Иов.4:7 .  Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? Иов.4:8 .  Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; Иов.4:9 .  от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают. В подтверждение справедливости своего взгляда Елифаз ссылается, во-первых, на опыт и знание самого Иова, не видавшего будто бы в течение своей жизни случаев гибели праведника (ст. 7); и во-вторых – на личный опыт. Последний ручается за то, что наказываются лишь те, которые подготовляли почву для зла ( «оравшие нечестие») и делали его ( «сеявшие зло»; ср. Ос 10.13 ). Уподобление злодеев в их деяниях земледельцам вызывает соответствующий образ для выражения мысли о наказании их божественным гневом. Насаждения злодеев погибают, подобно трудам земледельцев, от знойного ветра (ст. 9; ср. Иер 4.11 ; Иез 17:10, 19:12 ; Ос 13.15 ). Иов.4:10 .  Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; Иов.4:11 .  могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются. Гибель целой семьи львов представляет, по мнению экзегетов, намек на судьбу семейства Иова. Иов.4:12–21 . Для сообщения своему взгляду большей убедительности, авторитетности Елифаз ссылается на бывшее ему откровение, описывая сначала форму, в которой оно было сообщено (ст. 12), затем время получения (ст. 13), испытанное при этом состояние (ст. 14–16) и, наконец, самое содержание (ст. 17–21). Иов.4:12 .  И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Иов.4:13 .  Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, Сообщенное в форме шепота (евр. «семец», переданное в синодальном чтении выражением «нечто», Симмах переводит « ψιθυρισμς», Вульгата – «sussurus» – «шелест», «шепот») и проникшее в душу Елифаза помимо его сознания и воли ( «тайно принеслось слово», в буквальном переводе: «ко мне прокралось слово»), откровение было получено им «среди размышлений о ночных видениях». Еврейское «бишифим», чему соответствует синодальное «среди размышлений», собственно значит «ветви», «разветвления», по отношению к душевной деятельности «перепутывающиеся мысли», «сумятицу мыслей» (Дильман). Откровение падало на то время, когда Елифаз пробудился с душою, смущенною беспокойными мыслями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.7:10 .  не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его. Современное состояние Иова таково, что лишает его возможности думать о счастье в будущем. И оно, действительно, невозможно. Он – живой труп, покрытый червями, которые разводятся в теле, принявшем цвет земли ( «тело мое одето... пыльными струпами», – ст. 5, точнее – «земляною корою»). Разложение же тела – предвестие смерти: мелькающие с быстротою ткацкого челнока дни (ст. 6, ср. Ис 38.12 ) не возбуждают иной надежды, Иов умрет, исчезнет для всех знавших и видевших его (ст. 8, 10 ср. Иов 20.9 ; Пс 38.14, 102.16 ), сойдет в преисподнюю, из которой нет возврата для возвращения на землю, к ее благам. Иов.7:11 .  Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей. У Иова нет надежды на прекращение страданий, на восстановление счастья, нет потому и оснований прекратить ропот, как советовал Елифаз ( Иов 5.17 ). Иов.7:12 .  Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу? В противоположность ропоту III гл., жалобы направлены теперь против Бога, виновника незаслуженных Иовом страданий. Он не зловредное морское или речное чудовище («таннин») и не море, предел разрушительным действиям которого полагается берегами ( Пс 103.7 ; Притч 8.29 ; Иер 5.22 ), т. е. ни для кого не опасен. Но в таком случае какое же основание держать его под стражею? Ни на минуту не освободить от страданий? Иов.7:13 .  Когда подумаю: утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое, Иов.7:14 .  ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня; Иов.7:15 .  и душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих. Они, вопреки ожиданиям (ст. 13), не прекращаются даже ночью. Во время сна он подвержен кошмарам, – галлюцинациям, притом настолько страшным, тяжелым, что желает, чтобы сопровождающие проказу приступы удушья кончились удушением (ст. 15). Иов.7:16 .  Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но зло, побежденное, не отходит: оно опять изыскивает повод, чтобы оклеветать праведника, даже перед всеведением Божиим. Оно говорит теперь так: все это, что исчезло теперь у Иова, есть лишь ценность внешняя; но вот коснись самого его, благословит ли он тогда Тебя? «И сказал Господь сатане: вот он в руке твоей, только душу его сбереги» ( Иов.2:6 ), – то есть вот он, делай с ним, что хочешь, только сохрани его жизнь. Ничего внешнего не бывает без попущения Божьего, волос не падает с головы. Попускаемый огонь зла должен выявить, выплавить подлинное золото добра. И вот Иов в проказе. Страшная, лютая болезнь постигла его. Болезнь эта в то время уже лишала людей права жить в городе, селениях, общаться с людьми. Прокаженные не могли подходить к человеку. " Взял он (Иов) себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел» ( Иов.2:8 ). Скоблил, чтобы как-либо успокоить хотя бы временно нестерпимый зуд умирающего, заживо разлагающегося тела. И здесь приступает к Иову одно из самых страшных искушений, которое бывает более остро, чем искушение самого сатаны. Это – искушение от близкого человека. Жена подходит к Иову и говорит ему: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри!» ( Иов.2:9 ) Действительно, ужасное это искушение, но Иов говорит жене: " " Ты говоришь, как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Во всем этом Иов не согрешил устами своими» ( Иов.2:10 ). Здесь мы воочию видим удивительное состояние ветхозаветного праведника, состояние, которое, скажем прямо, редко кому в полноте доступно, даже из современных христиан. И хотя каждый верующий человек догадывается об этом состоянии и считает его высшим, но к себе не прилагает и не стремится приложить. Это состояние есть по существу своему состояние богоусыновления, когда все, что совершается в мире, все что совершает или попускает Промысл Божий, делается для человека «своим», «родным». И если кто-нибудь из людей может восстать на Бога из-за несчастья в мире, этим он духовно отделяет себя, отсекает от великой заботы Божией, выплавляющей вечное из временного и, значит, не признает Божий мир своим миром. Человек призван участвовать в жизни этого мира, как сотрудник Божий. Суд же и управление миром принадлежит Тому, Кто в миллионы и миллионы раз мудрее, справедливее и могущественнее человека. И – знает, что надо. Вот эту тайну усыновления, доверчивого приятия горечи больного, еще не преображенного мира, тайну, которая целиком раскрывается в Новом Завете, – удивительно открывает уже книга Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/taina-...

Для свт. Кирилла диавол не только противостоящая Богу сила, но и 1-е творение Бога (Ibid. 8. 4: «Ибо диавол есть начало создания Господня (Иов 40. 14), которое соделалось предметом посмеяния»). Сила диавола сокрушена Христом, Который даровал нам воскресение. Среди ветхозаветных текстов, к-рые, по мнению отдельных ранних читателей, свидетельствуют против воскресения мертвых, свт. Кирилл упоминает Иов 7. 9-10 (Ibid. 18. 14-15): «Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его». Святитель опровергает это неверное понимание данного текста. Слова Иов 14. 7-14 и 19. 25 («А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию») становятся в Зап. Церкви одними из главных ветхозаветных свидетельств воскресения мертвых. Свт. Епифаний Кипрский редко использует И. к. Чтобы показать уникальность Божественного отношения Отца к Единородному Сыну, наряду со мн. др. цитатами из Свящ. Писания он приводит слова Иов 38. 28 («Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?») ( Epiph. Ancor. 71). В учении о воскресении свт. Епифаний, как и свт. Кирилл Иерусалимский, использует на первый взгляд противоречащие друг другу тексты из Библии. Стих Иов 14. 12 («так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего») показывает, согласно свт. Епифанию, что воскресение произойдет в определенный срок; но доказательство воскресения свт. Епифаний обосновывает только видением Иез 37 ( Idem. Ancor. 99). Представители антиохийской школы стремились прежде всего к историческому букв. толкованию И. к. Феодор Мопсуестийский не разделял традиц. мнения, что И. к. написана прор. Моисеем во время скитаний израильтян по пустыне, но считал автором некоего иудея, знавшего языческую культуру, который после возвращения из Вавилона создал историю добродетельного Иова, исказив более раннее предание ( Isodad Meruens. Commentaire d " Išodad de Merv sur l " Ancien Testament/Ed. J.-M. Vosté. Louvain, 1963//CSCO. Vol. 230. Syr. T. 97. P. 278-279). Многое в И. к., по мнению Феодора, не соответствует учению Свящ. Писания: проклятие дня, в к-рый родился (Иов 3. 3), знакомые по языческим мифам имена дочерей Иова (Иов 42. 14 LXX), споры Иова с друзьями ( Müller . 1970. S. 12-13), речь сатаны (Иов 1), речь Бога о левиафане (41) (ср.: Stevenson. 1947. P. 78).

