Сохранившееся у Алеутов предание о смерти Ювеналия гласит следующее: При нападении на него дикарей, не хотел он ни бежать от них, ни защищаться, но с полным самоотвержением покорился Промыслу, прося их только об оказании пощады спутникам своим. Просьбу эту злодеи исполнили. Далее предание гласит, что Ювеналий, по убиении его, встал и пошел во след убийц своих, повторяя слова, прежде им сказанные. Дикие опять напали на него и добивали с зверскою яростию, не оставляя в целости ниже единого члена. Но каково было изумление злодеев, когда и за сим увидели они мученика, идущего во след их? И это не раз повторялось. Наконец, страдалец был изрублен в куски и зарыт. Но и тут столб, подъемлющийся в недосязаемую взорам высоту, свидетельствовал о невинно пролитой крови 64 . Прочими лицами миссии Богослужебный чин поддерживался со тщанием, духовные требы исправлялись, к утешению новокрещенных, а дети принимаемы были в Кадьякское училище, для научения грамоте и начаткам Веры. Казалось бы, что более сего не следовало ничего желать. Тем паче, ни географическое положение, ни климатические условия Кадьяка не представляют никаких удобств сравнительно с другими островами 65 . Но Шелихов признавал, что учрежденная на Кадьяке миссия, под начальством архимандрита, недостаточна для всеобщего распространения Христианства как на этом острове, так и на прилегающих к нему, начиная от Ситхупака и Афогняка. Числимость же населения сих мест он удесятерял в воображении своем. Там, где в действительности едва насчитывалось пять тысяч душ, он, не обинуясь, возводил цифру эту до 50-ти тысяч. В том же фантастическом виде представлялось ему и все прочее, касавшееся возлюбленных им островов. Результатом увлечения сего было ходатайство со стороны Шелихова перед Правительством об открытии Кадьякской епархии. Ходатайство, на основании представленных аргументов, было уважено. Кадьякская епархия открыта, а епископом оной назначен начальник миссии, архимандрит Иоасаф Болотов. Хиротония его должна было совершиться в Иркутске. И она действительно совершена была там Преосвященным Вениамином, епископом Иркутским и Нерчинским 66 , в марте 1799 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

31 июля 1802 г. жившие на Кадьяке правосл. миссионеры писали в Синод, что не могут вести просветительскую работу среди местного населения, т. к. не имеют поддержки со стороны администрации Российско-Американской компании. Школа для местных детей, открытая на Кадьяке в 1794 г., прекратила существование не позднее 1800 г. На помощь миссионерам в 1803 г. был командирован из Александро-Невской лавры иером. Гедеон (Федотов), прибывший на Кадьяк в июне 1804 г. Он возглавлял миссию до 1807 г. В 1805 г. на острове заботами иером. Гедеона была устроена школа для детей крещеных алеутов. В авг. 1808 г. по решению главы Российско-Американской компании А. А. Баранова центром миссии на Аляске стал г. Новоархангельск (ныне Ситка) на о-ве Баранова. В нач. XIX в. главное правление Российско-Американской компании неоднократно выступало против назначения на Аляску епископа, поскольку нести расходы по содержанию епископской кафедры было затруднительно. В письме руководства компании к обер-прокурору А. Н. Голицыну от 7 окт. 1810 г. говорилось: «Не настоит никаких видов надобности в посвящении в тот край епископа... несравненно полезнее иметь там особ белого духовенства». Ссылаясь на то, что после гибели еп. Иоасафа (Болотова) Кадьякская миссия не смогла добиться значительных успехов в деле христианизации местного населения (в частности, не удалось подобрать кандидата из местных жителей для рукоположения в священный сан), Синод 28 окт. 1810 г. принял постановление об упразднении К. в. Было решено «производство вновь епископа на Кадьяк отменить», лучших воспитанников кадьякской церковной школы направлять в Иркутск для рукоположения в священный сан. Однако имп. Александр I Павлович 15 марта 1811 г. отменил указ об упразднении К. в., потребовав от Синода «особенное попечение о приискании достойного кафедры, имущего занять место епископа Кадьякского». Надежды на активизацию миссионерской деятельности на Аляске были связаны с тем, что в февр. 1810 г. в С.-Петербурге впервые был рукоположен во иерея уроженец Кадьяка П. Лавров, направленный Синодом на служение в учрежденный приход в Новоархангельске. Однако из-за погодных условий, а также из-за конфликта с чиновниками Российско-Американской компании священник отказался от назначения на Аляску и в кон. 1811 г. получил один из приходов в Иркутской губ.

