Но есть более крепкие, даже можно сказать совсем неразрывные связи между Валаамом России и Валаамом в Америке. Эти связи не только духовно родственные, но и кровно в буквальном смысле родственные. —200— Русский Валаам с американским Валаамом, отделенным малым пространством от Кадьяка, связан не одним только воспоминанием о своем бывшем иеромонахе, с конца 1793 года ставшем во главе американской миссии, а с 10 Апр. 1799 г. единственном в истории Русской церкви «Кадьякском и прочих, принадлежащих к тому островов Америки Епископе, викарии Иркутской епархии», Иоасафе Болотове, (по исключительным обстоятельствам единолично хиротонисанном для Кадьяка и островов Архиепископом Иркутском Вениамином), – этом Епископе, которому не суждено было благословить своим епископским благословением юную американскую паству, так как он после посвящения на пути к месту служения – в Кадьяк – вместе с двумя своими лучшими сотрудниками-миссионерами среди Алеутов – погиб в 1799 году при крушении корабля «Феникс». Кроме этих связей, Валаам связан к Кадьяком и новым Валаамом самыми в полном смысле кровными узами. В 1795 году иеромонах Ювеналий, бывший инок старого Валаамского монастыря, при учреждении св. Синодом в 1793 г., по ходатайству купца Шелехова, православной миссии на таких далеких окраинах, как Алеутские острова, вошел в число членов этой миссии и уехал в Кадьяк. Ровность его (и его собратьев) не имела, по-видимому, границ. Чем шире открывался пред ним горизонт для проповедничества, тем ревностнее становился он. Предстоявшая жатва на «плавых нивах» только все более и более возбуждала его, и – идя далее и далее – жнец и сеятель не щадил себя. Но близь озера Илямны, или Шелехова, Ювеналий умер смертью мученика на деле взятого им на себя апостольского служения (стр. 43:72–73). Вот какая истинно кровная, связь соединяет наш Валаам с Кадьяком и вообще православною американскою церковью, празднующею свое юбилейное столетие в 25 день Сентября. И если бы время совсем уничтожило на Кадьяке ту, «красовавшуюся когда-то на видном месте медную доску с надписью: земля Российского владения», – память об

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1747 и 1748 годах, один из членов камчатской миссии, иеромонах Иоасаф крестил 56 курильцев на двух ближайших островах 622 . Мещанин Глотов, открывший Лисьи острова в 1759 году, окрестил сына одного из начальников здешних алеутов, который, в Камчатке получив христианское образование и власть Тоэна, по возвращении на родину много способствовал своим примером и влиянием к распространению христианства. На острове Кадьяке христианство явилось уже при Шелехове, основателе Американской Компании. Первоначально грек Деларев, бывший директором торговой компании, в долговременное пребывание на Кадьяке, своим благоразумным и кротким поведением снискав доверенность и любовь островитян, удобно распространял между ними христианство 623 . Биллингс в своих путевых записках свидетельствовал, что Деларев не позволял никого из островитян принуждать к христианству, напротив старался убеждать всех к принятию истинной веры. Потому, очень много обитателей и было крещено. Деларев основал школу для островитян, и все дети, учившиеся в сей школе, сделались христианами; их примеру последовали многие женщины. Богослужение, которое совершали благочестивые русские промышленники, привлекало других. Вследствие прошения Шелехова, заботившегося о распространении христианства в РоссийскоАмериканских владениях, составлена была по Высочайшему повелению 624 миссия из монахов под начальством архимандрита Иоасафа Болотова, для проповеди слова Божия островитянам, приобретаемым под Российскую Державу. Миссия отправилась из СанктПетербурга в 1793 году, и через год, прибыв в Кадьяк, построила там церковь . В 1795 году иеромонах Макарий, отправленный в Уиалашкинский архипелаг, в продолжение одного года, начиная от островов Шумахинских до Четырёхсопочных, без всяких насильственных средств крестил всех алеутов, не крещённых прежде его прибытия туда. В том же году, иеромонах Ювеналий перешёл на Аляску, запечатлел своё апостольское служение мученической смертью от рук дикарей, вооружённых против него привязанностью к многожёнству и к детям, которых хотели отдать для обучения на Кадьяке; проповедник слова Божия не прибёг к защите оружия. Отдельная деятельность прочих членов Кадьякской миссии ограничивалась богослужением и обучением детей. В 1805–1806 годах находившийся на Кадьяке иеромонах Гедеон перевёл на тамошнее