иов.13:18 .  Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав. Иов.13:19 .  Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух. Решимость Иова перенести свое дело на суд Бога свидетельствует о его невинности: «лицемер не пойдет пред лице Его» (ср. ст. 7–11). На почве данного сознания возникает уверенность в оправдании (ст. 18); уверенность столь сильная, что Иов согласен умереть, если кто-либо докажет ему его беззаконие (ст. 19). Иов.13:20 .  Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего: Иов.13:21 .  удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня. Иов уверен в своей невинности, уверен и в том, что оправдается пред Богом. Препятствие к этому может быть только со стороны Господа. Если Он «не удалит от Иова руки своей», т. е. не ослабит или совсем не прекратит страданий, то последний все время будет находиться в состоянии трепета, душевного смятения ( Иов 9.28 ), парализующего ясность мысли и тем самым мешающего выяснению невинности. Отсюда «удаление руки Божией», дарование успокоения – является первым условием, при соблюдении которого Иов может доказать свою правоту. Вторым – служит предоставление ему в течение всего суда с Богом права голоса, почему он и просит, чтобы Он не привел его в молчание страхом Своего божественного величия (ст. 21; ср. Иов 9.34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 29 Первая речь Иова к друзьям. 1–25. Описание прежнего счастья. Иов.29:1 .  И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал: Молчание друзей дает Иову возможность продолжать и окончить начатую речь. Обозревая все ранее сказанное, страдалец вновь утверждает, что не заслужил несчастья и не знает его причин. Иов.29:2 .  о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, Богобоязненность ( Иов 28.28 ) не в состоянии уничтожить в страдальце чувства горечи, возникающего при воспоминании о минувших днях былого счастья, основою которого был Бог и Его покровительство. О, если бы – восклицает он – кто-нибудь дал мне возможность пережить былое время, вернуть прежнее счастье! Иов.29:3 .  когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы; В это невозвратное время божественная помощь и благодеяния изливались на Иова, как свет от светильника, и охраняли его от опасностей Иов.29:4 .  как был я во дни молодости моей, когда милость Божия была над шатром моим, Иов.29:5 .  когда еще Вседержитель был со мною, и дети мои вокруг меня, Иов.29:6 .  когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи елея! «В дни своей молодости» (евр. «хореф» – «зима» – Быт 8.22 ; Притч 20.4 ; Иер 36.22 ; Ам 3.15 ; время, противоположное лету; период пользования собранными плодами – осень) точнее во время возмужалости (ст. 5) Иов находился в общении с Богом (евр. «сод» – самое короткое знакомство, – Иов 19.9 ; Пс 24.14 ; Пс 54.15 ; Притч 3.22 ), наслаждался, как праведник, семейным счастьем ( «дети мои вокруг меня», ср. Пс 126.3 и д.) и изобилием земных благ (ст. 6; ср. Иов 20.17 ; Быт 49.11–12 ; Исх 3.8 ; Втор 32.13 ). Иов.29:7 .  когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, – Иов.29:8 .  юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; Иов.29:9 .  князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; Иов.29:10 .  голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их. Помимо этого, Иов пользовался всеобщим уважением, особенно ясно сказывавшимся в то время, когда он принимал участие в общественных, в частности, судебных делах, решаемых на площади пред городскими воротами: «на площади ставил седалище свое» (ср. Иов 5.4, 31.21 ; Притч 31.23 ; Неем 8.1, 3, 16 ). Когда Иов появлялся здесь, то из почтения к нему юноши не смели показываться, старцы вставали, ожидая, когда он сядет (ср. 3Цар 2.19 ), князья, – начальники города, по тем же соображениям воздерживались от речей, предоставляя ему первое слово (ср Иов 32.4 и д.), а знатные умолкали, не зная что прибавить к сказанному им.