5. Кто прав, друзья или Иов? Этот последний и самый важный вопрос равносилен вопросу: а о чем вообще эта книга? Какой нравственный урок мы должны из нее извлечь? Невероятный парадокс книги Иова заключается в том, что она одинаково очевидно и осуждает, и оправдывает позиции Иова. В результате эта учительная книга – книга, призванная служить духовным назиданием простому народу, содержать ясные указания о том, как надо жить, – повергает внимательного читателя в лучшем случае в состояние моральной прострации, в худшем – сеет зерно сомнения в справедливости и милосердии Бога. Чтобы избежать голословных суждений, обратимся же, наконец, к самой этой книге и попробуем кратко проследить развитие ее сюжета и наметить основные линии спора. «Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла» ( Иов. 1:1 ). И было послано ему страшное испытание по воле Господней, чтобы отразить клевету сатаны, воздвигнутую на Иова. В один день погибли все дети Иова и его имущество, а затем и сам он был поражен проказой. И говорила Иову жена: «похули Бога», но он остался тверд в своей верности Богу и «не согрешил Иов устами своими» ( Иов. 2:9–10 ). Тогда пришли к Иову трое его прежних друзей, и между ними завязался долгий и мучительный спор о причинах постигших Иова бедствий. Трижды по очереди друзья брали слово, и девять раз говорил Иов. В первой же речи, произнесенной Елифазом, выдвинуты основные положения соперников Иова, его бывших друзей: а). «Бог не наказывает несправедливо. Вспомни же, погибал ли кто невинный и где праведные бывали искореняемы?» ( Иов. 4Иов. 8:3, 20 ; Иов.11:10–11 ). б). «Если Иов и не видит за собой вины, это не значит, что ее нет, ибо никто живущий не чист перед Богом:: ...человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет; и в ангелах Своих усматривает недостатки, тем более – в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли.» ( Иов. 4:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/iskush...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Рождение будущего Царя Николая Второго произошло в 14.30 в Александровском дворце Царского Села в тот день, когда Православная Церковь отмечает память святого Иова Многострадального. Этому совпадению и Сам Николай Александрович, и многие из Его окружения придавали большое значение как предвозвестие страшных испытаний. «»Подлинно, — писал о Праведном Иове Святитель Иоанн Златоуст, — нет несчастия человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение такого богатства; и затем, испытав коварство от жены [от ближних своих], оскорбления от друзей, нападения от рабов. Во всем оказался он тверже всякого камня, и притом до закона и благодати«. По учению Церкви, святой Иов — прообраз страждущего Искупителя Ибо все его страдания были не из-за его грехов, к нему не имеют никакого отношения слова: оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают (Иов. 4,8—9). Своим друзьям, которые говорили ему: как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? (Иов. 25,4) — и многое другое подобное, святой Иов отвечал: Что доказывают обличения ваши? Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши (Иов. 6,25—26). Жив Бог, лишивший меня суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою, что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи! Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей (Иов. 27,2—5). А Господь, подводя итог обличений «благочестивых» друзей, сказал одному из обвинявших Праведного Иова: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов. 42,7). Аще бо не его ради, погубил бых убо вас (Iob. 42,8). То есть вы помилованы ради его молитв, для вас его молитвы являются спасительными. И пошли обличители своей неправой веры и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь (Иов. 42,9) отпусти грехи им Ioba ради (Iob. 42,9). (Обратим внимание на то, что на иконе святого Царя-искупителя Николая Второго на свитке, который держит Царь в Своих руках, именно эти слова помещены). И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде (Иов. 42,10). Здесь мы видим, что в замысел Божий входили и тяжелейшие искушения Праведного Иова и святого Царя Николая Второго, в том числе и от родных и близких, и молитва искушаемых за тех, кто искушал их. А в случае со святым Николаем Вторым Господь Бог предполагал молитву за весь Русский Народ, который, нарушив Соборный Обет, данный Богу в 1613 году, верой и правдой служить законным Царям из Царствующего Дома Романовых, совершил грех клятвопреступления.