наречие Молитву Господню для церкви и школы. Со смертью инока Германа в 1837 году кончились отдельные действия членов Кадьякской миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1799 году по ходатайству русского предпринимателя Шелехова, была учреждена Кадьякская викарная кафедра при Иркутской епархии, на которую был назначен хиротонисанный в епископа Иоасаф (Болотов) но, возвращаясь на остров, он со своими спутниками погиб, застигнутый штормом. Новая епископия была закрыта. В помощь оставшимся миссионерам в 1804 году прислали иеромонаха Александро-Невской Лавры Гедеона, который, пробыв на островах 3 года, навсегда покинул их, оставив вместо себя монаха Германа. Преподобный Герман Аляскинский родился в 1757 году в подмосковном городе Серпухове в купеческой семье. В 16-летнем возрасте он поступил послушником в Троице-Сергиеву пустынь на берегу Финского залива. Оттуда он переселился в Преображенский монастырь на Валаам и поступил под руководство мудрого игумена Назария, присланного на Валаам из Саровской пустыни. Старец Назарий благословил инока на пустынножительство в лесу. На Валааме преподобный принял постриг с именем Герман. При учреждении Кадьякской миссии преподобного Германа призвали к апостольскому служению. В первое время он нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными делами. Когда он был поставлен во главе Миссии, его хотели рукоположить в сан иеромонаха, однако он по смирению отказался от этого возвышения и остался навсегда простым монахом. Он поселился на острове Еловом, который назвал Новым Валаамом. Святой Герман не только проповедовал Христа жителям острова, он учил детей грамоте, всячески опекал и защищал алеутов от жадных пришельцев-промышленников. В заботе о людях, не искушенных цивилизацией, он видел свой христианский долг. Преподобный говорил о себе: «Я нижайший слуга здешних народов и нянька». Жил святой Герман в крайней скудости и бедности. Одежда его была убогой и ветхой. Его келейные молитвы были никому неведомы, но дары благодати, которые он стяжал в трудах и молитве, светились в облике преподобного. Поучения старца производили на его собеседников неизгладимое впечатление. Правитель Российско-Американской компании С.И. Яновский, встречавшийся с иноком, вспоминал о нем: «Постоянными беседами и молитвами святого старца Господь совершенно обратил меня на путь истинный, и я сделался настоящим христианином».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Монах Никодим, Николай Феодоров Молостов, крестьянин Самарской губернии, Бузулукского уезда, Бурской волости и села. Монах Дамиан, Дамиан Савельев Бугайченко, крестьянин Херсонской губернии, Александрийского уезда, Косовской волости, села Протопопова. Монах Исаия, Иезекииль Макаров Микульчак, крестьянин Подольской губернии, Ново-Ушицкого уезда, Пилипковецкой волости, селения Карачневцы. Монах Мелетий, Матвей Иванов Лоскот, мещанин города Подольска, Московской губернии. Рясофорный Парфений, Парфений Кириллов Давымука, крестьянин Подольской губернии, Ольгопольского уезда, Ободовской волости, села Цыбулевки. Монах Алипий, Антон Борисов Мартьянов, крестьянин Тульской губернии, Богородицкого уезда, Болотовской волости, села Балахны. Монах Виктор, Василий Михайлов Москвин, мещанин города Спасска, Рязанской губернии. Монах Симеон, Сергей Павлов Малько, крестьянин Херсонской губернии, Волчанского уезда, Старосалтовской волости и села. Монах Иоасаф, Иосиф 2-й Иванов Кучмий, мещанин города Кобеляки, Полтавской губернии. Монах Антоний, Андрей Петрович Луценко, крестьянин Воронежской губернии, Бирючинского уезда, Волоконовской волости и села. Монах Илиодор, Иван Феодосиев Уваров, крестьянин Таврической губернии, Мелитопольского уезда, Серогозской волости, села В. Серогозы. Монах Македоний, Михаил Петрович Жаденко, крестьянин Екатеринославской губернии, Ново-Московского уезда, Петриковской волости, того же села. Монах Варнава, Василий Феодоров Алышев, крестьянин Вологодской губернии, Велико-Устюгского уезда, Забеленской волости, деревни Запомя. Монах Никита, Никифор Никифорович Никифоров, крестьянин Казанской губернии, Ядринского уезда, Тойзинской волости, деревни Б-Абакасово. Монах Феоктист, Флор Каллистратов Горшечников, крестьянин Уфимской губернии, Стерлитамакского уезда, Феодоровской волости и села. Рясофорный Максим, Максим Иванов Стрыгин, крестьянин Рязанской губернии, Сапожковского уезда, Подгородней волости, села Черной Речки. Монах Савватий, Сергей Игнатьевич Шахрай, крестьянин Волынской губернии, Староконстантиновского уезда, Красиловской волости, села Голюнки.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