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов. 1 :15. И пришли грабители и увели их, а отроков избили мечем, и спасся я один, и пришелъ возвестить тебе. Иов. 1 :16. Пока онъ еще говорил, пришел другой вестник и сказал Иову 11 : огонь 12 пал с неба и попалил овец, а также пожег пастухов, и спасся я один и пришел возвестить тебе. Иов. 1 :17. Пока еще этот говорил, пришел иной вестник и сказал Иову 13 : всадники 14 составили три отряда и окружили верблюдов и взяли их, а отроков избили мечем, и спасся я один и пришелъ возвестить тебе, Иов. 1 :18. Пока еще сей говорил, пришел иной вестник и сказал Иову 15 : когда твои сыновья и твои дочери ели и пили у своего старшаго брата, Иов. 1 :19. Внезапно сильный ветер подул из пустыни и охватилъ 16 дом съ четырех углов, и пал дом на детей твоих, и они скончались, и спасся я один и пришел возвестить тебе. Иов. 1 :20. Такъ (услышав) 17 Иов, встав, разодрал одежды свои, и остриг волосы на голове своей (и посыпал прахом голову свою) 18 , и павши на землю поклонился (Господу) 19 , Иов. 1 :21. И сказал: сам я нагим вышел из чрева матери моей, нагим и отойду туда 20 , Господь дал, Господь (и) взял, как Господу угодно, так и было, да будетъ благословенно имя Господне (во веки) 21 . Иов. 1 :22. Во всех этих случаях с ним, Иов ни в чем не согрешил предъ Господом (ни даже устами своими) 22 и не обнаружил безумия по отношению к Богу 23 . Глава 2 Иов. 2 :1. И было въ один день: когда пришли Ангелы Божии предстать пред Господом, и диаволъ среди них пришел предстать пред Господом. Иов. 2 :2. И сказалъ Господь диаволу: откуда ты идешь? Тогда диавол сказал Господу: я прошел поднебесную и обошел всю землю, и пришел. Иов. 2 :3. И сказалъ Господь диаволу; обратил ли ты внимание (своею мыслию) 24 на раба моего Иова? Ибо такого, как онъ 25 , нет на земле: человек незлобивый 26 , истинный, непорочный, богобоязненный, удаляющийся от всякаго зла, и доселе 27 непоколебим в непорочности, а ты сказал, чтобы безвинно погубить его достояние. Иов. 2 :4. И ответил диавол и сказал Господу: кожу за кожу, а за душу свою все, что имеет человек, отдастъ 28 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Безводные летом, они обманывают ожидающих встретить в них воду караваны (евр., выражения «архот» и «галикот», переведенные «дороги», «пути», означают «поезд путешественников», «караван») Савеян (см. толков. 15 ст. 1 гл.) и Фемы (потомки Измаила от сына этого имени, жившие в Аравии и торговавшие с Египтом) ( Быт 25.15, 37.25 ; Ис 21.14 ). Иов.6:21 .  Так и вы теперь ничто: увидели страшное и испугались. Так точно в ничто обратилась дружба прежних друзей: при виде пораженного страшною болезнью Иова они испугались, признали в нем грешника ( Иов 18.10 ), положение которого не может вызывать сочувствия. Иов.6:22 .  Говорил ли я: дайте мне, или от достатка вашего заплатите за меня; Иов.6:23 .  и избавьте меня от руки врага, и от руки мучителей выкупите меня? Иов ничем не вызвал подобной перемены в отношении к себе друзей: он не требовал и не требует от них какой-нибудь жертвы, полагающей конец дружбе ( Притч 25.17 ). Иов.6:24 .  Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил. Иов.6:25 .  Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши? Иов.6:26 .  Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши. Иов.6:27 .  Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему. Не правы друзья, изменив чувствам дружбы, не правы они и в роли обвинителей Иова. Иов согласился бы с друзьями, если бы они указали действительные погрешности в его речах и словах. Он замолчал бы пред правдою (ст. 24–25). Но ведь друзья порицают слова, принадлежащие ветру, слова отчаявшегося (точный перевод ст. 26 будет такой: «порицать ли слова вы думаете? Но ветру принадлежат слова отчаявшегося»), т. е. думают доказать его виновность нечаянно вырвавшимися в состоянии отчаяния, горячности словами, преувеличенность которых очевидна. Основываясь только на таких выражениях, друзья относятся к Иову, как безжалостные кредиторы к юному сироте, наследнику их должника ( «нападаете на сироту» – ст. 27, точнее: «бросаете жребий касательно сироты»); они готовы даже продать его (евр. «тикру», переводимое «роете яму», происходит от глагола «кара», означающего и «покупать» – Втор 2.6 ; Ос 3.2 . Уподобление друзей купцам во второй части ст. 27 вполне соответствует уподоблению их кредиторам в первой). Иов.6:28 .  Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем вашим? Слова Иова полны горячности, но они, безусловно, справедливы. Иов.6:29 .  Пересмотрите, есть ли неправда? пересмотрите, – правда моя. Иов.6:30 .  