За ним пришли туда из Белых Берегов (так называется пустынь, находящаяся в Брянском уезде Орловской епархии) духовные сподвижники его и спостники иеромонах Клеопа и Леонид, бывший уже строителем в Белобережской пустыне, но добровольно сложивший с себя это звание по иноческому самоуничижению. За этими старцами потянулись понемногу и ученики их, в числе которых в 1814 году явился о. Иоанникий, бывший на Валааме год просфорником, два года келарем, а в 1821 году в Петербурге на монастырском подворье исправлявший должность эконома. Все эти люди, и особенно из них старцы: Феодор, Клеопа и Леонид искали, по собственным словам, их, как бы, где удобнее спасти себя от мирских соблазнов и пожить в уединении, постничестве и трудах монастырских 77 . Около шести лет пребывали они в Валаамском скиту, как в надежном пристанище спасения, и по кончине одного из них, иеросхимонаха Клеопы, последовавшей 19 мая 1816 г., переместились в Александро-Свирский монастырь. Советами духовной мудрости их пользовались многие из Валаамских братий, в том числе бывший на Валааме игуменом Варлаам и братский духовник, впоследствии иеросхимонах Евфимий, о которых будем говорить ниже. Кротко было, но незабвенно, пребывание блаженных странников на Валааме. А из учеников их, полагавших начало духовной жизни на Валааме, Иоанникий соделался впоследствии времени великим подвижником и скончался в 1853 году в сане схимонаха, под именем Леонида, в скиту Св. Предтечи при Оптиной пустыне 78 . В это время пришел на Валаам для спасения души инок Иоасаф, по фамилии Болотов, бывший впоследствии епископом кадьякским. Он родился в 1761 году, января 22 дня, Тверской губернии, Кашинского уезда, в селе Стражкове, от священника Илии Болотова, и при крещении наречен был Иоанном. Рано в нем обнаружились дарования, энергия и любовь к учению. Первоначальное образование он получил в кашинском духовном училище, бывшем тогда в Дмитровском монастыре; потом до богословского класса обучался он в тверской семинарии, а затем перешел в ярославскую семинарию, где и окончил курс в числе самых лучших воспитанников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При непосредственном участии М.-П., выступавшего в качестве посредника между митр. Гавриилом и императрицей, к кон. 1793 г. была сформирована 1-я Кадьякская миссия из иноков Спасо-Преображенского Валаамского и Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырей для просвещения народов Аляски и Алеутских островов. 30 апр. 1796 г. М.-П. в докладе императрице о состоянии дел миссии предложил учредить архиерейскую кафедру для «распространения христианского закона» в «Северо-восточной части Америки». Епископом Кадьякским в том же году был назначен архим. Иоасаф (Болотов) . М.-П. поддерживал митр. Гавриила и в деле по устройству единоверческих приходов в С.-Петербурге (1792) и на Дону (1794). В 1795 г. М.-П. предложил «сочиненное на латинском языке Адамом Зерникау, а покойным архиепископом Феофаном Прокоповичем сокращенное рассуждение «о происхождении Святаго Духа»» перевести «на российский язык». Т. о., было опубликовано одно из немногих в XVIII в. апологетических сочинений, которое показывало отличия вероучения православного от католического,- «De processione Spiritus Sancti» («Об исхождении Святого Духа»). 2 янв. 1796 г. М.-П. распорядился, чтобы прокурор Синодальной конторы Л. И. Сечкарёв проверил сведения о «якобы бываемых» новых чудесах в Успенском соборе при гробницах митрополитов Киевских и всея Руси свт. Киприана и свт. Фотия (Из бумаг прот. П. Алексеева. 1910. 2. С. 313). Синод при М.-П. получал Высочайшие указы, а также финансирование через обер-прокурора. Личная близость к императрице освободила М.-П. от контроля по экономическим делам со стороны Сената, к-рый был установлен после злоупотреблений обер-прокурора П. П. Чебышева . Однако ему не удалось добиться отмены указа от 28 мая 1781 г., согласно к-рому деньги Синода находились под контролем генерал-прокурора Сената. Многие поручения императрицы по духовному ведомству для их передачи Синоду были следствием «всеподданнейших докладов» обер-прокурора. Передавая Синоду монаршие распоряжения, обер-прокуратура в лице М.-П. стала прилагать к рапортам о решенных делах особые краткие записки. Можно отметить также улучшение делопроизводства и контроля за ним, что находило поддержку у синодальных членов. Были выделены дополнительные ассигнования из общей сметы Синода на расширение адм. аппарата.