8 . Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных: Валаамский монастырь и его небесные покровители преп. Сергий и Герман. – СПб.: Царское дело, 2005. 9 . Русская Православная Церковь в Северной Америке: Ист. справка. – Джорданвилль: Св. – Троицкий монастырь, 1955. – 224 с. 10 . Поберовский С. Очерк истории православия в Америке (1794–1867 гг.)//Православная жизнь. – 1994. – 4, 6, 7, 8. 11 . Григорьев Д., прот. От древнего Валаама до Нового Света: Русская православная миссия в Северной Америке//Записки Русской академической группы в США. – Нью-Йорк, 1988. Т. 21. С. 273–296. Дополнительная литература 12 . Архангелов С. А., свящ. Наши заграничные миссии: Очерк о русских духовных миссиях. – СПб.: Т. Б. Сойкин, 1899. 13 . Вениаминов И., прот. Состояние Православной Церкви в Российской Америке//Памятник трудов православных благовестников Русских с 1793 до 1853 гг./Сост. Ал. Стурдза. – М.: Тип. В. Готье, 1857. 14 . Головушков К. Д. Кадьякский епископ Иоасаф Болотов: К 100-летию его миссионерской деятельности (1761–1799 гг.). – Тверь, 1894. 15 . Очерк из истории Американской Православной Духовной миссии: (Кадьяская миссия, 1794–1837 гг.): К 100-летнему юбилею православия в Америке (1794–1894). – СПб.: Валаамский монастырь, 1894. 16 . Михаил (Чуб), архиеп. Преподобный Герман Аляскинский, чудотворец//ЖМП. – 1970 11. С. 60–72. 17 . Петров В. П. Русское православие в Америке/Предисл. С. Г. Федоровой//Этнографическое обозрение. – 1994. – 2. – С. 70–77. 18 . Петров В. П. Русские в истории Америки. – М.: Наука, 1991. 19 . Россия в Калифорнии: Русские документы о колонии Росс и российско-калифорнийских связях, 1803–1850: В 2 т. – М.: Наука, 2005. – Т. 1. 20 . Тихменев П. А. Историческое обозрение образования Российско-американской Компании и действия до настоящего времени. Т. 4. Ч. 1–2. – СПб., 1861–1863. 21 . Уржумцев П. В. Прославление старца Германа Аляскинского//ЖМП. – 1970. 11. – С. 48–50. 22 . Федорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии (кон. XVIII в. – 1867 г.). – М.: Наука, 1971.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возглавил миссию архим. Иоасаф (Болотов), сын священника из Тверской епархии, подвизавшийся на Валааме с 1782 г. (монашеский постриг принял в 1786 г.). В миссию входили иеромонахи Макарий (Александров), Ювеналий (Говорухин), Афанасий (Михайлов), иеродиакон Нектарий (Панов), монах Герман (Попов), послушники Михаил Говорухин, Козьма Алексеев, Дмитрий Авдеев и Никита Семенов 65 . Миссия выехала из Петербурга в Иркутск в декабре 1793 г. и через Москву прибыла в Иркутск в марте 1794 г. В Иркутске послушник Михаил Говорухин был пострижен в монахи с именем Стефан и рукоположен во иеродиакона. В Иркутске Шелихов вручил архим. Иоасафу план церкви, которую предстояло построить на Кадьяке, а также церковную утварь, одежду и многое другое. Шелихов передал в ведение миссии школу, уже действовавшую на Кадьяке. Все заботы о миссии Шелихов возложил на Александра Алексеевича Баранова — главного правителя русских поселений Северо-Восточной Американской компании (с 1799 г. — Российско-Американской компании). 24 сентября 1794 г. на судне «Три Святителя» миссионеры прибыли на остров Кадьяк. Алеуты, жившие на островах, были миролюбивы, честны, дружелюбны. Тяжелая жизнь и охотничий промысел на островах и в океане сделали их очень выносливыми и терпеливыми. Несмотря на многие притеснения со стороны русских, с ними ко времени прибытия миссии уже установились добрые отношения. Иное было с индейскими племенами колошей и кенайцев, которые жили на Аляске и частично на ближайших к ней островах. Индейцы внешне были высокие, стройные, красивые, но характером, как правило, гордые, мстительные, злопамятные. За каждую обиду они должны были отомстить. Когда у индейцев умирал тойон (вождь), то вместе с ним клали в могилу жену и рабов (пленников), предварительно их убивая. Отношения индейцев с русскими можно назвать противостоянием: входить в селение индейцев без вооруженной охраны было нельзя, жители были недоверчивы и коварны. Это противостояние поддерживали англичане — конкуренты русских промысловиков, снабжавшие индейцев оружием. Временами индейцы вообще не допускали русских в свои укрепленные поселения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Много внимания В. уделял миссионерской деятельности. В 1769 г. он отправил в Пекин миссию и при