http://pravenc.ru/text/1319786.html

Иером. Иувеналий остался в Нучеке , где никто из священников ранее не бывал, провел зиму 1795/96 г. в редуте святых Константина и Елены (Константиновском). По некоторым сведениям, его задачей было " успокоение мятущегося бунтующего… народа " . Он крестил 746 чугачей . С острова Нучек он перешел на Кенайский полуостров Аляски, где также стал первым миссионером, совершал богослужения в Николаевском редуте - крепости, построенной русскими в 1791 году на северо-западном побережье полуострова. Иером. Иувеналий " переносил обиды, терпел нужды голода и холода и многих обратил к познанию веры " , в т. ч. тойона - племенного вождя. Летом 1796 года о. Иувеналий пробрался в сев. области Аляски, к оз. Илиамна (оз. Шелихова), где, согласно сведениям, приводимым некоторыми авторами XIX в. , и в том же году принял мученическую кончину. Баранов в письме Ларионову от 24 июля 1800 года также называл места, где «потерялся» о. Иувеналий,- оз. Илиамна и р. Квичак, вытекающая из него и впадающая «в северное позад Аляксы море» . Отношения миссии с руководством Российско-американской компании были сложными, и миссия не пользовалась охраной с ее стороны. " Я слыхал от некоторых, - писал архим. Иоасаф (Болотов) Шелихову 18 мая 1795 года, - что Баранов со своими бунтовщиками нередко поговаривает: нам бы-де как отправить на тот свет архимандрита да Ювеналия, а прочих как мух придавим " . Сторонник Баранова, один из основателей Российско-американской компании, Н. П. Резанов, в свою очередь считал туземцев неподготовленными к принятию христианства, особо отмечал незнание миссионерами их языка. Он писал о кончине о. Иувеналия (6 ноября 1805), не сдерживая досады: " На полуострове Аляске завелся было на… Илямне… торг с горными народами, великие пользы открывавший, монах Ювеналий тотчас улетел туда для проповеди, крестил их насильно, венчал, отнимал девок у одних и отдавал другим. Американцы все буйство его и даже побои долго сносили, но наконец опомнились, что от этого урода и избавиться можно и, посоветовавшись между собой, кончили тем, что убили преподобного, да об нем и жалеть бы нечего, но принесли в жертву ожесточению своему и всю артель русских и кадьякцев, не оставя ни одного живого " .

http://drevo-info.ru/articles/13676015.h...