http://radonezh.ru/radio/2020/07/16/20-4...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Утешенный явлением и вдохновленный кротостью Господней, Илия осознал, что Бог «за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением, хотя нетрудно Ему послать на нечестивых и молнии и громы, восколебать землю, мгновенно ископать для них ров и всех вконец истребить стремительными ветрами» (блаженный Феодорит Киррский). Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя Самый неожиданный способ самоубийства предлагает жена Иова своему мужу, когда тот сидит на гноище, весь пораженный проказой: «Похули Бога и умри» (Иов 2:9). Благочестивый Иов, конечно, отвергает такой совет: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10) — однако вскоре начинает сам молиться о смерти: «Душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих» (Иов 7:15). Изнемогая от болезни и раздражаясь на пустые попытки друзей его утешить, Иов требует от Бога объяснений: «Зачем Ты поставил меня противником Себе?» (Иов 7:20) — и ради получения ответа на этот вопрос готов страдать до конца, готов и умереть, — в надежде, что тогда во плоти своей узрит Бога (Иов 19:25) и услышит ответ. Но как только Бог начинает говорить с Иовом, все его вопросы исчезают: «Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя — поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6). Иов, уже глядевший во врата смерти, увидев Бога, исцеляется и утешается — за то, что крепился в своей беспощадной болезни, и не отвергся изречений Святаго (Иов 6:10). Бросься отсюда вниз Иногда дети специально заболевают, чтобы получить материнскую ласку, а взрослые люди ради привлечения внимания и любви к себе готовы покуситься на самоубийство. Диавол предлагает и Христу воспользоваться этой уродливой логикой и потребовать у Бога особенного чуда, свидетельствующего о непрестанной заботе. Повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Лк. 4:9-11).

http://pravmir.ru/prizvavshie-smert/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Иов.30:15 .  Ужасы устремились на меня; как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако. Хотя болезнь еще не погубила Иова, но результаты ее на лицо. Он в страхе от приближающейся смерти ( «ужасы устремились»; ср. Иов 18.14, 27.20 ); в зависимости от бедствий, былое величие и счастье исчезло (ст. 1, 11) бесследно, как ветер и облако (ср. Иов 7.9 ; Ис 44.22 ). Иов.30:16 .  И ныне изливается душа моя во мне: дни скорби объяли меня. Далее, под влиянием страданий душа Иова полна горести и печали: «изливается душа моя» (ср. Пс 41.4–6 ; Плач 2.19 ), и нет надежды на ослабление скорби; она объяла, крепко держит его. Иов.30:17 .  Ночью ноют во мне кости мои, и жилы мои не имеют покоя. Даже ночь не приносит успокоения (ср. Иов 7.3, 9 ): «ночь сверлит во мне кости мои» и «гложущие» (евр. «оркай»; ср. ст. 3; русс. «жилы»), т. е. черви (ср. Иов 7.5 ), не засыпают – не дают покоя. Иов.30:18 .  С великим трудом снимается с меня одежда моя; края хитона моего жмут меня. Синодальное чтение представляет неточный перевод подлинного текста. Буквальный перевод его такой: «всемогуществом (предполагается, Бога) обезображена одежда моя; Он жмет меня, подобно воротнику хитона моего». Так как евр. «лебуши» ( «одежда моя») употребляется в значении «кожа» ( Иов 41.5 ), то Иов хочет сказать, что изъязвленная червями (ст. 17) и вообще болезнью его кожа приняла безобразный вид. Иов.30:19 .  Он бросил меня в грязь, и я стал, как прах и пепел. Окрашенная в начале болезни в красный цвет, она стала теперь черною и чешуйчатою, приняла вид струпа землянистого, грязноватого цвета (Делич). Иов.30:20 .  Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, – стою, а Ты только смотришь на меня. Иов.30:21 .  Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня. Иов.30:22 .  Ты поднял меня и заставил меня носиться по ветру и сокрушаешь меня. Иов.30:23 .  Так, я знаю, что Ты приведешь меня к смерти и в дом собрания всех живущих. Современное жестокое отношение Бога к Иову лишает его возможности надеяться на облегчение своего положения и в будущем (ср. Иов 7.5–10 ). Безучастный и равнодушный к молитве Иова (ст. 20; ср. Иов 19.7 ; ср. Иов 22.27 ), Бог по-прежнему дает ему чувствовать всю силу своего могущества (ст. 21; ср. Иов 10.16, 16.9, 19.11 ); постигшими бедствиями он схвачен, как сильным ветром, брошен на землю и смят (ст. 22). Естественным следствием всего этого, заключительным актом вражды будет смерть, – низведение в шеол – «дом собрания всех живущих» (ст. 23, ср. Иов 3.18 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010