http://pravenc.ru/text/578206.html

Иов.1:7 .  И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. На обращенный к сатане вопрос Господа: «откуда ты пришел?», вопрос, свидетельствующий не об отсутствии у Бога всеведения, а о полной нравственной противоположности между Ним и злым духом, доходящей как бы до незнания Господом дел сатаны (ср. Иов 21.14 ), последний отвечает общей фразой: «ходил по земле» (евр. «шут» обозначает быстрый обход от одного конца местности до другого – 2Цар 24.2, 8 ; Ам 8.12 ; Зах 4.10 ) «и обошел ее» – с целью наблюдения ( 1Пет 5.8 ). Иов.1:8 .  И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. Иов.1:9 .  И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Иов.1:10 .  Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; Иов.1:11 .  но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? Ходившему по земле для наблюдения злому духу и задается теперь естественный вопрос: обратил ли он внимание на исключительное благочестие Иова (ст. 8 ср. Быт 6.9 ; Быт 7.1 ), а в не замедлившем последовать ответе сатаны сказывается его полная противоположность Господу. По словам сатаны, в благочестии Иова нет ничего выдающегося, заслуживающего похвалы, как то делает Бог , – оно корыстно. Иов чтит Господа лишь потому, что это для него выгодно: в награду за благочестие он избавляется Богом от всяких бедствий ( «кругом оградил», ср. Ис 5.5 ) и пользуется успехом во всех своих делах. Истинный, т. е. корыстный, характер благочестия Иова скажется в том случае, если Господь «прострет на него свою руку» (ст. 11), – поразит бедствиями ( Исх 3:20, 9:15 ; Пс 31:4, 37:3 ). При таких обстоятельствах не будет побуждения к благочестию. Оно исчезнет, мало того, сменится проклятием «в лице», т. е. проклятием дерзким, беззастенчивым ( Ис 65.3 ). Синодальное чтение: «благословит ли он тебя?» передает из целой еврейской фразы: «им-ло ал-панейка йебарекека» только последнее слово. «Йебарекека» – глагольная форма от " барак», означающего и «благословлять», и «проклинать», «хулить» ( Иов 1:5, 2:9 ; 3Цар 21.10, 13 ), причем последнее значение всеми усвояется данному глаголу и в настоящем случае. Ближе к подлиннику славянское чтение: «аще не в лице тя благословит».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.36:8 .  Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия, Иов.36:9 .  то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились, Иов.36:10 .  и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия. Не нарушается Божественное Правосудие и страданиями праведников, будут ли это цепи в буквальном смысле, – превращение прежних царей в узников, или же всякого рода бедствия («узы бедствий» – ср Иов 13.27 ; Ис 28.22 , Пс 106.10 и д.). Они вызываются впадением праведников в грех , несмотря на божественные предостережения ( «потому что умножились», буквально: «потому что они поступали гордо» ср. Иез 33.13, 18 ), и направляются к исправлению, – просветлению рассудка и совести ( «открывает... ухо», ср. Иов 33.16 ) и укреплению воли ( «отстали от нечестия», евр. «овен» ­­ ничтожество, грех слабости; ср. Иов 13.10 ; 1Ин 1.9 ). Иов.36:11 .  Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости; Иов.36:12 .  если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии. Двоякий результат страданий: раскаяние возвращает впавшему в грех прежнее благополучие (ср. Ис 1.19 ; Иез 33.14–16 ), а при нераскаянности бедствия доводят человека до гибели ( Иез 33.13 ; Ис 1.20 ), он умирает «в неразумии», – греховности (по кн. Притчей, глупость – синоним нечестия, греховности). Иов.36:13 .  Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы; Иов.36:14 .  поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками. В то время как в согрешившем праведнике несчастья могут возбудить раскаяние, нечестивых (синодальное «лицемеры») они приводят в состояние ожесточения, раздражения (ср. Иов 5.2 ), при котором не может быть молитвенного обращения к Богу. В наказание за это они умирают в юности (ср. Иов 5.26 ) и проводят такую же позорную жизнь, как «кедешим» («effeminati» Vulg.) – официальные блудники, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих богов ( Втор 23.18 ; 3Цар 14.24, 15.12, 22.46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.32:2 .  тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, Иов.32:3 .  