Мещанин Глотов, открывший в 1759 году Лисьи острова, окрестил малолетнего сына одного из местных начальников. Получив образование на Камчатке, он вернулся в чине главного тоена (начальника) и много содействовал распространению здесь христианства. На острове Кадьяк христианскую веру насаждал основатель Американской торговой компании Григорий Шелехов, первый ктитор американских церквей. В 1787 году Шелехов испросил Синод и правительство отправить туда миссию и со своим компаньоном Голиковым брал ее на свое содержание. Состав миссии был выбран из насельников Валаамского монастыря его настоятелем архим. Назарием, согласно указаниям митроп. Петербургского Гавриила (Петрова). Начальником был назначен иеромонах Иоасаф (Болотов), получивший полное семинарское образование. В 1795 году миссия прибыла на о. Кадьяк и приступила к работе. Успехи были выше ожидаемых. Член миссии иером. Макарий огласил проповедью весь Уналашкинский архипалаг. Иером. Ювеналий по прибытии отправился на Нучен, окрестил более 700 человек, затем (в 1796) перешел на Аляску, где и окончил мученически свое служение. На Еловом острове начал просветительскую деятельность, продолжавшуюся 40 лет, монах Герман (†1837). Он воспитывал сирот-алеутов, мальчиков и девочек, обучал их грамоте, рукоделию, таким образом подготавливая их ко крещению. Начальник миссии архим. Иоасаф в 1799 году поставлен был в Иркутске епископом Камчатским и Американским. Возвращаясь на Кадьяк, он погиб вместе с экипажем корабля во время шторма. Алеутская миссия продолжала свою работу. С 1816 по 1820 годы возникли новые церкви на о. Ситхе, на Уналашке и Атхе. При уналашкинской церкви в 1823 году начал свою миссионерскую деятельность переведенный туда из Иркутска священник Иоанн Вениаминов, будущий митрополит Московский, прозванный “Апостолом Аляски”. Он обращал алеутов, приучал их к плотничьему, столярному, слесарному и кузнечному ремеслам, научил их выделке кирпичей и каменной кладке. Он выстроил здесь церковь и распространил христианство по всем Алеутским островам. Он выучил шесть местных наречий и перевел Евангелие от Матфея, употребительные молитвы и песнопения, боролся с языческими пороками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стефан (Говорухин), брат иером. Иувеналия, мон. Герман ( см. Герман Аляскинский ) и мон. Иоасаф. 6 миссионеров были из Валаамского мон-ря, двое - из Коневецкого . Сразу же по прибытии миссионеры столкнулись с большими трудностями. Аляска и Алеутские о-ва занимали обширнейшую территорию, на к-рой жили алеуты, эскимосы, тлинкиты и др. народы, пребывавшие в нищете и духовном невежестве. Нек-рые из них были уже крещены проживавшими в этих местах рус. поселенцами, но, как и некрещеные соплеменники, продолжали верить в добрых и злых духов и приносить им жертвы. Через 2 месяца после прибытия миссии на о-ве Кадьяк была заложена деревянная ц. Воскресения Христова. Первым священником этого храма стал иером. Афанасий. Миссионеры крестили множество алеутов, эскимосов и др. жителей п-ова Аляска. На о-ве Кадьяк была открыта школа для детей. Иером. Макарий трудился на Алеутских о-вах, иером. Ювеналий - в глубине континента, где принял мученическую кончину 29 сент. 1796 г. на оз. Илиамна. Еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Вениамин (Багрянский) , к-рому поступали доклады миссии, сообщал в С.-Петербург о ее успешной деятельности и обращении в Православие более 6 тыс. коренных жителей. В целях укрепления миссии Святейший Синод учредил 19 июля 1796 г. Кадьякское вик-ство в составе Иркутской епархии и постановил рукоположить на Аляску епископа. 10 апр. 1799 г. в Иркутске глава миссии архим. Иоасаф (Болотов) был хиротонисан во еп. Кадьякского. На обратном пути в Америку судно «Феникс» с миссионерами попало в шторм и затонуло у берегов Аляски. Вместе с еп. Иоасафом погибли иером. Макарий и иерод. Стефан. На протяжении последующих 40 лет епископа на Аляску не назначали. В 1803-1807 гг. А. м. возглавлял корабельный свящ. иером. Гедеон, к-рому было поручено уладить конфликт между Российско-Американской компанией в лице первого главного правителя рус. поселений в Америке А. А. Баранова и миссионерами, обвинявшими руководство компании в эксплуатации местных жителей и их спаивании. Иером. Нектарий (рукоположенный в 1806 во священника) из-за болезни вернулся в Россию, в 1823 г.

