Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЯСКИНСКАЯ (КАДЬЯКСКАЯ) МИССИЯ правосл. миссия РПЦ в Сев. Америке. Во время 2-й Камчатской экспедиции 1741 г. В. Беринг на корабле «Св. Петр» достиг берегов Сев. Америки и открыл о-ва архипелага Александра и Алеутской гряды. В день празднования памяти прор. Илии, 20 июля 1741 г., корабельные священнослужители иером. Иларион (Трусов) и свящ. Игнатий Козыревский совершили первую правосл. литургию по случаю открытия сев.-зап. побережья Сев. Америки. В 1781 г. рус. предприниматель Г. И. Шелихов (1747-1795) основал компанию для зверобойного и пушного промысла на Аляске и Алеутских о-вах (с 1799 Российско-Американская компания). Первоначальный вид миссии в Свято-Павловской гавани о–ва Кадъяк. Гравюра. 1796 г. Первоначальный вид миссии в Свято-Павловской гавани о–ва Кадъяк. Гравюра. 1796 г. В 1783 г. Шелихов снарядил 3 корабля для обследования новооткрытых земель. Опорным пунктом экспедиции (1783-1786) стал о-в Кадьяк у юж. берега Аляски. Здесь Шелихов крестил 40 местных жителей. В 1788 г. рус. промышленник посетил Валаамский мон-рь и беседовал с его игуменом об устроении миссионерского служения в Русской Америке. В 1793 г. Шелихов обратился в Святейший Правительствующий Синод с просьбой о благословении на сооружение храма на о-ве Кадьяк и направлении на Алеутские о-ва и Аляску миссионеров-иноков. Российская императрица Екатерина II просьбу поддержала, и митр. Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) благословил Валаамскому мон-рю снарядить группу миссионеров во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) . Иоасаф (Болотов), еп. Кадьякский. Икона. XX в. Иоасаф (Болотов), еп. Кадьякский. Икона. XX в. 25 дек. 1793 г. миссионеры отправились из Петербурга, а 24 сент. 1794 г. миссия в составе 8 монахов прибыла на о-в Кадьяк, положив начало распространению Православия в Сев. Америке. В миссии состояли иером. Иувенилий (Говорухин), Макарий (Александров), Афанасий (Михайлов), иеродиак. Нектарий (Панов), иеродиак.