Есть ли на языке моем неправда? Неужели гортань моя не может различить горечи? Уверенный в своей правоте, вполне способный отличить ложь от истины (ст. 30), Иов требует, чтобы друзья «пересмотрели» – изменили свое отношение к нему. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.28:16 .  не оценивается она золотом Офирским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром; Иов.28:17 .  не равняется с нею золото и кристалл, и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота. Иов.28:18 .  А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов. Иов.28:19 .  Не равняется с нею топаз Ефиопский; чистым золотом не оценивается она. Как превышающая своею ценностью все земное (ст. 13; ср. Притч 3.14–15 ), премудрость не может быть приобретена за богатства и драгоценности: за самое чистое золото (евр. «дегор» ст. 15, ср. 3Цар 6:20, 10:21 ), за ониксы (евр. «тогам» – берилл, смарагд), за кристаллы (евр. «зекукит», – стекла, причисляемые в древности к драгоценным предметам; кристаллы – евр. «габиш» упоминаются ниже, в ст. 18), за перлы (евр. «рамот», ср. Иез 27.16 ), за кристаллы (синодальное – «жемчуг») и красный коралл (евр. «пениним», русское рубин) и за топаз эфиопский (евр. «тедат», – Исх 28.17 ; Иез. 28.13 ), алмаз желто-оранжевого цвета, находимый, по свидетельству Плиния в Эфиопии, и на островах Красного моря (отсюда его индийское, созвучное еврейскому «питедат», название «pita»). Иов.28:20 .  Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Если человек не в состоянии своими силами найти мудрость на земле, в бездне и море (ст. 13–14), не может приобрести ее за земные сокровища (ст. 14–19), то каким же образом можно ее постигнуть, к кому за этим следует обратиться? Иов.28:21 .  Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. Иов.28:22 .  Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Подготавливая ответ на данный вопрос, Иов еще раз заявляет, что ни одно живое существо, даже везде летающие и обладающие более зорким, чем человек, взглядом птицы ничего не могут сообщить о премудрости. Но в то время как видимая природа все же свидетельствует о премудрости, до подземного мрака доходит о ней лишь один слух (ст. 22). Иов.28:23 .  Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Иов.28:24 .  Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так как шахты роются не только в вертикальном по отношению к земле направлении, но и горизонтальном, то внутренность ее оказывается изрытою, как бы прожженною огнем. Здесь, внутри земли, в ее скалах находят прозрачно-синеватый сапфир и золотые песчинки. Иов.28:7 .  Стези туда не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна; Иов.28:8 .  не попирали ее скимны, и не ходил по ней шакал. Они сокрыты в такой глубине, что ее не могут просмотреть дальнозоркий орел (синодальное: «хищная птица») и коршун, не бывали в этих отдаленных местностях и везде рыскающие шакалы и львы. Иов.28:9 .  На гранит налагает он руку свою, с корнем опрокидывает горы; Иов.28:10 .  в скалах просекает каналы, и все драгоценное видит глаз его; Иов.28:11 .  останавливает течение потоков и сокровенное выносит на свет. При добывании металлов и драгоценных камней человек не стесняется пространственными расстояниями (ст. 7–8), не имеют для него значения и другие трудности, препятствия. Он разбивает гранитные камни, производит, где нужно, обвалы, «в скалах просекает каналы» (евр. «jeorim») – галереи, чтобы было возможно следить за рудными жилами металла, и отводить в сторону мешающую работе воду. Иов.28:12 .  Но где премудрость обретается? и где место разума? Земля и земное дают знание о земном; но то, что сверх земли, землею не дается. Она не может сообщить премудрости, (евр. «хокма»), знания вещей в их сущности, последних основаниях, и того высшего религиозно-нравственного видения, которое указывает нормы человеческого существования. Иов.28:13 .  Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых. Иов.28:14 .  Бездна говорит: не во мне она; и море говорит: не у меня. Премудрости не найдет человек на земле, если бы даже предложил за обладание ею все свои сокровища и исследовал земной шар во всех направлениях: поверхность земли («земля живых» ср. Пс 26.13 ; Ис 38.11 ), подземные воды (евр. «тегом», ср. Быт 49.25 ) и омывающий землю океан. Иов.28:15 .  Не дается она за золото и не приобретается она за вес серебра;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010