ней 3 воспитанников Тобольской ДС для изучения кит. языка (см. Пекинская духовная миссия ). В 1788-1789 гг. по благословению В. игум. Мисаил предпринял большое миссионерское путешествие в Туруханский край для восстановления Православия у остяков. В 1794 г. В. оказал помощь в снаряжении миссии из 10 иноков под начальством валаамского иером. Иоасафа (Болотова) , отправившейся на Американский континент. Тобольскому епископу пришлось затратить много усилий для противодействия распространявшемуся в Сибири старообрядчеству . За годы управления В. Тобольской епархией самосожжения старообрядцев случались крайне редко. Большое внимание В. уделял иконописанию. Строго наблюдал за качеством привозимых в его епархию икон, обращался в Синод с прошением «запретить писать и вывозить в Сибирь иконы без освидетельствования их местными архиереями». Поскольку большинство икон поступало из Суздальской епархии, Синод направил указ Суздальскому еп. Тихону (Якубовскому) о строгом контроле над местными иконописцами. В Тобольске В. допускал ко св. делу писания икон только после получения иконописцем специального аттестата, для этого необходимо было представить работы самому архиерею. В 1800 г. в Тобольской ДС им был открыт класс рисования. В. сам писал иконы и картины (ЦХАФ АК. Ист. очерк. Л. 84 об.); Н. А. Абрамов видел икону Божией Матери, написанную В., этой иконой архиерей благословил туринского воеводу Панаева ( Абрамов. С. 6). При В. в Сибири значительно расширилось храмоздательство. Каменные церкви были построены в Тюмени, Ишиме, Кургане, Томске, Кузнецке, Барнауле, Енисейске, Канске и др. городах. По ходатайству В. в 1783 г. был учрежден Абалакский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Его первым настоятелем стал игум. Маргарит, под его рук. были построены тобольский архиерейский дом и колокольня Софийско-Успенского собора в Тобольском кремле. При В. собор был отремонтирован и 20 июля 1787 г. освящен.

http://pravenc.ru/text/154221.html

От эконома того училища узнал, что первый класс для них открыт – нарушение постов. Один из них имеет отца, который сына проклинает за нарушение постов, плачет и меня бранит. Сей опыт подает случай, ваше сиятельство, просить, чтобы установления святыя Церкви в сем училище хранить. Мы видим плачевный и ужасный пример Франции. Папы разрушили установления Церкви. Оттуда вышел Вольтер и нынешняя Франция. Они почитали малостию, но сия малость хранила союз между государями и народом. Здесь, говоря истину, усиливается разврат нравов; оное училище заведено, чтобы нравы поправить. Долг мой велит, ваше сиятельство, просить, чтобы посты в нормальном училище хранимы были, нарушение же их будет всеобщею проповедию (ориг. стр. 293) для России. Могут ли преступники закона Церкви быть учителями закона? Я довольно приметил, что отступление от Церкви в народе начинается нарушением постов». Граф Завадовский на это письмо митрополита отвечал, что отселе все посты в школе будут почитаться свято. Митрополит Гавриил заботился о распространении христианства между инородцами отдалённого Востока. Купец Шелехов, основатель Американской компании, просил правительство назначить миссию для Алеутских островов. По распоряжению митрополита Гавриила, в 1794 году для американских островов составлена была миссия из монахов Валаамского монастыря под начальством архимандрита Иоасафа Болотова. Особенно ревновал митрополит Гавриил об обращении раскольников, когда они были присылаемы для увещания в Александро-Невский монастырь. Один из расколоучителей, некто Маркелл Кукин, долгое время ходил к митрополиту для прений о вере и, наконец, силою молитвы обращён в православие. Преосвященный Гавриил молился о расколоучителе целую ночь, потом привёл его в собор, снова молился об озарении его благодатью Св. Духа и потряс душу его так, что он вышел из собора с раскаянием в своих заблуждениях. При деятельном участии митрополита Гавриила положено было начало единоверию. С ним сносился по этому предмету стародубский монах Никодим, первый из раскольников пришедший к мысли воссоединиться с православной Церковью на началах единоверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Неудивительно поэтому то, что в западно-римской церкви можно отыскать многочисленные примеры совершения епископской хиротонии одним епископом 67 . – Более строгое хранение и проведение в жизнь указанных правил касательно епископской хиротонии находим в восточной церкви, которая, в противоположность церкви римской, видела в них требование