http://pravenc.ru/text/114212.html

В 3-х т./Отв. ред. Н.Н. Болховитинов. — М.: Международные отношения, 1997. Т. 1. С. 251). Кроме того, во время пребывания Козыревского в Москве его деятельность вызвала нарекания, и против него началось судебное разбирательство, в результате которого в 1732 г. его лишают священнического сана и передают светским властям. В 1734 г., находясь под арестом, он скончался. (См. Экстракт об отправленном в прошлом 1733 году в Сибирскую губернию в Камчадалскую землицу для службы Божией.... Игумене Варфоломее Филевском и при нем иеромонахе и иеродиаконе. РГИА. Ф. 796. Оп. 27. Д. 84. Л. 47-48; Козыревский//Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А. Т. XV А. СПб., 1895. С. 612). 7. Григорий, епископ Аляскинский. Церковь на Аляске после двухсот лет//Ежегодник Православной Церкви в Америке. NY., 1976. С. 26. 8. Кроме главы миссии архимандрита Иоасафа (Болотова) в ее состав входили: иеромонах Макарий (Александров) из Коневского монастыря; иеромонах Ювеналий (Говорухин), иеромонах Афанасий (Михайлов) и монах Герман — все из Валаамского монастыря; иеродиакон Нектарий (Панов) из Александро-Невской Лавры, послушник Михаил Федорович Говорухин из Коневского монастыря (брат иеромонаха Ювеналия) и послушник Валаамского монастыря Косьма Алексеевич Евсеев. В Иркутске были пострижены в монашество Михаил Говорухин с именем Стефан, а Косьма Евсеев — с именем Иоасаф. А 30 апреля монах Стефан епископом Вениамином был рукоположен во иеродиакона. 9. Иоасаф (Болотов), архимандрит. Письмо ректору Ярославской духовной семинарии//Ярославские епархиальные ведомости. 1894. 28. С. 446. 10. Первоначальный успех миссии объясняется тем, что она в основном действовала на о. Кадьяк и ближайших к нему островам среди населения, которое имело продолжительные деловые отношения с русскими промышленниками и было знакомо с Православием. Но в других частях Аляски отношение было более сдержанным, а порой и враждебным, о чем и свидетельствует мученическая кончина иеромонаха Ювеналия. 11. Журнал заседания Св. Пр.

http://patriarchia.ru/db/text/319966.htm...