http://pravenc.ru/text/114212.html

Краткая история Русской Православной Церкви в Северной Америке до т. наз. Детройтского Собора 1924 г. Возникновение Православия в Северной Америке относится к концу XVIII века. Святейший Синод, по просьбе будущего основателя Российско-Американской торговой кампании (осн. в 1798 г.), Г.И. Шелехова, отправил в 1793 г. православную миссию на Алеутские острова, входившие в состав Российской Империи. Согласно общим указаниям, данным митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом (Петровым), члены миссии были избраны из иноков Валаамской обители ее известным настоятелем, архим. Назарием. Средства на миссию дали тогда Г. И. Шелехов и Голинов. Миссия с осени 1794 г. начала свою работу на острове Кадьяке. В 1799 г. Свят. Синодом образована была Камчатская и Северо-Американская кафедра, и во епископы ее был хиротонисан в Иркутске архимандрит Кадьякской миссии Иоасаф (Болотов). После своего поставления, еп. Иоасаф, возвращаясь на Кадьяк на судне упомянутой кампании «Феникс», потонул во время кораблекрушения. Заместитель ему назначен не был. Восстановление епархии последовало в 1840 г. Император Николай I из трех кандидатов, представленных ему Синодом, утвердил незадолго пред тем принявшего постриг архимандрита Иннокентия (Вениаминова) , с 1823 г. в иерейском сане самоотверженно и успешно совершавшего миссионерский подвиг на Алеутских островах. Государь повелел именовать его не Северо-Американским и Камчатским, а Камчатским, Курильским и Алеутским. Хиротония состоялась 15 декабря 1840 г. в Казанском соборе в С.-Петербурге. В сентябре 1841 г. еп. Иннокентий прибыл в Новоархангельск (Ситху), где была учреждена его кафедра. Так, сто четырнадцать лет тому назад, началось существование новой русской епархии, частью которой стали тогдашние русские владения в Сев. Америке. В 1853 г. епископская кафедра была перенесена в Якутск; в 1857 г. – в Благовещенск. Викарием значился в то время епископ Новоархангельский. В 1867 г. императорское правительство продало Соединенным Штатам русские владения в Сев. Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Болотов Иоанн Ильич, 22.01.1761, с. Стражково (Страшково) близ Кашина, ныне Тверской обл.- осень 1799, Охотское м.), еп. Кадьякский, вик. Иркутской епархии, миссионер. Род. в семье священника Спасской ц. С 1772 г. обучался в Кашинском уездном ДУ, находившемся в заштатном Дмитровском муж. мон-ре, с 1777 г.- в Тверской ДС, закончил образование в Ярославской ДС одним из лучших воспитанников. С 1782 г. служил учителем в Угличском духовном уч-ще. В 1786 г. (или, по менее вероятным данным, в 1787) в Толгском ярославском монастыре принял монашеский постриг. Стремясь к уединению, перешел в Югскую Дорофееву пуст. , а 31 марта 1792 г.- в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь . Впосл., совершая служение в миссии, он осознавал себя членом валаамской братии. В апр. 1793 г. купцы Г. И. Шелихов и И. И. Голиков обратились к митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Гавриилу (Петрову) с просьбой направить иеромонаха для совершения богослужений, чтобы «в найденной ими северной части Америки основать и умножить христианский закон» и для проповеди «народам, приобретаемым под Российскую державу». Через обер-прокурора Святейшего Синода А. И. Мусина-Пушкина об этом узнала имп. Екатерина II, к-рая, откликаясь на прошение именитых граждан, повелела Синоду учредить Североамериканскую кадьякскую духовную миссию и утвердила ее создание (Указ от 20 июня 1793 г.//ПСЗ. Т. 23. С. 440-441). Содействовал этому по просьбе Шелихова гр. П. А. Зубов. В том же году И. был избран начальником миссии, составленной из братии Валаамского и Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рей, вероятно, при непосредственном участии валаамского игум. Назария (Головина). Митр. Гавриил отмечал, что И., «полагающий свое богатство в нестяжании», и на миссионерство «определяет себя единственно по подвигу распространения закона христианского в народах, непросвещенных истинами Евангелия» ( Головщиков. 1894. С. 5-6). Посетив сестру в г. Кашине перед отъездом в Америку, И. спас жизнь тонущему пьяному крестьянину: бросив ему свою единственную шелковую рясу вместо веревки, И. вытащил его из трясины.