а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова. На смену замолчавшим трем старшим друзьям является четвертый младший Елиуй, – представитель нового, до сих пор еще никем не раскрытого взгляда. Его имя, означающее: «мой Бог он», встречается среди имен народа еврейского ( 1Цар 1.1 ; 1Пар 12.20 ), а имя предка «Вуз» известно, во-первых, как имя второго сына Нахора, брата Авраама ( Быт 22.21 ) и, во-вторых, как имя одного из арабских племен ( Иер 25.23 ). В племени Вуза Елиуй принадлежал к поколению Рама. Выслушанные Елиуем речи Иова и трех друзей не только не удовлетворили его, но и возбудили в нем чувства негодования. Он «воспылал гневом» на Иова за то, что последний, считая себя невинным, обвинял Бога в неправосудии (IX), и на друзей – за то, что они, обличая Иова в грехах, не смогли опровергнуть его свидетельств о своей невинности, – доказать правоту своих взглядов (ср. ст. 12, 15). Иов.32:4 .  Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его. Иов.32:5 .  Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его. Сознавая промахи друзей и Иова, Елиуй тем не менее молчал, потому что не желал из уважения к старшим прерывать их рассуждения ( Иов 29.21 ). Его речь начинается лишь после того, как сделалось ясным, очевидным прекращение разговора, явилась возможность принять участие в споре без нарушения восточных правил приличия. Иов.32:6 .  И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы – старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение. Иов.32:7 .  Я говорил сам себе: пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости. Преклонение пред мудростью и житейским опытом старших ( Иов 8.8–9, 12.12, 15.9–10 ) побуждало Елиуя не объявлять до времени своего взгляда (ср. Сир 32.9–11 ). Решение вопроса он предоставлял пожилым (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но вот, я иду вперед – и нет Его, назад – и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю. Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, – выйду, как золото. Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила ( Иов. 23:8–12 ). Олимпиодор видит в словах Иова о том, что он не может найти Господа ни впереди, ни сзади, ни «на левой стороне», ни «на правой» (ср.: Иов. 23:8–9 ), свидетельство о непознаваемости Бога по Его природе, по сущности и одновременно о Его вездеприсутствии по силам, по благодати. Олимпиодор пишет, говоря сначала как бы от лица Иова, а затем сам разъясняя подробнее смысл этих слов: « " Бог невидим по природе. Буду искать Его позади, Он незрим, окажется ли впереди, я не замечу. Повернется ли налево, я не могу прикоснуться к Нему, будет ли справа, я совсем не вижу Его» (ср.: Иов. 23:8–9 ). Он [Иов] сказал это не потому, что Бог обходит [разные] места телесно или перемещаясь, но желая показать, что Бог присутствует повсюду, а для нас недостижим, невидим и непостижим» 818 . Согласно с Олимпиодором в связи с этими же словами Иова святитель Григорий Великий весьма возвышенно пишет о непостижимости и непознаваемости Бога и – одновременно – о Его вездеприсутствии: «Создатель всего не находится в какой-то одной стороне, поскольку Он повсюду. И не отыщешь Того, Кто весь – повсюду, разыскивая в какой-то одной стороне. Ибо Безграничный Дух все заключает в Себе Самом; Он объемлет тварное, наполняя его, и наполняет объемля; превосходит удерживая и удерживает превосходя. Значит, к месту, после того как сказано: Пойду на восток – не является, на запад – не усматриваю Его; пойду ли налево, что делать? – не достигаю Его, поверну ли направо – не увижу Его ( Иов. 23:8–9 ; Вульгата), Иов добавил: Сам же Он знает путь мой ( Иов. 23:10 ). Как если бы ясно сказал: «не в силах я видеть Видящего меня и не могу взирать на Того, Кто проницает меня взором». То есть показывает, что настолько осмотрительнее нужно Его страшиться, насколько Он недостижим для взора. Ведь [всякого] того [человека], кто наблюдает нас так, что мы не можем его наблюдать, тем больше нужно бояться, чем меньше он, видящий всех, видим нами. И когда мы никак не можем распознать, где находится его укрытие, мы опасаемся его и там, где его нет. Творца же нашего, Который весь – повсюду и [Сам], замечая все, незрим для всех, настолько более следует опасаться, насколько остается неведомым, когда и что Он решает в наших делах, Сам пребывая невидимым» 819 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Глава 1 1–5. Благочестие Иова и полное благоденствие, как награда за него. 6–12. Причины страданий Иова. 13–19. Бедствия, постигшие праведника. 20–22. Терпение страдальца. Иов.1:1 .  Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. Раскрываемая в начальных пяти стихах при помощи конкретного примера, – жизни Иова, общая мысль о соответствии благочестия земному благополучию начинается характеристикою религиозно-нравственной жизни главного лица книги. «Непорочный», т. е. преданный всем сердцем Богу и добру ( Иов 2.3 ; ср. Иов 1.21 ; Иов 23.11–12 ; Иов 31.1 ), Иов был безупречен в данном отношении, что подтверждается его «справедливостью» и «истинностью» (слав.), – соответствием мыслей делам. Частнее, в основе религиозности Иова, – отношения к Богу, лежал «страх», – благоговейное представление о Боге, возбуждаемое сознанием Его величия, совершенств ( Иов 15.4 ; Иов 37.23–24 ), и переходящее в трепет, когда к нему присоединялась мысль о Боге, как о праведном Судии и Воздаятеле, не терпящем зла ( Быт 3:10, 18:15 ; Пс 64.9 ). Представлением о Боге, не терпящем зла, определялась нравственность Иова: она сводилась, как и у всех ветхозаветных людей, к удалению от зла ( Пс 33:15, 36:27 ; Притч 14.16 ). О месте жительства Иова см. во Введении. Иов.1:2 .  И родились у него семь сыновей и три дочери. Иов.1:3 .  Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. За благочестие, по учению Ветхого Завета, человек награждался временными, земными благами ( Втор 28.1–13 ). Подобная точка зрения всецело разделяется и автором нашей книги. Влагая в уста сатаны слова: «разве даром богобоязнен Иов? Не ты ли кругом оградил его, ...дело рук его ...благословил?» ( Иов.1:9–10 ), он дает понять, что отмечаемое им многочадие Иова, обилие скота, доставлявшего пищу и одежду (овцы), служившего к переноске тяжестей и обработке полей (верблюды, волы и ослицы ( Иов.1:15 ; ср. Быт 42.26 ; 1Цар 25.18 ), а равно и множество неизбежной в данном случае прислуги (евр. «ебудда», « δουλεα» Акилы, LXX же одновременно усвояют данному слову двоякое значение: « πηρεσα πολλ σφδρα», – «слуг много зело», и " ργο μεγλα ω αυτ π τς γς», – «дела велия бяху ему на земли», разумея, кажется, под делами земледелие, так как еврейское «ебудда» в Быт 26.14 они передают термином « γεωργα») суть награда за благочестие. Согласно Втор 28.13 , таким же воздаянием за праведность можно считать и славу Иова среди «всех сынов Востока», – потомков Авраама от наложниц, отправленных им на Восток ( Быт 25.6 ) и населявших Аравию, а равно и население Месопотамии, так как она называется «страною восточною» ( Быт 29.1 ; Чис 23.7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.16:7–11 . Молчание является со стороны Иова согласием со свидетельствующими о его греховности фактами. Иов.16:7 .  Но ныне Он изнурил меня. Ты разрушил всю семью мою. Первым из них служит гибель его семьи, – несомненный, по утверждению друзей признак греховности ( Иов 4.10–11, 8.4, 15.32 ). Иов.16:8 .  Ты покрыл меня морщинами во свидетельство против меня; восстает на меня изможденность моя, в лицо укоряет меня. Такими же точно показателями виновности Иова являются страдания (ср. Иов 10.17 ), от которых он не может избавиться, как узник от оков. Вместо «Ты покрыл меня морщинами во свидетельство против меня», сообразно с еврейским глаголом «ваттиг метини» – «ты связал меня цепями», обыкновенно данное место читают так: «Ты сковал меня, чтобы свидетельствовать против меня». К страданиям в качестве свидетелей присоединяются друзья, эти предатели, изменившие чувствам дружбы и справедливости ( Иов 6.14 и д.; Иов 13.7 ). Слово «кахши», переведенное в синодальном тексте выражением «изможденность», означает еще «лжец, предатель», почему вторую половину данного стиха и переводят так: «предатель (друзья) восстает пред лицем моим и обвиняет меня». Иов.16:9 .  Гнев Его терзает и враждует против меня, скрежещет на меня зубами своими; неприятель мой острит на меня глаза свои. Иов.16:10 .  Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют меня по щекам: все сговорились против меня. Иов.16:11 .  Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня. Последними свидетелями греховности Иова являются те беззаконники, в руки которых он предан Богом. Основываясь на том, что божественный гнев не только не прекращается, но все более усиливается, так что Бог в своих отношениях к страдальцу уподобляется разъяренному животному, бросающемуся на добычу (ст. 9), они соединяют враждебное отношение к Иову с оскорблением и презрением («бить по щекам», ст. 10; ср. Пс 3.8 ; Мих 5.1 ; а равно Ис 50.6 ). Иов.16:12 .  Я был спокоен, но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня и поставил меня целью для Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010