На карте изображена Северная Америка. Наверху Канада и над ее пространствами Собор Американских Святых: Преп. Герман держит символ монашеского храма, лицом к нему Святитель Иннокентий Аляскинский с Ситкинской иконой Казанской Богоматери (работы Боровиковского), местно чтимой на Аляске. С обеих сторон первомученики.. Ювеналий пострадал от диких шаманов-язычников, Петр Алеут от фанатиков-католиков. Над ними Святитель Иннокентий Иркутский, покровитель сибирских миссионеров, а над всеми Спаситель как первоиерарх. С боков ангелы держат некоторые Чудотворные иконы Богоматери (журнал «Русский Паломник». 1991. 4). В 1793 году Шелихов и Голиков обратились к митрополиту Санкт-Петербургскому Гавриилу с прошением о священнике. В письме компаньонов сообщалось об опытах крещения алеутов, о создании училища для детей алеутов, «в котором ко удовлетворению нашему такие успехи учащимися показаны, кои от национальных юношей ожидать более нельзя. Но недостает нам единого искусного и сообразного с начинаниями сими... священника, могущего показать свой добродетельный пример поднятием христианской веры». Сей рапорт послужил основанием для организации Кадьякской миссии. Прошение было вскоре рассмотрено, и 4 мая 1793 года Екатерина II указала Священному Синоду просьбу исполнить, возложив все дело на попечение митрополита Санкт-Петербургского Гавриила. Екатерина II повелела вместо отправки одного священника послать в Америку целую духовную миссию. Митрополит Гавриил соответственно предписал Валаамскому игумену Назарию подобрать миссионеров. В состав миссии вошли: архимандрит Иоасаф (Болотов), он же глава миссии, с ним иеромонахи Ювеналий, Афанасий, Макарий, иеродиакон Нектарий, монахи Стефан, он же впоследствии иеродиакон, далее Герман и Иоасаф, всего 8 лиц. Все члены миссии, кроме Макария и Стефана, были насельниками Валаамской обители. Иеромонах Макарий и монах Стефан прибыли из Коневского монастыря. «Американцы ко крещению идут весьма охотно, а на Уналашке во время проезда сквозь Алеутские острова, неволею в одну бухту загнаны противным ветром, алеуты своей ловкостью и желанием крещения весьма нас удивили».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Болотов Иоанн Ильич, 22.01.1761, с. Стражково (Страшково) близ Кашина, ныне Тверской обл.- осень 1799, Охотское м.), еп. Кадьякский, вик. Иркутской епархии, миссионер. Род. в семье священника Спасской ц. С 1772 г. обучался в Кашинском уездном ДУ, находившемся в заштатном Дмитровском муж. мон-ре, с 1777 г.- в Тверской ДС, закончил образование в Ярославской ДС одним из лучших воспитанников. С 1782 г. служил учителем в Угличском духовном уч-ще. В 1786 г. (или, по менее вероятным данным, в 1787) в Толгском ярославском монастыре принял монашеский постриг. Стремясь к уединению, перешел в Югскую Дорофееву пуст. , а 31 марта 1792 г.- в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь . Впосл., совершая служение в миссии, он осознавал себя членом валаамской братии. В апр. 1793 г. купцы Г. И. Шелихов и И. И. Голиков обратились к митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Гавриилу (Петрову) с просьбой направить иеромонаха для совершения богослужений, чтобы «в найденной ими северной части Америки основать и умножить христианский закон» и для проповеди «народам, приобретаемым под Российскую державу». Через обер-прокурора Святейшего Синода А. И. Мусина-Пушкина об этом узнала имп. Екатерина II, к-рая, откликаясь на прошение именитых граждан, повелела Синоду учредить Североамериканскую кадьякскую духовную миссию и утвердила ее создание (Указ от 20 июня 1793 г.//ПСЗ. Т. 23. С. 440-441). Содействовал этому по просьбе Шелихова гр. П. А. Зубов. В том же году И. был избран начальником миссии, составленной из братии Валаамского и Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рей, вероятно, при непосредственном участии валаамского игум. Назария (Головина). Митр. Гавриил отмечал, что И., «полагающий свое богатство в нестяжании», и на миссионерство «определяет себя единственно по подвигу распространения закона христианского в народах, непросвещенных истинами Евангелия» ( Головщиков. 1894. С. 5-6). Посетив сестру в г. Кашине перед отъездом в Америку, И. спас жизнь тонущему пьяному крестьянину: бросив ему свою единственную шелковую рясу вместо веревки, И. вытащил его из трясины.