http://pravenc.ru/text/578080.html

Иоасаф, епископ Кадьякский, викарий Иркутской епархии (Болотов Иван Ильич) Родился 22 января 1761 года в семье священника села Стражново Кашинского уезда. С 1777 года обучался в Тверской и затем в Ярославской духовной семинарии. По окончании курса последней состоял учителем Угличского духовного училища. В 1786 году пострижен в монашество в Толгском монастыре и вскоре же рукоположен во иеромонаха. Затем перешел в Дорофееву Южную пустынь, а оттуда в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. В 1783–1786 годах Г. И. Шелеховым, русским мореходом, были открыты новые острова в Охотском море, населенные туземными племенами. В 1793 году по ходатайству Г. И. Шелехова на остров Кадьяк была отправлена духовная миссия в составе архимандрита Иоасафа и трех монахов из Валаамского монастыря для обращения туземцев в христианство . Благополучно добравшись до острова Кадьяк, миссионеры построили церковь , открыли школу для обучения туземных детей. 19 июля 1796 года с учреждением Кадьякского викариатства архимандрит Иоасаф избран кандидатом во епископа. 10 апреля 1799 года хиротонисан в Иркутске во епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии, одним епископом Вениамином (Благонравовым , † 1892). Это редчайший случай в истории Русской Церкви. Преосвященный Иоасаф явился первым православным архиереем для Америки. Его назначение имело своей целью укрепить Православие на американской земле. Но послужить делу Православия в архиерейском сане преосвященному Иоасафу не пришлось. Он не добрался до места своего назначения. 10 мая 1799 года, при возвращении из Охотска на остров Кадьяк, судно «Феникс», на котором плыл преосвященный Иоасаф, во время сильной бури потерпело крушение, и он утонул вместе со всеми пассажирами. Труды: Топографическое, климатерическое, статистическое и нравственное описание острова Кадьяка//Друг просвещения. – М., 1805, октябрь. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – М., 1888. – Пер. 5. – С. 55–56. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 379.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАДЬЯКСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Иркутской и Нерчинской епархии, создано в 1796 г., упразднено между 1811 и 1815 гг. Основанию вик-ства предшествовала деятельность в 1794-1796 гг. Аляскинской (Кадьякской) миссии в составе не менее 10 чел. во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) (миссия создана указом имп. Екатерины II Алексеевны от 20 июня 1793). Архим. Иоасаф (Болотов) докладывал Иркутскому еп. Вениамину (Багрянскому) , что в 1794-1796 гг. на Кадьякском архипелаге и на Аляске были крещены свыше 6740 местных жителей и обвенчаны более 1573 пар. Вероятно, успехи в миссионерской деятельности послужили основанием для принятия Синодом 4 июля 1796 г. определения об открытии на о-ве Кадьяк викариатства Иркутской епархии. Также предпосылкой данного решения стали поступавшие с 1794 г. обращения в Синод от руководителей Северо-Восточной компании (с 1799 Российско-Американская компания) купцов Г. И. Шелихова и И. И. Голикова об учреждении на Аляске епископской кафедры. Шелихов († 1795) обещал обустроить на Кадьяке архиерейский дом и открыть правосл. уч-ще. Кафедральным храмом К. в. скорее всего должен был стать построенный в 1794-1796 гг. на средства Шелихова и А. А. Баранова деревянный Воскресенский храм миссии на о-ве Кадьяк (освящен в апр. 1796, ныне на его месте находится Воскресенский собор в черте совр. г. Кадьяк, США). Согласно имп. указу от 19 июля 1796 г., Синод повелел «способствуя обращению народов, в части Сев. Америки обитающих, к познанию и принятию православной нашей веры, с толикими успехами производимой… учредить для сего епископа викарного Иркутской епархии с именованием епископа Кадьякского и прочих прилежащих к тому в Америке островов, назначая на содержание его с домом и потребными служителями... из казны нашей по 4030 р. и 70 к. ежегодно. В сей сан епископский посвятить... архимандрита Иоасафа в Иркутске». Хиротония должна быть совершена Иркутским еп. Вениамином (Багрянским) единолично вслед. удаленности епархии (РГИА. Ф. 13. Оп. 2. Д. 52. Л. 118-121; РНБ ОР. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 1178). Новому епископу было вменено в обязанность заботиться об изучении местным юношеством рус. языка и грамоты, об устройстве новых церквей. Поскольку содержание архиерея и членов Кадьякской миссии брала на себя Северо-Восточная компания, штат архиерейского дома решили не назначать. Архим. Иоасаф прибыл в Иркутск 30 нояб. 1798 г., 10 апр. следующего года он был хиротонисан во епископа Кадьякского. В мае 1799 г. еп. Иоасаф и 11 (по др. данным, 12) сопровождавших его лиц уехали в Охотск, откуда летом того же года отправились на Кадьяк на фрегате «Феникс». Приблизительно в окт. 1799 г. епископ и его спутники погибли в результате кораблекрушения недалеко от о-ва Кадьяк.