http://pravenc.ru/text/2564398.html

Через одиннадцать лет молитвенного жития в жизни простого монаха Германа начнётся новый этап, который завершится его блаженной кончиной. И связан он будет с другим материком. Сначала следует немного рассказать об истории вопроса. Северная Америка частично, то есть Аляска и некоторые другие территории, уже много лет – с 1648 года – была знакома русским людям, жившим на Камчатке, на Сахалине, на Колыме, в Якутске. Более пристальное внимание ей начали уделять позже, только после смерти царя-антихриста. Экспедиции Витуса Беринга (1728, 1729, 1841 гг.) дали богатый материал по Аляске и Алеутским островам. Именно в экспедиции 1741 года Беринг открыл острова архипелага Александра и Алеутской гряды. В день памяти св. пророка Илии «корабельные священнослужители иером. Иларион (Трусов) и свящ. Игнатий Козыревский совершили первую правосл. литургию по случаю открытия сев.-зап. побережья Сев. Америки» 8 . Следующее крайне значимое событие для русской миссии произошло только через 40 лет, в 1781-м году – Григорий Иванович Шелихов, русский промышленник, основал компанию для зверобойного и пушного промысла на Аляске и Алеутских островах, которая в 1799-м году была переименована в «Российско-Американскую компанию». В 1783-м году Григорий Иванович снарядил «три судна для промыслов» 9 . Естественно, эта экспедиция, построившая опорный пункт на о. Кадьяк, не могла не нести свет православия: Шелихов крестил 40 человек. Но для дальнейшего просвещения сил у членов экспедиции не было, поэтому Григорий Иванович, посетив в 1778-м году Валаамский монастырь, имел с игуменом беседу об устройстве православной миссии на вновь открытых землях. В силу тогдашних несовершенных способов передвижения дело было отложено на 5 лет, когда Шелихов обратился с этой же просьбой в Синод. Его поддержала императрица Екатерина II, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил благословил эту миссию, и уже 25 декабря 1783 года миссия отбыла на новые земли. Начало распространения Православия на новом континенте было положено, как считается, 24 сентября 1784 года, когда миссия, состоящая из восьми монахов (шестеро из них были из Валаамского монастыря, двое – из Коневецкого), прибыла на о. Кадьяк. Во главе миссии был поставлен иером. Иоасаф (Болотов), живший на Валааме. Кроме него в состав новой духовной экспедиции входили «иеромонахи Макарий (Александров), Ювеналий (Говорухин), Афанасий (Михайлов), иеродиакон Нектарий (Панов), монах Герман (Попов), послушники Михаил Говорухин, Козьма Алексеев, Дмитрий Авдеев и Никита Семёнов» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Герман Аляскинский родился в подмосковном городе Серпухове в 1757 году в купеческой семье. Его мирское имя и фамилия неизвестны. В 16 лет он уже насельник Троице-Сергиевой пустыни на берегу Финского залива, в 15 верстах от Петербурга (пустынь принадлежала Троице-Сергиевой Лавре). Здесь он подвизался около пяти лет. Желая более суровых подвигов, преподобный Герман удалился в уединенный Валаамский монастырь, расположенный на островах Ладожского озера. После тщательного испытания молодого подвижника игумен старец Назарий благословил его на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам преподобный Герман приходил в монастырь и нес клиросное послушание (у него был прекрасный тенор). Нередко во время пения слезы обильно лились из его глаз. В Преображенской Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг. Предполагается, что святой Герман пришел на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим Саровский пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни преподобного