http://pravenc.ru/text/578080.html

В XVII в. книгохранителями были: 5 . Стахий инок, костромитин, сконч. в 1609 году. 6 . Дорофей инок, келейный ученик преп. архим. Дионисия, святой жизни, сконч. в молодых летах в конце 1614 года. О крепком житии его в жизнеописании преп. Дионисия помещена целая глава, где между прочим сказано, что он «оставил по себе многи книги своея руки». 7 . Антоний Крыло. По грамоте Царя Михаила Феодоровича от 8 ноября 7125 (1616) г. он вместе с преп. архим. Дионисием полтора года исправлял Требник, потом около 1620 г. определен был в Москву в книжные справщики при Патриаршей типографии, где и сконч. в 1630 году (Труды Моск. Арх. Общ. 1869 г., т. II, вып. 1, стр. 23; лаврская вкладная книга гл. 638). 8 . Иоасаф Кириаков, уставщик, благопопечительный старец, в мире Иван, протопоп г. Балахны, сын Балахнинского протопопа Кириака. Книгохранителем упом. с 1632 г. по день кончины, последовавшей 27 июля 1644 года. В монастырь поступил, кажется, в 1617 г., в котором дал вкладу книгу Кормчую в цену за 10 рублей; неизвестный списатель надгробий Троицкого Сергиева монастыря (изд. в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1846 г., 2) пользовался указаниями Иоасафа, как старожила. В 1642 г. при нем составлена опись книгам, сохраняющаяся доселе; по ней значится 742 книги, большею частью рукописные. Последние, числом 411, поименованы в Описи книгам степенных монастырей, изданной в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1848 г., 9 . Андроник Болотов, упом. в 1644 г., а в 1659–1678 г. был крепостным старцем. 10 . Иоасаф Тумской, упом. в 1648 и 49 годах. Во вкладной книге, гл. 638, между прочим сказано, что в 1645 г. Троицкой вотчины села Шухобалова приселка Тумы священник Иван пострижен в монашество. Так как в прошлом и запрошлом столетиях безфамильным одноименным монахам давали прозвища бол. частью по месту прежнего их жительства, то, вероятно, здесь разумеется именно эта личность, а не другая. 11 . Дорофей II, упом. в 1654 году. В 1649 г. священник Троицкой вотчины села Кучек Дионисий, сын Корнилия, пострижен во иноцех Дорофей (ibid., гл. 649). Одинаковое название, при близости времени, ведет к тому же предположению, какое высказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

16. Вениамин Благонравов 31 мар. 1873 перев. из еписк. Камчатских. Викарии Иркутской Епархии 1. Иоасаф Болотов , епископ Кадьякский, хирот. 10 апр.1799 в Иркутске, но на пути в Американские селения утонул с кораблём. 2. Вениамин Благонравов , епископ Селенгинский, 5 февр. 1862 назначен из архим. Костромского Игрицкого монастыря; хирот. 20 мая; 18 мар. 1868 перев. в епископы Камчатские. 3. Мартиниан Муратовский 18 дек. 1868 назначен из архим. Иркутского Вознесенского монастыря; хирот. 9 февр. 1869. Высочайшим указом 12 янв. 1870 учреждена епархия Якутская; епископу именоваться «Якутский и Вилюйский». 1. Дионисий Хитров возведён из викариев Камчатской епархии. 2. Павел Попов , епископ, 6 мар. 1860 хирот. в викария Якутского, а 9 нояб. 1866 перев. в викария Новоархангельского; с 1870 епископ Енисейский. Монастыри 1 Вознесенский, от Иркутска в 4 верстах, основан в 1672 г.; с 1707 по 1741. Кафедральный, по штатам третьеклассный. [III, 578; VI, 959.] С 19 сент. 1836 первого класса. Строители Герасим , основатель, с 1672; † 20 янв. 1676. Ефрем , 1676–80 (около 4-х лет). Исаия (управлял 14 ½ лет); † 1701. Гермоген … Митрофан (управлял 6 лет). Венедикт Шапошников (3 года). Вениамин Скорняков (7 лет). Иерофей Филимонов (4 года). Иоасаф Мордовский (3 