http://pravenc.ru/text/1319786.html

     В далёком 1794 году на Аляску прибыли монахи Валаамского монастыря, положив начало проповеди православия в Новом свете. В 2020-м автокефальная (независимая) Православная церковь в Америке отмечает своё 50-летие. О достойном прошлом православия в США, о его сложном настоящем и перспективах будущего — в материале нашего эксперта. На краю земли В конце 1793 года группа из восьми монахов Валаамского и Коневецкого монастырей покинула Петербург и спустя девять месяцев прибыла на Алеутские острова возле Аляски. Так было положено начало Кадьякской или Аляскинской миссии, да и в целом православию в Америке. Горстке миссионеров предстояло нести свет христианской веры на краю земли: на тихоокеанских островах и в холодной Аляске. Восстановленный храм Вознесения Христова на Кадьяке      Миссионеры сталкивались со значительными трудностями и подвергались смертельным угрозам — как вследствие суровости природы, так и из-за агрессивности отдельных племён. Уже в первые годы миссия понесла тяжёлые потери: в 1796 году в глубине континента индейцами был убит иеромонах Ювеналий (Говорухин), крестивший несколько сотен коренных американцев, а в 1799 году в кораблекрушении погибли начальник миссии епископ Иоасаф (Болотов) и двое священнослужителей. Их жизни можно назвать своеобразным «семенем» православия, брошенным в американскую почву. Как ни странно, миссия сталкивалась с противодействием своих же русских соотечественников. Дело в том, что богатства Аляски притягивали, к сожалению, множество недобросовестных коммерсантов, промышленников, авантюристов, которые зачастую обманывали и эксплуатировали эскимосов и индейцев. Православные священники заступались за свою американскую паству, что порождало недовольство со стороны многих предпринимателей. Кажущийся парадокс: православные миссионеры, чей приход оказался возможен благодаря русской колонизации Америки, стали подлинными защитниками местных народов от хищничества иных «колонизаторов». Миссионеры явили коренным жителям Америки истинное лицо и лучшие качества русского народа, прежде всего — любовь к Богу и ближним, уважение к другим народам, терпение и милосердие.

http://pravoslavie.ru/132523.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ярославские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских Святых Дни памяти Святых указаны по новому стилю СВЯТИТЕЛИ Александр, епископ Переславский — 27 мая и 5 июня Антоний, епископ Ростовский (+1336) — 23/5 июня Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский (+ 1772) — 12 марта Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (t+1481) — 5 апреля Вассиан II, архиепископ Ростовский (+ 1516) — 7 февраля Григорий Премудрый, архиепископ Ростовский (+ 1416) — 16 мая Димитрий, митрополит Ростовский (+ 1709) — 4 октября и 10 ноября Дионисий Грек, архиепископ Ростовский (+1426) — 31 октября Ефрем, епископ Ростовский (+1119) — 5 июня Ефрем, архиепископ Ростовский (+1454) — 9 апреля Иаков, епископ Ростовский (+1391) —10 декабря Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский и Черноморский (+ 1867) - 13 мая Игнатий, епископ Ростовский (+1288) — 10 июня Иннокентий, епископ Иркутский (+1731) 9 декабря — и 22 февраля Иоанн II, епископ Ростовский (+1214) — 23/6 июля Иоанн III, епископ Ростовский (+1356) Иоасаф (Болотов), епископ Кадьякский (+1799) — 5 июня Иов, Патриарх Московский и всея Руси (+1607) — 18 апреля и 2 июля Исайя, епископ Ростовский (+1090) — 7 июня Кирилл I (в схиме Кириак), епископ Ростовский (t1230) — 5 июня Кирилл II, епископ Ростовский (+1262) — 3 июня Кирилл, епископ Ростовский (+1384) — 5 июня Леонтий, священномученик, епископ Ростовский (t1073) — 5 июня Лука, епископ Ростовский (+1189) — 23 ноября Митрофан, епископ Воронежский (+ 1703) — 6 декабря Питирим, епископ Великопермский, Устьвымский (+1455) — 11 февраля и 1 сентябя Прохор, епископ Ростовский (+1130) — 5 июня Прохор, в схиме Трифон, епископ Ростовский (+1328) — 20 сентября Симон, епископ Ростовский ((+1226) — 5 июня Стефан, епископ Пермский (+ 1396) — 9 мая Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (+1925) — 7 апреля и 9 октября Трифон, архиепископ Ростовский (+1468) — 12 января и 14 февраля Феодор, архиепископ Ростовский (+1394) — 11 декабря