Германа на Валааме напоминают об уединенных подвигах его великого современника – Саровского чудотворца. Подобно преподобному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви. Духовным наставником будущего миссионера был игумен Назарий, Саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Таким образом, благодатный строй Саровского подвижничества, в котором совершалось духовное возрастание преподобного Германа на Валааме, стал неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по духу преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Известно, что и преподобный Серафим также пользовался наставлениями старца Назария во время его жительства в Сарове. В 1793 году из монахов Валаамского монастыря была создана духовная миссия для проповеди слова Божия язычникам малообжитого и сурового края Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки. Миссия называлась Кадьякской, так как центр ее располагался на острове Кадьяк. Руководителем Миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов). В числе прочих пяти сотрудников Миссии был и преподобный Герман, «Валаамского монастыря отрасль пречестная», и ему Господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Уже в те годы мы знали о подворье Псково-Печерского монастыря в Москве , которое возглавил нынешний наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон , а позже стали следить за новинками монастырского книгоиздательства. В наших приходах в Европе, Америке, Канаде, Австралии Сретенский монастырь стал известен благодаря своему хору, а уже потом православные узнавали и о монастыре. Помню, как в октябре-ноябре 2008 года, во время Дней России в Латинской Америке, мы со Сретенским хором проехали по целому ряду стран Латинской Америки - от Коста-Рики до Парагвая. Год назад отец Тихон с хором и презентацией книги «Несвятые святые» приезжал в Америку. На нас отец Тихон всегда производил впечатление мудрого, энергичного руководителя, духовника, любящего пастыря, человека с тонким чувством прекрасного, который умеет заинтересовать и привлечь к совместной работе талантливых, образованных соработников. Храм Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке Когда приезжаю в Москву, всегда стараюсь зайти помолиться в Сретенский монастырь, поклониться святым мощам священномученика Илариона Когда приезжаю в Москву, всегда стараюсь зайти помолиться в Сретенский монастырь , поклониться святым мощам священномученика Илариона (Троицкого). В феврале этого года имел возможность видеть восстановленное, прекрасно отремонтированное здание, которое было передано монастырю, где располагается Сретенская семинария. Мы также ждем, как будет продвигаться строительство храма Новомучеников Российских в центре Москвы - живого свидетельства и памяти об их подвиге, страданиях. Мы понимаем, что создание такого храма сопряжено с трудностями, проблемами, но мы уверены, что всё потихоньку устроится и храм вознесется на крыльях молитвы наших новомучеников и исповедников, станет свечой, которая будет видна во всех концах света, как Бутово и Соловки. - Владыка, с кем еще из священнослужителей, которых можно назвать духовниками, вы встречались? - Со схиархимандритом Макарием (Болотовым), потомком таких известных в православном мире личностей, как епископ Кадьякский Иоасаф (Болотов), прославленный в лике святых Американской митрополией; профессор Санкт-Петербургской духовной академии, церковный историк Василий Болотов; основательница Шамординской обители схимонахиня София. Познакомились мы, когда отец Макарий приезжал в Америку, я тогда был епископом Манхэттенским.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   Среди преподавателей Академии много было незаурядных богословов, канонистов, историков: иеромонах Никанор (Бровкович), позжеархиепископ; профессора А.Л. Катанский, В.В. Болотов, Н.Н. Глубоковский, И.М. Певницкий, С.