170–180; 80–188. Свиток оправдания. – В кн.: Сборник в честь семидесятилетия Григория Николаевича Потанина, СПб. С. 359–378 (ЗРГО по отд. этнографии, т. XXXIV). 1910 г. Египетския церковныя впечатления. СПб., тип. В. Ф. Кирш»-баума. 32 с., илл. Опись коллекции древностей, привезенных из Египта весной 1909 года (таблицы I–VIII). – ЗВОРАО, т. VI. С. 161–176.  Die naophore Statue nr. 97 im Vatikan. – Zeitschrift fuer aegyptische Sprache und Altertumskunde», Bd 46, Leipzig. S. 74–77. 1911 г. Заметки к краткой Эфиопской хронике. В. В. Болотов . Новейшая история Абиссинии по краткой хронике из Собрания Азиатского Музея Имп. Академии Наук. – Византии-ский временник. Т. XVII. СПб., вып. 1–4. С. 247–282. История древнего Востока, ч. 1–2. Курс лекций, СПб., тип. В. Безобразова, 1911–1914, ч. I, 1911–1912, 44, 368 с.; ч. 2, 1913–1914, 414 с. илл. Скарабей с о. Березани – Известия имп. Археологической комиссии, вып. 40, СПб. С. 118–120. Скифия в иероглической надписи. – Сергею Федоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели. Сб. статей. СПб. С. 356–360. Einige unedierte Saitica in russischen Sammlungen. – Zeitschrift fuer aegyptische Sprache und Altertumskunde», Bd. 48, Leipzig. S. 160–163. Objets egyptiens et egyptisants trouves dans la Russie Meridionale. – Revue Archeologique, Serie quatrieme. T. XVIII. Paris, Juillet–Aout, p. 20–35. 1912 г. История древнего Востока. Курс чит. в СПб. ун-те в 1910– 1911 г., ч. 1–2, СПб., тип. Безобразова, ч. 1, 349 с. ч. 2, 286 с. Памятники музея изящных искусств им. имп. Александра III в Москве. Вып. 1–11. Текст. М. – Автор статей: «Доисторическое» блюдо Голенищевского собрания 2947, с. 19–20; Письмо из эпохи Нового Царства, помещенное на глиняном блюде, с. 21–22; Поздние заупокойные папирусы иероглифического письма, с. 23–29. Христианский Восток, т. I, СПб. – Автор статей: Вып. I. Коптские надписи из собрания Н. П. Лихачева, с. 45–49; Эфиопские мелкие тексты. 1. К эфиопской версии повести о Варлааме и Иоасафе. 2. Чудеса Христовы. 3. Стихи в честь Ламбалы, с. 50–61; Вып. II.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/t...

Значение Первой Духовной миссии на Аляске в свете цивилизационного подхода. Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента 19 октября 2013 г. 12:37 18 октября 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялся круглый стол «Русское Православие в Америке в 1793–1917 гг. К 220-летию первой русской православной миссии в Америке». На открытии мероприятия с докладом выступил председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент . В это время 220 лет назад в столице Российской империи — Санкт-Петербурге шли последние приготовления перед отправкой на Аляску Первой Духовной миссии. Ее члены положили начало постоянному, никогда не прерывавшемуся пребыванию православного духовенства в Северной Америке. Перед первыми миссионерами стояли задачи, которые были поставлены не только Церковью и инициаторами их направления — купцами, желавшими монополизировать пушной промысел на Тихоокеанском севере, но и царской властью. Из всех задач, стоявших перед миссионерами, остановлюсь на тех, реализация которых наиболее ярко демонстрирует цивилизаторское воздействие русских миссионеров на местных уроженцев Аляски. Главной целью миссионеров была проповедь Евангельских ценностей и распространение русской православной культуры среди местного туземного населения. Учитывая то, что алеуты, эскимосы, тлинкиты имели другой культурный код, то от проповеди миссионеров требовалось глубокое воздействие на ментальность жителей. Они должны были изменить цивилизационные установки с языческих на христианские. Однако в Петербурге понимали, что словом их не научишь, т.к. автохтоны не знали русского языка, а миссионеры языка местных народов, поэтому Синод по предписанию Императрицы Екатерины II дает начальнику Первой миссии архимандриту Иоасафу (Болотову) инструкцию, в которой указывает, что основным средством воздействия на местных жителей должны быть личная жизнь миссионеров И в действительности, с самого начала деятельности миссии выяснилось, что миссионерам трудно вести проповедь на местных языках, требовались переводчики (толмачи), и в языках коренных народов Аляски недостаточно выразительных средств для объяснения христианских понятий. Архимандрит Иоасаф писал об этом: «И самые толмачи не могут порядочно выражать им хотя бы своими словами разум учения нашего»

http://patriarchia.ru/db/text/919503.htm...