http://pravicon.com/info-3614

Иосиф — по жребию; Никон — по жребию; Иоасаф II — назначен царем Алексеем; Питирим, Иоаким, Адриан — избраны; Тихон — по жребию; Сергий, Алексий I, Пимен, Алексий II — избраны. В истории Вселенского православия выборы патриарха с помощью жребия также встречались. Но еще более редко. Разновидность жребия — гадание на Евангелии. Называется имя кандидата и наугад раскрывается Евангелие. Если оно раскроется на странице с обличениями, то кандидатура отклоняется, если на странице с Божиими обетованиями — то выборы заканчиваются… Но в конце концов даже такая, максимально христианизированная форма гадания была осуждена (на Востоке — византийским Номоканоном XV века, на Западе — Собором галльских епископов в Оксерре в 578 году и капитуларием Карла Великого в 789-м). А вот у неправославных христианских общин выборы патриарха жребием иногда становились традицией. В Персии еще в домусульманские времена несториане избирали патриарха жребием — чтобы избежать вмешательства языческих властей. Шах ведь мог предложить своего кандидата, и отказать ему было очень опасно. Выборы жребием хотя бы охраняли их церковную свободу. Если избранный патриарх не понравится шаху — христианское меньшинство могло сказать, что не от их воли зависит избрание (см. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. — М., 1994, т. 3, с. 192). Уже во времена мусульманского владычества в Египте несторианский способ ухода от навязчивого внимания властей переняли египетские копты (Болотов, с. 191). Кстати, на Руси в 1642 году царь Михаил Федорович сам предложил жребием избрать патриарха. Им стал Иосиф. Логика царя при этом была прямо противоположна ходу мыслей несториан или коптов. Он приказал бросать жребий для того, чтобы не допустить консолидации епископской оппозиции ему (см. Руденко В.Н. Избрание по жребию церковных иерархов//Вопросы истории. — М., 2008, 4, с. 136). «В решении этом проскальзывало пренебрежение к сану, настолько зависимому от светской власти и столь непопулярному среди архиереев, что Русская православная церковь и не помыслила сама избрать себе главу», — пишет другой историк (Богданов А.П. Русские патриархи. — М., 1999, т. 1, с. 371).

http://e-vestnik.ru/church/vybory_patria...