не простого только изменяемого обычая, а требование неизменного церковного канона, и поэтому наказывала нарушителей указанного правила весьма строго – извержением из сана, как это случилось напр. в 439 г. с епископом Арментарием и в 1170 г. с епископами Климентом и Леонтием и проч. При всем том и в восточно-православной церкви указанные правила не имели и не имеют безусловной обязательности, так как они покоятся не на догматическом, а на юридическом основании, т. е. в основе их лежит не та мысль, будто один епископ, так сказать, не имеет благодатных сил для совершения епископской хиротонии, а лишь та, что один епископ не имеет юридических прав для совершения такой хиротонии. Поэтому десятое правило антиохийского собора допускает совершение единоличной хиротонии над хорепископами, которые отличались от обыкновенных епископов не по благодатным правам священства, а по правам лишь юридическим. И даже, мало того, книга апостольских постановлений допускает возможность единоличной хиротонии и над самостоятельным епископом, в силу затруднительных обстоятельств, чего бы, конечно, никоим образом не могло быть, если бы на самом деле единоличное поставление во епископы не сообщало благодатных даров епископства 68 . Отсюда и в истории православно-восточной церкви можно находить пример единоличного поставления во епископы; таковыми напр. в древности были поставления Сидерия, еп. палебискского, Павлина антиохийского и проч.; есть, как известно, примеры подобного рода хиротонии и в нашей церкви (Иоасаф Болотов). Общий вывод из всего этого получается таким образом следующий. Единоличное поставление во епископа Стееновена не может повести к безусловному отрицанию действительности старокатолической иерархии, как бы мы ни смотрели на это поставление – с римской или даже с православной точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН (1751/57- 15.11.1836, о-в Еловый (ныне Спрус), Кадьякский архипелаг), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых). Из благочестивой семьи. В 16 лет ушел в Саровскую пуст. В 1777 г. поступил послушником в Троицко-Сергиеву пуст. под С.-Петербургом, где пребывал 6 лет. Тяжело заболев, был чудесным образом по молитвам к Божией Матери исцелен. В 1782 г. переведен в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь , проходил различные послушания. 1 нояб 1782 г. принял монашеский постриг с именем Герман. По благословению духовного наставника игум. Назария (Кондратьева) был отпущен на жительство в пустынь, расположенную в 2 км от мон-ря. Г. дважды отказывался от рукоположения во иерея и до конца жизни остался простым монахом. В 1793 г. Г. был включен в состав Аляскинской миссии . Прп. Герман Аляскинский. Икона. XX в. (Воскресенский собор на о-ве Кадьяк). Фрагмент Прп. Герман Аляскинский. Икона. XX в. (Воскресенский собор на о-ве Кадьяк). Фрагмент Миссионерская деятельность Г. проходила на о-ве Кадьяк, куда он прибыл в сент. 1794 г. В 1796 г. было завершено строительство храма Воскресения Христова. Работала школа, пекарня, к-рой заведовал Г. Кадьякские алеуты подвергались жестокой эксплуатации со стороны Российско-Американской торговой компании, и их главным защитником стал Г. После гибели в 1799 г. во время кораблекрушения еп. Иоасафа (Болотова) на о-ве осталось всего 4 миссионера. Иером. Гедеон (Федотов), посетивший Алеутские о-ва по поручению Святейшего Синода, оставил после отъезда в 1807 г. главой Кадьякской миссии Г. С 1807 г. он заведовал школой, в к-рой обучались 20 мальчиков. Старец учил их чтению, письму, Закону Божию, Свящ. истории и церковному пению, навыкам земледелия. Между 1811 и 1817 гг. в поисках уединения Г. переселился на пустынный о-в Еловый в 2 верстах от о-ва Кадьяк, назвав свою обитель Нов. Валаамом. Г. выкопал землянку, позднее построил возле нее бревенчатую келью. Постелью старцу служила небольшая скамья, под голову он подкладывал 2 кирпича, укрывался доской. Одежда его была одна и та же зимой и летом: меховая парка, надетая на голое тело, поверх нее подрясник и ряса, клобук, сапоги. Носил 15-фунтовые вериги. Ел очень мало: немного рыбы и овощей. Время, свободное от богослужения, проводил в трудах - занимался огородом, к зиме запасал грибы и рыбу. Все, что приобретал, отдавал бедным и сиротам. Со временем недалеко от кельи были построены часовня и дом для посетителей, в к-ром также находилось уч-ще для сирот. Г. учил детей Закону Божию и пению.

http://pravenc.ru/text/164717.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010