И. Красноцветов. Из стен Академиивышли святитель Мелетий Харьковский и святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, Кронштадский протоиерей Иоанн (Сергиев), миссионер-подвижникархимандрит Макарий (Глухарев). В Петербургской Академии получили образование выдающиеся церковные деятели XX века: Патриархи Тихон и Сергий, митрополитыАнтоний (Храповицкий), Николай (Ярушевич), Григорий (Чуков).    История Киевской Академии восходит к 1615 году, когда в Киеве открылась Братская школа, устроенная по образцу греческих училищ иставшая одним из очагов Православия в Речи Посполитой. В 1633 году, при митрополите Петре Могиле Братская школа была преобразована в училище латинскоготипа и получила название коллегии. Это была скорее общеобразовательная, чем специально богословская школа, ибо в Польше в православных школах недозволялось открывать высшие богословские классы. Языком обучения в Могилянской коллегии служила латынь. Распорядок школьной жизни, методы преподавания,учебники были такими же, как и в западных коллегиях и академиях. Как и в иезуитских коллегиях, классы именовались фара, инсрима, грамматика, синтаксима,пиитика, риторика, философия. Богословский класс открылся уже во второй половине XVII века, после воссоединения Левобережной Украины с Россией.    Среди первых ректоров коллегии были известные церковные деятели и духовные писатели Западной Руси – Иннокентий (Гизель), Лазарь (Баранович), впоследствииЧерниговский архиепископ, Иоанникий (Голятовский). В смутные 50-е годы коллегия пришла в запустение. Восстановлена она была в 70-х годах при ректорствеархимандрита Варлаама (Ясинского), позже Киевского митрополита. В 1701 году Киевская коллегия получила права академии. По ее образцу стали устраиватьсяСеминарии в малороссийских и великорусских кафедральных городах. Киевская Академия стояла тогда на самом высоком научном и образовательном уровне средиДуховных школ России. Поэтому из числа её выпускников восполнялся российский епископат, ученые киевские монахи назначались архимандритами самых крупныхмонастырей, ректорами семинарий. В Киеве получили образование святители Феодосий Черниговский, Димитрий Ростовский, Иоанн Тобольский, Иннокентий и СофронийИркутские, Иоасаф Белгородский; Местоблюститель, митрополит Стефан (Яворский), митрополиты Арсений (Мацеевич) и Павел (Конюскевич), архиепископы Феофилакт(Лопатинский) и Феофан (Прокопович).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Преподобный Герман Аляскинский родился в городе Серпухове, под Москвой, в 1757 году в купеческой семье. С шестнадцати лет вступил он на иноческий путь. Вначале преподобный нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни, расположенной в окрестностях Петербурга, на берегу Финского залива. В обители будущий миссионер подвизался около пяти лет. Желая полного уединения и безмолвия, преподобный Герман ушел на Валаам. После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу в пустынном уединении. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание (у него был прекрасный голос). В Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг. Есть мнение, что святой Герман пришел на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни преподобного Германа на Валааме напоминают об уединенных подвигах его великого современника — Саровского чудотворца. Подобно преподобному Серафиму, Валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием духа и буквы Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви. Духовным руководителем и наставником будущего миссионера был игумен Назарий, Саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Таким образом, благодатный строй саровского подвижничества, в котором совершалось духовное возрастание преподобного Германа на Валааме, стал неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по духу преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Есть сведения, что преподобный Серафим пользовался, в свою очередь, наставлениями старца Назария во время его жительства в Сарове. Через 15 лет пребывания преподобного Германа на Валааме Господь призвал смиренного инока на апостольское служение и послал его проповедовать Евангелие и крестить язычников малообжитого и сурового края Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки. С этой целью в 1793 году была создана Духовная Миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк. Руководителем Миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов), инок Валаамского монастыря. В числе прочих сотрудников Миссии было еще пять иноков Валаамского монастыря, среди них и преподобный Герман, которому Господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов Миссии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Среди преподавателей Академии много было незаурядных богословов, канонистов, историков: иеромонах Никанор (Бровкович) , позже архиепископ; профессора А.Л. Катанский , В.В. Болотов , Н.Н. Глубоковский , И.М. Певницкий, С.И. Красноцветов. Из стен Академии вышли святитель Мелетий Харьковский и святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, Кронштадтский протоиерей Иоанн (Сергиев), миссионер-подвижник архимандрит Макарий (Глухарев). В Петербургской Академии получили образование выдающиеся церковные деятели XX века: Патриархи Тихон и Сергий, митрополиты Антоний (Храповицкий) , Николай (Ярушевич) , Григорий (Чуков). История Киевской Академии восходит к 1615 году, когда в Киеве открылась Братская школа, устроенная по образцу греческих училищ и ставшая одним из очагов Православия в Речи Посполитой. В 1633 году, при митрополите Петре Могиле Братская школа была преобразована в училище латинского типа и получила название коллегии. Это была скорее общеобразовательная, чем специально богословская школа, ибо в Польше в православных школах не дозволялось открывать высшие богословские классы. Языком обучения в Могилянской коллегии служила латынь. Распорядок школьной жизни, методы преподавания, учебники были такими же, как и в западных коллегиях и академиях. Как и в иезуитских коллегиях, классы именовались фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия. Богословский класс открылся уже во второй половине XVII века, после воссоединения Левобережной Украины с Россией. Среди первых ректоров коллегии были известные церковные деятели и духовные писатели Западной Руси – Иннокентий (Гизель), Лазарь (Баранович), впоследствии Черниговский архиепископ, Иоанникий (Голятовский). В смутные 50-е годы коллегия пришла в запустение. Восстановлена она была в 70-х годах при ректорстве архимандрита Варлаама (Ясинского), позже Киевского митрополита. В 1701 году Киевская коллегия получила права академии. По ее образцу стали устраиваться Семинарии в малороссийских и великорусских кафедральных городах. Киевская Академия стояла тогда на самом высоком научном и образовательном уровне среди Духовных школ России. Поэтому из числа её выпускников восполнялся российский епископат, ученые киевские монахи назначались архимандритами самых крупных монастырей, ректорами семинарий. В Киеве получили образование святители Феодосий Черниговский, Димитрий Ростовский , Иоанн Тобольский , Иннокентий и Софроний Иркутские, Иоасаф Белгородский ; Местоблюститель, митрополит Стефан (Яворский) , митрополиты Арсений (Мацеевич) и Павел (Конюскевич), архиепископы Феофилакт (Лопатинский) и Феофан (Прокопович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Иркутская и Верхоленская Имена Сведения Тихон (Троицкий-Донебин), архиепископ бывший епископ Иркутский и Нерчинский с 12.03.1894 29.06.1911 Викарии Иркутской епархии Кадъякский на Аляске Учреждена 19 июля 1796 года на о. Кадъяк Имена Сведения Иоасаф (Болотов), епископ рукоположен с 10.04.1799 10.05.1799 (по дороге к месту служения утонул) Селенгинские епископы Имена Сведения рукоположен с 20.05.1862 по 18.03.1868 епископ Камчатский. Курильский и Алеутский Мартиниан (Муратовский), епископ рукоположен с 09.02.1869 по 17.10.1877 епископ Камчатский. Курильский и Благовещенский; 5.07.1898 рукоположен с 05.11.1878 по 05.07.1889 епископ Якутский и Вилюйский; 14.01.1900 Макарий (Дарский) Курильский, епископ бывший епископ Киренский, викарий Иркутской епархии с 15.07.1889 по 24.10.1892 епископ Камчатский и Благовещенский; 07.09.1897 Киренские епископы Имена Сведения