В XVII в. книгохранителями были: 5 . Стахий инок, костромитин, сконч. в 1609 году. 6 . Дорофей инок, келейный ученик преп. архим. Дионисия, святой жизни, сконч. в молодых летах в конце 1614 года. О крепком житии его в жизнеописании преп. Дионисия помещена целая глава, где между прочим сказано, что он «оставил по себе многи книги своея руки». 7 . Антоний Крыло. По грамоте Царя Михаила Феодоровича от 8 ноября 7125 (1616) г. он вместе с преп. архим. Дионисием полтора года исправлял Требник, потом около 1620 г. определен был в Москву в книжные справщики при Патриаршей типографии, где и сконч. в 1630 году (Труды Моск. Арх. Общ. 1869 г., т. II, вып. 1, стр. 23; лаврская вкладная книга гл. 638). 8 . Иоасаф Кириаков, уставщик, благопопечительный старец, в мире Иван, протопоп г. Балахны, сын Балахнинского протопопа Кириака. Книгохранителем упом. с 1632 г. по день кончины, последовавшей 27 июля 1644 года. В монастырь поступил, кажется, в 1617 г., в котором дал вкладу книгу Кормчую в цену за 10 рублей; неизвестный списатель надгробий Троицкого Сергиева монастыря (изд. в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1846 г., 2) пользовался указаниями Иоасафа, как старожила. В 1642 г. при нем составлена опись книгам, сохраняющаяся доселе; по ней значится 742 книги, большею частью рукописные. Последние, числом 411, поименованы в Описи книгам степенных монастырей, изданной в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1848 г., 9 . Андроник Болотов, упом. в 1644 г., а в 1659–1678 г. был крепостным старцем. 10 . Иоасаф Тумской, упом. в 1648 и 49 годах. Во вкладной книге, гл. 638, между прочим сказано, что в 1645 г. Троицкой вотчины села Шухобалова приселка Тумы священник Иван пострижен в монашество. Так как в прошлом и запрошлом столетиях безфамильным одноименным монахам давали прозвища бол. частью по месту прежнего их жительства, то, вероятно, здесь разумеется именно эта личность, а не другая. 11 . Дорофей II, упом. в 1654 году. В 1649 г. священник Троицкой вотчины села Кучек Дионисий, сын Корнилия, пострижен во иноцех Дорофей (ibid., гл. 649). Одинаковое название, при близости времени, ведет к тому же предположению, какое высказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

При непосредственном участии М.-П., выступавшего в качестве посредника между митр. Гавриилом и императрицей, к кон. 1793 г. была сформирована 1-я Кадьякская миссия из иноков Спасо-Преображенского Валаамского и Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырей для просвещения народов Аляски и Алеутских островов. 30 апр. 1796 г. М.-П. в докладе императрице о состоянии дел миссии предложил учредить архиерейскую кафедру для «распространения христианского закона» в «Северо-восточной части Америки». Епископом Кадьякским в том же году был назначен архим. Иоасаф (Болотов) . М.-П. поддерживал митр. Гавриила и в деле по устройству единоверческих приходов в С.-Петербурге (1792) и на Дону (1794). В 1795 г. М.-П. предложил «сочиненное на латинском языке Адамом Зерникау, а покойным архиепископом Феофаном Прокоповичем сокращенное рассуждение «о происхождении Святаго Духа»» перевести «на российский язык». Т. о., было опубликовано одно из немногих в XVIII в. апологетических сочинений, которое показывало отличия вероучения православного от католического,- «De processione Spiritus Sancti» («Об исхождении Святого Духа»). 2 янв. 1796 г. М.-П. распорядился, чтобы прокурор Синодальной конторы Л. И. Сечкарёв проверил сведения о «якобы бываемых» новых чудесах в Успенском соборе при гробницах митрополитов Киевских и всея Руси свт. Киприана и свт. Фотия (Из бумаг прот. П. Алексеева. 1910. 2. С. 313). Синод при М.-П. получал Высочайшие указы, а также финансирование через обер-прокурора. Личная близость к императрице освободила М.-П. от контроля по экономическим делам со стороны Сената, к-рый был установлен после злоупотреблений обер-прокурора П. П. Чебышева . Однако ему не удалось добиться отмены указа от 28 мая 1781 г., согласно к-рому деньги Синода находились под контролем генерал-прокурора Сената. Многие поручения императрицы по духовному ведомству для их передачи Синоду были следствием «всеподданнейших докладов» обер-прокурора. Передавая Синоду монаршие распоряжения, обер-прокуратура в лице М.-П. стала прилагать к рапортам о решенных делах особые краткие записки. Можно отметить также улучшение делопроизводства и контроля за ним, что находило поддержку у синодальных членов. Были выделены дополнительные ассигнования из общей сметы Синода на расширение адм. аппарата.

http://pravenc.ru/text/2564398.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010