года). После архим. Якутского Спасского монастыря. Против всех этих строителей в подлиннике. помечено: «Из Описания монастыря, СПБ, 1840 г., соч. архим. Никодима. Требует исследования. В Ист. Иер., VI, 972, только четверо первых без дат». Игум. Макарий упом. 13 мар. (sic) 1704; † 1713. Архим. Мисаил , из Селенгинского, 1713–18, обратно в Селенгинский Троицкий. – Антоний Платковский определён 1718 из Тобольска (?), до 18 нояб. 1720. Послан в Пекин и вскоре вызван. В 1729 снова туда-же отправился. Игум. Паисий в 1729 перев. из Посольского монастыря, а 1736 – в Якутский Спасский. Архим. Корнилий Бобровников , с 1736; † в мар. 1746. – Наоанаил 14 апр. 1746 перев. из Селенгинского, а 1754 – в Якутский Спасский. – Синесий Ивановский , с 12 мая 1754; † 11 мая 1787.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Краткая история Русской Православной Церкви в Северной Америке до т. наз. Детройтского Собора 1924 г. Возникновение Православия в Северной Америке относится к концу XVIII века. Святейший Синод, по просьбе будущего основателя Российско-Американской торговой кампании (осн. в 1798 г.), Г.И. Шелехова, отправил в 1793 г. православную миссию на Алеутские острова, входившие в состав Российской Империи. Согласно общим указаниям, данным митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом (Петровым), члены миссии были избраны из иноков Валаамской обители ее известным настоятелем, архим. Назарием. Средства на миссию дали тогда Г. И. Шелехов и Голинов. Миссия с осени 1794 г. начала свою работу на острове Кадьяке. В 1799 г. Свят. Синодом образована была Камчатская и Северо-Американская кафедра, и во епископы ее был хиротонисан в Иркутске архимандрит Кадьякской миссии Иоасаф (Болотов). После своего поставления, еп. Иоасаф, возвращаясь на Кадьяк на судне упомянутой кампании «Феникс», потонул во время кораблекрушения. Заместитель ему назначен не был. Восстановление епархии последовало в 1840 г. Император Николай I из трех кандидатов, представленных ему Синодом, утвердил незадолго пред тем принявшего постриг архимандрита Иннокентия (Вениаминова) , с 1823 г. в иерейском сане самоотверженно и успешно совершавшего миссионерский подвиг на Алеутских островах. Государь повелел именовать его не Северо-Американским и Камчатским, а Камчатским, Курильским и Алеутским. Хиротония состоялась 15 декабря 1840 г. в Казанском соборе в С.-Петербурге. В сентябре 1841 г. еп. Иннокентий прибыл в Новоархангельск (Ситху), где была учреждена его кафедра. Так, сто четырнадцать лет тому назад, началось существование новой русской епархии, частью которой стали тогдашние русские владения в Сев. Америке. В 1853 г. епископская кафедра была перенесена в Якутск; в 1857 г. – в Благовещенск. Викарием значился в то время епископ Новоархангельский. В 1867 г. императорское правительство продало Соединенным Штатам русские владения в Сев. Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

8.  Онуфрий (Маханов), иеродиак.  Причал молитв уединенных: Валаамский монастырь и его небесные покровители преп. Сергий и Герман. — СПб.: Царское дело, 2005. 9. Русская Православная Церковь в Северной Америке: Ист. справка. — Джорданвилль: Св. — Троицкий монастырь, 1955. — 224 с. 10.  Поберовский С.  Очерк истории православия в Америке (1794—1867 гг.)//Православная жизнь. — 1994. — 4, 6, 7, 8. 11.  Григорьев Д., прот.  От древнего Валаама до Нового Света: Русская православная миссия в Северной Америке//Записки Русской академической группы в США. — Нью-Йорк, 1988. Т. 21. С. 273—296. Дополнительная литература 12.  