Если бы автор справился с «Pontificale» или хотя-бы с книгой свящ. Серединского, он узнал бы, что до самого конца священнодействия хиротонии посвящаемый или является совсем с непокрытой головой, или-же имеет на ней только берет (parvum biretum). Уже много спустя после рукоположения и миропомазания, при конце литургии, посвящающий благословляет митру, окропляет ее святой водой и не «подносят» рукоположенному, как говорит автор, а возлагает ее на его голову (Imponit earn capiti Consecrati) 4 . Если, по словам самого автора (стр. 155), римское чинопоследование, за немногими указанными им изменениями, соблюдено было при хиротонии Рейнкенса «с буквальной точностью», то отмеченная несообразность есть очевидно ошибка «Сборника», неосторожно повторенная и г. Керенским. На стр. 164-й известного Синезия философа, епископа Птолемаидскаго, автор легкомысленно возводит в папское достоинство. На стр. 170-й автор утверждает, что Гаарлемская епископия открыта была в 1726 г., а Девентерская – в 1740-м. Обе эти даты неправильны. Известно, что только смерть Варлета, последовавшая 14-го мая 1742 г., побудила, последнего из рукоположенных им архиепископов Утрехтских Мейндартса, принять меры к упрочению апостольского преемства в Голландии чрез посвящение еще нескольких епископов. Правда, священник Донкеръ был действительно избран в епископы Гаарлемские еще в декабре 1726 г., но его посвящение не состоялось тогда вследствие противодействия светского правительства. Только чрез шестнадцать лет после этого Гаарлемская епископия действительно была открыта и 2 сентября 1742 г. на нее посвящен был епископом Иероним де-Бок. Епископия же Девентерская открыта была еще позднее, а именно на нее рукоположен был Варфоломей Биевельдт 25-го января 1758-го года 5 . Сведения об этом можно заимствовать и из той книги Ниппольда, на которую ссылается сам автор. На стр. 165-й есть у г. Керенского такое сообщение, относительно которого, не имея возможности назвать его прямо ошибочным, мы все-таки позволим себе выразить некоторое сомнение. Автор говорит: «мы имеем примеры единоличного поставления во епископы в нашей собственной русской церкви. Не причисляя всех подобного рода примеров, укажем лишь на пример из нашей истории сравнительно очень недавнего времени». Далее, он и указывает на хиротонию архим. Иоасафа Болотова во епископа кадьякского, 10 апр. 1799 года. В последнее время, по поводу недавнего столетнего юбилея нашей американской миссии, на этот факт неоднократно указывали в печати и его достоверность не подлежит, конечно, ни малейшему сомнению; но автор говорит: «примеры», «не перечисляя всех подобного рода примеров», как-будто случаи единоличного епископского рукоположения бывали в русской церкви неоднократно. Вот эта-то, утверждаемая автором, множественность такого рода примеров представляется нам сомнительной и очень жаль, что автор не перечислил их, если имел к тому возможность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАКАРИЙ (БОЛОТОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Схиархим. Макарий (Болотов) Макарий (Болотов) ( 1932 - 2001 ), схиархимандрит . В миру Болотов Виталий Николаевич, родился 21 сентября 1932 в Воронежской области. Он принадлежал к тому же роду Болотовых, что и епископ Иоасаф (Болотов) , прославленный в лике святых Американской митрополией, и схимонахиня София, постриженница старца Амвросия Оптинского, основательница Шамординской обители, и иконописец иеромонах Даниил (Болотов) , и профессор СПб духовной академии Василий Васильевич Болотов , церковный историк. Его отец погиб на советско-финской войне, дед был расстрелян, многие из родных репрессированы, мать тяжело болела, годами не выходила из больниц. Во время болезни матери Виталик оставался в семье за старшего. Потом он рассказывал, как часто молился, чтобы Матерь Божия послала хлебушка, и на пороге дома появлялся непонятно кем принесенный хлеб. Во втором классе его выгнали из школы за отказ отречься от веры. - Мне директор школы показывает портрет мужика, - вспоминал схиархимандрит Макарий, - и говорит: поклонись ему, он твой отец. Я отвечаю: нет, отец мой погиб. " Тогда он тебе дед " - " Деда моего комиссары ваши в расход пустили " - " Тогда он тебе брат... " Когда всех родственников перебрал, тогда пальцем показывает: он твой друг. А друзья у меня, говорю Николай Угодник да Михаил Архангел. И перекрестился. Меня директор из школы выгнал и спросил: а как же ты теперь, мальчик, жить-то будешь?.. Виталик Болотов тогда сказал директору: да у тебя, может, сын помрет, я за него псалтирик почитаю, а ты мне денежку дашь. Через некоторое время двадцатилетний сын директора школы действительно погиб, и его жена просто заставила сходить за Виталиком, хоть директор очень этого не хотел... " Отцом и братом " был товарищ Ленин... В четырнадцать лет отец Макарий дал монашеские обеты и по некоторым сведениям был облачен в рясофор , тоже тайно.