Макарий (Дарский), епископ рукоположен с 09.10.1883 по 15.07.1889 епископ Селенгинский. викарий Иркутской епархии; 07.09.1897 Агафангел (Преображенский), епископ, свт. рукоположен с 10.09.1889 по 17.07.1893 епископ Тобольский и Сибирский; 16.10.1928 Казанская Учреждена в 1555 году Казанская и Свияжская Имена Сведения Гурий (Руготин) первый, епископ, свт. рукоположен с 03.02.1555 05.12.1563 Герман (Садырев-Полев), архиепископ, свт. рукоположен с 12.03.1564 06.11.1567 в Москве Лаврентий, архиепископ рукоположен с 09.02.1568 13.07.1574 Вассиан, архиепископ рукоположен с 14.02.1575 21.05.1575 Тихон (Хворостин), архиепископ рукоположен с 05.07.1575 14.06.1576 Иеремия, архиепископ рукоположен с августа 1576 Косма, епископ рукоположен с 29.12.1581 Тихон, архиепископ рукоположен митрополит рукоположен с 13.05.1589 по 03.07.1606 патриарх Московский и Всея Руси Ефрем, митрополит рукоположен с августа 1606 26.12.1613 Матфей, митрополит рукоположен с 07.02.1615 13.01.1646 Симеон, митрополит бывший митрополит Сербский, возведён с 07.02.1646 26.09.1649 Корнилий, митрополит рукоположен с 13 01.1650 17.08.1656 Лаврентий, митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Объявите ему благоволение Иисуса Христа, свидетельствуемое мною, и чтобы он явился ко мне. Я его не обременю; он увидит во мне отца, а паче брата, состраждущаго изнеможением его. Молю Иисуса Христа, да почиет на нем дух Его» 186 . Между тем, в 1794 году, вследствие прошения Шелехова, св. синод назначил для американских островов миссию. Начальником ее был Валаамский иеромонах Иоасаф Болотов, получивший полное семинарское образование. Как он, так и другие девять иноков, избраны были на Валааме, с благословения м. Гавриила, прозорливым игуменом Назарием 187 . Трогательны меры обращения и увещевания раскольников, какие, в пастырской ревности, принимал преосвященный Гавриил, в отношении к заблудшим, когда они были присылаемы для увещания в Алекс. Невский монастырь. Из числа их более известен Устюжский раскольник Ксенофонт, иночестве Киприан, а в схиме Кириак. Присланный в 1784 году в монастырь для увещания, он сначала показал пред митрополитом немало упорства и грубости. Между тем преосв. Гавриил, действуя на него духом кротости, посылал к нему для увещания посторонних лиц 188 и позволял ему давать старопечатные книги для занятия. Однажды хранится образ Воскресения Христова с надписью на приклеенной бумажке: «Сей образ дан в церковь великомученика Димитрия, в поминок Новгородского купца Маркелла Кукина и его супруги Ирины с чадами, 1797 года марта 19, в неделю цветоносную». Об этом Маркелле рассказывают, что он имел большую начитанность и в продолжении шести недель ходил к митрополиту для прения о православной вере, и наконец, силою молитвы, обращен к православию. Преосвященный молился о расколоучителе целую ночь, потом привел его в Софийский собор, снова молился об озарении его благодатью св. Духа и потряс душу его так, что он вышел из собора с раскаянием в своих заблуждениях. После обращения Маркелл весьма часто видался и беседовал с митрополитом; он был долгое время церковным старостою при Димитриевской церкви и потом при Софийском соборе. Кукину доверяемы были поручения тайных дел любви и милостыни христианской со стороны преосвященного; именно чрез него, на иждивение владыки искупаемы были в остроге сидящие должники, устрояемы трапезы для бедных и раздаваема милостыня 192 . Преосвященный Гавриил, с любовью принимал и беседовал с раскольниками Иргизскими 193 , Белорусскими 194 и Черниговскими. Белорусские, по делу о присоединении их к единоверию, многократно обращались с письменными просьбами к преосвященному сначала чрез старца Герасима, потом Никодима и наконец, Виталия 195 . В числе этих писем особенно замечательно предсмертное письмо строителя иеромонаха Никодима (1784) 196 , исполненное умиления и всецелой преданности митрополиту; оно может свидетельствовать, сколь велико было влияние любвеобильного архипастыря на раскольников 197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010