Архангелов С. А., свящ.  Наши заграничные миссии: Очерк о русских духовных миссиях. — СПб.: Т. Б. Сойкин, 1899. 13.  Вениаминов И., прот.  Состояние Православной Церкви в Российской Америке//Памятник трудов православных благовестников Русских с 1793 до 1853 гг./Сост. Ал. Стурдза. — М.: Тип. В. Готье, 1857. 14.  Головушков К. Д.  Кадьякский епископ Иоасаф Болотов: К 100-летию его миссионерской деятельности (1761—1799 гг.). — Тверь, 1894. 15. Очерк из истории Американской Православной Духовной миссии: (Кадьяская миссия, 1794—1837 гг.): К 100-летнему юбилею православия в Америке (1794—1894). — СПб.: Валаамский монастырь, 1894. 16.  Михаил (Чуб), архиеп.  Преподобный Герман Аляскинский, чудотворец//ЖМП. — 1970 11. С. 60—72. 17.  Петров В. П.  Русское православие в Америке/Предисл. С. Г. Федоровой//Этнографическое обозрение. — 1994. — 2. — С. 70—77. 18.  Петров В. П.  Русские в истории Америки. — М.: Наука, 1991. 19. Россия в Калифорнии: Русские документы о колонии Росс и российско-калифорнийских связях, 1803—1850: В 2 т. — М.: Наука, 2005. — Т. 1. 20.  Тихменев П. А.  Историческое обозрение образования Российско-американской Компании и действия до настоящего времени. Т. 4. Ч. 1—2. — СПб., 1861—1863. 21.  Уржумцев П. В.  Прославление старца Германа Аляскинского//ЖМП. — 1970. 11. — С. 48—50. 22.  Федорова С. Г.  Русское население Аляски и Калифорнии (кон. XVIII в. — 1867 г.). — М.: Наука, 1971.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Известно напр., что Сидерий, епископ палебискский, был рукоположен только одним епископом Филоном цирензийским, и однако же Афанасий Великий не только признал его в этом сане, но потом, по свидетельству папы Синезия, счел достойным возведения на митрополию птолемаидскую. 229 Точно также Павлин антиохийский поставил Евагрия, своего преемника, один без участия кого-либо из епископов, и Феодорит свидетельствует, что епископы Рима и Антиохии признавали Евагрия истинным епископом и не оспаривали как его собственного рукоположения, так и тех рукоположений, которые потом совершены были им над другими. 230 Известно далее, что св. Автоном, епископ Вифинии, поставил единолично себе преемником некоего Корнилия, что Евсевий самосатский, в царствование Валента, когда было сильное гонение на православных от ариан, одетый в воинское платье, прошел всю Сирию и Киликию, рукополагая единолично не только дьяконов и пресвитеров, но даже и епископов, 231 что тоже самое делали Афанасий Великий , Григорий Назианзин , св. Иоанн Златоуст и некоторые другие знаменитые отцы древне-нераздельной церкви. Мало этого, мы имеем примеры единоличного поставления во епископы в нашей собственной русской церкви. Не перечисляя всех подобного рода примеров, укажем лишь на пример из нашей истории сравнительно очень недавнего времени. В Иркутских епархиальных ведомостях за 1869-й год читаем напр. следующие строки о посвящении Иоасафа Болотова: «10 апреля 1799 года в неделю Ваий американский миссионер архимандрит Иоасаф Болотов был хиротонисан во епископа кадьякского одним иркутским епископом Вениамином». 232 Вообще несомненным можно считать то, что в некоторых отдельных случаях церковь дозволяла и единолично совершенную епископскую хиротонию, не смотря на каноническую неправильность её. Такие отдельные случаи – случаи церковной нужды, для которой, как известно, закон не лежит и в силу которой канонические неправильности в области таинства священства, равно как и в области других таинств, допускались в древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010