http://drevo-info.ru/articles/11822.html

Ист.: Письмо Шелехова и Лебедева-Ласточкина архим. Иоасафу от 30 апр. 1794 г.// Тихменев П. А. Ист. обозрение образования Российско-амер. компании и действий ее до наст. времени. СПб., 1863. Ч. 2. С. 56-58; Гавриил (Петров), митр. Наставление архим. Иоасафу// Львов А. Н. Краткие ист. сведения об учреждении в Сев. Америке правосл. миссии, об основании Кадьякской епархии и о деятельности там первых миссионеров. СПб., 1894. С. 11-15; Российско-амер. компания и изучение Тихоокеанского Севера, 1799-1815: Сб. док-тов. М., 1994. С. 83, 250; Зап. иером. Гедеона о Первом рус. кругосветном путешествии и Рус. Америке, 1803-1808 гг.//Рус. Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и др. очевидцев/[Отв. ред.: А. Д. Дризо. Р. В. Кинжалов]. М., 1994. С. 27-122. Лит.: Иоасаф Болотов, еп. Кадьякский// Евгений. Словарь. Т. 1. С. 298-300; Хлебников К. Т. Жизнеописание А. А. Баранова, главного правителя Рос. колоний в Америке. СПб., 1835. С. 23-24, 45, 58-59; Вениаминов И., прот. Состояние Правосл. Церкви в Рос. Америке//ЖМНП. 1840. Ч. 26. 6. Отд. 5. С. 19-23 (отд. отт.: СПб., 1840); Деменков Д. А. Распространение правосл. веры в Америке// Пассек В. В. Очерки России. СПб., 1842. Кн. 5. С. 223-224; Рогозинников И. Иоасаф Болотов, рус. миссионер//Моск. вед. 1858. 142. С. 583-584; Мат-лы для истории рус. заселений по берегам Восточного океана//Морской сб. СПб., 1861. 1. Прил. С. 53-54 (отд. отт.: СПб., 1861); Тихменев П. А. Ист. обозрение образования Российско-амер. компании и действий ее до наст. времени. СПб., 1861. Ч. 1. С. 42-44, 51, 59-60, 70, 78-79, 105; Пежемский Ф. Еп. Кадьякский Иоасаф Болотов//Странник. 1862. 6. Отд. 1. С. 277-281; Иоасаф (Болотов), еп. Кадьякский, викарий Иркутской епархии//Иркутские ЕВ. 1871. 12. С. 159-160; Пимен (Гаврилов), архим. Валаамские подвижники. СПб., 1872; Нил (Исаакович), архиеп. Путевые записки. Ярославль, 1874. Ч. 2. С. 392-397; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18842. С. 379; он же. История РЦ. 18885. Т. 5. С.

http://pravenc.ru/text/578080.html

Иоасаф, епископ Кадьякский, викарий Иркутской епархии (Болотов Иван Ильич) Родился 22 января 1761 года в семье священника села Стражново Кашинского уезда. С 1777 года обучался в Тверской и затем в Ярославской духовной семинарии. По окончании курса последней состоял учителем Угличского духовного училища. В 1786 году пострижен в монашество в Толгском монастыре и вскоре же рукоположен во иеромонаха. Затем перешел в Дорофееву Южную пустынь, а оттуда в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. В 1783–1786 годах Г. И. Шелеховым, русским мореходом, были открыты новые острова в Охотском море, населенные туземными племенами. В 1793 году по ходатайству Г. И. Шелехова на остров Кадьяк была отправлена духовная миссия в составе архимандрита Иоасафа и трех монахов из Валаамского монастыря для обращения туземцев в христианство . Благополучно добравшись до острова Кадьяк, миссионеры построили церковь , открыли школу для обучения туземных детей. 19 июля 1796 года с учреждением Кадьякского викариатства архимандрит Иоасаф избран кандидатом во епископа. 10 апреля 1799 года хиротонисан в Иркутске во епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии, одним епископом Вениамином (Благонравовым , † 1892). Это редчайший случай в истории Русской Церкви. Преосвященный Иоасаф явился первым православным архиереем для Америки. Его назначение имело своей целью укрепить Православие на американской земле. Но послужить делу Православия в архиерейском сане преосвященному Иоасафу не пришлось. Он не добрался до места своего назначения. 10 мая 1799 года, при возвращении из Охотска на остров Кадьяк, судно «Феникс», на котором плыл преосвященный Иоасаф, во время сильной бури потерпело крушение, и он утонул вместе со всеми пассажирами. Труды: Топографическое, климатерическое, статистическое и нравственное описание острова Кадьяка//Друг просвещения. – М., 1805, октябрь. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – М., 1888. – Пер. 5. – С. 55–56. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 379.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антология 1999 – Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология. Сост. Иером. Иларион (Алфеев) . Т. II. М. 1999 Афонасин 2003 – Строматы. Книга 1–3. Перевод и предисловие Афонасин Е. изд. Олега Абышко. СПб. 2003. т. 1. 543 С. Болотов 1999 – Болотов В. Собрание Церковно–Исторических трудов. Т. 1. Учение Оригена о Святой Троице. Изд. «Мартис». 1999. Болотов 2002 – Болотов В. Собрание Церковно–Исторических трудов. Т. 4. Лекции по стории древней Церкви. Изд. «Мартис». 2002. Буланин 1984 – Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека . Неизвестные тексты. Ленинград. «Наука». 1984. 278 С. Вестель 2003 – Святитель Григорий Нисский . Большое огласительное слово. Статья Вестель Ю. А. Изд. «Пролог». 2003 г. Деяния 1996 – Деяния Вселенских Соборов. Том IV. VI Собор. VII Собор. СПб: Издательства “Воскресение”, “Паломник”, 1996. Дидим, наз. «Слепец»//Православная богословская энциклопедия (под ред. А. П. Лапухина). Пг., 1903 г. т. 4. стр. 1028. Диспут 2004 – Диспут с Пирром. Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. Отв. Ред. Д. А. Поспелов. М. Храм Софии Премудрости Божией. 2004 г. 528 с. Дмитриевский 1884 – Дмитриевский В. Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвящения от I до начала V века по Р. Хр. Казань. Типография Императорского Университета. 1884. 274 С. Дьяконов 1913 – Дьяконов А. проф. Типы высшей богословской школы в древней церкви III-VI вв. Речь на годичном акте С.-Петербургской Духовной Академии 17 февраля 1913 года. СПб. 1913. Епифанович 2003 –Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Изд. «Мартис». М. 2003 г. 223 С. Иванов 1969 – Иванов А. И. Литературное Наследие Максима Грека . Изд. «Наука».Ленинград. 1969 г. 246 С. Изречения Египетских Отцов 2001 –Изречения Египетских Отцов. Введение, перевод с коптского и комментарии: Еланская А. изд. 2-е. изд. «Алетейя». СПб. 2001 г. 377 С. Иоасаф 2003 – Иоасаф (Морза) иером. Дидим Слепец и его комментарий на книгу Иова. МинскаяДА. Жировичи. 2003 г. 120 С.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010